Стихотворный размер пусть сосны и ели всю зиму торчат

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Краткий анализ

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

История создания

Критические отзывы о тютчевском стихотворении

критика о стихотворении

Тютчевское стихотворение – это прекрасное изображение лирики, но в то же время это и попытка поэта показать свои эмоциональные переживания в картины природы. Каждый миг жизни имеет свою неповторимую красоту. Поэтому так много критических отзывов вызвало именно это стихотворное произведение лирика. Так. Ю.Самарин утверждал, что Федор Тютчев никогда не относился к русскому языку, его богатству фамильярно. Вот как пишет критик:

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Особенности третьей строфы

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

художественные средства

Лирик Федор Тютчев использует в своем небольшом по объему, но довольно глубоком и содержательном стихотворном творении использует самые разные художественные средства, которые придают этому тексту выразительность и эмоциональность, помогая создавать литературные образы:

✚Сравнения: Иглы хвойных деревьев лирик сравнил с ежовыми. А зелень, которая никогда не желтеет, но при этом у елей и сосен она не бывает свежей, подобна некой мумии. Это сравнение эмоциональное и поэт-философ говорит о том, что эти хвойные деревья даже не растут, а выглядят так, словно торчат, словно их кто-то просто воткнул в землю и они от нее не получают никаких соков. Так просто и так литературно — образно Тютчев лишает их даже малейшего намека на жизнь и какое-либо движение. Другое дело лиственные деревья, которые постоянно находятся в свете и в движении.

Третья тютчевская строфа позволяет автору использовать глаголы и в неопределенной форме, а также глаголы в прошедшем времени. Но теперь речь идет о гибели и увядании. Но есть еще некое чувство тревоги и даже некой безнадежности, и это создается при помощи глухих согласных звуков. Интересно и бессоюзное предложение, с которого начинается это самое первое четверостишие. Так, в нем совершенно нет второстепенных членов, а ведь нераспространенные предложения у поэта Федора Тютчева встречаются очень редко. Уже во второй части этой же строфы автор усиливает эмоциональное состояние, используя риторический вопрос.

А в последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру. И здесь уже Федор Тютчев использует глаголы, но только теперь настоящего времени, а также восклицательные предложения. Для этого лирики потребовались протяжные гласные звуки: е-о-у. Но их поэт ставит рядом с такими согласными, как с и т, чтобы создать шум от ветра, и читателю кажется, что это его свист.

Философия молодого поэта

Старости невозможно избежать, как невозможно и преодолеть немощность. В произведении поэт подчеркивает, что в этом периоде жизни нет ничего привлекательного, в нем отсутствует смысл. Юный Тютчев еще не понимал того, что с каждым годом человек набирается мудрости, которая и питает старика богатой пищей для размышлений. В завершении жизни поэт видит лишь только мрак, и поэтому, с присущим ему юношеским максимализмом, призывает ветер как можно скорее сорвать пожелтевшие листья с ветвей.

Заключительная часть

Размышления, на которые наталкивает стихотворение

Как закончился жизненный путь самого Тютчева

Уже находясь в преклонном возрасте, поэт пережил два инсульта. Первый случился в декабре 1872 года. Но поэт не захотел прислушиваться к рекомендациям врачей. И уже в январе отправился к друзьям. Это решение оказалось для Тютчева роковым. Во время прогулки с ним произошел еще один инсульт. После второго он уже не оправился. Все время до самой кончины он зависел от помощи близких людей, его организм не выполнял никаких команд.

Попробую, как всегда, написать для произведения то, чего еще нет в интернете.

Произведение создано в пору молодости поэта, в 1830 году - ему всего 27 лет. Он живет в Мюнхене в счастливом браке с немкой Эрнестиной Ботмер (Петерсон).

Его круг общения – это поэты и философы Германии, в основном принадлежащие к романтическому течению.

Вот и данное стихотворение передает характерный романтический мотив – предпочтение мятежной жизни, полной поиска и страсти, холодному разумному существованию. Оно полностью написано от лица листьев, которые воплощают в себе романтический дух.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Со второй октавой вступает в ход антитеза : хвоя – листья. Если хвоя спит всегда, и всегда выглядит одинаково "не свежо", то листья живут и красуются только летом, но в полную силу. Им дана жизнь недолгая, зато яркая:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе.

Повтор однокоренных слов : "красное лето - в красе".

Параллелизм : "цветем и блестим (. ) гостим". "Играли (. ), купались".

В третье октаве рисуется драматическая участь листьев:

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Бледнеет солнце, уходят зефиры (зефир - теплый мягкий ветерок, символ весны и лета). Но гордые листья не хотят ждать медленной неминуемой смерти. Они начинают думать, что лучше улететь вслед за птицами и зефиром, в теплые края.

Так листья начинают метафорически уподобляться птицам – символу свободы и вольности души.

В последней четвертой октаве листья обращаются к холодным осенним ветрам с просьбой унести их вдаль. Они решили, что не хотят спокойно умирать на ветвях, им не терпится пуститься в полет:

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

В стихотворении использован достаточно редкий стихотворный размер (короткий двустопный амфибрахий). Фактически в строке лишь два самостоятельных слова:

Пусть сос -ны //и е -ли//
Всю зи -му //тор- чат ,
В сне- га и //ме- те -ли //
За- ку -тав-//шись, спят .
Их то -ща //-я зе -лень//,
Как иг -лы // е- жа ,
Хоть ввек не // жел- те -ет //,
Но ввек не // све- жа .

При помощи короткой строки словно передается суть листьев: их небольшой размер и их недолгое существование.

Итак, листья предпочли гибельный для них полет, потому что в нем есть энергия жизни, движение. Конечно, в этом стихотворении нет ничего от реалистической картины природы, в которой природа бы смиренно принимала временную сезонную смерть.

Здесь листьям чуждо философское, мудрое понимание жизни. Они выражают запал молодости, горячности и дерзости.


По первым строкам можно предположить , что это обычное четверостишье.

Но в реальности стих средний.


Помогите пожалуйста определить стихотворный размер стиха пороша?

Помогите пожалуйста определить стихотворный размер стиха пороша.


Помогите пожалуйста ?

Мне нужно определить рифму у стихотворения листья тютчев!

Я не понимаю как!

1)пусть сосны и ели всю зиму торчат, 2)в снега и метели закутавшись, спят.


Как определить двусложный размер стиха А?

Как определить двусложный размер стиха А.

С. Пушкина "Узник"


Помогите определить размер стиха "Туча"А?

Помогите определить размер стиха "Туча"А.

С. Пушкина расставьте ударения !


Определить размер, лексику и рифму стиха С?

Определить размер, лексику и рифму стиха С.

А. Есенина Шаганэ.


Соченить стих со словами для справок ?

Соченить стих со словами для справок .

Прямая, летит как стрела, блестит как зеркало, вокруг сосны, еле в снегу искриться.


Определите размер стиха : Зажгло грозою дерево А было соловьиное?

Определите размер стиха : Зажгло грозою дерево А было соловьиное.


Какие ели?

Ответь на вопросы.


Определите стихотворный размер стиха Листья помогите?

Определите стихотворный размер стиха Листья помогите.


Помогите сочинить стих чтоб в каждой строчке было по одному слову дожди, сосна, прошли, красна?

Помогите сочинить стих чтоб в каждой строчке было по одному слову дожди, сосна, прошли, красна.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Определите размер стиха по двум строчкам :Пусть сосны и елиВсю зиму торчат?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Название : "Зимнее утро"Автор : Александр Сергеевич ПушкинДата написания : 3. 11. 1829Род : лирикаВид : пейзажнаяТема : рассказ лирического героя о прекрасных картинах русской природы. Идея : родная природа прекрасна и неповторима. Художественные ..


Любящим свабоду когда он поднял восстание.


3 загадки из сказок о сказочных героях Человек немолодой С усами и бородой. Любит ребят, Любит зверят. Симпатичный на вид, А зовется …. (Ответ : Айболит) Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. (Ответ : Белоснежка) Деревянный озорни..


Древнерусская живопись напрямую связана с искусством Византии, точнее является ее мощной ветвью. Так как ее развитие связано с крещением Руси, то основные рисунки изображали лики святых и библейские сюжеты. Названия произведений древнерусской живоп..


Повесть временных лет.


1. Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и в..



Жил - был ослик, было у него много друзей, он всегда с ними играл, пока один из них не предал его, ослик плакал, потом успокоился, но в душе у него на всегда запомнился этот момент. Ослик рос, нашёл новых друзей, играл с ними, и прожил он ещё долго ..


Китайские народные сказки КАК ЮНОША ЛЮБИМУЮ ИСКАЛВан Лан обманул старика, ему была не нужна невеста, ему нужен был хороший дом и сытая жизнь, без тревог и забот, поэтому его и съел лев.


Солнце, Месяц и Ворон помогли старику собрать крупу, которую он просыпал. За эту помощь старик отдал замуж трёх своих дочерей за этих помощников. Пошёл в гости к зятьям, где Солнце на себе испекло деду блины, Месяц в бане тёмной подсвечивал своим п..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Тема стихотворения – тема свободы, противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Вариант 1

В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности.

Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.

С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.

Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.

Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.

Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.

Вариант 2

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы.

Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл. Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать.

Это интересно: Стихи Цветаевой — короткие и длинные.

Вариант 3

Написанное Тютчевым в 1830‑м, стихотворение “Листья” относится к раннему творчеству великого поэта. Оно принадлежит к пейзажно-философской лирике и вместе с природным описанием содержит в себе философские рассуждения Тютчева.

Основным поэтическим приемом, который использует в данном стихотворении Тютчев является олицетворение. Он рассматривает листья как живых существ, испытывающих чувства и способных к мышлению. Рассказ ведется от лица листьев, монологом. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, каждая по восемь строк.

В первых строках этого стихотворения описывается зимний лес, покрытый снегом. Но это пейзажное описание начисто лишено возвышенных или восторженных нот. Напротив, Тютчев утверждает, что, хвоя вечнозеленых растений, хоть и не теряет своего цвета, но все равно выглядит жалко и навевает мысли о мертвом. По мнению автора, отмирающая и опадающая листва лиственных деревьев куда более естественна и “правильна”

Во второй части стихотворения автор проводит параллели между природой и человеком. В словах Тютчева, которому на то время исполнилось всего-навсего семнадцать, звучат стариковские слова о “легком племени”, чья жизнь скоротечна. Он критически относится к жизненному циклу человека, чья зрелость и старость наполнены страданиями и начисто лишены смысла. Старость и дряхление кажутся молодому Тютчеву необратимыми, он не видит в такой жизни ни капли смысла.

Подверженный юношескому максимализму, Тютчев отказывается смотреть на процесс старения как на что-то, имеющие положительные стороны. Он не признает, что с возрастом приходят жизненный опыт и мудрость, напротив, для него итог жизни — разочарование, которого ему хотелось бы избежать. Именно этому посвящены слова, где он просит ветер сорвать омертвевшие листья с деревьев — по его мнению, своевременное окончание земного пути куда более предпочтительней жалкого стариковского существования.

При написании этого стихотворения Тютчев был убежден, что ему не суждено будет окончить свою жизнь стариком и он избавит и себя и окружение от горестей своего старения. Он уверен, что избежит опыт, который получают старики, оказываясь на пороге смерти и хочет быть вовремя сорванным безжалостной силой стихии, которая унесет его в новое путешествие. Тютчев считает, что жизнь его закончится неожиданно и у него не будет времени на то, чтобы жалеть о ее краткости.

Однако, как нам известно, своенравность Тютчева сыграла с ним злую шутку — ослушавшись рекомендаций врачей, он вскоре после инсульта отправился на прогулку и пережил повторный инсульт. Рок Тютчева показал, насколько плохо соотносятся желания и стремления человека с волей судьбы.

Вариант 4

Вдогонку поэт ставит в противоположность консервативному типу людей, другой типаж — людей, горячо любящих жизнь. Именно они сопоставимы с листьями. Не без помощи перемены времен глаголов в первой и во второй строфах поэт акцентирует нашу заинтересованность на скоротечности мгновений листочков.

Стихотворный размер данного стихотворения – двухстопный амфибрахий.

Данное произведение прямым текстом указывает нам на то, что нельзя проживать новый день безотрадно и уныло, нужно радоваться каждым мелочам в этой жизни, ведь она так быстротечна и может оборваться в любой момент… Поэтому важно привнести в новый день добро, любовь, красоту.



История создания

Темы, проблематика, настроение

Из тематики плавно вытекает проблематика стихотворения – она представлена кругом вопросов относительно нашего места в этой жизни. То, как мы проживем отведенное нам время, что хорошего сделаем для окружающих, и какую пользу принесем этому миру – все это составляет проблематику данного стиха.

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: тему свободы и противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Жанр, размер

По жанру данное стихотворение относится к философской лирике. Автор прибегает к помощи аллегорий. Здесь, как и во многих других произведениях, Федор Иванович оживляет природу, тем самым передавая через нее основной смысл произведения.

Что же касается направления произведения, то это романтизм. Лирический герой представлен открытым, но в то же время таинственным.

В стихотворении отчетливо видно то, как автор тянется к прекрасному, умея замечать красоту в окружающем мире. Ему не интересны политические и социальные темы, которые так были популярны у авторов того времени. Он не перестает восхищаться и воспевать то, что подарила нам матушка-природа.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Фёдор Иванович использовал различные средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Образы и символы

В данном стихотворении Федор Иванович выбрал достаточно интересную передачу образов. Здесь он представляет людей в роли листьев. Изначально он описывает людей, имеющих консервативные взгляды на жизнь. Он представляет их в роли иголок хвойных деревьев. Они постоянно находятся на одном месте, имеют один цвет, и ничего в их жизни не происходит. Они не хотят никаких перемен. Да, их жизнь размеренна и постоянна, но в то же время до безумия скучна и обыденна. Они не готовы на решительные действия, поскольку не хотят ничего менять в своей жизни.

Другую же категорию людей он показывает в виде листьев. Это люди смелые и решительные, которые выбирают перемены и не боятся риска. Их жизнь очень быстротечна, но очень насыщена. Их не страшат перемены. Они стараются взять от жизни все самое лучше, понимая, что, не рискнув, можно остаться на одном месте на всю жизнь. Ждать чего-то бесполезно – необходимо действовать, тогда и перемены к лучшему поспешат прийти к вам.

Лирического героя, взгляды которого разделяет автор, он относит именно к листьям, которые полны смелости и решительности.

Композиция

  • 4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.

Основная идея

Читайте также: