За посадками молодых деревьев следит лесовод

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

НЕБЕ РАЗГОРАЕТСЯ ЗАРЯ.5.ОСЕНЬЮ Я СОБИРАЛ ПОД ДУБАМИ КРАСИВЫЕ,КРЕПКИЕ ЖЁЛУДИ.6.Я ПРОБИРАЮСЬ УЗКОЙ ДОРОЖКОЙ ЧЕРЕЗ ГУСТУЮ РОЖЬ.7.ИЗ ПРИДОРОЖНЫХ ЗАРОСЛЕЙ ,ВЫПОРХНУЛА ПЕРЕПЁЛКА, И СКРЫЛАСЬ ВО РЖИ. 8.ОДНАЖДЫ Я ШЁЛ НА ЛЫЖАХ ПО СНЕЖНОЙ ЦЕЛИНЕ.

За посадками(дополнен выражено глаг.) молодых(определение выражено прилаг) деревьев(дополнение выражено сущ.) следит(сказуемое выражено глаг.) лесовод(подлежащее выражено сущ.). Быстро(обстоят.выражено наречием) проходит(сказуем. выражено глаг). летняя(определение выражено прилаг.) гроза(подлеж. выражено сущ) Горностай(подлежаещее выражено сущ.) ловкий(определение выражено прилаг.) и быстрый(определение выражено прилаг.) хиЩНИК(сказуемое выражено сущ.) На небе(обстоят. выражено сущ.) разгорается(сказуемое выражено сущ.) заря(подлеж. выражено сущ.) осенью(обстоят. выражено сущ.) я(подлеж. выраж сущ.) собирал(сказ. выраж глаг) по дубами(обстоят. выраж сущ) красивые,крепкие(определения выраж сущ.) желуди(дополнен. выраж. сущ). Я(подлеж. выраж. сущ.) пробираюсь(сказуем. выраж.глаг) узкой(опред. выраж прил) дорожкой(дополн. выраж сущ) через густую(определ. выраж прил) рожь(дополнение выраж сущ) Из придорожных(определ. выраж прил.) зарослей(обстоят.выраж сущ),выпорхнула(сказ. выраж глаг.) перепелка(подлеж. выраж сущ) и скрылась(сказ. выраж глаг) во ржи(обстоят выраж сущ). Однажды(обстоят выраж наречием.) я(подлеж выраж. сущ) шелсказ. выраж глаг) на лыжах(дополн. выраж сущ). по снежной(определение выраж прилаг.) цлине(дополнение выражено сущ.)


Материалы предназначены для проведения промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе.

Форма контроля – диктант с грамматическим заданием. Данные контрольно-измерительные материалы состоят из 4 проверочных работ, спецификации и кодификатора.

Промежуточная проверочная работа 1

Диктант

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (89 слов)

(По В.П. Астафьеву).

Задание

1 вариант

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему текста.
  3. Выпишите из первого абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.
  4. Выпишите из третьего предложения антонимическую пару.
  5. Выпишите из третьего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
  6. Найдите в тексте одно предложение с прямой речью и постройте его схему.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения: Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.

2 вариант

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Выпишите из третьего абзаца слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. Подберите синоним к слову зашуршал (камыш).
  5. Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
  6. Найдите в тексте одно предложение с прямой речью и постройте его схему.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения: Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Промежуточная проверочная работа 2

Диктант

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (96 слов)

Задание

1 вариант

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему текста.
  3. Выпишите из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.
  4. Подберите синоним к слову безжалостного (обращения).
  5. Выпишите из второго предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
  6. Найдите в тексте предложение с обращением и постройте его схему.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения: Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья.

2 вариант

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Выпишите из шестого предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. Подберите антоним к слову срубить (дерево).
  5. Выпишите из первого предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
  6. Найдите в тексте предложение с обращением и постройте его схему.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения: Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Промежуточная проверочная работа 3

Диктант

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, солнце редко показывается из-за туч. Оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.

Деревья в лесу потемнели и стоят грустные. Животные готовятся к морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами, съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. С появлением снега зайцы поменяют серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Задание

1 вариант

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему текста.
  3. Выпишите из первого абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.
  4. Подберите синоним к слову показывается (солнце).
  5. Выпишите из четвертого предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
  6. Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения: Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного жира.

2 вариант

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Выпишите из третьего абзаца слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. Подберите синоним к слову подстерегает (опасность).
  5. Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
  6. Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.

Промежуточная проверочная работа 4

Диктант

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости.

Всё вокруг начинает меняться. Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна! (90 слов)

У нас ч…сто леса гибнут от бе…жалос…ного обращения с ними. Люди бе…сознательно бр…сают спич(?)ку, и от ее огня пог..бают б…льшие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы выр…стить его, надо десятки лет.
→За п..садками молодых деревьев сл..дит лес…вод←. Он уст…навливает места, которые п…страдали от пожара, нам…чает, где надо ра…чистить лес от бурелома, отводит участки для работы лес…рубов, учас(?)твует в борьбе с вр…дителями леса. Гусеницы иногда с…едают подр…стающие побеги, об…едают лист…я. →Зайцы и мыш… обгрызают корни м…лодых деревьев←. Но есть у леса и друзья — птиц… . Они прекрас(?)ные помощ(?)ники лес…водов.
Бер..гите, ребята, лес! Это наше богатство.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 1
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. 2 Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Читайте также: