По каким критериям следует выбирать заготовку для резьбы по дереву 6

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Резьба по дереву по праву считается одним из самых древнейших искусств. В самые древние времена были мастера в этом искусстве. Особенно высокого развития резьба по дереву достигла в Киевской Руси, где фасады всех домов были украшены резными элементами. Благо материалы для резьбы по дереву росли повсюду. В то время мастерство в этом деле достигло вершины. Именно резьба по дереву придавала Киевской Руси свой особый неповторимый стиль.

Некоторые секреты мастеров того времени утеряны, другие, напротив, бережно сохранены мастерами многих поколений. Многие из секретов касаются материалов для резьбы. Какие виды древесины лучше других подходят для работы? Каким образом дерево подготавливают к работе? Какого возраста должно быть дерево, чтобы его древесина была наилучшего качества? Какова должна быть влажность древесины?

Древесина хвойных пород и лиственных пород

В качестве материала для резьбы по дереву чаще других используется древесина хвойных пород. Её преимущество в смоле, которая в большом количестве содержится в древесине и придаёт ей устойчивость к атмосферным воздействиям. Древесину хвойных пород можно использовать в любом возрасте.

Возможно использование лиственных пород. Это липа возрастом старше 70 лет, тополь старше 50 лет, клён старше 90 лет. Используется также древесина ольхи, рябины, ясеня, дуба и других деревьев. Древесина, выбранная для резьбы по дереву, должна быть хорошей. На ней не должно быть косых слоёв, должна отсутствовать суковатость. Только при таких условиях древесина по дереву не будет ломаться и скалываться.

Выбирая материал нужно обращать внимание на:

  • годичные кольца — их параллельность говорит о том, что дерево имеет прямолинейную внутреннюю структуру;
  • широкие слои древесины указывают на рыхлость и непрочность заготовки;

Для работы не подходят одиночно растущие деревья, так как они больше всего подвержены ветровым нагрузкам, вследствие чего волокна скручиваются и имеют различную плотность. При процессе сушки такая древесина трескается и сильно коробится.

Особое внимание уделяется возрасту дерева. Молодое дерево имеет мягкую и рыхлую структуру, которая легко подвергается механическому воздействию. Старая древесина подвержена гниению и нападкам паразитов. Для резных работ прекрасно подходит дерево зрелого (среднего) возраста. Для разных пород он бывает разный. Для дуба это 80 — 150 лет, берёзы и ясеня — 60-70 лет. Возраст определяется толщиной ствола или количеством годовых колец.

При выборе заготовки учитывается влажность древесины. Не подходит для резьбы свежеспиленная древесина, которая коробится в процессе высыхания. А пересушенное дерево впитывает атмосферную влагу, вызывая набухание и растрескивание. Недосушка или пересушка сильно проявляется на плотных и твёрдых породах, в меньшей степени на мягких.

Подготовка древесины к работе

Материалы для резьбы по дереву должны быть хорошо высушены, влажность 15% и ниже. Если осуществить резьбу по влажному дереву, то изделие, подсохнув, начнет трескаться и коробиться. Резать по сухому дереву труднее, чем по влажному, но изделия из него более долговечные. Для работы с деревом требуется очень острый, хорошо заточенный инструмент.

Различают твёрдую и мягкую древесину. На твёрдой древесине резьба получается более чистой даже при менее остром инструменте. Бруски, используемые как материалы для резьбы могут быть как радиального так и тангенциального распила. При тангенциальном срезе красивее текстура древесины. И хотя в этом случае древесина сильнее сопротивляется резцу художника по дереву, большинство мастеров выбирают именно тангенциальный срез.

Красоту текстуры следует учитывать покрывая древесину лаками. Хорошо когда красивая текстура просвечивается сквозь слой лака. Мягкие породы древесины пропитывают специальным составом. Консервируют. Пропитывают чаще всего противогнилостными составами.

Не рекомендуется зачищать заготовку наждачной шкуркой. Абразивные зерна попадают в структуру древесины. Впоследствии, при обработке древесины, инструмент быстро тупится. Это снижает качество работы и замедляет её. Зачищать древесину нужно циклями.

При обозначении степени влажности дерева используют следующие термины:

Для сушки используют два способа: открытый и камерный. При открытой сушке древесина находится на улице под навесом или в сарае, такой метод требует большого количества времени. При камерном способе древесина сушится в специальных камерах различного объёма с особым температурным режимом. Такой способ сушит древесину быстрее, но он менее доступный и более затратный.

При выборе древесины нужно учитывать и место эксплуатации. Если изделие будет находиться на улице — то сушиться оно должно в уличных условиях. Материал для комнатных изделий должен сушиться в комнатных условиях.

Изделия из древесины

Древние изделия, сделанные резчиками по дереву, давно стали антиквариатом, приобрели огромную ценность. Но и сейчас множество деревянных изделий являются частью нашей культуры. Деревянные ложки, деревянная посуда, резная деревянная мебель, инкрустированные деревянные рамы и зеркала. Большой популярностью пользуются деревянные сувениры в русском стиле.

Высоко ценятся деревянные шкатулки, игрушки из дерева. Грубые материалы для резьбы по дереву под рукой мастера превращаются в художественные панно и интерьерные скульптуры. Во многих деревнях России дома в деревнях украшают резные украшения.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины — это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15-20%. Сама процедура сушки может занять много времени — несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера помогут. Наши специалисты — эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

Резьба по дереву по праву считается одним из самых древнейших искусств. В самые древние времена были мастера в этом искусстве. Особенно высокого развития резьба по дереву достигла в Киевской Руси, где фасады всех домов были украшены резными элементами. Благо материалы для резьбы по дереву росли повсюду. В то время мастерство в этом деле достигло вершины. Именно резьба по дереву придавала Киевской Руси свой особый неповторимый стиль.

Некоторые секреты мастеров того времени утеряны, другие, напротив, бережно сохранены мастерами многих поколений. Многие из секретов касаются материалов для резьбы. Какие виды древесины лучше других подходят для работы? Каким образом дерево подготавливают к работе? Какого возраста должно быть дерево, чтобы его древесина была наилучшего качества? Какова должна быть влажность древесины?

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы — ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом — светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную.

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Называют её так за кажущуюся воздушность, лёгкость и схожесть с кружевом. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой. Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. звя

Мебель XVII-XVIII веков, выполненная ажурной резьбой, представляет собой наст.

Мебель XVII-XVIII веков, выполненная ажурной резьбой, представляет собой настоящее произведение искусства. Прорезную резьбу стали наклеивать (или прибивать ) к деревянной основе. Резьба, выполненная в такой технике, получила название накладной. Для ажурной резьбы используют древесину липы, берёзы, ольхи, клёна, ореха и др. Для её изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик или пила-ножовка с узким полотном, ручная дрель, свёрла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило. звя

звя Ажурная прорезная резьба

звя Ажурная прорезная резьба

звя Технология выполнения ажурной резьбы Первоначально на заготовку переносят.

звя Технология выполнения ажурной резьбы Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона, или копировальной бумаги и карандаша. Чтобы во время вырезания узора не ошибиться, выпиливаемые участки обычно заштриховывают. При перенесении рисунка стараются учитывать направление волокон древесины на заготовке, чтобы избежать откалывания тонких элементов орнамента.

звя Выпиливание начинают с наружных контуров , после чего в местах расположен.

звя Выпиливание начинают с наружных контуров , после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия. Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры. В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой. Готовое изделие лакируют. Технология выполнения ажурной резьбы

звя Технология выполнения ажурной резьбы Готовое изделие лакируют

звя Технология выполнения ажурной резьбы Готовое изделие лакируют

звя Технология выполнения ажурной резьбы Изделия, выполненные в технике ажурн.

звя Технология выполнения ажурной резьбы Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы

звя Виды резьбы по дереву и технология их выполнения Плосковыемчатая резьба х.

звя Виды резьбы по дереву и технология их выполнения Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую. Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создаётся выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чёрнолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают чёрным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создаётся узор.

звя Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все.

звя Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, - треугольники, квадраты, окружности и др. На последующих рисунках показаны элементы геометрической резьбы и изделие с элементами геометрической резьбы. Эти элементы повторяются, образуя красивый рисунок. Треугольники Глазок

звя Елочка Фонарик Четырехгранники Лучи Ромб

звя Елочка Фонарик Четырехгранники Лучи Ромб

Кухонная доска с элементами геометрической резьбы звя Варианты геометрической.

Кухонная доска с элементами геометрической резьбы звя Варианты геометрической резьбы а) - прямоугольники б) - цепочки в) - змейка

Технология выполнения геометрической резьбы Работу начинают с аккуратной разм.

Технология выполнения геометрической резьбы Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание. Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом - косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком. Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. звя

Сначала резак погружают в поверхность в вершине Треугольника и надрезают одну.

Сначала резак погружают в поверхность в вершине Треугольника и надрезают одну из граней, затем надрезают вторую грань. После этого подрезают основание треугольного элемента и извлекают его из поверхности. По возможности грани стараются про резать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными. звя

звя Положение инструмента при выполнении резьбы Одной рукой Двумя руками

звя Положение инструмента при выполнении резьбы Одной рукой Двумя руками

звя Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьб.

звя Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента Надрезание граней Подрезание основания

звя Рельефная резьба Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и.

звя Рельефная резьба Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую. Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву. Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

звя Рельефная резьба Образцы абрамцево-кудринской резьбы

звя Рельефная резьба Образцы абрамцево-кудринской резьбы

Рельефная резьба Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фон.

Рельефная резьба Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на слайдах ниже. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают и подрезают контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4 . 5 мм. Затем прорабатывают рельеф рисунка. звя

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном первоначал.

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном первоначально на поверхность доски копируют рисунок и надрезают по контуру

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном после выпо.

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном после выполнения надрезки, подрезают контур рисунка

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном зачистка в.

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном зачистка вертикального края контура и выборка фона

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном заоваливан.

звя Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном заоваливание (закругление) контура

Скульптурная резьба Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них.

Скульптурная резьба Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них - лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер. Другим направлением скульптурной резьбы является Богородска резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика. звя

звя Скульптурная резьба Богородские игрушки

звя Скульптурная резьба Богородские игрушки

звя Скульптурная резьба Богородские игрушки

звя Скульптурная резьба Богородские игрушки

звя Скульптурная резьба Лесная резьба, которая часто применяется в городских.

звя Скульптурная резьба Лесная резьба, которая часто применяется в городских парках.

звя Скульптурная резьба Лесная резьба, которая часто применяется в городских.

звя Скульптурная резьба Лесная резьба, которая часто применяется в городских парках.

ЗВЯ Вопросы для закрепления темы 1. По каким критериям следует выбирать заг.

ЗВЯ Вопросы для закрепления темы 1. По каким критериям следует выбирать заготовку для резьбы по дереву? 2. Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой? 3. Чем характерна плоскорельефная резьба с выбранным фоном? 4. Какова особенность богородской резьбы? 5. Чем занимается резчик по дереву? 6. Расскажи технологию выполнения геометрической резьбы?


Технологические качества древесины


Базовые показатели для отбора дерева – твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

Материал по твердости:

  • Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же – тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется.
  • Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.
  • Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.

Если вы только начинаете обучение резьбе, то старайтесь работать с мягкими породами. Например, в Сибири ремесленники работают с кедровыми заготовками, комфортным для резного творчества материалом с прекрасной фактурой. Из лиственных сортов резчики любят использовать липу. Ее древесина чистая и легкая в резке, то для крупных мебельных изделий она не подходит. А вот для первых опытов в резьбе – вполне. Породы дерева для резьбы предполагают целый список материалов, и они могут конкурировать друг с другом. Да и важны личные предпочтения мастера.



Типы древесины и классификация пород

Требования к древесине сильно разнятся в зависимости от типа работ. В каком-то случае нужна мягкая порода, которую будет просто и удобно обрабатывать для получения тонких узоров и мягких контуров, а в другом случае требуется максимально прочная и износостойкая древесина. К счастью столяров и строителей существуют разные типы древесины. Пиломатериалы из разных пород древесины сильно различаются не только по внешнему виду и текстуре, но и по своим свойствам. У каждой породы есть свои сильные и слабые стороны, поэтому при строительных и столярных работах профессионалы уделяют дополнительное внимание вопросу выбора подходящего типа древесины.

Классификации пород древесины

Чтобы не запутаться при разборе пород древесины, разберемся с теорией: по каким критериям и на какие типы древесину разделяют.

Разделение по структуре, ядру и заболони

Но так происходит не у всех деревьев, поэтому в этой категории породы делят на 3 типа:

  • ядровые породы, деревья с ярко выраженным слоем отмерших клеток повышенной плотности и более темного оттенка;
  • заболонная древесина, деревья без отмерших клеток вокруг сердцевины;
  • спелодревесная древесина, деревья с ядром и заболонью одного и того же оттенка.

Схема структуры древесины

Разделение по твердости

Простая классификация по плотности волокон древесины:

  • мягка древесина, плотность составляет менее 540 кг/м3;
  • твердая древесина, плотность находится в диапазоне от 550 до 740 кг/м3;
  • особо твердая древесина, плотность более 750 кг/м3.

Данная классификация полезна при подборе материала для износостойких изделий и при обработке древесины резанием для подбора соответствующего инструмента. Чем выше плотность породы, тем сложнее будет ее повредить. Мягкое дерево используют преимущественно для столярных работ, а плотное применяют для строительных, например, при укладке пола.

Разделение по виду листьев

Пожалуй, самая привычная классификация древесных пород, знакомая еще со школьных уроков биологии по виду листьев:

Хвойные

Хвойные деревья

Лиственные

Лиственные деревья

Главное различие этой классификации в структуре древесины и наличии или отсутствии древесных смол. Благодаря смоле древесина хвойных пород устойчива к влаге, деформации и усадке, из-за чего в строительстве отдают предпочтение именно ей. А еще естественная смола отпугивает насекомых и активно борется с воздействием микроорганизмов. Единственное, из-за смолы текстура хвойных деревьев неоднородна и может содержать смоляные кармашки, которые в большом количестве пагубно влияют на общую прочность массива.

Дополнительные классификации

Разделять древесину на типы можно по многим параметрам, в том числе по стойкости к гниению и легкости обработки химическими составами. Подробнее об этих классификациях мы говорили в этой статье, посвященной мерам защиты древесины от гниения.

Распространенные породы древесины

Пород древесины и их разновидностей по месту происхождения крайне много, поэтому мы рассмотрим самые популярные для строительных, столярных и отделочных работ.

Спил дуба

Лиственная твердая спелодревесная порода. Древесина отличается красивыми цветами, от ярко-желтых до красновато-коричневых оттенков. Требует специализированной обработки паром.
Из бука часто настилают полы, получается одновременно прочное и красивое покрытие с разными цветовыми оттенками.

Спил бука

Ясень

Лиственная твердая ядровая порода. Ценится за живописную структуру древесины. Цвет от светло-желтоватого до нежно коричневого. При этом ядро не всегда сильно отличается оттенком от заболони. Хорошо гнется и держит удар.
Используется при отделке, в мебельном производстве и изготовлении спортивного инвентаря.

Спил ясеня

Лиственная мягкая заболонная порода. Древесина отличается красивым почти белым цветом с желтоватым оттенком.
Полы или вагонка из клена – это высокоценный дизайнерский материал. Помещение с отделкой из клена выглядят крайне светлыми и приятными для глаза.

Иллюстрация стыковки профилированного бруса

Черешня

Лиственная твердая ядровая порода плодового дерева. Древесина ценится из-за цвета – насыщенного красно-коричневого, розовато-коричневого или красного цвета. При этом древесина хорошо отдает влагу и почти не деформируется при сушке.
Используется для производства шпона, паркета, эксклюзивной мебели и сувенирных изделий.

Спил клена

Ольха

Лиственная мягкая спелодревесная порода. Древесина со светлой текстурой и красноватым оттенком. Темнеет под воздействием света. При контакте с железом сереет, а само железо быстро ржавеет.
Используется для производства шпона, фанеры и древесно-стружечных плит, применяемых для внутренней отделки.

Спил ольхи

Лиственная твердая ядровая порода. Орех ценится за счет уникальной структуры древесины и красивого часто желто-коричневого цвета. При этом с очень мягким цветовым переходом от ядра к заболони. Износостойкая и вязкая древесина.
Обычно используется в качестве шпона или при производстве эксклюзивной мебели, в продаже в виде пиломатериалов встречается редко.

Спил ореха

Акация

Лиственная особо твердая ядровая порода. Очень ценная порода за счет особой прочности и необычной текстуры с переливом разнообразных оттенков.
Применяется для изготовлении эксклюзивной мебели и полов высокого класса.

Спил акации

Сосна

Хвойная мягкая ядровая порода. В зависимости от места произрастания существенно отличаются цвет, твердость и структура. В России относится к малоценным породам дерева и самым распространенным.
Популярный пиломатериал для строительных работ, который есть в большом ассортименте в нашем каталоге. Вагонку из сосны используют для саун из-за источаемого тонкого аромата смолы, ее вы тоже можете найти на нашем сайте.

Спил сосны

Лиственница

Хвойная мягкая ядровая порода. Эта древесина отличается самой высокой водоустойчивостью и красивой фактурой.
Из лиственницы изготавливают полы, брус, шпунт, вагонку и многое другое. В том числе из лиственницы выходят отличные доски для покрытия террасы, которые вы можете найти в каталоге на нашем сайте.

Спил лиственницы

Осина

Лиственная мягкая ядровая порода. Эта древесина отличается легкостью, стойкостью к износу и влаге. Имеет приятный светлый оттенок и естественный блеск на свету.
Осина является очень специфичным материалом, в первую очередь за счет особенностей первичной обработки. Ядро дерева часто не пригодно к какому-либо использованию из-за высокой влажности и нередко активно гниет в процессе роста, поэтому часто осину перерабатывают в ДСП и фанеру, изготавливают вагонку и элементы для внутренней отделки, а также мебель и двери. Некоторые изделия из осины представлены в нашем каталоге.

Спил осины

Также пиломатериалы изготавливают из кедра, вишни, вяза, липы, тополя, ели, тика, ивы, рябины (в зависимости от места произрастания леса). Но мы рекомендуем для постройки домов выбирать растущие в вашей местности породы, так как им более привычен родной климат и они подведут вас с гораздо меньшим шансом.

А если вас интересует более подробный разбор теории по общим физическим и механическим свойствам древесины, советуем ознакомиться с этой статьей.

Выбор древесины для резьбы по дереву


Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.

Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.

Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.

Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:


Критерии качества

Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.

Например, цвет древесины будет зависеть от возраста дерева, от того, как на него воздействовали внешние условия, от последующего воздействия отделкой, а еще от угла светоотражения. Декоративность древесины в поделке зависит от самой текстуры дерева, от того натурального рисунка, который виден на срезах.

Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:

  • Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
  • Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
  • Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.

Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.

Обязательно глядите на годичные колечки: параллельность колец говорит о прямолинейности внутренней структуры древа. Широкие древесные слои – знак рыхловатости и не высокой прочности деревянной заготовки.

Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.

Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).

Лиственные породы твердых сортов

К деревьям, которые обладают свойствами на порядок выше, чем хвойные породы, относятся береза, ясень, клен, дуб и т. д. Они в меньшей степени используются при строительстве.

Прочность на изгиб у березы больше, чем у сосны: она составляет 99 МПа. При этом берёзовая древесина имеет меньший вес и более устойчива к поражениям. Из березового бруска часто изготавливают рукоятки для разных инструментов. Также он используется при создании каркасов для мягкой мебели. Пиломатериал из березы имеет светлый, практически белый цвет.

Отличительной особенностью дубовой древесины является высокая плотность. Она составляет 800 кг/м3. Также дубовые породы тверже остальных. Такие особенности позволяют использовать дуб в промышленности. Кроме этого, дубовую древесину применяют для создания эксклюзивной мебели, различных музыкальных инструментов и декоративных элементов интерьера.

Пиломатериал из дуба может быть от светлого до темно-коричневого цвета. Такая древесина стоит значительно дороже сосны, что обусловлено ее свойствами и тем, что дуб растет намного дольше. В результате для обновления лесного ресурса требуется больше времени.

Резьба по дереву для начинающих

Каждый человек обладает определенными талантами, одни приобретаются, другие даются от природы. В своем стремлении к прекрасному люди постоянно стараются сделать не только что-то новое, необычное, функциональное, но и красивое, эстетичное и прекрасное. Работа с деревом является одним из древнейших ремесел, которое остается популярным и актуальным и в наши дни. Те, кто желает научиться резьбе по дереву, должен освоить немало премудростей, понять технику и получить опыт, но для этого необходимы определенные знания.



Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.


Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.



Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.



Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Данный вид работ относится к геометрической резьбе и подразделяется помимо контурной на трехгранно-выемчатую и скобчатую техники.



Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Нельзя использовать наждачную бумагу или другие абразивные изделия для обработки заготовок, так как мелкие частицы будут мешать аккуратной резьбе и станут причиной того, что режущий инструмент затупится.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.


Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

Выполняя геометрическую резьбу, необходимо подобрать оптимальный рабочий материал и подготовить его, после чего нанести желаемый рисунок.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.


Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.


Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.


Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.



Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.


Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

На заготовке карандашом нужно наметить эскиз и стараться придерживаться его, чтобы изделие было симметричным и красивым.


Какое дерево выбрать?

Планируя попробовать свои силы в резьбе по дереву, важно понимать, что помимо таланта необходимо иметь при себе набор инструментов, а также использовать правильную древесину. Даже опытные мастера не смогут получить качественные результат, если для работы возьмут дерево, которое трудно поддается обработке.


Наиболее подходящими для резьбы считаются определенные виды древесины.

Каждый мастер должен хорошо знать особенности всех пород дерева и выбирать наиболее оптимальные варианты для работы.


Необходимые инструменты

Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:

  • острый перочинный нож;
  • пилу (поперечную, продольную, универсальную);
  • топор (колун);
  • тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
  • резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
  • дрель;
  • дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
  • фрезу с набором лезвий;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
  • клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
  • ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.


Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.

Очень важно, чтобы все инструменты были хорошо наточенными, не имели сколов и поломок, так как это может отразиться не только на красоте будущего деревянного изделия, но и на технике безопасности в процессе работы.


Требования к рабочему месту

Резьба по дереву должна проводиться в подготовленном месте, на прочном и устойчивом верстаке. Начинающие мастера могут использовать столешницу, главное, чтобы ее высота не превышала линию пояса. Главное требование к рабочей поверхности – это чистота и гладкость, в случае появления неровностей их нужно сразу убирать. Доску, на которой производится резьба, необходимо надежно закрепить струбцинами.

Сидеть на табурете, шатком стуле или работать на коленях ни в коем случае нельзя.


Для красивой и качественной работы над рабочей зоной необходимо установить хорошее освещение в виде 2-3 светильников или ярких ламп. Важным будет размещение света, его стоит выставлять под разным углом, выше уровня глаз резчика. На хорошо освещенном и правильно подготовленном рабочем месте даже новичок сможет освоить больше навыков и быстрее постичь азы мастерства.


Пошаговые схемы для новичков

Чтобы понять основы резьбы по дереву, стоит поэтапно осваивать уроки – от самых простых до более сложных. Для начинающих, а особенно для детей, стоит сразу рассказать о технике безопасности, чтобы предотвратить возможные травмы.

Чтобы научиться вырезать любые объекты своими руками, важно знать, что для этого нужно и какой должна быть последовательность действий.

Самая простая техника состоит в обучении контурной резьбе, для чего необходимо приготовить основной инвентарь:

  • деревянную заготовку;
  • стамески;
  • нож-косяк;
  • карандаш и бумагу для эскизов;
  • наждачную бумагу;
  • краски.



Чтобы правильно и красиво резать дерево, важно рассказать все о стамесках и показать их в работе. Ручная работа отличается тонкостью выполнения, потому не стоит спешить и начинать резать без эскиза. Чертежи готовятся на бумаге, тщательно продумываются, после чего переносятся на дерево.

Азы работы со стамесками и ножом-косяком проходят на заготовках с прямыми и волнистыми линиями.

Начинающий резчик должен почувствовать инструмент и научиться с ним работать. Как только начинает стабильно получаться, можно выбирать какой-то эскиз и пробовать воплотить его в жизнь. Наиболее распространенными темами для высечения являются животные и природные ландшафты с различными объектами. После того как работа окончена, заготовка шлифуется и окрашивается.

Распространенные ошибки

Резьба по дереву представляет собой сложный вид деятельности, для овладения которым требуется немало времени, а отсутствие ошибок существенно сокращает период обучения. Среди основных ошибок можно выделить:

  • использование сырого дерева, без просушки;
  • поспешное углубление в поверхность дерева, все движения должны быть медленными, с постепенным нажимом;
  • резьба в одном направлении и с одинаковым нажимом, без учета специфики древесины, нужно менять нажим и работать под разными углами, в зависимости от древесного материала;
  • отсутствие плана работ: без проработки эскиза, правильного нанесения и постепенного высечения узора, не получится добиться результата;
  • не стоит спешить освоить все умения сразу, начинать нужно с малого и легкого, постепенно повышая уровень мастерства.


Если начинающий мастер поставит перед собой правильные задачи и не будет совершать ошибок, то постепенно он научиться работать с разными видами дерева и создавать шедевры.

В следующем видео представлен урок резьбы по дереву для начинающих.

Читайте также: