Пирография по дереву технология для новичков

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Выжигание по дереву очень интересный и необычный вид искусства. Этот вид творчества заключается в нанесении изображения на деревянные основы способом выжигания.


Такое занятие развивает усидчивость, воображение, терпение, целеустремлённость и мелкую моторику.


Искусство выжигания по дереву не любит спешку, поэтому для того, чтобы получилась красивая картина в итоге, необходимо с головой углубится в работу проявить терпение и осмысливать каждый последующий шаг.


Содержание

Что такое выжигание по дереву

Выжигание по дереву – это нанесение изображений, рисунков или надписей на дерево, используя раскаленные инструменты. Для этого используют пирографы, горелки или другие электрические приборы.


Считается, что времяпровождение за таким занятием оказывает очень расслабляющий и успокаивающий эффект, а также приносит положительные эмоции.


Виды выжигания по дереву

Выжигать по дереву можно несколькими способами. В следствии технической обработки можно получить или плоские, или объемные рисунки.










  • С помощью пирографа. В свою очередь такой способ делится на: контурное и силуэтное выжигание.
  • Контурное. Такой способ очень хорошо подходит для новичков. Не требует особых навыков и умений. Выжигается только контур.
  • Силуэтное. Техника заключается в полной затушевке. Иными словами, выжигается фон, а изображение остается нетронутым.
  • С помощь альтернативных вариантов. Заключается в иных способах нанесения изображения на деревянную основу, например, используя: кислоту, лазер, электрический разряд, трение, пиротипию или даже солнечные лучи и лупу.


Материалы и инструменты для работы

Существует огромное количество инструментов на любой вкус, цвет и кошелек. В магазинах рукоделия можно найти готовые наборы для того, чтобы начать такое занятие.


Готовы набор состоит из: Заготовок древесины, различных изображений, прибор для пирографии, наждачка, воск, ветошь.


Древесина для выжигания

Деревянная основа для выжигания должна иметь однородную структуру, мелкопористость, на ней не должно быть сколов, царапин или трещин.


Также необходимо убедится, что нет механических браков, чтобы не была смолистая.

  • Деревянная основа должна быть светлая, иначе изображения не будет видно.
  • Породы деревьев, которые подходят для основы: липа, тополь, ольха, осина и береза.
  • Правильно подобранная основа гарантирует успешный результат.


Для начинающего мастера рекомендуется использовать готовые наборы для выжигания по дереву. Листы фанеры также являются оптимальным вариантом для начинания.










Выбор изображения

Единственное условие при выборе изображения – рисунок должен быть с ярко выраженным контуром.

  • Рисунки можно найти в интернете, распечатать. А можно придумать самим.
  • Но первые разы рекомендуется все же использовать простые изображения, чтобы понять принцип работы и набить руку.
  • С каждым разом вы будете оттачивать мастерство и работы будут выглядеть все лучше и лучше.

Изображение наносится на основу с помощью копировальной бумаги или вручную.


Техника безопасности

Во время работы с инструментом для выжигания следует придерживаться следующим правилам:

  • Включенный инструмент берите только за рукоятку, чтобы избежать ожога. Прибор сильно раскален. Избегайте касания кончика с другими частями тела.
  • Кладите инструмент только на специальную подставку.
  • Голыми руками насадки менять нельзя. Используйте для этого плоскогубцы.
  • Не допускайте перегревание инструмента, иначе он быстро сломается. В процессе работы выключаете инструмент на некоторое время, а сами отдыхайте.
  • Не оставляйте без присмотра включенный прибор, даже на пару минут.
  • Если на приборе появились оголенные провода или другие повреждения, то рекомендуется заменить прибор. Такие повреждения очень опасны и могут привести к возгоранию.


Если ваш ребенок занимается таким занятием всегда следите за ним, не оставляйте без присмотра, всегда проверяйте все ли хорошо. Разумеется, перед началом работы расскажите ему правила техники безопасности.










Советы для начинающих

Чтобы первая точка не выделялась, а линии были плавными слегка подуйте на кончик.

  1. Выполняйте контур одной линией. Работайте медленно. Помочь себе можно двигая основу другой рукой.
  2. Заливку выполняйте средней температурой нагрева прибора. Выполняйте медленные круговые движения.
  3. Используя металлическую губку для мытья посуды, несколько раз в процессе работы очистите наконечник.
  4. Уже выжженную линию стереть невозможно, поэтому работайте аккуратно и сосредоточено.
  5. Толстые линии можно получить при помощи очень медленного ведения прибора по поверхности. А тонкие наоборот – ведите линии быстро.
  6. Чем больше температура нагрева прибора, тем темнее будут ваши линии.


Для того, чтобы получить плавные переходы тонов в одной линии, используйте маленький настольный вентилятор. Он будет остужать кончик и линии получатся плавными. Но будьте острожны и внимательны!


Пошаговая инструкция по выжиганию

Подготовьте деревянную основу. Следует пройтись мелкой наждачкой, а также натереть ее водно-меловым раствором. Дождитесь высыхания и приступаете к работе.

  1. На подготовленную поверхность нанесите эскиз с помощью копировальной бумаги, вручную или используя трафарет.
  2. Включите прибор и дождитесь пока он нагреется до желаемой температуры. Не забывайте про указанные выше техники безопасности.
  3. Удобно расположите основу на рабочем столе. Ведите прибор по контуру с одинаковым нажимом и скоростью.
  4. Начинайте рисунок с внешних линий, а после их проработки уже приступайте к основной части картины. Второстепенные части работы выжигаются в последнюю очередь.
  5. После того, как вы прорисовали все линии, можно считать, что картина готова.
  6. Выключите прибор.
  7. Если хотите получить цветную картинку, то раскрасьте ее красками. Лучше всего подойдет акриловая.
  8. Покройте картину акриловым лаком.










Оформление готовой работы. Картина получилась уже красивая, но можно вставить ее в рамку. Очень оригинально будет смотреться рамка из деревянного спила или самодельных багетов. Кстати, на них тоже можно предварительно выжечь узоры.


Выжигание по дереву – это тот вид искусства, который доступен каждому человеку. Приобретая пирограф, вы получаете великолепную возможность окунуться в мир искусства вместе со своими детьми. Картины, которые вы изготовите таким способом станут отличным подарком на праздник, а также хорошей бизнес идеей.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 12 человек(а).

Выжигание по дереву, или пирография, — это процесс нанесения рисунка на кусок деревянной поверхности при помощи паяльника. [1] X Источник информации Пирография позволяет не только снять напряжение, но и привнести нечто замечательное в любой дом. Выжигайте для своего удовольствия, повесьте свое произведение на стену или дарите своим друзьям. Чтобы вы ни выбрали в качестве объекта для своей картины, для начала нужно ознакомиться с основами выжигания по дереву.

Изображение с названием Woodburn Step 1

  • Прибор для выжигания по дереву. Есть две разновидности: обычный паяльник с одним тепловым режимом (или сменными насадками); продвинутый паяльник с проволочным наконечником, двумя перьями и различными тепловыми настройками. Вы можете подобрать подходящий паяльник за цену от 1000 рублей или же многофункциональный паяльник, который может стоить десятки тысяч рублей. [2] X Источник информации
  • Разнообразные насадки. Они позволят вам выжигать линии нужной толщины и рисовать разнообразные узоры.
  • Ремень и оксид алюминия для периодической очистки насадок прибора для выжигания.
  • Плоскогубцы.
  • Глиняный горшок или держатель для паяльника (для того, чтобы где-то держать прибор, пока он горячий).

Изображение с названием Woodburn Step 2

  • сосна;
  • липа;
  • береза;
  • ясень;
  • клен.

Изображение с названием Woodburn Step 3

Аккуратно возьмите прибор для выжигания по дереву. Прибор нагревается очень быстро, поэтому прежде чем начать работать с прибором, положите его на безопасную подставку. Всегда кладите и снимайте паяльник плоскогубцами. Подождите две минуты или более, чтобы дать прибору нагреться. Пока прибор нагревается, держите его на подставке или в глиняном горшке, чтобы избежать возможности внезапного возгорания.

  • В процессе шлифовки обрабатывайте дерево по волокну. Структура дерева — это направленность древесного волокна. Обработка дерева по волокну позволит устранить небольшие неровности или царапины, которые могут появиться в результате шлифовки против волокна.
  • Когда вы закончите шлифование, протрите поверхность влажным полотенцем. Это поможет очистить поверхность от стружек, и вам будет намного проще нанести эскиз.

Наносите легкие штрихи вместо четких линий. Многие новички допускают большую ошибку, когда надавливают на деревянную поверхность слишком сильно, полагая, что это необходимо для того чтобы нарисовать эскиз. Это не так. В действительности лучше наносить легкие штрихи. Так, вам будет легче направлять карандаш, стирать ненужные линии и исключить возможность выжигания по неверным линиям.

  • Лучший вариант — постоянное давление на поверхность. Новичкам рекомендуется наносить рисунок с одинаковой силой по всей деревянной поверхности.
  • Чем дольше вы удерживаете ручку для выжигания на одном месте, тем темнее и глубже становится эта область рисунка.

При выжигании легче двигать прибором по волокну. Поверните кусок дерева так, чтобы волокна были направлены вниз. Это сделает вашу работу легче, так как основную часть времени вы будете двигать прибором по направлению вниз. При выжигании против волокна сопротивление будет больше.

Попрактикуйтесь с деревом, экспериментируйте! Как только все материалы для выжигания будут готовы и вы научитесь основам, возьмите несколько деревянных дощечек для того, чтобы попрактиковаться с разными наконечниками прибора. Таким образом, вы будете иметь представление о том, какой наконечник в каких случаях надо использовать. Выбор насадки зависит от того, что вы хотите рисовать и как много деталей будет у вашего рисунка.

Изображение с названием Woodburn Step 9

Выберите подходящий вам метод нанесения рисунка. Пока нанесение рисунка без готового эскиза слишком сложно для вас, используйте готовые изображения. Существует три базовых способа нанесения рисунка на дерево.

Просто срисуйте изображение. Если вы художник и умеете рисовать, удобнее всего для вас будет наносить рисунок сразу на дерево при помощи карандаша. Это не самый простой и эффективный способ, но так вы избежите неживого и скованного стиля рисования, к этому невольно стремятся многие художники, копирующие изображения во всех деталях.

Перенесите рисунок, используя графитовую бумагу. Нарисуйте или распечатайте рисунок. Поместите графитовую бумагу вниз на деревянной поверхности, предварительно обклеив ее малярным скотчем, чтобы не испортить будущую картину. Затем положите ваш рисунок сверху. При помощи карандаша 2М плавными линиями обведите рисунок. Уберите графитовую бумагу и еще раз прочертите все линии при помощи того же карандаша.

Используйте насадку для перенесения рисунка. Эта плоская насадка нагревается, чтобы перенести чернила напечатанной картинки прямо на деревянную поверхность. Сканируйте или найдите картинку в интернете, которая вам понравилась. Распечатайте изображение, лучше на лазерном принтере. Затем прикрепите рисунок зажимом к деревянной дощечке и начните нагревать его при помощи насадки. Медленно, постепенно приглаживайте заднюю часть изображения, используя насадку для перенесения рисунка (в тех местах, где есть чернила). Уберите лист бумаги и проверьте, отпечатался ли рисунок.

Если вы рассматриваете выжигание по дереву, как хобби, то вы на правильном пути. Выжигание по дереву интересное и увлекательное занятие. Этим хобби можно заняться в любом возрасте! Итак, представляем выжигание по дереву для начинающих.

Выжигание-по-дереву-для-начинающих

Выжигание по дереву для начинающих

Выжигание по дереву называют пирографией. Особенно полезным, выжигание будет для детей. Поскольку, кроме того, что это увлекательно, занятия пирографией, развивают у них усидчивость и навыки мелкой моторики.

Выжигание-по-дереву-для-начинающих

Оборудуем рабочее место

Правильно и удобно оборудованное рабочее место это 50 процентов успеха. Под рукой у мастера должны находится:

  • Карандаш
  • Ластик
  • Плоскогубцы (для смены жал выжигателя)
  • Набор жал выжигателя
  • Мелкая наждачка
  • Эскизы для работы

Важно отметить, что рабочее место пирографа требует хорошего освещения и вентиляции. Рядом с выжигателем должна быть розетка.

Выбор материала для выжигания

Фанера отлично подходит для выжигания. А из деревянных досок лучше всего подойдут каштан, липа, ольха, тополь, осина. Дерево должно быть сухим, без сучков, с однородной структурой и светлая.


На светлой заготовке рисунок будет выглядеть более выразительным и с ним проще будет работать. Перед тем, как начинать выжигание, поверхность заготовки нужно зачистить наждачкой с мелким зерном.

Прибор для выжигания

Для пирографии лучше выбирать выжигатель со сменными жалами. Латуневые жала мастера предпочитают больше всего.

Жала могут быть разной толщины. Также есть жала в форма волн и зигзагов. Такими жалами легче всего делать орнаменты.

Выжигание-по-дереву-для-начинающих

Толщина ручки выжигателя должна быть не слишком большой. Чтобы работа не доставляла дискомфорта, мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.

Как нанести изображение на заготовку

Эскизы для выжигания могут быть на бумаге. А можно наносить рисунок сразу на заготовку. Тут в помощь приходит копирка. С ее помощью можно перенести контуры на деревянную основу. Далеко не всем удается рисовать сразу на дереве, без подготовки бумажного эскиза. Карандаши для нанесения изображения лучше брать разные. Для дерева твердый, а для бумаги средней плотности.


Техники выжигания

В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания.

Выжигание-по-дереву-для-начинающих

Контурное выжигание

Контурное выжигание происходит кончиком иглы, рука должна иметь опору. Техника напоминает рисованием карандашом. Линию нужно вести ровно, не оставляя точек, учитывая структуру дерева. Твердое дерево требует большего нагрева, мягкое же-прожигается гораздо быстрее.


Работать в контурной технике стоит с небольшим нагревом. Аккуратно ведя жало по касательной. Контурное выжигание отлично подходит для создания надписей и штриховок. Для начинающих контурная техника подходит лучше всего. Она позволит выработать минимальные навыки работы с выжигателем.

Силуэтное выжигание

Для силуэтного выжигания используется особая игла. Кончик иглы расклепан и зашлифован. Иглу ведут вдоль волокон древесины. При правильном исполнении техники, получается черная, гладкая поверхность. Без светлых и затемненных пятен. Если быстрее проводить иглой, то можно получить коричневые оттенки. От светло-коричневого до темного, кофейного цвета.


Рисунки в технике силуэтного выжигания, часто создаются без контура. Они идеально подходят для украшения столов, стульев или разделочных досок. Для детей техника сложновата. Но может покориться, после некоторой подготовке и оттачиванию навыков. А для взрослых силуэтное выжигание прекрасный способ украсить свой дом и дачу.

Художественное выжигание

Это самая сложная и серьезная техника пирографии. Базируется она на силуэтной и контурной техниках. А также сочетает их специфику и дополняет эти стили. Начинать работу, в художественной технике, стоит с простых геометрических фигур. Отточить работу с тенями и светом.


Высока роль умения передавать перспективу, учитывая фон рисунка. Для такой техники нужно уметь рисовать хотя бы карандашом. А когда навыки рисования карандашом у вас появятся, тогда можно и браться за выжигание в художественном стиле. Ошибки будут обязательно. Но на них учатся, так что не стоит бояться сложных задач.

Финальная обработка

Когда рисунок готов, его необходимо обработать мелкой наждачкой. В глубоком рисунке стоит обработать впадины металлической щеткой. Это нужно для того, чтобы удалить угольки, которые образуются при выжигании. Обрабатывать рисунок нужно тщательно, но осторожно, чтобы не допустить повреждения работы.

И не сколоть дерево. Обработанную, гладкую поверхность обрабатывают лаком для дерева. Чтобы предотвратить влияние негативных факторов. И беремся за следующую интересную работу.

Выжигание по дереву возникло в древности как способ украшательства предметов быта. Позже на основе ремесла возникло искусство пирографии (рисование огнем). Сегодня во многих странах мира популярно как народный промысел и детское творчество. Выжженными композициями украшают мебель, шкатулки, панно, кухонную утварь, элементы интерьера (багеты, арки, ставни, карнизы).

Пирография фото

Виды приборов для выжигания

  1. Трансформаторные с насадками из нихромовой проволоки (с температурной регуляцией);
  2. Паяльниковые с насадками из латуни (без регулятора температуры).

Профессиональные пирографисты часто дорабатывают инструмент под индивидуальные потребности или изготавливают выжигатель с нуля самостоятельно.

Перевод рисунка

Перед началом работы с пирографом требуется сделать на дереве набросок будущей картинки. Существует около десятка способов перевести контуры с бумажного эскиза: с помощью копировальной бумаги, мягкого простого карандаша, нагретого каллиграфического пера, уайт-спирита, фотоувеличителя, шила, расчерчивания по клеткам. Каждый метод имеет достоинства и недостатки, от затраченного времени до качества полученного изображения и удобства процесса.

Порядок работы

  1. Расположить электровыжигатель со стороны рабочей руки (обычно правой) и включить в сеть.
  2. Установить холст под небольшим наклоном на расстоянии 35 см от глаз.
  3. Держать ручку нагревателя как обычный пишущий предмет, опираясь локтем на стол.
  4. Поставить точки на эскизных линиях, затем соединить.
  5. Оформить сначала внешние контуры, затем внутренние, выполнить тонировку и затенение.
  6. Каждые 2-3 минуты нужно отключать электроприбор, давая остыть.

Подготовительные упражнения

Новичкам-пирографистам следует набить руку на черновых дощечках, прежде чем приниматься за сложные композиции. На некоторое время придётся представить себя первоклашкой, который тренирует в прописях палочки и крючки. Понадобится выполнить различные по глубине штрихи, прямые и извилистые контуры, пунктиры и затенения, различные насадки (ножевидные и фигурные наконечники). Для правильного выполнения штриховки можно потренироваться на бумаге карандашом.

Основные приёмы

Для начала нужно освоить простые пироприемы.

  • Контурная техника подразумевает нанесение точек и небольших штрихов, соединяющихся в сплошной контур.
  • Силуэтное рисование – очертания объектов производят сплошными движениями.
  • Простое тонирование – передача свето-тени с помощью штриховок и точек.

Плавные переходы и тени

Для придания картинке выразительности стоит научиться переходам от света к тени. Затенение можно выполнять штрихами и точками различной глубины внутри основного контура. Штриховка выполняется в одном направлении, пунктир – с разной степенью густоты. Большой участок удобно заполнять фигурными наконечниками (треугольники, квадраты и другие элементы). Исходя из законов композиции и перспективы, ближние фигуры должны выглядеть темнее, дальние – светлее. Чёрных объектов должно быть как можно меньше.

Чёрный фон

Пирография бывает контактной и бесконтактной. В первом случае речь идет об использовании выжигателя, второй вариант – рисование потоком пламени из газовой горелки. Направляя огонь на нужные участки деревянного холста, можно создавать чёрный, а при определенной сноровке и другого цвета фон. Благодаря тонировке картина выглядит гораздо профессиональнее и привлекательнее.

Правильная техника

Тонкие линии создают быстрым передвижением пера, толстые – медленным, очень толстые – проведением в несколько слоёв. В конце линии перо следует отрывать быстро, иначе получится жирная точка. Силу нажима регулируют в зависимости от направления древесных волокон: вдоль волокон – меньше, поперёк – больше. Накаленный шрифт можно держать перпендикулярно к поверхности (для получения точек и кривых), или под углом, как при письме ручкой (для ровных прямых). Резкие движения исключены, иначе штрихи будут получаться разной ширины.

Ликтенбергские фигуры. Молнии

Самый зрелищный вид пирографии – рисунки с помощью трансформаторного блока (обычно достают из старой микроволновой печи). Два высоковольтных провода подключают к дощечке, смоченной водой, с противоположных углов и включают в сеть. Под напряжением на доске начинают появляться бороздки в виде разветвленных молний. Мастер не может направлять рисунок, только наблюдать за творением со стороны. Главное соблюдать безопасность и избегать контакта с доской во время работы электричества, дабы уберечься от поражения током.

Выжигание + роспись

Интересный вариант поделок – совмещение выжигания и росписи. Правильный алгоритм работы – сначала выжечь рисунок, затем раскрасить красками. При обратном порядке действий есть два существенных недостатка: приходится дышать парами нагретой краски, линии получаются неравномерно окрашенными. Для колорирования можно использовать краски на водной, акриловой или масляной основе, маркеры и фломастеры, восковые мелки. В конце композицию лучше покрыть лаком.

Со временем можно научиться делать объёмные изображения, используя передний, средний и задний планы. Отличным продолжением увлечения и творческого развития будет освоение альтернативных техник художественного выжига: горячее тиснение и кислотное выжигание, работа по ткани и коже.


258

Читайте также: