Осень над лесом взошло солнце лучи осветили вершины деревьев

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложносочиненные предложения; пользоваться предложениями с однородными членами в речи.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и трели эти,
Это все – весна.

- Какую картину нарисовал поэт в своем стихотворении?

- Какие синтаксические конструкции помогают автору в изображении весны, движений человеческой души?

О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, т.е. как он говорит и пишет. К сожалению, речь школьников часто бедна и однообразна, засорена различного рода ошибками. Учитель обязан помочь детям овладеть богатствами русского языка, сделать для учащихся родной язык тонким и гибким инструментом общения, выражения своих мыслей, чувств, побуждений, намерений.

Уместно вспомнить два высказывания В.А. Сухомлинского. Первое: “В детстве каждый ребенок поэт. Конечно, было бы наивным ожидать, что поэтическое вдохновение придет к ребенку по какому-то чудесному наитию… Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое важное дело, как научить читать, решать задачи”. Второе: “Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одаренных”. (В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям).

Эти краткие замечания не просто факт классической педагогики, а программа деятельности. Один из важных этапов в моей работе над развитием речи учащихся – это работа над словом. В чем она заключается? Конечно, в том, чтобы научить детей тонко чувствовать слово, его красоту, значение, уместность. Работа над словом заключается в умении подбирать синонимы, антонимы, использовать красочные сравнения, метафоры, выражать словом точно, ярко, то или иное чувство. Работа над словом должна иметь выход к более высоким ступеням речевых упражнений – составлению предложений, связной речи.

Один из наиболее сложных видов работы в системе речевых упражнений – это сочинение.

Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. В традиционной методике отношение к сочинению достаточно одностороннее: они рассматриваются как обучающие. Отсюда – большая коллективная подготовительная работа: составление общего плана, обсуждение содержания каждого его пункта, устное составление будущего текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написания трудных слов. И только после этого учащиеся приступают к записи работ в тетради. Таким образом, ученику остается просто воспроизвести только что услышанное.

Л.В. Занков рассматривает детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Он считает, что в сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определяет по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Большое значение имеет выбор темы. Тема должна воспитывать и развивать не только ум ребенка, но и его чувства. С другой стороны, тема должна предоставлять ребенку возможность проявить при написании сочинения свои самые сильные стороны.

Работа над сочинением усложняется от класса к классу. Сложнее и разнообразнее становятся предметы, явления, которые дети наблюдают, сравнивают; постепенно возрастает степень самостоятельности учащихся, Сочинению должна предшествовать большая подготовительная работа.

Покажем на примере, каким образом можно организовать подготовку учащихся второго класса к написанию сочинения. Тема – “В чем красота русской зимы”. Подготовка к сочинению началась задолго до его написания. Почему выбрана именно эта тема? На мой взгляд, она дает большие возможности для формирования у детей умения составлять художественное описание, умение ярко, живо передавать свое настроение, пользоваться словами: не просто точным словом описать краски, звуки, но и выразить свое отношение к изображаемому, показать, нравится ли тебе то, что ты изображаешь.

Работа по активизации словаря осуществлялась на каждом уроке русского языка и литературы. Дети много читали, анализировали прочитанное, выбирали наиболее подходящие для сочинения слова, фразы, образы. На уроках литературы читали стихи русских поэтов о зиме. Сравнивали картины зимней природы, изображенные А. Пушкиным, А. Фетом, С. Есениным, И. Буниным, К. Бальмонтом, составлялись устные рассказы о зиме.

Работа над словом, словосочетанием, предложением была построена следующим образом.

1. Дети подбирали к словам синонимы, сравнения, художественные определения, определения (эпитеты).

Зима – белоснежная, красавица, волшебница, величавая, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

Снежинки – нежные, ажурные, узорчатые, серебристые, хрупкие, будто звездочки, хрустальные. Снежинки падают, порхают, кружатся, искрятся.

Узоры – причудливые, необыкновенные, удивительные, сказочные.

Ветер – обжигающий, морозный; ветер бодрит, холодит, студит, обжигает огнем и т.д.

С этими словами составлялись словосочетания и предложения. Причем дети объясняли, как-то или иное слово сказывается на лексическом значении всего предложения, как изменяется смысл. Приведем примеры предложений, составленных детьми.

Снег укутал землю белым пушистым ковром. Снег укрыл землю белым пушистым одеялом. Тонкие стволы молодых берез пригнулись под тяжестью снега. Тонкие веточки молодых березок пригнулись под тяжестью инея.

Использовался и такой вид работы, как составление предложений по открыткам с зимним пейзажем. Предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.

2. Один из уроков посвящался обогащению текста выразительными средствами.

Текст был предложен такой.

Солнце осветило вершины деревьев. Тихо в лесу. Снегом покрыты ветви деревьев. Стволы берез прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С еловой ветви упал снежный ком. Шуршат по снегу лыжи. Лесную тишину нарушили птичьи голоса. Это стайка снегирей пронеслась над головой. Красивы эти птички! Словно бусы, осыпали они вершину ели.

В результате совместной работы у детей получился следующий текст.

Яркое солнце осветило вершины деревьев. Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом покрыты ветви елей. Тонкие стволы молодых берез прогнулись под тяжестью снега. Вот простучал дятел. С широкой еловой ветви упал большой снежный ком. Тихо шуршат по мягкому снегу лыжи. Вдруг лесную тишину нарушили веселые птичьи голоса. Это стайка снегирей пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птички! Словно яркие бусы, осыпали они вершину ели.

3. На одном из уроков дети писали восстановленный диктант. По выписанным из текста глаголам восстанавливали текст “Снег”.

Снег.

Великолепен был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Наступали зимние, длинные сумерки. Небо сыпало снежный пух.

Приведем пример детской работы.

Работа Юли П.

Вид зимней природы был великолепен. Мороз вытянул влагу из стволов деревьев. Кусты, деревья опушились блестящим инеем, лучи солнца осыпали все вокруг блеском. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность неба. Надвинулась большая белая туча. Наступали длинные зимние сумерки. Небо сыпало легкий пух.

4. Следующим шагом в подготовительной работе к сочинению было написание текста по опорным словам и текста по данному началу.

Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой белой скатертью.

Работа Андрея З.

Зимнее утро. В воздухе кружатся легкие, как пух, снежинки. Они ложатся на крыши домов, озябшую землю. Снег искрится на солнце. Тут и там сверкают тысячи огоньков.

Утро. Выхожу я на прогулку и не узнаю парка. Какая чудесная картина!

Работа Оли К.

Утро. Выхожу я на прогулку и не узнаю парка. Какая чудесная картина!
Белый ковер застилает землю и искрится на солнце. Деревья стоят в снежном уборе, словно в сказке. Тепло им в снежных шубках и рукавичках. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вдруг набежал легкий ветерок и закружил пушистые снежинки в веселой пляске.

5. Следующий этап подготовки – конструирование сложных предложений. Дети учились строить сложные предложения с помощью союзов и союзных слов. Например, причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.

6. Редактирование текста.

Для удобства предложения были пронумерованы. Учащимся было предложено:

  1. Зимним утром я вышел из лесной сторожки.
  2. И почувствовал себя бодро и весело на холодном воздухе.
  3. В зимнем уборе красиво каждое дерево выделялось.
  4. Лес покрыт блестящим и пушистым инеем.
  5. Деревья в лесу тихо качались.
  6. Иней засверкал в прозрачном воздухе.
  7. Все блестело и сверкало на светлом фоне зари.

Подробно проанализировав текст, дети решили поменять ряд предложений местами, в некоторых предложениях изменить порядок слов, два первых предложения объединить в одно. Вот что у них получилось.

Ранним зимним утром я вышел из лесной сторожки и на холодном воздухе почувствовал себя бодро и весело. Лес был покрыт блестящим и пушистым инеем. В зимнем уборе красиво выделялось каждое дерево. Деревья тихо качались. Иней сверкал в прозрачном воздухе. Все блестело на светлом фоне зари.

Наконец, наступил урок, когда дети должны были написать сочинение “В чем красота русской зимы?”

Приведем план этого урока

Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям “В чем красота русской зимы?”

Цель: формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; продолжить работу по формированию навыка самоконтроля, орфографической зоркости; воспитывать самостоятельность, творческую активность, любовь к природе.

Ход урока

  • Какова зимняя природа?
  • В чем красота зимнего наряда?
  • Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?
  • Что вам нравится в ясную погоду?
  • Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?

Слово учителя. Каждый видит зиму по-своему. Поэтому ваши сочинения будут

Разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, как художник подбирает подходящую краску, не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного смыслового построения предложений, грамотности.

Самостоятельная работа учащихся. ( Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома “Времена года” по теме “Зима”)

5. Чтение готовых сочинений.

6. Подведение итогов урока.

Сочинение Саши К.

Улетели на юг птицы. С деревьев облетела листва. Мороз сковал землю, покрыл льдом реки и озера.
Удивительно красива русская зима! Снег укрыл землю белым пушистым ковром. Деревья нарядились в снежные шубки. Их ветки гнутся под тяжестью снега. Мороз расписал стекла чудесными сказочными узорами. Эти узоры – словно вышивка на ткани! Снежинки в ясную погоду плавно ложатся на землю, блестят в солнечных лучах. Но не всегда зимой солнечно и ясно. Иногда налетает сильный холодный ветер, небо заволакивают хмурые тучи. Это зимние проказники метель и буран начинают жалить, занося все вокруг снегом.

Я очень люблю зиму за ее красоту. Зимушка дарит нам столько радости!

Сочинение Юли М.

Наступила волшебница-зима. Она принесла с собой снег, морозы, метели, бураны и новогодние тайны.

Снег покрыл землю белым одеялом. Кругом белым-бело. А как красивы деревья в зимнем наряде! Зима окутала березки серебристым инеем, а елочки и сосенки нарядила в снежные пуховые шали. Мороз нарисовал на окнах удивительные узоры. Вот лесная полянка, а – это дворец Снежной королевы. Глаз не оторвать! Иногда зима бывает очень сердитой. Тогда начинается пурга. Ветер крутит снег, не успокаиваясь ни на минуту.

Вот за эту красоту, за эти проказы я люблю русскую зиму.

Итак, учитель обязан тщательно готовиться ко всем урокам по развитию речи, т.к. только тщательная подготовка и всестороннее обдумывание всех вариантов, которые могут возникнуть на уроке, определяет цель работы и ее значение для учащихся.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и литературному творчеству. Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом.

На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов.

С тихим свистом летят к высоким елям клесты.

Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел.

Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево.

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.

Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

Грамматическое задание (на выбор учителя) :

Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.

2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.

3. Разобрать по составу прилагательное : серебристым (янтарным).

4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.


Основу во всех предложениях.

1)Взошло, заиграло( = = = ) над лесом зимнее солнце( - - - ).

2)Лучи( - - - ) яркого света янтарным блеском зажгли( = = = ) снега.

3)Серебристым инеем украсились( = = = ) гибкие ветки( - - - )берёз.

4)На белоснежной скатерти полян видны( = = = ) чудесные узоры( - - - ) звериных и птичьих следов.

5)С тихим свистом летят( = = = ) к высоким елям клесты( - - - ).

6)Вдалеке пустил( = = = ) весеннюю трель пестрый дятел( - - - ).

7)Проворная белочка( - - - )перемахнула( = = = ) с еловой ветки на соседнее дерево.

8)Пропищала( = = = ) под кочкой в зимнем гнезде мышь( - - - ).

9)Из мягкого снега вылетели( = = = )красавцы - тетерева( - - - ), расселись( = = = ) на березах и стали клевать( = = = ) душистые почки.

10)Эти нарядные птицы( - - - )живут( = = = ) дружными стаями.

||)Падежи во 2 - ом и 5 - ом предложениях.

П. ), янтарным блеском(т.

П. ), высоким елям(д.

|||)Я подчеркнул вот словосочетания - пестрый дятел, весенняя трель.

| \ / )Разобрать по составу

серебристым - серебр(корень), ист( ^ ), ым(окончание), серебрист(основа) \ / )зимнем гнезде

1)постоянные признаки - качественный


Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь?

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

Разобрать имя прелагательное как часть речи.


Выписать из предложения все словосочетания с вопросом?

Выписать из предложения все словосочетания с вопросом.

Лучи яркого солнца янтарным блеском зажгли снега .


Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь ?

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь .

Разобрать имя прелагательное как часть речи.


Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце?

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце.

Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега.

Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез.

На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов.

С тихим свистом летят к высоким елям клесты.

Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел.

Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево.

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.

Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях ;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания ;

3) разобрать по составу прилагательное : серебристым (янтарным) ;

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.


Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце?

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце.

Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега.

Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез.

На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов.

С тихим свистом летят к высоким елям клесты.

Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел.

Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево.

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.

Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.

Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.

Разобрать по составу прилагательное : серебристым (янтарным).

Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.


Какой падеж у слова яркого и лучи в предложении, , Лучи яркого света, янтарным блеском зажгли снега"?

Какой падеж у слова яркого и лучи в предложении

, , Лучи яркого света, янтарным блеском зажгли снега".


Взошло заиграло над лесом веселое зимнее солнышко зажгло янтарным светом снега?

Взошло заиграло над лесом веселое зимнее солнышко зажгло янтарным светом снега.

Вылетели из ночных лунок, из глубокого пушистого снега красавцы тетерева, расселись на освещённой солнцем, украшенной кружевным инеем берёзе.

Кормятся, отдыхают тетерева.

Клюют берёзовые душистые почки.

Спокойно гуляют они под деревьями, оставляя на чистой скатерти снега красивые крестики своих следов.

Большими дружными стаями всю зиму живут тетерева.

На ночь зарываются в снег, делают в сугробах глубокие ямки - лунки.

Не достанет в снегу тетеревов их злейшие враги – ястреб и лиса.

НАЙДИ В ТЕКСТЕ И ВЫПИШИ СЛОВА НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ.


Задание 1?

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми.

Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

2 Выпиши из текста 2 - е предложение.

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

3. Над всеми прилагательными в тексте напиши карандашом род, число, падеж прилагательных.

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце.

Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега.

Серебристым инеем украсились гибкие ветви берёз.

На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов.

С тихим свистом летят к высоким елям клесты.

Вдалеке пустил весеннюю трель пёстрый дятел.

Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево.

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на берёзах и стали клевать душистые почки.

Эти нарядные птицы живут дружными стаями.


Проворная белочка перемахнул с еловой ветки на соседнее дерево словосочетание по этому предложению?

Проворная белочка перемахнул с еловой ветки на соседнее дерево словосочетание по этому предложению.


Составить и Записать текст по ключевым сочетанием слов, дать название?

Составить и Записать текст по ключевым сочетанием слов, дать название.

Зимнее солнце, янтарным заискрился снег, серебристым инеем покрылись, деревья словно сказочные, чудесные узоры следов, веселая стайка птиц, запела верхушку ели, свалилась Снежная шапка, проворная белочка перемахнул а, узоры следов, Как хорошо.

Диктанты на тему

Диктанты можно использовать для контроля знаний дома или для подготовки к написанию диктанта в школе.

Если даже чётко проговорить несколько диктантов, оценка за школьный диктант повышается на целый балл.

диктанты на тему зима для 4 класса

В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой небольшое зеркальце теплого лесного ручья. Как красиво зимнее зеркальце в мраморной оправе искристых снегов! Живые тоненькие травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Смотрится ива в синюю гладь воды. И снится ей веселая весна, ласковое солнце, звонкие песни лесного вольного ветерка.

Грамматическое задание

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Грамматическое задание

Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили. Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел!

Грамматическое задание

Спит зимний лес под песни вьюг да метелей. Трудно зве­рью находить корм. Вот на опушке мелькнул рыжий хвост лисицы. Плутовка идёт медленно, часто останавливается и прислушивается. Вдруг упадёт на землю, а через мгновение продолжает свой странный танец. Это она охотится на мышей, выгоняет их из норок. Наестся лиса и идёт отдыхать. Свернётся клубочком под кустиком, спрячет нос в пушистый хвост и спит.

Грамматическое задание

  1. Выпишите глаголы настоящего времени и определите их спряжение.
  2. Допишите суффиксы наречий: слев. вправ. изредк. занов. докрасн…
  3. Разберите по составу слова: находить, пушистый, плутовка.

В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята размели каток. Коньки у всех готовы. Ловко и легко скользят ребятишки по льду. На Коле и Вите спортивные костюмы. У бегунов блестят от счастья глазки. Старшие ребята разъехались в разные стороны. Малыши катаются цепью. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  2. В третьем предложении определите падежи имён прилагательных и имён существительных.
  3. Разделите для переноса слова предпоследнего предложения.

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость!

Грамматическое задание

  1. Выделите окончания в словах второго предложения.
  2. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.
  3. Разделите для переноса слова шестого предложения.

Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки и кусты. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

Грамматическое задание

Грамматическое задание

Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На снегу видны следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгала шустрая белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал падать хлопьями снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Выделите окончания слов второго предложения.
  3. Разберите по составу слова третьего предложения.

С утра было пасмурно и холодно. Редкие лучи осеннего солнца на мгновение освещали опустевшие поля и снова скрывались за плотной завесой тяжёлых туч. Скоро в воздухе закружились первые снежинки. Они невесомыми звёздочка­ми спускались с серого неба и робко ложились на мёрзлую землю. Маленькие волшебницы в белоснежное кружево наря­дили ветви деревьев, увядшие травы, облетевшие листья. Лёгкий пух первого снегопада укрыл просёлочную дорогу и крыши домов. Кругом стало нарядно и торжественно.

Грамматическое задание

В зимнем лесу наступает ночь. По стволам, ветвям и сучьям толстых деревьев постукивает мороз. На низких кустиках искрятся серебром снег да иней. В тёмном небе вспыхивают яркие звёзды. Они освещают алмазную скатерть снегов. Ничто не нарушало ещё этой удивительной красоты. Кто же первым проложит здесь дорожку своих следов? Как сказочный часовой, сидит на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один наблюдает, следит за скрытой от людей жизнью леса.

Грамматическое задание

  1. Разберите имя прилагательное как часть речи в первом предложении.
  2. Разберите по составу слова первого предложения.
  3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматическое задание

  1. Определите главные члены в последнем предложении.
  2. Выделите окончания у имён прилагательных.
  3. Выпишите из текста наречия.

Это было зимой. Стоял солнечный день. Ребята выбежали на улицу и играли в снежки. У Миши новые коньки. Он решил покататься по льду. Тонкий лёд на пруду не выдержал тяжести и треснул. Миша упал в воду. Он схватился за край льда и закричал. Мокрая одежда сделалась тяжёлой. Мальчик не мог выбраться из воды. По берегу шли рабочие железной дороги. Они бросились Мише на помощь. Они протянули ему доску. Мальчик был спасён.

Грамматическое задание

Ночью шёл снег. Утром люди увидели землю в белом наряде. Был лёгкий мороз. В воздухе медленно кружились одинокие снежинки. Деревья стояли в инее. На ветвях берёзки и осинки чудесная бахрома. Выглянуло солнце. Вид всей местности изменился. Всё засверкало, заблестело. Искрами засияли снежинки на скатерти снегов. Как радостно смотреть на окружающий мир!

На рябинке щебетали воробьи, синички. Игорь и Дима вышли строить ледяную горку. Дворник дядя Вася чистил дорожки к подъезду дома.

Грамматическое задание

Новый год — любимый праздник нашей семьи. За несколько дней до торжества папа достаёт большую коробку из кладовки и собирает ёлку. Затем мы все вместе её наряжаем. Пушистые ветки мы украшаем лёгкими разноцветными игрушками. Они блестят и сверкают, отражая свет электрических гирлянд. Мы с братишкой в новогоднее утро находим под ёлкой долгожданный сюрприз. Его нам дарит Дед Мороз. Взрослые готовят подарки друг другу. Они тоже верят в новогоднюю сказку и сами хотят быть чуть-чуть волшебниками.

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксической разбор первого предложения.
  2. Определите падежи имён существительных во втором предложении.
  3. Определите склонения имён существительных последнего предложения.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере.

Грамматическое задание

Грамматическое задание

  1. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Обведите в тексте все местоимения.
  3. Разделите для переноса слова первого предложения.

Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам. Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку. Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Красные и зелёные огоньки зажглись на пушистом снегу. Хорошо в зимнем лесу! Легко скользят лыжи по мягкому ковру. Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.

Грамматическое задание

Новый год. В каждом доме стоит ёлка. На ней висят игрушки, шарики, сладости. В древние времена Новый год встречали весной. Люди радовались солнцу и теплу. В день праздника они украшали огоньками плодовые деревья. Это символы солнца и плодородия. Но вот обычаи изменились. Новый год стали встречать зимой. И северные народы выбрали новогодним деревом ёлку. Только она стоит в зимние холода зелёной. На её ветви люди вешают игрушки, которые напоминают плоды, овощи. Вместо огоньков ёлку украшают гирляндами из лампочек.

Грамматическое задание

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.

Грамматическое задание

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветви берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

Грамматическое задание

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.

Укажите падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.

Подчеркните главные члены в шестом предложении, выпишите из этого предложения словосочетания.

Живут в Антарктиде необычные птицы. Они совсем не умеют летать, но могут ловко нырять и плавать. Среди ослепительных льдов их легко узнать по белоснежным рубашкам и чёрным фракам. Догадались? Это пингвины. Бесстрашные птицы смогли приспособиться к жизни в ледяной пустыне. От сильных морозов и вьюг пингвинов защищает толстый слой подкожного жира. На снежных просторах для них нет еды. Зато в холодных морских водах на обед можно поймать рачков, рыбку или краба. Даже своих пингвинят смелые родители выводят и воспитывают прямо на снегу. Удивительные птицы!

Грамматическое задание

Незаметно подкралась зима. Еще вчера осенние грозы бушевали в городе. А сегодня все замерло. Выпал первый снег, и природа сразу преобразилась.

Все вокруг белым-бело. Снег повсюду: на тротуарах и крышах домов, на деревьях и кустах. Деревья в снегу похожи на юных модниц, которые надели свои модные шубки. Кое-где проглядывают красные гроздья рябины.

На шоссе снег стал похож на серую кашу. Это машины, проносясь мимо, превращают снег в неаппетитное месиво. Дорога, словно черная змея, извивается между белых сугробов. Редкие прохожие оставляют на тротуарах цепочки следов.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.
  2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.
  3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

В конце декабря наш класс побывал на экскурсии. Это было место, где рождается новогодняя сказка — фабрика ёлочных игрушек. Мы с удивлением наблюдали, как работают стеклодувы. Мастера через трубочки выдували прозрачные шары из расплавленного стекла. Их движения были ловкими и точными. Они надували горячие стеклянные шары, словно мыльные пузыри. В соседнем зале художники превращали прозрачные игрушки в расписные ёлочные украшения. Умелые руки мастериц с лёгкостью выводили на хрупких шарах изящные завитки, нарядные орнаменты, сказочные узоры. Удивительной красоты получались игрушки. Сколько радости подарят они людям в эти новогодние дни!

Грамматическое задание

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым. Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.
  2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.
  3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Зима – пора волшебства. Только зимой можно увидеть, как буквально за одну ночь преображается все вокруг. Мороз разрисовал стекла затейливыми узорами. За окном кружат в тихом вальсе первые снежинки. Зимой наступает самая волшебная ночь в году – новогодняя. В доме все давно готово к празднику. В углу комнаты стоит красивая елка. На ее ветвях переливаются всеми цветами радуги разноцветные шары. Серебряные нити серпантина окутывают лесную красавицу. На макушке горит рубиновым цветом звездочка. А под елкой радостной грудой громоздятся коробки в ярких обертках. Это подарки. Скоро часы пробьют двенадцать раз. И наступит первый день нового года.

Грамматическое задание

  1. Сделайте грамматический разбор третьего предложения.
  2. Подчеркните в тексте глаголы, укажите спряжение.
  3. В глаголах выделите приставки. Объясните их правописание.

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шёл всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли. Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щёки, нос и уши. Как будто тонкие иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

Грамматическое задание

Другие поэты нарекли зиму старушкой. Прислушайтесь к зимним звукам. Так же, как древняя старушка, зима скрипит, охает, кряхтит и шепчет. Это замерзшие стволы деревьев кряхтят на морозе, скрипит снег под ногами редких прохожих, перешептываются снежинки, кружась в полете.

Но бывает зима и злой колдуньей. Разбушевавшись, посылает она вьюги и метели, окутывает природу пеленой снежного бурана.

Грамматическое задание

Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно разрисовывает окна. А снег пушистым одеялом укутывает дома и деревья. Но зима – это и еще и самое веселая пора. Только зимой можно устроить настоящую снежную битву. Вот стайка мальчишек разделилась на два лагеря. Они строят снежную крепость. Очень скоро начнется нешуточная битва. И снаряды у мальчишек настоящие, зимние – круглые и плотные снежки. А как здорово скатиться с ледяной горки на санях! Ветер свистит в ушах, мороз щиплет за щеки. Жаль, что опять в горку придется тащить санки на себе. Во дворе малыши лепят снежную бабу. Две девочки задорно гоняют снежный ком, стараясь сделать его еще больше. Это будет туловище снеговика. А вместо головы – другой снежный ком. Еще надо найти морковку, чтобы сделать снеговику длинный нос.

Читайте также: