Описание экологической ниши сосны обыкновенной

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

СОСНОВЫЙ ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
(Методическая разработка)

Прохорова Любовь Николаевна
учитель биологии первой категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33 имени героя России сержанта Н. В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики

Практические методы исследования окружающей среды В.Ф. Шалаев называл могущественными методами. Особенно подробная характеристика практических методов обучения дана учеными-педагогами Н.М.Верзилиным и В.М.Корсунской, а также А.Я.Гердом, Б.Е.Райковым, Б.Н.Всесвятским, В.В. Половцевым, Д.И.Зверевым и др.

Практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, так же очень сложно беречь и охранять природу, которую ты не понимаешь. Таким образом, актуальность применения практических методов в экологическом образовании заключается в том, чтобы показать детям природу изнутри, с возможно большей степенью подробности и при максимальном увеличении

Поэтому необходимо включать в школе такие формы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов – в их естественных условиях существования.

У ребят всегда существует мечта увидеть экзотических животных и растений, огромных слонов и столетние баобабы. Поэтому важно научить находить новые открытия в каждой травинке и букашке, показать уникальность родного края и красоту родных лесов.

Перед экскурсией учащиеся самостоятельно знакомятся с тем, что предстоит им изучать (Глушенков,2011). Например, в 6 классе перед осенней экскурсией на уроке обсуждается вопрос особенностей внешнего строения сосны обыкновенной, дается домашнее задание по описанию этого дерева. На экскурсии происходит подробное изучение органов растения по инструктивным карточкам с использованием тестов. На следующем уроке – небольшая письменная работа. Немаловажное место занимают на наших экскурсиях процессы рефлексии.

В конце каждого учебного года с группой ребят, заинтересованных биологией, продолжаются полевые исследования, которые выливаются в исследовательские проекты. Изучаемый перечень объектов и их методика постоянно обновляется и расширяется. Темы экскурсий и перечень изучаемых объектов приведен в следующей таблице:

Сосна обыкновенная (лат. Pinus sylvestris) – одно из популярнейших деревьев на территории России. Вечнозеленое, однодомное растение, произрастающее во многих азиатских и европейских регионах. Деревья этого вида вызывают повышенный интерес не только со стороны ботаников, но и у ландшафтных дизайнеров. Сосны становятся украшением парков, дворов и скверов.

Сосна обыкновенная

Описание вида с ботанической точки зрения

Сосна обыкновенная – это вид хвойных деревьев, имеющий специфический освежающий аромат. Растение относится к роду Pinus, известна под другими названиями, связанными с географическим положением, в котором произрастает. Сосна обыкновенная имеет следующее строение: корневая система, ствол, хвоя в виде тонких хвоинок и ветки.

Ботаническое описание закрепилось официально вместе с научным названием в 1753 году.

Сосне присущи такие характеристики:

  1. Она представляет собой хвойное вечнозеленое дерево, средняя высота которого колеблется от 10 до 30 метров.
  2. Диаметр кроны до 10 метров, она высоко поднята, в форме конуса, с возрастом расширяющаяся, с горизонтальными ветками.
  3. Стройный и прямой ствол, достигающий до 1,5 метров в диаметре. С бороздчатой, пластинчатой и толстой корой у основания коричневого цвета. Ближе к верху ствол светлеет.
  4. Изначально побеги зеленоватого цвета, со временем становясь блестящими и охристыми. Может присутствовать легкий восковой налет. Молодые ветки на второй год имеют свойство менять цвет на серо-коричневый.
  5. Ветка расположены мутовчато, по такому расположению можно легко сосчитать возраст молодых сосен.
  6. Тонкая, плотная и жесткая хвоя сизо-зеленого цвета, немного изогнутая. Длина иголок зависит от места произрастания, может быть до 15 см. Растет пучками и держится по 2-3 года, в некоторых случаях и до пяти лет. В осеннее время цвет не меняется.
  7. Мужские цветы желтого или красноватого цвета, выглядят как яйцевидные колоски, расположенные в кучках у основания новых побегов. Женские – небольшие зеленые или красные шишки, которые распускаются на кончиках молодых побегов в количестве 1-3 шт. Опыление происходит посредством ветра. Сосны начинают цвести в конце весны-начале лета.
  8. Продолговатые яйцевидные плоды, матовые буро-коричневые, свисают вниз на небольших загнутых ножках. Чаще всего одиночные или в кучках по 2-3 штуки.
  9. Семена сосны также яйцевидной продолговатой формы, черные или серые, длина до 4 см. Имеется прозрачное крыло, в 3-4 раза больше размера семян. Зреют через два года после опыления в начале осени, при весеннем потеплении высыпаются, благодаря крыльям разлетаются по ветру.
  10. Плодоносить начинает в возрасте 10-15 лет. Если насаждения чересчур густые, то и с 30-40 лет. 100-летнее дерево в годы повышенной урожайности может принести до 1000 шишек.
  11. Однодомное растение, при этом преобладают однополые соцветия.
  12. Включена в Красные книги многих регионов Российской Федерации.

Сосна обыкновенная пышная

Сосна 5-летнего возраста может быть высотой до 3 метров.

Сколько лет живут сосны? Сосна обыкновенная может жить от 100 до 600 лет, ее жизненный цикл состоит их следующих циклов развития:

  • Семена попадают в почву, напитываются водой и пробиваются.
  • Зачаток корней направляется вглубь почвы.
  • Семядоли начинают приподниматься над поверхностью.
  • Весь запас питательных веществ из семени активно используется для дальнейшего роста.
  • Формируется вертикальный новый побег, на котором есть небольшая хвоя, расположенная по спирали.
  • По достижении двух лет на побеге появляются небольшие прозрачные чешуйки, в пазухах которых есть мелкие хвоинки.
  • В конце цикла сосна становится взрослым деревом, схема повторяется вновь.

Ареал произрастания

Сосна обыкновенная массово произрастает на территории России. Ее можно увидеть в большинстве стран материка, на островах. В большом количестве произрастает на территории Великобритании, на испанских берегах, в восточноевропейских регионах. На территории Монголии есть особый подвид, официально признанный ботаниками.

Шишки сосны

В местах, где растет сосна, свежий и бодрящий воздух. Она образует частые насаждения вместе с лиственными деревьями вроде дубов и берез. Не очень требовательна к видам почвы, может произрастать на неугодных для других деревьев площадях – болота и пески. Ареал обитания в РФ – в основном дальневосточные территории. Светолюбивые деревья, служащие основным способом быстрого и эффективного восстановления лесов после пожаров.

Особенности корневой системы

Корневая система сосны обыкновенной преимущественно стержневая. На территории болот она может быть поверхностного типа, для обеспечения растения кислородом. Подобная картина встречается в условиях вечной мерзлоты, однако на подобных участках сосну практически не найти.

В песках и обычной рассыпчатой почве формируются стержневые корни. В свежей песчаной почве сосны пытаются ухватить корнями любые капли влаги, поэтому от основного стержня развиваются длинные отростки. При обычном стержневом типе корневой системы сосны обыкновенной отростки прорастают на глубину до 30 метров, поэтому дерево сложно свалить ветрами и ураганами.

Срок жизни дерева

Возраст сосны в естественных условиях редко переваливает за 80 лет. Это происходит из-за постоянной вырубки лесов и множества вредителей и болезней, которые поражают ее на протяжении всего развития. К 70 дерево достигает до 25 метров в высоту.

Хвоя сосны обыкновенной

В действительности срок жизни сосен составляет гораздо больше! В заповедных зонах есть экземпляры, которые живут до 300 лет!

Общего потенциала деревьев хватит до 600 лет жизни. Кедровые разновидности сосен живут до 1000 лет, а некоторые виды – до 5000. Такие долгожители находятся только в местах, недоступных для людей – на горных склонах и в густых чащах.

Посадка и уход

Успешное приживание молодых сосен невозможно без правильного выбора саженцев.

Растения должны продаваться только с закрытой корневой системой.

Такие деревья просто пересаживать, не опасаясь за то, что дерево не укоренится. В таких случаях обеспечивается лучший симбиоз с микоризой, которая обеспечивает дальнейшее питание растений, что очень важно при адаптации видов к типу почвы и внешним условиям.

Деревья с открытыми корнями быстро умирают из-за невозможности сохранить микроорганизмы в грунте, в пакетах или мешках грибок сразу же погибает. Контейнерные саженцы достаются из емкостей только в момент непосредственной посадки. Дерево старше 5-ти лет пересадить не получится.

Посадка производится в несколько этапов:

  1. Выкапывая посадочную яму, нужно обратить внимание на размер корней – он приблизительно равен габаритам контейнера. Прибавляется несколько сантиметров в ширину и глубину, после чего выкапывается яма.
  2. На дно ямы выкладывается 3-сантиметровый слой битого кирпича, шифера или гальки, сверху насыпают плодородную почву. В состав почвы обязательно должны входить: торф, перегной, немного речного песка и дерна. Дополнительно можно добавить примерно 1 чайную ложку нитроаммофоски, тщательно размешав все составляющие.
  3. Получившийся слой должен быть не более 2 см.
  4. Контейнер разрезается, из него аккуратно вынимается саженец. Перемещать растение в яму нужно очень аккуратно, не задевая ком земли с микроорганизмами.
  5. Корневая шейка не должна быть глубоко – после закапывания она должны быть на одном уровне с краем углубления.
  6. Все засыпается подготовленной смесью и утрамбовывается.
  7. Сразу после пересадки необходимо полить дерево десятью литрами воды.
  8. Далее место мульчируется, во избежание пересыхания почвы.
  9. В жару можно дополнительно поливать растение.

Семена сосны обыкновенной нужно предварительно подготавливать к высадке. Их помещают в раствор с высоким содержанием марганцовокислого калия, после чего проращивают в смоченной ткани в течение 2-3 недель. Особенности высадки семян:

  • Пересаживать нужно в отдельные емкости с хорошим дренажом и сосновой почвенной смесью.
  • Семена аккуратно заглубляют, стараясь не повредить корень.
  • Земля увлажняется из пульверизатора.
  • Контейнеры размещают на хорошо освещенном месте, периодически поливая по мере высыхания почвы.

Сосне требуется проведение мероприятий по уходу и формообразованию кроны. Это важно для молодых деревьев. Весной подрезают поломанные от снега и засохшие ветви, это нужно сделать до того, как в ветви лиственных деревьев начнет поступать сок. Для конусовидных сортов необходима обрезка центрального проводника, так они не будут расти вверх. Так ухаживать за деревом нужно каждую весну.

Болезни и вредители

Садоводы не всегда следуют всем правилам по уходу за соснами, поэтому периодически появляются различные вредители и заболевания. Это происходит по таким причинам:

  • слишком мало или слишком много влаги в почве;
  • слабая дезинфекция почвы перед пересадкой саженца;
  • отсутствие ежегодной весенней обрезки;
  • плохие удобрения;
  • неудачное место для посадки;
  • повреждение корневой системы при пересадке;
  • наличие зараженных растений;
  • слабая кислотность почв.

Ржавчина сосны

Одно из самых опасных заболеваний сосен – это корневая губка. Чтобы избежать ее появления, нужно сажают от дерева березы.

Признаки наличия заболеваний бывают разные:

  • изменения цвета ветвей;
  • опадание ветвей или хвои;
  • налет или пузыри на хвое и ветвях;
  • отверстия в стволе;
  • раковые язвы;
  • отмирание корневой системы.

Любой симптом требует немедленного лечения. Самая частая их причина – грибковые заболевания, которые могут привести к полному отмиранию растения.

Размножение

Один из способов размножения – семенем сосны. Видовые сорта получают только семенным способом, а вот декоративные растения получают посредством прививки. Стоит помнить:

  1. Свежие семена взойдут в первый год с вероятностью 95%, ежегодно она падает, окончательно пропадая через 7 лет. Собирать семена лучше в середине-конце осени.
  2. Для пробуждения семян нужны холодные температуры.
  3. Сеянцы хорошо переносят пересадку в почву.

Значение и использование в народном хозяйстве

Лучшим сырьем для смоло-скипидарного производства в настоящее время считается сосновый осмол, получаемый из пней, сучьев, корней и наплывов. Сосновые леса остаются основным сырьем для производства скипидара и канифоли. Древесина сосен необходима для получения винного спирта, кормовых дрожжей. Из нее производится множество материалов, используемых в строительстве. Из шишек получают красную краску.

Применение в ландшафтах

Сосны нашли свое применение в дизайне ландшафтов как элемент для укрепления почвы во время эрозий, поэтому их сажают на склонах. Дерево отлично озеленяет равнинные территории, его высаживают на территориях медицинских и реабилитационных учреждений. В городах сосну практически не встретить, ее не высаживают из-за нарушения фотосинтезирующих процессов, зато на элитных загородных поместьях сосны активно выращивают.

Лечебные свойства

Корневая система сосны обыкновенной используется в качестве сырья для лечебных настоек. Из сосновой живицы делают масло (скипидар) и пластыри. Заготовка сосновых почек начинается в зимнее и весеннее время, их срезают секаторами и высушивают на чердаках. Почки являются дезинфицирующим, противокашлевым и диуретическим средством, а также добавляются в ванны. Сосновая хвоя собирается лапками во время вырубок, из нее создают сосновое масло, применяемое при болезнях легких, почек и для лечения спазмов.

Сосна обыкновенная в ланшафтном дизайне

Сосна обыкновенная – это самое распространенное на материке дерево. Оно применяется во многих отраслях человеческой деятельности: при производстве лекарств, для строительства, в ландшафтном дизайне. Не очень требовательна к условиям внешней среды и хорошо освежает воздух.

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "Евроазиатские Рождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике "ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

СОСНОВЫЙ ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
(Методическая разработка)

Прохорова Любовь Николаевна
учитель биологии первой категории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33 имени героя России сержанта Н. В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики

Практические методы исследования окружающей среды В.Ф. Шалаев называл могущественными методами. Особенно подробная характеристика практических методов обучения дана учеными-педагогами Н.М.Верзилиным и В.М.Корсунской, а также А.Я.Гердом, Б.Е.Райковым, Б.Н.Всесвятским, В.В. Половцевым, Д.И.Зверевым и др.

Практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, так же очень сложно беречь и охранять природу, которую ты не понимаешь. Таким образом, актуальность применения практических методов в экологическом образовании заключается в том, чтобы показать детям природу изнутри, с возможно большей степенью подробности и при максимальном увеличении

Поэтому необходимо включать в школе такие формы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов – в их естественных условиях существования.

У ребят всегда существует мечта увидеть экзотических животных и растений, огромных слонов и столетние баобабы. Поэтому важно научить находить новые открытия в каждой травинке и букашке, показать уникальность родного края и красоту родных лесов.

Перед экскурсией учащиеся самостоятельно знакомятся с тем, что предстоит им изучать (Глушенков,2011). Например, в 6 классе перед осенней экскурсией на уроке обсуждается вопрос особенностей внешнего строения сосны обыкновенной, дается домашнее задание по описанию этого дерева. На экскурсии происходит подробное изучение органов растения по инструктивным карточкам с использованием тестов. На следующем уроке – небольшая письменная работа. Немаловажное место занимают на наших экскурсиях процессы рефлексии.

В конце каждого учебного года с группой ребят, заинтересованных биологией, продолжаются полевые исследования, которые выливаются в исследовательские проекты. Изучаемый перечень объектов и их методика постоянно обновляется и расширяется. Темы экскурсий и перечень изучаемых объектов приведен в следующей таблице:

режиссер - самый главный. он ставит кино, он его снимает, он контролирует работу всех вокруг причастных к делу людей. фильм - его.

продюсер - это деньги и продвижение. это больше в создании фильма. вместе с режиссером все контролирует. деньги вложил - право имеет.

ответ ; скорее нет, чем да.

режиссер и продюсер в одном лице - бред, у них слишком похожие роли, конечно режиссер может внести деньги в создание фильма, но фильм всё равно создает он.

сценарист, режиссер и возможно актер в одном лице это ещё возможно, но режиссер продюсер это всё-равно что титул диктатора уганды амина,

"его превосходительство, пожизненный президент, фельдмаршал, хаджи, доктор, иди амин дада, кавалер "креста виктории", ордена "за заслуги", "военного креста", повелитель всех зверей земных и всех рыб морских, последний король шотландии, победитель британской империи в африке в целом, и в уганде в частности, профессор , ректор университета макерере"

Сосна совершенно нетребовательна к почве. Может расти как на болотах, так и на сухих песках, на меловых склонах, гранитных скалах, над оврагами Она легко переносит переизбыток влаги, и растет на самых бедных, песчаных и каменистых грунтах с низким содержанием гумуса. Растение не боится заморозков, засухи, устойчива к ветрам и ураганам. Главное требование дерева к условиям содержания -наличие достаточного количества солнечных лучей. Растение не выносит даже легкого затемнения.
Сосна характеризуется мощной стержневой корневой системой с одним головным корнем, уходящим глубоко в землю. От него расходится огромное количество боковых корней. Такое строение корневой системы сосны помогает сосне доставать воду с больших глубин и осваивать неподходящие для других растений участки земной поверхности. Сосна имеет более сильную корневую систему и более устойчива по сравнению с елью.

Другие вопросы по Другим предметам

Читайте также: