Обработка дерева традиционная техника

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III— IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа ( конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд , люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты ; изготавливали посуду ( чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки ) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины , информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря традиции, стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

сундук

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.

ладья

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов — пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники : гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Русское искусство, возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.

рез ру

Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.

сунд

Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

капо

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

од ук

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

укр6

Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки : резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.

яворов

Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи ( Брестская область XVI в.)

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег , мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель( шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла, ), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера — сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.

узбек

Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

инд2

Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

инд3

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

кит3
кит2

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества — это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы : плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / THE NATIONAL IS DECORATIVE APPLIED ART / ART WOODCARVING / THE ALTAI HOUSE CARVING / COMPUTER GRAPHICS / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шокорова Л. В., Турлюн Л. Н.

Искусство художественной обработки дерева является одним из самых древних видов народного искусства, приносящее помимо утилитарности в окружающее человека жизненное пространство художественность, эстетичность и красоту. Современные компьютерные технологии прочно вошли в взаимодействие с ручным творческим трудом мастера, позволяя применить современное станочное оборудование в таком традиционном виде ремесла, как художественная обработка дерева. В статье дается искусствоведческий анализ традиционной алтайской резьбы по дереву Выявляется характерные особенности, мотивы и сюжеты домовой резьбы Алтая.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шокорова Л. В., Турлюн Л. Н.

Проблематика обучению резьбе по дереву в современном дополнительном и высшем образовании с учетом исторической преемственности

Образы классического художественного наследия в современном искусстве: социальные и эстетические аспекты

PROBLEM OF INTERACTION OF TRADITIONAL WOODCARVING WITH COMPUTER TECHNOLOGIES

Art of art processing of a tree is one of the most ancient types of the folk art, bringing besides utility in vital space surrounding the person artistry, esthetics and beauty. Modern computer technologies were included strongly into interaction with manual creative activity of the master, allowing to apply the modern machine equipment in such traditional type of craft, as art processing of a tree. In article the art criticism analysis of traditional Altai woodcarving is given. Comes to light characteristics, motives and plots of a house carving of Altai.

Shokorova L.V., Turlyun L.N. PROBLEM OF INTERACTION OF TRADITIONAL WOODCARVING WITH COMPUTER TECHNOLOGIES. Art of art processing of a tree is one of the most ancient types of the folk art, bringing besides utility in vital space surrounding the person artistry, esthetics and beauty. Modern computer technologies were included strongly into interaction with manual creative activity of the master, allowing to apply the modern machine equipment in such traditional type of craft, as art processing of a tree. In article the art criticism analysis of traditional Altai woodcarving is given. Comes to light characteristics, motives and plots of a house carving of Altai.

Key words: the national is decorative - applied art, art woodcarving, the Altai house carving, computer graphics, computer technologies.

ПРОБЛЕМА ВЗОИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИОННОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Искусство художественной обработки дерева является одним из самых древних видов народного искусства, приносящее помимо утилитарности в окружающее человека жизненное пространство художественность, эстетичность и красоту. Современные компьютерные технологии прочно вошли в взаимодействие с ручным творческим трудом мастера, позволяя применить современное станочное оборудование в таком традиционном виде ремесла, как художественная обработка дерева. В статье дается искусствоведческий анализ традиционной алтайской резьбы по дереву Выявляется характерные особенности, мотивы и сюжеты домовой резьбы Алтая.

Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, художественная резьба по дереву, алтайская домовая резьба, компьютерная графика, компьютерные технологии.

Современный век - время технических открытий и информатизации, органично вошедших практически во все сферы деятельности человека компьютерных технологий.

Применение станков ЧПУ, позволивших вывести резьбу по дереву на новый масштабный уровень стало одним из ярких новаторских изменений в изготовлении резных деревянных элементов. Станов ЧПУ - это автоматичное универсальное устройство, управляемое компьютером, способное не только проектировать изделия, но и быстро и чисто воспроизводить любые виды народной традиционной резьбы, такие как контурная, прорезная, плоскорельефная, скульптурная, токарная. Одним из главных преимуществ применения станков ЧПУ в художественной обработке дерева является, в первую очередь, скорость выполнения изделия, что соответственно значительно снижает ее себестоимость, а также возможность создавать самые мельчай-

шие узоры и сложнейшие орнаменты различных стилевых направлений, диаметром в 1 миллиметр с поразительной точностью и чистотой исполнения.

Современные технологии художественной обработки дерева требуют от мастера не только профессиональное владение инструментами резчика, но и отличное знание компьютерных программ, таких как CorelDraw, Adobe Illustrator. В данных программах создается многослойный линейный рисунок - эскиз, в котором количество слоев зависит от сложности рисунка. Слой

- это линия, показывающая траекторию движения фрезы, для удобства исполнения линии заливаются разным цветом и отличаются названием. Орнамент, созданный средствами компьютерной графики, удобен и практичен тем, что может быть изменен в любое время и сохранен на длительное время, в отличие от карандашного рисунка. Хотя многие мастера предпочитают традиционного рисовать эскиз на бумаге, но в то же время не отказываются от станочной обработки, перенося эскиз с помощью сканера в компьютер и переводя его в векторное изображение. Смоделированный рисунок переводится на карту памяти, которая потом вставляется в станок. В программировании процесса резьбы учитывается порода дерева в зависимости от ее плотности и твердости.

Станочная обработка дерева наиболее часто воспроизводит контурную, геометрическую и прорезную резьба, которые достаточно часто применяются в сочетании друг с другом. Но наибольший приоритет отдается плоскорельефной резьбе, в которой изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции выявляется путем выбирания фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента, придавая резному изделию яркий художественный вид [3].

Новые механизированные и компьютерные технологии нашли отражение и в объемной или скульптурной резьбе, считающейся самой сложной с точки зрения выполнения резных станочных работ. Изделие, выполненное в этой технике, представляет собой, художественно обработанную со всех сторон объёмную фигуру, полностью оторванную от фона - готовая скульптура просматривается со всех сторон [3]. Сложную трехмерную модель объемного изделия нерегулярной формы необходимо проектировать в специальных программах 3D-графики (Rhinoceros, 3DMax и др.), используя при изготовлении станки ЧПУ. Трехкоординатный станок (станок ЧПУ) не может обработать заготовку со всех сторон, поэтому, приходится изделие скле-

Поэтому преимущество в изготовлении скульптурной резьбы отдается трехмерным принтерам, как дешёвому и быстрому способу для создания прототипов. Обычная печатная 3D-систе-ма, работающая с порошком, позволяет распределять тонкий слой вещества по платформе, а программное обеспечение, управляющее трехмерным струйным принтером, наносит связывающий раствор в необходимых местах. Он взаимодействует с порошком и скрепляет частицы друг с другом, в результате чего получается трёхмерный объект. В разное время в качестве материала для печати на 3D-принтерах использовалось стекло, органика, синтетические волокна и многое другое. Но технологии современности позволили применить в качестве материала дерево [4]. При изготовлении станочных скульптурных работ от мастера отличное знание специальных компьютерных программ, большой опыт, набор различных инструментов и, конечно же, художественное чутье.

Дополнительные устройства, такие как фрезерно-копировальные станки, позволяют расширить технологические возможности изготовления художественных изделий из древесины, позволяя выполнять различные элементы резьбы - круглые розетки в виде многолепестковых цветов, розетки вихревые, рап-портные пояса-фризы с криволинейным волнообразным членением, балясины и даже высоко скульптурные, барельефные и горельефные детали и многое другое. Принцип работы на таком оборудовании состоит в ручном копировании шаблона образца изделия с одновременным фрезерованием заготовки. В состав таких станков входят суппорт со шпиндельной головкой; станина, на которой он крепится; рабочий стол с маховиком для его перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях и неподвижный штифт с копирующей головкой, при помощи которого заданный образец или модель могут быть точно повторены и перенесены на другую заготовку. Режущим инструментом служат специальные свёрла или концевые фрезы, укрепляемые на шпинделе. Мастер водит штифтом по всем контурам, углублениям и выпуклостям образца, передвигая при этом рабочий стол вверх-вниз; если требуется, то модель можно перебазировать и проводить обработку в другой ортогональной плоскости. Шпиндель, соединённый со штифтом, повторяет все его движения, выполняя точную копию модели-образца. Опытный художник-мастер, с хорошим глазомером и точными движениями, может выполнять свои декоративно-орнаментальные композиции непосредственно на станке. В этом случае станок рассматривается как приспособление, которое облегчает труд мастера и увеличивает производительность труда.

Шпиндель станка приводится в движение электромотором, который совершает от 10 до 24 тыс. об/мин, что обеспечивает достаточно высокое качество обрабатываемой поверхности резьбы. Тем не менее, резьба, выполненная на станке, по качеству ниже ручной, поэтому при изготовлении мебели по специальным заказам или при реставрации антикварной необходимо дорабатывать детали и орнаменты вручную.

При художественной обработке дерева также применяется и копировальный станок с пантографом. Станки, снабженные пантографами, имеют приспособления для перевода заданного рисунка в другой масштаб. Для такого перевода служит штифт, движущийся по контуру узора. Пантограф переводит рисунок на закреплённую на станке заготовку, соответственно увеличивая или уменьшая его применительно к заданию [5]. Такие станки могут фрезеровать не только плоские и изогнутые детали, но и тела вращения. Данное оборудование нашло широкое применение при изготовлении мебели, статуй, художественных накладок, пилястр и других видов художественных изделий из древесины [4; 6]. Однако нельзя не отметить и имеющиеся существенные недостатки - на таких станках обработка намного зависит от опыта рабочего, производящего копирование образца. Во время обработки при возможной ошибке возникает человеческий фактор, который может привести к браку продукции не только одной заготовки, а сразу нескольких, если фрезерование ведется на многошпиндельном копировальном станке. Слож-

ность наладки многошпиндельного оборудования при замене фрез - также существенный недостаток. К тому же постоянно требуется изготовление копиров, что на начальных стадиях отработки техпроцесса требует значительного времени. И, главное, на сегодняшний день изготовление изделий при ручном копировании шаблонов, в условиях растущего рынка и роста производственных возможностей оборудования с ЧПУ, становится малоэффективным.

Рассматривая способы изготовления художественных изделий из древесины, нельзя не отметить технологию точения. Точение или токарная обработка - одна из основных операций обработки резанием, выполняемая на деревообрабатывающих станках токарной группы обычно при вращательном движении изделия и поступательном движении резца. На современных деревообрабатывающих предприятиях все чаще применяются не только обычные токарные станки, где обработка ведется вручную мастером, но и станки токарно-фрезерной группы. Обрабатывающим инструментом такого оборудования является специальная дисковая фреза, либо фреза концевая. Такие станки выполняют обработку автоматизировано по заданной управляющей программе. От оператора требуется только менять заготовку и запускать программу в новом технологическом цикле. Несмотря на широкое распространение токарного оборудования в производстве, номенклатура выпускаемых изделий обычно ограничивается деталями, представляющими по форме тела вращения. Именно поэтому токарные станки в большей своей массе используют для изготовления художественных балясин -опорных конструкций перил лестничных маршей. Качество поверхности после обработки на токарных станках требует всегда ручного ошкуривания поверхности и снижает общую производительность процесса изготовления.

Еще одна технология - технология тиснения древесины связана с ее обработкой давлением нагретыми матрицами и пуансонами. Предварительно древесину пропаривают. Дороговизна изготовления штампов и невозможность получения объемных рельефных рисунков при прессовании позволили данной технологии найти широкое применение лишь в изготовлении сувенирных изделий в партиях высокой серийности, например, шкатулках, но не в эксклюзивной продукции под определенный заказ маленькими партиями. Технология лазерной гравировки древесины, а также выжигание лазером поверхностей по растровым рисункам на сегодняшний день не применимы для получения объемных изображений на древесине.

Такие технологии, как броширование, пескоструйная обработка, обработка давлением и лазерная гравировка не способны выявить объемные барельефные, горельефные или скульптурные формы в массиве древесины. Поэтому мы только лишь упомянем о них как о существующих видах художественной обработки древесины, главным образом, применяющихся для нанесения фактуры и неглубоких рисунков на плоские поверхности изделий из древесины.

Таким образом, рассмотрев все технические новшества, применяемые сегодня в художественной обработке древесины, можно сделать вывод, что вид исконно народного декоративно

- прикладного искусства - резьба по дереву в настоящее время активно модернизируется и совершенствуется, сохраняя свои традиционные основы и виды. И хочется верить, что уникальный пласт переселенческой культуры Алтая, сложившийся в результате соединения традиций различных этнографических групп и представляющий художественную резьбу по дереву, снова гармонично и эффективно войдет в современное социально культурное пространство. Алтайское искусство резьбы по дереву всегда было скупо, лаконично, не изощренно, обладает прекрасным чувством меры, гармоничностью композиционного решения и тесно связанно с фактурой материала. В резном декоре Алтайского края, относящегося к концу XIX - началу XX, в основном встречается пропиловочная резьба, иногда в сочетании с накладной, а также и мощная рельефная резьба. Прогрессировавшая техника обработка дерева, взаимодействие деревенской и городской культуры, способствовали возникновению новых элементов, подвергшихся существенной переработке. Так в орнаментах наличников встречаются волютные спиралевидные завитки, характерные для городского искусства. Форма наличника часто завершалась полуциркульной линией, на которой в сочетании со спиралями волют располагались либо антропоморфные фигуры либо стилизованные крины - русская лилия или трилистник, дошедший до наших дней со времен Древней Руси [7].

В декоре алтайской резьбы большое развитие получили языческие мотивы, представленные солнечными розетками солярных знаков, волнистыми, струйчатыми и переплетенными линиями карнизов, изображающими воду. Наличники алтайской деревянной архитектуры заполнили извивающие змеи, являющиеся символом плодородия, парные головы коней - олицетворение солнечного божества; образы парных птиц, символизировавших представления народа о счастливом браке. При этом часто отсутствует точное воспроизведение птицы, а выступает как бы сама идея, предполагающая сказочный птичий образ, а также изобилие растительных элементов с реалистическими изображениями полевых цветов, ягод со старательно подчеркнутыми специфическими особенностями каждого их них.

Исходя из вышесказанного возникает вопрос - а не потеряет ли ручной творческий труд, традиционные техники которого передавались из поколения в поколение, своей духовности, своих живительных соков, восходящих из далекого прошлого в этой глобальной модернизации, не прервется ли преемственная связь поколений? На этот вопрос достаточно сложно дать однозначный ответ. С одной стороны новые технологии направляют резьбу по дереву на массовое тиражирование, что соответственно лишает ее уникальности и, конечно, авторства. А тиражирование выводит предмет из сферы традиций, и, как следствие, именно отказ или освобождение от нее вызывает глубинные трансформации искусства в современную эпоху.

Уолтер Крейн отмечал: «В разгар полного прилива механических изобретений и неслыханной изобретательности, нам приходится вернуться к руке, как самой лучшей части машины. Мы чувствуем себя придатком машины, мы обнаружили, что теряем наше чувство красоты, наше художественное чувство, что наша

Но с другой стороны, как уже говорилось выше, новое время требует ускоренных процессов изготовления деревянных изделий, как в декоративном убранстве дома, так и утилитарно - художественного значения. И очень радует, что художественная резьба по дереву пусть постепенно, но все-таки все чаще входит в окружающее человека жизненное пространство. Так в Алтайском крае в селе Сроски мастер народного искусства Колесников С.М. со своими учениками изготовили иконостас, престол, жертвенник и царские врата в церкви Великомученицы Екатерины. И благодаря современным технологиям обработки древесины такой большой объем работ был выполнен за относительно небольшой срок времени. Это позволило учащимся не только на практике усовершенствовать технические знания и умения, но и приобщиться к истории и культуре русского народа.

1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996.

2. Wood - carving design and workmanship. The artistic crafts series of technical handbooks edited byw.r. Wood - carving: design and workmanship

Harvard university. - New York Appleton and company.

3. Круковер, В.И. Резьба по дереву. - М., 2004.

4. Woodworking news, 2001. - 200.

5. Амалицкий, В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты: учебник для сред. проф. образования. - М., 2002.

6. Rainer, K. Wick. Bauhaus-Pi^dagogik. - Кц1п, 1994.

7. Степанская, Т.М. Особенности домовой деревянной резьбы Алтая // Архитектура Алтая XVIII - XX вв. - Барнаул, 2006.

8. Walter Crane. Tne claims of decorative art. Boston and New York. Houghton, Mifflin, аnd company. The riverside press, camridge.

9. Christopher Dresser. Decorative Design. Cassel Petter i Galpin.

1. Benjyamin, V. Proizvedenie iskusstva v ehpokhu ego tekhnicheskoyj vosproizvodimosti. - M., 1996.

2. Wood - carving design and workmanship. The artistic crafts series of technical handbooks edited byw.r. Wood - carving: design and workmanship

Harvard university. - New York Appleton and company.

3. Krukover, V.I. Rezjba po derevu. - M., 2004.

4. Woodworking news, 2001. - 200.

5. Amalickiyj, V.V. Derevoobrabatihvayuthie stanki i instrumentih: uchebnik dlya sred. prof. obrazovaniya. - M., 2002.

6. Rainer, K. Wick. Bauhaus-Podagogik. - Koln, 1994.

7. Stepanskaya, T.M. Osobennosti domovoyj derevyannoyj rezjbih Altaya // Arkhitektura Altaya XVIII - XX vv. - Barnaul, 2006.

8. Walter Crane. Tne claims of decorative art. Boston and New York. Houghton, Mifflin, and company. The riverside press, camridge.

9. Christopher Dresser. Decorative Design. Cassel Petter i Galpin.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

ОБРАЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Обработка дерева: Традиционная техника. Инкрустация, лакирование, окраска. Столярное искусство

Аннотация:
Книга знакомит читателя с искусством обработки деревянных изделий, изготовлением разнообразных мозаик и инкрустаций, приемами окрашивания, полировки, лакировки и другими секретами мастерства, передававшимся из поколения в поколение. Первое издание книги вышло почти 100 лет назад. Новый, дополненный и переработанный вариант книги послужит незаменимым руководством для всех, кто любит работать с деревом. Книга рассчитана на преподавателей, учащихся художественных учебных заведений, специалистов в области столярного дела и широкий круг любителей.

Цены на книги указаны без учета почтовых расходов. Исключение: некоторые дорогостоящие лоты, о чем дополнительно указывается в описании этих лотов. На заказы нужна ПОЛНАЯ ПРЕДОПЛАТА. Наложенным платежом книги НЕ ОТПРАВЛЯЮТСЯ , Т.К., К СОЖАЛЕНИЮ, РЕЗКО УВЕЛИЧИЛИСЬ СЛУЧАИ НЕВЫКУПА БАНДЕРОЛЕЙ НА ПОЧТЕ. Стоимость почтовых расходов рассчитывается по тарифам Почты России. Книги отправляются обычно заказными бандеролями или обыкновенными посылкам; отправления страхуются по желанию покупателя. Доставка:Международная (книги старше 50лет за границу не высылаются, книги отправляю за границу только, если покупатель берет на себя все риски по возможному возврату и другим возможным проблемам)). С 01.2021 зарубежные заказы временно не выполняются. Исключение - Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия. и по России. При заказе 2книг(лотов, если разница в цене на них не более 20%) - скидка 5%, при заказе 3книг(лотов, если разница в цене на них не более 20%) и более - скидка 10%. Индивидуальные скидки моим постоянным покупателям. Вопросы о благонадежности продавца, некорректное общение чаще всего влекут за собой автоматическое закрытие заказа на любом этапе сделки. При выборе покупателем курьерской доставки (если она превышает тарифы Почты России) в случае возврата книг стоимость доставки рассчитывется по тарифам Почты России. За пропажу, повреждение отправления по вине почты продавец ответственности не несет. Неполученные отправления по истечении установленного правилами Почты РФ срока хранения считаются выполненными и претензии не принимаются. Оставляю за собой право не принимать заказы от покупателей подолгу не отвечающих на письма и отменяющих заказы без уважительных причин.

Книга знакомит читателя с искусством обработки деревянных изделий, изготовлением разнообразных мозаик и инкрустаций, приёмами окрашивания, полировки, лакиовки, и другими секретами мастерства, передававшимся из поколения в поколение.
Первое издание книги вышло почти 100 лет назад. Новый, дополненный и переработанный вариант книги послужит незаменимым руководством для всех, кто любит работать с деревом.Книга рассчитана на преподавателей, учащихся художественных учебных заведений, специалистов в области столярного дела и широкий круг любителей.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Читайте также: