Конспект урока по технологии елка из бумаги
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
Основные понятия и термины: бумага, шаблон, заготовка, петелька, кольцо, вырезать, приклеить.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Если лес укрыт снегами, если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт, что за праздник?
– А знаете ли вы, как появилась эта традиция?
Учитель или заранее подготовленные ученики рассказывают о том, как появилась традиция украшать новогоднюю ёлку.
– Сейчас мы не можем представить себе Новый год без Дедушки Мороза, Снегурочки, новогодней ёлки, и даже самый маленький ребёнок знает, что Новый год приходит к нам… (В ночь с 31 декабря на 1 января, под бой курантов.)
Но так было не всегда.
Наши предки – древние славяне – отмечали Новый год в марте. Приход весны означал приход Нового года. Позже (примерно 500 лет назад) Новый год стали отмечать 1 сентября.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Тип урока: комбинированный
Форма: урок-путешествие с использованием мультимедийной презентации
Цели: продолжать формировать навыки работы с бумагой; продолжить работу по отработке знаний и умений соблюдать правила гигиены труда и правила ТБ; проверить умение самостоятельно подготовить рабочее место; развивать потребность в том, чтобы результаты трудовых усилий – изделия каждого – были красивыми, развивать конструктивные способности, воображение, мелкую моторику рук, развивать монологическую речь, внимание, мышление; развивать умение устанавливать закономерности, умение работать самостоятельно и в паре, сотрудничать, анализировать; воспитывать желание преодолевать трудности; воспитывать аккуратность при выполнении работы
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
- систематизировать и расширять представления детей о приёмах работы с бумагой
- соблюдение безопасных приемов труда;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- развитие конструктивного мышления;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- развитие композиционного мышления
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно строить речевое высказывание устно
- допускать существование различных точек зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Оборудование: презентация, экран, гофрированная бумага, клей, ножницы, кисточки
Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный момент
У. Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Вижу класс мой – хоть куда!
У. – Создадим хорошее настроение себе и окружающим.
У. – Повернитесь лицом друг к другу. Протяните ладошки. Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели…
У. – Вы почувствовали тепло рук?
У. – Теперь я уверена, что урок наш пройдёт удачно.
-А теперь проверим, готовы ли вы к сегодняшнему уроку. На партах у вас должны лежать - цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, кисточки, тряпочки. Я вижу, что все готовы к уроку, и мы можем продолжить его.
II. Постановка учебной проблемы
У. –Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите загадки? Ну, тогда послушайте, я вам загадаю, а отгадав их, попробуйте определить тему нашего урока.
Вырезай и клей их ты.
Можешь сотворить и флаги
Из листов. Цветной бумаги.
У - Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год ёлка
У. – Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?( ответы детей)
IV .Повторение правил работы при работе с ножницами и клеем
У. – Какие правила работы с ножницами и клеем вы знаете, мы сейчас проверим, поработав в группах. Давайте разделимся на 2 группы. Среди предложенных правил 1-я группа выбирает те, которые относятся для работы с ножницами , 2-я группа выбирает те, которые относятся для работы с клеем.
- Ребята, а вы знаете, как и откуда появилась бумага? Нам сейчас об этом раскажет…..
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы узнали способ изготовления бумаги. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпьё. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
-А какие свойства имеет бумага?
Д.- Бумага мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, поэтому мы должны аккуратно с ней работать.
V .Инсценирование сказки
Слайд 1.
На сцене сидит Старуха, рядом стоит Старик.
-Жил старик со своею старухой
У самого сильного банка;
Жил он в ветхом домишке,
Не знавшей ремонта, Ровно тридцать лет и три года!
Раз пошел он по магазинам.
(Старик ковыляет по сцене, подходит к кулисе, выводит за руку Банку)
-А вернулся без денег, но с банкой.
Майонезною банкой обычной.
(Старик проходится с Банкой по сцене).
- Будешь с нами жить? —
(Банка не успела ответить. Раздается злобный вскрик Старухи. Банка вздрагивает, пятится)
- Дурачина ты! Зачем нам пустая банка?
Убирайся со своей банкой!
-Второй раз пошел он по магазинам
( Старик ковыляет по сцене, из-за кулисы тащит за руку Сухарик. Сухарик упирается)
-И принес только корочку хлеба.
- Будешь с нами жить?
(Сухарик поворачивается к залу спиной, рукой показывая на табличку: 100 $. Табличка прикрепляется к спине. Старик, отпрянул, испугавшись).
- Дурачина, зачем нам гнилая Корка?
Убирайся со своей Коркой!
-В третий раз он пошел за покупкой
(Старик ковыляет по сцене. Из-за кулисы выводит за руку Рыбку. Рыбка дефилирует по сцене. Сопровождающий звук).
-И вернулся с одной только рыбкой -
С не простою рыбкой, а золотою.
(Старуха смотрит оценивающе на Рыбку).
- Да, ладно, пожарим Коту!
Пусть хоть у Кота праздник будет.
(Бабка выводит за руку Сковородку. Рыбка, увидев большую Сковородку, пугается, тянет Старика в сторонку).
- Взмолилась несчастная рыбка!
Испугалась она сковородки.
- Отпусти меня, старче, ты в море,
Дорогой за себя дам я откуп.
-Бог с тобою, ступай себе в море,
Гуляй там себе на просторе.
(Дед уводит рыбку к морю).
- Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо! (Старик размахивает руками, делает вид, что рассказывает).
-Старика старуха забранила.
- Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять откупа с рыбки,
У соседей-то наших, вон - погляди
Растут ёлки красавицы около домов
Иди, попроси и ты, дурачина!
(Старик, почесал затылок и заковылял Старуха садится на стул. Она достает из банки монетки, бросает в банку по одной монетке, пересчитывая свои сбережения.
Звук падающих монеток в банку сопровождает следующее действие).
-Вот пошел он к синему морю,
Видит: море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
-Рыбка. Рыбка (кличет)
- Приплыла к нему рыбка, спросила
— Чего тебе надобно, старче?
-Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покоя:
Ёлочка нужна ей красавица
-Не печалься, старик, помогу я тебе. Слушай, я знаю, есть школа такая под названием Баевская средняя, распахивающая свои врата перед всеми путниками, детки там творят чудеса, они-то тебе и помогут обрести чудо-красавицу – под названием ёлочка.
-Старик призадумался и побрёл вдоль берега моря. Открыл глаза, а перед ним ученики.
-Что за чудо?! Что за диво?! Как здесь прелестно и красиво!
Здравствуйте люди добрые!
-Я пришёл просить вас о помощи. Издалека я к вам пожаловал. Старухе моей ёлочка нужна красавица, откуда мне взять - я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!
-Ребята, вы готовы помочь дедушке?
-Мы как раз тут собираемся мастерить ёлочку. Вы дедушка присаживайтесь с нашими ребятами, отдохните с дороги. (дедушка садится с ребятами)
-Мы попробуем помочь Вам.
VI .Предварительное планирование предстоящих трудовых действий
-Итак , давайте посмотрим последовательность выполнения нашей ёлочки
VII .Практическая деятельность учащихся
- Мы приступаем к работе. Поделку мы будем выполнять коллективно, но каждый из вас внесёт вклад в это дело.
*Первым шагом в нашей работе будет изготовление иголок для ёлочки.По длинной стороне полосок делаем бахрому.
* Теперь наши полоски с бахромой наматываем на карандаш - эти своеобразные рулончики и будут иголочками для нашей ёлочки.
*. Далее, смазываем клеем основание полученных рулончиков и приклеиваем к готовому конусу рядами.
*Итак, наша красавица готова.
VIII . Выставка детских работ. Оценивание
Демонстрация готового изделия
-Ребята, давайте нашу красавицу подарим нашему гостю. Уважаемый, дедушка, мы дарим вам нашу ёлочку и надеемся, что Ваша старуха ругать теперь Вас не будет.
-Ой, спасибо дети! Старуха моя теперь обрадуется этой красавице, и бранить меня не будет. Теперь я точно знаю, что учатся в этой школе настоящие мастера. Спасибо и до новых встреч, ребята!
Старик идёт по берегу. Доходит до избушки, а его встречает старуха.
-Ну, что принёс, что я просила?
-Ну конечно! Посмотри, какая красавица! (показывает ёлочку)
-Ах, и вправду красавица! Будет теперь и у нашего домика ёлочка расти!
-Сегодня мы с вами сделали доброе дело. А какое, и кому?
-Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Как вы потрудились, довольны ли вы своей работой? Какие были затруднения?
-А теперь, давайте оценим наш урок. Если вам он понравился, приклейте на доску картинку с улыбающимся солнышком, а если не очень – то грустное солнышко.
Рекомендации:
Наталья Алексеевна! Спасибо за материал к уроку. Все подробно и последовательно изложено. Но технологическая карта выполнена не точно, в одной графе - описание, в другой - изображение.
Спасибо за отзыв к моей работе. Елена Григорьевна, технологическая карта дана для самооценивания учениками на каждом этапе урока. В первом столбике дан план выполнения ёлочки, во втором - дети наклеивали смайлики-оценка.
Спасибо за отзывы к моей работе.
Елена Григорьевна, технологическая карта (или план-карта) даётся в каждую группу перед самостоятельной работой. Извините, не указала в конспекте урока (4 этап урока). Вместе с картой давала "оценки-смайлики" ("5"- большего размера, "4"- размером меньше). Эксперт оценивает работу своей группы на каждом этапе выполнения работы и фиксирует её (наклеивает смайлик) в технологической карте во втором столбике. С благодарностью, Наталья Алексеевна.
1. Углубить знания, умения и навыки учащихся, связанных с первоначальными приёмами обработки бумаги (разметкой) с помощью шаблона, резанием бумаги ножницами;
2. Совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги;
3. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование для учителя: образец готового изделия, образцы поэтапного изготовления изделия, шаблоны для учащихся, один шаблон для демонстрации, карточка с темой урока, дырокол, лист картона, ножницы, карандаш, клей.
Оборудование для учащихся: лист картона или плотной бумаги зелёного цвета, цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.
Этапы урока
I . Организация класса.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок технологии. Садитесь на свои места.
II . Постановка темы урока.
— Послушайте внимательно стихотворение:
Пусть Новый год и праздник Рождества
Подарят ощущенья волшебства!
Пусть огонёк свечи согреет дом,
Пусть запах свежей хвои будет в нём!
Пусть рядом будут близкие друзья,
Пусть будет счастлива семья!
— О каких праздниках говорится в стихотворении? (Новый год и Рождество)
— Верно. Новый год у многих людей – самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. В каждом доме к приходу Нового года готовятся дети и взрослые. Они украшают дом разноцветными гирляндами, игрушками, шарами. А кто знает, какой самый главный символ Нового года в этот праздник есть почти в каждом доме? (Новогодняя ёлка)
— У кого из вас дома часто стоит настоящая ёль или сосна, поднимите руки?
— А у кого в доме обычно стоит искусственная ёлка?
— И настоящие ёлочки, и искусственные очень красивы, когда наряжены. Чем обычно наряжают ёлочки? (Гирляндами, шарами, игрушками, дождиком, мишурой)
(Тема урока на карточке на доске)
III . Подготовка рабочего места.
1) Техника безопасности.
— Сегодня мы с вами изготовим новогоднюю ёлочку из бумаги и украсим её. Для этого нам понадобится плотная бумага или тонкий картон зеленого цвета, ножницы, клей, карандаш, цветная бумага. Проверьте наличие всех нужных приборов у себя на столе. Если чего-то не хватает, достаньте это или попросите у одноклассников.
— Вспомним правила техники безопасности с ножницами. Кто хочет напомнить эти правила? (Ответы детей)
— Ножницы хранить в определенном месте — в подставке или рабочей коробку. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
2) Правильное расположение деталей и инструментов.
— Положите лист тонкого картона или плотной бумаги зелёного цвета перед собой. Ножницы положите справа от себя. Карандаш положите в верхнюю часть стола. Цветную бумагу расположите на краю стола.
IV . Планирование предстоящих трудовых действий.
— Какой формы наше изделие? (Конус)
— Из каких деталей состоит изделие? (Основа – плотная бумага, украшения – кружочки, украшения — гирлянды и бахрома из цветной бумаги)
— Посмотрите на доску. Здесь проиллюстрирован алгоритм изготовления нашей ёлочки.
— Что мы будем делать на 1 этапе? (Намечать на обратной стороне картона полукруг, оставляя место для склеивания)
— Что мы должны сделать, чтобы лист картона стал ёлкой в форме конуса? (Вырезать полукруг и склеить)
— Что мы будем делать, чтобы украсить ёлочку? (Вырезать из цветной бумаги украшения и приклеить их на ёлку)
— Мы определили с вами план действий. К концу урока у всех вас должны получиться такие красивые ёлочки.
V . Практическая работа.
— Приступим к работе. Я раздаю вам шаблоны. Давайте, вспомним, как пользоваться шаблоном, как накладывать его на лист? (Аккуратно, необходимо прижать шаблон к бумаге. Экономно использовать бумагу, накладывать шаблон близко к краю)
— Приложите шаблон близко к краю картона. (Демонстрирую наложение шаблона)
— Удерживайте шаблон левой рукой, правой рукой возьмите карандаш и обведите шаблон.
— У всех получилось аккуратно? Теперь вам нужно вырезать шаблон ножницами. Помните о правилах техники безопасности при работе с ножницами.
— У нас получилась деталь – полукруг с местом для склеивания. Согните деталь по краю места склеивания. (Демонстрирую сгибание шаблона)
— Нанесите клей на это место. (Демонстрирую нанесение клея)
— Быстро, пока клей не засох, соедините края детали. Несколько раз проведите пальцем, надавливая, по месту склеивания. (Демонстрирую склеивание детали)
— У нас получилась ёлочка, но она ещё не наряжена. Вы можете украсить её цветными кружочками, звёздочками, гирляндами, бахромой. Вырезайте из цветной бумаги украшения и наклеивайте их на ваши ёлочки. Проявите фантазию и подойдите к этой работе творчески.
(Прохожу по рядам, помогая ученикам. Вырезаю им из бумаги кружочки дыроколом)
VI . Анализ и оценка работы.
Устраивается выставка готовых изделий на 1 парте, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, прочность, элементы творчества).
VII. Итог урока.
— Поделку из каких материалов мы выполняли сегодня? (Из бумаги и картона)
— Как называется наша поделка? (Новогодняя ёлочка)
— Что нового вы узнали на уроке, чему научились?
— Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?
Читайте также: