Конспект урока по технологии елка из бумаги

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Основные понятия и термины: бумага, шаблон, заготовка, петелька, кольцо, вырезать, приклеить.

организационная структура (сценарий) урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Если лес укрыт снегами, если пахнет пирогами,

Если ёлка в дом идёт, что за праздник?

– А знаете ли вы, как появилась эта традиция?

Учитель или заранее подготовленные ученики рассказывают о том, как появилась традиция украшать новогоднюю ёлку.

– Сейчас мы не можем представить себе Новый год без Дедушки Мороза, Снегурочки, новогодней ёлки, и даже самый маленький ребёнок знает, что Новый год приходит к нам… (В ночь с 31 декабря на 1 января, под бой курантов.)

Но так было не всегда.

Наши предки – древние славяне – отмечали Новый год в марте. Приход весны означал приход Нового года. Позже (примерно 500 лет назад) Новый год стали отмечать 1 сентября.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Тип урока: комбинированный

Форма: урок-путешествие с использованием мультимедийной презентации

Цели: продолжать формировать навыки работы с бумагой; продолжить работу по отработке знаний и умений соблюдать правила гигиены труда и правила ТБ; проверить умение самостоятельно подготовить рабочее место; развивать потребность в том, чтобы результаты трудовых усилий – изделия каждого – были красивыми, развивать конструктивные способности, воображение, мелкую моторику рук, развивать монологическую речь, внимание, мышление; развивать умение устанавливать закономерности, умение работать самостоятельно и в паре, сотрудничать, анализировать; воспитывать желание преодолевать трудности; воспитывать аккуратность при выполнении работы

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

- систематизировать и расширять представления детей о приёмах работы с бумагой

- соблюдение безопасных приемов труда;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- развитие конструктивного мышления;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- развитие композиционного мышления

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевое высказывание устно

- допускать существование различных точек зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Оборудование: презентация, экран, гофрированная бумага, клей, ножницы, кисточки

Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный момент

У. Прозвенел звонок для вас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Вижу класс мой – хоть куда!

У. – Создадим хорошее настроение себе и окружающим.

У. – Повернитесь лицом друг к другу. Протяните ладошки. Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели…

У. – Вы почувствовали тепло рук?

У. – Теперь я уверена, что урок наш пройдёт удачно.

-А теперь проверим, готовы ли вы к сегодняшнему уроку. На партах у вас должны лежать - цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, кисточки, тряпочки. Я вижу, что все готовы к уроку, и мы можем продолжить его.

II. Постановка учебной проблемы

У. –Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите загадки? Ну, тогда послушайте, я вам загадаю, а отгадав их, попробуйте определить тему нашего урока.

Вырезай и клей их ты.

Можешь сотворить и флаги

Из листов. Цветной бумаги.

У - Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год ёлка

У. – Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?( ответы детей)

IV .Повторение правил работы при работе с ножницами и клеем

У. – Какие правила работы с ножницами и клеем вы знаете, мы сейчас проверим, поработав в группах. Давайте разделимся на 2 группы. Среди предложенных правил 1-я группа выбирает те, которые относятся для работы с ножницами , 2-я группа выбирает те, которые относятся для работы с клеем.

- Ребята, а вы знаете, как и откуда появилась бумага? Нам сейчас об этом раскажет…..

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы узнали способ изготовления бумаги. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпьё. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

-А какие свойства имеет бумага?

Д.- Бумага мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, поэтому мы должны аккуратно с ней работать.

V .Инсценирование сказки

Слайд 1.
На сцене сидит Старуха, рядом стоит Старик.

-Жил старик со своею старухой
У самого сильного банка;
Жил он в ветхом домишке,
Не знавшей ремонта, Ровно тридцать лет и три года!
Раз пошел он по магазинам.
(Старик ковыляет по сцене, подходит к кулисе, выводит за руку Банку)
-А вернулся без денег, но с банкой.
Майонезною банкой обычной.
(Старик проходится с Банкой по сцене).

- Будешь с нами жить? —
(Банка не успела ответить. Раздается злобный вскрик Старухи. Банка вздрагивает, пятится)

- Дурачина ты! Зачем нам пустая банка?
Убирайся со своей банкой!

-Второй раз пошел он по магазинам

( Старик ковыляет по сцене, из-за кулисы тащит за руку Сухарик. Сухарик упирается)


-И принес только корочку хлеба.

- Будешь с нами жить?
(Сухарик поворачивается к залу спиной, рукой показывая на табличку: 100 $. Табличка прикрепляется к спине. Старик, отпрянул, испугавшись).

- Дурачина, зачем нам гнилая Корка?
Убирайся со своей Коркой!

-В третий раз он пошел за покупкой


(Старик ковыляет по сцене. Из-за кулисы выводит за руку Рыбку. Рыбка дефилирует по сцене. Сопровождающий звук).


-И вернулся с одной только рыбкой -
С не простою рыбкой, а золотою.

(Старуха смотрит оценивающе на Рыбку).

- Да, ладно, пожарим Коту!
Пусть хоть у Кота праздник будет.
(Бабка выводит за руку Сковородку. Рыбка, увидев большую Сковородку, пугается, тянет Старика в сторонку).

- Взмолилась несчастная рыбка!
Испугалась она сковородки.

- Отпусти меня, старче, ты в море,
Дорогой за себя дам я откуп.

-Бог с тобою, ступай себе в море,
Гуляй там себе на просторе.
(Дед уводит рыбку к морю).

- Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо! (Старик размахивает руками, делает вид, что рассказывает).

-Старика старуха забранила.

- Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять откупа с рыбки,

У соседей-то наших, вон - погляди

Растут ёлки красавицы около домов

Иди, попроси и ты, дурачина!

(Старик, почесал затылок и заковылял Старуха садится на стул. Она достает из банки монетки, бросает в банку по одной монетке, пересчитывая свои сбережения.

Звук падающих монеток в банку сопровождает следующее действие).

-Вот пошел он к синему морю,
Видит: море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,

-Рыбка. Рыбка (кличет)

- Приплыла к нему рыбка, спросила

— Чего тебе надобно, старче?

-Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покоя:
Ёлочка нужна ей красавица

-Не печалься, старик, помогу я тебе. Слушай, я знаю, есть школа такая под названием Баевская средняя, распахивающая свои врата перед всеми путниками, детки там творят чудеса, они-то тебе и помогут обрести чудо-красавицу – под названием ёлочка.

-Старик призадумался и побрёл вдоль берега моря. Открыл глаза, а перед ним ученики.

-Что за чудо?! Что за диво?! Как здесь прелестно и красиво!

Здравствуйте люди добрые!

-Я пришёл просить вас о помощи. Издалека я к вам пожаловал. Старухе моей ёлочка нужна красавица, откуда мне взять - я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!

-Ребята, вы готовы помочь дедушке?

-Мы как раз тут собираемся мастерить ёлочку. Вы дедушка присаживайтесь с нашими ребятами, отдохните с дороги. (дедушка садится с ребятами)

-Мы попробуем помочь Вам.

VI .Предварительное планирование предстоящих трудовых действий

-Итак , давайте посмотрим последовательность выполнения нашей ёлочки

VII .Практическая деятельность учащихся

- Мы приступаем к работе. Поделку мы будем выполнять коллективно, но каждый из вас внесёт вклад в это дело.

*Первым шагом в нашей работе будет изготовление иголок для ёлочки.По длинной стороне полосок делаем бахрому.

* Теперь наши полоски с бахромой наматываем на карандаш - эти своеобразные рулончики и будут иголочками для нашей ёлочки.


*. Далее, смазываем клеем основание полученных рулончиков и приклеиваем к готовому конусу рядами.


*Итак, наша красавица готова.

VIII . Выставка детских работ. Оценивание

Демонстрация готового изделия

-Ребята, давайте нашу красавицу подарим нашему гостю. Уважаемый, дедушка, мы дарим вам нашу ёлочку и надеемся, что Ваша старуха ругать теперь Вас не будет.

-Ой, спасибо дети! Старуха моя теперь обрадуется этой красавице, и бранить меня не будет. Теперь я точно знаю, что учатся в этой школе настоящие мастера. Спасибо и до новых встреч, ребята!

Старик идёт по берегу. Доходит до избушки, а его встречает старуха.

-Ну, что принёс, что я просила?

-Ну конечно! Посмотри, какая красавица! (показывает ёлочку)

-Ах, и вправду красавица! Будет теперь и у нашего домика ёлочка расти!

-Сегодня мы с вами сделали доброе дело. А какое, и кому?

-Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Как вы потрудились, довольны ли вы своей работой? Какие были затруднения?

-А теперь, давайте оценим наш урок. Если вам он понравился, приклейте на доску картинку с улыбающимся солнышком, а если не очень – то грустное солнышко.



Рекомендации:

Наталья Алексеевна! Спасибо за материал к уроку. Все подробно и последовательно изложено. Но технологическая карта выполнена не точно, в одной графе - описание, в другой - изображение.

Спасибо за отзыв к моей работе. Елена Григорьевна, технологическая карта дана для самооценивания учениками на каждом этапе урока. В первом столбике дан план выполнения ёлочки, во втором - дети наклеивали смайлики-оценка.

Спасибо за отзывы к моей работе.
Елена Григорьевна, технологическая карта (или план-карта) даётся в каждую группу перед самостоятельной работой. Извините, не указала в конспекте урока (4 этап урока). Вместе с картой давала "оценки-смайлики" ("5"- большего размера, "4"- размером меньше). Эксперт оценивает работу своей группы на каждом этапе выполнения работы и фиксирует её (наклеивает смайлик) в технологической карте во втором столбике. С благодарностью, Наталья Алексеевна.

1. Углубить знания, умения и навыки учащихся, связанных с первоначальными приёмами обработки бумаги (разметкой) с помощью шаблона, резанием бумаги ножницами;

2. Совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги;

3. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование для учителя: образец готового изделия, образцы поэтапного изготовления изделия, шаблоны для учащихся, один шаблон для демонстрации, карточка с темой урока, дырокол, лист картона, ножницы, карандаш, клей.

Оборудование для учащихся: лист картона или плотной бумаги зелёного цвета, цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.

Этапы урока

I . Организация класса.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок технологии. Садитесь на свои места.

II . Постановка темы урока.

— Послушайте внимательно стихотворение:

Пусть Новый год и праздник Рождества

Подарят ощущенья волшебства!

Пусть огонёк свечи согреет дом,

Пусть запах свежей хвои будет в нём!

Пусть рядом будут близкие друзья,

Пусть будет счастлива семья!

— О каких праздниках говорится в стихотворении? (Новый год и Рождество)

— Верно. Новый год у многих людей – самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. В каждом доме к приходу Нового года готовятся дети и взрослые. Они украшают дом разноцветными гирляндами, игрушками, шарами. А кто знает, какой самый главный символ Нового года в этот праздник есть почти в каждом доме? (Новогодняя ёлка)

— У кого из вас дома часто стоит настоящая ёль или сосна, поднимите руки?

— А у кого в доме обычно стоит искусственная ёлка?

— И настоящие ёлочки, и искусственные очень красивы, когда наряжены. Чем обычно наряжают ёлочки? (Гирляндами, шарами, игрушками, дождиком, мишурой)

(Тема урока на карточке на доске)

III . Подготовка рабочего места.

1) Техника безопасности.

— Сегодня мы с вами изготовим новогоднюю ёлочку из бумаги и украсим её. Для этого нам понадобится плотная бумага или тонкий картон зеленого цвета, ножницы, клей, карандаш, цветная бумага. Проверьте наличие всех нужных приборов у себя на столе. Если чего-то не хватает, достаньте это или попросите у одноклассников.

— Вспомним правила техники безопасности с ножницами. Кто хочет напомнить эти правила? (Ответы детей)

— Ножницы хранить в определенном месте — в подставке или рабочей коробку. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

2) Правильное расположение деталей и инструментов.

— Положите лист тонкого картона или плотной бумаги зелёного цвета перед собой. Ножницы положите справа от себя. Карандаш положите в верхнюю часть стола. Цветную бумагу расположите на краю стола.

IV . Планирование предстоящих трудовых действий.

— Какой формы наше изделие? (Конус)

— Из каких деталей состоит изделие? (Основа – плотная бумага, украшения – кружочки, украшения — гирлянды и бахрома из цветной бумаги)

— Посмотрите на доску. Здесь проиллюстрирован алгоритм изготовления нашей ёлочки.

— Что мы будем делать на 1 этапе? (Намечать на обратной стороне картона полукруг, оставляя место для склеивания)

— Что мы должны сделать, чтобы лист картона стал ёлкой в форме конуса? (Вырезать полукруг и склеить)

— Что мы будем делать, чтобы украсить ёлочку? (Вырезать из цветной бумаги украшения и приклеить их на ёлку)

— Мы определили с вами план действий. К концу урока у всех вас должны получиться такие красивые ёлочки.

V . Практическая работа.

— Приступим к работе. Я раздаю вам шаблоны. Давайте, вспомним, как пользоваться шаблоном, как накладывать его на лист? (Аккуратно, необходимо прижать шаблон к бумаге. Экономно использовать бумагу, накладывать шаблон близко к краю)

— Приложите шаблон близко к краю картона. (Демонстрирую наложение шаблона)

— Удерживайте шаблон левой рукой, правой рукой возьмите карандаш и обведите шаблон.

— У всех получилось аккуратно? Теперь вам нужно вырезать шаблон ножницами. Помните о правилах техники безопасности при работе с ножницами.

— У нас получилась деталь – полукруг с местом для склеивания. Согните деталь по краю места склеивания. (Демонстрирую сгибание шаблона)

— Нанесите клей на это место. (Демонстрирую нанесение клея)

— Быстро, пока клей не засох, соедините края детали. Несколько раз проведите пальцем, надавливая, по месту склеивания. (Демонстрирую склеивание детали)

— У нас получилась ёлочка, но она ещё не наряжена. Вы можете украсить её цветными кружочками, звёздочками, гирляндами, бахромой. Вырезайте из цветной бумаги украшения и наклеивайте их на ваши ёлочки. Проявите фантазию и подойдите к этой работе творчески.

(Прохожу по рядам, помогая ученикам. Вырезаю им из бумаги кружочки дыроколом)

VI . Анализ и оценка работы.

Устраивается выставка готовых изделий на 1 парте, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, прочность, элементы творчества).

VII. Итог урока.

— Поделку из каких материалов мы выполняли сегодня? (Из бумаги и картона)

— Как называется наша поделка? (Новогодняя ёлочка)

— Что нового вы узнали на уроке, чему научились?

— Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?

Читайте также: