Как скажется на урожае яблони повреждение части ее корневых волосков докажите

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Задачи: продолжить знакомство со строением корня, сформиро­вать понятие о зонах корня и их функциях, раскрыть особенности строения различных зон корня на клеточном уровне; продолжить формирование понятия о тканях, познакомить с различными ти­пами тканей на примере клеточного строения корня.

Ключевые слова и понятия: корневой чехлик, зона деления, зона растяжения (зоной роста), зона всасывания (зона поглоще­ния), корневые волоски, кора корня, зона проведения, древесина, луб, сосуды, камбий, кора, пробка.

Актуализация знаний

Рассказ с ошибками

Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

Корень - генеративный орган растения. Все растения на земле име­ют корни. Основная функция корней - это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислоро­дом. Корни под землей дышат кислородом, содержащимся в воздухе, находящимся между частичками почвы. Вся совокупность корней одно­го растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне разви­ваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая си­стема, в которой четко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называет­ся мочковатой. Мочковатая корневая система развивается у растений, образующих корнеплоды.


Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Давайте рассмотрим строение корня более подробно. Глав­ный, боковые и придаточные корни растения имеют сходное строение. Для того чтобы разобраться с особенностями строе­ния корня растения, рассмотрим проростки гороха или фасоли.

(Проростки и лупы желательно раздать на каждый стол.)

Рассмотрите кончик корня фасоли через лупу. Обратите внимание, что он как бы одет в маленький колпачок — корневой чехлик, который защищает верхушку корня от твердых частичек почвы, которые могут ее поранить.

Если рассмотреть срез корня под микроскопом, то хорошо видно, что корневой чехлик состоит из нескольких слоев клеток. Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая уменьшает трение.

Но почему же корневой чехлик полностью не исчезает в конце концов? Все дело в том, что под корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня так и называ­ется — зона деления.

Как вы думаете, какой тканью представлена зона роста?

Она представлена образовательной тканью. Наружные клетки зоны деления постоянно обновляют корневой чехлик. Стенки их утолщаются и приобретают прочность и способность защищать нежные, молодые клетки зоны деления корня. Если растение ра­стет на грубых, песчаных почвах, корневой чехлик становится более мощным. А у растения, обитающего на мягких, суглинистых почвах, он значительно меньше.

Внутренние клетки зоны деления как бы откладываются вверх. Они начинают активно расти. (Именно из них в дальнейшем будут строиться все остальные части корня.) Эта часть корня называется зоной растяжения, или зоной роста. Она небольшая, всего 3—9 мм в длину. Молодые клетки здесь постоянно растут, удлиняются, тем самым увеличивая длину корня. Растягиваясь, зона роста протал­кивает вглубь зону деления, защищенную корневым чехликом.


Доказать, что корень растет верхушкой, очень просто.

(Демонстрируются условия опыта и его результат. Можно так­же дать задание ученикам, интересующимся биологией, проде­лать эксперимент дома, а на основе выводов подготовить доклад.)

Для этого необходимо взять проросток фасоли, бобов или гороха. При помощи туши нанести на главный корень метки на равном расстоянии друг от друга. И посмотреть на проросток на следующий день. На участке корня, расположенном ближе к основанию, расстояние между метками не изменилось, а на вер­хушечной части корня — увеличилось.

О чем это говорит? (Это доказывает, что корень растения растет верхушкой.)

Выше зоны растяжения расположена зона всасывания, или зона поглощения. Рассмотрите проростки фасоли, лежащие на ваших столах. Обратите внимание, что часть корня как бы покрыта лег­ким пушком. Это корневые волоски — особые выросты наружных клеток зоны всасывания. Их длина обычно составляет 0,1—2 мм, а у некоторых растений доходит до 10 мм. Они плотно прилега­ют к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Кроме того, корневые волоски вы­деляют особую слизь, которая помогает растворять минеральную составляющую почвы для дальнейшего ее поглощения. Корневые волоски работают как насосы, всасывая питательный раствор, отсюда и название зоны. Срок жизни корневых волосков неболь­шой, чаще всего несколько дней, после чего они отмирают. Новые корневые волоски появляются на молодых клетках на границе зон растяжения и всасывания. Таким образом зона всасывания постоянно перемещается в почве, оставаясь ближе к концу корня.


Как вы считаете, какой в этом смысл? (В результате зона всасывания использует для питания все новые участки почвы.)

Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет добывать из почвы минераль­ные вещества и воду.

Как вы думаете, что необходимо предпринимать при пе­ресадке растений для того, чтобы не повреждать корневые волоски? (Ответы учащихся.)

Лучше всего пересаживать растения с комочком почвы, в ко­торой они росли раньше, так как при этом не повреждаются кор­невые волоски.

Но какова основная роль корня, кроме укрепления расте­ния в земле? (Минеральное питание всего растения.)

Действительно, вода и минеральные вещества от корня до­ставляются ко всему растению.

Но как это все происходит?

Если рассмотреть под микроскопом поперечный срез корня зоны всасывания, снаружи мы увидим один слой клеток, образую­щих корневые волоски. Под этим слоем расположено несколько слоев живых клеток с тонкими стенками и крупными межклет­никами. Это кора корня.

Какой тканью представлена кора корня? (Ответы учащихся.)

Это покровная ткань. Середина корня практически полно­стью состоит из проводящей ткани, представленной двумя типами сосудов. Сосуды — длинные вытянутые полые клетки с толстыми оболочками.

Древесина — ткань, по сосудам которой вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается от корня растения к стеблю и листьям. Сосуды древесины представляют собой длин­ные полые трубки, составленные из мертвых клеток с одревеснев­шими стенками. Но корню необходимы органические вещества.

Откуда же они берутся? (Ответы учащихся.)

Вокруг древесины располагается еще одна проводящая ткань корня — луб. По сосудам луба органические вещества перемеща­ются от стебля и листьев к клеткам корня.

Участок корня, расположенный выше зоны всасывания, назы­вается зоной проведения. Это самая длинная часть корня. Проводя­щая ткань здесь хорошо сформирована. Снаружи корень покрыт прочными клетками коры, под которой находится пробка — не­сколько слоев мертвых клеток. Живое содержимое этих клеток отмирает, оболочки утолщаются, и они становятся непроницаемы для воды и воздуха. Межклетники пробки заполнены воздухом, что является прекрасной защитой от перепадов температур, иссу­шения, механических повреждений. Корень в этой части не мо­жет поглощать воду и минеральные вещества, поэтому основной функцией является проведение растворенных минеральных ве­ществ и воды.

Кроме роста в длину, корень увеличивается и в ширину. Это происходит благодаря клеткам особой образовательной ткани — камбия. Камбий — слой клеток, способных делиться и образовы­вать клетки других тканей. Камбий расположен между древесиной и лубом. Благодаря клеткам камбия корень постепенно утолщает­ся за счет древесины и луба, т. е. объем древесины и луба постоян­но увеличивается, а значит, возрастает проводящая способность корня.

Различные зоны корня выполняют различные функции, но все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность всего растения.


Закрепление знаний и умений

Рассмотрите на рисунке в учебнике изображение продольного разреза молодого корня. Запишите в таблицу, какие зоны есть у корня и какие функции они выполняют.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что зоны корня, описанные в учебнике первыми, на рисунке располага­ются ниже прочих. Поэтому заполнение таблицы следует начать со схематичного рисунка и следить за тем, чтобы текст примерно соответствовал изображению.)


Задания Д22 C2 № 10874

Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?

1) По мере роста дерева корневая система разрастается.

2) Корни поглощают вещества корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов.

Не так давно мы сняли остатки урожая яблок, надеюсь плоды будут хорошо храниться и долежат аж до Нового года. После уборки урожая нужно организовать правильный уход за деревом, чтобы и в следующем сезоне оно порадовало нас вкусными, сочными, здоровыми и крепкими яблочками.

Один из главных аспектов в уходе за любым деревом или кустарником - это обрезка. Поговорим о том, какие же ошибки чаще всего совершают садоводы в процессе проведения данной процедуры и насколько негативно эти действия могут сказаться на растении.

Ошибки в обрезке яблони осенью

1. Несвоевременная обрезка

Очень важно правильно выбрать время обрезки яблони. Идеальный вариант - когда листва уже опала, но не позже, чем за 2 недели до наступления устойчивых холодов. Именно в это время мы нанесем дереву меньший ущерб, меньший стресс оно испытает, а значит и морозостойкость его будет подорвана с меньшей силой. Если же на носу заморозки, отложите обрезку до весны.

2. Обрезка с некачественным срезом

Очень часто в условиях недостатка инвентаря начинающие садоводы проводят обрезку с формированием некачественного среза: л.ибо используя тупой инструмент, либо срезая побеги, потянув за них. Чаще всего так поступают с высокими ветками, до которых сложно дотянуться: тянут их вниз и срезают. В этом случае часть среза может получиться ровной, как надо, а часть рваной. Полученные раны будут очень долго заживать и возможно не успеют затянуться до морозов, через них с большей долей вероятности попадут споры грибков, микробы, инфекции. Срезы должны быть ровными и четкими.

3. Оставление дублирующих веток под острым углом

Сперва может показаться: "вот растет хорошая крепкая толстая ветка, зачем ее срезать? Подумаешь, параллельно идет аналогичный дублирующий побег, вместе они принесут двойной урожай!" Однако дублирующие (растущие в одном направлении) конкурирующие ветви лучше убирать. И срезать нужно ту ветвь, которая растет под более острым углом к штамбу дерева. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: старые побеги будет убирать проблематичнее. Если один из дублирующих побегов вовремя не срезать, они подрастут, наберут массу, станут толстыми и крепкими. и между ними образуется трещина. А это повреждение скелета дерева и открытая рана, все это негативно сказывается на урожайности яблони.

4. Срез на внешнюю или внутреннюю почку?

Нет универсального правила как обрезать побеги: на внешнюю или внутреннюю почку. Все должно зависеть от целей обрезки и желаемого результата. Если крона и так густая в центре и ваша цель - сделать ее шире и раскидистее, не обрезайте побеги на внутреннюю почку. Если нужно наоборот сформировать густую плотную компактную крону - обрежьте ветви на внутреннюю почку. К слову, чаще обрезку проводят на внешнюю почку. Слишком густая крона не даст дереву как следует цвести и плодоносить.

5. Пеньки

Не стоит обрезать побеги, оставляя пеньки. Срезы должны выполняться как можно плотнее к основанию во верхнему краю кольцевого утолщения, чтобы дерево имело возможность затянуть рану своей же корой. Именно в "кольце" ткани быстрее нарастают и срез лучше затягивается. Если оставить пенек, ранка может не затянуться, со временем может образоваться дупло, а если на пеньке есть спящие почки, они дадут нам ненужные волчки, которые будут лишь загущать крону и не принесут никакого урожая. В результате пеньки - это "ворота" для болезней и вредителей, а также новые ненужные ветки.

6. Моментальная обработка

Не стоит обрабатывать садовым варом или любым другим препаратом срезы сразу после обрезки ветвей, если те влажные. Дайте им подсохнуть. Иначе препарат не ляжет и не сработает должным образом, обработка будет бесполезной. Если побеги старые и сухие, места их среза можно промазать сразу же.

Родной сорт или дичка вырастет из корневой поросли яблони?

Старая яблоня,сломанная ураганом ,с прикорневой порослью.

Старая яблоня, сломанная ураганом, с прикорневой порослью.

Ирина, из корневой поросли яблони, к сожалению вырастет дичок, так как у яблони культурным сортом является только часть, которая выше прививки, а корни и часть ниже прививки являются дичком, так как обычно культурную яблоню выращивают прививкой культурного сорта на дичок, выращенный из семян. Вот видите, низ этой будущей яблони дичок, а вот выше моей прививки уже будет яблоня того сорта, с какого сорта яблони взял (срезал) черенок.

Прививка яблони зазеленела.

Прививка яблони зазеленела.

Ирина, я думаю, Вы правильно решили прививать, чем гадать, или-или. Но главное, если вырастет дичок с яблоками как горох, столько лет времени будет потеряно. Конечно, есть небольшая вероятность, что и из семян сохранится качество сорта, но такая вероятность, наука говорит, очень мала.

Спасибо. Сад у нас старый, ещё довоенный и эта яблоня тоже не молодая. Она очень пострадала во время урагана. Хочу сохранить этот сорт летних яблок: сочные, сладкие, ароматные, с тонюсенькой кожицей, светящиеся на солнце.Теперь привью веточки от матери к поросли и отсажу то, что можно отсадить, за не привитой порослью буду наблюдать по описанным Вами признакам, т.к. ещё у трёх деревьев есть поросль, а сорта интересные, нигде таких не встречала.

Андрей, очень прошу Вас написать, если Вы тут — чем больна та яблоня, что на самой верхней фотографии? Как определить? какие меры профилактики предложите, чтобы она не перекинулась на поросль — ?

Уж не знаю, Альберт, как к Вам обращаться… Очень хочется верить, что Энштейн все еще с нами, но… Впрочем это к к делу не относится. Чем именно болеет эта яблоня по фотографии сложно сказать. Скорее всего там уже есть грибная инфекция. Для профилактики я бы обработал раны медным купоросом и закрыл бы их пластырем из глины с коровяком (50/50) сдобавлением препарата сенной палочки (Фитоспорин, Гамаир, Бактоген или подобным). Сверху замотать бинтом или тонким спанбондом и снова обмазать этим же составом. Возможно потребуентя дополнительно подмазать после высыхания пару раз для удаления мелких трещин. Я так лечу свою яблоню сорта Мелба с сильно поврежденным стволом уже несколько лет. Язвы на коре образовались от бактериоза и грибной инфекции. Тоже привил на порослевый побег пару летних сортов. Жду, пока начнут плодоносить. Потом старушку спилю на низкий пень и постараюсь его уничтожить при помощи биопрепаратов без вреда для нового дерева. Здеь нужно что то, что съест целлюлозу, например триходерма. Фото процесса лечобы завтра.

Это 2 года назад. Такие поражения очагово по всей окружности ствола. Чернота от протравливания ран нитрофеном. Рядом можно видеть порослевый побег.

Дерево болеет уже почти 5 лет. Все эти годы плодоносило. Только в прошлом году появилась надежда на избавление от инфекции. Но повреждения очень значительные и я принял решение его заменить. На второй фотке виден наследник из корневой поросли с прививками 2-х сортов.
Это 2 года назад. Такие поражения очагово по всей окружности ствола. Чернота от протравливания ран нитрофеном. Рядом можно видеть порослевый побег.

А это этой весной в глиняно-навозном гипсе после нескольких лет интенсивного лечения . На переднем плане наследничек.

А это этой весной в глиняно-навозном гипсе после нескольких лет интенсивного лечения. На переднем плане наследничек.

Рассада и корни: погибнут ли саженцы из-за повреждения корневого кома и метод щекотки - фото

После того, как вы вырастили и закалили рассаду или купили ее в садовом центре, подготовили грядки, наступило время для переноса растений на постоянное место. Самый частый вопрос, который обычно волнует начинающих огородников, что будет, если при пересадке случайно повредить корни? Неужели месяцы тщательного ухода за нежными саженцами помидоров или огурцов пошли насмарку? Что ж, попробуем разобраться и предоставить полезные рекомендации

Сначала давайте вспомним общие правила переноса рассады, тем более, что многие увлекаются посадкой саженцев прямо в биоразлагаемых торфяных горшочках, забывая про нюансы.

Почва должна быть влажной, но не сырой. В случае отсутствия осадков, полейте грядку за день до работ, а также увлажните почву в контейнерах, пока рассада находится еще в квартире.

Размещая растения в биоразлагаемых торфяных горшках, сделайте прорези по бокам горшка или аккуратно оторвите стенки горшка, пусть корни чувствуют себя свободно в грядке.

Важно! Убедитесь, что ни одна часть торфяного горшка не выступает над землей, иначе она будет действовать как фитиль для испарения влаги.

При помощи мотыги или лопаты сделайте небольшую ямку в грядке такой глубины, чтобы растение находилось на той же глубине в земле, что и в горшке (за исключением помидоров). Сделайте отверстие в два раза шире корневого шара.

Если контейнер не торфяной, переверните емкость вверх дном и, постукивая по донышку, извлеките саженец. Можно слегка нажать на дно каждой ячейки, но никогда не дергайте растений за стебель.

Проверьте состояние корневого шара. Если корни намотаны вокруг внешней части горшка, бережно распутайте самые крупные, мелкие можно срезать острым ножом. (Подробнее о методе щекотки корней рассказываем ниже).

Смешайте разбавленное жидкое удобрение Фолирус (половину от рекомендуемой нормы) с почвой посадочной лунки, перенесите саженец в отверстия, закройте почвой, полейте.

Помните, что помидоры предпочитают заглубленную посадку. Вам надо удалить все листья, кроме верхних 3 или 4 комплектов, перед переносом и посадить до оставшихся листьев. Это даст возможность саженцам томатов вырастить дополнительные корни вдоль нижней части их стеблей.

как распутать корни помидор

Когда вы будете укреплять почву руками возле рассады, сразу сформируйте неглубокую бороздку вокруг основания саженцев. Такой мини-ров послужит резервуаром для воды. При поливе или во время осадков влага задержится в бороздке и поступит к корням.

Держите почву равномерно влажной до тех пор, пока рассада не укоренится и начнется активный рост.

Мульчируйте после того, как рассада войдет в силу. В слишком жаркую и сухую погоду обеспечьте временную тень бумажными палатками или любыми экранами с южной и западной стороны грядки.

Наконец, не пугайтесь, если рассада выглядит слегка поникшей – при должном поливе она скоро поправится! Например, саженцы капусты могут иногда даже полегать и кажутся почти мертвыми, но за день-два благополучно восстанавливаются.

Щекотка корней

Многие растения, которые мы переносим на грядку, растут в одном горшке уже несколько месяцев. Сверху они выглядят хорошо, но когда вы вытаскиваете растение из контейнера, его корни превращаются в запутанное гнездо.

Это может показаться бонусом для покупки рассады с таким крепким корневым шариком, но на самом деле сворачивание корней в узел представляет собой стресс для растения, негативно сказываясь на развитии.

Если вы сразу поместите саженец в землю, не ослабив сначала корневой шар, то корни будут продолжать расти по кругу, а не уходить в почву, питая и закрепляя растение.

В большинстве случаев разобраться с корнями можно при помощи пальцев, предварительно замочив корневой ком в воде на несколько часов или на ночь. Не стоит сильно огорчаться, если в процессе вы разорвали несколько корешков. Лучше иметь пару маленьких поврежденных корней, чем кучу неповрежденных, которые душат друг друга.

В крайнем случае, корневой шар обрезают вокруг и под острым ножом или секатором, чтобы стимулировать рост корня во всех направлениях.

В любом случае, многие растения выживут и восстановятся после повреждения корней, если ущерб не превышает 1/4 от общей корневой зоны.

Убедитесь, что вы дали саженцам много воды, как при первом погружении в землю, так и в течение нескольких недель после этого.

Корням нужен фосфор

Корни – основа жизнеобеспечения для растений. Влага и питательные вещества поступают от корней к стеблям, листьям и плодам. Зачастую корни служат хранилищами питательных веществ на случай их дефицита в экстремальных условиях.

Вы можете стимулировать новый рост корней за счет сочетания трех факторов: текстуры почвы, влажности и листовых подкормок Фолирус с фосфором.

Независимо от того, выращиваете ли вы культуры на грядке или в контейнере, при повреждении корней для быстрой реанимации нужна рыхлая и влажная почва. Плотная и мокрая земля в сочетании с порванными корнями, напротив, побуждает патогенные микроорганизмы, такие как грибы и бактерии, атаковать растение и вызывать отмирание.

Корни, порванные во время процесса пересадки рассады однолетних культур, остро нуждаются в правильном режиме влаги – тогда крошечные корневые волоски могут прилипать к почве для максимального поглощения питательных веществ и воды. Это, в сочетании с фотосинтезом, позволяет растению энергично расти, чтобы заменить порванные корни.

Саженцы с довольно крупными листьями, такие как томаты, кабачки или огурцы, имеют высокие шансы на выздоровление от трансплантационного шока, если вы проведете опрыскивание разбавленным - на старте культуры - листовым удобрением Фолирус с фосфором. Именно фосфор отвечает за развитие сильной и здоровой корневой системы.

Читайте также: