Издавна дружат люди с березой хранят любовь к этому замечательному дереву

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

2. Отгадай загадки. В каких загадках между однородными членами предложения ставятся запя­тые? Поставь их.

1) В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

2) Стоит над водой

3) Солнце жжет мою макушку

Хочет сделать погремушку.

4) На прогулке бегуны

Через лес бегут к березке

Тянут две полоски.

5) У песочных ям

С железной рукой.

3. Правильно ли выполнен разбор предложения с однородными членами?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации

Дерево это, конечно, бе­реза. Париться в бане бе­резовым веничком, гото­вить лекарство из почек, листьев — больным на здоровье, утолять жажду березовым соком — лю­дям колодец, освещать жилище лучиной, печь то­пить звонкими березовы­ми дровами — от тьмы свет, связывать берестой разбитые горшки, ремон­тировать лукошки, туеса, корзинки — дряхлым пеленанье.

Издавна дружат люди с березой, с незапамятных времен хранят любовь к этому замечательному де­реву, доброй нашей бело­ствольной красавице.

Если случится в лесу страшный пожар и на бо­льшом участке выгорит вся лесная раститель­ность, первым деревом, ко­торое вырастет на пепели­ще, будет береза. Она лю­бит свет и простор, не бо­ится лютых морозов и ве­сенних заморозков, может встретиться даже на веч­ной мерзлоте.

Растет береза быстро, недаром лесоводы назы­вают ее гонким деревом.

Уже через несколько лет после пожара поднимет­ся на горелом месте моло­дая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки за­чахнут в тени своих рос­лых собратьев. Тогда поя­вится под пологом березо­вого леса другой — лес бу-дущего — молоденькие ели, лиственницы, пихты или сосны. Через 60—80 лет береза окажется пол­ностью вытесненной. На месте прежней гари зашу­мит хвойный бор. А рядом, на опушке, на краю поля или на большой поляне, долго, превратившись в настоящую великаншу. Возраст таких отдельных деревьев достигает порой 150 лет.

Первые приметы весны самые наблюдательные люди отмечают еще в на­чале марта. В апреле она заметна по-настоящему. Словно истлевшая холсти­на, расползается снежное покрывало. Речистые ру­чейки пробивают свои рус­ла — кто во льду, а кто уже в мокрой глине. По черной земле расхажива­ют важные грачи, жаво­ронки в поднебесье репети­руют свои первые весенние песни.

Много примет у весны. Одна из них — появление березового сока. Способ­ность плакать по весне хрустальными слезами — главная особенность бере­зы. Стоит чуть повредить кору дерева, как из него выступит холодная капля, за ней другая, третья — и побежит по березе проз­рачный ручеек.

С удовольствием пьют березовый сок не только люди, но и птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую ко­ру и лакомится живитель­ной влагой. Улетит дя­тел — слетятся к березе синицы, зяблики, малинов­ки. Любят сладкие березо­вые слезы медведь, глу­харь, муравьи, бабочки ли­монницы и крапивницы и прочая лесная живность.

Березовый сок — не то­лько вкусный напиток. Это еще лечебное средство,

В годы Великой Отече­ственной войны для детей и раненых из этого сока готовили сиропы для кисе­лей и компотов. Только в 1944 году русские березы отдали более 4,5 тысячи тонн целебного сока.

В наше время к доброму старинному промыслу вернулись снова. Сок приме­няют сейчас в медицине, используют в пищевой промышленности, парфюмерной, сельском хозяйстве — животноводстве и пчеловодстве.

Во всем мире найдено и описано 140 видов берез.Больше половины из них растет на территории нашей страны. Чаще других встречаются два вида бе­рез — пушистая и боро­давчатая. Они составляют почти две трети наших лиственных и смешанных лесов. Богатство немалое, но использовать его надо разумно, по-хозяйски.

Отдавая сок, березы те­ряют питательные вещест­ва и воду, а это сказыва­ется на их состоянии. Та­кие деревья растут мед­леннее, ветви у них короче, листья мельче. А значит, меньше и вся зеленая по­верхность, где протекает процесс фотосинтеза. Се­мена деревьев, ослаблен­ных подсочкой, имеют ме­ньшую всхожесть. Регу­лярное взятие сока приво­дит к полному истощению и гибели березы. Поэтому работники государствен­ных лесничеств, которые занимаются сбором сока, соблюдают специальные правила.

Во-первых, категоричес­ки запрещается кому бы то ни было брать сок от дере­вьев, растущих в парках и скверах, полезащитных и водоохранных лесах, зе­леной зоне городов, вдоль железных и автомобиль­ных дорог. Во-вторых, вы­бирают такие деревья, ко­торые в скором времени подлежат рубке, и то не раньше чем за пять лет до нее. Нельзя трогать моло­дые березки.

В хозяйствах собирают сок сразу от нескольких берез, почти не повреждая их. При этом используют специальные приспособле­ния. Самовольная добыча сока без всяких норм и правил очень вредит дере­вьям. Браконьеры в погоне за прибылью нещадно уро­дуют белые стволы. Долго не зарастают потом под­сочные каналы, гниет и портится в этих местах древесина, а раны, нане­сенные дереву топором, вовсе не зарастают. Выру­бит щепу размером с ла­донь такой вредитель, со­берет ведра два сока и уй­дет, все так и бросив. И долго еще будет понапрас­ну бежать бесполезный ру­чеек, напитывая целеб­ной влагой лесной мох. А ведь можно было де­рево и не губить. В тех местах, где сбор сока раз­решен, поступают так: ак­куратно коловоротом или дрелью сверлят отверстие глубиной пять сантиметров на расстоянии 30—35 сантиметров от земли, ку­да вставляют трубочку подходящего диаметра, и за несколько часов полу­чают два-три литра сока. После этого отверстие в стволе тщательно заделы­вают мхом, пластилином или древесной пробкой. В весеннюю пору, когда плачут березы, друзья природы могут помочь им. Если рана на стволе све­жая, то при помощи вяз­кой глины и влажной тря­почки нужно сразу нало­жить на больное место пластырь-повязку.

Если же начался процесс гние­ния и разрубленное место потемнело, его прежде все­го надо очистить ножом до здоровой светлой дре­весины и тогда только на­ложить повязку. Еще луч­ше рану на стволе дерева замазать садовым варом. Много берез в наших лесах, каждая из них — кладезь богатства. Но сле­дует помнить, что богатст­во это не бесконечно, поль­зоваться им нужно береж­но, чтобы даром не пропа­дали ни одна ветка, ни од­но дерево. Чтобы не оро­шали напрасно обильные березовые слезы траву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
1. К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
2. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

Уровень 2.
1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
2. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…

Уровень 3.
1. Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у,он, нет (п - а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - к)
2. Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
1. В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
2. Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.
Уровень 3.
1. Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
2. Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер…. Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…

СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
1. Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.

Уровень 2.
1. Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
2. Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
1. Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.

Уровень 3.
1. Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
2. Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!


ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
1. Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …
2. Спиши, вставь буквы:
Серое небо, ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
1. Спиши,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
2. Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций….
Уровень 3.
1. Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
2. Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…

Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.

  1. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:

Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

  1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные ,меняя, если надо, порядок слов:

Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.

  1. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):

Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!

Чудесный цветок радует наш глаз . У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…

  1. Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:

Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)

Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)

Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п - - а)

Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)

  1. Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.

К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.

  1. Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:

1. Помещение, где хранятся книги.

  1. Слово – приветствие.
  2. Путь от одного пункта до другого
  1. Человек, который едет в транспорте.
  2. Число, стоящее между 10 и 12.

3. Где идет командир в строе?

  1. Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
  2. Красивый, замечательный, …

Составить со словами из 1 задания мини-сочинение, придумай заголовок.

а) В любом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое.

б) Любое слово разобрать по составу.

.в) Выписать по два слова с безударной гласной.

1.Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:

Жёлтый, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом, комбайн.

1. Событие, которое произошло накануне. Когда это было?

2. Сын помогает отцу вести домашнее …

3. Дело, которое сразу не сделал. Отложил на…

1. Цвет одуванчика.

2. Вперёд, ни шагу …

3. Легковой транспорт.

4. Машина – царь полей.

3.Составить со словами мини – сочинение.

( Н.р. Лето кончилось вчера –

На учёбу всем пора)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.

Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.

2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:

Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.

  1. В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:

Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.

  1. Спиши, дополняя предложения однородными членами:

Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.

  1. Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:

Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.

  1. Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:

Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…

Читайте также: