Издавна дружат люди с березой хранят любовь к этому замечательному дереву
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
2. Отгадай загадки. В каких загадках между однородными членами предложения ставятся запятые? Поставь их.
1) В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
2) Стоит над водой
3) Солнце жжет мою макушку
Хочет сделать погремушку.
4) На прогулке бегуны
Через лес бегут к березке
Тянут две полоски.
5) У песочных ям
С железной рукой.
3. Правильно ли выполнен разбор предложения с однородными членами?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Н. В. Дементьева, Беломечетская СОШ
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации
Дерево это, конечно, береза. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек, листьев — больным на здоровье, утолять жажду березовым соком — людям колодец, освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами — от тьмы свет, связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки — дряхлым пеленанье.
Издавна дружат люди с березой, с незапамятных времен хранят любовь к этому замечательному дереву, доброй нашей белоствольной красавице.
Если случится в лесу страшный пожар и на большом участке выгорит вся лесная растительность, первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, может встретиться даже на вечной мерзлоте.
Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом.
Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появится под пологом березового леса другой — лес бу-дущего — молоденькие ели, лиственницы, пихты или сосны. Через 60—80 лет береза окажется полностью вытесненной. На месте прежней гари зашумит хвойный бор. А рядом, на опушке, на краю поля или на большой поляне, долго, превратившись в настоящую великаншу. Возраст таких отдельных деревьев достигает порой 150 лет.
Первые приметы весны самые наблюдательные люди отмечают еще в начале марта. В апреле она заметна по-настоящему. Словно истлевшая холстина, расползается снежное покрывало. Речистые ручейки пробивают свои русла — кто во льду, а кто уже в мокрой глине. По черной земле расхаживают важные грачи, жаворонки в поднебесье репетируют свои первые весенние песни.
Много примет у весны. Одна из них — появление березового сока. Способность плакать по весне хрустальными слезами — главная особенность березы. Стоит чуть повредить кору дерева, как из него выступит холодная капля, за ней другая, третья — и побежит по березе прозрачный ручеек.
С удовольствием пьют березовый сок не только люди, но и птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится живительной влагой. Улетит дятел — слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи, бабочки лимонницы и крапивницы и прочая лесная живность.
Березовый сок — не только вкусный напиток. Это еще лечебное средство,
В годы Великой Отечественной войны для детей и раненых из этого сока готовили сиропы для киселей и компотов. Только в 1944 году русские березы отдали более 4,5 тысячи тонн целебного сока.
В наше время к доброму старинному промыслу вернулись снова. Сок применяют сейчас в медицине, используют в пищевой промышленности, парфюмерной, сельском хозяйстве — животноводстве и пчеловодстве.
Во всем мире найдено и описано 140 видов берез.Больше половины из них растет на территории нашей страны. Чаще других встречаются два вида берез — пушистая и бородавчатая. Они составляют почти две трети наших лиственных и смешанных лесов. Богатство немалое, но использовать его надо разумно, по-хозяйски.
Отдавая сок, березы теряют питательные вещества и воду, а это сказывается на их состоянии. Такие деревья растут медленнее, ветви у них короче, листья мельче. А значит, меньше и вся зеленая поверхность, где протекает процесс фотосинтеза. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. Регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому работники государственных лесничеств, которые занимаются сбором сока, соблюдают специальные правила.
Во-первых, категорически запрещается кому бы то ни было брать сок от деревьев, растущих в парках и скверах, полезащитных и водоохранных лесах, зеленой зоне городов, вдоль железных и автомобильных дорог. Во-вторых, выбирают такие деревья, которые в скором времени подлежат рубке, и то не раньше чем за пять лет до нее. Нельзя трогать молодые березки.
В хозяйствах собирают сок сразу от нескольких берез, почти не повреждая их. При этом используют специальные приспособления. Самовольная добыча сока без всяких норм и правил очень вредит деревьям. Браконьеры в погоне за прибылью нещадно уродуют белые стволы. Долго не зарастают потом подсочные каналы, гниет и портится в этих местах древесина, а раны, нанесенные дереву топором, вовсе не зарастают. Вырубит щепу размером с ладонь такой вредитель, соберет ведра два сока и уйдет, все так и бросив. И долго еще будет понапрасну бежать бесполезный ручеек, напитывая целебной влагой лесной мох. А ведь можно было дерево и не губить. В тех местах, где сбор сока разрешен, поступают так: аккуратно коловоротом или дрелью сверлят отверстие глубиной пять сантиметров на расстоянии 30—35 сантиметров от земли, куда вставляют трубочку подходящего диаметра, и за несколько часов получают два-три литра сока. После этого отверстие в стволе тщательно заделывают мхом, пластилином или древесной пробкой. В весеннюю пору, когда плачут березы, друзья природы могут помочь им. Если рана на стволе свежая, то при помощи вязкой глины и влажной тряпочки нужно сразу наложить на больное место пластырь-повязку.
Если же начался процесс гниения и разрубленное место потемнело, его прежде всего надо очистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку. Еще лучше рану на стволе дерева замазать садовым варом. Много берез в наших лесах, каждая из них — кладезь богатства. Но следует помнить, что богатство это не бесконечно, пользоваться им нужно бережно, чтобы даром не пропадали ни одна ветка, ни одно дерево. Чтобы не орошали напрасно обильные березовые слезы траву.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
1. К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
2. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
Уровень 2.
1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
2. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
Уровень 3.
1. Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у,он, нет (п - а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - к)
2. Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
1. В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
2. Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.
Уровень 3.
1. Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
2. Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер…. Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…
СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
1. Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Уровень 2.
1. Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
2. Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
1. Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.
Уровень 3.
1. Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
2. Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
1. Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …
2. Спиши, вставь буквы:
Серое небо, ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
1. Спиши,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
2. Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций….
Уровень 3.
1. Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
2. Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
- Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
- Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные ,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
- Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз . У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
- Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п - - а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)
- Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
- Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:
1. Помещение, где хранятся книги.
- Слово – приветствие.
- Путь от одного пункта до другого
- Человек, который едет в транспорте.
- Число, стоящее между 10 и 12.
3. Где идет командир в строе?
- Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
- Красивый, замечательный, …
Составить со словами из 1 задания мини-сочинение, придумай заголовок.
а) В любом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое.
б) Любое слово разобрать по составу.
.в) Выписать по два слова с безударной гласной.
1.Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:
Жёлтый, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом, комбайн.
1. Событие, которое произошло накануне. Когда это было?
2. Сын помогает отцу вести домашнее …
3. Дело, которое сразу не сделал. Отложил на…
1. Цвет одуванчика.
2. Вперёд, ни шагу …
3. Легковой транспорт.
4. Машина – царь полей.
3.Составить со словами мини – сочинение.
( Н.р. Лето кончилось вчера –
На учёбу всем пора)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
- В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
- Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, - части речи. Корень, …, …, … - части слова. Верх, вершина, поверхность, … - однокоренные слова.
- Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
- Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер… . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…
Читайте также: