Горчичное дерево где растет

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Притча о горчичном зерне продолжает серию притч, в которых основным образом является семя. Эта притча имеется у трех синоптиков: у Матфея и Марка она завершает поучение из лодки, у Луки стоит особняком. Приведем притчу по версии Матфея:

В версии Марка притча начинается с вопросительного предложения, за которым следует сам рассказ. При этом у Марка отсутствует человек; весь процесс описан так, будто он происходит без участия человека:

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4:30–32).

Версия Луки (Лк. 13:18–19) имеет общие черты с обеими версиями. Как и у Марка, она начинается с вопроса; как и у Матфея, в ней присутствует человек. Однако, в отличие от обеих версий, в ней отсутствует упоминание о том, что горчичное зерно меньше всех семян. Если у Матфея человек сеет горчичное дерево на поле своем, а у Марка оно сеется в землю, то у Луки человек сажает его в саду своем. В версии Луки процесс роста семени и его превращения в дерево описан наиболее лаконично и схематично.

Образ дерева, в ветвях которого укрываются птицы, присутствует в книгах пророков:

Впрочем, значение литературных параллелей не следует преувеличивать, так как образ птиц, укрывающихся в ветвях дерева, был, вероятнее всего, навеян собственными наблюдениями Иисуса за жизнью природы, а не теми или иными письменными текстами. Еще раз отметим, что, несмотря на прекрасное знание Писания, Иисус совсем не всегда обращался к нему как прямому источнику цитирования: Его речь была некнижной, адресованной простым людям, и Он использовал в основном образы и символы, почерпнутые не из литературы, а из жизни.

О чем говорит притча? Прежде всего, опять же, о проповеди Иисуса, о Его миссии, которая начиналась очень скромно, но в перспективе должна была распространиться на весь мир. В маленькой стране на протяжении трех с небольшим лет проповедовал и совершал чудеса Человек, Которому удалось собрать вокруг Себя небольшое количество людей. После Его смерти оставалось лишь несколько десятков человек, считавших себя членами его общины (Деян. 1:16). Стремительный рост Церкви начался со времени Пятидесятницы (Деян. 2:41), а к IV веку число последователей Иисуса достигло многих миллионов. В наше время общее число христиан в мире составляет более двух миллиардов. Если к ним прибавить христиан, живших на земле в течение почти уже двух тысяч лет, прошедших с момента смерти Иисуса, то можно говорить о геометрической прогрессии, в которой исходный и конечный пункты отстоят один от другого неизмеримо дальше, чем размеры горчичного зерна от максимальных размеров горчичного растения.

Предвидел ли Иисус такой рост? Несомненно, поскольку многократно говорил об этом ученикам. В Его времена это казалось не только не очевидным, но и совершенно невероятным, подобно тому как невероятным казалось престарелому бездетному Аврааму обетование о том, что его потомство будет, как песок морской (Быт. 13:16). И тем не менее предсказание о стремительном росте числа верующих начало сбываться уже в первом христианском поколении.

Чему обязан этот беспрецедентный рост? Только ли учению Иисуса? Евангелие отвечает на этот вопрос словами, которые Иисус произнес незадолго до Своей последней пасхи: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24). Хотя в рассматриваемой притче речь идет о зерне горчичном, а в цитированных словах — о зерне пшеничном, суть от этого не меняется. Зерно, чтобы вырасти и принести плод, должно умереть. В устах Иисуса, знавшего, что Он пришел в этот мир, чтобы отдать жизнь Свою (Ин. 10:17), образ зерна был связан с темой смерти и воскресения.

Зерно — вещь дешевая и простая: если ее размолоть, изольет свою силу. Так и вера: поначалу кажется простой, но если затопчут ее ногами противники, то изольет свою благодатную силу, так что благоуханием ее исполнятся как те, кто услышал, так и те, кто читает о ней. Зерно горчичное — наши мученики: Феликс, Набор и Виктор… Под ударом меча они до скончания мира утвердили благодать своего мученичества… Сам Господь есть зерно горчичное… Он предпочел быть растоптанным, чтобы мы могли сказать: Мы Христово благоухание Богу (2 Кор. 2:15) 4 Амвросий Медиоланский. Толкование на Евангелие от Луки. 7 (CCL 14, 275–276). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т. 2. С. 70–71. .

Три мученика, о которых говорится в этом тексте, пострадали в начале IV века. Позднее их останки были перенесены в Милан, где Амвросий служил епископом. Церковь всегда придавала подвигу мученичества особое значение, видя в нем прямое продолжение подвига Иисуса Христа. На гробах мучеников совершали литургии и строили храмы ранние христиане. Во многих городах мощи мучеников становились центром притяжения для тысяч паломников. С мученического подвига нередко начиналось распространение христианства в том или ином городе, той или иной стране.

Автору этих строк довелось в течение двух лет жить в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе, где покоятся мощи мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, служивших при дворе литовского князя Ольгерда и пострадавших в 1347 году. Именно с их мученического подвига началось быстрое распространение христианства в Литовском крае. Князь Ольгерд, по приказу которого они были казнены, вернулся в христианство и перед смертью принял монашеский постриг. Все его двенадцать сыновей были христианами. А через два-три поколения после Ольгерда Литва стала христианской страной.

Подобных примеров много в истории различных народов. Способ, при помощи которого распространялось христианство на протяжении веков, не менее парадоксален, чем сама христианская вера. Казалось бы, массовое уничтожение последователей Христа, как это было в Советском Союзе в 1920-е и 1930-е годы, должно было привести к ослаблению веры, уничтожению Церкви. На какое-то время, как могло показаться, это действительно произошло. Но за страданием и смертью непременно следовало воскресение, и место тысяч умученных и убиенных занимали миллионы новых верующих.

Все это на каждом новом этапе развития христианства подтверждало то, о чем Иисус говорил Своим ученикам: внутренняя сила Его учения подобна силе семени, которое попадает в добрую почву человеческих сердец. Добрая почва во взаимодействии с силой семени производит растение, приносящее стократный плод. Это семя не могут задушить посаженные рядом с ним плевелы. Это семя дает всходы и приносит плод само собою, благодаря изначально заложенному в нем потенциалу роста. Это семя, будучи внешне малозаметным и незначительным, вырастает в высокое дерево, в ветвях которого укрываются птицы.

То, что Иисус принес на землю, не сводится к понятию учения. Его учение имеет безусловную и абсолютную значимость для христиан, но смысл Его прихода на землю этим не ограничивается. Основанная Им Церковь является тем пространством на земле, где Он продолжает присутствовать и осуществлять Свою миссию. Но Его миссия на земле не сводится также и к созданию Церкви. Будучи Богом, Он выше и шире и Своего учения, и Своей Церкви. По словам апостола Павла, в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

Царство Небесное не поддается определению, потому что оно выше любого определения. В учении Иисуса оно раскрывается через серию уподоблений, на которых построены Его притчи. В миссии Иисуса оно раскрывается прежде всего через Его страдания, смерть и воскресение. В конечном итоге Царство Небесное тождественно Самому Иисусу, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

К Царству Небесному человек может приобщиться — и через учение Иисуса, и через Церковь, причем без отрыва от повседневной жизни. Иисус не выдергивает людей из мира подобно пшенице, которую рабы домовладыки предлагали собрать, не дожидаясь жатвы. И для того, чтобы приобщиться к Его царству, ни сеятели, ни жнецы, ни рыбаки не обязаны отказываться от своей профессии. Они лишь должны научиться за повседневностью видеть то измерение, которое открывает Иисус и которое Он обозначил этим странным, таинственным словосочетанием: Царство Небесное.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его."
У горчицы семя не меньше 1 мм. А у Осины – 50 000 семян весят – 4 г

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его."
У горчицы семя не меньше 1 мм. А у Осины – 50 000 семян весят – 4 г


Эта притча-символическая, которая указывает на то, что если человек имеет в себе веру, самую маленькую, как это горчичное зерно, и в душе своей посеял слово Божие, то оно, прорастая даст обязательно плоды, ведь дерево, которое не приносит плоды, срубают и бросают в огонь)))) Матфей гл.7 ст.17

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его."
У горчицы семя не меньше 1 мм. А у Осины – 50 000 семян весят – 4 г


Эта притча-символическая, которая указывает на то, что если человек имеет в себе веру, самую маленькую, как это горчичное зерно, и в душе своей посеял слово Божие, то оно, прорастая даст обязательно плоды, ведь дерево, которое не приносит плоды, срубают и бросают в огонь)))) Матфей гл.7 ст.17


Я понимаю что символическая притча. Но вы видели как растет горчица? Во первых-это однолетний злак, растет не выше метра, хотя слышал некоторые разновидности есть побольше. Но чтоб дорасти до ветвистого дерева. Горчитса пока не доросла. Вероятно это ошибка переводчика.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его."
У горчицы семя не меньше 1 мм. А у Осины – 50 000 семян весят – 4 г


Эта притча-символическая, которая указывает на то, что если человек имеет в себе веру, самую маленькую, как это горчичное зерно, и в душе своей посеял слово Божие, то оно, прорастая даст обязательно плоды, ведь дерево, которое не приносит плоды, срубают и бросают в огонь)))) Матфей гл.7 ст.17


Я понимаю что символическая притча. Но вы видели как растет горчица? Во первых-это однолетний злак, растет не выше метра, хотя слышал некоторые разновидности есть побольше. Но чтоб дорасти до ветвистого дерева. Горчитса пока не доросла. Вероятно это ошибка переводчика.[/quot

А может этой притчей Христос показал, что вера делает чудеса, и даже из горчицы прорастает дерево? Ведь Христос тоже показывал чудеса, доказывая, что все подвластно Богу " что не подвластно человеку, подвластно Богу".

Христос говорил что имеющие веру горам будут повелевать сдвинутся с места. 11 гл Евреям об этих чудесах и пишет. Согласен с вами. Ведь только верою мы познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.и там альше прочтите сами.

Горчица, горчичное семя
(Мат.13:31 , Мар.4:31 , Лук.13:19 ) - стручковое кустарное растение, из семейства крестоцветных. Растет и в диком состоянии в Египте и Палестине, а равно разводится в садах и огородах. Семена горчицы по своему внешнему виду очень малы и мелки, и по своей мелкоте вошли даже в пословицу, так что когда Евреи хотели означить какую либо малую вещь, говорили, что она как зерно горчичное (Лук.17:6 ). Спаситель, предлагая Иудеям притчу о Царствии Божием, говорит, что оно подобно зерну горчичному, которое, взяв человек, посадил в саду своем и оно возросло и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лук.13:19 ). Слова притчи, что семя становится деревом или, по словам ев, Луки, великим деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные, очевидно должно разуметь выражения образные, свойственные восточному языку; но вообще горчичное растение, различное ростом по разности климата и почвы, действительно в благорастворенном климате и на плодородной почве достигает самого высокого роста и необыкновенно широко распространяет свои ветви.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.

Варианты перевода:
4615, σίναπι
горчица (семя горчицы было очень маленьким, но вырастая, растение достигало 3-х метров).

Современный вид того самого дерева смоковницы

С Божьей помощью напомним себе, дорогие братья и сестры, отрывок из евангельского зачала, который читается на утрене Великого Понедельника:

Почему Церковь изо всего обширного текста Святого Евангелия избирает именно тему проклятия бесплодной смоковницы для Великого Понедельника Страстной Седмицы – этого Великого поста в Великом посте, еще более серьезном углублении в пост – в последние дни земной жизни Христа?

Господь предупреждает нас о том, чтобы мы – наши души и сердца – не стали подобны бесплодной смоковнице. Это живое дерево с зелеными листьями. Но на нем нет плодов. И после внимательного рассмотрения Богом ее жизнедеятельности в мире оно подвергается проклятию. Потому что в сущности оно живет и растет зря, на нем нет плодов. Оно бесполезно и мертво.

Точно таким же может быть и человек: очень красивым и сильным, популярным, обладать деньгами и властью, но не иметь в себе плода духовной жизни – молитвы, поста, покаяния, участия в Таинствах Церковных и вообще в богослужениях, творения добрых дел милосердия, жертвенной служащей Богу и другим людям любви. Этой бесплодной смоковницей может оказаться каждым из нас.


Cмоковница (фиговое дерево, плод — инжир или смоква)

Господь, точно так же, как и в случае с этим южным деревом, алчет, т. е. хочет есть в превосходной сильной степени. Он алчет от нас любви, богообщения, богосыновства. Он ждет от нас милосердия и добра. И внимательно рассматривает нашу жизнь, каждый ее случай, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос внимательно рассматривал веточки смоковницы. Зачем рассматривал? Чтобы пощадить. Чтобы найти хотя бы плод. Но не находит. И происходит проклятие. И смерть живого существа.

Что значит это проклятие? Бог не увидел в смоковнице или в душе Своего подобия – исполнения заповедей Господних, любви прощающей, добра и милосердия. Он не нашел возможности поселиться в таком человеке, соделать его обиталищем Святого Духа. Ибо человек сам отвёрг Его. Не захотел соединиться с Ним.

Проклятие бесплодной смоковницы

Проклятие бесплодной смоковницы

Таинство Крещения – это зерно горчичное, посеянное в нас Господом. А потом действуют обычные законы агрономии.

Будем ли мы поливать это зерно горчичное живительной влагой молитвы? Удобрим ли мы землю вокруг еще нежного и маленького росточка добрыми делами? Подтолкнем ли мы его к росту Таинствами Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых, участием в иных Таинствах и богослужениях, дадим ли мы этому росточку вдоволь напитаться Солнцем-Христом или посадим его в темный подвал рабства страстям?

Смоковница – пример жизни для себя и в свое удовольствие, и потому эта жизнь обращается в увядание и смерть. Горчичное дерево – пример роста вверх – к Господу, и потому это вечная жизнь.

К какому дереву себя причислить, выбирать нам, пока Бог, словно внимательный и добрый садовник, ходит меж нас и внимательно-внимательно смотрит на древо жизни каждого из нас…

(греч. синапи), семя черной горчицы (Brasica nigra), однолетнего растения с ветвистым стеблем, к-рое достигает выc. 2,5-3 м. Это "дерево" - излюбленное место пребывания щеглов, охотно питающихся его маслянистыми зернами (Мф 13:31 и след.) . Семена горчицы и добываемое из них масло находят применение в медицине. Ничтожная величина горчичного семени (0,95-1,1мм в диаметре) вошла в поговорку:
Иисус образно использует пример Г.З. в притче о приближающемся Царстве Небесном, к-рое неприметно и почти неощутимо начинает свое становление, но обладает такой силой и таким потенциалом, к-рые позволяют ему распространиться по всему миру (Мф 13:31 и след.; Мк 4:31 и след.; Лк 13:19) . Подобным же образом Г.З. в Мф 17:20; Лк 17:6 символизирует сущность и силу веры, к-рой подвластны величайшие дела.

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Горчичное зерно" в других словарях:

Горчичное зерно, — одно из самых мелких зерен в израильском земледельческом обиходе; вырастающее из него растение ( Smapis alba il nigra ), В Палестине достигает в вышину до 4 х м и в его ветвях маленькие птицы находят себе отдых и корм (Мат. 13:31 и дал.; 17: 20;… … Словарь библейских имен

ЗЕРНО — ЗЕРНО, зерна, мн. зёрна, зёрен, зёрнам, ср. 1. Семя растений, содержащее мучнистое вещество и Зародыш. Сеять зерна. Горчичное Зерно. Конопляное Зерно. Крупные, мелкие зерна. Насыпать птицам зерен. Кофе в зернах. 2. собир., только ед. Семена… … Толковый словарь Ушакова

зерно — ЗЕРНО, зерна, мн. зёрна, зёрен, зёрнам, ср. 1. Семя растений, содержащее мучнистое вещество и Зародыш. Сеять зерна. Горчичное Зерно. Конопляное Зерно. Крупные, мелкие зерна. Насыпать птицам зерен. Кофе в зернах. 2. собир., только ед. Семена… … Толковый словарь Ушакова

Зерно — У этого термина существуют и другие значения, см. Зерно (значения). Зёрна (риса) Зерно ядро (плод, семя) любой зерн … Википедия

Горчица, горчичное семя — (Мат.13:31 , Мар.4:31 , Лук.13:19 ) стручковое кустарное растение, из семейства крестоцветных. Растет и в диком состоянии в Египте и Палестине, а равно разводится в садах и огородах. Семена горчицы по своему внешнему виду очень малы и мелки, и по … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Горчица (приправа) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Микроника — (micronics, от греч. mikros малый) мета дисциплина, изучающая формы и функции малого в природе, искусстве, культуре, экономике и т.д. Уже сейчас в ряде дисциплин выделяются разделы, изучающие особые свойства микрообъектов в данной… … Проективный философский словарь

Читайте также: