Эти особые вещества выделяют листья многих деревьев от которых погибают болезнетворные бактерии

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

\u0424\u0438\u0442\u043e\u043d\u0446\u0438\u0434\u044b \u00a0\u2014 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u0435\u043c\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0431\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0443\u0431\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u043e\u0441\u0442 \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u0431\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0439. ">,

\u0424\u0438\u0442\u043e\u043d\u043e\u0446\u0438\u0434\u044b - \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u0435\u043c\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0431\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0443\u0431\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u043e\u0441\u0442 \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u043e\u0432, \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u0432\u043b\u0438\u044f\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u0438\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u0439. ">]" data-testid="answer_box_list">

TheDreamer

Фитонциды — образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий.

Фитоноциды - образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие других организмов, активно влияют на иммунитет растений.

Новые вопросы в География

Природа Австралии 1)Что представляет собой рельеф? 2)Что представляет климат? 3)Что предсавляют собой реки озера? 4)Что представляет собой природа? 5 … )Природные зоны?

Даю 100 баллов!! Пожалуйста, не из интернета..( Используя карты атласа сравните чередование природных зон на территории России вдоль 100° в.д. и 40° в … .д. *ОБЪЯСНИТЕ причины выявленных сходств и различий*. Мне нужно, именно объяснения. ​

Даю 100 баллов!! Пожалуйста, не из интернета..(Используя карты атласа сравните чередование природных зон на территории России вдоль 100° в.д. и 40° в. … д. Объясните причины выявленных сходств и различий. ​

Яке несприятливе для сiльського господарства кліматичне явище найбільш характерне для степiв Украïни ?​

дайте описание природных условий и быта населения Японии по плану:1.Географическое положение. Его влияние на жизнь людей.2.Рельеф и обеспеченность пол … езными ископаемыми.3.Климатические условия и крупнейшие реки, озёра.4.Растительный и животный мир. 5.Население.а) Численность;б) Размещение;в) Национальный состав.6. Неблагоприятные природные явления.7. Влияние природных условий на быт и хозяйственную деятельность людей.

1. Чи можна назвати повітря насиченим, якщо за температури -10 у ньому міститься 2г води?2. У екваторіальних широтах відносна вологість повітря станов … ить 85%. Обчисліть абсолютну вологість (в г/м3) за умови, що температура повітря +30 С.Помогите пж фастом, даю 40 балов. ​

Образовательные:
– Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
– Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.
– Показать важность рационального использования и охраны лесов.
– Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.
– Познакомить с редкими растениями и животными леса.

Развивающие:
– Развивать познавательный интерес, создавать условия для развития внимания, речи, мышления.

Воспитывающие:
– Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
– Создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности.

Оборудование: рисунки и фотографии с изображением леса, животных, занесенных в Красную книгу; схема “Значение леса”, материал для изготовления экологических знаков.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им подарит сотни рук
И тысячи ладошек…(лес)

Учитель. Кто это наш зеленый друг?

Ученики. Это лес.

Учитель. О каких отношениях говорится в этой загадке?

Ученики. В этой загадке говорится об отношениях между человеком и лесом.

Учитель. Итак, давайте определим, какова цель нашего урока?

Ученики. Сегодня на уроке мы выясним, какую роль играет лес в жизни человека и какую роль играет человек в жизни леса.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы вспомнить, что вы знаете о лесе.

Я предлагаю вам решить кроссворд и прочитать ключевые слова нашего урока.

Вопросы к кроссворду:

  1. Какое дерево является символом России?
  2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
  3. Это животное имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах.
  4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
  5. Хвойный лес.
  6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
  7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
  8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
  9. Дерево с листьями в форме сердечка.
  10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
  11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята, какие ключевые слова составляют основу нашего кроссворда?

Ученики. БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Ученики. Мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

Учитель. Вот эту взаимосвязь мы сегодня и рассмотрим.

Давайте выясним, каково значение леса для человека. Сейчас ко мне подойдут командиры групп для получения задания. В задании написаны опорные слова, опираясь на них вы должны доказать какую роль играет лес в жизни человека. (Работа в группах.).

1-я группа – место отдыха, аптека.

2-я группа – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.

3-я группа – дом для растений, животных, грибов.

4-я группа – защитник воздуха, водоемов, почв.

(После выполнения задания на доске появляется схема, ответы дети комментируют у доски.)

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений. Для здоровья человека – чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник (применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле), валерьяна (успокаивающее средство при нервных состояниях), липа(при простудных заболеваниях), шиповник (в виде настоя и сиропов при гриппе), березовый сок (при заболевании легких, при бронхите как общеукрепляющее средство).

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

5) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

6) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Учитель. А теперь предлагаю вам прочитать статью “Роль леса в природе и жизни людей” на с. 106–107 учебника и обратить внимание на то, о чем мы еще не сказали.

Ученики. Листья многих растений выделяют в воздух особые вещества – фитонциды.

От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

Только в лес мы все вошли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за головушку кладем
И вразвалочку идем.
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два.
Позади уже вода
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.

Учитель. Давайте теперь выясним значение человека в жизни леса.

(Схема составляется по ходу урока.)

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.

Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.

Учитель. Почему это стало экологической проблемой?

Ученики. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Учитель. Назовите хотя бы одну цепь питания.

Ученики. Желудь, мышь. сова.

Учитель. Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении “Береги природу!”.

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Учитель. Подумайте, о какой экологической проблеме идет речь в этом стихотворении?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

  • растения– женьшень, венерин башмачок;
  • жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;
  • птицы – филин, утка-мандаринка;
  • звери– зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.

Ученик читает стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”.

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Учитель. Как вы думаете, что нужно было сделать охотнику, чтобы этого не случилось?

Ученики. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.

Учитель. Какие вы знаете правила разведения костра?

Ученики. (Свои ответы.)

Учитель. Давайте обратимся к учебнику с.111 “Как разводить костер”

Мы с вами выявили несколько больших экологических проблем. Давайте посмотрим схему.

1) Вырубка лесов.
2) Незаконная охота (браконьерство).
3) Уничтожение растений и животных.
4 ) Пожары.

Учитель. На какую мысль вас наталкивают эти проблемы?

Ученики. Надо беречь лес!

Выполнять правила поведения в лесу.

Учитель. Послушайте стихотворение.

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!

Учитель. Какие правила вы услышали в этом стихотворении?

Ученики. Нельзя разорять птичьи гнезда, ловить зверей, топтать траву, загрязнять реки.

Учитель. От каждого из нас зависит жизнь леса, и находясь в лесу мы должны соблюдать правила поведения в лесу.

Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Учитель. О чем должны помнить люди, приходя в лес?

Ученики. Лес – наше богатство, это “легкие нашей планеты” и от нас зависит как мы его сохраним.

Учитель. Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках? (Работа в группах.)

Ученики. Нельзя вырубать деревья. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Учитель. О чем мы сегодня говорили на уроке?

1) О роли леса для человека.
2) О роли человека для леса.

Учитель. О чем должны помнить люди, приходя в лес? Какой вывод на уроке мы сделаем?

Ученики. Лес – наше богатство, это “легкие нашей планеты” и от нас зависит, как мы его сохраним.

Ученик читает стихотворение С. Никулиной “Русский лес”:

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

Учитель. Кто из ребят на уроке был самым активным?

Возьмите лист оценивания работы группы и проставьте оценку за работу каждой группы на уроке.


Урок знакомит учащихся с тем, какую роль играет лес в жизни природы и человека, какие экологические проблемы существуют в лесной зоне и как человек должен заботиться о лесе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лес и человек"


На прошлом уроке мы говорили о лесной зоне и узнали о том, что зона лесов находится южнее тундры и включает в себя 3 природных зоны: тайгу, зону смешанных лесов и зону широколиственных лесов. Мы также познакомились с растениями и животными леса.


А сегодня мы поговорим о том, какую роль играет лес в жизни природы и человека, какие экологические проблемы существуют в лесной зоне и как человек должен заботиться о лесе.

Лес играет очень важную роль в жизни людей. Прежде всего, лес — это защитник воздуха. Растения леса поглощают углекислый газ и выделяют огромное количество кислорода, необходимого для дыхания человека.


Один гектар леса поглощает за 1 час столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек. Одновременно лес очищает воздух от пыли. Она оседает на поверхности листьев, а потом смывается на землю дождями. Листья многих деревьев выделяют особые вещества, фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные бактерии. Можно, наверное, сказать, что лес — это здоровье человека. Санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря обычно строят среди леса, потому что здесь самый чистый воздух.

Не менее известна роль леса как защитника водоёмов. Людьми давно было замечено, что реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу дождевая и талая вода сначала медленно просачивается в почву, а затем оттуда постепенно попадает в реку, питая её.


А когда лес вырублен, вода по поверхности почвы быстро, потоками стекает в реку. Может даже возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Таким образом, лес предотвращает разрушительные наводнения, а также пересыхание рек и ручьёв в засуху.

Лес играет большую роль в защите почв и сельскохозяйственных растений. Словно могучий богатырь, стоит он зелёной стеной на пути сильных ветров и потоков воды, разрушающих почву и губящих урожай.

Лес является природным домом для многих видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете. Большинство этих живых организмов без леса существовать просто не может.


Лес издревле делится с человеком всеми своими богатствами. Люди собирают в нём грибы, ягоды, орехи, заготавливают различные лекарственные растения: зверобой, валериану, чистотел, боярышник и многие другие.

Лес является источником древесины, из которой делают строительные материалы, мебель, бумагу, топливо.


Для большинства людей лес — одно из любимых мест отдыха и прогулок. Лес радует своей красотой, улучшает настроение и самочувствие. Даже современная медицина вполне официально признаёт ценность нахождения в лесу для восстановления и поддержания здоровья человека.

В зоне лесов, как и в других природных зонах, к сожалению, существуют экологические проблемы. Они связаны в основном с вырубкой леса, а также незаконной охотой — браконьерством.




Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Человек должен всегда помнить, что он в гостях у природы и должен выполнять определённые правила. Одно из самых простых и важных правил: не оставляй мусора! Лес утрачивает свою природную привлекательность и красоту, если он захламлён. Разбитое стекло, вскрытые консервные банки, оставленные в лесу, могут стать причиной травмы другого человека или животного.


Кроме того, осколки стекла, как известно, собирают солнечные лучи. От этого могут загореться сухие листья или сухие травинки. Тогда в лесу начнётся пожар. Часто причиной пожара в лесу становится разведение костров. Одна малюсенькая искорка или тлеющий уголёк могут стать причиной большого пожара. Зачастую, люди, разводя костёр, выбирают неправильное место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это наспех. Всё это приводит к пожару. Не все ребята знают, как правильно разводить костёр. Поэтому, мы с Сашей решили подготовить вот такую памятку.

Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

Нельзя разводить в лесу костёр без необходимости. Он нужен только для того, чтобы приготовить еду или обогреться.

Место для костра нужно выбирать тщательно. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, нужно снять лопатой дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшемся углублении.

Уходя, нужно обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Лес играет важную роль в природе и жизни людей. Он очищает воздух, защищает водоёмы и почвы. Лес — это природный дом для многих растений и животных, а кроме того, это замечательное место отдыха для человека. Лес даёт человеку древесину, грибы, ягоды, лекарственные растения.

Основные экологические проблемы лесных зон — это вырубка лесов и браконьерство.

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. – определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов ипочв.

Подготовка к усвоению нового материала

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника



1.Дом для растений, животных, грибов.

2.Защитник воздуха, водоёмов и почв.

3.Место для отдыха человека

4.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Изучение нового материала

РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Лес — это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людей лес радует своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здо­ровье человека. А сколько грибов, ягод, ле­карственных растений дарит нам лес!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ В ЛЕСНЫХ ЗОНАХ

Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой — браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на мес­те вырубленных лесов проводят лесовосстанови­тельные работы, то есть высаживают новые ле­са. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно ши­ре использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрос­лых деревьев.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например венерин башмачок ( ), женьшень ( ), жук-красотел (3), дровосек реликтовый ( ), жук-олень (5), утка-мандаринка (6), филин (7), зубр (8), амурский тигр (9).


Осмысление и понимание полученных знаний

ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО!

Жизнь леса, его обитателей зависит от каж­дого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою кра­соту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар

К пожару часто приводит разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк может вызвать большой пожар. Если и не возникнет пожар, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы.

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Самостоятельное применение знаний

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради

Как разводить костёр

1.Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2.Костёр нужен для того, чтобы пригото­вить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

3.Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4.Лучше разводить костёр на старом кост­рище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5.Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

2.Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Проверь себя

.1.Какую роль играют леса в природе и жиз­ни людей?

2.Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

3. Как правильно вести себя в лесу?

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведён­ному в учебнике.

Леса очищают воздух, поддерживают полно- водность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой ле­са, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречают­ся растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу — обязанность каждого человека.

Задания для домашней работы

Лес и человек

Значение лесов

"Лес и его значение" 1965 г.

Рациональное использование и охрана лесов

Защита лесов

Мероприятия по охране леса

Источники информации:

Читайте также: