Чем грунтовать дерево перед декупажем

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

· придать поверхности основы однородную плотность (выявляется отсутствием мелких щелей на просвет) и равномерную шероховатость

· препятствовать просачиванию связующего вещества из красок в основу (что означает препятствование хрупкости красочного слоя)

Поверхностей для декупажа очень много, это все то что находится у нас под рукой. Но как вы уже читали в разделе виды декорируемых поверхностей, перед началом работ любую поверхность надо загрунтовать. Грунтовка - обеспечивает хорошее сцепление пленки (адгезию) с окрашиваемой поверхностью и покрывными материалами, наносимыми по грунтовке, что предотвращает в последствии отслаивание, впитывание воды из растворов в основание. Можно использовать специальный грунт для декупажа, но дешевле в ваших первых шагах декупажа использовать акриловую краску смешанную с ПВА (применительно в основном для деревянных поверхностей), или клей ПВА. Есть универсальная строительная грунтовка, но цена у нее дороже чем у краски и клея.

Но для того, чтобы получить красивое и мастерски сделанное изделие важно правильно обработать основу для декупажа. А для этого необходимо использовать различные виды грунтовок. Правда если мы хотим сохранить при окрашивании природную структуру дерева, то, естественно, грунт не нужен.

В первом случае (впитывающие краску поверхности) задача грунтовки - закрыть все поры материала, для того, чтобы он не впитывал большое количество краски при последующем окрашивании. К таким материалам относится дерево ранее не обработанное и не покрытое лаками, бумага, в том числе и изделия, выполненные в технике папье-маше, изделия из ДВП, картона, холста. Грунтовкой для ранее перечисленных материалов служит грунтовка на гипсовой основе.

Вторая группа поверхностей, подлежащих окраске, характеризуется как категория гладких поверхностей. В этом случае задача грунтовки - создать наилучшее сцепление между окрашиваемой поверхностью и акриловой краской. К материалам этой категории относятся: пластик, стекло, металл, глазурованная керамика, кафель, дерево ранее покрытое лаками, красками и пропитками, ламинат (формайка), поверхность, окрашенная масляной краской. В этом случае применяется синтетическая грунтовка, различные праймеры.

Синтетические грунтовки рекомендуется покупать в строительных магазинах, гипсовые - в рукодельных и художественных.


грунт акриловый "Таир" - предназначен для грунтования всех твёрдых и текстильных подложек перед работой масляными, акриловыми, темперными и гуашевыми красками. Придаёт грунтуемой поверхности однородную плотность и шероховатость.. Препятствует проникновению связующего вещества из красок в основу – холст, картон и т.п. Отлично ложится на любой материал: холст, бумагу, картон, дерево, ДСП, ДВП, пластмассу, стекло, ткань и камень. Есть белого и черного цвета.


Грунт акриловый торговой марки "Школа декупажа" - предназначен для грунтования всех твёрдых и текстильных подложек перед работой любыми красками. Отлично ложится на любой материал: холст, бумагу, картон, дерево, ДСП, ДВП, пластмассу, стекло, ткань и камень.



Грунт акриловый Сонет- от известного российского производителя компании Невская Палитра (Санкт-Петербург) предназначен для грунтования холста, картона перед работой масляными, акриловыми, темперными и гуашевыми красками. Образует эластичную матовую пленку, обладает отличной адгезией. Для работы с грунтом мы рекомендуем использовать большие плоские синтетические кисти, шпатели и валики.

Грунты (Gesso)- или гипс по-русски. Подходит для всех видов поверхности. По консистенции гессо напоминает густую сметану. Если вам нужен более прозрачный слой, можно развести его немного водой. Сушить его лучше естественным путем, может запузыриться особенно на гладких поверхностях . Гессо склонно к растрескиванию больше чем акриловая краска. Я имею ввиду толстые слои. Лучше нанести три тонких слоя гессо, чем один толстый. Гессо отлично смешивается с тушью, чернилами, акриловой краской.








В чем разница традиционного гессо и акрилового гессо? Читаем Википедию: гессо называли и сейчас называют грунтовку, сделанную из минерального карбоната кальция (встречается в известняке, меле и мраморе), животного клея (обычно полученного из шкуры кролика) и пигмента. Акриловый гессо (не путать с акриловыми красками) - это современный аналог первоначального итальянского гессо. Акриловый гессо не является по сути гессо, таким каким его изначально создали, это смесь карбоната кальция, акриловых полимеров, пигмента и других химических веществ. До появления акрилового грунта художникам приходилось готовить основу в несколько приемов: сначала проклейка, затем грунтовка.

Материал довольно капризный. Наносить его лучше слегка разведенным водой и при помощи губки, так как при нанесении кистью он будет сворачиваться и ложиться неровно. Если на банке написано "Gesso per decoupage", то нужно немного развести водой. А если "Fondo opaco Aaa per decoupage", то водой не разводится. Victoria Di Falco




Грунт аэрозольный универсальный Marabu-Universal Primer - грунт универсальный, подходит для любой поверхности, наносится равномерно тонкой пленкой.


Грунтовка для металла MSC, Plaid – аэрозольная грунтовка Марты Стюарт-это специальный состав белого цвета, способный предотвращать ржавчину. Он разработан для использования на любых поверхностях, его можно использовать для нанесения на предметы, которые находятся на улице. Его можно наносить на новые и старые поверхности, на загрунтованные и не загрунтованные поверхности. После высыхания грунтовка становится сатиновой.


Грунт аэрозольный KUDO алкидный универсальный

Алкидный грунт предназначен для подготовке к окраске металлических и деревянных поверхностей многими видами лакокрасочных материалов. Применяется для наружных и внутренних работ. Обладает высокой адгезией, атмосферостойкостью и хорошей укрывистостью. Легко наносится на труднодоступные места, образует на окрашиваемой поверхности прочное покрытие. Применение: зашкурить и обезжирить поверхность, нанести с расстояния 20-30 см, через 20 минут процедуру повторить.

Грунтовка ГФ-021 - грунт по металлу (хотя на баночках часто написано, что он универсальный), говорят что вцепляется в металл, но запах сильный.

ГФ-021 это общее название грунтовки для металла, производителей этого грунта очень много, покажу пару фотографий которые нашла в интернете в Алмате.





Ну и самый простой и самый универсальный грунт. Как говорится дешево и сердито. Клей ПВА+Водно-дисперсионная краска получится отличный грунт. Можно добавлять красители, для изменения цвета грунта. Для нанесения первого слоя грунта в составе смеси добавляйте больше клея ПВА. Только в последующих слоях уделяйте большее внимание цвету.


Есть еще специальные грунты для стекла, у нас в строительных магазинах можно купить такую - Адгезионная грунтовка Отекс (Otex), Tikkurila, баночки ест и маленькие

Еще один способ грунтовки собственного приготовления - из сухой гипсовой смеси, способ и пропорции для смешивания (клей+вода) есть на упаковке. При приготовлении грунтовки сухой гипсовой смеси клея ПВА добавляют немного, всего несколько капель (если "переборщить", то вместо грунтовки получишь моделирующую пасту). Должна получиться грунтовка (гипс+вода+ПВА) сметанообразной консистенции. Victoria Di Falco

Грунт ПВА+вода+гипс. Смешивать надо очень тщательно: до получения комочков размером с пылинку – чтобы "зернистость" гипса просто чувствовалась. Kriksi-Kraksi

Буду рада если вам пригодится , информация собранная с просторов всемирной паутины и дополненная моим личным опытом



Ассортимент специальных средств, которые являются основным компонентом работы в технике декупажа сегодня просто поражает воображение. В любом специализированном магазине для творчества можно найти десятки вариаций грунтовок, клеев, лаков, средств для специальных эффектов. Разобраться в этом огромном выборе далеко не всегда просто, тем более что преимущественное большинство всех средств произведены за рубежом и не сопровождены переводом инструкции.

Для каждого этапа декупажа, для каждого вида обрабатываемой поверхности и материалов есть свои необходимые средства. Несмотря на то, что для декупажа нужны специальные составы, они вовсе не являются узкопрофессиональными: всеми средствами легко использоваться даже начинающему, даже лаки легко растворяются в воде и смываются. Конечно, для декорирования нужны навыки, знания или хотя бы инструкция в виде мастер-класса, но сами средства не доставят вам хлопот.

Для удобства “распознавания” все средства для декупажа делят на категории — по сфере применения, тому предназначению, для которого они используются.

Для окраски поверхности

Окраска поверхности — важный элемент декупажа. Для придания поверхности разной текстуры, цвета и фактуры в декупаже используют широкий спектр средств.

Чаще всего для непосредственно окрашивания используют акриловые краски, которые идеально подходят для декорирования предметов интерьера, деревянных изделий, картона. Водорастворимые, стойкие, долговечные, с палитрой и свойствами, не уступающими масляной краске, они позволяют выкрасить поверхность в желаемый цвет в кратчайшие сроки благодаря быстрому просыханию.

Кроме акриловых красок, в декупаже можно использовать водные эмали или обычную эмаль, если речь идет об отделке больших поверхностей; краски в балончиках, акварель для подкрашивания и колорирования, пастель, водоэмульсионку, гуашь, темперу и даже масляные краски для декорирования.

Для обработки дерева, если вы хотите оставить видимой его текстуру и рельеф, можно использовать специальные красители, которые тонируют дерево, но не создают на нем видимый слой краски (красители для дерева представлены палитрой 8 цветов).

Для обезжиривания и старых покрытий в наборе ваших инструментов также должен быть растворитель и спирт.

Для чего необходима грунтовка.

• Грунт выравнивает поверхность. Иногда на древесине бывают небольшие неровности или микротрещины. Несколько слоёв грунта легко исправят эти недочёты.

• Грунт обеспечивает сцепление материалов с поверхностью.

• Грунт уменьшает расход краски.

• Грунт выбеливает поверхность перед декупажем. Салфетки для декупажа тонкие и легко просвечивающие — если наклеить салфетку на пёстрый или цветной фон, рисунок мотива потеряется совсем, или станет невыразительным.

Для золочения или серебрения

Для золочения или серебрения поверхности используют специальную акриловую краску, которая позволяет выбрать тип имитируемого металла. Она наносится как обычная краска кисточкой.

Кроме металлической и перламутровой краски, встречается также и суперадгезивная тонкая фольга, которая заменяет настоящее сусальное золото и наносится при помощи клея.

Для придания старинного вида, патинирования, затирания кракелюрных трещин или смешивания с основной краской для улучшения текстуры можно использовать и пурпур — порошок цвета меди, серебра или золота в виде мелкой пудры, который можно наносить, втирая кисточкой или смешать с лаком, получив подобие “металлической” акриловой краски.

Какие вообще грунты бывают? Чем их можно заменить?

Многие материалы в декупаже можно выбрать как в художественных магазинах и магазинах для хобби, так и в строительных магазинах. Это касается и грунтов. Когда мы выбираем грунт, прежде всего нужно определиться с объемом

, который нам нужен. Новичкам можно брать небольшие объемы (100 мл, 250 мл — это объемы художественных грунтов), чтобы просто попробовать себя в декупаже, понять, что это такое и с чем его едят, но если вы уже настроены на то, чтобы декупажить днем и ночью – подумайте, может, стоит купить 1 литр строительной краски?

Для приклеивания

Для приклеивания декупажных мотивов используют специальный клей для декупажа, более дешевым аналогом которого выступает обычный клей ПВА (не дающий, впрочем, того же эффекта выравнивания мотива и не скрывающий при повторном нанесении разницу между наклеенным фрагментом и поверхностью).

Кроме того, приклеивают фрагменты и с помощью клеевого карандаша (объемные — пистолета), яичного белка, канцелярского клея и т.д.

Для декупажа на ткани можно использовать только специальный текстильный клей, хотя опытные мастерицы научились работать и с акриловым лаком.

Специальные художественные грунты для декупажа: недостатки и преимущества.

Самый главный недостаток художественных грунтов – цена

:)

. Как правило,
1л самого дешевого худ. грунта будет стоить дороже, чем 1л хорошей, очень качественной строительной акриловой краски
. Если вспомнить стоимость заготовок, медиумов и других материалов – экономия будет очень ощутимой. Кстати, это же правило действует для и лаков

Преимущество же специальных грунтов – в том, что они создавались специально для подготовки декорируемой поверхности под окрашивание акриловыми

(и не только) красками и наклеивание мотива. Однако
не все специальные худ. грунты удовлетворяют требованиям именно декупажниц
. Самый яркий пример – художественный грунт Сонет. У меня сложилось ощущение, что декупажницы делятся на две группы: одна его очень сильно любит, другая – терпеть не может. Сама я отношусь ко второй категории и, выбирая между строительной краской и Сонетом, всегда выбираю краску. Почему?

Для декоративных эффектов

Для декоративных эффектов используют специальные лаки и составы:

  • полупрозрачную и матовую патину разных оттенков (ее можно заменить масляной краской),
  • лак для состаривания,
  • пудру для нанесения теней,
  • пастель,
  • воск для образования потертостей, который наносят под слой краски (потом поверхность обрабатывается наждачной бумагой),
  • контуры для стекла или ткани (декоративные с блестками или матовые),
  • краску для керамики,
  • объемные гели,
  • гели с имитацией снега и разных текстур,
  • блестки, лаки с глиттерами,
  • силиконовые гели,
  • структурные пасты и т.п.

Для техники декопатч, предполагающий полное заполнение поверхности фрагментами в стиле петчворк предусмотрены специальные лаки и клеи.

Чем грунтовать стекло, металл, пластик для декупажа?

Вы уже знаете, что грунты (краски) бывают как художественные, так и строительные. Кстати, в последнее время художественных появляется все больше и больше, и не только для дерева, но и даже для металла.

Поэтому мы можем выбирать из следующих средств: — строительные грунты по стеклу и металлу; — строительные эмали для радиаторов, эмали по ржавчине; — аэрозольные грунты, лаки и краски; — художественные грунты, на которых написано, что их можно использовать для грунтовки стекла и металла.

Для эффекта кракле

Если для всех остальных декоративных эффектов можно использовать обычные художественные краски или пастель, то для кракле выбор далеко не столь обширен. Чтобы создать декоративные трещинки “под старину” можно использовать лишь декоративный лак на водной основе, одношаговый или двухшаговый, с чередованием высыхания между нанесением двух слоев.

Альтернативой декоративному кракелюру выступает растрескивание, получаемое при обработке поверхности перед финишной покраской яичным белком или клеем ПВА с последующей просушкой феном, но за эксперименты с “народным” кракелюром советуем браться лишь при наличии опыта работы с обычными кракелюрными составами.

Кракелюрный лак (или лак для растрескивания) бывает двух видов: для создания крупных или мелких трещинок.

  1. Однокомпонентный кракелюр наносится на базовую покраску (цвет будущих трещин). Через полчаса сверху наносят финальную краску и дают просохнуть, при этом по мере высыхания на поверхности образуются трещины.
  2. Двухкомпонентные лаки наносятся один за другим также с перерывом в полчаса, но на финишную покраску: после проявления трещин они затираются пастелью, пурпуром, патинирующим составом, остатки которого стирают мягким полотном.

Плюсы и минусы самодельного грунтующего состава

Основой самодельной грунтовки служит клей ПВА, который является водной эмульсией поливинилацетата. ПВА используется для склейки различных материалов из древесины и картона. При нанесении на поверхность клей высыхает и образует плотную пленку. При изготовлении грунтовки клей разводится водой, поэтому пленка на обрабатываемой поверхности получается тонкая. При толстом нанесение клеевая грунтовка плохо впитывается и образует толстую не ровную пленку, которая со временем легко отслаивается вместе с краской. Грунтовка на основе ПВА обладает плюсами, которые присущи готовым профессиональным средствам:

  • Повышается адгезия.
  • Древесина получает дополнительную защиту от воды.
  • Краска ложится ровнее.
  • Расход декорирующего состава сокращается.
  • Грунтующий состав имеет невысокую стоимость.

Несмотря на массу плюсов, у самодельный состав имеет минусы. Поэтому использовать самоделку на основе ПВА рекомендуется только в случаях экономии. Из минусов выделяются:

  • Грунтовка недостаточно глубоко проникает вглубь дерева и улучшает структуру всего на 0,2%. Если говорить о других материалах, которые не обладают гигроскопичностью древесины, то покрытие ПВА малоэффективно.
  • Не обладает антисептическими свойствами. Древесина боится плесени и грибка, а ПВА не сможет противостоять размножению микроорганизмов.
  • Со временем клей изменяет свой цвет, желтеет и если покрыть древесину светлой краской или лаком, то внешний вид отделки будет испорчен.
  • Покрытие боится пара и воды. Не рекомендуется использовать для покрытия стен, полов и потолков в сырых помещениях и банях.

МинусСпособ решения
Низкие антисептические свойстваПовысить антисептические свойства клеевой грунтовки можно, добавив в состав немного хлорамина или “Белизны”, извести. Но пары хлора вредны, поэтому работу проводятся в вентилируемом помещении или на улице. Известь экологичнее, но адгезия с лакокрасочным материалом будет ниже. Соотношение: на 1 л готовой грунтовки 50 г Белизны.
Плохая проницаемость.Повысить проницаемость в древесину можно, добавив в состав небольшое количество жидкого стекла. Соотношение на 1 л грунтовки 30 г жидкого стекла.

Подходит грунтование при помощи ПВА под покраску древесины недорогими красками темных тонов. На светлых тонах со временем появляются желтые пятна, краску придется счищать, древесину по новой обрабатывать. Совсем не рекомендуется использовать грунтовку под лаки. В этом случае берутся различные пропитки, которые не вредят внешнему виду и не испортят естественный рисунок дерева.

Здравствуйте, дорогие мои декупажницы!

Заказали мне сделать декупаж на пластмассовой солонке, которая совершенно не вписывается в интерьер бледно-персиковой кухни по причине ее бессовестно-красного цвета.

ХА! Он имеет исключительно высокую стоимость и больше ничего!

Отдать назад солонку я не могу – она затерта под грунтовку, и, соответственно, имеет непрезентабельный вид. Перерыла все о декупаже на пластике и пластмассе – везде одно и то же-зачистить грубой наждачкой и загрунтовать грунтом .

Думаю, все знают, что грунтовать поверхность перед покраской надо. И даже знают про адгезию (прилипучесть), экономию краски в случае использования сплошного фона (я лично не заметила, т.к. по грунту приходится три слоя краски делать, а без него два, так что эффект невпитывания краски в дерево нивелируется), порозаполнение.

Казалось бы, зачем заполнять поры? Ведь смысл дерева и есть в его живости. Так вот, дышать под краской да под защитным лаком дерево так и так не будет. А краска по этим порам разбежится некрасивыми кляксами.

Простой, быстрый и недорогой способ грунтования, дающий, однако, стабильно хороший результат. Берёшь клей ПВА (любой марки), разводишь водой до состояния молока или жидкого кефира, обильно наносишь на доску, после высыхания сошкуриваешь вставшие дыбом волокна, повторяешь процедуру (на этот раз можно развести его погуще, а некоторый жиденький канцелярский и в чистом виде пойдёт). если после высыхания второго слоя ПВА доска гладкая -- всё, можно по ней писать. Если нет, и приходится снова пошкурить -- значит, потом еще разок промазать ПВА. Шлифовать перед первой пропиткой есть смысл только если доска была сильно шершавая, обычно современная фанера этого не требует, хорошие заготовки из дерева тоже.

Первый, незначительный. Он не подчёркивает структуры дерева. И даже немного скрывает его рисунок. И последующая лакировка его уже не раскроет.

Второй, куда серьёзнее. ПВА даёт белёсый налёт, им нельзя грунтовать тонированное дерево (на чистом дереве эта белёсость не видна).

На иллюстрации берёзовая доска, загрунтованная ПВА, и после росписи покрытая акриловым лаком (хорошим, который твердеет быстро, а не через полгода, как многие из этого семейства). Красиво. Но фон какой-то. никакой.

3. Вопрос пригодности применения в случае контакта с пищевыми продуктами не стоит (и берегите загрунтованную заготовку от домашних животных -- могут польститься)

Не жадничайте и не ленитесь, не делайте раствор слишком крутым -- а то, во-первых, на поверхности появятся мелкие кристаллы, а во-вторых, если загрунтованная заготовка не будет расписана и залакирована в ближайшие дни, то желатин её выгнет, покоробит, вырвет группы волокон, сделав заготовку ребристой.

Берём свежее яйцо, отделяете и куда-то откладываете желток (потом пустить в какую-нибудь еду). Белок слегка взбиваем (не до пены, а до однородности). Этим-то белком и мазать поверхность. Можно кистью, можно вообще рукой. И точно также как и в предыдущих случаях, сушим, трогаем, шкурим. Если было слегка шершавое и пошкурили немного -- ну и хорошо. Если сильно шершавое и шкурили с душой -- повторяем грунтование. Мой опыт показывает, что более одного раза грунтовать приходится всем, кроме лаков и масла.

Ещё рекомендуют грунтовать крахмалом, но это я пока не пробовала, так что просто повторю рецепт, чтоб был.

Технология: крахмал растворяют в небольшом количестве холодной или чуть тёплой воды и медленно вливают в кипящую воду при постоянном помешивании. Не прекращая помешивать, доводят до кипения, дают остыть. Пропорции -- что-то типа 1 столовой ложки на литр воды, но сейчас в магазинах столько разного крахмала, он так по-разному себя ведёт. Короче, как кисель оно должно получиться. Причём кто-то рекомендует кисель жидкий, а кто-то густой.

Изделие хорошо отшлифовать, покрыть крахмалом (размазывать рукой, довольно толстым слоем), потом нежно-нежно пошкурить в одном направлении (а то сдерёшь крахмал).

Раньше грунтовали олифой. Впрочем, и покрывали тоже ею. А варили олифу мастера сами, старательно скрывая свои личные рецепты оной. Теперь олифа изготовляется промышленным способом, по единому рецепту, но при этом ею теперь нельзя покрывать предметы, соприкасающиеся с едой (а расписные ложки раньше именно олифили), а защищает она хуже лаков, да и глянца того не даёт, и сохнет долго. Короче, в качестве финишного слоя она сейчас совсем плохо подходит (для целей декоративно-прикладного искусства). Грунтовать же ею можно и сейчас -- под масляные краски. Но не хуже в качестве грунта подходит и просто льняное масло, хоть из художественного магазина (светленькое, прозрачненькое), хоть из аптеки (тёмное, чуть дольше сохнет, зато гарантированно пригодное в пищу).

Не подумайте, что я ругаю олифу -- нет, она чудесно раскрывает красоту натурального дерева и при этом отлично защищает от непогоды, в строительстве она прекрасна. Просто -- не для ДПИ она теперь.

Под лаками я сейчас понимаю классические на растворителе. У них есть большой недостаток -- они воняют. Противно и вредно. Но после полного высыхания лаки становятся инертными и безопасными (правда-правда). А ещё у них есть ряд таких достоинств, что они перевешивают вонючесть.

Во-первых, они бесподобно выделяют рисунок натурального дерева, не создавая ребристости -- а ведь именно поэтому сосну, например, совсем нельзя покрывать грунтами на водной основе. Во-вторых, они

желтят. Неожиданное достоинство, правда? Обычно-то желтизна считается недостатком. Но для традиционных народных росписей это достоинство. Ведь раньше грунтовали олифой, а она сильно желтит.

1. Не все лаки нормально сочетаются друг с другом. Например, лак ПФ можно класть на лак НЦ, а наоборот -- нельзя, вздуется. ХВ и НЦ можно считать за одно и тоже в вопросе взаимодействия с другими лаками, но класть один на другой можно только хорошо пошкурив -- иначе высок риск, что он просто слезет потом плёночкой.

2. Применительно к лакам ПФ цифра в названии говорит о его цвете -- чем больше цифра, тем светлее. Мне нравится грунтовать ПФ-231 (тёмным), а после росписи покрывать ПФ-283 (светлым).

Техника декупажа основана на нанесении готового рисунка на деревянную, металлическую, картонную или стеклянную поверхность с помощью бумаги или ткани, клея и лака. Начинать осваивать ее новичку лучше всего с декорирования дерева бумажными салфетками с принтом. Представленный ниже мастер-класс поможет научиться придавать уникальный вид обычным предметам обихода:

  • деревянной утвари;
  • мебельным фасадам;
  • деревянной столешнице;
  • шкатулкам;
  • подносам;
  • стульям;
  • табуреткам
  • шкафам и т.д.


Суть такого декорирования заключается в наклеивании бумажного изображения на деревянную поверхность, которая потом, когда рисунок высохнет, покрывается акриловым лаком.


Освоив базовую основу такого декорирования, можно будет воплощать в жизнь оригинальные идеи, которые помогут дать вторую жизнь старым вещам из дерева, стекла, металла.

История появления декупажа

Использовать такую технику декорирования впервые начали в средневековой Европе. С помощью такого декора украшали фасады мебели в Германии в 15 веке. Большой спрос на такое декорирование возник в 17 веке в Италии. Краснодеревщики использовали бумажный декор в виде картинок для украшения мебели с инкрустацией.


Мода на такие изделия возникла после эпохи Великих географических открытий, когда среди европейской элиты стали пользоваться популярностью мебельные изделия, оформленные в китайском или японском стиле.


Материалы и инструменты

Перед началом работы следует освоить основные инструкции и правила, лежащие в основе техники декупажа, познакомиться с набором инструментов и особенностями обработки обклеенной рисунками поверхности.


Перед началом работы следует подготовить:

  • деревянные изделия, поверхность которых будет декорироваться;
  • бумажные салфетки с подходящими изображениями;
  • кисти;
  • клей ПВА;
  • бесцветный акриловый лак и акриловые краски;
  • сухие салфетки;
  • грунтовка;
  • ножницы;
  • шпатлевка по дереву.


Совет! Новички могут купить в магазинах для творчества специальные наборы для декупажа, в которых есть все необходимое для работы.


Подготовительный этап

Перед началом декорирования деревянной поверхности ее следует соответственным образом подготовить к работе. Обычно в технике декупажа проводят реставрацию старых деревянных поверхностей, которые нужно подготовить к работе. Для этого заготовка очищается от грязи и пыли с помощью влажной микрофибры.


Если на деревянной поверхности есть трещины, неровности и сколы, то их нужно заделать специальной шпатлевкой по дереву. Наносить грунтовку на поверхность дерева следует с помощью шпателя. Когда шпатлевка высохнет, дерево нужно обработать мелкой наждачкой.


После этого нужно провести грунтовку поверхности, подсушить ее снова отшлифовать. После следует удалить рабочую пыль и приступать к наклеиванию бумажного изображения. Если деревянной изделии, которое будет украшаться в технике декупажа, старое, то грунтовку следует провести дважды. Такая предварительная обработка сделает деревянную поверхность идеально гладкой и позволит прочно приклеиться бумажному декору.


Когда заготовка будет подготовлена, нужно определиться с декором, подобрав подходящее тематическое изображение. Салфетки с изображением можно использовать любые, главное, чтобы рисунок лег ровно во время наклеивания. Проще всего новичку работать с трехслойными бумажными салфетками, которые имеют определенное качество бумаги.


Пошаговая инструкция по технике декупажа

Перед началом работы нужно снять слой с изображением и вырезать нужные картинки для декора. Не стоит беспокоиться о том, что тонкая бумага может порваться. Картинка в приклеенном состоянии будет выглядеть целой, если правильно ее укладывать на деревянную поверхность.


Вместо ножниц можно аккуратно вырывать изображения на тонком цветном слое салфетки руками. Предварительно нужно составить хотя бы приблизительный эскиз, чтобы было проще выкладывать из бумажных картинок на поверхности деревянной заготовки нужный декор.


После того как будут подготовлены все картинки с салфеток, бумажные фрагменты следует разложить на декорируемом предмете, чтобы посмотреть, как будет выглядеть создаваемый общий рисунок. Когда эскиз будущего декора приобретет законченный вид и будет понятно, куда приклеивать бумажные фрагменты, можно приступать непосредственно к самому декпажу.


Техника декупажа: основные моменты

Алгоритм такого декора простой:

  • на бумажный фрагмент наносится мягкой кисточкой клей;
  • картинка приклеивается на деревянную поверхность;
  • наклеенное изображение сушится;
  • на созданный из бумажных салфеток декор наносится акриловый бесцветный лак.


Покрытие готовой работы лаком является завершающим этапом. Лак наносится в два слоя. При желании с помощью специальных покрытий можно создать эффект патины или состаренной поверхности, на которой появляются характерные трещинки.


Это базовые основы техники декупажа. Кроме них существуют специальные разновидности такого декора, которые будут описаны ниже. Освоив простое оклеивание можно будет переходить к более сложным способам декорирования деревянных поверхностей изображениями с бумажных салфеток.


Это более сложная техника, для использования которой при декорировании деревянных изделий потребуются дополнительные материалы:

  • воск;
  • ткань для полировки вощенной поверхности;
  • газовая горелка для обжига;
  • металлическая щетка.


Такая техника декупажа выполняется на основе брашировки древесины – искусственного старения поверхности. Сначала подготавливается деревянная поверхность, которой придается антикварный вид. Для этого лицевую сторону дерева обжигают горелкой, потом удаляют часть обгоревшей поверхности и проводят брашировку: обработку дерева металлической щеткой, которую с легким нажимом перемещают вдоль волокон древесины.


Таим способом удаляется верхний слой мягких древесных волокон, за счет чего фактура дерева делается более четкой и рельефной. Обработка щеткой напоминает выскабливание дерева. Делать такую операцию следует осторожно, иначе можно повредить деревянную заготовку.


Предварительный обжиг деревянной поверхности разрушает мягкие волокна древесины и упрощает процесс брашировки.


После завершения браширования нужно отшлифовать дерево наждачкой разной зернистости, предварительно обработав поверхность морилкой или лаком. Шлифовка также должна проводится вдоль волокон древесины.


После такого состаривания дерева начинают втирать воск. Когда вощение будет закончено, нужно прошкурить поверхность и отполировать. Затем можно приклеивать бумажные картинки, нанося на них клей. Когда бумажный декор будет полностью нанесен, поверхность высушивается и покрывается акриловым лаком. Можно также использовать технику кракелюр – создание мелких трещинок, имитирующих состаренную лакокрасочную поверхность. Для этого можно использовать специальный кракелюрный лак.


Мастер-класс по декорированию разделочной доски в технике декупаж

После освоения метода декпажа можно попробовать сделать свою первую работу. Новичкам стоит выбирать небольшие изделия с плоской поверхностью для декорирования. Лучше всего для этого подходит разделочная доска из дерева.


Для работы потребуется подготовить:

  • разделочную деревянную доску;
  • белую грунтовку для древесины;
  • бумажные трехслойные салфетки;
  • клей ПВА;
  • губки;
  • кисточки;
  • акриловый лак и акриловые краски.


Если поверхность доски старая и загрязненная, ее следует ошкурить. Потом подготовленную заготовку грунтуют и сушат. Пока она сохнет, подбирают подходящий рисунок для декора. Для создания оригинального изображения можно совмещать фрагменты рисунков из разных салфеток, создавая оригинальные тематические картинки.


Белый слой грунтовки будет фоном для изображения. По краям его можно не закрывать наклеенными изображениями. Клей накосится кисточкой на бумажную картинку, а не на деревянную поверхность.


Когда все фрагменты изображения будут наклеены, нужно дать декору подсохнуть, а потом покрыть его акриловым лаком в несколько слоев. Оптимальным будет нанесение 5-8 слоев лака. Каждый слой следует хорошо высушить, прежде чем на него наносить следующий.


Освоив технику декупажа, можно своими руками преобразить жилое пространство в доме или на даче. Такой декор позволяет придать старой мебели эффектный внешний вид. С помощью декупажа можно создавать оригинальные предметы обихода, которые станут отличным подарком для близких и друзей. Те, кто всерьез увлечется таким прикладным творчеством, может превратить его в прибыльный бизнес.

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Чем грунтовать

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Читайте также: