Кругом трава так весело цвела средства выразительности

Обновлено: 04.07.2024

Изобразительно-выразительные средства русского языка — это художественные приемы, создающие образность повествования. Именно благодаря им русский язык неповторим, колоритен и поэтически ярок.

Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка

Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:

  • лексические (специальные: тропы, неспециальные: синонимы, антонимы и др.)
  • синтаксические (стилистические фигуры речи);
  • фонетические.

Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.

Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.

Языковые средства выразительности

В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:

Классификация языковых средств

Основные элементы — тропы

Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.

Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.

Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.

Что такое метафора

Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).

Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).

Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.

Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.

Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).

Что такое перифраза

Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.

Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.

Основные элементы — фигуры речи

А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.

Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”

Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”

Что такое анафора

Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”

Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”

Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.

Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”

Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”

Что такое антитеза

Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.

Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”

Фонетические и другие средства

Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:

Фонетические средства выразительности речи

И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.

Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только

Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!

Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.

Великий могучий русский язык

Цитата К. Паустовского про русский язык

Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.

Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Важная таблица и перечень литературы

Для тех, кто хочет сделать свою речь насыщенной и яркой, для удобства восприятия материала все термины сведены в таблицу, из которой можно увидеть, как называется языковое средство, его значение и примеры употребления художественно-изобразительного средства в литературе:

Таблица художественно-изобразительных средств 1

Таблица художественно-изобразительных средств 2

Таблица художественно-изобразительных средств 3

Таблица художественно-изобразительных средств 4

А если вы хотите “поглубже окунуться в эту тему”), вот перечень словарей, в том числе и изобразительно-выразительных средств русского языка:

Перечень 1 Словари и справочники

Перечень 2 Словари и справочники

И настраивающее на поэтический лад видео об изобразительно-выразительных средствах языка:

Заключение

Русский язык красив и мелодичен. И художественным словом с огромным разнообразием смысловых оттенков, и интонацией, и синтаксическими конструкциями, способными создавать настроение.

Презентация: Выразительные средства языка в художественном тексте

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Выразительные средства языка в художественном тексте" для 10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 30 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

Презентация: Выразительные средства языка в художественном тексте

Подготовка к ЕГЭ


Слайд 2

РАЗМИНКА


Слайд 3

Объясните принцип определения лишнего варианта:

а) попасть впросак; б) попасть пальцем в небо; в) попасть мячом


Слайд 4

а и б – фразеологизмы; в - свободное сочетание слов

а) попасть впросак – оказаться в неловком положении; б) попасть пальцем в небо – ошибиться. ПРОВЕРИМ


Слайд 5

Объясните принцип определения лишнего варианта:

а) золотые руки; в)золотая осень. б) золотые серьги;


Слайд 6

а и в – качественные прилагательные, в словосочетании являются эпитетами; б – относительное прилагательное, обозначает материал:

а) У моего отца золотые руки. в) Золотая осень вступила в свои права. б) Мама купила сестре золотые серьги. ПРОВЕРИМ


Слайд 7

Объясните принцип определения лишнего варианта:


Слайд 8

а и в - перифраз


Слайд 9

а) нищенские лохмотья б) горький плач 5) взлететь ввысь г) славная победа д) яркий луч света 1) поражение в) опуститься на четвереньки 4) сумеречная тень 3) ликующие крики 2) царская мантия Найдите соответствия (цифра-буква) между противопоставленными выражениями и назовите фигуру речи


Слайд 10

поражение -славная победа; царская мантия – нищенские лохмотья; ликующие крики - горький плач; сумеречная тень - яркий луч света; взлететь ввысь - опуститься на четвереньки Антитезы: 1-г, 2-а, 3-б, 4-д, 5-в ПРОВЕРИМ


Слайд 11

Тема урока:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 26 НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)


Слайд 12

Задачи урока:

1) повторение и обобщение знаний о художественно-изобразительных средствах; 2) развитие навыков определения и различения тропов, стилистических фигур и других средств выразительности в тексте; 3) определение роли средств выразительности в художественном тексте. 4) подготовка к выполнению задания №26 ЕГЭ.


Слайд 13

Оценочный лист 15.08.2021 13


Слайд 14

24. Языковые средства выразительности


Слайд 15

Верю – не верю

Антитеза - противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия - особое расположение слов, нарушающее обычный порядок 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение – перенос свойств с одного предмета на другой на основе их сходства 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6


Слайд 16

Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия 8 Перифраз - сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки. 7 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11


Слайд 17

Антитеза – противопоставление образов и понятий 1 Оксюморон – это замена названия предмета описательным оборотом 2 Инверсия – обратный порядок слов 3 3 Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности 4 4 Олицетворение - слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов 5 Эпитет – это образное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета 6 + + + + - -


Слайд 18

Метафора - троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия 8 Перифраз – сочетание слов с противоположным значением 3 9 Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение смежных строк 4 10 Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце строки 7 Литота – намеренное преувеличение с целью усиления выразительности 12 Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их значения 11 + - - + - +


Слайд 19

Средства выразительности

ТРОПЫ речевые обороты, которые основаны на употреблении слов в переносном значении с целью усилить выразительность и эмоциональность речи ФИГУРЫ РЕЧИ синтаксические обороты, которые употребляются для усиления выразительности высказывания


Слайд 20

1 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. 2 Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень. 3 И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 4 Летят алмазные фонтаны. 5 И звезда с звездою говорит. 6 Гигантский карлик. 7 Как пахарь, битва отдыхает. 8 Вся комната янтарнымблеском. 9 Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть… 10 На лице светились, горели, сияли глаза. 11 Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. 12Игру его любил творец Макбета. 13 Обеды задавал он отличные. 14 Другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба… 1) Парцелляция 2) Антитеза 3) Синекдоха 4) Метафора 5) Олицетворение 6) Оксюморон 7) Сравнение 8) Эпитет 9) Анафора 10) Градация 11) Синтаксический параллелизм 12) Перифраз 13) Инверсия 14) Гипербола Определи выразительные средства и распределите их на две группы: тропы и стилистические фигуры.


Слайд 21

ПРОВЕРЯЕМ (максимальное количество баллов – 14)

ТРОПЫ Синекдоха Метафора Олицетворение Сравнение Эпитет Перифраз(а) Гипербола ФИГУРЫ Парцелляция Антитеза Оксюморон Анафора Градация Параллелизм Инверсия


Слайд 22

1.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго.


Слайд 23

2.Установите соответствия между предложениями и средствами выразительности в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствие из второго.


Слайд 24

Анализ текста. Работа с рецензией. (1)В тундре - весна. (2)Звенят большие и малые ручьи. (3)Со стоном взламываются речушки в горах. (4)Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды. (5)Вода всюду. (6)Ступишь ногой в мох - и мох сочится. (7)Тронешь мшистую кочку - и кочка сочится. (8)Станешь робко ногой на ледок - и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. (9)Вся тундра сейчас - сплошное болото. (10)Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух. (11)Весна входит в тундру робко и неуверенно. (12)Останавливается. (13)Оглядывается. (14)Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет. (15)Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. (16)Уже открылись забереги, но лед еще прочен. (17)Уже появился гусь, но нет еще комара.


Слайд 25


Слайд 26

26 . «М. Карим рассказывает обычную историю взаимоотношений собаки и человека. Приближает речь героев к повседневному звучанию использование (А)_________ (предложения 3, 7, 12, 33) и такое лексическое средство, как (Б)_________ (шастает, изводит , предложенияе 9). Симпатию в милому псу помогает почувствовать использование стилистической фигуры (В) ____________ (ЧЕТВЕРОНОГИЙ МАЛЫШ в предложении 16). Понять чувства героев помогает использование (Г) __________________ (предложения 11-15, 29-35) 1) ирония 2) фразеологизмы 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) перифраз 6) олицетворение 7) ряды однородных членов 8) восклицательные предложения 9) прямая речь


Слайд 27

Ключи к заданию 25


Слайд 28

ФИГУРЫ 15.08.2021 28 ТРОПЫ


Слайд 29

Cоздайте текст, используя лексические средства выразительности. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова и выражения.

_____________ красота. Природа – ______________выдумщица! То снегом в жару _________, то дождем в ________морозы зальет, то град сотворит величиной с _______________! Вот и до нас ее шутки добрались.. После _________ мороза вдруг ________улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. ________, ________ на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно ______________________ сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах. Город застыл в изумлении, любуясь ___________ красотой.


Слайд 30

Домашнее задание (по выбору)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Изобразительно-выразительные средства языка. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропами являются: эпитет сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота

Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся. Найдите метафору: Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. (C.Есенин) Бродячая толпа облаков… Барка жизни встала. (А.Блок) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский)

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет). Могут переноситься: Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название орудия на действия, производимые им: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность. Найдите метонимию: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Витрины были уставлены старинной бронзой. Театр уж блещет… Аудитория внимала каждому слову лектора. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому Сравнения выражаются различными способами: Творительным падежом и с каждым днем уходит дымом Формой сравнительной степени прилагательного или наречия душа ее зефира тише Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто): Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Лексически (при помощи слов подобный, похожий): Твои глаза подобны звездам

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Определите, гипербола или литота перед вами: Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мальчик с пальчик. В сто сорок солнц закат пылал. Я живу в двух шагах от метро. У него ни капли таланта. Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте. Редкая птица долетит до середины Днепра. Снег валил с неба пудами. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.

Стилистические фигуры: риторический вопрос риторическое восклицание инверсия парцелляция антитеза анафора эпифора градация эллипсис…

Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Найдите антитезу в каждом из данных предложений. 1) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. 2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах. 3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости. 4) Смотрю в века, живу в минутах. 5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.

Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления Найдите градацию в предложениях Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

Инверсия- стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок Найдите инверсию в предложениях. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Обеды задавал он отличные. Руку мне подал на прощанье. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Тут сгорел мой приятель со стыда.

Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо. Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2. В каком случае дано неправильное определение фигуры? A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства? A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ. Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

194934 194919 194947 194909 194946 194923 194941 194944 194907 194935 194912 194913 194929 194942 194906 194933 194932 194936 194948 194922 194918 194949 194943 194911 194930 194910 194950 194945 194940 194951

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях


Знать: изобразительные средства языка, их виды.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский.

Средства художественной выразительности: фонетические; морфологические; словообразовательные; лексические (тропы); синтаксические (фигуры).

Средства художественной выразительности:

Тропы (лексические средства)

Фигуры речи (синтаксические средства)

Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле.

Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста.

Олицетворение.

Синтаксический параллелизм.

Парцелляция.

Лексический повтор.

Бессоюзие. Многосоюзие.

Риторические фигуры: обращение.

Восклицание. Вопрос.

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями. 1.МетАфора 1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности. 2.ФразеологИзм 2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. 3.ЭпИтет 3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст. 4.СравнЕние 4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. 5.ОлицетворЕние 5. Перенесение значения по сходству. 6.МетонИмия 6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. 7.АллитерАция 7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок) 8.ИнвЕрсия 8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. 9.АнтитЕза 9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. 10.Риторический вопрос 10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.

2.ФразеологИзм

2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.

4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа.

5.ОлицетворЕние

5. Перенесение значения по сходству.

6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

7.АллитерАция

7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок)

8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

10.Риторический вопрос

10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Ключ к тесту:

Оцени свои знания:

Типичные трудности на ИГА и ЕГЭ: когда не узнают сравнение; эпитет или метафора? эпитет или олицетворение? вопросно-ответная форма или риторический вопрос?

Типичные трудности

на ИГА и ЕГЭ:

Когда не узнают сравнение.

1. Существительное в творительном падеже.

Снежная пыль столбом стоит в воздухе- стоит как столб

2. Оборот со сравнительными союзами как, точно, словно

Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола . (К.Паустовский)

Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают . (Н.Гаршин);

3. Форма сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия

Ты всех милее , всех дороже , русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)

4. С помощью слов похож, подобен, напоминает:

Кленовый лист напоминает нам якорь . (Н.Заболоцкий).

1. Там, где, словно ожерелья, // многоцветные каменья // Поднялись над пеной волн. (В.Брюсов) 2. И с каждой буквой из моей строки Крапивой л езет жгучая досада . ( К. Спицина) 3 . Руки голы выше локтя, А глаза синей, чем лёд . Едкий, душный запах дегтя, Как загар , тебе идет. ( А.Ахматова)

1. Там, где, словно ожерелья, // многоцветные каменья // Поднялись над пеной волн. (В.Брюсов)

2. И с каждой буквой из моей строки Крапивой л езет жгучая досада . ( К. Спицина)

3 . Руки голы выше локтя, А глаза синей, чем лёд . Едкий, душный запах дегтя, Как загар , тебе идет. ( А.Ахматова)

Эпитет или метафора? Эпитет - образное определение, выраженное именем прилагательным : седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание. Метафора - образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, люди переступают через совесть. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики : каменный дом, стеклянная посуда.

Эпитет или метафора?

Эпитет - образное определение, выраженное именем прилагательным :

седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание.

Метафора - образное переосмысление значения имени существительного или глагола:

дом человеческой веры, росток сомнения, люди переступают через совесть.

Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики :

каменный дом, стеклянная посуда.

2. . Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем. А. Ахматова

3. Горит восток зарёю новой…

Эпитет или олицетворение? Олицетворение - сочетание неодушевленных предметов и глаголов , обозначающих действия (состояния) человека или живого существа (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.). Эпитеты – это образные определения, построенные по типу сущ.+ прил. Грустная береза – эпитет Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. ( К.Паустовский)- олицетворение

Эпитет или олицетворение?

Олицетворение - сочетание неодушевленных предметов и глаголов , обозначающих действия (состояния) человека или живого существа (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.).

Эпитеты – это образные определения, построенные по типу сущ.+ прил.

Грустная береза – эпитет

Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. ( К.Паустовский)- олицетворение

1. Побледневшие звезды дрожали , Трепетала листва тополей.

1. Побледневшие звезды дрожали ,

Трепетала листва тополей.

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос? Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана. Вопросно-ответная форма изложения: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает. Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)

Вопросно-ответная форма изложения или риторический вопрос?

Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение.

Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана.

Вопросно-ответная форма изложения: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает.

Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)

2. Нужно ли милосердие в нашей жизни? Конечно.

Типы заданий ГИА по русскому языку. А6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении (указано предложение или номера предложений); А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора (эпитет, сравнение и т.д.) Указано 4 предложения. 2011г., Демо 2012 г. А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет (метафора, фразеологизм и т.д.)

Типы заданий ГИА по русскому языку.

А6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении (указано предложение или номера предложений);

А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора (эпитет, сравнение и т.д.) Указано 4 предложения.

2011г., Демо 2012 г.

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет (метафора, фразеологизм и т.д.)

Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? 1 . Люблю я пышное природы увяданье … ( А. Пушкин) 2. Анчар, как грозный часовой ,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин) 3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок//В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок ! ( Н. Некрасов ) 4. Я видывал, как она косит:// Что взмах – то готова копна . ( Н. Некрасов) 5. Отговорила роща золотая // Березовым веселым языком . (С.Есенин) 6. . “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла .” (С.Есенин) 7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы , и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин) 8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях?

1 . Люблю я пышное природы увяданье … ( А. Пушкин)

2. Анчар, как грозный часовой ,//Стоит – один во всей вселенной.( А. Пушкин)

3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок//В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок ! ( Н. Некрасов )

4. Я видывал, как она косит:// Что взмах – то готова копна . ( Н. Некрасов)

5. Отговорила роща золотая // Березовым веселым языком . (С.Есенин)

6. . “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла .” (С.Есенин)

7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы , и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)

8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

ОКС Ю МОРОН

ОКС Ю МОРОН

ЛИТ О ТА

ЛИТ О ТА

СРАВН Е НИЕ

СРАВН Е НИЕ

ГИП Е РБОЛА

ГИП Е РБОЛА

МЕТ А ФОРА

МЕТ А ФОРА

ГРАД А ЦИЯ

ГРАД А ЦИЯ

МНОГОСОЮЗИЕ

МНОГОСОЮЗИЕ

ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ

ОЛИЦЕТВОР Е НИЕ

… слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл.

Мнение одного из читателей

Проблемный вопрос: Нужны ли изобразительно-выразительные средства языка? Придают ли художественные средства особое звучание художественной речи?

Самостоятельная работа: выполнить тестовые задания А3 в вариантах 1-10

Самостоятельная работа:

выполнить тестовые задания А3 в вариантах 1-10

Спасибо за урок! Желаю удачи!

Спасибо за урок!

Желаю удачи!


-75%

Читайте также: