Девочка которая сеет цветы причастие

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.

  • Изучать – изучающий , изучавший , изучивший.
  • Проходить – проходящий , проходивший , прошедший.
  • Мужской род, ед. число — Интересующий , знающий , восходящий , исполняемый .
  • Женский род, ед. число — Интересующая , знающая , восходящая , исполняемая .
  • Средний род, ед. число — Интересующее , знающее , восходящее , исполняемое .
  • Множественное число — Интересующие , знающие , восходящие , исполняемые .

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( — ящ- ), -ем- (реже -ом- ), -им- .

Примеры причастий

  • Щекочет – щекоч ущ ий , щекочущая , щекочущее , щекочущие .
  • Колется – кол ющ ий , колющая , колющее , колющие .
  • Учит – уч ащ ийся , учащаяся , учащееся , учащиеся .
  • Смотрит – смотр ящ ий , смотрящая , смотрящее , смотрящие .
  • Проверяет – проверя ем ый , проверяемая , проверяемое , проверяемые .
  • Весит – вес ом ый , весомая , весомое , весомые .
  • Мнит –мн им ый , мнимая , мнимое , мнимые.

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш- , -ш- , -енн- , ( -нн- ), -т- .

  • Молчал – молча вш ий , молчавшая , молчавшее , молчавшие .
  • Замёрз – замерз ш ий , замерзшая , замерзшее , замерзшие .
  • Увидел – увид енн ый ,увиденная, увиденное , увиденные .
  • Прочитал – прочит анн ый , прочитанная , прочитанное , прочитанные .
  • Сжал – сж ат ый , сжатая , сжатое , сжатые .

Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

  • Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
  • Прочитанный роман лежал на полке .
  • Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми .
  • Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом .
  • Собака , поедающая корм из миски, рычала , когда к ней подходили .

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

  • Цветы были выращены на подоконнике .
  • Задания были выполнены в черновике .
  • Откройте ставни, и комната будет озарена светом .
  • Яблоки снаружи казались поспевшими , но внутри были зелеными .

Признаки прилагательного у причастия

В русском языке эти части речи обладают сходствами.

  1. Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи .
  2. Возможность склонения . А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим .
  3. Краткая форма . К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания ( раздет, сломан ), в женском – а ( раздет а , сломан а ), в среднем – о ( раздет о , сломан о ).
  4. Синтаксическая роль . В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. ( Ручка забыта на столе ). Полная форма будет определением. ( На столе лежит забытая ручка ). Оно может быть обозначено, как подлежащее. ( Смотрящий следил за нами внимательно ).

Как отличить причастие от прилагательного

Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.

Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- ( -нн- ), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен- . Пример:

  • Краш енн ые краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
  • Краш ен ые стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.

Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.

  • В чашке лежали рез анн ые ножом овощи. Рез ан ые овощи положили в тарелку.
  • Морож енн ое в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Морож ен ое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
  • На вешалке висело нош енн ое вчера платье. Девушка не хотела надевать нош ен ое платье.
  • Краш енн ые краской волосы уже потеряли свой блеск. Краш ен ые волосы отличаются от натуральных.

Признаки глагола у причастия

Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.

  • Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
  • Идущий сверху – тот, который идет сверху.

Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.

  • В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
  • Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
  • Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
  • Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
  • Ушедший поезд нельзя было остановить.
  • Звонящий человек нам не представился.
  • Никто не слышал звонивший в то время телефон.
  • Мы долго смотрели на уходящий поезд.

Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.

  • Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий.
  • Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
  1. Категория действительного и страдательного залога .

Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.

Действительные причастия

Если кто-то или что-то производит действие, то относящееся к нему причастие будет действительным. Например, ребенок, слома вш ий игрушку или ребенок, лома ющ ий игрушку . Действительный залог легко определить по суффиксу. В настоящем времени — ущ — ( — ющ — ), — ащ — ( — ящ — ), в прошедшем времени — вш — , -ш- . Примеры: вед ущ ий , чару ющ ий , стро ящ ий , чита вш ий .

Страдательные причастия

Примеры : ведомый, очарованный, построенный, читаемый .

Краткая форма : ведом, очарователен, построен, читаем .

Как отличить страдательные причастия от глагола

Иногда можно допустить ошибку, приняв причастие за глагол. Это бывает в тех случаях, когда страдательный залог находится в составной части именного сказуемого. Для того, чтобы определить часть речи, необходимо задавать вопрос отдельно к каждому слову в предложении.

Эти здания были построены (каковы?) в прошлом веке.
Автомобиль едва видим (каков?) в тумане.

Морфологический разбор причастия

Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.

Определяем общие признаки, как части речи

  • Часть речи, от которой образовалось причастие.
  • На какой вопрос отвечает?
  • Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).

Определяем морфологичекие признаки

  • Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
  • Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.

Определяем синтаксическую роль

Примеры морфологического разбора

Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.

Все поле было усыпано яркими цветами мака.

Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.

Задание. Найдите причастия в следующих предложениях

  1. Наступившая осень принесла с собой холод и дожди.
  2. В это время городской автобус был переполнен людьми.
  3. Взволнованная молодая мама пыталась успокоить плачущего ребенка.
  4. Огромный стол, покрытый белоснежной скатертью, занимал почти всю комнату.
  5. Птицы, собирающиеся в стаи, готовятся к отлету в дальние края.

Тест на усвоение материала

Для того, чтобы проверить, как вы разобрались в теме, ответьте ещё на несколько вопросов.

Добрый день! Я, как замужняя женщина, должна носить платок на голове в церкви, это для меня ясно, а вот мои дети девочки (2 года и 9 лет) с какого возраста должны носить платки в церкви?

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас благословит!

Другое дело, когда женщина приходит в храм, где эта традиция ревностно поддерживается и стоит с непокрытой головой, игнорируя гневные и осуждающие взгляды других прихожанок. Тогда налицо введение в соблазн других людей и подталкивание их к осуждению. Важно смириться перед традицией данного прихода и помнить о любви к ближнему. С какого возраста надевать головной убор девушке в храме — опять же, решать нужно по месту. Есть приходы, в которых девочкам принято надевать платочки с раннего детства, а есть такие, в которых девушки надевают платки уже будучи подростками или даже старше. Просто сделайте так, как принято у вас.

Очень важно понимать, что Литургия — это не костюмированная вечеринка реконструкторов, а совместное дело христиан, Евхаристия, то есть Благодарение Господа за возможность соединяться с ним и принимать в себя Его Плоть и Кровь для Спасения в Жизни Вечной.

Изображение 308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го лица множественного числа того глагола, от которого.

308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го лица множественного числа того глагола, от которого данное причастие образовано.

Образец. Клокоч..щий поток. — Клокочущий

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещ..щиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку количество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч..щая у печки хозяйка, расстила..щаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещ..щая рыба, готовящийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий виноград.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

девочка воспита(н,нн)а; дети рассея(н,нн)ы; семена рассея(н,нн)ы;поле засея(н,нн)о; ботинки вычище(н,нн)ы; вещь потеря(н,нн)а; дети дисциплинирова(н,нн)ы; болты закруче(н,нн)ы.

Ответ или решение 1

Девочка воспитана (прич.) в строгости (постоянный признак); девочка воспитана (прилаг.) (постоянный признак); дети рассеянны (краткое прилагательное, обозначает качество, постоянный признак); семена рассеяны (прич., обозначает действие); поле засеяно (прич., обозначает действие); ботинки вычищены (прич., обозначает действие); вещь потеряна (прич., обозначает действие); дети дисциплинированны (краткое прилагательное, обозначает качество); болты закручены (причастие, имеется в виду действие).

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.

Морфологический разбор причастия

  • I Часть речи: причастие;
  • II Начальная форма: сеять;
  • III Морфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • действительное
      • невозвратное
      • переходное/непереходное
      • настоящее время
      • несовершенный вид
      • мужской род, единственное число, полная форма
      • именительный или винительный падеж

      1) сеющий – мужской род, единственное число, полная форма, именительный падеж

      2) сеющий – мужской род, единственное число, полная форма, винительный падеж

      Времена и падежи действительных причастий (несовершенный вид)

      Разобрать другое слово

      Введите слово для разбора: Найти

      Причастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида и обозначают действие, которое ещё не завершено.

      Несовершенного вида могут быть действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени:

      ДействительноеСтрадательное
      Прошедшее времясотрудник, работавший допоздна — сотрудник, который (что делал?) работал допозднавзрыв, виденный издалека — взрыв, который (что делали?) видели издалека
      Настоящее времясотрудник, работающий допоздна — сотрудник, который (что делает?) работает допозднавзрыв, видимый издалека — взрыв, который (что делают?) видят издалека

      Невозвратные причастия образуются от невозвратных глаголов (без постфикса -ся (-сь)). Могут быть:

      • переходными и непереходными: мама, одевающая дочку (перех.); собака, идущая на поводке (неперех.);
      • действительными и страдательными: дети, гуляющие в парке (действ.); обед, приготовленный бабушкой (страд.).

      Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам совершил действие.

      • прошедшего и настоящего времени: мальчик, решающий задачу (прош. вр.); мальчик, решивший задачу (наст. вр.);
      • совершенного (только в прошедшем времени) и несовершенного вида: спортсмен, пробежавший по дорожке (сов.); спортсмен, бежавший по дорожке (несов.);
      • переходными и непереходными: мама, купившая (что?) мороженое (перех.); девочка, идущая в школу (неперех.).

      Действительные причастия не могут образовывать краткую форму.

      Читайте также: