Здоровьесберегающие технологии в саду

Обновлено: 08.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 "Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников" в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: "использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания".

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.). Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ( из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде "Тропинки здоровья":

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.


1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики – 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: "Мы листаем книгу", "На закате дремлет пруд…", "Рыбки", а также занятий пальчикового театра "Лошадка", "Ловко с пальчика на пальчик…", "Яблочко", "Петушок". Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием – звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД – йога в играх.

Йога – одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: "Пузырики", "Говорилка", "Ветерок", "Пчелки", "Косим траву", "Петух", "Каша кипит", "Вырасти большой", "Мельница", "В лесу", "Веселая пчелка".

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием "чудо" – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам") 15-20 сек.
- Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие физических дефектов и болезней (ВОЗ)
ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние организма,
которое позволяет человеку полностью реализовать
свои способности, без ограничения осуществлять
трудовую деятельность при максимальном сохранении
продолжительности активной жизни.
Здоровый человек имеет гармоничное физическое и
умственное развитие, быстро адаптируется к
непрерывно изменяющейся природной и социальной
среде, при этом у него отсутствуют какие-либо
болезненные изменения в организме. Субъективно
здоровье ощущается чувством общего благополучия,
радости жизни, высокой работоспособности.

4. Факторы, влияющие на здоровье

Окружающая природная
среда (20%)
Наследственность (20%)
Образ жизни (50%)
Медицина и здравоохранение
(10%)

5. Факторы, влияющие на здоровье

Окружающая природная
среда (20%)
Наследственность (20%)
Образ жизни (50%)
Медицина и здравоохранение
(10%)

Среди прочих нарушений здоровья детей
наиболее значительно растут заболевания
опорно-двигательной системы (в 3,2 раза);
увеличивается патология зрения (в 3,6
раза); растут заболевания желудочнокишечного тракта (в 4 раза) и нервнопсихические заболевания (в 1,6 раза).

7. Санитарные правила и нормы:

СанПиН 2.4.1.2791-10 (изменения в 2.4.1.2660-10)
«Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях""
устанавливают санитарно-эпидемиологические
требования к размещению, устройству,
содержанию и организации режима работы в
дошкольных образовательных учреждениях
(далее - ДОУ) независимо от форм
собственности и их подчиненности. Санитарные
правила распространяются на все виды ДОУ,
кроме компенсирующего вида.

8. Организационно-управленческая и педагогическая деятельность по сохранению здоровья обучающихся

Здоровьесберегающая деятельность
ОУ – организация учебновоспитательного процесса (УВП) ДОУ
с учетом сохранения, поддержания и
обогащения здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии –
любые способы реализации УВП,
направленные на сохранение здоровья
детей

9. Модель здорового выпускника ДОУ

10. Физическое здоровье

Соответствие возрасту по антропометрии
Имеет I или II группу здоровья
Имеет компенсированные нарушения ЦНС
Развиты в соответствии с возрастом
физические качества
Сформированы двигательные и моторные
навыки
Сформированы культурно-гигиенические
навыки
Высокая выносливость и
работоспособность

11. Психическое здоровье

Сформированы все психические функции
Развиты в соответствии с возрастом
познавательные процессы
Сформированы представления об
окружающем мире
Сформированы все сенсорные
представления
Обладает школьными навыками
Сформирована учебная деятельность
Сформирована мотивация к обучению

12. Социальное здоровье:

13. Структура педагогической системы образовательного учреждения (системная модель) *Системная модель деятельности образовательного учрежд

Структура педагогической системы
образовательного учреждения
(системная модель)
*Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и
укреплению здоровья учащихся под ред. Гладышевой О.С.
Управление деятельностью ДОУ
Предметная среда
Коррекционноразвивающая среда
Коммуникативная среда
РЕБЕНОК

Система здоровьесбережения в
ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, на
время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное
закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”,
профилактика плоскостопия; максимальное пребывание
детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
Непосредственная образовательная деятельность по
физической культуре всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная
двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, проведение подвижных игр,
прогулки) и инновационные технологии оздоровления и
профилактики (ритмопластика, логоритмика, тактильные
дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации
педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и
психологического здоровья педагогов.

Направления работы по
здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в
различные виды совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий
в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с
дошкольниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни у
дошкольников, педагогов и родителей.
Совершенствование физических качеств и обеспечение
нормального уровня физической подготовленности в
соответствии с возможностями и состоянием здоровья
ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в
двигательной деятельности и реализация их через систему
спортивно-оздоровительной работы.
Обеспечение физического и психического благополучия
каждого ребёнка в ДОУ.

16. Цель здоровьесберегающих технологий

Обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и сохранять его.
Применительно ко взрослым – содействие
становлению культуры здоровья, в том
числе культуры профессионального
здоровья воспитателей ДОУ и
валеологическому просвещению родителей

17. Классификация здоровьесберегающих технологий

Медико-профилактические.
2. Физкультурно-оздоровительные,
приобщение детей к здоровому образу
жизни.
3. Технология обеспечения социальнопсихологического благополучия
ребенка.
4. Здоровьесбережения и
здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
5. Валеологическое просвещение
родителей .
1.

18. Медико-профилактические технологии

Технологии обеспечивающие
сохранение и преумножение здоровья
детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в
соответствии с медицинскими
правилами и нормами

19. Медико-профилактические технологии

Организация мониторинга здоровья
дошкольников
Организация и контроль питания детей
Организация профилактических
мероприятий в детском саду
Закаливание и физическое развитие
дошкольников
Организация контроля и помощь в
обеспечений требований СанПиНов
Организация здоровьесберегающей
среды в ДОУ

20. Физкультурно-оздоровительные технологии

Технологии, направленные на
развитие физических качеств и
двигательной активности детей,
приобщение детей к здоровому образу
жизни

21. Физкультурно-оздоровительные технологии

Утренняя гимнастика
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Динамическая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Бодрящая гимнастика
Динамическая пауза
Массаж и самомассаж
Профилактика плоскостопии и формирование правильной
осанки
Двигательные оздоровительные физминутки
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Валеологическое развитие
Подвижные и спортивные игры
Физическая культура

22. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технология обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка
Технологии, обеспечивающие
эмоциональный комфорт и хорошее
психологическое самочувствие
ребенка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском
саду и дома

23. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технология обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка
Технология психологопедагогического сопровождения
развития ребенка (Психогимнастика,
песочная терапия)

24. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ

Технологии, направленные на
развитие культуры здоровья педагогов
в том числе культуры
профессионального здоровья,
развития потребностей здорового
образа жизни

25. Валеологическое просвещение родителей

Папки-передвижки
Круглые столы по вопросам
Беседы
Нетрадиционные формы работы с
родителями (экскурсии)
Практические показы (практикум)
Личный пример педагога

Формы физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ
Спортивные
досуги
Соревнования
Логоритмика
формы
Корригирующая
гимнастика
Ритмопластика
Спортивные
праздники
Конкурсы

Виды
здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин.
после приема пищи, 2 раза в
неделю со среднего возраста
в физкультурном зале
Рекомендуется детям с вялой
осанкой и плоскостопием.
Опасаться
непропорциональной
нагрузки на мышцы
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин
после приема пищи, 2 раза в
неделю по 30 мин со среднего
возраста в физкультурном
зале
Обратить внимание на
художественную ценность,
величину физической
нагрузки и ее соразмерность
возрастным показателям
ребенка
Подвижные и спортивные
игры
Как часть непосредственной
образовательной
деятельности по физической
культуре, на прогулке.
Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются в
соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем
ее проведения. Используются
элементы спортивных игр
Релаксация
В зависимости от состояния
детей и целей, педагог
определяет интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп
Можно использовать
спокойную музыку, звуки
природы
Гимнастика утренняя
Ежедневно, утром, перед
завтраком во всех группах
В групповой комнате,
физкультурном зале, под
музыку, с использованием
подвижных игр и др.
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного
сна, 5-10 мин во всех группах
Различные варианты
проведения

Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста в
различных формах
физкультурнооздоровительной работы
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми
проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок
времени
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в
любое свободное время, в
разных формах
физкультурнооздоровительной работы в
зависимости от
интенсивности зрительной
нагрузки с младшего
возраста
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ
педагога
Гимнастика дыхательная
В различных формах
физкультурнооздоровительной работы
Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать
детям инструкции об
обязательной гигиене
полости носа перед
проведением процедуры
Гимнастика корригирующая
В различных формах
физкультурнооздоровительной работы
Форма проведения зависит
от поставленной задачи и
контингента детей
Образовательная
деятельность по физической
культуре
3 раза в неделю в
спортивном зале и на улице
младший возраст – 15 – 20
мин, средний- 20-25 мин,
старший возраст – 25-30
мин.
Проводится в соответствии с
программой, по которой
работает ДОУ

31. Физкультурное занятие занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

32. Самостоятельная деятельность детей

33. Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лиш

Подвижные и спортивные игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка,
местом и временем её проведения. В детском саду
используем лишь элементы спортивных игр.

34. Релаксация используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

36. Гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.

37. Гимнастика дыхательная проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа

38. Гимнастика для глаз рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога.

40. Точечный самомассаж проводится строго по специальной методике, показана детям с частыми простудными заболеваниями и для профилактики ОРЗ

Точечный самомассаж
проводится строго по специальной методике,
показана детям с частыми простудными
заболеваниями и для профилактики ОРЗ.

41. Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групп

Сказкотерапия
используется для психо-терапевтической и
развивающей работы. Сказку может рассказывать
взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание.

42. Восточная гимнастика проводится со среднего возраста, развивает пластику движений

43. Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжен

Технологии музыкального
воздействия
используется в качестве
вспомогательного средства, как часть
других технологий, для снятия
напряжения, повышения
эмоционального настроя.

44. Упражнения на степах проводятся под ритмичную музыку: в форме утренней гимнастики, части физкультурного: занятия, досуга или праздника

45. Технологии эстетической направленности реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выстав

Технологии эстетической
направленности
реализуется на занятиях художественноэстетического цикла, при посещении музеев,
театров, выставок и пр., оформление помещений к
праздникам

46. Мы стремимся к полной реализации, в жизни каждого ребенка, трех моментов:

достаточной индивидуальной
умственной нагрузки
обеспечение условий для
преобладания
положительных
эмоциональных
впечатлений
полное удовлетворение
потребности в движении

План профилактических мероприятий
1.Оксалиновая мазь
2.Гематоген
3.Сироп шиповника
4. Чесночно – луковые закуски (обед: 2 раза в неделю)
5. Кварцевание помещения
6.Гимнастика после сна
7. Витаминизация 3 – го блюда
8. Поливитамины
9. Дыхательная гимнастика
10. Соблюдение воздушного режима
11. Проветривание помещений
12. Прогулки на свежем воздухе
13. Профилактика плоскостопия
14. Релаксация

Результаты внедрения здровьесберегающих
технологий в ДОУ
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение
его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей
физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности
в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического
развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачи здоровьесбережения создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. А для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Здоровьесберегающие образовательные технологии Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы: Технологии сохранения и стимулирования здоровья; Технологии обучения здоровому образу жизни; Коррекционные технологии

Формы организации здоровьесберегающей работы: физкультурные занятия самостоятельная деятельность детей подвижные игры утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая) двигательно-оздоровительные физкультминутки физические упражнения после дневного сна физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами физкультурные прогулки (в парк, на стадион) физкультурные досуги спортивные праздники оздоровительные процедуры в водной среде.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: От типа дошкольного учреждения, От программы, по которой работают педагоги, Конкретных условий ДОУ, Профессиональной компетентности педагога, Показателей здоровья детей

Технологии сохранения и стимулирования Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.




29 мая, 2019 admin

Из опыта работы

Гришина Елена Владимировна,

воспитатель МБДОУ №7,

пгт. Джубга, Краснодарский край

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, несмотря на все достижения современной медицины, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно — образовательном процессе ДОУ.

Здоровье дошкольника — это не только отсутствие болезней, но и физическое, социальное и психологическое благополучие ребёнка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.

Забота о здоровье детей — одна из главных задач в моей работе. Поэтому использую в своей деятельности здоровьесберегающие технологии.

К ним относятся технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, гимнастика дыхательная, бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз, ритмопластика, релаксация, коррегируюшие и ортопедические упражнения.

Здоровьесберегающие технологии необходимы для того, чтобы у воспитанников дошкольных образовательных учреждений сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать.

Отдельные приёмы этих технологий широко использую в разных формах проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, и которые включают в себя:

Подвижные и спортивные игры — это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Используются как часть физкультурного занятия, на физкультурно-оздоровительных мероприятиях, прогулках. Игры могут быть как малой и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков. Спортивные игры — игры, которыми проводятся соревнования.

Дыхательная гимнастика — специальные упражнения, позволяющие восстановить дыхание, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка. Может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия.

Коррегирующие упражнения — используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и её коррекции.

Ортопедические упражнения — включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы.

Гимнастика для глаз — применятся для снятия зрительного напряжения.

Ритмопластика — включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности.

Релаксация — необходима для отдыха и снижения двигательного беспокойства, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может применяться внутри занятия.

Пальчиковая гимнастика — тренировка тонких движений пальцев кисти рук. Применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику.

Самомассаж — проводится во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребёнка.

Как средство коррекции поведения использую психогимнастику.

Здоровьесберегающие технологии сочетаю с технологией музыкального воздействия.

Каждая из указанных технологий имеет оздоровительную направленность.

Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте способствует тому, что обучение и содержание происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.

Стараюсь применять эффективные формы работы по оздоровлению детей с использованием и нетрадиционных методов, и способов оздоровления детей: занятия — соревнования, занятия — викторины, развлечения, досуги, недели здоровья, занятия сюжетно — игровые, спортивно — музыкальные праздники и досуги с участием родителей.

Для реализации детьми своей потребности в двигательной активности созданы следующие условия: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка для проведения физкультурных занятий на воздухе, уголок двигательной активности, составлена модель двигательного режима в группе, проводится комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, с учётом состояния здоровья детей и местных условий.

Семья — это среда, где формируется здоровье ребёнка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребёнка основу постоянного стремления к здоровью. Задача педагога заключается в том, чтобы убедить родителей в важности физической готовности и приобщения его к здоровому образу жизни. Консультации, рекомендации и беседы, тематические родительские собрания, семинары — практикумы, анкетирование; информационные стенды и уголок здоровья; дни открытых дверей; спортивные праздники, досуги, соревнования — неотъемлемая часть работы с родителями.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно — образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Счастливый ребёнок — это здоровый ребёнок. Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно — нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.

Список используемой литературы:

Электронные ресурсы

Читайте также: