Здоровьесберегающие технологии в детском саду релаксация

Обновлено: 07.07.2024

Описание материала: Опыт работы по применению здоровьеберегающих технологий для организации специальной работы по оздоровлению дошкольников через организацию непосредственной образовательной деятельности с детьми, или кружковой работы, так и для интеграции всех образовательных областей в совместной деятельности. Опыт может быть использован в работе педагогов детского сада, родителями в домашних условиях.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Вот уже несколько лет я веду профилактическую работу с близорукостью и нарушениемосанки у детей, используя методические рекомендации, разработанные ВладимиромФилипповичем Базарным. Владимир Базарный – врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, руководитель Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования.

Данная методика позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости , используя зритель­ную гимнастику. В работе я использую разные виды упражнений. Комплексы зри­тельной гимнастики основаны на автор­ских методиках Э.С. Аветисова, Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Упражнения разнооб­разны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой харак­тер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д. Кроме этого, в каждой возрастной группе, музыкальном зале, име­ются мобильные специальные тренажеры.

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами

В работе я часто используют офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Эти тренажеры разработаны тифлопедагогами, логопедами и воспитателями. Они могут быть сюжет­ные, графические, модульные и выполня­ются в виде плакатов, схем, настенных пан­но и т.д.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами провожу в положении сидя или стоя. Предлагаю детям занять удобную по­зу, сделать несколько раз вдох и продолжи­тельный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозна­чающем начало пути, затем проследить до­рожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяю 5-6 раз (см. фото).

2

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предме­том.)

Здоровьесберегающие технологии

Дети получают задание:

- Из каких геометрических фигур состоит коврик?

- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)

- Какие фигуры одинакового цвета? На какую фигуру опустилась бабочка?

Здоровьесберегающие технологии

Старший дошкольный возраст

Цель. Закреплять знания названий цветов радуги и последовательности их расположе­ния; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и называ­нии цифр; знакомить с четными и нечетны­ми числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Ход упражнения

Здоровьесберегающие технологии

Старший дошкольный возраст

Выполняется в положении стоя или си­дя. Перед детьми на стене расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими кру­говое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т.е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры в следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем на­оборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Вот так, вот так! вправо-влево.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

А теперь еще вот так! вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Делай с нами, делай так! по часовой стрелке.)

Тик-так, тик-так! (Движения глазами

Стрелки движутся не так! по кругу против часовой стрелки.)

Здоровьесберегающие технологии

Данный тип упражнения (см. фото) заключается в слежении глазами в положе­нии стоя по заданным направлениям с од­новременным вращением головой и туло­вищем: все упражнения выполняются в по­зе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых сти­мулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середи­не занятия, 1,5-2 минуты.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Старший дошкольный возраст

Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навы­ки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению на­правления.

Здоровьесберегающие технологии

Массаж

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца.Поэтому регулярное физическое воздействие массажем способно оказать общее и локальное положительное влия­ние на организм.

Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение – это три.

Здоровьесберегающие технологии

Младший дошкольный возраст

"Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

Здоровьесберегающие технологии

«Шли мы как-то по дороге,

Видим ходят чьи – то ноги,

Смотрим выше кто же он?

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Здоровьесберегающие технологии

Футбол – пальчиковая игра.

Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста могут быть на руках ребенка, а можно разделить.

Здоровьесберегающие технологии

«Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий ну и что ж.

Я хочу тебя погладить,

Здоровьесберегающие технологии

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Я хватаюсь за веревку, Левой ловко, правой ловко,

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Ребенок, проворачивая одну часть киндер-сюрприза, должен соотнести буквы на одной и второй части пособия и прочитать получившееся слово или получившийся слог.

Здоровьесберегающие технологии

Игровой самомассаж.

Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су – джок терапии. Использование су – джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика.

С помощью этих упражнений не только ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии

Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей.С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим дошкольного обучения.

Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики;

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ
- Повышение уровня заболеваемости детей ОРВИ, ОРЗ.
- Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.
- Повышения уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.


Технология сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика
- физкультминутки
- подвижные игры
- релаксация
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- коммуникативные
- игры-танцы
- самомассаж
Коррекционные технологии:
музыкотерапия
фонетическая ритмика

- Музыкально-оздоровительные занятия, утренняя гимнастика, в разных видах деятельности.
- Музыкально-ритмические движения.
- Занятия фонетической ритмикой.
- Логоритмика .
- Музыкальное сопровождение режимных моментов(на занятиях по изобразительной деятельности, художественно-конструктивной деятельности, трудовой деятельности, во время приема детей, в летний период во время прогулки).
- Совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе.
- Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье (досуги, викторины, развлечения, праздники)
- Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных, физкультурных, физкультминутках на занятиях в детском саду.
- Минуты шалости ( танцы между занятиями)

Цель применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Задачи здоровьесберегающей технологии:
1. Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.
2. Формирование здоровьесберегающего подхода в музыкальном образовании путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка.
3. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Валеологические песенки-распевки
- Результат использования коротких попевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата, развивает звуковой слух.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребенка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольников .

Пальчиковая гимнастика. Логоритмика. Ритмопластика.
- Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать мелкую моторику, учат ориентироваться в пространстве. Использование музыкально-ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия
Музыкально-ритмические движения. Психогимнастика.
- Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировки в пространстве, фонетического слуха, правильной речи, а так же имеет профилактическое действие.
Использование релаксации на музыкальных занятиях приобщает к классической музыке, развивает умение расслабляться, после полученной нагрузки.

Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
• повышение уровня развития
• музыкальных и творческих способностей
• детей
• стабильность эмоционального
• благополучия каждого ребенка
• повышение уровня речевого развития
• снижение уровня
• заболеваемости

Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду


СТРЕТЧИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1 Магнитогорский государственный технический университет, институт педагогики, психологии и социальной работы Магнитогорск, Россия

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников продиктована уменьшением контингента детей поступающих в школу с первой группой здоровья (10%), причинами которого являются снижение двигательной активности дошкольников, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [5, С.10]. В связи с этим, сохранение психофизического потенциала дошкольников, успешная адаптация к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения зависит от готовности педагогов к использованию современных здоровьесберегающих технологий.

Теоретические основания здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова и др.); в исследованиях проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников (Л.Н. Волошина, С.Б. Шарманова и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса (дети, педагоги и родители). Реализуются в условиях охраны и укрепления здоровья детей, своевременного формирования жизненно необходимых двигательных умений, последовательного овладения техникой основных движений, элементарных знаний о здоровом образе жизни. Формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.

Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [1].

Применение здоровьсберегающих технологий в дошкольном учреждении осуществляется при выполнении следующих условий: организация здоровьсберегающего пространства в ДОУ; адаптация технологии в зависимости от условий конкретного детского сада; проведение мониторинга здоровья детей для внесения правок в образовательно-воспитательный процесс; реализация индивидуального подхода; повышение компетентности педагогического коллектива и родителей в области культуры здоровья [8].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании классифицируются зависимости от поставленных целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду [7].

Классификация здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,релаксация;

Технологии эстетической направленности: гимнастика пальчиковая, язычковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика коррекционная, гимнастика ортопедическая;

Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика [4].

Одной из эффективных здоровьесберегающей технологий является стретчинг. Стретчинг (растягивание) - это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей, содержат в себе основу лечебной физкультуры. Рекомендуются детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Выделяют четыре метода проведения стретчинга [3].

Первый - это балистический метод, который основан на весе тела и его силе. Эффект упражнений зависит от силы движений и скорости выполнения при которых намного быстрее происходит растяжение мышц.

Второй метод - медленный, при котороммышцы растягиваются очень медленно до максимума без болезненных ощущений. Этот метод можно назвать ритмической гибкостью, часто используется для разминки.

Третий метод - это статистический, используется в практике йоги, когда упражнения выполняются медленно, плавно с маленькой задержкой каждой позиции.

Четвертый метод - PNF, заключается в тренировке с партнером, один из которых принудительно помогает другому растягивать мышцы, фиксируя принятое положение на несколько секунд.

Игровой стретчинг используется в работе с дошкольниками, включает упражнения на развитие всех групп мышц,эффективность которых определяется сменой подражательных действий и образов в двигательной деятельности детей [9].

Остановимся на особенностях организации и проведения занятий стретчингом. Занятие стретчингом включает три части: разминка, основная часть, заминка. Разминка проводится с целью разогреть и подготовить к тренировке все мышцы. Основная часть включает упражнения на растягивание, профилактику осанки и плоскостопия. Это может быть комплекс упражнений для развития гибкости и поочередного восстановления всех мышц (березка, всевозможные наклоны, мостики и шпагаты); растяжка, которая выполняется в паре с другим учеником (мышцы пресса, позвоночника и ног). Данные упражнения можно выполнять раздельно или сочетать на одном занятии. Заминка включает упражнения на расслабление (релаксация).

Занятия стретчингом проводит инструктор лечебной физкультуры или инструктор физической культуры в ДОУ с детьми среднего и старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня (в физкультурном или музыкальном зале, в групповой комнате). Минимальный разрыв после приема пищи составляет30 минут.

Примерный комплекс общепринятых упражнений для детей дошкольного возраста:

1 - медленно подниматься и выпрямлять ноги, туловище должно оставаться в наклонном положении. Выпрямить туловище и поднять прямые руки вверх, и развернуть ладони (обязательно следить за тем, чтобы пятки не отрывались от пола).

2 - дети должны развести руки в стороны и опустить вниз, принять исходное положение.

И.п. - широкая стойка, руки в замок. Потянуться вверх ладонями, приподнимаясь на носки. Удерживать положение 10 - 30 секунд.

И.п. - встать на четвереньки. 1 - поднять голову, максимально прогнуть спину. 2 - опустить голову, максимально выгнуть спину.

В ходе нашего исследования на занятиях стретчингом с детьми старшего дошкольного возраста отобраны, апробированы упражнения (асаны), представленные в таблице 1, которые рекомендуются использовать педагогам на практике [6, С.64-67]. Данные упражнения выполняются медленно, плавно, с маленькой задержкой каждой позиции. Они улучшают осанку, укрепляют мышцы, делая их эластичными, гибкими, разрабатывают суставы, способствуют развитию эмоционального равновесия, усидчивости, концентрации внимания старших дошкольников. Важно подчеркнуть положительное влияние совместных занятий стретчингом с детьми и родителями во второй половине дня, в процессе которых формируется стойкая мотивация всех участников педагогического процесса на сохранение и стимулирование здоровья.

Упражнения на укрепление мышечных групп, развитие эмоционального равновесия, концентрации внимания дошкольников

Организационно- методические указания

И.п. - широкая стойка. Медленно сжимая кулаки, согнуть руки перед собой в локтях. Одновременно поднимаясь на носки, выпрямить над головой руки и потянуться вверх. Медленно встать на всю стопу.

При подъёме - глубокий вдох, в верхнем положении задержка дыхания на 3-4 сек. Опускаемся вниз - выдох. Снимает утомление.

И.п. - о.с. Перенеся тяжесть тела на правую (левую) ногу, взять левую стопу обеими руками и поставить в пах правой ноги. Поднять руки над головой, сложив ладони.

Удерживать равновесие. Дыхание ровное, свободное. Успокаивает нервную систему, тонизирует все мышцы.

3. Уткатасана (неудобная поза)

И.п. - узкая стойка ноги в узкой стойке. Вытянуть руки вперёд и вверх, соединив ладони. Сгибая колени принять полуприсед.

И.п. - широкая стойка. Выполнить наклон вперёд, руки в стороны. Наклониться в левую сторону, касаясь левой рукой ступни, правую вверх.

Укрепляет мышцы ног

5. Падахастасана (поза ног и рук)

И.п. - узкая стойка. Сделав вдох,

наклониться и коснуться руками пальцев ног, а лбом колен.

Тонизирует спинные нервы. Улучшает кровообращение органов брюшной полости.

6. Адхо Мукха Шавасана (собака мордой вниз)

Руки на одной линии с плечами. Ноги не сгибать. Взгляд направлен на большой палец руки.

7. Планка И.п. - о.с. Руки через стороны - вдох, коснуться ладонями пола - выдох. Продвигаясь вперёд, принять упор на ладони.

Улучшает эластичность мышц спины, ног. Колени не сгибать.

И.п. - стойка на коленях. Приподнять одновременно правую руку и левую ногу. Тоже с другой ноги и руки.

Растягивает мышцы верхнего плечевого пояса.

Улучшает эластичность мышц внутренней поверхности бедра.

10. Аджанейасана (олень)

И.п. - широкий выпад. Праву (левую) ногу вперёд, согнув в колене, а левую (правую) стопу развернуть на 90°.

Благоприятно влияет на органы пищеварения

Стимулирует спинно-мозговые нервы.

11. Салабхасана (поза кузнечика)

И.п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Сделать глубокий вдох и поднять ноги махом вверх.

и поясничные мышцы.

Снимает нервное напряжение.

12. Курмасана (поза черепахи)

И.п. - упор на колени. Вдох, медленно выдыхая, вытянуть руки вперед, ягодицами коснуться пяток, задержать дыхание на 1-2 сек., вдох.

Улучшает эластичность мышц задней поверхности бедра.

13. Дханурасана (поза лука)

И.п. - лёжа на животе. Согнув ноги, захватить голеностопы руками, прогнуться, приподнимая грудную клетку и бёдра.

Сгибаясь, мышцы пресса втянуть.

14. Бхуджангасана (поза кобры)

Улучшает эластичность мышц спины.

И.п. - лёжа на спине, ноги согнуты, захватить руками голеностопы. Бедро вытолкнуть вперед, приподнимая таз от пола.

Растягивает мышцы спины. Улучшает эластичность мышц внутренней поверхности бедра.

16. Бадхаканасана (поза бабочки)

И.п. - сед на полу согнув ноги, соединив стопы. Колени развести как можно шире.

Улучшает работу печени, ЖКТ

17. Пранаяма (дыхательное упражнение).

И.п. - сед на полу, ноги скрестно. Закрыть правую ноздрю, большим пальцем руки. Вдох на 8 счетов, 1-4 задержать дыхание. Левую ноздрю закрыть мизинцем - выдох на 8 счетов.

Улучшает кровообращение коры головного мозга.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ноги отдыхают, руки тоже отдыхают.

Напряженье улетело и расслабленно всё тело.

Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Всё чудесно расслабляется, щёки тёплые и вялые и не сколько, не усталые.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимайте, их повыше поднимайте. Потянуться, улыбнуться и проснуться.

Дыхание не задерживать.

Таким образом, мы представили стретчинг как вид технологии сохранения и стимулирования здоровья, формирующий стойкую мотивацию всех участников педагогического процесса на здоровый образ жизни. Выделили игровой стретчинг как наиболее оптимальный в работе с дошкольниками, включающий подражательные действия и образы, упражнения на развитие всех групп мышц,релаксацию, которые способствуют эмоциональному равновесию, усидчивости, концентрации внимания старших дошкольников.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2007.

Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.

Ильина Г. В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография / Г. В. Ильина. - М: Германия, Ламберт, 2014. - 404 с.

Монина Л.Ш. Физическое развитие дошкольников посредством детской йоги // Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников: материалы 4-го городского научно-практического семинара / под ред. Г. В. Ильиной, Г.В. Тугулевой - Магнитогорск : МаГУ, 2013. - 128 с.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб.пособие / под общ. ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 220 с.

Фоменко, Е. А. Медико-психологическое сопровождение здоровьясбережения у детей дошкольного возраста/ Е. А. Фоменко // Ребенок в современном образовательном пространстве. Вып.5: сб. науч.- исслед. работ студентов и аспирантов с междунар. участием/ Шадр. гос. пед. ин-т; отв. Ред. Л.Г. Касьянова. – Шадринск: ШГПИ, 2014. – 370 с.

Читайте также: