Запрос на посадку самолета у диспетчера

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

*При использовании мобильных устройств, может потребоваться открытие файла при помощи медиапроигрывателя, что и следует подтвердить в появившемся запросе, при этом, загрузка аудиопотока может занимать до 2-3 минут.

Для многих граждан, сведущих в авиации лишь на уровне выполнения перелётов из одной точки земного шара в другую, процесс полёта воздушного судна состоит фактически лишь из трёх основных этапов, включая взлёт, сам перелёт и посадку. Тем не менее, в действительности, эта задача весьма сложна, так как экипажу самолёта требуется постоянно вести переговоры с диспетчерами, запрашивать возможность подготовки к вылету, получение разрешения на взлёт, набор высоты и пр., для чего, необходимо постоянно вести переговоры с диспетчерами, располагающимися на земле, которые фактически и осуществляют руководство экипажами воздушных судов.

О чём же ведутся переговоры между диспетчерами и членами экипажей? Зачастую, эта информация носит исключительно технический характер, однако, порой можно встретить самые разнообразные и интересные сведения, и благодаря авиационному порталу Avia.pro, у вас имеется уникальная возможность узнать их.

Вашему вниманию представлена такая опция, как прослушивание переговоров диспетчеров и пилотов летательных аппаратов, которой вы можете очень легко и совершенно бесплатно воспользоваться, причём, для этого достаточно иметь либо компьютер, либо мобильное устройство. Слушать переговоры диспетчеров можно практически в любое время суток, ограничения могут возникнуть лишь в случае прерывания сигнала с передающей аппаратуры.

Воспользовавшись представленной картой, выберите регион, после чего, в списке доступных аэропортов, выберите тот, который представляет для вас интерес, и после небольшого ожидания, при условии, что в настоящий момент здесь ведутся переговоры, вы можете ознакомиться с сведениями, которыми обмениваются пилоты и авиадиспетчеры. Обратите внимание на тот факт, что осуществлять клик следует по названию аэропорта, а для того, чтобы прервать прослушивание переговоров, достаточно воспользоваться панелью управления встроенного плеера, либо же, осуществить переход к другому аэропорту.

Как вы думаете о чем переговариваются пилоты и диспетчеры во время взлета или посадки самолета? Думаете они говорят только на серьезные темы о том, как безопасно взлететь или приземлиться или как не допустить столкновения? Но не тут-то было, пилоты самолетов и диспетчеры - это обычные люди как мы и иногда они шутят или говорят о таких вещах, о которых пассажирам лучше не знать. А самые интересные выдержки из разговоров попадают в интернет и уже навсегда остаются достоянием общественности.

Я решил перевести на русский лучшие моменты из реальных переговоров пилотов и диспетчеров (Башни).

Башня: "TWA2341 для уменьшения шума поверните направо на 45 градусов".
Пилот TWA2341: "Центр, мы на высоте 10000 метров. Как много шума мы можем вам создать?"
Башня: "Сэр, вы когда-нибудь слышали шум от столкновения Боингов 747 и 727?"

От неизвестного самолета ждущего очередь на взлет: "П. ц мне скучно!"
Башня: "Последний передавший информацию, идентифицируйте себя немедленно!"
Тот же пилот: "Я сказал п. ц мне скучно, а не п. ц я тупой!"

Однажды во время ожидания взлета нашего Qantas 707 в аэропорту JFK в Нью-Йорке (была очередь из 15 самолетов), кто-то из пилотов другого самолета, очевидно испытывая некоторые проблемы, сказал по радио слово "F. k!"
Башня (настойчиво требуя): "Кто сказал f..k?"
Первый самолет в ожидании свой очереди: "Я не говорил f..k".
Второй самолет быстро присоединился: "Я не говорил f..k".
Далее последовали третий и все остальные самолеты, давшие тот же ответ: "Я не говорил f..k".

DC-10 во время приземления не удалось быстро снизить скорость и пробег по полосе ожидался довольно большим.
Башня Сан-Хосе: "American 751, если получится, сделайте жесткий поворот направо в конце полосы. Если не получится, выезжайте на шоссе 101, на светофоре поверните направо и возвращайтесь в аэропорт."

Я работал в международном аэропорту на Ближнем Востоке несколько лет назад. Местным героем был диспетчер Tom, который в один из дней принял звонок от электриков на земле, делающих ежедневный объезд.
- "Башня, Электрик 1. Запрашиваю разрешение на пересечение взлетной полосы".
- "Электрик 1, Башня. Ожидайте".
Через несколько секунд он опять получил звонок.
- "Башня, Электрик 1. Запрашиваю разрешение на пересечение взлетной полосы".
- "Электрик 1, Башня. Ожидайте".
Через несколько секунд он опять получил звонок.
- "Башня, Электрик 1. Запрашиваю разрешение на пересечение взлетной полосы".
Том ответил, - "Электрик 1 - если вы посмотрите направо, то увидите Боинг 747, который заходит на посадку. Если у вас стальные яйца я даю вам разрешение на пересечение взлетной полосы."
Через пару секунд пришел ответ - "Электрик 1, ожидаем".

Тогда же, когда я работал на Ближнем Востоке, по протоколу мы закрывали аэропорт, когда правящий Шейх, который был известен среди экспатов под именем Big Zed, путешествовал. Диспетчер Том, любитель поиграть в покер, был тогда на дежурстве. Аэропорт был временно закрыт и все службы были в ожидании, когда через несколько минут аэропорт снова откроется для полетов.
В это время Том получил сигнал: "Абу-Даби, это XYZ12, мы запрашиваем разрешение на немедленную посадку."
Том ответил: "XYZ12, ожидайте, посадочная полоса будет свободна через 10 минут, как было сообщено ранее".
Запрос повторялся еще несколько раз, пока пилот XYZ12 не попытался разыграть Джокер.
"Это XYZ12, у нас VIP на борту, он требует немедленной посадки."
"XYZ12," - ответил Том, "Я повышаю твой VIP до моего VVIP, который гарантирует, что вы не приземлитесь."
"Big Zed?" - спросил XYZ12.
"Подтверждаю" - ответил Том, на что получил ответ: "Это XYZ12, ожидаем, пожалуйста сообщите, когда полоса будет свободна".

PanAm 727 самолет, ожидая разрешения на взлет в Мюнхене, нечаянно подслушал разговор: Пилот Люфтганзы (на немецком): "Земля, какое у нас время разрешения на взлет?".
Земля (на английском): "Если вы хотите получить ответ, говорите на Английском".
Пилот Люфтганзы: "Я немец, на немецком самолете, в Германии. Почему я должен говорить на английском?"
Неизвестный голос из другого самолета (с перкрасным британским акцентом): "Потому что вы проиграли чертову войну!"

Немецкие диспетчеры в аэропорту Франкфурта очень вспыльчивые и не только ожидают того, что пилоты знают где находятся гейты, но как туда добраться без помощи со стороны диспетчеров. Однажды мы (Pan Am 747) услышали такой разговор между диспетчером и пилотом British Airways 747, с позывным Speedbird 206.
Speedbird 206: "Франкфурт, это Speedbird 206, мы освободили взлетно-посадочную полосу."
Земля: "Speedbird 206. Двигайтесь к гейту Альфа 1-7."
Самолет Британских авиалиний вырулил на основную рулежную дорожку и остановился.
Земля: "Speedbird 206, вы знаете куда вы направляетесь?"
Speedbird 206: "Оставайтесь на связи, Земля, Я пытаюсь найти где находится наш гейт."
Земля (с невежливым нетерпением в голосе): "Speedbird 206, вы ни разу не были во Франкфурте?"
Speedbird 206: "Да, дважды в 1944-ом году, но было темно и мы не садились"

На рулежке в Лондонском аэропорту Гатвик, команда US Air сделала неправильный поворот и самолет уперся нос к носу с United 727. Несдержанная диспетчер начала кричать на пилота: "US Air 2771, куда черт побери вас понесло? Я сказала вам повернуть направо на повороте Charlie, а вы повернули на Delta. Стойка где сейчас находитесь. Я знаю, для вас сложно отличить C и D! Она продолжила кричать на команду и упрекать их: "Господи! Сейчас вы все испортили. Мне понадобится вечность, чтобы это все уладить. Стойте на месте и не двигайтесь пока я вам не скажу! Вы получите инструкции в течении получаса и я хочу чтобы вы точно следовали туда куда я скажу, когда я скажу и как я скажу! Вы поняли, US Air 2771?"
"Да, мэм", ответил пилот смиренно.
После этого в эфире повисла долгая тишина. Никто не хотел попасться этому диспетчеру в таком состоянии. Напряжение в кабинах пилотов нарастало, до тех пор пока один из пилотов прервал тишину и сказал: "А не был ли я на тебе однажды женат?"

Самолет British Airways 737 только что приземлился во Франкфурте. Диспетчер, очевидно не в духе, передает: "Speedbird 123. Хорошее приземление Капитан, но вы немного левее центральной линии, я думаю." Быстро как молния пилот отвечает с классным английским акцентом: "Roger Франкфурт. Вы абсолютно правы. Я немного левее центральной линии, а мой второй пилот немного правее от нее."

Башня: "BA356, проследуйте на стоянку 69"
BA356: "Да, сэр, носом внутрь или наружу?"

Реальные переговоры в Гановерском аэропорту. Молодая женщина диспетчер только недавно закончила обучение и не всегда расслаблена. BA XXX в режиме ожидания на полосе 09R. Другой самолет собирается заходить на посадку на ту же полосу. Башня хочет поторопить взлет для BA XXX:
Башня: "BA XXX, вы готовы сделать это по-быстрому?"
Пилот: "Леди, я всегда готов сделать это по-быстрому, но сначала мне нужно долететь до Хельсинки".

ATC: "Cessna G-ABCD, какие ваши намерения?"
Cessna: "Получить мою лицензию коммерческого пилота."
ATC: "Я имею в виде в следующие 5 минут, а не лет."

Cessna: "Башня, это Cessna 12345, пилот-ученик, у меня нет топлива!"
Башня: "Roger Cessna 12345, уменьшите скорость для лучшего планирования, взлетно-посадочная плоса в пределах вашей видимости. "
Cessna: "Хм. башня, Я на южной стоянке; Я просто хотел знать, где я могу найти заправщик."

Башня: "XXX, разрешаю посадку."
XXX: "Roger."
Башня: "XXX, я не вижу выпущенных шасси. Я их выпустили?"
XXX: "Повторите, Я не могу расслышать, потому что здесь очень шумно."
Башня: "Ваши шасси не выпущены. "
XXX: "Что вы сказали? Я не понимаю."
Башня: "Ваши шасси. ох бл. "

Для справки, Корсо - это район города Вантаа в Финляндии, где находится аэропорт. Самолет Finnair MD готовился ко взлету.
FIN MD: Башня, эти фотографы на полосе должны быть оттуда убраны.
Башня: Они имеют разрешение там находиться.
FIN MD: Они действительно должны быть оттуда убраны!
Башня: Они действительно имеют разрешение.
Пауза.
FIN MD: Мы готовы к взлету, уберите фотографов!
Башня: Последний раз. Они имеют разрешение и не будут оттуда убраны!
FIN MD: Хорошо. Мы летим в Пекин, а эти мальчики полетят в Корсо!

Для справки: Эшелон выражают в установленной высоте в сотнях футов, например, эшелон 350 (35000 футов).
Cessna 152: Эшелон три тысячи семьсот.
Диспетчер: Вас понял, свяжитесь с космическим центром управления полетами.

Пилот: Братислава, это Оскар Оскар Кило установили ILS 16.
Диспетчер: Оскар Оскар Кило, Гутентаг, подтверждаю посадку 16, ветер спокойный и, кстати, это Вена.
Пилот после недолгой паузы: Братислава, Оскар Оскар Кило прошел внешний маркер.
Диспетчер: Оскар Оскар Кило, вас понял и еще раз, вы приземляетесь в Вене!
Пилот: Подствердите, это не Братислава??
Диспетчер: Поверьте мне, это Вена!
Пилот, опять после паузы: Но почему? Мы хотим в Братиславу, а не Вену!
Диспетчер: Оскар Оскар Кило, вас понял. Прекратите посадку, поверните налево и наберите высоту до 5000 футов, направление на Братиславу.

Пилот: Доброе утро, Франкфурт. KLM242 запрашивает разрешение на взлет, пожалуйста.
Диспетчер: KLM242 ожидайте разрешение через два часа.
Пилот: Пожалуйста, подтвердите, задержка два часа?
Диспетчер: Подтверждаю.
Пилот: Тогда отмените "Доброе утро".

Диспетчер Мюнхена: LH8610 разрешаю взлет.
Пилот (LH8610): Но мы даже еще не приземлились!
Диспетчер: Да, а кто тогда стоит на юге на 26?
Пилот (LH8801): LH8810!
Диспетчер: А, ну тогда разрешаю вам взлет.

Подслушано по радио в аэропорту Хельсинки.
Диспетчер: XXX123, вы готовы к немедленному взлету?
XXX123: Подтверждаю.
Диспетчер: XXX123, понял, разрешен немедленный взлет с полосы 22, ветер XXX на XX.
XXX123: Готов к взлету на 22.
После этого самолет XXX123 вырулил на позицию и остановился.
Диспетчер: XXX123, вы взлетаете или нет?
XXX123: Да, да, один момент.
Диспетчер: Если бы у вас были зеркала заднего вида на самолете, то вы взлетели бы еще 5 минут назад!

Диспетчер: У вас достаточно топлива или нет?
Пилот: Да!
Диспетчер: Что да?
Пилот: Да, сэр!

08.11.2020 прошел онлайн семинар, организованный АОПА России на тему "Фразеология и правила радиообмена". Материалы семинара выкладываю здесь, а также их можно скачать с сайта АОПА России, а посмотреть запись можно на YouTube.

Как и обещал, даю развернутые ответы на вопросы участников, а если поступят новые, предлагаю обсуждать их в этой группе.

ЕСЛИ КОНТРОЛЬНУЮ СВЯЗЬ ПРОСЯТ УСТАНОВИТЬ, ЧТО ОТВЕЧАТЬ?

Вариант, предлагаемый АОПА России: не выполнять контрольную связь со следующим органом ОВД, находясь в текущем секторе, а переходить на связь со следующим сектором ОВД, но после перехода возвращаться на частоту прежнего сектора и сообщать об установлении связи.

ОТВЕЧАТЬ ГЛАГОЛЫ ДИСПЕТЧЕРУ НАДО В ИНФИНИТИВЕ? КАК ГОВОРИЛИ ОПАЛИХУ ДОЛОЖИТЬ, РАЗВЕ НЕ ДОЛОЖИМ?

ФАП-362 не предполагает использование инфинитивов в радиообмене. Работайте - Работать. Доложите - Доложить. Ждите - Ждать. Рекомендую пользоваться стандартной фразеологией радиообмена.

ПОСОВЕТУЙТЕ КАК ИЗБЕЖАТЬ СИТУАЦИИ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ СНИЖЕНИЯ СЛУШАЮ НА ВТОРОЙ РАДИОСТАНЦИИ АТИС, В ЭТО ВРЕМЯ ВЫЗЫВАЕТ РАДАР НА ПЕРВОЙ СТАНЦИИ. ВЫЗОВ РАДАРА БЫЛ ПРОПУЩЕН. СИТУАЦИЯ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ. ТО ЕСТЬ ПОТЕРЯ РАДИОСВЯЗИ С РАДАРОМ БЫЛА ПОРЯДКА 20 СЕКУНД. СПАСИБО.

  • Получать АТИС заблаговременно перед входом в зону с высокой интенсивностью полетов.
  • При наличии возможности сообщить АТС: Шереметьево-Подход, 01234, разрешите перейти на частоту АТИС на 5 минут?

ПРОСЬБА ХОТЯ БЫ В ДВУХ СЛОВАХ РАССКАЗАТЬ О ПРАВИЛАХ ПОДАЧИ АФИЛ.

КАКУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФРАЗЕОЛОГИЮ ДЛЯ ПРОХОДА ТОЧКИ? ЧАСТО ПИЛОТЫ ИСПОЛЬЗУЮТ СИЮ (СЬЮ), ХОТЯ ЭТО НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ В ФАП362

ПОДСКАЖИТЕ, БУДУТ ЛИ КАКИЕ-ТО ИЗМЕНЕНИЯ В РАДИООБМЕНЕ ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ В МВЗ С 3 ДЕКАБРЯ?

Об изменениях, готовящихся в ФАП-362, тем более, связанных с НСВП, мне ничего не известно. С большой долей уверенности могу предположить, что изменения НСВП никак не связаны с Фразеологией радиообмена, а связаны лишь с изменениями структуры ВП и процедур ОВД.

ВИДИТ ЛИ ДИСПЕТЧЕР МДП ПЕЛЕНГ БОРТА ПРИ ВЕДЕНИИ РАДИОСВЯЗИ?

КАКОЙ SQUAWK ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НЕКОНТРОЛИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ НАЛИЧИИ ТРАНСПОНДЕРА?

ЕСЛИ ДИСПЕТЧЕР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ТРАФИКЕ И ВСТРЕЧНОМ БОРТЕ, ОБЯЗАН ЛИ ПИЛОТ ВЫЙТИ НА СВЯЗЬ И ДОЛОЖИТЬ ЧТО ВСТРЕЧНЫЙ БОРТ НАБЛЮДАЮ И ТП…

При визуальном полете - да. При инструментальном - нет.

ПОПЫТКИ НЕ НАЗЫВАТЬ ТИП И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПАРАМЕТРЫ ИЗ ПЛАНА, В ПЯТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТАХ СЛУЧАЕВ ПРИВОДЯТ К ЛИШНИМ ВОПРОСАМ И ЯВНОМУ НЕ ЖЕЛАНИЮ ЗАГЛЯНУТЬ В ПЛАН. ПРИХОДИШЬ К МЫСЛИ, ЧТО ПРОЩЕ ДАТЬ, ЧЕМ ОБЪЯСНЯТЬ ПОЧЕМУ НЕТ.

Полностью с вами согласен. Более того, могу попытаться объяснить это недостаточной технической оснащенностью конкретных секторов ОВД, или временным отказом того или иного планового оборудования у диспетчера. Поэтому ему приходится перекладывать свою нагрузку на пилотов в радиоэфире, заставляя их сообщать дополнительную информацию о своем плане полета.

ПОСТОЯННО ПРОСЯТ ПОВТОРЯТЬ ЧАСТОТУ С КЕМ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КОНТАКТА С ДРУГИМ МДП . СВЯЗЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИХ НЕ УСТРАИВАЕТ. ВАШЕ МНЕНИЕ?

Пункт 2.13.1 ФАП-362: 2.13.1. «При любых обстоятельствах повторяются: … г) указания и разрешения на вход в конкретную зону (район) ответственности диспетчерского пункта (сектора). Указание на переход на связь с другим МДП является разрешением на вход в этот сектор ОВД. Следовательно, повторять радиочастоту необходимо всегда. К тому же, обязанность диспетчера заключается в том, чтобы убедиться, что вы переходите на нужную частоту и не совершаете ошибку при её установке.

ЕСТЬ ВОПРОС, ПРИБОРНЫЙ ПОЛЁТ, СПРАШИВАЮТ РАСЧЁТНОЕ ПРИБЫТИЯ НА СХЕМУ, ЭТО ВРЕМЯ ПРОЛЁТА РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ОТ КОТОРОГО НАЧИНАЕТСЯ СХЕМА? НЕ ВХОД ЖЕ В ЗОНУ АЭРОПОРТА?

СЕЙЧАС УЧУСЬ НА ПИЛОТА В НОВОСИБИРСКЕ, ОЧЕНЬ ХОЧУ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАДИО ЧЕТКО И ПО ТЕМЕ. ПОДСКАЖИТЕ, ГДЕ МОЖНО ПРАКТИКОВАТЬ? ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ ЛИБО ПРОГРАММЫ ИЛИ КУРСЫ ? СПАСИБО.

К сожалению, о таких онлайн-курсах мне ничего не известно. Я собираю группы частных пилотов и в течение нескольких дней провожу обучение, в процессе которого сначала изучаем теорию и ФАП, затем переходим к розыгрышам полетов, а в заключении я поднимаюсь на Вышку и веду радиосвязь за АТС, а пилоты отрабатывают радиообмен выполняя реальные полеты в районе аэродрома. Короткий ответ - вам поможет только практика, тщательное соблюдение фразеологии радиообмена и самодисциплина.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 23 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.

Управление воздушным движением (УВД) отвечает за предоставление важной информации для пилотов вокруг оживленных аэропортов. Они общаются с пилотами на выделенных радиочастотах, чтобы аэропорт работал без помех и безопасно. Их связи также доступны для общественности. Если вы студент - пилот, пилот в отставке или просто хотите знать, что происходит в дружественных небесах, вы можете слушать авиадиспетчеров на работе в любое время .

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 1

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 2

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 3

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 4

Найдите ближайший аэропорт на графике. Аэропорты обозначаются синими или пурпурными кругами, с линиями внутри, представляющими взлетно-посадочные полосы. Рядом с кругами есть блок текста с названием аэропорта и информацией об этом аэропорта. Диспетчерская частота обозначается CT - 000,0, где следующие цифры обозначают частоту, используемую УВД. Например, частота для регионального аэропорта Wittman (Виттманн) в Ошкоши, Висконсин, является КТ - 118,5.

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 5

Если аэропорт не контролируется (без башни) или башня работает неполный рабочий день, С в окружности после ряда частот будет использоваться для обозначения Общего Консультативного Трафика Частоты (ОКТЧ). Звезда будет после частоты башни, чтобы обозначить, что аэропорт имеет башню часть времени. В этом типе аэропорта пилоты общаются непосредственно друг с другом и рассказывают друг другу свои позиции и намерения.

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 6

Все контролируемые аэропорты будем обозначать синими кругами, в то время как неконтролируемые аэропорты пурпурными. Аэропорты с взлетно-посадочными полосами более 8000 футов не закрыты в кругах и просто имеют диаграмму, изображающую расположение ВПП, которое обведено синим (контролируемый) или пурпурным (неконтролируемый).

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 7

У некоторых аэропортов есть AWOS (автоматизированная система погодных наблюдений), ASOS (Автоматизированная поверхностная система наблюдений), или АТИС (автоматизированный терминал информации) частоты, перечисленные на графике. Они автоматизированы или с повторением передачи, которые обеспечивают пилотам прогноз погоды и информацию по аэропорту, когда они готовятся к взлёту или посадке.

Изображение с названием Listen to Your Local Air Traffic Control Step 8

Если у вас есть доступ к директории аэропорта / объекта, вы можете найти больше частот, чем те, которые доступны на графике. В больших аэропортах пилоты получают свои планы полета из частоты "доставки клиренса", общаются на взлетном поле с частоты, "земли" и получают разрешение на взлет и посадку от "башни" частоты. После того, как пилоты в воздухе, они будут говорить с частотой "взлет / посадка", и один раз в пути они могут даже поговорить с "центром" частоты. Если вам повезет, или вы живете достаточно близко к аэропорту, вы могли бы получить некоторые из этих частот.

Читайте также: