При контроле качества дезинфекции посевы учитывают через 48 часов

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

СанПиН 2.1.3.2630-10 определяет порядок проведения дезинфекционных мероприятий в поликлиниках, стационарах и других медицинских учреждениях различного профиля. Они направлены на предупреждение распространения заразных заболеваний среди больных и персонала, борьбу с внутрибольничной инфекцией, профилактику послеоперационных осложнений.

Методы дезинфекции в ЛПУ

Существуют несколько методов дезинфекции, которые используются в медицинских учреждениях:

  • механический — это уборка посредством мытья, механической чистки, протирания поверхностей и предметов, соприкасающихся с людьми;
  • физический — обеззараживание высокой температурой и давлением, ионизирующим излучением;
  • биологический — использование бактериофагов, убивающих бактерии;
  • химический — воздействие химических веществ, которые обладают дезинфицирующими свойствами;
  • комбинированный — действие нескольких факторов сразу.

Порядок дезинфекции

В отдельной санитарной одежде моют санузлы.

Это дезсредство обладает отличными моющими свойствами, экономично, отмывает различные поверхности, оборудование и мебель. Оно активно уничтожает бактерии, патогенные грибки и вирусы. Для людей и поверхностей безопасно. Разрешено к использованию в ЛПУ Роспотребнадзором.

Контроль качества дезинфекции

За проведением дезинфекционных мероприятий необходим строгий контроль со стороны администрации учреждений и государственных санитарных органов.

Руководитель ЛПУ утверждает план производственного контроля над проведением дезинфекции и стерилизации, по которому осуществляют бактериологические посевы проб с объектов внутрибольничной среды, проверяют обсемененность воздуха и наличие грызунов и насекомых. Назначаются лица, ответственные за контроль.

  • визуально (оценка регулярности и качества ежедневных и генеральных уборок, использования дезсредств, правильности приготовления дез. растворов и их сроки хранения);
  • химическим путём — экспресс-контроль с помощью бумажных тестов концентраций рабочих растворов, лабораторный анализ результатов;
  • бактериологически — исследование проб в бактериологической лаборатории по эпидемиологическим показаниям.

Качество дезинфекции инструментов проверяется на каждом этапе. После предстерилизационной очистки делаются пробы (1% каждого вида изделий) на остатки крови (азопирамовая проба), остатки щелочей моющих средств (фенолфталеиновая проба).

Стерилизация инструментов контролируется физическим (контрольно-измерительные приборы) и химическим методом (тесты и химические индикаторы). Стерильность определяется бактериологическим путём с помощью биотестов (определённое количество спор).

При удовлетворительных результатах рост культуры микроорганизмов прекращается.

В каждом ЛПУ в обязательном порядке заполняются журналы учета дезинфекции с указанием даты, времени, вида дезинфекционного мероприятия, фамилии исполнителя и ответственного.


Каждая медицинская организация обязана разрабатывать и реализовывать ПК за соблюдением санитарных правил, в частности, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. Это требование закреплено:

ПК реализуется в соответствии с планом или программой ПК, то есть локальным нормативным документом, который разрабатывается в каждой медицинской организации индивидуально и содержит информацию об объеме, периодичности, а также целях контроля.

Программа ПК составляется в произвольной форме и утверждается главным врачом, не требует согласования с Роспотребнадзором. Образец титульного листа и структуру программы можно посмотреть в примере 1.


С одной стороны, это упрощает работу учреждения, но с другой — может привести к штрафам при проверках. Ведь ответственным за обеспечение контроля специалистам, особенно начинающим, бывает трудно учесть все актуальные требования санитарного законодательства, которые к тому же часто меняются и обновляются.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Насколько качественно обеззараживаются поверхности помещений, медицинской мебели, аппаратуры, предметы ухода за пациентами, изделия медицинского назначения, а также руки медицинского персонала, оценивают на основании результатов лабораторных бактериологических исследований микробной обсемененности объектов санитарно-показательными микроорганизмами планово, а также когда имеются эпидемиологические показания.

Ошибка 1. Персонал, выполняющий дезинфекционную обработку, заранее предупреждают об отборе смывов.

Что обследовать?

Основные объекты, подлежащие санитарно-бактериологическому контролю методом смывов, представлены на схеме 1.



Когда осуществляете ПК, берите смывы со следующих высококонтактных поверхностей:

  • с манжет тонометров, тележек и штативов для выполнения инъекций и вливаний, выдачи лекарств, устройств и баков для мытья суден, телефонных аппаратов и клавиатур компьютеров на постах медицинских сестер, в ординаторских, функциональных кабинетах;
  • с перил, стульев в коридорах и холлах, дверных ручек, выключателей света, ручек шкафов, прикроватных столиков, тумбочек, кнопок вызова персонала, раковин, сидений унитазов.

Как отбирать смывы?

Отбор смывов производите стерильными ватными тампонами, вмонтированными в пробирки. Чтобы увлажнить тампоны, в пробирки налейте по 2 мл стерильной 0,1%-ной пептонной воды с добавлением нейтрализаторов дезинфицирующих средств.

Когда отбираете пробу, выполняйте перекрестные вращательные движения, достаточно нажимая на тампон, таким образом, чтобы задействовать все его поверхности. Площадь смыва должна составлять 100 см 2 . Если контролируемый объект имеет неровности или меньшие габариты, то пробу отбирайте либо со всей его поверхности, либо с как можно большей площади.

Е. В. Дубель, канд. мед. наук, врач-эпидемиолог, врач-дезинфектолог

Читайте также: