Заполните таблицу сравнительная характеристика мхов

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Биология 6 класс Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф

Цель: знакомство с внешним строением и спорами зеленого мха (кукушкин лен) и папоротника щитовника.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, небольшой лист белой бумаги, препаровальная игла, линейка с миллиметровыми делениями.

2. Гербарий и раздаточный материал: мхи – кукушкин лен и сфагнум, папоротники – щитовник и комнатное растение нефролепис (или другое).

Задание № 1

Изучение моховидных растений

Ход работы:

Изучили особенности строения зеленого мха на примере кукушкиного льна – его стебель, листья, коробочку на ножке, ризоиды. Определили, что это мужское растение.

Изучили форму и строение коробочки. Сняли колпачок.

На лист белой бумаги высыпали несколько спор. Рассмотрели их под лупой. У нас получилось отделить одну спору. Они мелкие, размером 20-25 мкм, легкие. Споры легко разносятся ветром, течением воды, что способствует быстрому расселению кукушкина льна.

Сравнили побег кукушкина льна и сфагнума. У кукушкиного льна побег прямой, покрыт большим количеством листочков с центральным ребром, не ветвящийся. У сфагнума стебель ветвистый, густо покрыт листочками без центрального ребра, которые расположены спирально. Веточки располагаются мутовками.

На предметное стекло налили большую каплю воды. Положили на нее сфагнум. Сфагнум впитал влагу, так как в нем есть водоносные клетки.

Вывод:

Diagram Description automatically generated

Кукушкин лен и сфагнум довольно крупные мхи. Они могут достигать до 15-20 см в высоту. У них нет корней, как у высших растений, но вместо них у кукушкина льна есть ризоиды, которые удерживают его на субстрате и выполняют функцию впитывания влаги. У сфагнума нет ни корней, ни ризоидов. Он впитывает влагу всем своим телом. Размножаются мхи спорами, образуя коробочки – спорангии, в которых находятся споры.

Задание № 2

Изучение папоротниковидных растений

Ход работы:

Изучили особенности строения папоротника на примере нефролеписа и щитовника – их стебли и листья. Определили размеры листьев и их количество у растений. В стебле растений есть сосудистые пучки.

Рассмотрели внимательно строение листа у обоих растений. Нашли на листьях их части – пластины, с мелкими ответвлениями – дольками. Измерили длину и ширину пластин и долек. Диаметр пластинки около 1 см. Она зеленого цвета, способна к фотосинтезу и крепится к почве одноклеточными ризоидами.

Рассмотрели с помощью лупы верхнюю и нижнюю стороны пластинок листа щитовника.

Бугорки, которые мы нашли на пластинках листа щитовника, называются сорусы. Их 5-8 штук. Сверху они покрыты почковыми покрывальцами. Под щитом соруса расположены спорангии со спорами.

Над листом белой бумаги пошевелили сорус препаровальной иглой. У нас зрелый спорангий, из которого высыпались споры. Споры видны только под микроскопом и имеют почковидную форму, очень легкие. Расселению спор помогает ветер, течение водоемов, насекомые.

Вывод:

Diagram Description automatically generated

Изучив особенности строения папоротника на примере нефролеписа и щитовника – их стебли и листья, можно сделать вывод, что папоротники – это красивые растения со своими особенностями. Щитовник относится к лесным папертникам, имеет короткое и толстое корневище, которое покрыто чешуйками. На вершине этого корневища расположена розетка крупных листьев с дважды перистой пластинкой. Листья мягкие, ажурные. Черешки листьев покрыты бурыми чешуйками. Если лист повернуть, то можно увидеть пластины по 5-8 сорусов.

Нефролепис – эпифитное или наземное травянистое растение с коротким вертикальным корневищем. На верхушке расположена розетка крупных перистосложных листьев, которые в очертании ланцетные, светло-зленого цвета. Сегменты длиной от 5 см. На нижней стороне сегментов расположены округлые сорусы по обе стороны средней жилки в два ряда.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Лабораторные работы Задание: § Изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Лабораторная работа№1 Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лен, сфагнум)


Цель. Ознакомиться с внешним видом зеленого мха и белого мха. Сравнить строение сфагнума и кукушкина льна. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.

1. Рассмотрите у зелёного мха (например, кукушкина льна) его стебель с ризоидами, листья, коробочку на ножке.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=3360720719429363028

2. Изучите особенности строения сфагнума - его стебель, листья, коробочку на ножке.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=15802292724468206199

3. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте отличия в строении и форме листьев, коробочек, ветвлении стебля.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=2147109186825734380

Сравнение мхов сфагнума и кукушкиного льна (общие черты и отличия сфагнума от кукушкина льна)

На болотах и в лесу

В лесу и на болотах. На гарях, на вырубках

Крепление к почве

Корней нет вообще. По мере роста нижняя часть стебля отмирает и оторфовывается

Корней нет, вместо них – ризоиды

Прямой, с веточками

Прямой, не ветвится

Простые треугольные, из одного слоя клеток,
на стебле и веточках различаются.

Треугольные, из одного слоя клеток, одинаковые, есть центральные ребро

Отсутствует, есть омертвевшие полые клетки, которые впитывают воду

Примитивная, из специальных клеток

Спорами и вегетативно(частями растения)

Cпорами и вегетативно

Образует торф, порой вызывает заболачивание лесов,
используется для утепления

Используется волокно для почвосмесей, участвует в зарастании лесных гарей и лесосек, используется для утепления

ВЫВОД: Мхи относятся к отделу высших растений и представляют собой небольшие по величине организмы, плохо приспособленные к жизни на суше. Мохообразные относятся к многоклеточным растениям, тело которых состоит из листьев и стебля или относится к слоевищным формам. Корни отсутствуют. Крепление организмов к поверхности осуществляется с помощью ризоидов. Но бывают растения, у которых образования, выполняющие роль корня, отсутствуют. Строение мхов сравнительно просто. Их тело состоит из основной или ассимиляционной ткани, включающей в себя хлоропласты, и покровных, запасающих, механических, проводящих тканей.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И КАК МОЖНО СКОРЕЕ ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!


1, 2, 3, 6, 8, 9, 10 - это папоротники

4, 5, 7, 11, 12 - это мхи.


Папоротник| МхиВзрослое растение развивается из зародыша возникшевого после оплодотворения?

Взрослое растение развивается из зародыша возникшевого после оплодотворения?

После оплодотворения развивается коробочка со спорами?

Споры прорастают в заросток на котором образуются гаметы?

Есть корни или корневища?

Никогда не было древесных форм?

Взрослое растение развивается из споры?


Сравнительная таблица признаков мхов и папоротников1) На взрослом растении образуется гаметы2) На взрослом растении образуется споры3) Нет проводящих и опорных тканей4) Есть только стебель и листья5) ?

Сравнительная таблица признаков мхов и папоротников

1) На взрослом растении образуется гаметы

2) На взрослом растении образуется споры

3) Нет проводящих и опорных тканей

4) Есть только стебель и листья

5) Есть сосуды и др.

6)Взрослое растение развивается из зародыша, возникшего после оплодотворения

7) После оплодотворения развивается коробочка со спорами

8) Споры прорастают в заросток, на котором образуется гаметы

9) Есть корни и корневища

10) В древности были высокими деревьями

11) Никогда не бывает древесных форм

12) Взрослое растение развивается из споры

Помогите пожалуйста : 3.


15баллов, биология1)На взрослом растннии образуются гаметы?

1)На взрослом растннии образуются гаметы.

2)На взрослом растении образуются споры.


Споры проростают в заросток, на котором образуются гаметы это мхи или папоротники?

Споры проростают в заросток, на котором образуются гаметы это мхи или папоротники.


Взрослое растение развивается из зародышей возникшее после оплодотворения мхи или папоротники?

Взрослое растение развивается из зародышей возникшее после оплодотворения мхи или папоротники.


Сравнительная таблица признаков мхов и папоротников1) На взрослом растении образуется гаметы2) На взрослом растении образуется споры3) Нет проводящих и опорных тканей4) Есть только стебель и листья5) ?

Сравнительная таблица признаков мхов и папоротников

1) На взрослом растении образуется гаметы

2) На взрослом растении образуется споры

3) Нет проводящих и опорных тканей

4) Есть только стебель и листья

5) Есть сосуды и др.

6)Взрослое растение развивается из зародыша, возникшего после оплодотворения

7) После оплодотворения развивается коробочка со спорами

8) Споры прорастают в заросток, на котором образуется гаметы

9) Есть корни и корневища

10) В древности были высокими деревьями

11) Никогда не бывает древесных форм

12) Взрослое растение развивается из споры

Помогите пожалуйста : 3.


Помогите с таблицей пожалуйстамхи это + и папоротники это -1)На взрослом растении образуются гаметы мхи или папоротник2)На взрослом растении образуются споры3)Нет проводящих и опорных тканей4)Есть сте?

Помогите с таблицей пожалуйста

мхи это + и папоротники это -

1)На взрослом растении образуются гаметы мхи или папоротник

2)На взрослом растении образуются споры

3)Нет проводящих и опорных тканей

4)Есть стебли и листья

5)Взрослое растение развивается из зародыша , возникшего после оплодотворения

6)Есть сосуды и др.

7)После оплодотворения развивается коробочка со спорами

8)Споры прорастают в заросток , на котором образуются гаметы

9)Есть корни или корневища

10)В древности были высокими деревьями

11)Никогда не было древесных форм

12)Взрослое растение развивается из спор.


РАЗМНОЖЕНИЕ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙУ мхов и папоротников происходит чередование бесполого и половогоразмножения?

РАЗМНОЖЕНИЕ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙ

У мхов и папоротников происходит чередование бесполого и полового

Бесполое размножение мха кукушкина льна осуществляется с помощью

Из проросшей споры образуется тонкая зелёная нить – предросток.

ветвится, на ней появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские

Половое размножение кукушкина льна характеризуется тем, что на одних

растениях развиваются мужские гаметы – сперматозоиды, на других женские –

При слиянии гамет в присутствии воды образуется зигота.

развивается коробочка на ножке, в которой созревают споры.

Спора – это клетка с

Она служит для бесполого размножения.

У папоротника на нижней стороне листа образуются маленькие бурые бугорочки

– спорангии со спорами.

Созревшие споры, попадая в благоприятные условия,

Из проросшей споры развивается маленькая зелёная пластинка –

Он живёт самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами.

На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы.

заростком задерживаются капельки воды, в которых сперматозоиды могут подплыть к

яйцеклеткам и оплодотворить их.

Из зиготы развивается зародыш растения.

Зародыш сначала получает питательные вещества от зелёного заростка.

растёт и постепенно превращается в растение, которое называют папоротником.

на следующие вопросы.

1) В каком органе мха происходит образование спор?

2) Какое обязательное условие необходимо для оплодотворения у споровых

3) Чем споры отличаются от гамет?

(Укажите не менее двух отличий).


У мхов или папоротников?

У мхов или папоротников?

На взрослом растении образуются гаметы

На взрослом растении образуются споры

Есть только листья и стебли

Взрослое растение развивается из зародыша, возникшего после оплодотворения


Споры прорастают в заросток, на котором образуются гаметы это мхи или папоротники?

Споры прорастают в заросток, на котором образуются гаметы это мхи или папоротники?

Есть корни или корневища это мхи или папоротники?

В древности были высокими деревьями это мхи или папоротники?

Никогда не было древесных форм это мхи или папоротники ?

Взрослое растение развивается из споры это мхи или папоротники?


Царство животные Тип хордовые Подтип позвоночные Класс млекопитающие Отряд приматы Семейство гоминиды Род человек Вид человек разумный.


Ну, может он должен знать анатомию, пульс и так далее, чтобы вдруг если у человека проблемы с почками, он должен знат противопоказания.


Проявление биологического в человеке связано с его генами. То есть, если в генах заложен рост не больше 160 см, то человек не будет выше этой цифры. Социальное же связано со средой, в которой развивается и воспитывается человек. Окружение, обществ..



Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток : нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции. Нейрон – основная структурная и функциональная едини..


Бактерии. Ярким примером являются азотфиксирующие симбиотические бактерии в клубеньках на корнях растений семейства бобовых растений. Они связывают азот почвы в доступную для растений форму.


Плесневые грибы - это разнообразные грибы формирующие мицелий без крупных плодовых тел. Плесневые грибы распространены в природе, и могут развиватся почти везде.


Примеры : пеницилл, мукор. Это грибы паразиты, характер питания гетеротрофный.


Самое банальное это волк с лисой.


Собака кошка овца (больше всего) и медведь тигр.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: