Цепь питания клевер гусеница

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

Луг – это участок суши, на котором произрастает многолетняя травянистая растительность, образующая соответствующий покров. Обычно луга возникают на высокоплодородных почвах, а чтобы формировалось разнотравье, нужен благоприятный водный и температурный режим окружающей среды. Цепи питания луга имеют свои особенности. Первое звено обычно составляют разнообразные – однолетние и многолетние – растения, в изобилии там произрастающие. Среди них злаковые, бобовые травы, розеточные и ползучие, хорошо всем знакомые цветы: колокольчики, маки, ромашки, васильки, клевер и многие другие.

цепи питания луга

Цепи питания луга

На лугу, как и в других местностях, где в изобилии проживают животные и произрастают растения, данные пищевые последовательности формируются по стандартным правилам. Участники процесса традиционно подразделяются на продуцентов и консументов. Первые потребляют энергию и питание для своего функционирования непосредственно из материалов, которые не являются органическими. Так, большинство зеленых растений получают питание при помощи процесса фотосинтеза на солнце. А микроорганизмы проживающие в почве на лугу (в одном грамме плодородной земли до миллиона и больше) используют для получения энергии газы и соли. Такие продуценты являются, как правило, первым звеном в цепи питания луга. Их потребляют консументы первого плана, которые питаются растительной пищей, получая из нее необходимую энергию. Далее идут консументы второго (третьего, четвертого) уровня, которые являются плотоядными, то есть питаются животной пищей. Замыкает цепи питания луга, как правило, самый сильный, быстрый и крупный хищник, который водится в этой местности. Таких зверей обычно не так много, и их популяции ограничены.

Цепи питания на лугу. Примеры

Теперь перейдем к составлению данных последовательностей. Обычно они могут состоять из нескольких звеньев (иногда 5-6). Чтобы составить цепь питания для луга, требуются знания: кто проживает в данной местности, какая пищевая база у того или иного животного. Предложим такую цепочку:

клевер – бабочка – стрекоза – лягушка – уж – ястреб.

составить цепь питания для луга

Первое звено в этой составленной последовательности из 6-и звеньев – растение, которое получает неорганические вещества из почвы и воздуха и при помощи солнечного света и процесса фотосинтеза преобразует их в жизненную энергию. Бабочка, консумент первого типа, питается растением и нектаром. Стрекоза поедает бабочку, лягушка съедает стрекозу. Уж питается лягушкой. А самого ужа может съесть хищная птица, но может в качестве последнего звена выступать и лисица, к примеру.

На пастбище

Может существовать и цепь питания более короткие, из 4-х звеньев, например:

пшеница – полевая мышь – змея (гадюка) – хищная птица (коршун или ястреб).

цепи питания на лугу примеры

Еще одна цепь питания, характерная для луговых зон РФ средней полосы:

однолетнее растение лютик – прямокрылое насекомое кузнечик – млекопитающее землеройка – хищная птица канюк.

А на пастбище, лугу, где пасутся коровы и другие животные, может выстраиваться пищевая цепочка даже с участием людей, как одного из конечных звеньев:

растительность, которой питается корова – корова, дающая молоко и мясо – человек.

В представленной статье описаны различные пищевые цепочки луга.

Территории, покрытые травянистой растительностью, называют лугами. Отличие лугов от лесов – отсутствие деревьев. Растительность луга – это в большей степени травы, деревья и кустарники здесь практически не встречаются. Луга возникают на берегах рек и болот, на склонах холмов и даже в горах.

Растения на лугах растут ярусами. Первый ярус самый высокий, его образуют светолюбивые растения, тянущиеся к солнечным лучам. Второй ярус сложен менее светолюбивыми травами, приспособившимися жить в тени и полутени. Последний ярус образуют, как правило, мхи, стелящиеся по земле. Обитатели лугов: насекомые, черви, птицы. Крупные животные на лугах встречаются редко, однако полон луг мелких животных: различных грызунов, земноводных и рептилий.

Живые организмы, населяющие луга, находятся в тесной взаимосвязи, отследить которую возможно с помощью пищевых цепочек. Пищевая цепочка – это ряд, отражающий взаимоотношения между группами живых организмов.

Все организмы в пищевой цепочке принято распределять на группы.

1 группа – это растения и бактерии

2 группа – это растительноядные животные

3 группа – хищники, питающиеся растительноядными животными

4 группа — сильные хищники, которые питаются хищниками, относящимися к 3 группе

Составим пищевые цепочки, характерные для лугового сообщества:

нектар колокольчиков –> бабочка –> легкокрылая стрекоза -> жаба

Бабочки, цветочные мухи, пчёлы, осы, шмели и многие другие насекомые-обитатели лугов питаются цветочным нектаром. Бабочки встречаются с врагами на всех стадиях своей жизни. Взрослые особи стрекоз – хищники, пищей для которых являются бабочки, москиты, пчёлы, мухи и другие насекомые.

На стрекоз ведут охоту жабы.

Другая пищевая цепочка:

ковыль –> саранча -> розовый скворец -> пустельга

Саранча – насекомое, которое известно, как настоящий вредитель. Саранча сбивается в стаи и может опустошать целые поля, луга, фруктовые сады и даже леса. Нашествие саранчи разрушительно, эти насекомые съедают растения полностью, вплоть до корней. Саранча является пищей для многих птиц и излюбленной для розового скворца. Птица преследует саранчу, поэтому вместе с нашествием насекомых местность заполняется стаями розовых скворцов. Саранча ест любую растительную пищу, но излюбленной для неё являются злаковые, в том числе ячмень, мятлик, бухарник, ковыль.

На розового скворца и других небольших птиц охотятся более сильные хищные: пустельга, ястреб, коршун, полевой лунь.

Пищей для хищных птиц также служат пресмыкающиеся, амфибии, мелкие хищники и грызуны.

черви –> ящерица –> полоз –> коршун

Излюбленная пища ящериц – насекомые, черви, пауки, падаль, реже – растительная пища. На ящериц охотятся другие, более крупные рептилии – змеи, в частности: уж, медянка, гадюка.

корни растений-> полёвка -> уж -> ястреб

Мышь полёвка – представитель грызунов, питается растительной пищей: корнями растений, луковицами, семенами. В день полёвка может съесть количество корма, равное её массе!

Ещё одна пищевая цепочка:

побеги деревьев -> хомяк -> полевой лунь -> енотовидная собака

Полевой лунь – хищная птица, её основная пища – мелкие хищники, грызуны, насекомые, ящерицы. Полевой лунь селится на полях, долинах рек, лугах и оказывает неоценимый вклад человеку в борьбе с грызунами.

Несмотря на то, что полевой лунь – сильный хищник, врагов он всё же имеет. Лунь становится пищей для енотовидной собаки, которая является ближайшим родственником лисицы. Енотовидная собака часто селится вблизи водоёмов, на влажных лугах. Её можно хоть и нечасто встретить на Южном Урале.

Две цепи питания из этих слов мятлик клевер мышь коршун гусеница трясогузка.


Трясогузка - - - - - - - гусеница - - - - - - - клевер

Коршун - - - - - - мышь - - - - - - - мятлик.


Опишите возможные взаимосвязи отдельными организмами из предложенного перечня : кузнечик, дуб, клевер, синица, грач, пшеница, гусеница, сова, мышь?

Опишите возможные взаимосвязи отдельными организмами из предложенного перечня : кузнечик, дуб, клевер, синица, грач, пшеница, гусеница, сова, мышь.


Запиши две цепи питания началом которой является планктон?

Запиши две цепи питания началом которой является планктон.


Составить цепи питания - заяц, мышь, осина, сова, лиса, пшеница, волк, канюк?

Составить цепи питания - заяц, мышь, осина, сова, лиса, пшеница, волк, канюк.


СХЕМА ЦЕПИ ПИТАНИЯ характерной для тайги это по окружающему?

СХЕМА ЦЕПИ ПИТАНИЯ характерной для тайги это по окружающему.


Составь 2 цепи питания в природном сообществе луга?

Составь 2 цепи питания в природном сообществе луга.

Мятлик, клевер, мышь, коршун, гусеница, трясогуска.


Цепь питания—это Экосистема—это?

Цепь питания—это Экосистема—это.


Дополни цепи питания?

Дополни цепи питания.

. - цветочная муха - серая мухоловк - ястреб.

. - лесная мышь - сова.


Что такое цепи питания?

Что такое цепи питания?


Цепь питания арктики?

Цепь питания арктики.


Придумать цепь питания?

Придумать цепь питания.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Две цепи питания из этих слов мятлик клевер мышь коршун гусеница трясогузка?, относящийся к категории Обществознание. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 - 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Типа совесть одна также как и жизнь. Она либо есть, либо нет.


Власть это влияние на основе закона или традиции.


Правообладателям! Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи - либо права, тос..


1. За них можна купувати реальні цінності, які не піддаються інфляції. У майбутньому можете продати дорожче і здійснити реальне накопичення грошей. Накопичення грошей допоможе здійснити вашу заповітну мрію, або ви відкрити власну справу, яка вам до..


Может до 19 - 20? До нового времени, в период средневековья большую роль играла церковь (в Европе), всякая там инквизиция, гонения ученых. Затем в эпоху возрождения роль церкви уменьшается, расцветает наука, образование, и тд. Научное знание всегд..


НАРОДНИЧЕСТВО — идеологическая доктрина и общественно - политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 — начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепен..



Сначала появляются какие - то разногласия у 2х сторон, происходил конфликт. Потом идёт спор и если одна из сторон не нашла компромисс илидипломатическое решение, то спор не разрешим, так как не одна сторона не хочет уступать. В итоге всё может зако..


1)плюс - качественные улучшения жизни общества. Мину - структурные преобразования требуют много денег и времени 2)плюс - повышает приток капитала в федеральный бюджет. Минус - люди будут страдать от нехватки средств на жизнь.


Военная служба по призыву отличается от военной службы по контракту тем, что служба по контракту добровольна, в отличие от службы по призыву. За службу по контракту платят заработную плату, за службу по призыву - нет. P. s Денежное довольствие не в..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Задание 19 № 17484

Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи питания заливного луга.

Пастбищная цепь: клевер → гусеница → лягушка → уж → ястреб

а если наоборот последовательность написал почему не правильно?разве нельзя начинать с "верха"?

Цепь питания (пастбищная/выедания) начинается с растений.

почему цепь писания начинается с клевера? если судить по этой цепи то получается что клевер питается гусеницей ,она поглащает лягушку итд.

Вы не правы, для ЕГЭ Ваша ошибка "грубая"! Цепи питания всегда начинаются или с продуцентов (растения) - цепь пастбищная; или с детрита (мертвая органика) - цепь разложения. Стрелочка отражает поток энергии, которая идет по звеньям от продуцентов → к консументам затем → к редуцентам.

Читайте также: