Заполните таблицу разнообразие мхов

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Презентация на тему: " Многообразие мхов. Класс Антоцеротовые (200 видов) От греческих слов anthos цветок и keros рог: на их розетковидном темно-зеленом пластинчатом слоевище," — Транскрипт:

2 Класс Антоцеротовые (200 видов) От греческих слов anthos цветок и keros рог: на их розетковидном темно-зеленом пластинчатом слоевище, плотно прилегающем к почве, образуются удлиненные и слегка изогнутые спорогоны роговидной формы. От греческих слов anthos цветок и keros рог: на их розетковидном темно-зеленом пластинчатом слоевище, плотно прилегающем к почве, образуются удлиненные и слегка изогнутые спорогоны роговидной формы.

3 Класс Печеночники (6000 видов) Распространены по всему миру. Предпочитают берега рек, края дорог и канав, пашен, растут на залежах.

4 Маршанция – растение двудомное. Растет по берегам рек, ручьев, лесных оврагов. Ризоиды плотно прижимаются к почве за счет особых выростов – чешуек.

5 Риччия – обитатель сырой почвы. Слоевище водных видов имеет сетчатую форму. Растение известно аквариумистам: в её густых зарослях могут развиваться мальки рыб.

7 Сфагновые мхи покрывают поверхность болот и почву влажных лесов. Сфагновые болота, как гигантские губки, впитывают в себя все осадки. Сфагнум называют мхом верховых болот.

8 Отмерший сфагнум образует залежи торфа. Издавна растение использовали как перевязочный материал и дезинфицирующее средство. В ранах, закрытых сфагнумом не развивались гнойные бактерии.

9 Бриевые мхи образуют дернины в хвойных лесах, на лугах и болотах, где способствуют образованию торфа вместе со сфагновыми мхами.

10 Политрихум (Кукушкин лен) – двудомное растение. Каждая коробочка спорогона, покрытая колпачком, имеет некоторое сходство с сидящей кукушкой.

11 Кукушкин лен произрастает густыми дернинами, которые задерживают и накапливают влагу, обеспечивая заболачивание.

12 Под крышечкой спорогона располагаются зубчики, которые в сырую погоду загибаются внутрь и не пускают влагу к созревающим спорам. В сухую погоду зубчики открываются и споры высыпаются.

13 Климациум – обитатель болотистых мест. Для растения характерно наличие стелющегося подземного побега, от которого приподнимаются вторичные ветвящиеся стебли. Климациум древовидный

14 Неккера тропический эпифитный вид – растет на стволах деревьев, камнях и скальных выступах.

15 Гилокомиум произрастает в большом количестве в хвойных лесах Северного полушария. Небольшие дерновинки можно встретить в Тропической Африке и Новой Зеландии.

16 Бриум серебристый – почвенный мох, произрастающий в лесах или болотистой местности.

17 Родобриум розетковидный – многолетнее растение высотой до 30 см. Растет в затененных лесах. Вегетативное размножение осуществляется выводковыми почками, листочками и веточками, ризоидными клубеньками и выводковыми нитями.

18 Дикранум многоножковый Мхи выполняют глобальную роль в регулировании водного баланса континентов, накапливая и сохраняя влагу в дернинах.

19 Мхи растут очень медленно, от 1-2 мм до нескольких см в год. Многолетние мхи, не поедаемые животными, образуют мощные дернины. В европейской части России торфяники достигают 10 м толщины.

20 Синтрихия полевая Мхи являются обязательными компонентами многих экологических систем, без них флора Земли была бы неполноценна.

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

ГДЗ Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь Плешаков - 1 часть страница 39, 40, 41

1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротники. 4. Хвойные. 5. Цветковые.

Расскажи по рисункам о разнообразии растений.

По рисунку, мы видим, что растения разнообразны. Некоторые, такие как кувшинки и водоросли, предпочитают водную среду. Однако большинство растений растут на земле, пуская свои корни в почву. Размножаются растения семенами и спорами. У некоторых растений вместо листьев, острые колючки. В природе встречаются растения самых разных цветов и оттенков, полезные и вредные, большие и маленькие.

2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.
У каким группам растений относится: кедр, хвощ, Морская капуста (ламинария), ромашка, сфагнум?

Кедр — хвойные
Хвощ — папоротники
Морская капуста — водоросли
Ромашка — цветковые
Сфагнум — мхи

2) Посчитайте растения на рисунке учебника (с. 75) и запишите результаты.

Посчитайте растения и запишите результаты.


Одуванчик лекарственный — 2
Подорожник большой — 2
Клевер красный — 3
Всего растений — 7 (2+2+3)
Всего видов растений — 3 (одуванчик, подорожник, клевер)

3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.
Разнообразие растений

Разнообразие растений.

Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? — Цветковая группа . В какой группе меньше всего видов? — В хвойные группе . Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов — Хвойные, папоротники, мхи, водоросли, цветковые ; в порядке уменьшения числа видов — Цветковые, водоросли, мхи, папоротники, хвойные .

4) Запишите названия растений, которые вы определили:
а) в классе — алоэ, фиалка, бегония, катарантус розовый.
б) в других помещениях школы — Гардения Августа, фикус, гардения жасминовидная
в) возле школы — ель, пихта, сосна.

3. Мама Серёжи и Нади в ботаническом саду сделала фотографии разных видов растений. Постарайся узнать растения по фотографиям. Подпиши названия. Можешь воспользоваться словами для справок.

Подпиши названия.

Пролеска сибирская, Нивяник обыкновенный, Шиповник майский.
Бересклет европейский, Лиственница Кемпфера, Кипрей узколистный.

4. По заданию учебника определи названия нескольких растений родного края. Запиши их названия.

Комнатные растения у меня дома: драцена, алоэ, фиалка, молочай.
Растения у меня во дворе: вишня, тополь, астры, сирень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: объяснить учащимся особенности организации моховидных, показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;
  2. сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и видеофильма.

Подготовка к уроку, оборудование:

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;
  • о том, что мхи – высшие растения;
  • признаки, свойственные высшим растениям;
  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
  • размножение кукушкина льна;
  • особенности строения белого мха сфагнума;
  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;
  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Цели: объяснить учащимся особенности организации моховидных, показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;

сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и видеофильма.

Подготовка к уроку, оборудование:

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

условия жизни мхов;

о том, что мхи – высшие растения;

признаки, свойственные высшим растениям;

особенности строения зеленого мха кукушкина льна;

размножение кукушкина льна;

особенности строения белого мха сфагнума;

значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

различать зеленые и белые мхи;

называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Слайды 2-3).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать? (Да!)

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь? (Нет!)

Что бы развеять все предрассудки, мы с вами попытаемся разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4) .

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Это стихотворение посвящено одному из видов мхов – мху сфагнуму.

Хотя мхи и могут показаться нежными и слабыми, в действительности они весьма выносливы. Различные виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в тропиках и в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитает влажные тенистые места и умеренный климат. В лесах они часто образуют толстые мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Одни виды мхов растут только на кислых почвах, другие — только на щелочных. А третьи обитают лишь по соседству с месторождениями меди и могут указывать залежи медных руд.

Еще один вид — светящийся мох — растет только в пещерах, в углублениях под корнями деревьев и в других таких же, плохо освещенных местах. У него имеются особые клетки, напоминающие крохотные линзы. Слабый свет, который они могут уловить, фокусируется на хлоропластах, осуществляющих фотосинтез. В полумраке этот мох как бы светится золотисто-зеленым светом, но это не его собственный, а лишь отраженный свет.

Действительно ли мхи растут только на северной стороне деревьев?
Герои народных легенд, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса, указывающего на север. В самом деле, мох обычно лучше растет на северной стороне древесных стволов, поскольку она, как правило, более тенистая и влажная. Однако рост его зависит и от других факторов, например от присутствия по соседству других деревьев, так что, вообще говоря, мох можно обнаружить с любой стороны дерева. Поэтому, хотя растущий на деревьях мох часто действительно указывает верное направление, его отнюдь нельзя считать вполне надежным компасом

Сфагнум может расти под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагнум может разрастаться и на поверхности воды. На зарастающих глубоких водоёмах при участии сфагнума появляются сплавины, или зыбуны.

Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.

(Слайд 5). В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

Васюганские болота — одни из самых больших болот в мире, расположены в Западной Сибири , в междуречье Оби и Иртыша , на территории Васюганской равнины , находящейся большей частью в пределах Томской области .

(Слайд 6) В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

(Слайд 7) Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

IV. Характеристика основных групп моховидных растений

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи (Слайд 8).

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.

У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).

На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 9)

Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

К листостебельным мхам относят и мох сфагнум (Слайд 10) .

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.

Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку. Все ветви густо покрыты мелкими листьями. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.

(Слайд 11) Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.

V. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов

Просмотр видеофильма (1 мин).

(Слайд 12) У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

VI. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека

Значение сфагновых мхов в природе

Слайд 13 Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох. На болотах ведётся добыча торфа, который широко используется как топливо.

Применение мох нашёл и во время Великой Отечественной войны. Мох сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала, в партизанских отрядах, в населённых пунктах, находящихся на оккупированной территории. Сфагнум как хороший теплоизоляционный материал широко применяли в партизанских отрядах для утепления землянок, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля .

В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Читайте также: