Занятия в детском саду с использованием технологии триз

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Воробьева Ирина Вячеславовна

Г.Бор, Нижегородская область

2019г.

Одним из интересных методов обучения является ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач. Её основателем является Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно научить творческой деятельности, нужно только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

В настоящее время методы и приемы ТРИЗ с большим успехом используются в детских садах для развития у дошкольников творческого воображения, логического мышления, изобретательских способностей. Особенно важно то, что при использовании ТРИЗ-технологии развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность.

Цель ТРИЗ – не просто всесторонне развить фантазию детей, а научить ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, научить решать небольшие проблемы .

Все занятия и игры подразумевают самостоятельный выбор ребенком темы, вида деятельности и материала . Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Соответственно разрешение противоречий – подход к творческому мышлению.

Педагогический поиск является основным средством работы с детьми . Педагог не должен давать готовые знания, он должен учить их находить. Когда ребенок задает вопрос, не стоит давать готовый ответ, нужно спросить его, что он сам об этом думает, подвести его к рассуждению и с помощью наводящих вопросов ребенок сам находит ответ. Если же ребенок не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие, тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ.

Но прежде, чтобы начать работу по овладению технологией, самому педагогу требуется избавиться от психологической инерции и стереотипов, поработать над развитием своего собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. И если педагог не овладеет данным багажом качеств, он никогда не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая помогает человеку по- новому взглянуть и на себя, и на свою деятельность, и на окружающий его мир.

Метод ТРИЗ дает педагогам и детям инструменты для творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, взрослые и дети могут легче понять друг друга и найти общий язык.

Учитывая актуальность данного метода и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Цель:

1.Повысить свой профессиональный уровень, через знакомство с инновационной технологией, внедрить ее в образовательный процесс ДОО.

2. Расширение собственных знаний по ТРИЗ-технологии путем изучения методической литературы.

3.Создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологии.

Задачи:

  1. 1. Проанализировать результативность применения ТРИЗ-технологии в развитии связной речи детей.
  2. 2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;
  3. 3. Пополнить банк методической литературой новинками ТРИЗ-технологии.

Работа с детьми:

1. Обогащать словарный запас детей;

2. Совершенствовать грамматический строй речи, осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

3. Развивать фантазию, воображение детей;

Работа с родителями:

  1. Повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий.
  2. Познакомить родителей с технологией ТРИЗ.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение своих теоретических и практических знаний и умений и навыков.

2. Использование ТРИЗ-технологий в образовательном процессе ДОО.

3. Диссеминация опыта на практике, среди коллег.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Разработать консультации для родителей и педагогов.

6. Оформить в группе уголок для родителей.

7. Разработать серии конспектов с применением ТРИЗ-технологии.

Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения в дошкольном возрасте: мозговой штурм, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, , метод каталога, системный оператор, метод Робинзона и др.

В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и формируются черты творческой личности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому особенно важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Технологию ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в подаче материала ,в приёмах его решения. В ней нет методов, в привычном смысле слова, а есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Учиться нужно весело и интересно. На сегодняшний день это утверждение не требует доказательств. Основным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество, экспериментировать. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: ТРИЗ позволяет развивать фантазию детей, воображение, позволяет преподносить знания в интересной и увлекательной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, развивает мышление дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. Технология работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит педагогов и детей в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха.

Список литературы:

Нормативно – правовая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, 2014.

Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что маленький человек будет приспособлен жить в меняющихся условиях. Помочь в этом может система ТРИЗ, адаптированная для дошкольников. Что это за методика, в чем ее суть?

ТРИЗ - инструмент создания нового

Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, была разработана в конце прошлого века Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Но он был не педагогом, а изобретателем и разрабатывал методику для эффективного решения технических проблем. Многие годы эта технология успешно применялась для работы со школьниками на станциях юных техников. Она позволяла развивать у юных изобретателей творческие качества мышления: гибкость, системность, диапазон, оригинальность, творческое воображение, смекалку. Все это давало им возможность изобретать осознанно, целенаправленно, логически, используя весь предшествующий опыт, собранный в виде единого алгоритма.

На базе технологии ТРИЗ были разработаны и с успехом используются в детских садах педагогические методики для развития у дошкольников мышления: творческого, диалектного, абстрактного.

Основная идея этого метода в том, что законы развития технических систем можно познавать и использовать для решения изобретательских задач сознательно и логически, избегая множества проб и ошибок.

Цель работы по этой системе – стимулировать познавательную, творческую и речевую активность, научить маленького человека мыслить системно, понимая суть происходящих процессов, их единство и противоречия, самостоятельно видеть вопрос и уметь находить решение.

Дети обсуждают задачу

Основные принципы методики ТРИЗ

Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:

  • Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
  • Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
  • Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
  • Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
  • Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.

Мальчик играет на улице

Разные способы работы

Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.

Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.

Дошкольники на занятии

Использование ТРИЗ в дошкольной педагогике

Сегодня методика ТРИЗ довольно популярна в детских садах. На просторах интернета можно найти множество педагогических презентаций на тему использования ТРИЗ в работе с дошкольниками. ТРИЗ-педагогика как направление была сформирована в 80-х годах прошлого века. Основатель теории Г.С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста (однако сегодня есть успешные примеры работы даже с детками 2–3 лет).

В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия.

В ТРИЗ-педагогике существуют курсы для разных возрастов (от малышей до студентов). Дошкольникам, к примеру, предлагаются задания по изобретению новых игрушек, подвижных игр, загадок и т. д.

Основное средство в работе с дошкольниками – педагогический поиск. При этом педагог не дает малышам готовые решения и знания, а учит их находить эти решения самостоятельно. Ему необходимо самому иметь те качества, которые он старается прививать детям, показывать им пример, быть универсальной творческой личностью.

Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
  2. Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо).
  3. Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
  4. Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
  5. Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
  6. Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.

Мальчик рисует

Что дает методика дошкольнику?

Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.

Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:

Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:

  • вычленять закономерности;
  • видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений;
  • находить причинно-следственные связи;
  • мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний;
  • оперировать аналогиями и противоречиями;
  • классифицировать;
  • выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы;
  • находить главное во множестве;
  • задавать правильные вопросы для поиска сути.

Мама с дочкой

Играем по системе ТРИЗ дома

На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.

Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?

Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.

Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).

Предложите чаду и общаться с вами, не выходя из образа (я – заяц, мышь, волк, сокол и т. д.), выражать свои желания и чувства только теми способами, которые доступны заданному животному (мурлыкать, фыркать, кудахтать, тереться, шипеть). Поиграйте вдвоем – выберите каждый для себя по образу и пообщайтесь в них. Животные могут быть как одинаковыми (мама кошка и котенок) так и разными (собака и лиса).

На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).

Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.

В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.

Мама с ребенком читают книжку

Во время чтения

При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.

Например:

Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?

Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?

У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?

Как колобку уйти от лисы?

Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?

Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников.

Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.


Методическое пособие разработано с целью оказания методической помощи в проведении работы по развитию связной речи детей пятого и шестого года жизни через ТРИЗ – технологию. Повышению её качества, результативности, расширения представлений практических работников дошкольных учреждений об инновационных методах и приемах проведения НОД

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.


Развитие связной речи детей через ТРИЗ – технологию………………….

Приложение № 1. Календарно- тематическое планирование занятий.

Приложение № 2. Конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ…………………………

Приложение № 3. Дидактические пособия ТРИЗ – технологии………

Приложение № 5. Теоретический минимум воспитателя………….

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковская). При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Ведь об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

На мой взгляд, необходимо использовать в коррекционном процессе методики формирования речевых умений и навыков детей дошкольного возраста, опираясь на развитие воображения, потому что резервные возможности таких методик шире, чем те, которые построены на репродуктивных основаниях. Таким развивающим средством является технология ТРИЗ. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.

Опыт может использоваться воспитателями ДОУ в группах общеразвивающей, комбинированной направленности (для детей с общим недоразвитием речи).

На основании вышеизложенного поставила цель методической работы: развитие связной речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии. Считаю, что технология ТРИЗ актуальна при решении следующих задач:

Образовательные

развивать свободное общение детей с взрослыми и сверстниками;

развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм);

способствовать практическому овладению детьми нормами речи.

Развивающие

развивать гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; поисковую активность, стремление к новизне, творческое воображение;

Воспитательные

воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к родной речи, родному языку;

воспитывать у дошкольника интерес и позитивное отношение к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ними.

Таким образом, данная технология актуальна в настоящие дни. Использование ТРИЗ является весьма интересным, познавательным и эффективным направлением не только в развитии детей, но и в совершенствовании возможностей взрослых. Исследование и изучение данных ТРИЗ своевременно, целесообразно и значимо в современном мире педагогики и образования.

Развитие связной речи детей через ТРИЗ - технологию.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия, формируются по мере развития его речи и мышления.

Именно методы ТРИЗ – РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольников, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умения работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создаёт ребёнок.

Детский возраст – период бурной речевой активности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ - это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологии – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

в активизации познавательной деятельности детей;

в создании мотивационных установок на проявление творчества;

в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Для систематизации опыта работы мною был разработан календарно- тематический план занятий по развитию связанной речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии (Приложение № 1.) основанный на методике С. Гни. ( Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Минск, 2008.)

В непосредственно образовательную деятельность и другие виды деятельности рекомендуется, включаю логические ТРИЗ-упражнения, такие как:

Активно использовать специальные ТРИЗ -игры. (Приложение № 2)

– Я загадала слово (кошка).

– Это слово обозначает предмет?

– Это что-то неживое?

– Оно белого цвета?

И т. д., пока слово не будет угадано.

Кроме того, разнообразие в познавательную деятельность для эффективного развития связной речи вносят дидактические пособия ТРИЗ -технологии. ( Приложение № 3.)

При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание непосредственно образовательной деятельности с последующими, режимными моментами. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая по рассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.

Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках мы используем приемы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

Таким образом, в результате свободной деятельности, непосредственно образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.

Таким образом, ТРИЗ - педагогика формирует определённый способ мышления и обеспечивает развитие речи, творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

Используемая литература:

1.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год.
3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г.
4. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г.
5. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
6. . Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г.
7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
8. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г.
9. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.
10. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации,

-г. Ростов-на-Дону, 1994г.

11. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – г.Ульяновск, 1996г.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – метод, разработанный в СССР в 1980-х годах на основе научных трудов Г.С. Альтшуллера. Педагогическая концепция ТРИЗ сегодня широко применяется в работе с детьми, в том числе – в детских садах. ТРИЗ в ДОУ представляет собой систему игровых занятий и задач, направленную, в первую очередь, на развитие творческого мышления. Кроме того, данная технология дает возможность повысить общую эффективность стандартной образовательной программы.

Основная ценность ТРИЗ заключается в том, что это направление способствует формированию умения творчески решать сложные задачи. Сегодня методика включает в себя различные задания, адаптированные под разные возрастные группы – от дошкольников до взрослых. Различие между заданиями для разных возрастных групп заключается в выборе объекта изобретательской деятельности. Так, технология ТРИЗ в ДОУ подразумевает применение загадок, пословиц, игрушек и т.п.

Преимущества ТРИЗ

Данная методика является уникальным в своем роде инструментом, который позволяет:

  • развивать творческую составляющую личности;
  • находить нестандартные решения проблем;
  • обогащать круг представлений и пополнять словарный запас;
  • формировать логическое мышление;
  • развивать наглядно-образное представление, воображение и память.

Использование ТРИЗ в ДОУ дает возможность всесторонне стимулировать умственную активность детей через творчество и поиск решений. Занятия проводятся в веселой игровой форме, что позволяет без труда вовлекать в них детей, создавая у них подлинный интерес к происходящему.

Особую ценность методика приобретает в работе с замкнутыми, застенчивыми детьми. Робкие малыши в ходе игр учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, находить решения в трудных ситуациях, повышается уверенность ребенка в себе, а чувство беспомощности перед обстоятельствами, наоборот, отступает.

Применение технологий ТРИЗ в ДОУ особенно полезно. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя весь мир, его психика активно развивается, закладывается способность к творческому решению задач. Использование ТРИЗ помогает развитию диалектического мышления, улучшает творческие навыки и развивает смекалку.

Приемы ТРИЗ в детском саду не просто развивают у детей фантазию, а учат воспитанников системно мыслить, понимать происходящее и осознанно решать задачи.

Основные инструменты ТРИЗ

Приемы ТРИЗ в ДОУ включают в себя следующие компоненты:

  • Поиск решения – в данном случае перед воспитанниками ДОУ педагог ставит проблему, которую необходимо решить. Задача детей – найти различные варианты решения.
  • Плюсы и минусы. Педагог предлагает детям некий объект (например, огонь) и просит найти хорошие и плохие стороны этого объекта.
  • Выявление и разрешение противоречий. Этот метод ТРИЗ в ДОУ основан на использовании игр, вымышленных ситуаций и сказок. Педагог предлагает детям задачу, в которой скрыто некое противоречие, и просит найти решение. Чтобы это успешно сделать, дети должны обнаружить и устранить противоречие. Популярный пример такой задачи – как перенести в решете воду?

Используя ТРИЗ игры в ДОУ, педагог не должен предлагать своим воспитанникам готовые решения. Основой работы в данном русле является педагогический поиск – задача воспитателя заключается не в том, чтобы довести ребенка до решения задачи, а в том, чтобы научить находить эти решения самостоятельно.

Методы и приемы ТРИЗ в детском саду

Применение методики включает в себя разнообразные игры, задачи и вопросы, способствующие развитию умения по-новому взглянуть на ситуацию. Среди таких игр можно назвать:

Минусы технологии ТРИЗ в ДОУ

Основной недостаток ТРИЗ заключается в специфичности этой методики, которая требует длительного и глубокого изучения. Эффективность использования ТРИЗ напрямую зависит от того, насколько хорошо педагог владеет теорией и сколько приемов может применять на практике.

Будучи технологией, направленной на сознательное управление процессами подсознания, ТРИЗ комбинирует научный подход с искусством. Поэтому важно не просто освоить теоретические основы метода, но и научиться креативно их применять в практической работе с детьми. Использование ТРИЗ технологий в ДОУ подразумевает так называемую природосообразность – педагог должен выстраивать работу с детьми в русле этого метода, отталкиваясь от понимания личности каждого ребенка. Поэтому эффективное применение возможно только после длительного обучения и отработки навыков.

Использование ТРИЗ в ДОУ при условии достаточной профильной подготовки воспитателей позволяет значительно повысить эффективность базовой образовательной программы дошкольников. Регулярная практика дает возможность детям освоить новые способы решения задач, научиться нестандартно смотреть на ситуацию и находить скрытые ресурсы, что в дальнейшем способствует развитию гармоничной и уверенной личности.

Как следить за развитием детей в ДОУ?

Опыт работы с дошкольниками по методу ТРИЗ (фото 1)

Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.

Обоснование противоречий

1. если технология ТРИЗ будет использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;

2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;

3. если педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением;

4. если педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Актуальность, значимость опыта

Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Предлагаемый автором комплекс приёмов, направлен на развитие творческих и умственных способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет положительное влияние на уровень развития творческого воображения.

Теоретическое обоснование опыта

Новизна опыта

Творческая деятельность - эта та, что создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых педагоги сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.

Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.

Сущность опыта

Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;

- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;

- развитие у ребенка умения знать и любить себя;

- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

- развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.

Принципы ведения занятий по ТРИЗ:

Но всё это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!

На занятиях с использованием приемов ТРИЗ всегда должно быть:

- интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно;

- лично полезно сейчас и потом;

- должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.

Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости.

Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.

Технология опыта

Как и где использовать ТРИЗ:

* в воспитании у детей качеств творческой личности;

* в коррекции правильного звукопроизношения;

* в формировании словаря;

* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

* в развитии элементарных математических представлений;

* в развитии конструктивной деятельности.

Элементы ТРИЗ я применяю как в познавательном, так и творческом развитии детей.

Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов.

Цели этой работы: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах образовательной деятельности детей дошкольного возраста; сплочение детско-взрослого коллектива.

По мнению Сидорчук Т.А. дошкольники младшего возраста способны выделить 12 признаков объектов, дети среднего дошкольного возраста выделяют 16 признаков объектов.

Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Результативность опыта

Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:

мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.

Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.

Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.

Адресная направленность опыта

Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Трудоёмкость опыта

Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он должен обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Перспектива опыта

В будущем я планирую продолжить работу в этом направлении и расширить её, усложнив новыми значками-признаками и дав возможность родителям и детям самостоятельно находить информацию в различных современных источниках. Наша библиотека пополнится новыми книжками-малышками. А т.к. эта работа совместная, значит детско-взрослые отношения нашей группы будут становиться ещё более тесными. А наша работа эффективной для всестороннего развития наших детей.

Читайте также: