Почему мхи тупиковая ветвь эволюции

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Правильным ответом на вопрос, почему мхи являются тупиковой ветвью эволюции, является ответ 4) от них не произошли высокоорганизованные растения.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Презентация на тему: " Цели урока: 1). Объяснить особенности организации моховидных. 2). Показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции." — Транскрипт:

2 Цели урока: 1). Объяснить особенности организации моховидных. 2). Показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

3 Задачи урока: Образовательные: познакомиться с многообразием мхов, изучить морфологические особенности видов мха сфагнума Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации. Оценивать свои знания и умения. Воспитательные: Формировать умения работать в парах и группах,

4 Актуализация знаний: Восстановите логическую цепочку от родового понятия до его дальнего вида. Царство растения___Подцарство Низшие растения ___Отдел Водоросли ___Хлорелла

5 Восстановите логическую цепочку от дальнего вида до родового понятия. Мхи___Споровые растения____Подцарство Высшие растения ___Царство Растения.

6 Фронтальный опрос: - Какое царство живых организмов мы начали изучать на прошлом уроке? (Водоросли) - Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным? - Почему низшие споровые так названы? - Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения? Фронтальный опрос:

7 Составьте названия известных вам терминов из слогов и объяснить, что обозначают термины? 1. сло-ще-е-ви 2. ме-га-ты 3. зо-ды-и-ри 4. ос-зо-о-ры-по 5. го-та-зи

8 Ответы 1. слоевище 2. гаметы 3. ризоиды 4. зооспоры 5. зигота

12 Бриология – наука изучающая особенности строения и жизнедеятельности мхов

47.387. Царство Растения (мхи, папоротники, голосеменные)

Общая схема жизненного цикла высших растений


Отдел Моховидные

Как мы уже сказали, мхи – тупиковая ветвь в развитии растений на Земле. Они являются одними из самых примитивных растений, однако распространены достаточно широко в регионах с влажными почвами. Зачем им нужна влага? Сейчас мы ответим на этот вопрос.

У этих растений отсутствуют корни. Функцию прикрепления к субстрату и всасывания необходимых веществ выполняют ризоиды (выросты эпидермиса). Тело мхов часто (однако не всегда) разделено на стебель и листья. Ткани у мхов развиты гораздо меньше, чем у других высших растений, а ксилема и флоэма (компоненты проводящей ткани) в принципе отсутствуют.

Ниже представлено изображение одного из самых знаменитых представителей моховидных – кукушкиного льна. Цифрой 1 обозначено мужское растение, 2 – женское, под цифрой 3 скрыта коробочка, которая несет в себе споры.


Спорофит мхов представлен коробочкой на ножке, которая внедряется в ткань гаметофита (взрослого мха) и доставляет спорофиту воду и питательные вещества. Таким образом, спорофит мха полностью зависим от гаметофита и не способен к самостоятельному существованию. На спорофите образуются споры, которые способны прорастать лишь в благоприятных условиях. Из них развивается протонема (зеленая нить), которая дает начало гаметофиту.


Важно отметить, что для размножения мхам необходима вода. Их сперматозоиды переносятся к яйцеклеткам только в капельно-жидкой среде. Именно этот факт ограничивает распространение мхов (и других споровых растений) по Земле.

Экология моховидных

Моховидные - одни из первых наземных растений, мало изменившиеся за время своего существования. Они обитают во влажных местах, часто под пологом леса, а также на болотах и на полях с кислыми почвами. В настоящее время в этом отделе выделяют около 15 тысяч видов.

Они способны впитывать и удерживать большое количество влаги, и поэтому способствуют поддержанию водного режима местности. Также они часто обеспечивают условия для сохранения и прорастания спор голо- и покрытосеменных растений.

Способность мхов всасывать и удерживать в себе жидкость ранее использовалась при наложении гемостатических повязок в случае отсутствия более надежных средств.

Сфагнум – один из самых известных представителей отдела – не гниет в толще отложений, поэтому в течение многих лет участвует в формировании торфа, который широко используется в качестве топлива и источника органических удобрений.

Также из мхов выделяют некоторые химические вещества, используемые как в домашнем хозяйстве, так и в промышленности.


Папоротниковидные

Папоротниковидные – более развитые споровые растения по сравнению со мхами. Этот отдел растений возник очень давно, еще в период Девона. К настоящему виду отдел насчитывает около 12 тысяч видов. Папоротники широко распространены во влажных тропических лесах, где до сих пор встречаются их древовидные формы.

Как и мхи, папоротники чувствительны к наличию влаги в окружающей среде, так как от нее зависит их размножение и распространение.


На обратной стороне листа расположены сорусы – скопления спорангиев.


В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит. Он представлен взрослым растением, которое мы можем видеть в лесах. Гаплоидные споры у папоротников формируются на обратной стороне листа и распространяются на большие территории при помощи ветра, из них в благоприятных условиях вырастает гаметофит – заросток. Это небольшое (обычно около полусантиметра) зеленое растение, живущее недолго и формирующее гаметы. Заросток часто имеет сердцевидную форму. Гаметофиты обычно двуполые. При слиянии гамет (в водной среде!) формируется новое растение – диплоидный спорофит, развивающийся из зиготы.


Экология папоротниковидных

Папоротники, как и мхи, способны существовать в основном только во влажной среде обитания, это ограничивает их распространение по земному шару. Однако число видов этих растений достаточно велико.

Папоротники являются важными компонентами многих растительных сообществ, особенно в тропических и субтропических лесах.

Человек использует папоротники в различных сферах: некоторые папоротники выращиваются в декоративных целях, некоторые употребляются в пищу, из отдельных видов получают экстракты лекарственных веществ.

Голосеменные

Голосеменные – потомки древних папоротниковидных, впервые возникшие около 350 млн лет назад (в конце девонского периода). Своего расцвета эта группа растений достигла в мезозойскую эру. Этот период был связан с образованием гор, поднятием материков над уровнем мирового океана и, следовательно, иссушением климата. Позже, с приходом покрытосеменных, голосеменные утратили свое господство.

Ранее в отделе выделяли 6 классов, однако 2 из них (семенные папоротники и бенннетиговые) полностью вымерли. В настоящее время класс включает в себя всего 900 видов, но, несмотря на малое разнообразие, эти виды очень широко распространены по Земле. В частности, в умеренных широтах Северного полушария они формируют огромные хвойные леса – тайгу.


Внешний вид голосеменных достаточно характерен: в основном это деревья, реже – кустарники. Листья у них имеют специфическую форму – в основном они представлены иглами, расположенными попарно и поодиночке, эти листья называются хвоей. Однако иногда встречаются и чешуевидные листья, значительно различающиеся по форме и размерам.

Важным шагом в эволюции семенных растений стало появление возможности размножаться при помощи семян, которые развиваются из семязачатков. У голосеменных семязачатки расположены открыто (голо) на семенных чешуях. Семенные чешуи обычно собраны в шишки, которые бывают мужскими и женскими. Хотим обратить ваше внимание, что хоть в шишках и происходит оплодотворение, они являются частью спорофита. Гаметофит, образующийся на семенных чешуях (из споры), настолько редуцирован, что не различим глазом. Редукция гаметофита также привела к тому, что для развития мужских гамет не нужны половые органы, поэтому антеридий (мужской половой орган) у голосеменных также редуцирован.

Перед вами строение молодой и зрелой женской шишки, а также внешний вид зрелого семени, расположенного на поверхности семенной чешуи.


На курсе нам предстоит изучить особенности цикла развития голосеменных, более сложного, чем циклы споровых растений.

Экология голосеменных

Голосеменным для размножения не нужна вода, поэтому их среда обитания более разнообразна по сравнению со споровыми растениями. Некоторые виды встречаются даже в пустынях, существуют тропические виды, но наибольшего распространения получила группа растений из класса Хвойные.

По своему значению в биосфере и в хозяйственной деятельности человека Хвойные уступают только Покрытосеменным. В настоящее время насчитывается более 500 видов хвойных растений, которые образуют леса на обширных территориях Северной Евразии и Северной Америки, также они распространены вдоль побережья Тихого океана.

Хвойные леса – среда обитания для многих животных из самых разных систематических групп. Деревья дают им пищу, защиту, являются местом для выведения и выращивания потомства. Залежи каменного угля, занимающие обширные территории Сибири, образовались в результате жизнедеятельности древних голосеменных.

Человек активно использует хвойные растения в своей хозяйственной деятельности. В частности, он заготавливает древесину, получает сырье для изготовления канифоли, скипидара, различных эфирных масел для парфюмерной промышленности, использует хвою в процессе заготовки лекарственных препаратов, в пищу идут семена некоторых хвойных – кедра, сибирской, итальянской сосен, из этих семян также делают масло. Некоторые Хвойные выращиваются как декоративные.

Такое активное использование лесов ведет к стремительному уменьшению их количества. Истреблению Хвойных также способствует строительство железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов, добыча полезных ископаемых (угля, нефти). Хвойные очень плохо переносят загазованность воздуха, копоть: многолетние хвоинки накапливают в себе ядовитые вещества, из-за чего отмирают раньше положенного им срока на 1-2 года. Также эти деревья очень чувствительны к пожарам, даже низовым (когда горит только подложка – мех, кустарники, а сами деревья не затрагиваются), так как их корневая система расположена в значительной мере поверхностно. Угнетение Хвойных растений – одна из серьезных экологических проблем современности.

Хуже всего освоена тема размножения растений и чередования поколений спорофита и гаметофита, поэтому на ней мы остановимся более подробно.

Развитие растений

Самое сложное для понимания, и в тоже время ключ для решения проблемы, заключено в представленной ниже схеме:



Основные понятия по данной теме:

Гаметофит – заросток, гаплоидное половое поколение в цикле развития растения, дающее споры. У споровых растений заростки формируются из спор, выпадающих из спорангия на почву, и живут самостоятельно, на них имеются архегонии и антеридии. Обычно эти заростки обоеполые. У семенных растений споры не выпадают из спорангиев и раздельнополые заростки развиваются внутри них. У голосеменных женский заросток – первичный эндосперм с двумя архегониями, у покрытосеменных – восьмиядерный зародышевый мешок (без архегониев). Мужской заросток у семенных растений – пыльца (не имеет антеридиев).

Оплодотворение – слияние сперматозоида (спермия) с яйцеклеткой. У споровых растений для оплодотворения нужна воды, которая переносит сперматозоиды, у семенных растений спермии (обычно их два) доставляются по пыльцевой трубке. У голосеменных в оплодотворении принимает участие один из спермиев. Для покрытосеменных характерно двойное оплодотворение.

Семя – орган размножения и расселения голосеменных и покрытосеменных. Образуется из семязачатка в результате оплодотворения. Состоит из кожуры, зародыша и запасающей ткани – эндосперма.

Семязачаток – видоизмененный мегаспорангий семенных растений, в котором происходит образование мегаспор, развитие женскоро гаметофита и оплодотворение, в результате чего образуется семя. Семязачатки голосеменных открыто лежат на чешуе шишек, у покрытосеменных – внутри завязи.

Спорофит – бесполое диплоидное поколение в цикле развития растения, которое чередуется с гаплоидным поколением – гаметофитом. Спорофит развивается из зиготы, на нем образуются спорангии со спорами. У бурых водорослей, папоротников, хвощей, плаунов спорофит и гаметофит представляют собой разные особи, при этом гаметофит микроскопически мал. У мхов оба эти поколения находятся на одной особи и гаметофитявляется листостебельным растением, а спорофит – коробочка на ножке. У голо- и покрытосеменных оба поколения также находятся на одном растении, но преобладает спорофит, а гаметофиты редуцированы и микроскопически малы.

Запомните, что споры образуются путем мейоза, а гаметы – путем митоза. Это характерно не только для растений, но и для некоторых простейших, имеющих сходство с растениями (например, для хламидомонады).

Чтобы окончательно разобраться в циклах развития растений, стоит посмотреть на следующие схемы:

Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун.

Общие указания. Тело высших растений дифференцировано на ткани и органы, которые появились у них как одно из приспособлений к жизни на суше. Спорангии и гаметангии у них многоклеточные. Систематическое положение всех отделов высших растений отражает последовательность их появления на Земле и усложнение строения тела, связанное с изменениями условий жизни в процессе исторического развития органического мира (см. рис. 15, 16).


Рис. 16. Редукция гаметофита и преобладание спорофита в цикле развития растений в процессе эволюции:

А — зеленые водоросли, Б — мхи, В — папоротники, Г — голосеменные, Д — покрытосеменные

• Повторить учебный материал.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 27.

• Проанализировать таблицы 63, 64.

• Проанализировать схему 36, рисунок 17.


Рис. 17. Цикл развития папоротника:

1 — заросток (гаметофит), 2 — архегоний, 3 — антеридий, 4 — зигота (образуется внутри архегония), 5 — развивающийся на заростке молодой спорофит,

6 — спорофит, 7 — сорусы на обратной стороне листа (вайи), 8 — спорангий, 9 — споры, 10 — прорастание споры

Вопросы для самоконтроля

• Какие признаки характерны для высших растений?

• Какие отделы растений относят к высшим растениям?

• Чем отличается цикл развития растения от цикла развития животного?

• Какое поколение называют бесполым и почему?

• Какое поколение называют половым и почему?

• Из чего развивается спорофит и какой он имеет набор хромосом?

• Что развивается из спор?

• Какую функцию выполняет заросток?

• Какой из факторов окружающей среды является главным для размножения мхов?

• Чем представлен у мхов гаметофит и чем — спорофит?

• В чем отличие цикла развития мхов от цикла развития других высших растений?

• В чем преимущество диплоидного растения по сравнению с гаплоидным?

• Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции?

• Чем отличается сфагновый мох от кукушкина льна?

• Какие растения можно считать более достоверными предками папоротникообразных?

• В какой геологической эре и в каких периодах появились и господствовали папоротникообразные?

• При каких условиях древние папоротникообразные могли законсервироваться в виде каменного угля?

• Где развиваются споры у папоротника, хвоща, плауна?

• Что развивается из спор у папоротника, хвоща, плауна?

• Какова функция заростков у высших споровых растений?

• Что является заростком у мха, папоротника, хвоща, плауна?

• Чем различаются заросток и предросток?

• Какова роль различных представителей высших растений в природе и хозяйстве?

Контрольная работа № 27

1. Каково строение тела высших растений (одноклеточное, слоевище, колониальное, листостебельное)?

2. Чем отличается листостебельное тело от слоевища (наличие тканей, отсутствие тканей, наличие органов, отсутствие органов)?

3. Каков способ питания высших споровых растений (фототрофный, хемотрофный, сапротрофный, паразитический)?

4. Какие органеллы характерны для клеток высших растений (ядро, цитоплазма, хроматофор, хлоропласты, митохондрии)?

5. Что развивается из спор у высших споровых растений (гаметофит, спорофит)?

6. Что развивается из зиготы у высших споровых растений (половое поколение с гаметангиями, бесполое поколение со спорангиями)?

7. Где находятся половое и бесполое поколение у мхов (на одном растении, на разных растениях)?

8. Из чего вырастает растение мха (из споры, из зиготы)?

9. Из чего вырастает коробочка у мха (из споры, из зиготы)?

10. Почему процесс образования торфа связан со сфагновым мхом (мох поселяется на болоте, задерживает влагу, не гниет в толще отложений)?

11. Где расположены спорангии: у папоротника (лист, колосок); у хвоща (лист, колосок); у плауна (лист, колосок)?

12. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития споровых растений (воздух, вода, температура)?

13. Споры какого из названных растений применяют в металлургии, пиротехнике, медицине (папоротник, мох, плаун, хвощ)?

Схема 36. Цикл развития спорового растения


Экология высших споровых растений

Это первые наземные растения, обитающие во влажных, часто под пологом леса местах, или на болотах, или на полях с кислыми почвами. Господствовавшие в палеозое древовидные папоротники, хвощи и плауны в наше время представлены травами, за исключением тропических древовидных папоротников. Мхи же за этот период изменились мало, так как они занимают только свойственные им влажные места обитания. Этим растениям для размножения необходима вода, поскольку их гаметы — сперматозоиды — переносятся к яйцеклеткам только в капельножидкой среде, а заростки могут расти только на влажной почве. Жизнь в трудных условиях суши вела отбор на такие приспособительные признаки, как формирование вегетативных органов (корень, стебель, лист), органов размножения (архегонии, антеридии, спорангии), а также тканей. В цепях питания прошлых геологических эпох высшие споровые растения занимали ведущее место: они служили пищей для травоядных земноводных, пресмыкающихся. В настоящее время их роль как кормовых растений заметно уменьшилась, но значение в природе осталось: они удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян голосеменных и покрытосеменных растений, являются средой обитания для животных. В хозяйстве человека велика роль древних древовидных форм, давших залежи каменного угля, который, как и торф, служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Среди этой группы растений лишь хвощ полевой является трудноискоренимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Высшие споровые — живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их надо беречь и охранять. В Красную книгу занесено 22 вида мхов, 10 — папоротников и 4 — плаунов.

Таблица 63. Сравнительная характеристика отделов высших споровых растений

Почему мхи являются тупиковой ветвью в эволюции растений?


Потому что это единственные растения, у которых преобладает гаметофит, и потому что они не стали дальше эволюционировать.


Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Почему мхи называют высшими споровыми растениями.


Почему мхи называют высшими растениями?

Почему мхи называют высшими растениями?


Почему двоякодышащих рыб считают тупиковой ветвью эволюции?

Почему двоякодышащих рыб считают тупиковой ветвью эволюции?


Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Почему мхи называют высшими споровыми растениями.


Почему мхи относят к высшим споровым растениям?

Почему мхи относят к высшим споровым растениям?


Среди высших растений обособленной и тупиковой ветвью развития принято считать?

Среди высших растений обособленной и тупиковой ветвью развития принято считать.


Среди высших растений обособленной и тупиковой ветвью развития принято считать : а)водоросли б)папоротниковидные растения в)моховидные растения г)голосеменные растения?

Среди высших растений обособленной и тупиковой ветвью развития принято считать : а)водоросли б)папоротниковидные растения в)моховидные растения г)голосеменные растения.


Почему мхи - это высшие споровые растения?

Почему мхи - это высшие споровые растения?


Почему мхи нельзя отнести к цветковым растениям?

Почему мхи нельзя отнести к цветковым растениям.


Почему мхи являются простейшими растениями?

Почему мхи являются простейшими растениями?


1 2 2 3 3 1 4 3 5 1 6 1 7 2 8 3 9 3 10 2 11 1 12 3 13 1 14 3 15 2 16 1.


Процесс транспирации или испарение воды. В этом участвуют устьица. Удаоение избытка воды и охлаждение растения.


1)Грибы отличаются от растений сильно. Прежде всего, у них нет хлорофилла, который так необходим растениям для фотосинтеза. Он образует питательные органические вещества, (углеводы), из минеральных веществ, воды и углекислого газа. Следовательно, ..


Правильный ответ б) ядро.


Жасуныктар кажется, в программе 6 класса есть.


3) обеспечивают фагоцитоз процесс захвата, поглощения и растворения называется фагоцитозом. Его открыл Мечников. Ложноножки у лейкоцитов захватывают инородных вещей, и так получается фагоцитоз.


Коты мурчат тогда, когда им что - то нравится. Есть еще одна причина – котята. При сосании молока кошка мурлыкает.


Мурлыканье символизирует хорошее настроение кота или его испуг.


Древесина дерева - личинки - дятел - бактерии гниения.


1. шейка б. Покрыта десной 2. Коронка в. Видимая часть зуба 3. Пульпа а. Пронизана кровеносными сосудами 4. Корень г. Часть зуба, погруженная в челюстную кость.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: