Замерзают мои георгины и последние ночи близки

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как предчувствовал свою скорую гибель. Именно в этот период появилось на свет стихотворение “Посвящение другу”.

Кому именно оно было адресовано, так и осталось тайной. Некоторые исследователи творчества Рубцова даже утверждают, что поэт адресовал это произведение самому себе, так как в этот период не терял никого из друзей, но при этом все чаще и

чаще заговаривал о том, что ему самому осталось жить не так уж много. На это указывают и первые строчки стихотворения, в которых автор признается: “Замерзают мои георгины, и последние ночи близки”.

Умелыми штрихами поэт создает унылую и печальную картину, в которой присутствуют опавшие лепестки на желтом песке свежей могилы, непогода и “житейские цепи”, которые пока еще связывают поэта с миром живых. Тем не менее, он открыто признается: “Прогудели мои самолеты, просвистели мои поезда”. Рубцов чувствует, что в этой жизни выполнил свое предназначение, и от этого испытывает легкую грусть, словно

Он понимает, что ему никогда уже не умчаться “в пугачевские вольные степи, где гуляла душа бунтаря”. Это – удел тех, кто придет ему на смену. Однако Рубцов не завидует своим преемникам и не пытается выпросить отсрочку у судьбы лишь ради того, чтобы в очередной раз убедиться: если пришла пора уходить, то не стоит этому сопротивляться. Рубцов чувствует, что пока еще очень прочно связан “с долгой осенью нашей земли”.

Оттого она кажется ему невыносимо долгой и скучной, лишенной того привычного очарования, которое свойственно данному времени года. Для поэта осень ассоциируется со смертью, и об этом ему каждый день напоминает сама природа. Но даже подобный символизм не в состоянии заставить автора отказаться от того, что он по-настоящему любит.

Свои чувства, адресованные людям, он переносит на образ друга, к которому и обращено это стихотворение-монолог. Он искренне желает ему: “Чтоб гудели твои пароходы, чтоб свистели твои поезда!”. Это может означать лишь одно – свое место он уступает другим, искренне веря в том, что им удастся сделать гораздо больше, чем сумел сам поэт.

И они наверняка достучатся до души тех людей, которые привыкли видеть мир в мрачных тонах.

Замерзают мои георгины .
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки.
Нет, меня не порадует - что ты! -
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.
Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои, -
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь, хоть водой напои!
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи,
Где гуляла душа бунтаря.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали.
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!

Замерзают мои георгины.И последние ночи близки.И на комья желтеющей глиныЗа ограду летят лепестки. Нет, меня не порадует - что ты!Одинокая странствий звезда.Пролетели мои самолеты,Просвистели мои поезда.Прогудели мои пароходы,Проскрипели телеги мои,Я пришел к тебе в дни непогоды,Так изволь, хоть водой напои!Не порвать мне житейские цепи,Не умчаться, глазами горя,В пугачевские вольные степи,Где гуляла душа бунтаря.Не порвать мне мучительной связиС долгой осенью нашей земли,С деревцом у сырой коновязи,С журавлями в холодной дали. Но люблю тебя в дни непогодыИ желаю тебе навсегда,Чтоб гудели твои пароходы,Чтоб свистели твои поезда!.

(По мотивам картины "Вечерний звон")В глаза бревенчатым лачугамГлядит алеющая мгла,Над колокольчиковым лугомСобор звонит в колокола!Звон заокольный и окольный,У окон, около колонн,Я слышу звон и колокольный,И колокольчиковый звон.И колокольцем каждым в душуДо новых радостей и силТвои луга звонят не глушеКолоколов твоей Руси. ..

Он шел против снега во мраке,Бездомный, голодный, больной.Он после стучался в баракиВ какой-то деревне лесной.Его не пустили. ТупаяКакая-то бабка в упорСказала, к нему подступая:- Бродяга. Наверное, вор. Он шел. Но угрюмо и грозноБелели снега впереди!Он вышел на берег морозной,Безжизненной страшной реки!Он вздрогнул, очнулся и сноваЗабился, качнулся вперед. Он умер без крика, без слова,Он знал, что в дороге умрет.Он умер, снегами отпетый. А люди вели разговорВсе тот же, узнавши об этом:-Бродя..

Хотя проклинает проезжийДороги моих побережий,Люблю я деревню Николу,Где кончил начальную школу!Бывает, что пыльный мальчишкаЗа гостем приезжим по следуВ дорогу торопится слишком:- Я тоже отсюда уеду!Среди удивленных девчонокХрабрится, едва из пеленок:- Ну что по провинции шляться?В столицу пора отправляться!Когда ж повзрослеет в столице,Посмотрит на жизнь за границей,Тогда он оценит Николу,Где кончил начальную школу. ..

Н асколько важен для лирического героя Рубцова окружающий его растительный мир, можно судить по тому количеству и разнообразию образов деревьев, цветов, которые представлены в текстах стихотворений. Помимо упоминания таких природных “стихий”, как лес, поле, сад, бор, луг, в стихотворениях встречаются конкретные образы деревьев — ивы, сосны, тополя, берёзы, дуба, осины и других, цветов — ромашек, колокольчиков, фиалок, трав — подорожника.

Стоят особняком в поэтическом мире Рубцова такие образы, как “зелёные цветы”, “красные цветы”, “аленький цветочек”, которые труднее всего соотнести с реальными прототипами растений.

Нередко у Рубцова образ цветка или дерева составляет основу зачина стихотворения.

Замерзают мои георгины,
И последние ночи близки
(1; С. 70).

Высокий дуб. Глубокая вода (1; С. 34).

Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность
(1; С. 119).

Цветы! Увядшие цветы (1; С. 152).

Размытый путь. Кривые тополя (1; С. 145).

По признаку национальной принадлежности в лирике Рубцова можно выделить образы, относящиеся к национальному русскому и севернорусскому пейзажу (например, образы ивы, берёзы, сосны, тополя, подорожника и другие) и образы “экзотические”, нерусские — тюльпаны, пальмы.

Образы растений в произведениях русских поэтов часто имеют символическое значение, и эта традиция восходит к мифологическому народному сознанию опосредованно, через образно-метафорический язык выражать какое-либо понятие, например, внутреннее состояние героя или образ Родины.

Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет “ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур” (7; С. 165).

Эту особенность рубцовской образности можно отнести и к образам деревьев, цветов. По сравнению с изысканными есенинскими метафорическими оборотами образы Рубцова выглядят очень скромно. Сравним некоторые образы.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан
(4; С. 107).

Как кладбище усеян сад
В берёз изглоданные кости
(4; С. 92).

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!
(4; С. 72)

И меж домов, берёз, поленниц
Горит, струясь, небесный свет
(1; С. 27).

Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака
(1; С. 29).

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы
(4; С. 89).

В ряде случаев семантика растительных образов Рубцова продолжает национальную традицию.

Например, образы ивы, берёзы выступают у Рубцова часто как символ Родины, национальной судьбы.

Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
(1; С. 11)

А возле ветхой сказочной часовни
Стоит берёза старая, как Русь
(1; С. 46).

К образам, символизирующим “национальное, родное”, следует также причислить у Рубцова образ “кривых тополей”. В контексте творчества вологодского поэта это, скорее, символ “малой родины”, а не России вообще. Поскольку северные тополя не имеют той стройности, устремлённости ввысь, которая свойственна южным. Ствол северных тополей искривлён суровой природой, и в таком образе они входят в поэзию — “кривые тополя”.

Я лучше помню
Ивы над рекой
И запоздалый
В поле огонёк
(1; С. 79).

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень
(1; С. 23).

В поэтическом мире Рубцова образ подорожников имеет очень узкое символическое значение. Подорожники — трава, растущая по обочинам дорог, а по дорогам России шли каторжане. Поэтому у Рубцова “подорожники” рифмуются исключительно с “острожниками”. И лирический герой Рубцова сравнивает себя с острожником.

Приуныли нынче подорожники,
Потому что, плача и смеясь,
Все прошли бродяги и острожники
(1; С. 13).

Символичность образа подчёркивается олицетворением, тем самым образ растительного мира как будто принимает на себя страдание человека.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник,
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник
(1; С. 13).

Далее “звук”, который издаёт колокол, переносится на природную деталь по признаку сходства формы колокола с формой колокольчика. И в заключение начинает “звучать” природная деталь — “колокольчик”. Выразительность образа усиливает образ Руси.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси
(14; С. 71).

Образ выделяется на уровне языка: стихотворение насыщено “колокольчиковыми” сочетаниями звуков — “заокольный”, “окольный”, “у окон”, “около колонн”.

В образе ромашек символически задействованы две характеристики: цветовая и национальная. Ромашки — это символ Родины. Цветовая характеристика образа, со своей стороны, оформляет философские размышления героя о жизни и смерти.

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребён
В такой же белой горестной рубашке…
(1; С. 49)

К числу символической образности, имеющей древние традиции, следует отнести образы некоторых цветов. Интересен круг образов, которые объединяются вокруг основного образа-символа — “аленького цветка”.

Этот фантастический образ своими корнями уходит в историю древнейших славянских верований. Возможно, Рубцов позаимствовал этот образ у С.Т. Аксакова, однако “вторичность” образа никак не отразилась на интуитивном использовании поэтом его мифологического содержания.

Как и в сказке Аксакова, “аленький цветок” наделён у Рубцова чудесными свойствами. Вернее, об этих свойствах мы можем догадываться. В стихотворении описывается смерть матери, и роль “чудесного” может связываться только с воскресением, желанием “оживить” самого близкого человека.

История происхождения данных образов отсылает нас к космогоническим мифам, мифам об умирающей и воскресающей природе. “Красный цветок” в этих мифах обозначал молнию (красные цветы вырастали на дереве-туче) и уподоблялся детородному органу. “В громовой палице узнавали детородный орган бога — оплодотворителя земной природы” (3; С. 492). Афанасьев приводит сведения о том, что зачастую “красным цветком” называли папоротник.

Лирический герой Рубцова выращивает “аленький цветок” не только в данном стихотворении, через всё творчество поэта проходят мотивы выращивания цветов или, напротив, их увядания.

Так, обобщённый образ цветов у Рубцова часто символизирует собой смерть. Например:

Среди цветов
В обыденном гробу
(1; С. 50).

Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки…
(1; С. 49)

По утрам, умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой…
(1; С. 113)

Замерзают мои георгины (1; С.70).

И как антитеза смерти у Рубцова цветы выступают символом творчества. Выращивать цветы для лирического героя означает творить, писать стихи.

Мотив выращивания цветов связан с ощущением жизни, а главное — с пониманием лирическим героем своей судьбы как судьбы поэта.

Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне…
(1; С. 127)

Мотив умирания–воскресения любопытно рассмотреть на примере одного образа, который в зависимости от контекста стихотворения приобретает противоположную символику. Таким образом у Рубцова является образ георгин.

Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки
(1; С. 70).

В контексте стихотворения обнаруживается знаковая природа данного образа. Георгины — осенние цветы. Период их цветения приходится на осеннее время, когда уже бывают первые заморозки. Местоимение “мои” конкретизирует семантику образа — образ теряет связь с пейзажем и становится выразителем только состояния лирического героя, связанного с ощущением возраста старения. Как символ, знак, образ георгин не испытывает на себе воздействия времени — георгины “замерзают” в течение неопределённого времени, необходимого только в плане лирического переживания.

Вот-вот подует зимним, снежным.
Всё умирает. Лишь один
Пылает пламенем мятежным —
Наследник розы — георгин!
(2; С. 186)

Из поэзии Рубцова видно, что для лирического героя Рубцова переживание растительного мира связано с такими понятиями, как дом, родина, мать, путь, творчество.

Литература

1. Рубцов Н. Видения на холме / Вступ. ст. и составление В.Коротаева. М.: Советская Россия, 1990.

2. Рубцов Н. Избранное / Сост. С.Викулова и В.Оботурова. М.: Художественная литература, 1982.

3. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 2.

4. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М.: Советская Росиия, 1985.

5. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М.: Художественная литература, 1977.

6. Кожинов В. Николай Рубцов. М.: Советская Россия, 1976.

7. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. С. 161–190.

Читайте также: