Заход на посадку с вертикальным наведением

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Система посадки - радиотехнические средства обеспечивающие наведение на конечном этапе захода на посадку.

При точном заходе на посадку имеется наведения в вертикальной и горизонтальной плоскости

К точным заходам на посадку по приборам относятся, например, заходы по:

· ILS (Курсо-глиссадная система);

· РСП (Радиолокационная система посадки), также известная как ПРЛ (посадочный радиолокатор. На экране диспетчер видит положение ВС относительно линии курса и глиссады и передаёт информацию и команды экипажу);

· РСП+ОСП (Радиолокационная система посадки с контролем по оборудованию системы посадки, то есть комплексу ПРС)

· MLS (Микроволновая система посадки) Работает в сантиметровом диапазоне радиоволн и включает в себя азимутальный, дальномерный и угломерный радиомаяк.

При неточном заходе производится наведение только в горизонтальном канале.

К неточным системам посадки относятся:

· ОСП (оборудование системы посадки) — комплекс из двух ПРС, обеспечивающих боковое наведение (ближняя ПРС, приблизительно в 1000 м от торца ВПП, и дальняя ПРС, приблизительно в 4000 м от торца ВПП);

· VOR/DME — с использованием оборудования всенаправленных дальномерного и азимутального радиомаяков.

· КРМ - LOC (при неработающим ГРМ)

· За рубежом используются системы которые включают в себя только курсовой радиомаяк. (LDA,SDF)

Минимумы – ограничения, установленные для взлета и посадки ВС

1) При точном заходе на посадку (ВПР и дальность видимости)

2) При неточном заходе (МВС и дальность видимости)

3) При заходе с круга (МВС, видимость и высота нижней границе облачности)

Визуальный заход 300*5000

Минимум ОСП 100*1000 МВС*L видимость

Для точных заходов минимумы устанавливаются в соответствии с ИКАО

· 1 категория 60*800 ВПР*Lвидимость

· 2 категория 30*350

· 3 категория :

Ø А 0*200

Ø B 0*60

Ø C 0*0

Системы II и III категорий должны иметь освещение осевой линии, зоны посадки и другие вспомогательные средства.

выдерживание экипажем параметров полета для соблюдения вертикальных, продольных и боковых интервалов эшелонирования, в том числе установленных органом ОВД.

10.2.1. ППП применяются:

в верхнем воздушном пространстве;

в нижнем воздушном пространстве при полетах с истинной скоростью более 450 км/ч;

в нижнем воздушном пространстве при полетах с истинной скоростью 450 км/ч и менее, если не применяются ПВП;

при полетах в закрытой кабине (с применением шторок).

10.2.2. Решение о возможности перехода на полет по ПВП принимает командир воздушного судна.

В контролируемом воздушном пространстве переход на полет по ПВП возможен только с разрешения органа ОВД, под управлением которого находится летный экипаж воздушного судна.

Орган ОВД не должен принуждать командира воздушного судна к переходу от полета по ППП к полету по ПВП.

10.2.3. При выполнении полета по ППП летный экипаж осуществляет контроль за воздушной и метеорологической обстановкой как визуально, так и с использованием бортовых радиотехнических средств.

10.2.4. При выполнении полета по ППП командир воздушного судна обеспечивает:

соблюдение безопасной высоты полета;

выдерживание заданного эшелона (высоты) и параметров полета;

точность навигации по воздушной трассе, заданному маршруту и траектории, схеме выхода после взлета и захода на посадку;

своевременный доклад органу ОВД (под управлением которого находится его воздушное судно) об отклонении от текущего плана полета и согласование такого отклонения;

достоверность информации о месте воздушного судна, параметрах и условиях полета;

точное и своевременное выполнение указаний органа ОВД.

10.2.5. Заходы на посадку и посадки с использованием схем захода на посадку по приборам классифицируются следующим образом:

неточные заходы на посадку и посадки - заход на посадку и посадка по приборам с использованием бокового наведения, но без использования вертикального наведения;

заходы на посадку и посадки с вертикальным наведением - заход на посадку и посадка по приборам с использованием бокового и вертикального наведения, но не отвечающие требованиям, установленным для точных заходов на посадку и посадок;

точные заходы на посадку и посадки - заход на посадку и посадка по приборам с использованием точного бокового и вертикального наведения по данным об отклонениях от линий курса и глиссады, формируемых наземными и спутниковыми радиотехническими средствами, и при минимумах, определяемых категорией захода на посадку и посадки.

При этом боковое и вертикальное наведение представляет собой наведение, обеспечиваемое с помощью наземного навигационного средства либо формируемых компьютером навигационных данных.

10.2.6. Категории точных заходов на посадку и посадок:

категория I - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м (200 футов), либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;

категория II - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 60 м (200 футов), но не менее 30 м (100 футов), и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м;

категория IIIA - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 30 м (100 футов) или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 200 м;

категория IIIB - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 15 м (50 футов) или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 200 м, но не менее 50 м;

категория IIIC - точный заход на посадку и посадка по приборам без ограничений по относительной высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП.

Если относительная высота принятия решения (DH) и дальность видимости на ВПП (RVR) подпадают под разные категории, то заход на посадку и посадка по приборам будут выполняться в соответствии с требованиями самой жесткой категории (например: полет с DH в диапазоне категории IIIA, но при RVR в диапазоне категории IIIB будет рассматриваться как полет по категории IIIB или полет с DH в диапазоне категории II, но при RVR в диапазоне категории I будет рассматриваться как полет по категории II).

Заходы на посадку и посадки по приборам по категории II и категории III не разрешаются, если не предоставляется информация о дальности видимости на ВПП (RVR).

Если информация о дальности видимости на ВПП (RVR) не предоставляется, установление эксплуатационных минимумов аэродрома ниже 800 м для заходов на посадку и посадок по приборам не разрешается.

3.1.7 Критерии определения RVR/CMV (дальности видимости на ВПП/пересчитанной метеорологической видимости).

Наименьшие допустимые значения RVR/CMV для заходов на посадку по приборам определяются по Таблице 7 при условии, что выполняются следующие требования к оборудованию и условиям захода:

a) Заходы на посадку осуществляются по приборам с вертикальным профилем не более 4,5° для самолетов категории A и B, или 3,77° для самолетов категории C и D, где имеется оборудование:

- заход на посадку с вертикальным наведением (APV); и

- где конечная посадочная прямая смещена не больше, чем на 15° для самолетов категории A и B или не более, чем на 5° - для самолетов категории C и D.

b) Заходы на посадку по выполняются приборам с использованием техники CDFA с номинальным вертикальным профилем не более 4,5° для самолетов категории A и B, или 3,77° для самолетов категории C и D, где имеется оборудование:

- NDB, NDB/DME, VOR, VOR/DME, LLZ, LLZ/DME, VDF, SRA или RNAV/LNAV, с участком конечного этапа захода на посадку протяженностью не менее 5,6 км (3NM);

- конечная посадочная прямая смещена не больше, чем на 15° для самолетов категории A и B или не больше, чем на 5° для самолетов категории C и D; и

- точка начального этапа захода на посадку FAF или другая соответствующая точка Fix, установленная для начала снижения, или расстояние до THR могут быть получены от FMS/RNAV или DME; и

- точка ухода на второй круг (MAPt) определена по времени, расстояние от FAF до THR не более 14,8 км (8NM).

c) Заходы на посадку выполняются по приборам на аэродромах, где имеется оборудование:

- NDB, NDB/DME, VOR, VOR/DME, LLZ, LLZ/DME, VDF, SRA или RNAV/LNAV, не удовлетворяющие условиям подпункта b) выше или с MDH ≥ 365м (1200 футов).

3.1.8 Уход на второй круг при заходе на посадку с использованием техники CDFA должен быть выполнен, когда достигнута высота принятия решения или точка MAPt, что наступит раньше. Боковая часть процедуры ухода на второй круг должна проходить через точку MAPt, если иное не указано на схеме захода на посадку.

3.1.9 Определение RVR/CMV/Vis для захода на посадку по Категории I, захода на посадку с вертикальным наведением (APV), захода на посадку по неточным системам.

a) минимальные значения RVR/CMV/Vis должен быть наибольшим из полученных по таблицам 6 или 7, но не больше максимального значения, указанного в таблице 7.

b) значения в таблице 6 получены по нижеприведенной формуле:


LВИД –Lогни приближения

- α – расчетный угол, значение которого начинается с 3,00 градусов, увеличивается ступенчато.

c) формула может использоваться с фактической глиссадой захода на посадку и/или фактической длинной огней приближения для части ВПП.

3.1.10 Если заход на посадку выполняется с участком горизонтального полета на высоте равной или выше MDA/H, то к минимальным значениям RVR/CMV, указанным в таблицах 6 и 7, должны быть добавлены 200 метров для самолетов категории А и B и 400 метров для самолетов категории С и D.

Примечание: Добавленные соответствующие значения представляют собой время/расстояние, требуемое для перевода ВС на снижение на конечном этапе захода на посадку.

3.1.11 Дальность видимости на ВПП меньше, чем 750 метров, как обозначено в таблице 6, может устанавливаться:

a) для заходов на посадку по Категории I на ВПП с полной системой огней приближения FALS (см. ниже), огнями зоны приземления ВПП (RunwayTouchdownZoneLights – RTZL) и огнями осевой линии ВПП (Centerline -RCLL) при условии, что DH не больше 60 м. (200 футов); или

b) для заходов на посадку по Категории I на ВПП без RTZL и RCLL, если заход на посадку выполняется в автоматическом или директорном режиме до высоты DH равной или больше 60 метров (200 футов). Система ILS не должна иметь ограничений;

3.1.12 Разрешается устанавливать значения дальности видимости на ВПП ниже, чем приведенные в таблице 6, для заходов с выполнением автоматической посадки в соответствии с главой 3.2.

3.1.13 Визуальные средства включают в себя стандартную маркировку ВПП для дневных условий, а также огни подхода, огни ВПП (входные огни ВПП, ограничительные огни ВПП, выходные огни ВПП и, в некоторых случаях, также огни зоны приземления и/или огни осевой линии ВПП).

Приемлемые конфигурации огней подхода классифицированы и перечислены в таблице 5 ниже.

3.1.14 С одобрения государственного органа, в отличие требования пункта 3.1.13, могут быть установлены значения дальности видимости на ВПП, соответствующие малой системе огней подхода (BALS), если протяженность огней подхода менее 210 метров из-за особенностей ландшафта или наличия водного пространства, но где имеется, по крайней мере, один световой горизонт.

3.1.15 При выполнении ночных полетов, полетов в СМУ и иных случаях, когда есть необходимость в использовании светооборудования ВПП, огни должны быть включены и работоспособны с допустимыми исключениями, указанными в таблице 7a.

Системы огней подхода.

Влияние на посадочные минимумы

Не влияет, если точка может быть определена иным средством.

Может быть временно заменена RVR в середине ВПП, если разрешено государством аэродрома. RVR может быть получено глазомерным способом.

Не влияет, если имеется другой источник измерения ветра.

Не разрешается заход на посадку
с DH>15 м (50f)

Минимум как при отсутствии оборудования

Минимум как при отсутствии оборудования

Минимум как при отсутствии оборудования

Днем - Минимум как при отсутствии оборудования

Ночью - не разрешено

Только днем; Ночью - не разрешено

Ночью - не разрешено

Днем - RVR 200м
Ночью –300 м

Не влияет – кроме задержек по причине уменьшения скорости движения.

Примечание 1: Условия, применимые к таблице 7а:

а) многочисленные отказы огней ВПП не применимы, кроме указанных в Таблице 7а;

б) некомплектность огней приближения и огней ВПП оценивается раздельно;

в) при заходах на посадку по II и III категориям не допускается комбинация отказов огней ВПП и оборудования для определения RVR;

г) имеются отказы за исключением системы ILS, влияющие только на изменение дальности видимости на ВПП (RVR), но не на относительнуювысоту принятия решения (DH).

Примечание 2:Выполнение заходов на посадку по категории IIIВ без ВПР (DH) разрешается выполнять на ВС, сертифицированных для таких заходов, с минимальными значениями дальности видимости на ВПП (RVR) со следующими дополнительными условиями:

а) RVR. На аэродроме может быть получено по крайней мере одно значение RVR;

- отсутствуют огни ВПП или огни осевой линии – Днем- RVR 200 метров; ночью - не разрешено.

- отсутствуют огни зоны приземления (TDZ) - нет ограничений;

- нет резервного питания огней ВПП – Днем - RVR200 метров; ночью – не разрешено.

3.2. Заход на посадку ниже, чем Стандарт Категории I.

3.2.1 Требования к наземному оборудованию.

На аэродроме имеются системы ILS или MLS, которые обеспечивают заход на посадку ниже, чем Стандарт Категории I, которые не должны иметь ограничений, обеспечивать заход с прямой (отклонение ≤ 3º), а система ILS должна быть сертифицирована:

1) для заходов на посадку по Категории I и дальности видимости на ВПП не менее 450 м.; или

2) для заходов на посадку по Категории II, IIIA и дальности видимости на ВПП менее 450 м.

Для обеспечения заходов по Категория I при наличии системы визуализации глиссады на конечной прямой, возможно использование ILS без резерва.

3.2.2 Относительная высота принятия решения (DH).

При заходе на посадку по минимуму ниже, чем стандарт Категории I, относительная высота принятия решения (DH) не должна быть ниже, чем:

a) минимальная высота принятия решения, определенная в Руководстве по летной эксплуатации (AFM), если такая установлена; или

b) минимальная высота, до которой возможно использование средства точного захода на посадку до установления визуального контакта с ориентирами или светооборудованием; или

c) OCH для данной категории ВС; или

d) относительная высота принятия решения, до которой экипаж имеет право снижаться; или

e) 60 метров (200 футов).

3.2.3 Определение значения дальности видимости на ВПП RVR/CMV.

Минимумы Ниже, чем Стандарт Категории I.

Класс светового оборудования

Примечание: визуальные средства состоят из стандартной дневной маркировки ВПП, огней подхода, огней ВПП, входных огней ВПП, выходных огней ВПП, и, для выполнения полетов при дальности видимости менее 450 метров, должны включать огни зоны приземления и/или огни осевой линии ВПП.

3.2.4 Визуальный этап. Пилот не должен продолжать заход на посадку ниже высоты принятия решения (DH) до тех пор, пока не будет установлен и поддерживаться визуальный контакт, с визуальными ориентирами, включающими, по крайней мере, участок из 3-х последовательных огней центрального ряда огней подхода, или огней зоны приземления, или огней осевой линии ВПП, или огней ВПП, или комбинации указанных огней. Визуальные ориентиры должны включать в себя боковые элементы системы светоборудования, например, световой горизонт огней подхода, или огни порога ВПП, или линии световых огней зоны приземления.

3.2.5 Требуемые процедуры.

a) заход осуществляется в автоматическом режиме с автоматической посадкой;

b) ВС должно быть сертифицировано для выполнения заходов на посадку по Категории II в соответствии со стандартами всепогодных полетов (AWO);

c) система автоматической посадки сертифицирована для Категории IIIA;

d) выполнены требования сервисного обслуживания наземного оборудования;

e) выполнена подготовка экипажей, включающая тренировку и проверку на летных тренажерах с использованием соответствующих наземных и визуальных ориентиров с минимальными значениями дальности видимости на ВПП (RVR);

f) имеются и задействованы процедуры LVP на намеченном аэродроме; и

g) эксплуатант допущен Уполномоченным органом.

3.3. Точный заход на посадку — Категория II и отличающийся от стандарта Категории II.

3.3.1 Заход на посадку по Категории II - заход на посадку по приборам с использованием систем ILS или MLS с:

a) относительной высотой принятия решения ниже 60 метров (200 футов), но не ниже, чем 30 метров (100 футов); и

b) дальностью видимости на ВПП не меньше, чем 300 м.

3.3.2 Заход на посадку по отличающейся от стандарта Категории II - заход на посадку по приборам и посадка с использованием систем ILS или MLS, которые отвечают требованиям к оборудованию, установленным в пункте 4.3.3. ниже и:

a) с относительной высотой принятия решения ниже 60 метров (200 футов), но не ниже чем 30 метров (100 футов); (См. Таблицу 8б ниже), и

b) с дальностью видимости на ВПП не меньше, чем 350/400 м. (См. Таблицу 8б ниже);

3.3.3 Системы ILS или MLS, которые обеспечивают заход на посадку по отличающейся от стандарта Категории II, не должны иметь ограничений, обеспечивать заход с прямой (отклонение ≤ 3º), а система ILS должна быть сертифицирована для:

a) захода на посадку по Категории I при дальность видимости на ВПП (RVR) до 450 метров и относительной высоте принятия решения (DH) 60 метров (200 футов) или больше; или,

b) захода на посадку по Категории II при дальности видимости на ВПП (RVR) менее 450 метров или относительной высоте принятия решения (DH) менее 60 метров (200 футов).

Для обеспечения заходов по Категория I при наличии системы визуализации глиссады на конечной прямой, возможно использование ILS без резерва.

3.3.4 Высота принятия решения.

Высота принятия решения устанавливается для заходов на посадку по отличающейся от стандарта Категории II и Категории II не ниже, чем:

a) минимальная высота принятия решения, определенная в РЛЭ (AFM), если установлена; или

b) минимальная высота, до которой возможно использование средства точного захода на посадку, до установления визуального контакта с ориентирами или светооборудованием; или

c) OCH для данной категории ВС; или

d) высота принятия решения, до которой летный экипаж имеет право снижаться; или

e) 30 метров (100 футов).

3.3.5 Визуальный этап. Пилот не должен продолжать заход на посадку ниже высоты принятия решения (DH) для Категории II и отличающейся от стандарта Категории II, определенной в соответствии с пунктом 3.3.4, если не будет установлен и поддерживаться визуальный контакт с визуальными ориентирами, включающими, по крайней мере, участок из 3-х последовательных огней центрального ряда огней подхода, или огней зоны приземления, или огней осевой линии ВПП, или огней ВПП, или комбинации указанных огней. Визуальные ориентиры должны включать в себя боковые элементы системы светоборудования, например, световой горизонт огней подхода, или огни порога ВПП, или линии световых огней зоны приземления.

3.3.6 Определение значения дальности видимости на ВПП RVR/CMV.

Минимальные значения RVR/CMV для заходов по Категории II определяются по таблице 8а:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.027)

В настоящих Правилах употребляются термины и определения, приведенные:

а) в Воздушном кодексе Российской Федерации;

б) в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138;

в) в Федеральных авиационных правилах полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51;

г) а также следующие термины и определения:

абсолютная высота принятия решения (DA) или относительная высота принятия решения (DH) - установленная абсолютная или относительная высота при заходе по схеме точного захода на посадку или заходе на посадку с вертикальным наведением, на которой должен быть начат прерванный заход на посадку (уход на второй круг) в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку. Абсолютная высота принятия решения (DA) отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения (DH) - от превышения порога ВПП. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства применяется форма "абсолютная (относительная) высота принятия решения" и сокращение "DA/H";

акробатический полет - не требуемые для нормального полета, преднамеренно выполняемые воздушным судном маневры, характеризующиеся резким изменением его пространственного положения, необычным пространственным положением или необычным изменением скорости;

аэронавигационная информация - информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных;

аэронавигационные данные - изложение аэронавигационных фактических данных, концепции или инструкции в формализованном порядке, пригодном для связи, интерпретации или обработки;

аэродром - участок земли или акватории с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. В настоящих Правилах термин "аэродром" применяется и в отношении вертодрома или посадочной площадки, пригодных для безопасной посадки воздушного судна соответствующего вида;

барометрическая высота - атмосферное давление, выраженное в величинах абсолютной высоты, соответствующей этому давлению по стандартной атмосфере;

безопасная высота полета - минимально допустимая высота полета воздушных судов, гарантирующая от столкновения с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней;

бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач пилотирования воздушного судна и воздушной навигации;

бортовой самописец - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения профилактических мероприятий и расследования авиационного происшествия или инцидента;

векторение - обеспечение навигационного наведения воздушного судна посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения ОВД;

вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. В настоящих Правилах термин "вертодром" применяется и в отношении аэродрома или посадочной площадки, подходящих для безопасной посадки вертолетов;

вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;

видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП (RVR) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры;

визуальные метеорологические условия - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, соответствующие условиям, установленным в пунктах 3.33.1-3.33.3 настоящих Правил, или превышающих их;

визуальный заход на посадку - заход на посадку при полете по ППП, когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не выполнена и заход выполняется при наличии визуального контакта с наземными ориентирами;

визуальное маневрирование (маневр "circle-to-land") - продолжение процедуры захода на посадку по приборам, предусматривающее выполнение разворотов в пределах зоны визуального маневрирования для вывода воздушного судна в посадочное положение относительно ВПП, расположение которой по отношению к траектории конечного этапа захода на посадку по приборам не позволяет выполнить посадку с прямой;

вынужденная посадка - посадка по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану;

государство регистрации воздушного судна - государство, в реестр которого занесено воздушное судно;

государство эксплуатанта - государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания эксплуатанта;

день - период времени между началом утренних гражданских сумерек и концом вечерних гражданских сумерек. Гражданские сумерки заканчиваются вечером, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта;

диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое органом ОВД экипажу воздушного судна при его запросе действовать в соответствии с условиями, установленными органом ОВД;

запасной аэродром - аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку. К запасным относятся следующие аэродромы:

запасной аэродром при взлете - запасной аэродром, на котором воздушное судно может произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета;

запасной аэродром на маршруте - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оно оказалось в нештатной или аварийной обстановке;

запасной аэродром пункта назначения - запасной аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки. Аэродром, с которого производится вылет воздушного судна, также может быть запасным аэродромом на маршруте или запасным аэродромом пункта назначения для данного воздушного судна;

зона визуального маневрирования - зона, в пределах которой следует учитывать запас высоты над препятствием для воздушных судов, выполняющих заход на посадку с применением визуального маневрирования (маневра "circle-to-land");

извещение для авиационного персонала (NOTAM) - извещение, рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов;

категории заходов по схеме точного захода на посадку и посадок:

- категория I (кат. I) - заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;

- категория II (кат. II) - заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 300 м;

- категория IIIА (кат. IIIА) - заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 175 м;

- категория IIIB (кат. IIIВ) - заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 15 м или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 175 м, но не менее 50 м;

- категория IIIС (кат. IIIС) - заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам без ограничений по относительной высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП;

конечный этап захода на посадку - та часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке (или точке) конечного этапа захода на посадку или при отсутствии такой точки:

в конце последнего стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа "ипподром", если таковая предусмотрена; или

в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке вблизи аэродрома, по прохождении которой может быть выполнена посадка или начат прерванный заход на посадку (уход на второй круг);

консультативное обслуживание воздушного движения - обслуживание, предоставляемое в консультативном воздушном пространстве с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по ППП;

контролируемый аэродром - аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения (воздушного и наземного);

контролируемое воздушное пространство - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства;

контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат;

маршрут зональной навигации - маршрут, установленный для полетов воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;

минимальная абсолютная высота снижения (MDA) или минимальная относительная высота снижения (MDH) - установленная абсолютная или относительная высота при заходе по схеме неточного захода на посадку или при заходе на посадку с применением визуального маневрирования (маневра "circle-to-land"), снижение ниже которой запрещается в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами для продолжения захода на посадку. MDA отсчитывается от среднего уровня моря, а MDH - от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м ниже превышения аэродрома. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму "минимальная абсолютная (относительная) высота снижения" (MDA/H);

навигация, основанная на характеристиках (PBN) - зональная навигация, основанная на требованиях к характеристикам воздушных судов, выполняющих полет по маршруту ОВД, по схеме захода на посадку по приборам или в установленном воздушном пространстве;

начальный участок захода на посадку - участок схемы захода на посадку по приборам между начальной контрольной точкой захода на посадку и промежуточной контрольной точкой или, в соответствующих случаях, конечной контрольной точкой (или точкой) захода на посадку;

ночь - период времени между концом вечерних гражданских сумерек и началом утренних гражданских сумерек. Гражданские сумерки заканчиваются вечером, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр солнечного диска находится на 6° ниже горизонта;

обледенение - отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм/мин., умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин., сильное - более 1 мм/мин.);

основной перечень минимального исправного оборудования (MMEL) - перечень, составляемый организацией, ответственной за типовую конструкцию, для конкретного типа воздушных судов, утверждаемый государством разработчика и определяющий компоненты оборудования, неисправность одного или нескольких из которых не препятствуют началу полета. В MMEL могут оговариваться особые эксплуатационные условия, ограничения или правила;

перечень минимального исправного оборудования (MEL) - перечень, предусматривающий эксплуатацию воздушного судна в определенных условиях при отказе конкретного компонента оборудования, который составляется эксплуатантом в соответствии с MMEL для данного типа воздушных судов или более жесткими требованиями;

перрон - определенная площадь аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки (высадки) пассажиров, погрузки (выгрузки) почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания;

площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перрон (стоянку), предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;

абзац утратил силу с 7 июля 2020 г. - Приказ Минтранса России от 22 апреля 2020 г. N 138

Информация об изменениях:

полет по ППП - полет, выполняемый в соответствии с правилами полетов по приборам;

полет увеличенной дальности (ETOPS) - любой полет, выполняемый самолетом с двумя газотурбинными силовыми установками, при котором время полета с крейсерской скоростью (в условиях МСА и в штилевых условиях) при одной неработающей силовой установке от какой-либо точки маршрута до соответствующего требованиям запасного аэродрома превышает 60 минут;

превышение порога ВПП - абсолютная высота порога ВПП;

превышение аэродрома - высота самой высокой точки ВПП относительно уровня моря. При наличии нескольких ВПП выбирается наибольшее значение;

приборные метеорологические условия - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, расстояния до облаков и высоты нижней границы облаков, ниже установленных в пунктах 3.33.1-3.33.3 настоящих Правил;

программа технического обслуживания - документ, содержащий описание конкретных плановых работ по техническому обслуживанию и периодичность их выполнения, а также связанных с ними процедур, например, программы надежности, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации тех воздушных судов, которых он касается;

психоактивные вещества - алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные средства и гипнотические препараты, кокаин, другие психостимуляторы, галлюциногены и летучие растворители за исключением табака и кофеина;

рабочий план полета - план, составленный эксплуатантом для безопасного выполнения полета с учетом летно-технических характеристик воздушного судна, эксплуатационных ограничений и ожидаемых условий на заданном маршруте и на соответствующих аэродромах;

рубеж передачи ОВД - рубеж, установленный на маршруте руления или на траектории полета воздушного судна, на котором обслуживание движения данного воздушного судна передается от одного органа ОВД другому;

руководство по летной эксплуатации (РЛЭ) - руководство (руководства), утвержденное государством разработчика воздушного судна и содержащее ограничения, в пределах которых воздушное судно должно считаться годным к полетам, инструкции и информацию, необходимые членам летного экипажа для обеспечения безопасной эксплуатации воздушного судна;

руководство по производству полетов (РПП) - руководство, содержащее правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей;

сдвиг ветра - изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый - до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный - 6 м/с и более на 30 м высоты);

сменный пилот на крейсерском этапе полета - член летного экипажа, который назначается для выполнения функций пилота на крейсерском этапе полета на время запланированного отдыха КВС или второго пилота;

схема захода на посадку по приборам - серия заранее намеченных маневров, выполняемых по пилотажным приборам, при соблюдении установленных требований, предусматривающих предотвращение столкновения с препятствиями, от контрольной точки начального этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях от начала установленного маршрута прибытия до точки, откуда может быть выполнена посадка, а если посадка не выполнена, то до точки, от которой применяются критерии пролета препятствий в зоне ожидания или на маршруте;

схема неточного захода на посадку (NPA) - схема захода на посадку по приборам с использованием бокового наведения, но без использования вертикального наведения;

схема захода на посадку с вертикальным наведением (APV) - схема захода на посадку по приборам с использованием бокового и вертикального наведения, но не отвечающая требованиям, установленным для заходов по схеме точного захода на посадку и посадок;

схема точного захода на посадку (РА) - схема захода на посадку по приборам с использованием точного бокового и вертикального наведения при минимумах, определяемых категорией захода на посадку;

схема типа "ипподром" - схема маневрирования воздушных судов в зоне ожидания, или необходимости в потере высоты на начальном этапе захода на посадку, или вывода воздушного судна на линию пути приближения, когда вход в обратную схему не может быть выполнен;

эксплуатационные минимумы аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) - ограничения использования аэродрома для:

а) взлета, выражаемые в величинах дальности видимости на ВПП и (или) видимости и при необходимости параметрами облачности;

б) посадки при выполнении заходов по схеме точного захода на посадку и посадок, выражаемые в величинах видимости и (или) дальности видимости на ВПП и абсолютной (относительной) высоты принятия решения (DA/H), соответствующих эксплуатационной категории;

в) посадки при выполнении заходов на посадку и посадок с вертикальным наведением, выражаемые в величинах видимости и (или) дальности видимости на ВПП и абсолютной (относительной) высоты принятия решения (DA/H); и

г) посадки при выполнении заходов по схеме неточного захода на посадку и посадок, выражаемые в величинах видимости и (или) дальности видимости на ВПП, минимальной абсолютной (относительной) высоты снижения (MDA/H) и, при необходимости, параметрами облачности;

заходы по схеме точного захода на посадку и посадки - заход на посадку и посадка по приборам с использованием точного бокового и вертикального наведения при минимумах, определяемых категорией захода на посадку и посадки. Боковое и вертикальное наведение представляет собой наведение, обеспечиваемое с помощью либо наземного навигационного средства, либо формируемых компьютером навигационных данных;

характерная точка до посадки - точка в пределах этапа захода на посадку и посадки, после которой способность вертолета продолжать безопасный полет с одним неработающим двигателем не обеспечивается и может потребоваться вынужденная посадка;

характерная точка после взлета - точка в пределах этапа взлета и начального набора высоты, до достижения которой способность вертолета продолжать безопасный полет с одним неработающим двигателем не обеспечивается и может потребоваться вынужденная посадка.

Читайте также: