Доклад незаметные защитники урожая

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Сформировать представления учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок знакомств. Мы узнаем о животных, которым достаётся часть выращенного человеком урожая и об их врагах - защитниках урожая. Для этого мы отправимся в поле, в сад, на огород.

2. Проверка домашнего задания.

- Перечислите основные отрасли растениеводства.

- Какие отрасли развиты в нашем крае?

Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.

Из зёрен этого растения получают крупу - пшено.

Круглый овощ, краснеющий к осени.

Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.

Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.

Это растение родственник лесной клубники.

Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.

Это растение цветёт в июле, а при выращивание в теплице - в начале марта. Разновидности: … - травянка, … Фишера.

Полевое растение, из зёрен которого изготавливают муку.

Это растение украшает букеты школьников 1 сентября.

Полевое растение - лакомство лошадей.

Растение с крупными жёлтыми плодами.

(Ответы: 1.Кукуруза. 2.Картофель. 3. Просо. 4. Томаты. 5. Гречиха. 6. Пшеница. 7. Виктория. 8. Чеснок. 9. Гвоздика. 10. Рожь. 11. Гладиолус. 12. Овёс. 13. Тюльпан. 14. Тыква. 15. Смородина. Ключевое слово: РАСТЕНИЕВОДСТВО.)

- Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы, цветоводы.

Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу;

Овощеводы - томаты, чеснок, тыкву;

Цветоводы - гвоздику, гладиолус, тюльпан.

- Какими растениями занимается плодоводство? (Смородина, садовая земляника.)

Напишите, что получает человек из данных растений: лён, пшеница, рожь, хлопок.

Напишите, какими способами сажают картофель.

Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?

Словарный диктант. (слайд 3)

- Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур. (Полеводство)

- Овощ с вытянутым оранжевым корнем. (Морковь)

- Второе название томата. (Помидор)

- Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан. (Капуста)

- Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зелёный продолговатый плод. (Огурец)

- Вьющееся растение, имеющее плоды в виде стручка и круглые семена. (Горох)

- Полевая культура, богатая крахмалом. (Картофель)

- Ягодная культура с плодами красного цвета. (Земляника)

- Представьте себе (глаза у всех закрыты), мы с вами на картофельном поле, ярко светит солнце, зеленеет ботва, мы наклоняемся (открываем глаза) и видим маленького жёлтого жука, спинка которого украшена десятью чёрными полосками, но вот животное вспорхнуло и улетело. (слайд 4)

О ком идёт речь? (О колорадском жуке.)

- Мы переворачиваем листья и видим… (Личинок жука.) (слайд 4)

- Личинки оранжево - красного цвета, они так же прожорливы, как и сами жуки. Ваши действия? (Мы жуков и личинок собираем в банку.)

- А если поле большое? Всех не соберёшь? (Можно посадить по краям поля специальные растения. А можно обрабатывать поле ядохимикатами.)

- Есть много способов борьбы с вредителями. Но можно обойтись и без них, если знать, что у колорадского жука и его личинок есть враг - хищник жук - жужелица. (слайд 4)

Прочитайте в учебнике на стр. 209 абзац под рисунком, какой опыт провели учёные. Какой можно сделать вывод? (Если на картофельном поле есть жуки - жужелицы, то за урожай можно не беспокоиться.)

- Отправимся дальше. Сейчас мы в саду. (слайд 5)

Кругом растут яблони. Посмотрите, сколько недозревших яблок лежит под деревом. Посмотрите яблоко повреждённое гусеницей (слайд 5) Вам попадалось червивое яблоко?

- На самом деле это не червь, а гусеница серой бабочки. (слайд 6) Эта хитрая гусеница пробирается в сердце яблока, съедает его семена, а повреждённые плоды падают на землю. Но и у гусениц есть свои враги. Как вы думаете кто? (Это птицы, ведь плоды находятся на дереве, а большинство птиц тоже обитает на деревьях.)

- Конечно, это насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки - пеструшки. Прочитайте о них в атласе - определителе на стр. 180-183. Какие ещё птицы водятся в садах? (Дрозды, садовая славка, пеночка - теньковка, зяблик.)

- Какие друзья есть у человека в саду? (Это насекомоядные птицы.)(слайд 7)

- Если есть такие помощники, то можно обойтись и без ядохимикатов.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся -
Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

4. Продолжение изучения новой темы.

- А сейчас отправимся на огород. Посмотрите, что произошло с листьями этих растений? (слайд 8) (Они скрутились и почти высохли.)

- Эта работа тли. Тля высасывает соки растений, поэтому они стали такими. (слайд 8)

Но и у этих вредителей тоже есть враги. Расскажите о них.

Учитель показывает слайд 9.

- Вредителями полей являются грызуны - это мыши и полёвки, но и у них есть враги. (слайд 10)

Это хищные птицы: сова, пустельга, канюк (слайд 11). О хищных птицах прочитайте в атласе - определителе на стр. 187.

- Вы видите, оказывается у людей много крылатых помощников, защитников урожая. Заполним в тетради таблицу:

- А как беречь, наших незаметных защитников урожая? (Надо строить скворечники для птиц. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок. Надо знать своих помощников.)

- Что ещё вы узнали из статьи? (Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают помощников и накапливаются в растениях. Надо создавать условия птицам: зимой делать кормушки. Для хищных птиц ставить в поле присяды - шесты с перекладиной.)

- Я думаю, что знакомство сегодня состоялось, мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать! (слайд 12)

5. Закрепление изученного.

- Запишите в тетради цепи питания, сложившиеся в поле, в саду, на огороде. ( Взаимопроверка в парах.)

- Посмотрите внимательно на данную схему: яблоки → яблонная плодожорка → скворец.

- Кто отвечает за экологическое равновесие? (Скворец.)

- Как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека?

- Как одним словом назвать златоглазку, пустельгу, божью коровку, сову, канюка? (Помощники. Хищники.)

- Какое название более точное? (Хищники по типу питания. Помощники по виду деятельности.)

Не только птицы играют огромную роль на дачах. Пользу оказывают и другие полезные животные. Они могут жить в одиночку или целыми колониями. Некоторых из них нужно зазывать на участок, а некоторых вывести просто невозможно. Полезные животные для сада съедают насекомых, отпугивают крыс и мышей. В статье рассмотрим самых лучших защитников сада.

1. Лягушки и жабы. Поедают лишь вредных насекомых, охотятся в ночное время. Лягушки за одну ночь способны уничтожить до 2 грамм вредителей, а жаба до четырех. Они не брезгуют подкрепиться комарами, муравьями, слизнями, бабочками и даже проволочниками. Бывали случаи, когда жабы уничтожали долгоносиков, гусениц, личинки. Сами животные являются добычей для ежей, мышей, птиц, змей. Они не приносят вреда вашему урожаю. Самый лучший способ привлечь жаб и лягушек в сад - необходимо вырыть маленький водоем, который постоянно будет наполняться водой. Его можно красиво оформить и сделать даже изюминкой вашего сада.

2. Ежи. Они также съедают насекомых. Не старайтесь принести ежа в дом, пусть животное живет там, где ему удобно, иначе еж вообще уйдет с вашего дачного участка. Эти полезные животные с удовольствием лакомятся личинками, слизнями, гусеницами, червяками, листоедами и другими насекомыми. Ежи также охотятся на грызунов, могут уничтожить змею и маленьких птичек. Им свойственен отличный аппетит, поэтому питаться могут всю ночь напролет. Такое поведение можно без труда объяснить – животное накапливает жир, чтобы зиму пережить. Проживает зачастую под кустарниками, где много листвы. Чтобы привлечь на дачу это животное нужно сделать жилище из живой изгороди с ветками и необработанной землей. Располагать его нужно там где нет людей и животных, тогда ежи будут чувствовать себя хорошо, и еще долго не уйдут с вашего участка. Подкормить это полезное животное можно сухим кормом для собак или кошек, овсяными хлопьями, орехами и фруктами. Интенсивную подкормку нужно проводить перед морозами.

3. Землеройки. Самым распространенным видом является землеройка-бурозубка. По окрасу ее легко можно перепутать с мышкой. Но у землеройки есть мех на животе и ее мордочка намного длиннее. Представляет собой очень маленькое животное, которое любит полакомиться насекомыми. Из 24 часов в сутки около 15 часов животное старается добыть себе еду. Помогает убрать из сада червей, личинок, слизней, пауков, гусениц. Зимой животное не покидает сад и не засыпает. Оно роет снег в поисках еды, кушает даже старые семена. Если вы вдруг ее встретите, не выгоняйте животное, а наоборот подкормите.

4. Ящерицы. Эти защитники сада совершенно безобидны. Питаются насекомыми, такими как медведки, бабочки, личинки, пауки и кузнечики. Чтобы привлечь их в свой сад, установите небольшие песочники, в которых эти полезные животные будут откладывать яйца.

Полезные животные встречаются практически у каждого. Не выгоняйте их! Обеспечьте защитникам сада достойные условия проживания и наслаждайтесь садом без вредных насекомых.

Незаметные защитники урожая. Кому достаётся часть урожая?
Колорадский жук. Его рост около сантиметра. Жёлтое тельце украшено десятью чё.

Вредители культурных растений. 2. Тля. 3. Яблонная плодожорка
Кто нам помогает? 1.Жужелица. 2.Божья коровка. 3.Златоглазка.
Насекомоядные птицы. 1.Сова. 2. Пустельга. 3. Канюк.
Как беречь наших помощников? Умеренно применять ядохимикаты. Создать для друз.

Незаметные защитники урожая. Кому достаётся часть урожая?

Незаметные защитники урожая. Кому достаётся часть урожая?

Колорадский жук. Его рост около сантиметра. Жёлтое тельце украшено десятью чё.

Колорадский жук. Его рост около сантиметра. Жёлтое тельце украшено десятью чёрными полосками. Хорошо летает. Кормится в основном листьями картофеля. Очень прожорлив.


Вредители культурных растений. 2. Тля. 3. Яблонная плодожорка

Вредители культурных растений. 2. Тля. 3. Яблонная плодожорка

Кто нам помогает? 1.Жужелица. 2.Божья коровка. 3.Златоглазка.

Кто нам помогает? 1.Жужелица. 2.Божья коровка. 3.Златоглазка.

Насекомоядные птицы. 1.Сова. 2. Пустельга. 3. Канюк.

Насекомоядные птицы. 1.Сова. 2. Пустельга. 3. Канюк.

Как беречь наших помощников? Умеренно применять ядохимикаты. Создать для друз.

Как беречь наших помощников? Умеренно применять ядохимикаты. Создать для друзей-животных благоприятные условия: Зимой – кормушки, а весной – скворечники и синичники. Для хищных птиц в поле ставить присады ( высокие шесты с перекладинами наверху). Хорошо знать животных-помощников и оберегать их!

Презентации этого автора

Белки, строение и функции

19.11.2018 скрыт

Разработка урока по теме:

Окружающий мир, 4 класс

Цель урока: познакомить с защитниками и вредителями культурных растений.

- Познакомить учащихся с животными, наносящими ущерб культурным растениям, а также с мерами по защите урожая;

- формирование умения составлять цепи питания;

- Продолжить формирование умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение преобразовывать информацию в различные формы.

- развитие речи учащихся;

- развитие навыка беглого, осознанного чтения;

- Воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности;

Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, картофель, гречиха. Высокая, густая рожь - это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летает пустельга. Целый день она занята тем, что летает над полями, отыскивая кротов, и истребляя их в большом количестве. Вот канюк поймал суслика. Солнце давно уже село, потухает короткая летняя зорька, какие-то тени видны над рожью. Это воробьи вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить мышей. Трудна их работа.
Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые - вредители поля: слизни, тля, колорадский жук, гусеницы. Однако есть и друзья, которые берегут поля. Это скворцы, синицы, сипухи.

(Ошибки: крот - мышь, воробьи - совы.)

- Как связаны эти животные? (Совы питаются мышами)

- Что можно сказать о мышах? (они питаются частями растений) Найдите в тексте ответ на вопрос: чем питается мышка на полях? ( рожь, пшеница, овёс, картофель, гречиха) Какие растения она уничтожает?(культурные) Почему это плохо? (сокращается количество урожая) Вывод: кто из нарисованных животных вредитель, а кто защитник? (ответы детей)

- Сегодня у нас урок знакомств. Мы узнаем о животных, которым достаётся часть выращенного человеком урожая и об их врагах - защитниках урожая.

2. Актуализация знаний.

- Перечислите основные отрасли растениеводства. (ответы детей)

3. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа с классом.

Карточки у детей на парте. Ответы вносим в кроссворд после коллективного обсуждения. (приложение 1)

Для отдельных учеников индивидуальные карточки с заданиями. (приложение 5)

Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.

Из зёрен этого растения получают крупу - пшено.

Круглый овощ, краснеющий к осени.

Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.

Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.

Это растение родственник лесной клубники.

Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.

Это растение цветёт в июле, а при выращивание в теплице - в начале марта. Разновидности: … - травянка, … Фишера.

Полевое растение, из зёрен которого изготавливают муку.

Это растение украшает букеты школьников 1 сентября.

Полевое растение - лакомство лошадей.

Растение с крупными жёлтыми плодами.

(Ответы: 1.Кукуруза. 2.Картофель. 3. Просо. 4. Томаты. 5. Гречиха. 6. Пшеница. 7. Виктория. 8. Чеснок. 9. Гвоздика. 10. Рожь. 11. Гладиолус. 12. Овёс. 13. Тюльпан. 14. Тыква. 15. Смородина. Ключевое слово: РАСТЕНИЕВОДСТВО.)

Напишите, что получает человек из данных растений: лён, пшеница, рожь, хлопок.

Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?

- Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы.

Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу;

Овощеводы - томаты, чеснок, тыкву;

- Представьте поле картофеля. Появляется слайд:


- Что случилось? Слайд меняется:


- Что произойдёт когда жуки съедят все листья? (клубни перестанут получать воздух и питательные вещества. Приносят вред)

- А как вы думаете, есть ли ещё вредители? (да)

- Давайте посмотрим видеоролик.

Просмотр видеоролика от 13.08.10 г (Из-за жары в Северной Осетии развелось огромное количество прожорливых вредителей)

- О чём сообщается в видеоролике? (вредители уничтожают урожай) О каком вредителе рассказывают? (хлопковая софка) Какие потери понесло сельское хозяйство? (около 80% урожая)

- Ученик: В дореволюционной России с ее отсталым, монокультурным земледелием повреждения, наносимые сельскохозяйственными вредителями, часто принимали катастрофический характер. От одних только вредных насекомых потери земледелия составляли около 980 млн. руб. в год, при этом полеводство теряло около 10% своей валовой продукции, огородничество - 20, а садоводство - даже 40%. Огромные опустошения производили в полеводстве саранчовые, клопы-черепашки, хлебные жуки, гессенская муха, озимая совка, луговой мотылек, свекловичный долгоносик, вредные грызуны, а в садоводстве - яблонная моль, яблонная плодожорка.


1) Найдите внизу вашего листа прямоугольник. (хвост нашей рыбки) Подумайте и запишите что может влиять на качество и количество урожая, собранного на полях страны.

Дети заполняют левую часть. Примерные ответы детей: колорадский жук - картофель; тля - высасывает сок из листьев растений; яблонная плодожорка - семена яблок; грызуны - поедают часть урожая.

Дети получают задание по рядам. Содержание пересказывают 1-2 сильных ученика.

(длина около 1 см) питается листьями картофеля. В траве можно найти округлого жучка длиной до 7 мм, который переливается, как драгоценный камень. Это великолепный листоед.


На многих культурных растениях поселяются тли. Они высасывают соки растений. Листья от этого скручиваются, часто совсем засыхают.


Червивое яблоко попадалось каждому. Но забрался в него не червь, а гусеница небольшой серой бабочки яблонной плодожорки. Эти гусеницы вгрызаются в яблоки и поедают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.


Мыши - мелкие грызуны с длинными хвостами. Их острые зубы постоянно растут, поэтому мышь должна непрерывно что-то грызть, чтобы зубы стачивались и не вырастали слишком длинными. В мире существует множество видов диких мышей.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся -
Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

Примерные ответы детей: жужелица- едят колорадских жуков; божья коровка - поедает тлю; златоглазка - тлю; насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки- пеструшки - гусениц яблонной плодожорки; хищные птицы: сова, пустельга, канюк - грызунов.

Дети получают задание по вариантам. Содержание пересказывают 1-2 сильных ученика.


Божья коровка питается тлей. За свою жизнь она съедает их около четырех тысяч. Личинка божьей коровки тоже хищница. Она съедает за свою жизнь примерно тысячу тлей.

Учёные проделали такой опыт. Огородили плёнкой на картофельном поле участок, где было 70 личинок колорадского жука. Пустили туда 5 хищных жуков-жужелиц. Через несколько дней все личинки были съедены жужелицами .


Златоглазки очень красивы. Лёгкие, нежные, с кружевными голубовато-зелёными крыльями, они похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце. У личинок златоглазок огромные по сравнению с из тельцем челюсти. С помощью этих челюстей личинки поедают тлей.

Основная пища сов - грызуны.


Словно жалобно выпрашивает что-то, канючит. Эта птица так и называется - канюк. Ее главная добыча тоже грызуны. Как и пустельга, канюк может зависать над землей, трепеща крыльями и высматривая добычу.

Канюк достигает в длину 50 см, а в раз­махе крыльев - 1 м. В средней полосе России он считается самым обычным представителем крупных хищных птиц, то есть встречается чаще других.

Пустельга и канюк - дневные хищники.



Скворец - черная птица с металлическим блеском и серебристыми пестринами. Скворцов можно увидеть на деревьях или на какой-нибудь лужайке, где они разгуливают, собирая корм.


Мухоловка-пеструшка - маленькая птичка, напоминающая своей окраской сороку. Питается, вопреки названию, в основном гусеницами и пауками.

Ответ детей: цепи питания.

Перечислите цепи питания. Молодцы! Какая часть таблицы у нас осталась не заполненной?(выводы)

- В вывод мы запишем, что же надо делать, чтобы сберечь урожай без вреда для окружающей среды. Дети записывают свои выводы самостоятельно.

- Молодцы. Уточните, как ядохимикаты вредят окружающей среде? (накапливаются в почве и попадают в растения через корневую систему, затем в нашу пищу. Могут отравиться полезные насекомые и птицы)

- Мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать!

5. Закрепление изученного.

Подведём итог урока. (тестирование)

Читайте также: