Зачем просят открыть шторки в самолете при взлете и посадке

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Все, кто хотя бы раз летел в самолете, помнят, что при взлете и посадке лайнера бортпроводники обращаются с просьбой открыть шторки иллюминатора. Это является важной частью процесса подготовки кабины судна к возможной аварийной ситуации, в связи с чем всем пассажирам необходимо придерживаться указаний во время перелета.

Как известно, подавляющее большинство аварий и неисправностей у самолета происходят в процессе его взлета и посадки, когда у экипажа имеется всего 90 секунд, чтобы подготовить пассажиров к эвакуации. Вне зависимости от размеров самолета и числа людей на борту, все бортпроводники имеют определенное количество времени на обеспечение их безопасности.

Чтобы вложиться в эти полторы минуты, команда начинает готовить салон к возможной аварийной ситуации заранее, поэтому просит всех открывать шторки. Необходимо помнить, что пассажиры, которым достались места вблизи аварийного выхода, имеют дополнительные обязанности. В случае экстренной ситуации они должны помогать экипажу, поэтому им советуют прочесть инструкцию безопасности. Также к перелету на этих местах допускаются только взрослые.

Чтобы полностью обезопасить пассажиров на период взлета и посадки, их просят пристегнуть ремни безопасности, поднять шторки, привести в вертикальное положение сидения и т.д. Все эти действия помогут команде среагировать на экстренную ситуацию намного быстрее, что может спасти жизнь людей на борту.

При поднятых шторках бортпроводники и все люди в салоне могут заметить, что что-то идет не так, и доложить об этом. Своевременная реакция поможет принять наиболее оптимальные решения при эвакуации. Если посадка или взлет совершаются днем, при помощи открытого окна пассажиры привыкают к дневному освещению, поэтому при ЧС можно избежать временного шока и адаптации зрения. Если же авария имела место ночью, наземные спасательные команды получат возможность видеть, что происходит в самолете, через открытые иллюминаторы.

Зачем просят поднимать шторки иллюминатора во время взлета и посадки самолета

Многие знают про требование бортпроводников оставлять открытыми шторки иллюминаторов в период взлета, приземления и также в период выполнения различных рулевых маневров.

Подобные требования у некоторых вызывают даже некоторое раздражение, ведь в этот период также включают свет в салоне и нужно держать окна открытыми, возможность расслабиться отсутствует. Тем не менее, такое требование имеет под собой вполне рациональную основу.

Почему открывают шторки

Если сказать в двух словах, то по соображениям безопасности. Шторки остаются открытыми, чтобы контролировать пространство и процесс взлета и посадки. Существуют ряд побочных факторов, но все они, по сути, сводятся к потребности контролировать ситуацию.

Зачем просят поднимать шторки иллюминатора во время взлета и посадки самолета

Почему именно в период руления, взлета и посадки? Дело в том, что только в эти периоды пилоты в основном и работают, остальной полет выполняет по большей части автопилот и если вы набрали высоту, то пребываете в относительной безопасности, как минимум там намного безопаснее по сравнению со снижением им подъемом на высоту, а также передвижениями по аэропорту.

Практические потребности

Итак, есть целый комплекс факторов, но в итоге они составляют общую пользу, точнее, большую возможность контроля.

Зачем просят поднимать шторки иллюминатора во время взлета и посадки самолета

Зачем просят поднимать шторки иллюминатора во время взлета и посадки самолета

  1. Дать привыкнуть глазам пассажиров. Если произойдет какая-то экстренная ситуация, требуется, чтобы глаза пассажиров были уже адаптированы под условия освещения (для этого также включают свет в салоне) и позволяли ориентироваться, к примеру, видеть, где возгорание или иная угроза для самолета.
  2. Позволить видеть спасательным службам. Если потребуется использовать помощь спасателей, то нужно чтобы они легко видели положение дел в салоне. Для этого требуются полностью открытые повсюду шторки.
  3. Обзор пространства. Для того чтобы своевременно сообщить экипажу о тех или иных неполадках и трудностях, нужно иметь доступ к внешнему миру. Пассажиры, по сути, тоже принимают участие в этой работе, они невольно просматривают пространство на предмет опасностей, контролируют крылья и двигатели.
  4. Безопасность пассажиров. Если произойдут какие-то неполадки, то пластиковая шторка может расколоться и поранить пассажиров, поэтому их следует держать в поднятом положении.

Обратите внимание

Сами иллюминаторы в самолетах состоят из стекла, которое выдерживает повышенную нагрузку. Они могут выдерживать до 4 тонн нагрузки, поэтому не подвергаются дефектам, расколоться может только внутреннее декоративное стекло, но оно безопасно для пассажиров, в отличие от пластика.

Эстетические потребности

В завершение отметим и возможность сделать отличные кадры, когда самолет набирает высоту или снижается, да и просто наблюдать за этим всегда невероятно захватывающе.

Зачем просят поднимать шторки иллюминатора во время взлета и посадки самолета

Если вы не часто летаете, вполне актуально предоставить себе возможность понаблюдать и оставить в памяти эти кадры, которые действительно выглядят интересно.

Поэтому не теряйте возможности получить эстетическое удовольствие, ведь летать так интересно.


Несмотря на высокую технологичность современных самолетов, от аварийных ситуаций никто не застрахован, а большинство из них приходится на этапы посадки и взлета. В таком случае основная задача пилота — предпринять все меры для спасения пассажиров, совершив экстренную посадку. Такое приземление производится на любую пригодную территорию и может оказаться достаточно жестким.


Поэтому во время посадки и взлета бортпроводникам необходимо особенно внимательно следить за тем, что происходит за бортом, чтобы вовремя сообщить пилотам о нештатной ситуации. А делать это при закрытых шторках невозможно. Да и спасателям будет проще разобраться, что происходит в салоне, если иллюминаторы будут открыты. Это первая причина, почему стюардессы просят открыть шторки иллюминаторов.

Вторую причину диктует современная действительность: перед тем как открыть двери, экипаж должен быть уверен, что на земле самолет не поджидают террористы. Следовательно, в безопасности будет и воздушное судно, и пассажиры. Подсказать о подозрительных передвижениях в аэропорту могут также сами пассажиры.

Есть и более мирная причина: глаза должны привыкнуть к естественному освещению, чтобы было проще ориентироваться. К тому же открытый иллюминатор позволяет видеть, как садится самолет. Следовательно, успокаивает тех, кто боится полетов.


При этом опасаться, что, будучи открытым, иллюминатор разобьется в случае жесткой посадки, не стоит. Он спроектирован так, что может выдержать давление между салоном и внешней атмосферой, равное нагрузке примерно в 4 т. (Ранее мы рассказывали, почему иллюминаторы делают овальной формы.) Представить ситуацию, при которой давление будет еще больше, крайне сложно. Но даже если разгерметизация произойдет, экипаж немедленно начнет снижение до безопасной высоты, а кислорода на борту хватит еще на 15–20 минут полета. За это время пилотам необходимо успеть оценить ситуацию и совершить экстренную посадку. Здесь тоже могут пригодиться открытые иллюминаторы.

Открытие шторки иллюминатора является частью длинного процесса подготовки кабины самолета к аварийным ситуациям. У экипажа есть всего лишь 90 секунд на то, чтобы эвакуировать всех пассажиров в случае аварии. С небольшими поправками на размер самолета и количество пассажиров процесс эвакуации занимает одинаковое количество времени. Поэтому для того, чтобы уложиться в эти самые 90 секунд, команда подготавливает самолет заранее. Кроме того, особое значение имеют места, расположенные у аварийного выхода — их могут занимать только взрослые. Им рекомендуют ознакомиться с инструкцией по безопасности для того, чтобы они были готовы помочь экипажу в случае чрезвычайной ситуации.

Шторки иллюминатора поднимают во время посадки и взлета, так как эти этапы полета считаются наиболее опасными. Как известно, наибольшее количество катастроф происходит как раз во время взлета и приземления, поэтому пассажиров просят поднять шторки, привести сидения в вертикальное положение, пристегнуть ремни и т.д. В случае, если что-то пойдет не так, команда успеет быстро среагировать.

Почему во время взлета и посадки самолета просят поднимать шторки иллюминатора?

Кроме того, нужно учесть следующее:

— Пассажиры любопытны. А это дополнительные 100-300 человек, наблюдающие за процессом взлета/посадки и готовые моментально сообщить о том, что показалось им странным.
— В случае аварийной ситуации каждая секунда на счету. При поднятых шторках команда может легко видеть условия за бортом и принимать максимально верные решения относительно эвакуации.
— В случае аварии люди должны быть подготовлены. Поэтому днем открытие шторок позволяет пассажирам привыкнуть именно к такому освещению. В случае аварийной эвакуации у пассажиров не будет спонтанного изменения световых условий в кабине, что в свою очередь позволяет избежать временного шока. То же самое относится к перелетам в ночное время: шторки открыты, а освещение в кабине приглушено. Это помогает спасательным службам снаружи видеть, что происходит внутри.
Правила, конечно, могут отличаться в зависимости от авиакомпании, но в большинстве случаев по инструкции требуется, чтобы шторки были открыты.

Читайте также: