Взлет и посадка военных самолетов
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
В первой половине 50-х годов прошлого века в западной авиационной прессе стали появляться сведения о разработке летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Первые подобные самолеты использовали винтовые двигатели и скорее напоминали своим внешним видом вертолеты. Пионерами в этой области оказались французы и американцы. Во Франции над таким летательным аппаратом работала фирма Sud-Ouest. Компания создала модель SO-1310 Farfadet. В США работала фирма McDonnell, которая разработала вертолет XV-1. Более серьезная работа началась, когда американский флот инициировал разработку истребителей XFY-1 и XFV-1 фирмами Convair и Lockheed.
Эти винтовые машины были вооружены пушками и неуправляемыми ракетами. Следующим этапом развития стало появление реактивного самолета Ryan X-13. Первые полеты его в беспилотном варианте прошли в мае 1951 года. Сам самолет построили в 1955 году. Хотя Х-13 не пошел в серийное производство, но его с полным правом можно назвать первым в мире реактивным самолетом вертикального взлета и посадки (ЛВЗП).
Разработка и испытания этих трех американских самолетов породила массу похожих проектов в других странах, в том числе в стадии летных испытаний дошел только французский Coleoptere по кольцевым крылом. В 1959 году этот необычный самолет разбился и поставил точку в истории ЛВЗП с вертикальным положением фюзеляжа при взлете и посадке.
Первый самолет с вертикальным взлетом от фирмы Sud-Ouest
Определенных успехов в создании ЛВЗП достигла Великобритания. В 1950 году фирма Fairey построила истребитель укороченного взлета FD1, который должен был взлетать с наклонной пусковой установки за счет тяги собственного ТРД. Посадка FD1 предусматривалась на обычный аэродром. Такая половинчатость не устраивала военных, и машину использовали только для исследований треугольного крыла.
Проанализировав различные варианты таких самолетов, специалисты выбрали схему с комбинированной силовой установкой, состоящей из четырех подъемных двигателей и одного двигателя для разгона самолета в горизонтальном полете. Самолет по такой схеме построили за два года. В декабря 1956 года начались его трехмесячные наземные испытания под обозначением SC-1. Первый вертикальный взлет был осуществлен 25 октября 1958 года, 6 апреля 1960 года в Бедфорде (Bedford) прошел первый полет с вертикальным взлетом и посадкой.
Первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38
После перехода в горизонтальный полет две лопасти подъемного винта выставлялись в флюгерной положения и не создавали дополнительного аэродинамического сопротивления. Через некоторое время появился более совершенный проект - Кот-2. Однако появление реактивных истребителей, летные характеристики которых сводили на нет все преимущества "Кот", поставили точку в этом проекта.
Разработку ЛВЗП с реактивными двигателями вел советский конструктор Алексей Яковлевич Щербаков. Проект высокоскоростного истребителя предусматривал достижение скорости в 1500 км / ч и дальности полета в 1000 км. Вертикальный взлет и посадка осуществлялись за счет поворота крыла малого удлинения с двумя ТРД Nine, а для стабилизации машины при зависании применялись газовые рули.
В 1948 году проводились стендовые испытания макета самолета. Необычный внешний вид и его маленькое крыло породили у заказчиков из ВВС СССР большие сомнения. Они посчитали проект неперспективным, работы были свернуты. Еще один интересный ЛВЗП с вертикальным положением фюзеляжа был разработан в 1954 году в Московском авиационном институте под руководством Ивана Павловича Братухина. Летательный аппарат, взлетным весом свыше 50 тонн, предназначался для перевозки десантников и доставки диверсионных групп в тыл противника.
Для поднятия в воздух он оснащался четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12 от межконтинентального бомбардировщика Ту-95, которые закреплялись в обтекаемых гондолах на концах прямоугольного крестообразного крыла. Для обеспечения удобства во время взлета и посадки кресла экипажа и десанта выполнялись поворотными.
17.06.2019, 6:01 В России Видео 1 768
Экипаж истребителей на сверзвуковых скоростях отработали приемы воздушного боя, методы сопровождения и принуждения воздушного судна условного нарушителя к посадке.
Фото, видео: Министерство обороны РФ
Видео опубликовало министерство обороны России. На кадрах, снятых из кабины пилота, можно видеть взлет, посадку, маневры истребителей Су-27 и Су-30 в воздухе. Кроме элементов высшего пилотажа, пилоты выполнили учебные атаки по воздушным и наземным целям и отработали методы сопровождения и принуждения воздушного судна условного нарушителя к посадке.
Почему новый истребитель Checkmate может получить название Су-75
Топ 10 Самолётов с Вертикальным ВЗЛЕТОМ
Ryan X-13A-RY Vertijet — экспериментальный реактивный самолёт вертикального взлёта и посадки, созданный в США в 1950-х. Построено два самолёта.
Летно-технические характеристики
Экипаж: 1
Длина: 7,14 м.
Размах крыльев: 6,40 м.
Высота: 4,62 м
Вес пустого: 2,424 кг
Максимальный взлётный вес: 3,272 кг.
Силовая установка: 1× ТРД Rolls-Royce Avon, тяга 44,6 kN
Максимальная скорость: 560 км/ч
Дальность: 307 км
Практический потолок: 6,100 м.
Ling-Temco-Vought (LTV) XC-142 — американский экспериментальный транспортный самолёт вертикального взлёта и посадки с поворотным крылом (тилтвинг). Разработчик и производитель — Ling-Temco-Vought. Заказчик — оружейное ведомство флота США (Bureau of Naval Weapons).
Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолётов. Программа прекращена в 1970 г.
Ling-Temco-Vought (LTV) XC-142
Трудности с испытаниями, среди ряда других причин, вызвали падение интереса военных заказчиков к программе. К 1965 г. флот США вышел из программы разработок. ВВС потребовали изменить характеристики машины (исключив требования для эксплуатации с авианосца). Предполагалось рассмотрение усовершенствованного варианта машины — C-142B. Однако требования к новому прототипу так и не были окночательно оформлены, и в 1965 г. военные заказчики отказались от проекта. Последний оставшийся экземпляр самолёта в 1966 г. был передан в NASA, где испытания продолжались до мая 1970 г, после чего были прекращены окончательно.
Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США на авиабазе Wright-Patterson Air Force Base (г. Dayton, штат Огайо)
Экипаж: 2
Вместимость: 32 солдата или 24 пациента на носилках
Полезная нагрузка:3,3 тонны
Длина: 17.71 м
Размах крыльев: 20.60 м
Высота: 7620 метров
Вес (пустой): 10,270 кг
Вес (максимальный взлётный с коротким разбегом): 20,2 тонны
Силовая установка: 4× ТВД General Electric T64-GE-1 мощностью 2,850 л.с. каждый
Максимальная скорость 694 км/ч на высоте 6100 м
Крейсерская скорость: 463 км/ч на уровне моря
Дальность: 757 км
Практический потолок: 7,620 м
Поставлялся на экспорт в 12 стран мира, применялся в ряде военных конфликтов (в ирано-иракской войне и в частности обеими сторонами войне в Чаде).
French Mirage 2000 Fighters Fly Air Policing
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,23 м
Размах крыла: 8,4 м
Нормальная взлётная масса: 10 900 кг (без подвесов)
Силовая установка: 1 × ТРДФ SNECMA Atar 9K-50
Максимальная скорость:
у земли: 1470 км/ч (М=1,2)
на высоте: 2335 км/ч (М=2,2)
Крейсерская скорость: 885 км/ч
Посадочная скорость: 230 км/ч
Перегоночная дальность: 3300 км
Продолжительность полёта: 3 ч 45 мин
Практический потолок: 20 000 м
F 3485 Bell X-22 Test Flights
Самолёт с четырьмя крыльями, расположенными по тандемной (продольной) схеме. Силовая установка — четыре турбовальных газотурбинных двигателя, расположенных попарно на заднем крыле и работающих на общую трансмиссию. Движителями являются четыре воздушных винта в поворотных кольцевых обтекателях. Обтекатели имеют возможность разворота от вертикального положения (вертикальный взлет) к горизонтальному (крейсерский полёт или взлёт с разбегом).
Italian Harrier Jets at Sea — ITS Cavour
Состоял на вооружении Великобритании (Королевские ВВС), США (морская пехота), Испании, Индии и Таиланда.
Дальнейшим развитием самолёта являются машины BAE Sea Harrier, BAE Harrier II, и AV-8B Harrier II,
Harrier Lands Without Nose Gear
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 13,88 м
Размах крыла: 7,7 м
Высота: 3,5 м
Площадь крыла: 18,68 м²
Масса пустого: 5428 кг
Максимальная взлётная масса:
при взлёте с коротким разбегом: 11 158 кг
при вертикальном взлёте: 7938 кг
Масса в бою: 8831 кг
Максимальная скорость: 1102 км/ч
Крейсерская скорость: 828 км/ч
Практическая дальность: 1524 км (без ПТБ без боевой нагрузки)
Практический потолок: 13 411 м
Эффективность самолета Як-38
Палубный штурмовик ЯК-38
Як-38 способен атаковать наземные и надводные цели в любое время суток. В случае необходимости, Як-38 может также атаковать воздушные цели в светлое время суток. Всё вооружение размещается под крылом на четырёх балочных держателях БД3-60-23Ф1, каждый из которых способен нести боеприпасы массой до 500 кг. Максимальная боевая нагрузка составляет 1000 кг.
Як-38 мог нести внешнюю съёмную пушечную установку ВСПУ-36. Данная установка представляла собой двухствольную пушку ГШ-23 калибра 23 мм, размещённую в конформном кожухе. Боезапас составляет 160 снарядов. Темп стрельбы — 3400 выст/мин. ВСПУ-36 мог применяться как против воздушных, так и против наземных (надводных) целей. Установка подвешивалась снизу фюзеляжа между основными стойками шасси.
Также на подкрыльевые пилоны можно было подвесить до четырёх пушечных контейнеров УПК-23-250. Каждый такой контейнер содержит авиационную пушку ГШ-23Л. Боезапас — 250 снарядов. Вес контейнера со снаряжённым боезапасом — 218 кг (пустого — 78 кг), темп стрельбы — 3400 выст/мин. Эффективная дальность стрельбы — 2000 м.
AV-8B Harrier II Pre-Flight and Takeoff by VMA-214
Harrier был надёжным и универсальным самолётом, однако его эксплуатация в подразделениях морской пехоты США быстро выявила недостатки — маленькую дальность полёта и небольшую бомбовую нагрузку.
AV-8B Harriers of VMA-211
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 14,12 м
Размах крыла: 9,245 м
Высота: 3,551 м
Площадь крыла: 21,37 м²
Масса пустого: 5 822 кг
Максимальная взлётная масса: 14 060 кг
при вертикальном взлёте: 8618 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
Максимальная скорость: 1 063 км/ч
Крейсерская скорость: 706—845 км/ч
Практическая дальность: 2 502 км (без ПТБ без боевой нагрузки)
Перегоночная дальность: 3 293 км (с ПТБ без боевой нагрузки)
Практический потолок: 12 710 м
Bell V-22 Osprey — американский конвертоплан (аппарат, сочетающий отдельные преимущества самолёта и вертолёта). Единственный серийно выпускаемый конвертоплан, разрабатывался в США более 30 лет компанией Bell. Находится на вооружении Корпуса морской пехоты США, ВМС США и ВВС США.
MV-22 Osprey of HX 21 on the Flight Deck
29 января 2017 года отряд бойцов NSWDG ВМС США высадился с V-22 Osprey в провинции Байда (Йемен). Целью операции было здание, в котором находились боевики Аль-Каиды. При посадке конвертоплан получил повреждения, которые привели к неисправности летательного аппарата. В ходе эвакуации отряда V-22 Osprey был уничтожен огнём американской авиации
Экипаж — 3 (MV-22) или 4 (CV-22) человека;
пассажировместимость — 24 десантника.
длина фюзеляжа — 17,48 м;
размах крыла по концам лопастей винтов — 25,78 м;
длина при сложенных лопастях — 19,23 м;
ширина при сложенных лопастях — 5,64 м;
высота по килям — 5,38 м;
при двигателях, установленных вертикально вверх — 6,74 м;
при сложенных лопастях — 5,51 м;
площадь крыла — 28 м².
масса пустого конвертоплана — 15 000 кг[97];
снаряжённого — 21 500 кг;
максимальная взлётная масса — 27 443 кг;
при вертикальном взлёте — 23 859 кг;
при взлёте с коротким разбегом — 25 855 кг;
масса полезной нагрузки — 5445 кг (при вертикальном взлёте);
Двигатели — 2 × Rolls-Royce T406 (AE 1107C-Liberty)[99]:
мощность — 2 × 4586 кВт (6150 л. с.);
Максимальная скорость: в самолётном режиме — 565 км/ч;
в вертолётном режиме — 185 км/ч.
Крейсерская скорость — 510 км/ч.
практическая дальность — 2627 км (без дозаправки);
Практический потолок — 7620 м;
Палубник Як-141 — Вертикальный! Сверхзвуковой! Yakovlev Yak-141 Supersonic
Экипаж: 1 человек
Длина: 18,3 м
Размах крыла: в сложенном положении: 5,9 м
в развёрнутом положении: 10,1 м
Высота: 5 м
Площадь крыла: 31,7 м²
Масса: пустого: 11 650 кг
максимальная взлётная масса: при разбеге 120 м: 19 500 кг
при вертикальном взлёте: 15 800 кг
Двигатели:
Подъёмно-маршевый двигатель Р79В-300
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
количество: 1
Подъёмный двигатель РД-41
тип двигателя: турбореактивный одноконтурный с управляемым вектором тяги
количество: 2
Максимальная скорость:
на высоте 11 км: 1800 км/ч (М = 1,7)
у земли: 1250 км/ч (1,05 М)
Боевой радиус: до 900 км
Четыре штурмовика A-10 и два транспортных самолета C-146A отработали взлет и посадку на шоссе в Алпене. Подобные упражнения на территории США выполнялись впервые. Тренировки прошли в рамках подготовки к масштабным учениям "Северный удар".
Чтобы самолеты могли беспрепятственно сесть и взлететь, сотрудникам министерства транспорта штата пришлось убрать с обочины некоторые элементы линий электропередач и дорожные знаки.
Программы
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: