Взлет и посадка боинг 787

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Новейший дальнемагистральный самолет Боинг-787 "Дримлайнер" сделан из углеводородного композита, что позволило снизить расход топлива на 20%. Размер иллюминатора на 30% больше чем стандартный, не имеет механических шторок, вместо которых функционирует система с автоматическим электронным затемнением. Динамическое освещение салона в зависимости от времени суток. Уровень шума в салоне на 60% ниже. Системы, позволяющие снизить влияние эффекта турбулентности. Список можно продолжить.

Первый в Европе Дримлайнер месяц назад был принят польской авиакомпанией LOT и в рамкам промо-тура самолет выполняет несколько рейсов в разные аэропорты Европы, в т.ч. и в Киев. Я побывал на встрече-презентации нового лайнера, сфотографировал интерьер и кабину пилотов. Welcome on board!

Boeing 787 Dreamliner — широкофюзеляжный двухмоторный реактивный пассажирский самолёт. Максимальное количество пассажиров (в одноклассовой конфигурации): от 250 до 330, в зависимости от варианта (по вместимости и дальности полёта 787 сравним с Boeing 767). Boeing 787 стал первым пассажирским самолётом такого размера, фюзеляж которого полностью изготовлен из композиционных материалов. До 2005 года 787-й разрабатывался под обозначением 7E7. Первый экземпляр был показан на презентации на заводе в городе Эверетт 8 июля 2007 году. 26 октября 2011 года лайнер совершил свой первый коммерческий рейс.

В 2001 году Boeing объявил начало разработки нового проекта, Boeing Sonic Cruiser. Предполагалось, что новый самолёт Boeing сможет летать на скорости, близкой к звуковой, при этом в среднем расходуя не больше топлива, чем 767-й или А330. Из-за террористических атак 11 сентября и повышающихся цен на нефть стало ясно, что авиакомпании больше заинтересованы в экономичности полётов, чем в скорости, и проект Sonic Cruiser, к тому же дорогостоящий и технологически сложный, был приостановлен.

В 2004-м году Boeing представил миру свой новый проект под кодовым именем 7E7. Этот новый проект послужил в качестве замены Sonic Cruiser, унаследовав многие идеи и технологии своего предшественника. По состоянию на июнь 2010 года заказано 868 самолётов Boeing 787. По состоянию на декабрь 2012 года заказчикам поставлено 44 самолета, заказано к выпуску 850.

50 % элементов фюзеляжа изготовлены из композитных материалов на основе углерода (в модели 777 - 9 %). В результате 787-й стал легче и прочнее, чем обычный лайнер с алюминиевым фюзеляжем. Стреловидные крылья 787-й модели с переменным изгибом законцовок на 2 % увеличивают подъёмную силу, по сравнению с 767-й моделью. Эти крылья длиннее, чем у других самолетов подобного класса, что придает им дополнительную эластичность.

Угол изгиба крыла динамически изменяется во время полета:

Хорошая инфографика, кликабельная в большем разрешении:

Сравнение размеров с Эйрбас А380:

На данный момент Boeing предлагает три варианта авиалайнера.

- 787-3 — 296-местный вариант с дальностью 6500 км, рассчитанный для загруженных маршрутов малой протяжённости. Этот вариант должен был заменить Boeing 767 и Airbus A300 на внутренних рейсах Японии. Вариант не выпускается.
- 787-8 — базовый вариант, рассчитанный как замена Boeing 767-300ER. Вмещает до 250 пассажиров (в зависимости от конфигурации), дальность — 15 700 км. Стоимость — 157—167 млн $[
- 787-9 — удлинённый вариант, вмещающий до 290 пассажиров, с немного большей дальностью по сравнению 787-8. Рассчитан как замена Boeing 767-400ER, А330-200 и А340-200. Стоимость — 189—200 млн $

Boeing также рассматривает вариант 787-10, вмещающий до 350 пассажиров, который может заменить Boeing 777-200 и Boeing 777-200ER.

Боинг 787 "Дримлайнер" с бортовым номером SP-LRA стал первым лайнером такого типа в Европе, в декабре он прилетел и в Киев из Варшавы. Это модификация 787-8.

Накануне LOT перешел в новый Терминал Д аэропорта "Борисполь", который построен к футбольному чемпионаты "Евро-2012":

Малошумный и экономичный двигатель Trent 1000 компании Rolls-Royce. Волнистые элементы двигателя в задней его части - шевроны, используется для "рассеивания звукового потока" уменьшая шум.

Почти Virgin Atlantic :)

Прилет задержался на 50 минут, поэтому гости ожидали в специальном месте в зале вылета терминала Д, немного переоборудованном для презентации:

Перейдем в салон?!

Первый Боинг 787 LOT имеет 242 посадочных места: 8 - бизнес, 21 - преимум эконом, 213 - эконом.


32.

Высота окон составит 46 см – это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы снабжены регулируемым электрохромным затемнением (сенсорная кнопка на фото под окном):

Туалет субъективно чуть просторнее чем обычно:

Я не сфотографировал "каюты" отдыха экипажа, пропустил. Кухня в хвостовой части салона:

И в носовой части:

Очень приятная голубая подсветка - один из элементов так называемого "Sky Interior"

Впрочем в демо-режиме это настоящий Энди Уорхол! :)

21 место в Премиум-Эконом классе:

Кабина пилотов: 2 места для пилотов и два сзади:

Полупрозрачный Heads-Up дисплей, на котором дублируются все основные показатели, это позволяет пилоту смотреть вперед во время взлета и посадки:

Уже через месяц этот борт полетит в Чикаго, но в Киеве будет еще дважды - 20 и 27 декабря.

Я благодарю Пресс-службу аэропорта "Борисполь" за приглашение на мероприятие!

Другие мои репортажи про авиацию, самолеты, аэропорты смотрите по тегу aviation

Но сначала попрошу оставить злорадства при себе. Задержки с поставками самолета это неприятно, но очень часто это неизбежно. Двигатель Trent 1000 выключился на стенде Роллс Ройса. По неофициальной информации произошел отказ в подаче масла к опорам, перегрев среднего вала, рассоединение компрессора и турбины. А дальше, незагруженная турбина раскручивается до немыслимых скоростей, разлетаясь на части. Испытания - штука опасная.

Понятное дело, надо с этим разобраться, ведь первый самолет для японской компании ANA будет летать именно с двигателями от RR. Более того, EASA вместе с FAA (авиационные власти Европы и США) выпустили директиву (обязательный к исполнению документ, влияющий на безопасность полетов) о том, что необходимо взять на контроль двигатели самолетов A-380, ведь Trent 900 очень близок конструктивно к взорвавшемуся двигателю.

Это сложнейшая авиационная техника, это безопасность пассажиров. Это совершенно новый самолет, с целой кучей инноваций. Задержки неизбежны. Но оно стоит того, поверьте.

Не могу пройти мимо публикации журнала FlightGlobal о тренажере Dreamliner'а. Публикация о тренажере, и самолете с точки зрения пилота. Для меня это не очень актуально, поэтому пройдусь по техническим инновациям самолета.

Особенно меня впечатлило видео, см в посте.

Основным новшеством 787 является то, что воздух в самолете больше не будет "жареным". Свежий забортный воздух больше не будет подвергаться прогреву до 500 градусов C. Он будет поступать напрямую в салон, подогреваясь до нормальной температуры электрически.

На самолете установлено 6 генераторов: по два на двигателях мощностью 250кВА, и два на ВСУ мощностью 225кВА. Двигатели запускаются электрически (а не сжатым воздухом как на современных больших лайнерах). Генераторы по своей конструкции гораздо проще (дешевле, и требуют меньше обслуживания), чем IDG на современных самолетах. Они связаны с двигателем механически напрямую, без приводов постоянных оборотов. Это означает, что частота тока может колебаться от 360 до 800 Гц. Эти же генераторы используются для запуска двигателей.

На современных самолетах частота вращения вала генератора должна быть постоянной (чтобы генератор постоянно давал 400Гц ток), что обеспечивается всякими IDG и CSD. В одном месте ушло, в другом наверняка придет - где-нибудь в самолете будет стоять "шкаф" для выравнивания частоты тока от генераторов. С генераторами ВСУ проще. ВСУ настраивается и управляется так, чтобы всегда поддерживать постоянные обороты независимо от нагрузки.

На 787 огромную роль играет электрическая система. В разы большую, чем на других самолетах.

Все электрические блоки на современных самолетах расположены под кабиной пилотов, в носу самолета. Именно поэтому в кабине очень много места занято предохранителями. На 787 используется распределенная система, и электронные блоки (Remote Power Distribution Units) расположены в местах по всему самолету, откуда будет проще всего тянуть кабели к потребителям. Такой подход позволил очень и очень сильно сократить количество тяжеленных кабелей, проложенных под полом.

В традиционной конфигурации крыло самолета обогревается (передняя кромка обогревается всегда и везде, потому что обледенение способно погубить самолет любых размеров) горячим воздухом, отобранным от двигателей. Воздух проходит вдоль крыла, и сбрасывается через отверстия в атмосферу. Такая схема по мнению Боинга неэкономична, поэтому на 787 применяется полностью электрический обогрев крыла. Раньше, насколько я помню, эта схема применялась на небольших самолетах.

Как я уже сказал, воздух от двигателя не отбирается вообще: ни на обогрев, ни на кондиционирование и подогрев, ни на запуск двигателей. Отбора воздуха от ВСУ на 787 тоже нет. Представляете сколько огромных труб можно просто выкинуть выкинуть?

Двигатели (трубы фиолетового цвета и тяжеленный теплообменник над двигателем теперь можно выбросить):

Три гидросистемы (это довольно стандартное решение): левая, правая и центральная. Давление в них создается насосами на двигателях (ничего нового), и электрическими насосными станциями при необходимости (тоже ничего нового), особенно в моменты пиковых нагрузок - выпуска/уборки шасси. Центральная система накачивается от двух электрических насосов в фюзеляже, один работает постоянно весь полет, а второй подключается при необходимости (в моменты пиковых нагрузок на гидросистему).

В гидросистеме самолета давление в полтора раза выше, чем у предшественника 777. Увеличение давления позволяет уменьшить размер и облегчить агрегаты гидросистем.

В целом, самолет очень похож на 777 с точки зрения пилота. Не зря программа переучивания летчика с 777 на 787 занимает всего 5 дней! Техсостав будет учиться как обычно, не меньше, чем полтора месяца.

Огромные дисплеи в кабине не являются органами управления (они не сенсорные). Обязательно посмотрите видео, интерфейс и управление выглядит очень любопытно. Особенно мне понравилась "нашлемная" индикация. Летчик смотрит через стекло, на котором отображаются все необходимые на этапе взлета и посадки параметры полета. Это не новинка для гражданской авиации, я видел 737 с установленной такой системой, но все равно выглядит очень мммм.. удобно=).

Запуск двигателей очень прост. Проверка пожарной системы, перключатель в положение "запуск", и кран подачи топлива - открыть. Все остальное контролирует двигатель самостоятельно. (кто читал процедуру запуска или запускал двигатель Ту-154, тот поймет, что на 787 двигатель включается не сложнее, чем на семейном автомобиле).

Одним словом, красота!

Вот пока все, что я смог разведать об этом новейшем самолете. Я не касался технологии его производства (а это тоже революционный подход), хотя там есть о чем поговорить.

Текст может быть довольно сложным для понимания широкой аудитории. Приходится все глубже и глубже вдаваться в технические детали, это неизбежно. Поэтому, спрашивайте если чего не понятно, постараюсь объяснить все максимально доходчиво=).


С момента первого полета коммерческого полета Boeing 787 в декабре 2009 года периодически поступает информация об утечках масла, задымлениях или неполадках в тормозной системе. Последний инцидент на борту авиалайнера, принадлежащего японской авиакомпании All Nippon Airlines, спровоцировал внештатную посадку воздушного судна в аэропорту Такамацу.

23 декабря 2009 года

Во время второго тестового полета лайнера Boeing 787 были выявлены неисправности с шасси. Летчикам, осуществлявшим пилотирование самолета, ничего не угрожало. После трехчасового полета воздушное судно решено было посадить из-за ухудшения погодных условий.


19 февраля 2010 года

Вынужденную посадку совершил Boeing 787 в аэропорту города Моузес-Лейк штата Вашингтон (США) по причине резкого снижения тяги в одном из двигателей. Позднее неисправность устранили, и лайнер вернулась в аэропорт города Сиэтл, откуда вылетел на испытательный полет ранее.

10 ноября 2010 года

Во время испытательного полета Boeing 787 произошло задымление в пассажирском салоне самолета, в результате чего воздушное судно совершило посадку в аэропорту города Ларедо штата Техас (США). Члены экипажа были эвакуированы.

6 ноября 2011 года

Неполадки с шасси случились на борту Boeing 787 Dreamliner перед приземлением в одном из японских аэропортов. Датчики в кабине пилотов показали, что у самолета не полностью вышли шасси, их пришлось выпускать в ручном режиме. Причиной инцидента стало неверное срабатывание датчика работы клапана гидравлической системы самолета. На борту находились 249 человек, никто из них не пострадал.

5 сентября 2012 года

Полет Boeing 787 по маршруту Окаяма — Токио был отменен по причине появления белого дыма из левого двигателя самолета. Инцидент произошел перед взлетом в японском аэропорту Окаяма. В результате, авиа-судно было возвращено на стоянку для технического осмотра.

14 декабря 2012 года

Вынужденную посадку в аэропорту Лондона совершил Dreamliner из-за неполадок в электрической системе. В самолете компании Qatar Airways был обнаружен дефект в одном из электрогенераторов.

7 января 2013 года

В американском аэропорту города Бостон произошло возгорание одной из аккумуляторных батарей, в результате чего кабина пилотов была задымлена. Сам экипаж на тот момент уже покинул самолет, задымление обнаружили поднявшиеся на борт уборщики. Самолет, принадлежащий авиакомпании JAL, находился на стоянке.

8 января 2013 года

Перед самым взлетом была обнаружена утечка топлива на борту Boeing 787, в результате чего воздушное судно вернулось обратно к терминалу. Самолет должен был совершить перелет из аэропорта города Бостон (США) в Токио (Япония). Поломку устраняли в течение часов, в результате борт все-таки отправился в полет.

9 января 2013 года

Неисправность тормозной системы обнаружили на борту самолета Boeing 787 компании ANA (All Nippon Airways), в результате чего внутренний рейс в Токио этого воздушного судна был отменен.

11 января 2013 года

После приземления лайнера Boeing 787 в аэропорту Миядзаки на юге Японии была обнаружена утечка масла в районе левого двигателя. Рейс по маршруту Миядзаки-Ханеда был отменен. Пострадавших нет.

11 января 2013 года

Рейс Boeing 787 японского авиаперевозчика All Nippon Airways был отменен по причине образования трещины на одном из стекол кабины пилотов. Следуя по маршруту Ханеда-Мацуяма пилоты заметили трещину на первом из пяти слоев стекла, но приняли решение продолжать полет. Борт Dreamliner успешно приземлился в аэропорту Мацуяма, пострадавших не было. Однако обратный рейс самолета был отменен.

13 января 2013 года

В международном аэропорту Нарита (Токио) была обнаружена утечка топлива на судне Boeing 787, принадлежащем японской авиакомпании Japan Airlines.

16 января 2013 года

Самолет Boeing 787 совершил экстренную посадку в связи с задымлением в салоне. Посадка была совершена в японском аэропорту Такамацу. Предполагается, что причиной послужили неисправности в аккумуляторных батареях самолета. Серьезно никто не пострадал, пятеро из 137 пассажиров получили ушибы.

В связи с этим событием японская авиакомпания All Nippon Airlines приостановило все полеты этих воздушных судов, в том числе был отменен рейс Токио-Москва. К слову, в декабре 2012 года Федеральное управление гражданской авиации США приказало обследовать все самолеты серии Boeing 787 на предмет возможных неисправностей, связанных с топливной системой.

В июле 2012 года японский авиа-перевозчик ANA уже приостанавливал использование пяти Boeing 787 Dreamliner из-за угрозы возникновения коррозии редуктора двигателя (gearbox) Rolls-Royce Trent 1000. Эту проблему выявили во время испытания на прочность двигателя компанией Rolls-Royce.

Читайте также: