Выполните практическую работу изучение роли воздуха в прорастании семян

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Способность семян к прорастанию называют всхожестью. Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Для прорастания семян необходимо вода, воздух, тепло. До прорастания многие семена должны пройти стадию покоя, т. е. период, когда живой зародыш не растет. После окончания стадии покоя и при всех необходимых условиях начинается прорастание семян.
Цель: Ознакомиться с изменениями, которые происходят в семенах в период их прорастания и развития зародыша.

Оценить 6268 0

Писаренко Надежда Ивановна,

Способность семян к прорастанию называют всхожестью. Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Для прорастания семян необходимо вода, воздух, тепло. До прорастания многие семена должны пройти стадию покоя, т. е. период, когда живой зародыш не растет. После окончания стадии покоя и при всех необходимых условиях начина ется прорастание семян.

Цель: Ознакомиться с изменениями, которые происходят в семенах в период их прорастания и развития зародыша.

Оборудование: 10 семян фасоли или гороха, чашки Петри, пинцет, ножницы, лупа, фильтровальная бумага, линейка, карандаш, 2 цветных карандаша, по возможности флуоресцентная лампа.

линия, нанесенная карандашом

Техника безопастсти: При работе пользоваться лаборатор­ным фартуком. Осторожно обращаться со стеклянной посудой. Быть внимательным при использовании электрических приборов.

Как показано на рис.1 нарисуйте на

вырезанном по размеру чашки Петри кругу фильтровальной бумаги линию, пронумеровать от 1 до 10 и подписать дату закладки опыта.

Положить фильтровальную бумагу в чашку Петри и увлажнить.

По линии отмеченной карандашом разложить 10 семян.

Закрыть семена крышкой чашки Петри. Следить за тем, чтобы тем, чтобы фильтровальная бумага всегда была влажной. Если нет флуоресцентной лампы то, поставить чашки Петри в самое теплое и освещенное место.

5) Через 24 часа с помощью лупы обследовать семена, отметить номера семян, у которых разорвалась кожура, появились корешок и корневые волоски. Внести данные в таблицу 1.

Измерить длину всех 10 корешков и записать данные в таблицу 2. Если корешок у семени не пророс, записать на 0 мм.

В таблицу 3 внести данные о проросших стебельке и листьях. Если не проросли еще стебелек и листья, то записать 0 мм.

8) Повторить все измерения через каждые 24 часа еще 2 раза и внести данные в таблицы.

9) Построить график развития корня и стебелька в течение 72 часов разными цветными карандашами.

10) Зарисовать проросшее семя, подписать название его частей - корешок с волосками, стебелек, почечка и листья.

разрыв семенной кожуры

длина корней (мм)

длина стебелька (мм)

1. Почему не все семена прорастают?

2. Почему так важно замочить семена перед проращиванием?

3. Какой орган первым начинает прорастать, и какое это имеет значение?

1. Несколько семян поместили во влажное, воздухонепроницаемое, но темное место. Семена сначала проросли, но вскоре погибли. Почему?

2. Какое значение для растений имеет стадия покоя семян?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень интересное занятие. Способствует формированию системы знаний о здоровье и здоровом образе жизн. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Лабораторная работа: Строение зерновки пшеницы

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы — Зерновка пшеницы (зерно) имеет вытянутую продолговатую форму. Цвет зерновки пшеницы — золотисто-желтый.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается — Кожистый околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому снять его невозможно.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша — Зародыш зерновки состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений — У ландыша (однодольного растения) эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У частухи (однодольного растения) созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша. Вывод: Зерновка пшеницы является однодольным растением. У неё есть маленький зародыш с одной семядолей и большой эндосперм.


Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа размножения – семени. Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Семена с погибшими зародышами теряют всхожесть.



Строение семени и его роль в жизни растения Рассмотрим строение семени однодольного растения на примере пшеницы


Семена двудольных растений рассмотрим на примере семени фасоли



Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка. Этапы прорастания семян


Условия прорастания семян Вода Воздух Глубина заделки в почву Температура


Практическая часть Объект исследования Объектом исследования я выбрала пшеницу . Семена пшеницы легко изучать, они неприхотливые в выращивании, дают многочисленные плоды, которые можно употреблять в пищу.


Условия прорастания семян. Для проведения опыта я взяла 6 пластиковых стаканов, в каждый поместила равное количество семян пшеницы. В первый стакан налила немного воды, второй оставила сухим.


В третий налила воды до краев, в четвертом немного смочила семена.


В пятый стакан добавила немного воды и оставила в тепле, а шестой поместила в морозильную камеру Наблюдения вела в течении недели. Результат: опыт показал, что семена проросли в стаканах где семена были немного влажными (1), где был неполный стакан воды (2) и который находился в тепле (5). Выводы:: для прорастания семян нужны вода, воздух, тепло.


Опыт. Посев семян пшеницы на разную глубину. Для проведения опыта семена пшеницы посеяла на разную глубину. Первый слой -10 см Второй слой-6 см Третий слой-3 см.


В течении 15 дней вела наблюдение за прорастанием семян пшеницы. Результаты: через 5 дней появились всходы: с глубины заделки 3 см, через 8 дней 6 см и через 12 дней с глубины 10 см. Выводы: самыми сильными проростками оказались всходы с глубины 3 см., значит глубина заделки семян должна быть 2-3 сантиметра. Пшеница через 20 дней посева.


Распространение и значение семян. Семена цветковых растений играют важную роль для растительного организма. С помощью семян растения размножаются и расселяются. Коллекции семян, распространяющихся ветром, животными и человеком.


Значение семян. Семена подсолнечника используется в пищу человеком


В семенах подсолнечника содержится жир. Если раздавить семянку подсолнечника на листе белой бумаги останется жирное пятно. Из семян подсолнечника получают пищевой продукт подсолнечное масло. Из пшеницы получают муку, а из муки пекут хлеб, кондитерские изделия, лапшу и т.д.


Угощение для любимого Бима. Комбикорм получают из пшеницы и используют на корм животным и птицам.


Декоративные украшения Бусы из семян хурмы Браслет из семян фасоли и плодов шиповника


Заключение Я провела исследование по изучению факторов, влияющих на прорастание семян. Семена поглощают воду для возобновления физиологических процессов, связанных с прорастанием. Прорастание семян невозможно без присутствия воздуха, ввиду того, что семена дышат. Для успешного прорастания необходима благоприятная температура, т.к. если семенам будет достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут. Особое значение, при посеве семян, играет время и глубина заделки семян. Семена растений отличаются по размеру и массе. Размер семени определяет способ и глубину посева. Чем крупнее семя, тем оно легче преодолевает механическое сопротивление почвы и с большей глубины сможет прорасти. Прорасти и дать начало новому растению способны семена только с живым зародышем. Проводя исследование по прорастанию семян, я выполнила все поставленные цели и задачи, расширила свой кругозор в области строения семян и его взаимосвязей с окружающей средой и в кабинете биологии оставила наглядные пособия по разнообразию и способам распространения семян.

Ход работы:
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.
2. Возьмите семя фасоли рассмотрите его невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик- место, которым семя прикреплялось к стенке плода и микропиле – отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух.
3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру.
4.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.
5.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
Задание 1. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его части.
Задание 2. Зарисуйте строение семени фасоли (рисунок 1), подпишите его части.
Задание 3. Рассмотрите на рисунке схему строения семени однодольного растения (см. рис. учебника). Найдите основные части зародыша: корешок, стебелек, семядолю (зародышевый лист), почечку, щиток.
Задание 4. Зарисуйте внешний вид зерновки (рисунок 2).


Рис. 1. Строение семени фасоли
Задание 5. Сравните, чем отличается строение семян двудольных растений от семян однодольных? В чем их сходство? Запишите в тетрадь вывод.
Задание 6. Подумайте и запишите: какое значение семена имеют в жизни растений?
Рис. 2. Строение семени однодольных растений – зерновка пшеницы

Читайте также: