Урожай собран так что и отдохнуть пора бы

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Олимпиада по экологии на Учи.ру ответы на вопросы

Сортировка мусора

Дано 6 контейнеров и различного рода мусор, надо этот мусор распределить по контейнерам в следующем порядке:

Стеклянная бутылка — стекло.
Куриная косточка — пищевые отходы.
Картонная коробка — бумага.
Пластиковый пакет — пластик.
Стеклянная банка — стекло.
Бумажный пакет — бумага.
Батарейки — опасные отходы.
Консервная банка — металлы
Железный замок — металлы.
Ртутный термометр — опасные отходы.
Канистра из пластика — пластик.
Скелетик рыбы — пищевые отходы.
Стаканчик от йогурта — пластик.
Бумажный стаканчик — нельзя сдавать.
Аэрозольный баллончик — металлы.
Разбитое зеркало — стекло.
Пластиковый контейнер — пластик.
Печатный журнал — бумага.
Старый линолеум — нельзя сдавать.
Газовый баллон — металлы.
Бутылочка от лекарства — пластик.
Напечатанное фото — бумага.
Алюминиевая фольга — металлы.
Пластиковая бутылка — пластик.
Испачканная одежда — ткань.
Постельное бельё — ткань.
Нижнее бельё — ткань.
Старая обувь — нельзя сдавать.

Идём в поход

Привет! Большинство пожаров в лесах происходит по вине человека. Давай проверим, знаешь ли ты правила безопасности в лесу.

  • Начнём. Выбери самое безопасное место для костра. Самым безопасным местом будет «поляна возле ручья«.
  • Следующий шаг: найди топливо для костра, которое хорошо горит и приносит меньше вреда природе. Топливом для костра, которые хорошо горит, но природе наносит меньше вреда «набрать хворост«.
  • Темнеет. Самое время развести костер. Что поможет тебе сделать это безопасно и с использованием спичек? Сделать это безопасно «сухая растопка (щепа, бумага)«.
  • Время ложиться спать. Что нужно сделать с костром перед сном? Перед сном с костром следует поступить «потушить водой«.
  • Ой, кажется у нас появился мусор. Как стоит с ним поступить? Конечно его нельзя оставлять в лесу, надо «забрать с собой«.

Реши проблему

В Ананасовой долине построили новый район. Помоги жителям каждого участка решить их проблемы, связанные с воздействием экологической обстановки.

Проблемы 1

Часто горит лес, пахнет гарью, страдают животные.
В воздухе неприятный запах, у нас болят лёгкие.
Очень много чаек, они загрязняют улицы.

Выбери все действия, которые помогут решить проблемы всех жителей на этом экране:
Закрыть и рекультивировать свалку.
Запретить жителям посещать лес.
Построить завод для сжигания мусора
Построить станцию сортировки мусора
Разместить знаки охраны природы от пожара

Проблемы 2

Часто болит желудок и портятся зубы.
Летом река и колодцы мелеют и не хватает воды.
Плохой запах в воздухе, трудно дышать.

Выбери все действия, которые помогут решить проблемы всех жителей на этом экране.
Поставить прочные заборы вокруг садов и огородов.
Рекламировать домашние фильтры для воды.
Поставить очистные сооружения на стоки завода.
Поставить воздушные фильтры на трубы завода.
Создать водохранилище и водопровод.

Проблемы 3

Грязная водопроводная вода с неприятным запахом, отравления.
Сильная пыль и смог в воздухе, неприятный запах; болят лёгкие.
Плохие дороги, трудно проехать.

Выбери все действия, которые помогут решить проблемы всех жителей на этом экране.
Поставить воздушные фильтры на трубы завода.
Рекламировать домашние фильтры для воды.
Поставить очистные сооружения на стоки завода.
Рекомендовать всем носить респираторы и противогазы.
Отремонтировать дороги

Проблемы 4

Нет места для отдыха жителей у воды.
Время от времени в озере гибнет и попадает на берег рыба.
Плохие урожаи в полях.

Выбери все действия, которые помогут решить проблемы всех жителей на этом экране.
Запретить сброс отходов в воды озера
Создать систему переработки отходов в удобрения
Запретить купание в озере
Прекратить возделывать поля
Благоустроить набережную и пляжи для отдыха

Посадка леса

Твоя задача — рассадить разные деревья. Изучи особенности посадки каждого вида дерева.

  • Береза — Нужна соснам и елям для роста; Можно сажать у реки и болота.
  • Сосна — Не меньше двух деревьев рядом; Только рядом с берёзами; Нельзя сажать у болота.
  • Ель — Не меньше двух деревьев рядом; Только рядом с берёзами; Нельзя сажать у реки.
  • Ива — Можно сажать только у реки и болота; Нельзя сажать с соснами и елями.
  • Дуб — Нельзя сажать с соснами и елями; Нельзя сажать у болота.

Отпуск мечты

Прочитай текст и выбери подходящие ответы вместо пропусков.

Неужели?

Могут ли земляные черви есть пищевые отходы?

Нет, не могут. Черви едят только землю. Не правильный ответ
Да, могут. Они едят пищевые отходы, которые превращают в компост на фермах. Правильный ответ
Да, они едят всё. Черви могут есть даже пластик и металл. Не правильный ответ

Что из этого существует на самом деле?

Съедобная посуда. Её делают из риса и желатина в Китае и на Дальнем Востоке. Правильный ответ
Скамейки из бахил. Их делают из использованных бахил. Правильный ответ
Пластмассовые кирпичи. Их делают в Европе из разных видов пластика. Правильный ответ

Как использовать остатки древесины, чтобы помочь природе?

Сделать укрытия для животных. Их ставят в парках разных стран для птиц и насекомых. Правильный ответ
Сжечь. Использовать как дрова для печки или костра. Не правильный ответ
Переработать. Из них делают упаковочную бумагу и картон. Правильный ответ

Что из этого может служить топливом?

Солнечная энергия. Правильный ответ
Растительное масло. Правильный ответ
Стекло или песок. Не правильный ответ

Можно ли переработать нефть и пластик с помощью бактерий?

Да, можно. Некоторые бактерии ими питаются, их используют на разливах нефти в море. Правильный ответ
Да, если их сжечь. Бактерии могут потреблять только золу от этих материалов. Не правильный ответ
Нет, нельзя. Бактерии живут только в человеке и вызывают заболевания. Не правильный ответ

Можно ли превратить пищевые отходы в удобрение?

Нет, нельзя. Пищевые отходы ядовиты для растений. Не правильный ответ
Да, если их сжечь. Зола используется для удобрения растений компост. Не правильный ответ
Да, если сделать. Компост содержит много полезных веществ для питания растений. Правильный ответ

Что из этого существует на самом деле?

Съедобная посуда. Её делают из риса и желатина в Китае и на Дальнем Востоке. Правильный ответ
Шины из бахил и масок. Из использованных бахил и масок делают автомобильные шины. Не правильный ответ
Водяной двигатель. Двигатель, работающий только на воде. Не правильный ответ

Из чего можно делать пластик?

Из глины и руды. Не правильный ответ
Из нефти. Правильный ответ
Из растений. Правильный ответ

Может ли пластиковый мусор исчезнуть сам?

Да, но потребуется очень много времени. Правильный ответ
Нет, не может, он не разлагается совсем и останется на Земле навсегда. Не правильный ответ
Да, некоторый пластик исчезает быстро, существуют виды пластика, разлагающиеся на солнце. Правильный ответ

Что из этого существует на самом деле?

Топливо из торфа и отрубей, его создали российские учёные из Томска. Правильный ответ
Топливо из кофе и шоколада, его создали учёные из Лондона. Правильный ответ
Топливо из водорослей, его разработали в США. Правильный ответ

Можно ли сделать одежду из остатков пищи?

Нет, нельзя, одежду делают только из хлопка и шерсти. Не правильный ответ
Да, можно, волокна для ткани можно делать из молочного белка. Правильный ответ
Нет, сейчас всю одежду делают из синтетического волокна. Не правильный ответ

Могут ли деревья заменить фонари в парке?

Нет, не могут, деревья не могут вырабатывать светящийся пигмент. Не правильный ответ
Да, могут, в лаборатории можно добавить в клетки растений гены медуз, и в растениях появится светящийся белок. Правильный ответ
Да, если на них живут светлячки, можно вырастить сорта деревьев, на которых будут кормиться личинки светлячков. Не правильный ответ

Могут ли животные вырабатывать топливо?

Нет, не могут, топливо возникает только в недрах Земли и имеет вулканическое происхождение. Не правильный ответ
Да, могут, коровы вырабатывают горючий газ метан, его собирают и используют в Аргентине. Правильный ответ
Да, если речь об ископаемом топливе, нефть и каменный уголь — это останки древних животных и растений. Правильный ответ

Батарейка

Помни, севшие батарейки нельзя разбирать самому! Их сдают в пункт приёма.

Нажми на каждый элемент севшей батарейки и выбери, как с ним должны поступить.

Корпус сделан из железа — переплавить
Электрод, это стержень внутри батарейки, его можно переработать — использовать заново
Жидкая среда, содержит опасные химические вещества, очень ценится — переработать
Пластиковые части делаются из разных видов пластика — переработать
Пластиковая плёнка делается из разных видов пластика и ископаемых ресурсов, содержит вредные вещества — переработать
Стальной корпус, стойкий сплав на основе железа, железо ископаемый ресурс — переплавить
Электролит содержит опасные химические вещества, очень ценный — переработать
Электрод сделан из углерода, который также входит в состав посуды, приборов, пластмасс, при сжигании электрод выделяет много углекислого газа — использовать заново
Изолятор сделан из синтетических смол и содержит ядовитые вещества, используется в производстве приборов, мебели, пластмасс — переработать
Стаканчик из металла сделан из никеля, лития, меди, кадмия, свинца, цинка и других элементов, тяжёлые металлы в его составе ядовиты — переплавить
Пластиковая прокладка делается из разных видов пластика и ископаемых ресурсов, содержит вредные вещества — переработать

Упаковка

Некоторые виды упаковки состоят из разных материалов. Такую упаковку можно разделить на части и использовать их повторно.

Разбери отходы на составные части и перетащи их в нужные контейнеры.

Магазин

  • Чем меньше упаковки мы используем в быту, тем лучше.
  • Для сухих продуктов подходит упаковка из ткани и бумаги.
  • Все жидкости желательно наливать в свою тару.

Изучи список продуктов и выбери для каждого из них подходящую экологичную упаковку.

Жидкое мыло — стеклянная бутылка
Орехи — тканевый мешок
Яйца — контейнер для яиц
Молоко — в таре покупателя
Яблоки — бумажный пакет
Чай — кружка-термос
Мороженые овощи — многоразовый контейнер
Печенье — в тканевом мешочке

Супердом

Размести в доме предметы и приборы для комфорта людей и экономии природных ресурсов.

Для здоровья организма нужно обязательно пить чистую воду.

Выбери подходящий предмет.
Вода в пластиковых бутылках, её нужно постоянно покупать
Фильтр для питьевой воды, очищает воду — правильный ответ
Сладкая газировка, вода с разными добавками ми и сахаром

Чем меньше упаковки и отходов при приёме пищи, тем лучше состояние биосферы.

Выбери подходящий предмет.
Запас одноразовой посуды, пластиковая
Многоразовая посуда, стеклянная или фарфоровая — правильный ответ
Запас бумажных стаканчиков, не сдаются в переработку

Воздух в помещении нужно избавлять от бактерий и вирусов.

Выбери подходящий предмет.
Очиститель воздуха, очищает воздух от пыли и микробов — правильный ответ
Вентилятор, приводит воздух в движение
Обогреватель, нагревает воздух

Мусор необходимо сортировать на типы и правильно утилизировать.

Выбери подходящий предмет.
Контейнеры для разного мусора, отдельные для пищевых отходов и мусора на переработку — правильный ответ
Общий мусорный бачок, для любых отходов
Мусоропровод, для любых отходов в мешке

Контроль за расходом воды помогает сохранять водные ресурсы и энергию.

Выбери подходящий предмет.
Комнатный фонтан, украшение с текущей водой
Вода в пластиковых бутылках, её нужно постоянно покупать
Прибор учёта воды, показывает расход воды — правильный ответ

Температура в жилом помещении должна быть постоянной.

Выбери подходящий предмет.
Обогреватель, нагревает воздух
Вентилятор, приводит воздух в движение
Климат-контроль, поддерживает температуру воздуха — правильный ответ

Важно жить и работать при хорошем освещении, но экономить электроэнергию.

Выбери подходящий предмет.
Постоянное освещение, работает круглосуточно
Умное освещение, гаснет, когда нет движения — правильный ответ
Свечи, слабый свет, открытый огонь

Заповедники


Люди начали собирать урожай злаковых, и в этом постепенно стали проявляться зачатки раннего земледелия.

Погода переселенцам благоприятствовала настолько, что во вновь образованных общинах и крепостях в год собирали урожай по нескольку раз.

Может, из неё вырастет слива, и тогда мы будем собирать урожай не только собственной вишни, но и собственных слив.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: умствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

И было их так много, потому что после того, как крестьяне собирали урожай, мыши забирали зерно, которое оставалось лежать на полях.

Я почти ничего не понимала, но старательно собирала урожай новых слов и засыпала его вопросами, на которые он старался отвечать как можно подробнее.

Беспокойные валлийцы наседали постоянно, угоняли и тот малочисленный скот, который удавалось сохранить, вытаптывали поля, не давали собирать урожай.

В прихожей солнце просунуло руки в окно, на полу – жаркий квадрат, мои босые ноги испачканы пылью ещё с утра на балконе, пока я собирала урожай листьев алоэ.

Ведь можно использовать его чисто потребительски – собирать урожай фруктов и ягод, тогда в саду будут преобладать плодовые культуры.

Раньше собирать урожай нежелательно, поскольку семена могут не приобрести специфический вкус и к тому же будут слегка горчить.

Сроком созревания картофеля называется промежуток времени от появления первых всходов до того момента, когда можно собирать урожай.

Для городских промыслов всегда есть некий минимум цен, близкий к себестоимости, по достижении которого хозяйство прекратит работать; крестьянское хозяйство продолжало собирать урожай и продавать излишки, какими бы ни были цены, – сегодня так работают нефтяные скважины.

Он также осознаёт глубокую природу этого концептуального разрыва и его прикладное значение (скорее в перспективе, а не сразу дающее возможность собирать урожай новых конкретных результатов).

Здешние крестьяне в самом деле собирали урожай круглый год: после пшеницы и ячменя поспевало просо, затем репа, а после неё вновь сеяли зерновые.

Вместе собирая урожай, вылавливая рыбу, охотясь на диких животных, они жили под одной крышей, вместе боролись стихией и придумывали, как упростить жизнь общины.

Что радовало в этой стране, так это благоприятный климат, который помимо всего прочего, позволял собирать урожай несколько раз в год.

Помните о том, что ухоженность должна присутствовать всегда – даже дома, даже тогда, когда вы просто едете на дачу собирать урожай.

В качестве примера можно рассмотреть труд китайских фермеров, которые собирают урожай риса и пшеницы при помощи серпов.

– Очевидно, этот сорт винограда любит наше солнечное засушливое лето. Ты просто не хочешь собирать урожай в жару.

Местные жители собирали урожай, привечали паломников, которые появлялись здесь из-за минеральных вод.

Так вот, чтобы получить такие плоды, необходимо приложить усилия: в меру поливать, удобрять, укрывать от снега и ветра, обрезать лишние ветки и вовремя собирать урожай.

Людей у него было немного, потому что большинство было отпущено по домам собирать урожай и готовиться к зиме.

Перспективы начала двадцать первого века ему нарисовал подробно его старший внук, которому исполнилось двенадцать лет, а младший из шести сорванцов довершил описание, научив деда собирать урожай пшеницы с экрана планшета, который был подарен дедом на семилетие любимого внука.

img

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

Задание 2
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОСНОВА, -ы, ж
1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.
2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.
4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.
5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.

↑ Задания 4-21


Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сверлИт
красИвее
занялА
начАв
грАжданство

Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ПАМЯТЛИВЫЕ места нашего города привлекают местных жителей и туристов, так как являются частью истории нашей страны.
Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании - родине этого вида спорта.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.

Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА

Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) гимназист, завещать, прикосновение
2) этикетка, тревожиться, происходить
3) возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
4) гористый, вишнёвый, передавать
5) передвигаться, изложение, минеральный

1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)

1) затм..вать, подароч..к
2) усидч..вый, ненавид..ли
3) аплодир..вать, издавн..
4) никел..вый, наста..вать
5) солом..нка, разборч..вый

1) намаж.шь, накле..вший
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) подремл..шь, определя..мый
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т

Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми. Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца.
Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.

Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна - письме(2)ый стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.

Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.

Задание 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)

Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В детстве Плюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.

Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

↑ Задания 22-26

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (З)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5)В класс заглянула Женя Румянцева:

- Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

(9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах.

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

(20)Давайте покатаемся на пруду, - предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. - (21)Будем воображать, что мы в Химках.

(22)Или в Средиземном море, - вставил Павлик.

(23)Или в Индийском океане, - восторженно подхватила Женя.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (ЗО)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло.

(32)Почему же ты раньше молчала, Женя? - спросил я.

(33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

- Где же и когда мы встретимся?

(З6)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) - русский советский писатель- прозаик, журналист и сценарист.

1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.
2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.
5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.

Задание 24
Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.

Задание 25
Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) анафора
7) антонимы
8) парцелляция
9) метафора

↑ Задание 27 - сочинение

Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вроде бы и урожай собран, и листья уже облетели, но отдыхать садоводам еще недосуг. Осень для дачника горячая пора. Скоро ударят морозы, а дел еще невпроворот. Надо подкормить насаждения, побелить стволы, полить и замульчировать почву.

Все труды садовода по уходу за плодовыми деревьями осенью окупятся с лихвой в новом сезоне. Чтобы получить хороший урожай фруктов, требуется приложить усилия поздней осенью. Все плодовые деревья после сбора урожая надо подкормить фосфатными удобрениями.


Чтобы помочь деревьям впитать полезные вещества, их надо обильно полить после того, как рассыпаны минеральные удобрения на прикорневой площади. Когда грунт подсохнет, землю надо взрыхлить и насыпать сверху 10-15 см слой мульчи, перегной или компост. Свежий навоз и азотистые удобрения в это время года вносить нельзя.

Кустарники удобряют суперфосфатом в первой декаде ноября. Можно, как альтернативу, использовать сульфат калия.

Органические удобрения под кустарники вносятся ежегодно, а под деревья — достаточно раз в 4-5 лет.

Поздней осенью, в конце ноября деревья поливают еще раз. Если сезон выдался сухим, то делается влагозарядка почвы. Воду льют до тех пор, пока рыхлая земля не откажется ее принимать. Она необходима для питания плодовых культур в зимнее время года.

Не забудьте побелить деревья известью. Она отвадит зайцев и прочих грызунов, желающих полакомиться корой. Известь отличный антисептик и поможет уничтожить все болезнетворные микроорганизмы на стволе дерева.

Все опавшие листья в саду надо собрать и сжечь. Таким образом можно уничтожить всех вредителей, окопавшихся в листве на зимовку. Золу потом рассыпать под деревьями.

В последних числах ноября рекомендуется обработать все насаждения в саду раствором медного купороса.

Только после проведения всех вышеописанных работ на садовом участке дачники смогут вздохнуть с облегчением. Все, что нужно для обеспечения урожая в будущем сезоне уже сделано.

Читайте также: