Выполните лабораторную работу строение мха

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Выберите один правильный ответ. 1. Одноклеточные организмы объединены в царство: 1-грибов, 2-бактерий, 3-растений, 4-животных. 2. Оформленное ядро отсутствует в клетке: 1-грибов, 2-растений, 3-бактерий, 4-животных 3.

Впячивания внутренней мембраны - кристы - находятся в 1) митохондрии 2) хлоропласте 3) эндоплазматической сети 4) лизосоме

Какие функции в клетке выполняет цитоплазма? а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.

При каких условиях относительные частоты генов в популяции не будут изменяться из поколения в поколение?

Лабораторная работа№1 Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лен, сфагнум)


Цель. Ознакомиться с внешним видом зеленого мха и белого мха. Сравнить строение сфагнума и кукушкина льна. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.

1. Рассмотрите у зелёного мха (например, кукушкина льна) его стебель с ризоидами, листья, коробочку на ножке.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=3360720719429363028

2. Изучите особенности строения сфагнума - его стебель, листья, коробочку на ножке.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=15802292724468206199

3. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте отличия в строении и форме листьев, коробочек, ветвлении стебля.

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=2147109186825734380

Сравнение мхов сфагнума и кукушкиного льна (общие черты и отличия сфагнума от кукушкина льна)

На болотах и в лесу

В лесу и на болотах. На гарях, на вырубках

Крепление к почве

Корней нет вообще. По мере роста нижняя часть стебля отмирает и оторфовывается

Корней нет, вместо них – ризоиды

Прямой, с веточками

Прямой, не ветвится

Простые треугольные, из одного слоя клеток,
на стебле и веточках различаются.

Треугольные, из одного слоя клеток, одинаковые, есть центральные ребро

Отсутствует, есть омертвевшие полые клетки, которые впитывают воду

Примитивная, из специальных клеток

Спорами и вегетативно(частями растения)

Cпорами и вегетативно

Образует торф, порой вызывает заболачивание лесов,
используется для утепления

Используется волокно для почвосмесей, участвует в зарастании лесных гарей и лесосек, используется для утепления

ВЫВОД: Мхи относятся к отделу высших растений и представляют собой небольшие по величине организмы, плохо приспособленные к жизни на суше. Мохообразные относятся к многоклеточным растениям, тело которых состоит из листьев и стебля или относится к слоевищным формам. Корни отсутствуют. Крепление организмов к поверхности осуществляется с помощью ризоидов. Но бывают растения, у которых образования, выполняющие роль корня, отсутствуют. Строение мхов сравнительно просто. Их тело состоит из основной или ассимиляционной ткани, включающей в себя хлоропласты, и покровных, запасающих, механических, проводящих тканей.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с микроскопами, гербарными материалами; работать на компьютере.

Воспитывающие: продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического микроклимата.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели, задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результатов в процессе учебной деятельности, корректировать, анализировать деятельность в процессе урока.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения и жизнедеятельности мхов, сравнение объектов разных систематических групп (мхи и водоросли), умение рассматривать объекты, выявлять сходство и различие, фиксировать результаты, делать выводы.

Планируемые результаты: предметные.

Знать: строение и жизнедеятельность мхов, значение в природе и жизни человека.

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, делать выводы, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии : технология проблемного диалога, ИКТ, деятельностный подход.

Оборудование: компьютер, экран, микроскоп, лабораторное оборудование: предметное стекло, покровное стекло, мох сфагнум; коллекция торфа, гербарий; презентация к уроку.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая.

Межпредметные связи: Окружающий мир, география, экология.

Основные ресурсы: УМК В. В. Пасечник.

Эйнштейн говорил о природе и её загадках. На протяжении всего существования человек пытается разгадать эти загадки. Зачем? Может быть, это не нужно? Конечно, нужно. Это интересно, это может принести пользу природе и человеку, это может быть жизненно необходимо природе и человеку.

Исследование всегда очень увлекательное занятие. Особенно когда исследуешь что-то совершенно новое. И сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на болото, в лес и проведём исследование. (Видеофрагмент болота, леса).

1. Мхи – высшие споровые растения. Общая характеристика мхов.

2. Классификация мхов.

3. Особенности строения, распространения, жизнедеятельности мхов.

4. Значение мхов в природе и в жизни человека.

Создание проблемной ситуации.

Задание. Рассмотрите рисунок (на слайде).

Какое растение уже изученное ранее нами изображено? Водоросль.

К каким растениям относят водоросли высшим или низшим? Низшим.

Какими признаками обладают высшие растения? Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции.

Почему водоросли относят к низшим растениям? Нет стеблей, листьев, корней. У них тело слоевище.

Какие органы есть у мхов в отличие от водорослей? Стебель, листья. Корней нет, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества.

Для чего нужен каждый орган?

Почему у водорослей нет органов и тканей, а у мхов есть?

Ребята сравнивают строение водорослей и мхов и делают вывод о более сложной организации мхов. Дети дают ответ на вопрос: почему мхи относят к высшим растения? Размножаются мхи с помощью спор, поэтому их относят к высшим споровым растения.

Учитель. Мхи это первые наземные растения. Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов.

Где встречаются мхи? Распространение мхов. Работа с учебником. Задание классу: Откройте учебник страницу 60 и найдите ответ на вопрос: где распространены мхи? Преимущественно в хорошо увлажнённых местах.

В какой природной зоне не бывает мхов? В пустынях.

Почему? Они любят воду, а корней у них нет.

Почему среди мхов нет деревьев? Не развиты сосуды.

Учитель. В конце 18 века немецкий ботаник И. Гендвич заложил основы науки о мхах – бриологии. (записывают определение в тетрадь)

Классификация мхов

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Печёночные мхи.

К печёночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или уплощённый побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвлённого слоевища.

У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей)

На что это указывает?

(на родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лён и мох сфагнум.

Для того чтобы поближе познакомится с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу. У нас в лаборатории есть гербарные экземпляры мхов. Давайте их хорошо рассмотрим и запомним, как они выглядят. Работа с гербарием, микроскопом, микро лабораторией.

Выполнение лабораторной работы №1.

Ознакомление с внешним строением кукушкина льна.

Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.

Почему мох получил такое название кукушкин лён? Коробочка с колпачком слегка напоминает сидящую кукушку. Отсюда и название.

Вывод. Мох кукушкин лён имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зелёную окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Размножение мхов. На примере кукушкина льна Видеоролик

У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение - гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Зелёным мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

Вопрос: что является ограничивающим фактором для мхов? Вода.

Выполнение лабораторной работы №2

Ознакомление с внешним строением мха сфагнума.

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума. Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:

1. Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.

2. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.

3. Все ветви густо покрыты мелкими листьями.

4. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погружённый в воду, постепенно отмирает.

Давайте сравним кукушкин лён и сфагнум. Что можно сравнить? (Строение, место обитания, значение).

Черты сравнения

Кукушкин лён

Стебель ветвистый или нет?

наличие воздушных клеток

Расположение мужских и женских органов

Коробочка, где располагаются споры

Количество накапливаемой влаги

Где в основном растёт?

Образует ли торф

Формулирование проблемы. Какими свойствами обладает мох. Факты.

В партизанских отрядах во времена ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операций. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей.

Как вы думаете, какими же свойствами обладает мох?

Для того, что бы узнать, какими удивительными свойствами обладает мох сфагнум, мы сейчас продемонстрируем опыты, подготовленные во внеурочное время.

Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Цель: понаблюдать, за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.

Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.

1. Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить её в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе.

2. Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.

1. Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?

2. Чем объясняется такая прибавка в массе?

Создаю проблемную ситуацию.

Как можно объяснить полученные результаты?

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клеток, из которых они состоят. Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума. Значит вся тайна в листе. Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого мы проведём лабораторную работу. (Рассматривание под микроскопом микропрепаратов листа сфагнума).

Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды. Обладает гигроскопичностью.

Благодаря воздухоносным клеткам мох накапливает и задерживает воду, что с годами приводит к заболачиванию низких участков.

Мох сфагнум поселяется на почве и, столетиями накапливает влагу, образует болота, а болота питают реки и ручьи. Не будет болот – обмелеют и высохнут лесные речки, а вслед за ними высохнет и сам лес.

(Демонстрация губки, напитанной водой и лежащей на краях фарфоровой чашки). Под губкой всегда будет вода. Если чашка переполнится водой, то потечёт из болота ручеёк, а ручейки соберутся в реки. Итак, сфагновый мох является хранителем лесных рек. Исследователи молодцы!

Разрастаясь плотными дерновинами, сфагнум вызывает заболачивание почв.

Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция

Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;

Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.

Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.

Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растёртого мела, а во второй банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворён мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.

Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?

Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растёт сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв

Физкультминутка

Значение мхов. Работа с компьютером.

1. Группа. Значение мхов для человека.

2. Группа. Значение мхов в природе (положительное и отрицательное).

3. Группа. Значение торфа.

Значение сфагновых мхов для человека:

Мхом конопатят дома при их постройках.

Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран.

Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.

Значение торфа:

Используется для подстилки скоту.

В строительстве. В Сибири и сейчас высушенный мох при меняют для строительства домов. Изолирующий материал при постройке сельского жилья.

В оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.

В народной медицине.

В топливной промышленности. Торф – особый вид топлива, добывают его осушая болота.

В химической промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы, воск и другие вещества.

Значение мхов в природе:

Положительное:

- заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

- являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

- служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов.

Отрицательное:

- ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.

- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Демонстрация горения торфа. Во время демонстрации беседую о пожарах. Какие последствия могут иметь эти пожары для природы и для человека?

Что такое сфагновый мох?

1. Листостебельное растение.

2. Листья имеют хлорофиллоносные и мёртвые водоносные клетки.

3. Участвует в образовании болот и торфа.

Закрепление материала и выводы.

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?

2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?

3. Как происходит размножение мхов?

Б) с помощью спор;

4. Какое условие окружающей среды необходимо для размножения мхов?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная лабораторная работа "Строение мхов" поможет Вам и учащимся более подробнее и детальнее изучить внешнее строение мха кукушкин лен и внутренее строение мха сфагнум/В лабораторной работе проводится работа с рисунками внешнего строение мха кукушкин лен и внутренним строением листа мха сфагнум. Работа проводится еще и с терминами, такими как гаметофит, спорофит, зигота, заросток. Данная работа позволяет более полно дать представление о жизненном цикле мхов и их особенностях строения и размножения.

Лабораторная работа № 15

Цель: познакомиться с разнообразием мохообразных растений, рассмотреть и изучить строение мха кукушкин лен и сфагнум.

Читайте также: