Выделенное эпитет метафора или олицетворение выбери нужное а у низеньких околиц звонко чахнут тополя

Обновлено: 08.07.2024

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА - преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

"мечты кипят" (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
. Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

АЛЛЕГОРИЯ - однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)


Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак "?"
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я - "Евгения Онегина", сестра - "Капитанскую дочку".
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ - слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится "!" знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ - сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива. Когда росой обрызганный душистой. Когда студеный ключ играет по оврагу. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА - противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые. (Чехов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата'. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
. Но идет. Шатается. Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный; сильный - слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.
"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой

ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС - повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

1. Гипербола
2. Олицетворение
3. Эпитет
4. Литота
5. Метонимия
6. Метафора
7. Перифраз
8. Оксюморон
9. Синекдоха
10. Сравнение
11. Антитеза
12. Анафора
13. Синтаксический параллелизм
14. Полисиндетон
15. Асиндетон
16. Эпифора
17. Градация
18. Инверсия
19. Парцелляция
20. Риторическое обращение
21. Риторический вопрос

1.1.1. Выделите эпитеты, которые Пушкин использует в начале приведенного фрагмента, изображая картины природы. Как они помогают передать состояние героя?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился в размышления, большею частию печальные. Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

История создания

Об авторе стиха


Сергей Александрович Есенин — мастер русского слова, истинно крестьянский и российский поэт, стихами которого зачитывались как его современники, так и поколения людей, жившие после ухода автора из жизни. Актуальны произведения классика и сегодня, они живут даже в многочисленных песнях. Поэт прожил невероятно плодотворную в творческом отношении, но очень короткую жизнь — Сергея Есенина не стало в тридцатилетнем возрасте. Литературное наследие поэта — настоящее бесценное культурное достояние России, пропитанное:

  • талантом;
  • красотой и остротой слога;
  • любовью к родному краю и всей стране.

Литературное направление

Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.

Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.

Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.

Система образов

В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.

Символика и проблематика

В период написания стихотворения между двух революций в российском обществе уже зарождались атеистические настроения, навязываемые большевиками, ведь, чтобы уничтожить старую систему и власть, нужно было и разбить прежнюю духовную силу народа. Несмотря на это, в каждой строфе есенинского творения встречается хотя бы одно слово, связанное с православием. В период горького разочарования в государственном перевороте и наступающего безверия образ родной сторонки был для Есенина словно луч света в темном царстве, словно икона.

Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает — образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Лирический герой

Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.

В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.

Композиция

Композиция произведения – линейная.

Жанр: лирическое стихотворение.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине. ⦁ Идея: родина для поэта дороже рая. Патриархальная, православная, дореволюционная отчизна — его идеал.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

  • Эпитеты: весёлый пляс, по мятой стёжке.
  • Сравнения: как захожий богомолец, как серёжки… девичий смех.
  • Метафора: синь сосёт глаза.

В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.

Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве.

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй.

Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Актуальность

Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.

Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.

В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.

Особенностью тестовых заданий единого государственного экзамена по русскому языку является подготовка к аттестации не только в плане грамотного письма, т.е. соблюдения норм орфографии и пунктуации, но и в плане владения языковой, лингвистической и коммуникативной компетенцией.

Цель собранных здесь материалов состоит в том, чтобы подготовить учащихся к анализу выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых.

Чтобы проверить качество знаний о выразительности речи и уровень сформированности умений видеть способы авторского выражения мыслей и чувств, в экзаменационные материалы включают специальные задания. Они имеют повышенный уровень сложности. К ним относится задание В8. Его выполнение сводится к восстановлению пропущенных в тексте рецензии слов-терминов. И здесь следует не ошибиться как в поиске в тексте изобразительно-выразительных средств, так и в названии таких средств. А это значит, что подготовка к выполнению тестового задания должна иметь надежную теоретико-практическую базу. При этом усвоение материала сводится не к заучиванию названий и признаков терминов, а к тому, чтобы понять их суть, специфику построения и роль в речи, научиться их дифференцировать.

На первом этапе обучения происходит знакомство с терминами, их особенностями, свойствами, способами употребления в текстах.

На втором этапе предлагаются упражнения нескольких видов на закрепление теоретического материала.

  1. Задания на определение названия по основным признакам уже подчеркнутых тропов и обоснование своего выбора.

Найдите в предложениях тропы (эпитеты, метафору, гротеск, гиперболу, метонимию, иронию, сравнение, олицетворение, литоту, перифраз, синекдоху):

1. А у низеньких околиц звонно чахнут тополя (С. Есенин)

2. Спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя… (А. Пушкин)

3. Прими из рук моих нерукотворный град… (М. Цветаева)

4. Лес, словно терем расписной, лиловый, золотой, багряный (И. Бунин)

5. Но когда замираю, смиренная,/ На груди твоей снега белей… (А. Ахматова)

6. Никакая родина другая/ Не вольет мне в грудь мою теплынь…

7. Даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил… (С. Есенин)

8. Буйство глаз и половодье чувств … (С. Есенин)

9. В сто сорок солнц закат пылал. /В июль катилось лето… (В. Маяковский)

10. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (А. Пушкин)

11. Не то на серебре – на золоте едал … (А. Грибоедов)

12. Швед, русский колет, рубит, режет … (А. Пушкин)

13. Черные фраки носились врозь и кучами там и сям… (Н. Гоголь)

14. Клубит и пляшет дым болотный … (С. Есенин)

15. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах,… а сам с ноготок ! (Н. Некрасов)

16. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей … (А. Грибоедов)

17. Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский)

18. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина

19. Надел на голову квартала рыжий парик… (В. Маяковский)

Усложняем задачу и предлагаем учащимся самостоятельно заняться поисками тропов, сохранив при этом список терминов

Найти в предложениях тропы и соотнести буквы и цифры

А. Где уж нам, дуракам, в этом разобраться?!

Б. Отговорила роща золотая/ Березовым весенним языком…

В. - Эй, Калуга! Подь сюда!

Г. О чем ты воешь, ветер ночной…

Д. Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая…

Е. Глаза громадные, как прожекторы.

Ж. Сегодня профессиональный праздник работников прилавка.

З. О Русь – малиновое поле,/ И синь, упавшая реку…

И. С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

К. Талии не более бутылочной шейки…

Л. Прекрасен Царскосельский сад,/ Где льва сразив, почил орел России мощной..

М. Тяжелые, утомительные, однообразные думы.

Список тропов: 1.Эпитет; 2. Метафора; 3. Метонимия; 4. Сравнение; 5. Олицетворение; 6.Оксюморон; 7. Гипербола; 8. Литота; 9. Ирония; 10. Сарказм; 11. Аллегория; 12. Перифраз

  1. Далее предлагаем найти в предложениях тропы, но списка терминов не прилагаем

Найти в предложениях тропы, выписать с указанием названия

Найти в предложениях тропы, выписать с указанием названия

  1. И тьмой и холодом объята душа усталая моя.
  2. Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя…
  3. Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак.
  4. Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной
  5. По неделе ни с кем никому не скажу, все на камне у моря сижу…
  6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость
  7. Ту уже включились в кампанию акулы пера
  8. Мартышка к старости слаба глазами стала..
  9. Жизнь человека — один миг…
  10. И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Приведенные выше примерные задания можно выполнять как в устной, так и в письменной форме. Задания собраны в довольно большие блоки, их можно и даже нужно делить на более мелкие.

  1. В этом разделе предлагаю несколько упражнений иного плана. Это тестовые задания.

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С. Есенин)

Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин)

Миллион казацких шапок высыпал на площадь.

Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Но самозванка – я пришла домой… (М. Цветаева)

…больше всего береги и копи копейку… (Н. Гоголь)

…вы смотрите устрицей из раковин вещей (В. Маяковский)

При адском грохоте и треске

До слёз Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франчески (Б. Пастернак)

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)

В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили.

Годами когда-нибудь в зале концертной

Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… (А. Пушкин)

  1. На завершающем этапе работы с тропами можно обратиться к работе с текстом.

Работа с текстом предполагает умение осознавать, каким образом автор добивается взаимодействия с читателем, как передает смысл и собственные чувства, оценку, как добивается яркости и образности читательского восприятия. Задание усложняется тем, что работать предстоит теперь не с отдельными фрагментами, а с текстом в целом.

Поэтому на ранних этапах предлагаю упражнения облегченного характера

1.Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. 2.Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. 3.Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. 4. Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряженно работающую машину. 5. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

  1. В каком предложении употреблено сравнение ?
  1. 5 2) 1 3) 2 4) 3
  1. В каком предложении используется метафора?
  1. 3 2) 5 3) 2 4) 1
  1. В каком предложении употреблено олицетворение?
  1. 2 2) 4 3) 5 4) 1
  1. Задания на определение названия по основным признакам уже подчеркнутых фигур и обоснование своего выбора.

1. Когда избавит нас творец/ От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (А. Грибоедов)

3. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду . (А. Чехов)

4. Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю ; (Ф. Вийон)

5. Всё — только руку протяни — все тут ./ Всё — только пристальней взгляни — все тут .

6. Едут по полю добры молодцы,/ Летят по небу ясны соколы.

7. Край родной долготерпенья,/ Край ты русского народа.

8. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь);

9. "Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты копыта?" (А. Пушкин)

10. Унылая пора! Очей очарованье . (Ф. Тютчев)

11. Я за свечку, свечка - в печку ! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К.Чуковский)

12. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, и все равно, и всё – едино (М. Цветаева).

13. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, // Что уж барону время умереть (А.С. Пушкин).

14. Мы любим все – и жар холодных числ,/ И дар божественных видений. (А. Блок)

15. Самое лучшее и дорогое – Родина ./ Горе твое – это наше горе, Родина.

Список терминов: антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, парцелляция

  1. Задания по самостоятельному поиску фигур речи
  1. Коня, коня, полцарства за коня! (У.Шекспир)
  2. Наше оружие — наши песни,/ Наше золото — звенящие голоса.
  3. Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М.Цветаева)
  4. Или ты меня не знал, или ты себя не знал?
  5. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)
  6. Ночь, улица, фонарь, аптека,/ Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
  7. Хотя страшился он сказать,/ Нетрудно было б отгадать,/ Когда б… но сердце, чем моложе,/ Тем боязливее, тем строже…
  8. Кто был ничем, тот станет всем.
  9. Смотри, ей весело грустить /Такой нарядно-обнаженной (А.Ахматова)
  10. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть./И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антакольский)
  11. И где Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин)
  12. Над ухом шепчет голос нежный… (А. Пушкин)
  13. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
  14. Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (А.Твардовский).
  15. "А судьи кто?" (А. Грибоедов)
  16. "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).

Список терминов: антитеза, инверсия, градация, повтор, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение, синтаксический параллелизм, парцелляция

  1. Задания по поиску фигур речи без предложенного списка терминов
  1. Пора! Пора! Рога трубят (А.С. Пушкин)
  2. Не напрасно дули ветры, /Не напрасно шла гроза.
  3. Я мещанин, я мещанин, Я, слава богу, …Нижегородский мещанин (А.С. Пушкин)
  4. Что же ты, песня моя,/Молчишь? /Что же ты, сказка моя,/Молчишь? (П. Васильев)
  5. и блеск, и шум, и говор волн (А.С. Пушкин).
  6. Прямо дороженька, насыпи узкие,/ Столбики, рельсы, мосты.
  7. Баснь эту можно бы и боле пояснить – /Да чтоб гусей не раздразнить.
  8. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
  9. Но красоты их безобразной/ Я скоро таинство постиг. ( М. Лермонтов)
  10. Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить (В. Шукшин).
  11. Все грани чувств, все грани правды стерты:/ В мирах, в годах, в часах. ( А. Белый)
  12. Белеет парус одинокий (М. Лермонтов)
  13. В синем небе звёзды блещут,/ В синем море волны плещут.
  14. Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. (Твардовский)
  15. "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре Н. Гоголь)
  16. Могу ль узреть во блеске новом/ Мечты увядшей красоту?

И вновь приведенные выше примерные задания можно выполнять как в устной, так и в письменной форме. Необходимо также поделить задания на несколько мелких блоков.

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

У капель – тяжесть запонок…(Б. Пастернак)

Как у молодой змеи – да старый уж,

Как у молодой жены – да старый муж.

Плащ, шаловливый, как руно,

Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева)

Слышу твой кошачий шаг,

Вновь темнит глаза твой мрак,

Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие

Солнце – мое. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева)

Олицетворение - что это значит? Значение термина простыми словами. Примеры олицетворения в стихотворениях и прозе. Метафора, олицетворение, эпитет - в чем разница этих средств выразительности речи? Сравнение и олицетворение.

Фото Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет

Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море - смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение - одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение - средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

Примеры олицетворения:

Снег идет

Лес проснулся

Ласковый дождь

Ночь подкралась

Поющая гитара

Голос ветра

Компьютер ожил

Ударил мороз

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки .

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Анна Ахматова

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ - яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Дело мастера боится.

Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню

Николай Заболоцкий

Олицетворение и аллегория - в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией - передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь - символ мира).

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы - заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак

Читайте также: