Выберите основные функции стебля проводящая фотосинтезирующая запасающая опорная укрепляющая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Стебель имеет большое значение в жизни растения. Стебель — опора, связующее звено между всеми органами растения, место для запасания веществ. Для выполнения этих функций в нем хорошо развиты проводящие, механические и запасающие ткани.

Основные функции стебля

У многих трав, всех деревьев и кустарников в стебле откладываются в запас питательные вещества, которые используются для роста почек, цветков и плодов. Следовательно, стебель выполняет еще и запасающую функцию.

Внутреннее строение стебля

Снаружи стебель защищают от внешних воздействий покровные ткани. Самый верхний слой стебля — кожица. Она присутствует только у молодых ветвей. У более старых кожица сменяется другой покровной тканью — пробкой. Под пробкой находится кора. Наружный слой коры представлен зелеными клетками, содержащими хлорофилл, поэтому стебель выполняет еще и фотосинтезирующую функцию. Внутренний слой коры — луб. В стебло в состав луба входят ситовидные трубки, лубяные волокна и запасающие ткани. Лубяные волокна придают стеблю прочность и гибкость.

Внутреннее строение стебля

Следующий за корой слой клеток — камбий. Это образовательная ткань. Клетки камбия живые, в результате их деления образуются клетки луба и древесины. При этом в сторону древесины камбий откладывает клеток больше, чем в сторону коры. Древесина — самый мощный слой, залегающий под камбием. Она, как и луб, состоит из разных клеток. В ее состав входят сосуды и волокна. Все эти образования мертвые. Единственные живые клетки древесины — запасающие.

К центру от древесины расположена сердцевина Клетки сердцевины крупные, тонкостенные. Именно они выполняют запасающую функцию.

Годичные кольца

За счет образовательной ткани, находящейся на верхушке побега, стебель растет в длину. Деление клеток камбия обеспечивает рост стебля в толщину.

У деревьев, произрастающих в условиях умеренного климата, деление клеток камбия начинается весной и заканчивается осенью. Весной образуются более крупные клетки, а к концу лета — узкие, с толстыми оболочками. В результате формируется годичное кольцо — прирост древесины за год. Каждое кольцо состоит из светлого (летнего) и темного (зимнего) слоев. По числу годичных колец на спиле ствола можно определить возраст дерева.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по биологии в 6 классе.

Образовательные цели : актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля; дать представление о тканях стебля..

Развивающие цели: развивать умения самостоятельной работы с учебником, биологическими объектами, анализировать и делать выводы.

Воспитательные цели : экологическое воспитание- воспитание бережного отношения к растениям, эстетическое воспитание, нравственное воспитание.

Ключевые слова и понятия : стебель, различные типы стеблей: травянистый и одревесневший стебель, удлиненный и укороченный стебель, поперечное сечение стебля: округлые, ромбические( четырехгранные), трехгранные, крылатые, плоские стебли; функции стебля : опорная, транспортная, фотосинтезирующая запасающая; кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.

1.Организационный.

2. Мотивация:

Выведение цели урока учениками:

- Ребята на протяжении нескольких уроков мы изучаем органы растений.

*С какими органами растений вы познакомились?

( корень, побег, лист)

* Что называется органом растения?

( Это часть растения, выполняющая определенную функцию).

*Какой орган называется побегом?

( Побег – это сложный орган растения, состоящий из стебля , листьев и почек.)

* Ребята! С каким органом побега не знакомы ?

- Нам необходимо с ним познакомиться.

Ребята! Давайте поставим себе цель на урок. ( ученики выводят цель урока).

- цели урока проектируются на экране.

( дети записываю цели в технологическую карту)

4. Проверка домашнего задания по тестам

Задание выполняется в технологической карте.

По результатам выполнения тестов проводится взаимопроверка и

Ключ к тестам:

1. вариант: 1). Что обозначено на рисунке цифрами?

1-листовая пластинка; 2- прилистники; 3- черешок; 4- основание листа.

2). Выпишите буквы, под которыми находятся:

Простые листья: А, Б, В, Г, З, И, К.

Сложные листья: Е,Д,Ж.

3). Какое жилкование у листьев?

Б- параллельное; В- сетчатое, З- дуговое.

hello_html_m6dc06c00.jpg

1).Что обозначено на рисунке цифрами ?

1____________, 2__________, 3___________, 4____________

2).Выпишите буквы, под которыми находятся :

3). Какое жилкование у листьев: Б________, В_________, З___________.

1. В листьях образуются вещества

В. Углеводы ( сахара)

Б. в хлоропластах

3. Испарение воды в листьях происходит

Б. через основную ткань

В. через устьица кожицы

4.Параллельное жилкование листа у

А. черемухи, ландыша, пшеницы

Б. пшеницы, ячменя, кукурузы

В. тюльпана, розы, огурца

5. Видоизмененные листья имеют

В. удаление ненужных веществ

7. Функция жилок листа

А. образование органических веществ

В. проведение питательных веществ

8.Где находятся устьица у водных растений

А. на верхней стороне листа

Б. на нижней стороне листа

В. с двух сторон

9.Сложный лист состоит

А . из одной листовой пластинки

Б. нескольких листовых пластинок

В. одной рассеченной листовой пластинки

10. Сложный лист не имеющий пары называется

4.Изучение нового материала.

- Стебли у разных растений бывают разнообразные: ( учитель демонстрирует стебли комнатных растений ).

У деревьев и кустарников , они какие? ( одревесневшие), а у травянистых растений ( травянистые)

Картинка проектируется на экран

- Ребята! Вспомните , какое строение имеет стебель ( он состоит из узлов и междоузлий).

У некоторых растений междоузлия бывают длинные и стебли называются удлиненные ( подсолнух) , а если междоузлия короткие , то и стебель – укороченный ( подорожник).

Картинка проектируется на экран.

-Форма стеблей на поперечном разрезе тоже разнообразная ( внимание на экран ).

Учитель знакомит ребят с разнообразной формой стеблей.

( круглый, трехгранный, четырехгранный, крылатый и др.)

Ребята! вы познакомились с внешним строением стебля, а для того чтобы узнать, каково внутреннее строение стебля нам необходимо познакомиться с микроскопическим строением стебля.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть готовый микропрепарат поперечного среза стебля липы.

Ребята рассматривают под микроскопом срез липы.

Что вы наблюдаете ? ( клетки, которые образуют различные ткани).

* Что называется тканью? ( Это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию).

* А какие ткани растений вы знаем?

( Покровную, основную или фотосинтезирующую, образовательную, запасающую, механическую, проводящую).

Давайте уточним, что это за клетки ( работаем с учебником и технологическими картами ).

- подписывают рисунки, заполняют таблицу.

Текст: Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых растений это кожица, состоящая из одного слоя клеток с плотными оболочками.

У многолетних растений – многослойная пробка, состоящая из нескольких слоев мертвых клеток заполненных воздухом. Для дыхания у молодых растений есть устьица, а у многолетних растений в пробке образуются чечевички

( участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками).

Под покровной тканью находится кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток покровной и механической ткани. Внутренняя часть коры, в составе которой много клеток проводящей ткани, называется лубом.

В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток : органические вещества передвигаются от листьев к другим органам. Ситовидные трубки- это живые клетки, соединенные в длинную трубку. Кроме этих клеток в лубе имеются клетки механической ткани- лубяные волокна ( придают лубу прочность).

Камбий образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками образовательной ткани , за счет деления которых стебель растет в толщину.

К центру от луба в стебле расположена другая проводящая ткань- древесина. По ней идет восходящий ток : вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям.

Древесина образована разными по форме и величине клетками. Основная ее часть состоит из сосудов, трахеид и древесных волокон . Сосуды состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками, а древесные волокна из клеток с толстыми стенками механической ткани.

Сердцевина расположена в центре стебля слоем рыхлых клеток основной ткани , в которой откладываются запасы питательных веществ. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью ( бамбук, георгин, тюльпан) ( по окончанию самостоятельной работы заполняем таблицу на доске)

Выберите один правильный ответ. 1. Одноклеточные организмы объединены в царство: 1-грибов, 2-бактерий, 3-растений, 4-животных. 2. Оформленное ядро отсутствует в клетке: 1-грибов, 2-растений, 3-бактерий, 4-животных 3.

Впячивания внутренней мембраны - кристы - находятся в 1) митохондрии 2) хлоропласте 3) эндоплазматической сети 4) лизосоме

Какие функции в клетке выполняет цитоплазма? а) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; б) придает клетке форму; в) обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов; г) защищает содержимое клетки от воздействия среды.

При каких условиях относительные частоты генов в популяции не будут изменяться из поколения в поколение?

Стебель — осевая часть побега. Он служит опорой для других органов растения, обеспечивает передвижение воды с минеральными и органическими веществами, а также в нём могут запасаться питательные вещества . Выполняемые функции обуславливают особенности строения этого органа.

Слои_дерева_koka slāņi_layers of wood.jpg


На поверхности молодых стеблей находится кожица . У многолетних стеблей древесных растений кожица заменяется пробкой. Её клетки мёртвые, в них находится воздух.

Кожица и пробка относятся к покровным тканям. Эти ткани защищают внутренние слои стебля от механических повреждений, проникновения различных микроорганизмов, перепадов температуры. Через покровные ткани происходит газообмен: в кожице — через устьица , а в пробке — через чечевички . Чечевички — это небольшие бугорки с отверстиями. Они состоят из крупных клеток основной ткани с большими межклетниками.

Слои_дерева_koka slāņi_layers of wood1.jpg


Под кожицей и пробкой находятся клетки коры , относящиеся к разным видам тканей. Снаружи располагаются слои клеток покровной и механической тканей с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани, которые могут содержать хлорофилл. Под покровной тканью находится луб .

Луб образован ситовидными трубками, клетками механической ткани (лубяными волокнами) и клетками основной ткани.

Ситовидные трубки представляют собой цепочки удлинённых живых безъядерных клеток, стенки которых имеют множество мелких отверстий (как у сита). Это проводящие элементы луба, которые обеспечивают перемещение растворённых в воде органических веществ (продуктов фотосинтеза).


Лубяные волокна — это клетки механической ткани. Они имеют удлинённую форму, мёртвые, с одревесневшими стенками.

В коре некоторых растений луб имеет хорошо развитые и прочные волокна. Из лубяных волокон липы раньше изготавливали мочало и рогожу, а из лубяных волокон льна и в настоящее время прядут нити и ткут ткани.

Между корой и древесиной находится камбий — тонкий слой клеток образовательной ткани. Клетки камбия постоянно делятся. За счёт этого стебель растёт в толщину и в нём образуются годичные кольца.

Внутренний слой стебля представлен сердцевиной , в которой откладываются про запас органические вещества. Сердцевина образована клетками запасающей ткани. Сердцевина связана с древесиной и лубом сердцевинными лучами , выполняющими проводящую функцию.

Слои_дерева_koka slāņi_layers of wood2.jpg

У некоторых растений (бузина) в сердцевине много межклетников, она рыхлая и хорошо заметна. У других растений (дуб) сердцевина, наоборот, очень плотная, и отличить её от древесины сложно.

Читайте также: