Выберите из предложенных суждений правильные дождевые черви живут в почве богатой перегноем

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Ученики работают в учебных листах в течении всего урока. Данный материал содержит тест для проверки домашнего задания, различные задания, лабораторную работу. В значки "квадрат" в начале и конце листа дети ставят оценку, которую они хотели бы получить на уроке, и ту, которую они заработали за урок. Знак "круг"-дети ставят оценки за выполненные задания.

ВложениеРазмер
uchebnyy_list_1.docx 341.33 КБ
uchebnyy_list.docx 341.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный лист ___________________________________________________________________

Задание №1 Проверка полученных ранее знаний ( Выбери верные суждения)

1.Все круглые черви – паразиты.

2.Пищеварительная система круглых червей не содержит анального отверстия.

3.Нервная система круглых червей диффузного типа.

4.Круглые черви – гермафродиты.

5.Аскарида – паразит человека.

6.Свободноживущие круглые черви живут на дне морей, рек, в почве.

7.Аскарида выделяет особое вещество, защищающее её от переваривания соками хозяина.

8.Выпишите буквы, кодирующие признаки, характерные для круглых червей.

Б. Раздельнополые животные.

В. Пищеварительная система имеет одно отверстие – рот.

Г. Пищеварительная система представляет собой трубку, которая заканчивается анальным отверстием.

Д. Между стенкой тела и внутренними органами располагается полость тела.

Е. Промежутки между органами заполнены паренхимой.

Задание №2. Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте, а потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

  1. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?
  2. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? (в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

http://refdb.ru/images/1184/2366597/7cd290ed.jpg

Определите: - окраску тела,

- передний и задний концы тела,

-на рисунке червя обозначьте части тела

  1. Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Чем она отличается от спинной?

Найдите и обозначьте щетинки. Какова их функция?

Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

Вывод: Дождевые черви имеют……………………………… cимметрию тела. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец –………………………На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве.

Задание №4 Впиши в тексте пропущенные слова, пользуясь учебником (стр.38)проверь работу соседа по парте, поставь оценку

4.Размножаются кольчатые черви…………………………………………………. путём.

5. Способность живого организма восстанавливать утраченные части тела называется…………………………………………. .

Дождевые черви дышат кожей, тонкой и всегда влажной. После дождя почва заполняется водой, чтобы не задохнуться, дождевые черви выползают на поверхность, отсюда название.

Питаются гниющими остатками растений, навозом, перегноем (для увеличения всасывающей поверхности кишечник на спинной стороне имеет вертикальный вырост внутрь – тифлозоль). Играют важнейшую роль в почвообразовании:

  • роясь в почве, разрыхляют ее и увеличивают доступ кислорода
  • затаскивая в свои норы прелые листья, обогащают почву перегноем
  • перемешивают почву и увеличивают толщину ее плодородного слоя

Дождевые черви средней полосы имеют до 150 члеников, длину 10-30 см, в передней части тела – поясок, спинная сторона темнее (через нее хорошо виден кровеносный сосуд). Живут до 10 лет, на зиму уходят в глубокие слои почвы.

Пресноводные олигохеты очищают воду от органических остатков. В загрязненных канализационными стоками водоемах составляют до 60% биомассы. Представитель – трубочник: длина 15-20 мм, при опасности зарывается в ил, в спокойном состоянии передняя половина погружена в ил (питается), задняя находится в воде и ритмично двигается, обновляя вокруг себя воду (дышит).


дождевой червь

трубочник

Тесты

733-01. Вследствие деятельности дождевых червей происходит
А) обогащение перегноем почвы
Б) повреждение корней растений
В) подавление развития почвенных растений
Г) распространение возбудителей заболеваний растений

733-02. Почему после дождя можно наблюдать массовое появление на поверхности земли дождевых червей?
А) в норках понижается температура
Б) активизируются кроты, являющиеся врагами червей
В) черви в это время могут беспрепятственно расти
Г) вода вытесняет из почвы воздух

733-03. Какую функцию из приведённых выполняют дождевые черви?
А) повреждают корни растений
Б) распространяют возбудителей заболеваний растений
В) способствуют образованию перегноя
Г) подавляют развитие почвенных бактерий

733-04. Наличие влажной и голой кожи у дождевого червя связано с процессом
А) выделения
Б) защиты
В) раздражимости
Г) дыхания

733-05. Благодаря деятельности дождевых червей в экосистемах происходит
А) подавление развития почвенных организмов
Б) повреждение корней растений
В) распространение возбудителей заболеваний растений
Г) повышение плодородия почвы

733-06. Наличие развитой сети кровеносных капилляров в коже у дождевого червя связано с
А) дыханием
Б) защитой
В) раздражимостью
Г) выделением


733-07. Чем питается животное, изображённое на рисунке?

А) корнями живых растений
Б) твёрдыми частичками почвы
В) личинками насекомых
Г) растительными остатками


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Биология.

1. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма:

А) кровь; Б) плазма; В) лимфа; Г) вода; Д) тканевая жидкость.

2. Из чего образуется лимфа:

А) кровь; Б) плазма; В) вода; Г) тканевая жидкость.

3. Как называется жидкая часть крови:

А) плазма; Б) вода; В) лимфа; Г) тканевая жидкость.

4. Сколько процентов от массы тела составляет кровь:

А) 7; Б) 10; В) 15; Г) 20.

5. Сколько процентов от массы крови составляет плазма:

А) 40; Б) 60; В) 70; Г) 80.

6. Какая защитная реакция предохраняет организм от потери крови:

А) фагоцитоз; Б) иммунитет; В) свёртывание; Г) воспаление.

7. Какие клетки переносят кислород:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

8. Что входит в состав плазмы:

А) вода; Б) соли; В) эритроциты; Г) фибриноген.

9. Где образуются эритроциты:

А) печень; Б) красный костный мозг; В) селезёнка; Г) лимфатические узлы.

10. Где образуются лейкоциты:

А) печень; Б) красный костный мозг; В) селезёнка; Г) лимфатические узлы.

11. Какие форменные элементы крови имеют ядро:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

12. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

13. Какие форменные элементы крови вырабатывают антитела:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) лимфоциты.

14. Какие клетки способны самостоятельно передвигаться:

А) эритроциты; Б) лейкоциты; В) тромбоциты; Г) мышечные.

15. Как называется способность организма защищать себя от чужеродных веществ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип данного урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений. Представлена технологическая карта урока.

Учитель: Маркова Л.Н.

Ожидаемый результат – формирование представлений о систематике, строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, их многообразие и значение в природе, правила по профилактике гельминтозов.

Предметные результаты: иметь представление о плоских, круглых и кольчатых червях. Знать их строение и процессы жизнедеятельности.

Личностные: иметь представление о червях.

Метапредметные результаты

ЛичностныеУУД: развитие умения приобретать знания самостоятельно, формирование осознанного отношение к живой природе; соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование осознанного отношения к своему здоровью; использование приобретенных знаний в новых нестандартных ситуациях

Познавательные УУД: формирование познавательного интереса к предмету, навыков самоконтроля личных достижений; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие логического, образного мышления

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, умения отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: закрепление, систематизация и обобщение знаний об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека; умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; оценка степени усвоения материала

Дидактическая цель урока: создать условия для обобщения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности

Педагогические технологии:

технология активного обучения

мультимедийная и цифровая технология

мотивации и стимуляции;

метод анализа конкретной ситуации

Форма работы: групповая

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и улыбнемся нашим гостям. А теперь.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Учитель объясняет ученикам, что они будут работать на уроке в группе.

Учащиеся готовы к началу работы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель зачитывает эпиграф:

Как вы думаете, о каких животных говорил Ч.Дарвин?

Ребята мы с вами закончили изучать тему черви. С какими типами червей вы познакомились?

Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке, сформулируйте тему сегодняшнего урока (дети формулируют тему).

А какова будет цель нашего урока?

Отвечают. (о червях.)

Отвечают. (Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви)

Отвечают. (Обобщить и систематизировать знания о червях)

Вы многое узнали о червях, пополнили багаж своих знаний. И сегодня, мы обобщим тот материал, с которым вы познакомились на уроках. Используя свои знания, сообразительность, вы должны выполнить все задания. В ходе урока, после выполнения каждого задания, в оценочном листе Вы будете себя оценивать по пятибалльной системе.

Подписывают оценочные листы.

Обобщение и систематизация знаний

Проверка заполнения схемы.

Назовите представителей каждого класса.

От потерпевших поступили жалобы на неизвестных. Вам надо определить преступников. И заполнить паспорта.

Больной жалуется на головные боли, общую слабость, головокружение, раздражительность, снижение работоспособности и памяти. Наблюдается непроходимость кишечника.

Презентация: Кольчатые черви

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация "Кольчатые черви" содержит общую характеристику Кольчатых червей, классификацию и виды дождевых червей, описание их роли в природе и для деятельности человека. Во второй половине презентации есть ряд вопросов, отвечая на которые ученики лучше усвоят новый материал.

Краткое содержание

  • Общая характеристика;
  • Класс Малощетинковые (олигохоты);
  • Виды дождевых червей;
  • Роль дождевых червей в природе и жизни человека;;
  • Многообразие Многощетинковых червей.

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Кольчатые черви

Кольчатые черви


Слайд 2

Общая характеристика

  • Около 9 тыс. видов
  • Обитают в водной, почвенной средах; свободноживущие и эктопаразиты (пиявки)
  • Тело вытянутое, имеет головной, хвостовой отделы и туловище, состоящее из сегментов; длина тела от 0,5 мм до 3 м;
  • Трехслойные, двустороннесимметричные
  • Кожно-мускульный мешок образован продольными, поперечными, косыми мышцами, ограничивает вторичную полость тела, заполненную жидкостью
  • На каждом сегменте имеются выросты – параподии.


Слайд 4

Полость тела кольчатых червей


Слайд 5

Тип кольчатые черви


Слайд 6

Класс Малощетинковые (олигохоты)

  • Тип кольчатые черви
  • Подтип поясковые
  • Класс малощетинковые
  • Отряд высшие олигохеты
  • Семейство люмбрициды
  • Вид дождевой червь


Слайд 7

Чаще всего встречаются следующие виды дождевых червей

  1. Дождевой червь четырёхгранный(Eiseniella tetraedra)
  2. Дождевой червь зловонный(Eisenia foetida)
  3. Дождевой червь желтовато-зелёный(Allophora chlorotica)
  4. Дождевой червь красноватый(Lumbricus rubellus)
  5. Дождевой червь наземный или обыкновенный(выползок) (Lumbricus terrestris)


Слайд 8

Экологические группы

По вертикальному распределению дождевых червей в почве делят на 3 группы:

  1. поверхностно-обитающие, в том числе в компостах - Eisenia foetida, Dendroboena oktaedra, Lumbricus castaneus и др.;
  2. почвенно-подстилочныеLumbricus rubellus, Eisenia nordenekioldi и др.;
  3. норники- Lumbricus terrestris, Dendroboena platura, обитающие в глубоких слоях почвы.


Слайд 9

Роль дождевых червей в природе


Слайд 11

Роль дождевых червей в жизни человека

  1. Гумусное (органическое) удобрение.
  2. БАВ (биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, ферменты, витамины) используются в:
    • ветеринарии,
    • фармакологии,
    • косметологии,
    • сельском хозяйстве,
    • биотехнологических отраслях.
  3. Корм для рыб, домашних животных.
  4. Белковая мука, консервы.
  5. Переработка навоза, отходов.
  6. Изучение процессов регенерации


Слайд 12

Класс Многощетинковые (полихоты)

  1. щупальце
  2. щупик
  3. усики
  4. глаза
  5. параподия


Слайд 13


Слайд 14

Многообразие Многощетинковых червей


Слайд 15

Многообразие Многощетинковых


Слайд 16

Медицинская пиявка

  • Выделяет гирудин, препятствующий свертыванию крови.
  • Обладает мощными челюстями, способными прокусить кожу.


Слайд 17


Слайд 18

Проверочная работа


Слайд 19

Выберите из предложенных суждений правильные

  1. Дождевые черви живут в почве богатой перегноем.
  2. Дождевые черви являются гермафродитами.
  3. Анальное отверстие дождевого червя расположено на 16 сегменте.
  4. Кожа покрыта кутикулой, а на каждом членике 16 щетинок.
  5. Дождевые черви – хищники.
  6. На коже дождевого червя много слизистых и ядовитых желез.
  7. Тип Кольчатых червей разделен на классы: Олигохеты, Полихеты.
  8. Среди различных червей Кольчатые – наиболее прогрессивная группа.
  9. Мускулатура дождевого червя образована продольными и кольцевыми мышцами.
  10. Олигохеты играют большую роль в почвообразовании, разлагая органические остатки.


Слайд 20


Слайд 21

Читайте также: