Выбери разносклоняемые имена существительные временный знамена бременем семенам броня
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 19.09.2024
Загрузить презентацию (911 кБ)
Цель урока: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными.
Задачи урока: закрепить умения определять род и склонение имён существительных, формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе, развивать творческую инициативу.
Орг момент. Слайд 1. Приветствие.
- Идем по улице (Д.П.), приедем на трамвае (П.П.),
- идти через рожь (В.П.), постареть от времени (Р.П.),
- находиться в вестибюле (П.П.), стоять у знамени (Р.П.),
- отвечать по истории (Д.П.), интересоваться картиной (Т.П.),
- видеть сухой камыш (В.П.), побывать в планетарии (П.П.), остановиться перед опасностью (Т.П.), жить в доме (П.П.), освободиться от бремени (Р.П.), налить в стакан (В.П.), участвовать в экспедиции (П.П.)
- Запишите число. Классная работа.
2. Расследование 1. Повторение изученного. Актуализация прежних знаний.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство.
- Чем занимаются в детективных агентствах? (Проводят расследования)
- Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.
- Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. Давайте посмотрим, что находится в конвертах? В конверте №1 карточки с номерами и задания к ним. Это зашифрованное письмо. (Карточки вывешиваются на доску. На обратной стороне карточек написано “Разн о склон яем ые су щест ви тель ные”)
- Чтобы расшифровать это письмо, нужно вспомнить известные вам сведения. Продолжите предложение: Слайд 2.
1. Морфология – это.
2. Существительное – это.
3. Существительные изменяются .
4. Имена собственные – это..
5. Одушевлённые существительные – это.
6. Сколько склонений у существительных?
7. Какие существительные относятся к 1 склонению?
8. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
9. Какие существительные относятся к 3 склонению?
10. Какую роль выполняют существительные в предложении?
(На доске постепенно открывается запись “Разносклоняемые существительные”)
- Молодцы первое письмо вы расшифровали. Запишите: Разносклоняемые существительные.
- Как вы думаете, какие существительные называются разносклоняемыми?
- Прочитайте внимательно название существительных, выделите в нем корни, определите от каких слов образовано это название. (По-разному склоняются)
- Чтобы узнать о каких существительных идет речь, проведем расследование №2.
3. Расследование 2. Знакомство с новым материалом.
- В конверте 2 пять букв и три задания. (Вывешивается на доске полоска с буквами: ЗВПВИ)
- Снова зашифрованное послание. И к ним задания.
Задание 1. Слайд 3.
- Определите склонения слов написанных на слайде:
Плач, знамя, мышь, время, родина, племя, горе, вымя, верность, имя, Ваня
- У всех ли слов удалось определить склонение? Почему? Какая особенность в этих словах? (Эти существительные оканчиваются на -мя и имеют средний род)
- Знамя
- Время
- Племя
- Вымя
- Имя
- Чем похожи эти слова? Какой вывод можно сделать? (Существительные оканчивающиеся на -МЯ и имеющие средний род называются разносклоняемыми).
Задание 2.
- Докажите, что эти существительные склоняются по-разному.
Просклоняйте по падежам слово “горе” и слово “знамя”. Слайд 5.
И.П горе знамя Р.П. горя знамени Д.П. горю знамени В.П горе знамя Т.П горем знаменем П.П горе знамени
- Что вы заметили в окончаниях существительных? Какой вывод можно сделать? (Окончания в существительном “знамя” в Р.П. Д.П. П.П. имеет окончание 3-го склонения - И, а в Т.П. окончание 2-го склонения -ЕМ)
- Можно ли его назвать разносклоняемым? (Да)
Задание 3. Слайд 6.
- Поставьте выписанные слова в Р.П., Д.П. или П.П.
- Проверим. Слайд 7.
- Чем еще отличаются эти слова? (Добавляется суффикс -ЕН).
- Итак, какие существительные называются разносклоняемыми? (Дети обобщают выводы)
- Что же обозначают буквы, присланные нам в конверте? Догадались? (Это пять разносклоняемых существительных: знамя, время, племя, вымя, имя)
- Молодцы. Вы с успехом провели расследование 2.
4. Расследование 3. Словарная работа.
- Посмотрите, в конверте № 3 еще шесть букв: СПСТБП, и задания к ним.
- семя,
- пламя,
- стремя,
- темя,
- бремя и
- путь (м.р)
- Просклоняйте устно эти слова. Слайд 12.
- Какой вывод мы можем сделать, сколько же всего разносклоняемых существительных? (Разносклоняемых существительных всего 10, и к ним также относится слово “путь”).
5. Физминутка. Песенка про 10 разносклоняемых существительных из радио урока “Веселая грамматика”. Слайд 13. (Отрывок на 4.29 минуте)
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя?
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков.
Чтоб она получилась полезней
Мы включили в нее десять слов.
Есть в этой песне имя, семя, племя, пламя,
В нее вошли и вымя, стремя, темя, знамя.
А для того, чтоб облегчить учебы бремя
Вы повторяйте эту песенку все время.
6. Расследование 4. Закрепление.
- И последнее расследование в Конверте №4.
Задание 1. Слайд 14.
- Занимать много (время) (р.п),
- в (пламя) (п.п) костра,
- масло в (семя) (п.п),
- нога в (стремя) (п.п),
- звать по (имя) (д.п),
- подъём (знамя) (р.п),
- согнуться под тяжелым (бремя) (т.п.),
- история о (племя) (п.п.).
Задание 2. Слайд 15.
- Расположите фразеологизмы со словом “время” в соответствии с их значением:
До поры до времени (очень мало) Тянуть время (дело, зависящее от обстоятельств) Времени в обрез (ничто не вечно, кроме пирамид) Вопрос времени (до определенного срока) Всё боится времени, но время боится пирамид (медлить)
Задание 3. Слайд 16.
- Составьте пословицу из данных строк. Запишите.
- Молодцы. Проверим. Слайд 17.
Никто не может заменить вас самих на пути к знанию.
7. Итог урока. Слайд 18.
- О каких существительных вы уЗнали на уроке? (О разносклоняемых существительных)
- Какие Умения приобрели? (Научились склонять разносклоняемые существительные)
- Чему еще Научились? (Научились употреблять разносклоняемые существительные в предложении)
Разносклоняемым именам существительным присущи следующие особенности: 1) окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; 2) окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении; 3) суффикс -ен- во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа (только для существительных на -мя)
У слова путь наблюдаются падежные формы третьего склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма второго склонения. Ср.: ночь — ночи, путь — пути (в родительном, дательном и предложном падежах); руль — рулём, путь — путём (в творительном падеже).
Единственное число
Множественное число
Существительное дитя в единственном числе сохраняет архаическое склонение, которое в настоящее время фактически не употребляется, а во множественном числе имеет обычные формы, кроме творительного падежа, которому свойственно окончание -ми (это же окончание свойственно форме людьми).
Разносклоняемые существительные
При изменении по падежам и числам некоторые имена существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми.
При изменении по падежам и числам некоторые имена существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми.
К разносклоняемым относятся существительные:
1) на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя;
Разносклоняемые существительные на –мя в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание –и, как существительные третьего склонения, а в творительном падеже единственного числа имеют окончание –ем, как существительное второго склонения. При склонении у существительных на –мя появляется суффикс –ен.
Существительное путь отличается от других существительных третьего склонения только окончанием творительного падежа, как у существительных второго склонения. Например:
В нашем языке существительные изменяются по числам и падежам.
Склонение – постоянный морфологический признак существительных. Существительные с одинаковыми падежными окончаниями в ед. и мн. ч. относятся к одному типу склонения.
Существует 3 типа склонений, к которым принадлежит основное количество существительных. На тип склонения указывает род и окончание существительного в форме Им. п. ед. ч.
Склонение | Род | Им. п. ед. ч. | Примеры |
1-е | женский | -а, -я | сестра, вишня |
мужской | старшина, судья | ||
2-е | мужской | – | поезд, вокзал |
средний | -о, -е | облако, здание | |
3-е | женский | – | карусель, совесть |
На тип склонения имени существительного указывает только форма ед.ч. Если у существительного окончания только мн.ч., то тип склонения не определяется: сутки, шахматы, плоскогубцы.
Большинство существительных относятся к одному из трёх типов склонения, однако есть особые группы: разносклоняемые и несклоняемые существительные.
п.2. Разносклоняемые имена существительные
К особой группе разносклоняемых существительных относятся существительные среднего рода, оканчивающие на -мя (вымя, знамя, время, имя, бремя, пламя, семя, племя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Изменяясь по падежам (склоняясь) разносклоняемые существительные приобретают окончания 3-го и 2-го склонения.
Падеж | 10 сущ. на -мя | сущ. путь |
Им./В. п. | -я | – |
Р./Д./П. п. | -и | -и |
Т. п. | -ем | -ём |
Существительные на -мя во всех падежах, кроме Им. и В. п., имеют суффикс -ен-..
п.3. Несклоняемые имена существительные
Существительные, имеющие одинаковую форму во всех падежах называются несклоняемыми. В основном несклоняемыми являются иноязычные существительные, оканчивающиеся на -е, -и, -о, -у, -ю: пальто, жюри, фламинго, метро, радио. Также несклоняемыми бывают фамилии женского рода, оканчивающиеся -о, -их, -ых или согласную (Коваленко, Белых, Войнич), сложносокращённые слова и аббревиатуры (ЮНЕСКО, США).
п.4. Изменения в основе при склонении существительных
В древности все эти существительные принадлежали к особому типу склонения существительных. Теперь они лишь в незначительной мере отражают старые особенности своего склонения.
Читайте также: