Выбери представителей царства растений плесневой гриб торфяной мох

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Самым многочисленным считается царство растения. Оно объединяет организмы, обладающие разнообразными формами. Встречаются они повсеместно, даже в безводных пустынях и высоко в горах. Сегодня мы познакомимся с несколькими группами растений. Рассмотрим их основные особенности жизнедеятельности, а также значение в природе и жизни людей.

План урока:

Водоросли

Огромное царство, в зависимости от строения, делится на две группы: низшие и высшие растения.

Остановимся подробнее на представителях низших растений – водорослях. Эти организмы освоили водную среду. Одни из них заселили пресные воды, других можно встретить в соленых водах. Лишь немногие водоросли переселились на сушу, но и здесь они занимают преимущественно сырые места.

Водоросли довольно многообразны, среди них выделяют одноклеточные, а также многоклеточные формы.

Много одноклеточных водорослей живет в почве, поэтому после интенсивного размножения поверхность почвы также может покрываться зеленым налетом.

В качестве примера рассмотрим строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады. Хламидомонада представлена одной клеткой. Она покрыта оболочкой и содержит цитоплазму, а также ядро. Спереди клетка имеет два жгутика, посредством которых происходит ее передвижение.

Почему же эти водоросли назвали зелеными? Эти одноклеточные организмы содержат хлорофилл, от которого и зависит зеленая окраска водорослей. Поглощая из окружающей среды воду и углекислый газ, она образует из них на свету органические вещества. Вместе с тем она потребляет из внешней среды и готовое органическое вещество.

Размножается одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада бесполым и половым способом.

Бесполый способ заключается в делении на четыре или большее число клеток. Эти маленькие клетки одеваются своими оболочками, образуют жгутики и выходят из разорвавшейся материнской оболочки.

Иногда размножение хламидомонады происходит более сложно – половым путем. В этом случае происходит слияние двух клеток, образование споры и последующее деление содержимого споры. В результате образуется зигота, которая при благоприятных условиях прорастает и образуется взрослая особь.

Помимо одноклеточных водорослей, есть и многоклеточные.

В прудах, озерах и реках вблизи берега можно встретить большое количество зеленой тины.

Строение многоклеточных зеленых водорослей разберем на примере спирогиры. Рассматривая нить спирогиры под микроскопом, можно увидеть, что она представляет собой длинный ряд одинаковых клеток.

Всякая клетка такой многоклеточной водоросли имеет оболочку, цитоплазму, а также ядро. В клетке имеются также ярко-зеленые, спирально извитые ленты, содержащие хлорофилл. Благодаря хлорофиллу спирогира из углекислого газа и воды образует органическое вещество – крахмал.

Размножение многоклеточных водорослей происходит двумя способами: бесполым и половым. Бесполое размножение происходит путем разрыва нити на несколько кусков. Более сложное половое размножение, которое происходит при слиянии содержимого двух клеток нити. В результате образуется спора, которая прорастает и дает начало новому организму.

Однако существуют водоросли иной окраски, например красные и бурые. Кроме хлорофилла, у бурых водорослей в клетках содержится бурое вещество, а у красных соответственно красное. Эти вещества и придают им соответствующую окраску. Строение этих многоклеточных водорослей в значительной степени схоже с зелеными.

По внешнему строению бурые водоросли бывают в виде нитей, шаров, кустов. Ко дну эти водоросли прикрепляются ризоидами или разросшимся слоевищем.

В качестве примера рассмотрим бурую водоросль, сахарную ламинарию, которая обитает в наших северных морях. Длина ее достигает 5-6 м. У ламинарии нет ни корня, ни стебля, ни листьев, но некоторое расчленение тела все же есть. Она имеет корневидные нити – ризоиды, которыми прочно прикрепляется к донным камням. У нее имеются также стеблевидная и листовидная части тела. Интересно, что листовидная часть тела ежегодно сменяется.

Красные водоросли также обитают в морях, лишь некоторые виды можно встретить в пресных водах. Размеры их довольно разнообразны – они могут быть очень мелкие, а могут достигать 1м. Строение красных водорослей такое же, как и бурых. С представителями красных водорослей познакомимся на рисунке.

Рассмотрим значение водорослей в природе. Все эти организмы содержат хлорофилл и образуют органическое вещество. Поэтому ими питаются те животные, которые обитают в воде. Так же как и наземные растения, водоросли производят кислород, важный для существования всех других организмов.

Водоросли имеют большое практическое значение в жизни человека. Из золы красных и бурых водорослей добывают йод, использующийся в медицине. Из красных водорослей получают особое студенистое вещество агар-агар, применяемое в кондитерском производстве при изготовлении мармелада и других продуктов.

Представителями высших растений считаются мохообразные – наиболее просто устроенные. Для них не характерно расчленение тела на стебель и листья, отсутствуют корни. Прикрепляются к субстрату и всасывают воду с помощью ризоидов.

Мохообразные подразделяются на две группы: печеночные и листостебельные мхи.

  1. Для печеночных мхов характерно горизонтальное расположение тела по отношению к субстрату, тело редко ветвится. Одним из видов печеночных мхов считается маршанция. Растет она по болотам, на выжженных местах. От нижней стороны ее тела отходят ризоиды.

Еще одним представителем печеночных мхов считается риччия. Очень часто ее можно встретить в аквариуме. Внешний вид представляет собой разветвленный кустик. Она может свободно плавать в воде, не прикрепляясь к грунту. Однако при высыхании водоема риччия способна образовывать ризоиды. С помощью них она прикрепляется к поверхности почвы и поглощает воду и питательные вещества.

  1. Листостебельные мхи имеют стебель и листья, за что и получили такое название. Познакомимся с листостебельными мхами на примере некоторых представителей.

Распространен в наших лесах и болотах мох, получивший название кукушкин лен. Растет он очень густо, иногда расстилается сплошным ковром.

Рассмотрим одно растение листостебельного мха. Невысокий стебель усажен темно-зелеными листочками. Корней у кукушкина льна нет. Вместо них на подземной части стебля отрастают корневидные нити – ризоиды.

Мох питается так же, как и другие растения. Из почвы он получает воду и питательные вещества. Из воздуха поглощает углекислый газ и производит органическое вещество.

Познакомимся с развитием листостебельного мха.

У кукушкина льна можно выделить растения двух родов – мужские и женские. Мужские растения отличаются красновато-буроватыми верхушками, на которых расположены органы размножения в виде мешочков. В них развиваются мужские клетки – сперматозоиды.

У женских растений органы размножения образуются также на верхушке стебля, но имеют форму бутылочек. В них развиваются женские половые клетки – яйцеклетки.

Во время дождя сперматозоиды с каплями воды попадают на верхушку женских растений. Передвигаясь с помощью жгутиков в воде, живчики проникают к яйцеклетке, и один из них сливается с ней. Происходит оплодотворение. Несмотря на то, что кукушкин лен считается наземным растением, его оплодотворение осуществляется только при наличии воды.

Рассмотрим цикл развития листостебельного мха на рисунке.

На женском растении из оплодотворенной яйцеклетки формируется расположенная на длинной ножке коробочка со спорами. Она закрыта крышечкой и снаружи прикрыта беловатым колпачком.

Когда споры созреют, колпачок с коробочки опадает, крышечка отваливается. Ветер раскачивает коробочку, и из нее высыпаются зеленоватые споры.

Попадая на влажную землю, споры прорастают. Из каждой споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на нитевидную водоросль. Это – предросток мха. Из почек на предростке развиваются листостебельные растения мха.

Мхи очень неприхотливые растения. Они выдерживают большие морозы и сильное нагревание, хотя в это время они останавливаются в росте, но остаются живыми. Когда приходит тепло и появляется достаток влаги, они быстро оживают. Часто они сплошным ковром покрывают почву, вытесняя другие растения. В результате мох губит целые леса, формируя на их месте болота.

Именно на болотах можно встретить еще одного представителя листостебельных мхов – сфагнум.

У сфагнума лишь некоторые клетки листьев и стебля живые, то есть содержат хлорофилл. Остальные же клетки мёртвые, то есть пустые и с отверстиями. В сухой период эти клетки наполнены воздухом, а во время дождя они впитывают громадные количества воды – в 20-30 раз больше своего веса. Поэтому, поселившись где-либо в лесу или на лугу, он задерживает дождевую воду и делает это место сырым и заболоченным.

Ризоидов сфагнум не имеет. На верхушке стебля и на ветках у него образуются темно-красные коробочки, в которых созревают споры. Ими мох и размножается. Развитие сфагнума схоже с кукушкиным льном.

Значение мхов в природе также велико, как и других растений. Они способствуют закреплению верхнего слоя почвы, препятствуя ее эрозии. К примеру, значение печеночных мхов, заключается в том, что они могут поселяться там, где не растут другие растения. Мхи служат домом и пищей для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможен круговорот веществ. В сухих местообитаниях они в своем теле задерживают влагу, что способствует равномерному увлажнению почвы.

Немаловажным считается значение мхов и в жизни человека.Очень много в России болот, на которых образуется торф, широко используемый в хозяйстве.

Как же образуется торф?Значение мхов при формировании торфа велико, именно они разрастаются по берегам, а затем и по поверхности водоема, покрывая его сплошным ковром. Стебли мхов растут верхушкой, в нижней части они отмирают. Отмершие части мхов падают на дно и в течение сотен и тысяч лет заполняют весь водоем. В воде при отсутствии воздуха остатки мхов и других болотных растений не сгнивают, а превращаются в торф.

Торф используется для подстилки скоту и как удобрение на полях, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений применяются торфяные стаканчики. Из него получают древесный спирт, пластмассы.

Плауны

Более высокого развития, в сравнении со мхами, достигли папоротники, хвощи и плауны.

Такие растения как плаун можно увидеть в хвойном лесу. Строение плаунов чем-то напоминает мохообразных. Для них характерны длинные ползучие стебли, густо покрытые мелкими светло-зелеными листочками. Отличительным признаком плаунов является наличие корневища с придаточными корнями. Некоторые вертикальные веточки на своих верхушках несут колоски, в которых созревают светло-желтые споры.

Размножение плаунов происходит наподобие мхов, то есть спорами. Они разбрасываются ветром, из них формируются молодые растения. В настоящее время ученые установили, что заросток плауна растет около 200 лет. Поэтому они считаются редкими растениями и подлежат строжайшей охране.

Наиболее часто встречающимся представителем этих растений считается плаун булавовидный.

Раньше споры плауна широко использовались в медицине, для пересыпания таблеток, так как вакуумных упаковок не было. Со временем значение плаунов не уменьшилось. Теперь его споры используют при изготовлении детских присыпок, различных мазей. Его стебли используют при различных заболеваниях выделительной системы, органов дыхания.

Основной характеристикой плаунов является то, что он зеленый круглый год. Поэтому его широко используют для озеленения, а также для изготовления многочисленных гирлянд.

Хвощи

Хвощи и плауны – схожие растения. Хвощи также встречаются в сырых лесах, на болотах, на влажных полях и лугах.

Внешнее строение хвоща имеет некоторые отличия от плауна. Познакомимся с этими растениями на примере хвоща полевого, который встречается повсеместно на территории России.

В почве у хвоща имеется ветвистое корневище, от которого отходят придаточные корни. При характеристике хвоща следует отметить наличие двух типов побегов: весеннего и летнего.

Ранней весной из почек на корневище развиваются бледно-желтые побеги.

В них нет хлорофилла, и питаются они готовыми органическими веществами, отложенными в корневище. Это весенние побеги, на верхушках которых находятся колоски со спорами. После рассеивания спор весенние побеги отмирают.

Весенние побеги хвоща

На смену им от того же корневища отрастают зеленые летние побеги. В них имеется хлорофилл, и образуются органические вещества, которые откладываются про запас в корневище. Осенью летние побеги отмирают. Зимует у хвоща только корневище.

Летний побег хвоща

Очень интересным свойством летних побегов хвощей является наличие кремнезема в клетках. Это вещество придает им жесткость и является средством защиты от поедания животными. Для некоторых видов организмов он является ядовитым, например, для лошадей.

Значение хвощей в жизни человека велико. Его побеги используют как лекарственное сырье, а также при изготовлении средств по уходу за волосами. А вот для огородников хвощ – злейший враг. Он считается трудноискоренимым сорняком. Однако поселяется он только на кислых почвах, бедных питательными веществами. Для изгнания хвоща с огорода требуется проводить известкование почвы, то есть вносить известь.

Папоротники

Папоротникообразные довольно крупные растения. Наиболее распространен мужской папоротник. По внешнему виду папоротник отличается от хвощей и плаунов. Однако у него также есть корневище, от которого отходит короткий стебель и крупные зеленые листья.

Осенью они желтеют и отмирают, а весной от перезимовавшего корневища отрастают новые листья. Книзу от корневища отходят многочисленные придаточные корни. Ими папоротник добывает воду из почвы.

По своему внешнему виду папоротник похож на цветковое растение. Есть даже легенда, что можно увидеть цветущий папоротник в одну летнюю ночь и его цветок обладает волшебным свойством открывать клады. В действительности же папоротник никогда не цветет и не образует ни плодов, ни семян.

Размножение папоротников происходит спорами. Познакомимся с развитием этих растений на схеме.

Созревают споры во второй половине лета на нижней поверхности листьев, в маленьких коробочках. Снизу они прикрыты коричневыми покрывальцами. Созревшие темно-коричневые споры выпадают из раскрывшихся коробочек и разносятся ветром.

На влажной почве спора прорастает и образует маленькую зеленую пластинку сердцевидной формы. Она раза в два меньше монеты. Это заросток папоротника. Одной стороной он прилегает к почве и укрепляется в ней ризоидами.

На нижней, прилегающей к почве поверхности заростка находятся органы размножения. В мужских органах формируются сперматозоиды, а в женских – яйцеклетки. После дождя, когда под заростком задерживается вода, сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам и сливаются с ними. Происходит оплодотворение. Следует отметить, что оно также происходит в воде, что сближает папоротники со мхами, хвощами и плаунами. Из зиготы формируется заросток, на котором появляется молодое растение.

Папоротники имеют огромное значение. К примеру, из молодых побегов готовят различные блюда. Из них изготавливают лекарства, которые используются в борьбе с червями, паразитами человека.

Древние папоротники, хвощи и плауны дали материал, из которого образовался каменный уголь. В далеком прошлом они представляли собой гигантов, достигавших высоты 30-40м и толщины 2м.

Отмиравшие деревья падали и погружались в воду. Они скапливались под водой в огромных количествах. Их засыпало илом, глиной, песком, которые приносились реками. В течение многих миллионов лет эти остатки древних растений превращались в каменный уголь, который в настоящее время широко используется людьми.

У плесневых грибов споры образуются на спорангиях, торчащих из пищевого субстрата (у мукора спорангии шарообразные, у пеницилла – кистевидные). Мицелий у мукора одноклеточный (не поделен перегородками на отдельные клетки), у пеницилла – многоклеточный. Плесневые грибы используются при производстве антибиотиков и некоторых сыров.

Паразитические грибы. Спорынья поражает зерновые культуры, образует черные рожки, содержащие ядовитые вещества. Рожки собираются вместе с зерном, могут попасть в муку и вызвать отравление. Трутовики паразитируют на деревьях, разрушают их древесину.

Дрожжи – одноклеточные грибы, размножаются почкованием. Используют спиртовое брожение: при окислении глюкозы получается спирт и углекислый газ. Применяется в хлебопечении (СО2 поднимает тесто), при изготовлении алкогольных напитков.

У шляпочных грибов есть плодовое тело, состоящее из плотно переплетенных гиф – оно служит для образования и распространения спор. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, споры образуются на нижней части шляпки. Нижняя часть шляпки может быть трубчатой (белый гриб, подберезовик, масленок) или пластинчатой (опенок, груздь, шампиньон). Большинство почвенных шляпочных грибов образуют микоризу – симбиоз с корнями деревьев (гриб дает растению воду с солями в обмен на сахар).

Лишайники

Лишайники – это симбиоз грибов с водорослями. Водоросли фотосинтезируют и дают грибу органические вещества, грибы дают водорослям воду и минеральные соли.

Лишайники растут очень медленно, зато могут переносить полное высыхание. Различают накипные, листоватые и кустистые (ягель) лишайники.

  • питание северных оленей – ягель (олений мох);
  • не могут жить в загрязненном воздухе (лихеноиндикация);
  • самые первые живые организмы на голом камне (начальная стадия первичной сукцессии).

Еще можно почитать

Задания части 1

ГРИБЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность этапов индивидуального развития шляпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор.
1) созревание в шляпке спор
2) образование гифов
3) прорастание спор
4) формирование плодового тела



ПЛЕСНЕВЫЕ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображенный на рисунке.
1) наличие тканей
2) запасание гликогена
3) мицелий образует гифы
4) конечный продукт выделения – мочевина
5) образование гамет
6) имеют генеративные органы



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.
1) сапротрофное питание
2) многоклеточность
3) одноклеточность
4) размножение почкованием
5) наличие клеточной стенки из хитина
6) питание растворенными минеральными веществами

ПЛЕСНЕВЫЕ - ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между характеристиками и грибами: 1) мукор, 2) трутовик. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет плодовое тело
Б) распространён в верхнем слое почвы
В) развивается на живых деревьях
Г) может использоваться для получения антибиотиков
Д) может развиваться на продуктах питания
Е) гифы многоядерные, без перегородок

ПЛЕСНЕВЫЕ - ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ - ДРОЖЖИ
Установите соответствие между характеристикой и грибом, к которому её относят: 1) трутовики, 2) спорынья, 3) пеницилл, 4) дрожжи. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение почкованием
Б) поражает зерновые культуры
В) спорангии в виде кисточки
Г) разрушает древесину
Д) образует черные рожки, содержащие ядовитые вещества
Е) используется для получения антибиотиков

ПЛЕСНЕВЫЕ - ДРОЖЖИ - ШЛЯПОЧНЫЕ
Установите соответствие между характеристикой и грибом, к которому её относят: 1) дрожжи, 2) подосиновик, 3) пеницилл. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют спорангии в виде кисти
Б) используются для получения антибиотиков
В) образуют грибокорень
Г) размножаются почкованием
Д) используются при производстве сыров
Е) в ходе спиртового брожения образуют этанол

ПЛЕСНЕВЫЕ - ШЛЯПОЧНЫЕ
1. Установите соответствие между признаками и группами грибов, для которых они характерны: 1) шляпочные, 2) плесневые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют спорангии в виде головки или кисти
Б) используются в производстве сыров
В) образуют микоризу
Г) различаются трубчатые и пластинчатые грибы
Д) используются в биотехнологии для получения антибиотиков
Е) имеют плодовое тело

2. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой её относят: 1) шляпочные, 2) плесневые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют плодовые тела
Б) образуют на концах гифов головки со спорами
В) развиваются на пищевых продуктах
Г) используются для получения антибиотиков
Д) вступают в симбиоз с корнями деревьев

Е) могут паразитировать на деревьях



ПЛЕСНЕВЫЕ - ШЛЯПОЧНЫЕ РИС
Установите соответствие между характеристиками и группами грибов, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образуют микоризу
Б) имеют многоядерный, не разделённый на клетки мицелий
В) имеют плодовое тело
Г) вызывают порчу пищевых продуктов
Д) относятся к плесневым грибам
Е) подразделяются на пластинчатые и трубчатые

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Возбудителем наиболее опасного заболевания картофеля является гриб
1) головня
2) фитофтора
3) мучнистая роса
4) спорынья


Дрожжи

ДРОЖЖИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке?
1) способ размножения – почкование
2) хемотрофное питание
3) одноклеточный гриб
4) используется в хлебопечении
5) образует микоризу
6) многоклеточный мицелий


Дрожжи

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) многоклеточный мицелий
2) гетеротрофное питание
3) зеленые пластиды
4) почкование
5) запасное питательное вещество – гликоген
6) корнеподобные образования – ризоиды


Дрожжи

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для организма, изображенного на рисунке.
1) наличие мицелия
2) питание сахаром
3) наличие клеточной стенки из хитина
4) половое размножение
5) размножение почкованием
6) наличие клеточной стенки из клетчатки

ШЛЯПОЧНЫЕ
Установите соответствие между функциями и частями тела шляпочного гриба: 1) плодовое тело, 2) подземный мицелий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) поглощает воду с растворёнными минеральными веществами
Б) синтезирует пигменты в клетках
В) образует споры
Г) осуществляет вегетативное размножение
Д) является частью микоризы

Грибы


ШЛЯПОЧНЫЕ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для грибов, изображенных на рисунке?
1) выполнение роли продуцентов в экосистеме
2) образование микоризы с корнями деревьев
3) размножение только мицелием
4) наличие пластинок в шляпке
5) наличие плодового тела
6) симбиоз с зелеными водорослями в лишайнике

МИКОРИЗА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Микоризу образуют
1) береза и подберезовик
2) береза и березовая чага
3) осина и подосиновик
4) сосна и боровик
5) кукуруза и головня
6) рожь и спорынья

Выберите три варианта. Грибы образуют микоризу с корнями
1) моховидных
2) хвощевидных
3) голосеменных
4) плауновидных
5) однодольных
6) двудольных

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных представителей царства грибов способны образовывать микоризу с высшими растениями?
1) трюфель
2) головня
3) моховик
4) фитофтора
5) маслёнок
6) мукор

ГРИБЫ-ЛИШАЙНИКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и группами организмов, для которых они характерны: 1) грибы, 2) лишайники. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) состоят только из гифов
Б) содержат хлорофилл в части клеток тела
В) питаются только гетеротрофно
Г) образуют микоризу с корнями растений
Д) представляют собой комплексные организмы
Е) являются индикатором чистоты воздуха

2. Установите соответствие между видом организма и его характеристикой: 1) олений мох, 2) кукушкин лён. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вегетативное тело представлено слоевищем
Б) имеются мелкие листья
В) раздельнополые организмы
Г) симбиотические организмы
Д) споры образуются в коробочке
Е) относится к кустистому морфологическому типу


Лишайник и пеницилл

ГРИБЫ - ЛИШАЙНИКИ РИС
Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества
Б) образует гумус в первичных сукцессиях за счет разложения слоевища
В) таллом образован микобионтами и фикобионтами
Г) только сапрофитный тип питания
Д) комплексный симбиотический организм
Е) способен продуцировать вещество, затрудняющее жизнедеятельность бактерий

ЛИШАЙНИКИ
Ягель или олений мох по своей сути является:
1) зеленым мхом
2) торфяным мхом
3) листовым лишайником
4) кустистым лишайником

Выберите три варианта. Какова роль лишайников в природе?
1) служат пищей для животных (оленей)
2) накапливают в клетках йод
3) участвуют в почвообразовании
4) паразитируют на деревьях
5) являются индикаторами чистоты воздуха
6) входят в состав природных сообществ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенностями, характерными для лишайников, являются
1) требовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
2) чувствительность к загрязнению окружающей среды
3) строение из одинаковых клеток
4) нетребовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
5) строение из клеток водоросли и гриба
6) строение из гифов, сросшихся с корнями растений


Лишайник

ЛИШАЙНИКИ РИС
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке организмов характерны следующие признаки:
1) питание автотрофное
2) комплексные симбиотические организмы
3) размножение с помощью мелких семян
4) растут очень медленно; за год вырастают на 1-3 мм
5) различают кустистые, листоватые и накипные формы
6) колониальные организмы, ведущие сидячий образ жизни

ЛИШАЙНИКИ - ВОДОРОСЛИ
Установите соответствие между признаками и группами организмов: 1) одноклеточные водоросли, 2) лишайники. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низшие растения
Б) тело представляет собой слоевище
В) обитают в морях
Г) по форме – накипные, листоватые, кустистые
Д) автотрофный организм
Е) представляют собой комплексный организм

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.

ВложениеРазмер
trenirovochnye_testy_k_ege_botanika.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные тесты ЕГЭ биология. Бактерии, грибы, водоросли, лишайники, хвощи, плауны, голосеменные.

1. Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из

1) одной клетки с оформленным ядром и многими органои дами

2) одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов

3) одной или множества ядерных клеток с оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов

4) одной безъядерной клетки, не имеющей органоидов

2. Какой организм относят к царству бактерий?

1) малярийного паразита 2) хлореллу 3) кишечную палочку 4) инфузорию-туфельку

3. Бактерии, в отличие от растений, имеют

1) специализированные половые клетки 2) расположенную в цитоплазме молекулу ДНК

3) ядро, обособленное от цитоплазмы ядерной оболочкой 4) две и более хромосом

4. Почему бактерии относят к прокариотам?

1) имеют одну хромосому, расположенную в ядре 2) имеют одну кольцевую ДНК

3) размножаются делением надвое 4) питаются только готовыми органическими веществами

5. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии

1) зиготы 2) споры 3) цисты 4) активного организма

6. Бактерии размножаются путем

1) слияния половых клеток 2) образования спор 3) деления надвое 4) митоза

7. Чем питаются бактерии сапротрофы?

1) органическими веществами мертвых растений и животных

2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических

3) неорганическими веществами, содержащимися в почве

4) неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха

8. К какой группе организмов относят туберкулезную па лочку по способу питания?

1) сапротрофам 2) паразитам 3) хемотрофам 4) автотрофам

9. Какая группа бактерий улучшает азотное питание растений?

1) брожения 2) клубеньковые 3) уксуснокислые 4) сапротрофные

10. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает

1)вирус 2) плесневый гриб 3) бактерия-паразит 4) бактерия-сапротроф

11. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) разрушителей неорганических веществ

12. Какие особенности жизнедеятельности грибов указы вают на их сходство с растениями?

1) накопление в оболочках клеток хитина 2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) потребление готовых органических веществ 4) минерализация органических остатков

13. В чем проявляется сходство процессов жизнедеятельно-сгпи грибов и животных?

1) всасывают минеральные вещества поверхностью гиф 2) питаются готовыми органическими веществами 3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при по мощи спор

4) растут в течение всей жизни

14. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высо кий уровень организации, так как

1) по способу питания они являются гетеротрофными орга низмами

2) их можно встретить в разных средах обитания

3) они выполняют роль разрушителей в экосистеме 4) их клетки имеют оформленное ядро

15. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов?

1) пластиды 2)ядро 3) рибосомы 4) митохондрии

16. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из

1) клетчатки 2) хитиноподобного вещества 3) сократительных белков 4)липидов

17. Клетки гриба, в отличие от клеток животных, имеют

1) оболочку из хитиноподобного вещества 2)ядро 3) митохондрии 4) аппарат Гольджи

18. Каково значение дыхания в жизни грибов?

1) способствует образованию органических веществ в теле гриба 2) ускоряет процесс биосинтеза белка

3) способствует освобождению энергии и ее использованю. на процессы жизнедеятельности

4) обеспечивает поступление минеральных веществ из почвы

19. Какая группа организмов питается готовыми органиче скими веществами?

1) грибы 2) папоротники 3)водоросли 4) мхи

20. Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы?

1) они совмещают в себе признаки растений и животных

2) по типу питания они сходны с бактериями и животными

3) это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водо росли

4) они поглощают воду всей поверхностью тела

21. Палочка Коха относится к:

1) почвенным бактериям 2) бактериям гниения 3) болезнетворным бактериям 4) уксуснокислым бактериям

22. Бактерии являются возбудителями:

1) энцефалита 3) краснухи 2) гепатита 4) сибирской язвы

23. К отделу бурых водорослей относится:

1) хламидомонада 3) хлорелла 2) ламинария 4) спирогира

24. Половой процесс называется конъюгацией у:

1) хламидомонады 3) хлореллы 2) ламинарии 4) спирогиры

25. По типу питания водоросли, как правило, отно сятся к:

1) сапрофитам 3) хемосинтетикам 2) паразитам 4) фотосинтетикам

26. Из споры папоротника развивается:

1) заросток 3)стебель 2) корневище 4) первый лист

27. Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 3) спорангии 2) тычинке 4) ни один ответ не верен

28. Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 3) голосеменных2) папоротников 4) всех перечисленных

29. К моховидным относится:

1) аспарагус 2) фукус 3) сфагнум 4)ламинария

30. Листья совмещают функции спороношения и фото синтеза у:

1) мхов 3) хвощей 2) папоротников 4) плаунов

31. Споры у мхов созревают в:

1) сорусах 3) шишках 2) коробочках 4) спороносных колосках

32. Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 3) супротивно 2) поочередно 4) листья отсутствуют

33. Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 2) несет женские половые органы

3) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

34. В образовании торфа принимает участие:

1) сфагнум 3) леканора 2) пармелия 4) ксантория

35. Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 2) колосках на верхушках побегов 3) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

36. Основным органом прикрепления к почве у плау нов служат:

1) ризоиды 3) придаточодные корни 2) главные корни . 4) боковые корни

37. Эндосперм в семенах голосеменных: 1)гаплоиден 3) триплоиден

2) диплоиден 4) полиплоиден

37. Голосеменные наиболее широко распространены в: 1)тайге 3) тропиках

2) степи 4) саванне

39. К голосеменным не относятся:

1) туи 3) пихты 2) можжевельники 4) верески

40. Папоротник-орляк цветет:

1) один раз в год 3) один раз в жизни 2) через год весной 4) никогда

41. Без участия бактерий или грибов производится:

1.творог 2.карамель 3. хлеб 4.уксус.

42. Отравление грибами очень опасно, потому что:

1.во всех случаях оно смертельно 2.ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кровь.

3.симптомы отравления появляются значительно поздно

4.не существует противоядий против грибных токсинов.

В1. Установите соответствие между группами организ мов и их представителями.

Группы организмов 1. бактерии 2. водоросли 3. грибы 4. лишайники

Представители A. столбнячная палочка Б. вольвокс B. туберкулезная палочка Г. Спорынья Д. олений мох

В-2. Установите соответствие между группой растений и заболеваниями, которые вызывают их представители.

Группы организмов Заболевания

1. бактерии А. брюшной тиф

2. грибы В.столбняк

Д. сибирская язва

В-3 Установите соответствие между типами размноже ния особей и группами организмов.

Типы размножения Группы организмов

1. бесполое А. лишайники

2. вегетативное Б. грибы

3. половое В. водоросли

В-4 К низшим растениям относятся:

1) сосна 2) багрянки 3) олений мох 4) земляника лесная 5) ламинария 6) кукушкин лен 7) вольвокс

В5. Отделами являются:

1) красные водоросли 2) грибы 3) зеленые водоросли 4) злаковые 5) лишайники 6) хвойные

7) бурые водоросли

В-6. Лишайники — особенная группа растений, харак теризующаяся :

1) одним из компонентов является мох 2) быстрым ростом 3) одним из компонентов являются водоросли

4) двойным оплодотворением 5) размножаются спорами 6) симбиотические организмы 7) одним из компонентов являются грибы

2) не содержат в клетках хлорофилл

3) имеют мицелий

5) размножаются только вегетативно

6) автотрофы 7) семейство

В-8. К водорослям относятся:

1) улотрикс 2) сине-зеленые водоросли 3) вольвокс 4) осциллятория

5) спорынья 6) хлорелла 7) ламинария

В-9. При выполнении подберите нужное слово (слова)

В1. Из споры кукушкина льна во влажной почве обра зуется __________ , что свидетельствует о родстве мо хообразных и __________.

В2. Заросток папоротниковидных прикрепляется к по чве __________.

В3. Абсолютное большинство голосеменных представ ляют собой _________и относятся к классу________

В-10. Установите соответствие между отделами растений и преобладанием гаплоидной или диплоидной стадии развития.

Отделы растений 1 . мхи 2. папоротники 3. голосеменные

Преобладание определенной стадии развития

А. преобладание гаметофита над спорофитом

Б. преобладание спорофита над гаметофитом

В-11. Установите соответствие между отделами растений и их характерными особенностями.

Отделы растений Характерные особенности

1. папоротники А. из споры развивается заросток

Б. представлены кустарниками и деревьями

2. голосеменные В. корни только придаточные

Г. имеют кольца прироста древесины

Д. оплодотворение происходит в водной среде

В-12. Установите соответствие между видами шишек у голосеменных и их характерными особенностями.

Виды шишек у голосем. Характерные особенности семенных растений

1. мужские шишки А. гаплоидные микроспоры

Б. формируется по два семя зачатка

2. женские шишки В. образуется яйцеклетка

Г. развивается гаметофит

В-13. Установите соответствие между типами размноже ния и отделами растений.

1. размножение семенами

2. размножение спорами

A. голосеменные Б. мхи B. папоротники Г. Водоросли

В-14. Особенности папоротников:

1) заросток обоеполый 2) заросток раздельнополый 3) одноклеточные

4) многоклеточные 5) листья называются вайи 6) наличие корня, стебля, листьев

7) наличие корня, стебля, листьев, цветка

В-15. Особенности мхов:

1) цветут один раз в год 2) являются нижним ярусом лесной растительности

3) представитель — кукушкин лен 4) накопители влаги

5) стебель с листьями 6) представитель — олений мох

7) стебель с листьями и корнями

В16. Характерные черты голосеменных:

1) семязачаток лежит открыто на семенной кожуре

2) семязачаток находится под покровом

3) женским гаметофитом является ядро с двумя архегониями

4) женским гаметофитом является зародышевый ме шок с восемью ядрами

5) развитие семязачатков и образование семени проис ходит медленно

6) развитие семязачатков и образование семени проис ходит быстро (за 3-4 недели)

7) двойное оплодотворение

С.1 В чем заключаются основные отличия мхов от папоротников?

С2 В чем отличие вирусов от остальных организмов?

1. Отличия по питанию.
Растения – автотрофы, т. е. сами делают для себя органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды) в процессе фотосинтеза.
Животные и грибы – гетеротрофы, т. е. готовые органические вещества получают с пищей.
2. Рост или передвижение.
Животные способны передвигаться, растут только до начала размножения.
Растения и грибы не передвигаются, зато неограниченно растут в течение всей жизни.
3. Отличия по строению и работе клетки.
1) Только у растений есть пластиды (хлоропаласты, лейкопласты, хромопласты)
2) Только у растений есть крупная центральная вакуоль, которая занимает большую часть взрослой клетки (оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое – клеточный сок) .
3) Только у животных нет клеточной стенки (плотной оболочки) , у растений она есть из целлюлозы (клетчатки) , а у грибов – из хитина.
4) Только у животных есть клеточный центр (центриоли) .
5) Запасной углевод у растений – крахмал, а у животных и грибов – гликоген.

грибы имеют неограниченный рост как и растения а животные растут до определенных размеров. грибы и растения не способны передвигаться а животные способны. грибы и животные питаются готовыми органическими веществами а растения сами делают для себя органические вещества.

Читайте также: