Выбери отличительный признак кустарников

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Окружающий мир. 1 класс

Учитель: Гуляева С.Ю.

Тема: Деревья, кустарники, травы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев .

Познавательная задача : узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.

Тип урока : комбинированный

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

строить речевое высказывание в устной форме.

Для учителя: учебник, компьютер, экран.

I . Организационный момент

Цель этапа: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

1.Орг.момент.

-Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.

Л. – формирование способности к организации своей деятельности;

II . Актуализация знаний

Цель этапа: проверяется усвоение введённых предметных понятий:

кустарник, узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.

Актуализация знаний.

Работа над загадками. Загадки о ягодах, растущих на кустарниках:

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.

Крыжовник

Две сестры:
Летом зелены,
К осени одна - краснеет,
Другая - чернеет.

Смородина чёрная и красная

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Черемуха.

- Скажите, где и на чём растут эти слова – отгадки? (кустарники)

Работа с учебником стр.80-81

- Рассмотри строение растений. Докажи, что это не деревья.

- Чем дерево отличается от кустарника?

- Давайте вспомним понятия, которые мы изучили на предыдущем уроке, а для этого выполним задания в рабочей тетради:

- Выполните задания № 7, 8 в рабочей тетради, с. 24. Убедившись, что ученики усвоили существенные признаки дерева, переходим к выявлению существенных признаков кустарников и трав.

Ученики отгадывают загадки

Рассмотрев рисунки сирени, крыжовника, смородины и орешника, учащиеся называют вторую группу растений — кустарник

Ученики работают самостоятельно в рабочей тетради над заданиями №7, 8 на с 24.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III . Проблемное объяснение нового знания

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

- Выберите 1 ответ из трёх предложений, которые относятся к кустарникам :

1. Деревья – растения высокие, а кустарники – низкие.

2. У дерева один деревянистый ствол, а у кустарника несколько одревесневших стволиков.

3. У дерева ствол всегда прямой, а у кустарника стволики

кривые.

- Обратите внимание на количество одревесневших стволиков у кустарников, среди которых выделить главный ствол (как у дерева) не удаётся.

- Кустарник — это растение, имеющее несколько одревесневших стволиков, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Эти стволики гибкие, гнущиеся, в отличие от дерева, ствол которого не согнёшь и не сломаешь (конечно, есть исключения, но на них пока не обращаем внимание).

Закрепляем введённое понятие, выполняя с учениками задания (учебник, с. 81, верхнее; в рабочей тетради — задание № 9, с . 25 ), затем переходим к рассмотрению травянистых растений.

Физминутка

Классификация растений (дерево и кустарник): берёза, сирень, дуб, лиственница, крыжовник, ирга, бузина, клён, осина, липа.

Учитель произносит название деревьев и кустарников.

Выполнение задания (учебник, с. 81, нижнее)

- Найдите сходства изображённых растений, назовите отличительные признаки трав.

Ученики приводят примеры, рассуждают.

Задача учащихся классифицировать их. Если название дерева – учащиеся поднимают руки вверх и встают на носочки, а если название кустарника, то дети приседают.

Травянистые растения имеют мягкие зелёные (как правило) сочные стебли с листьями и цветками. Эти стебли можно разорвать, разрезать.

IV . Первичное закрепление

Цель этапа : проверяют свои знания и умения;

подводим учащихся к определению условий, которые необходимы для жизни растений

Р .- проявлять

познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

1. Работа по учебнику

Закрепление знаний (отработка навыка)

Выполнение задания (учебник, с. 82 ,вернее)

Этот отличительный признак травянистого растения (не цвет является главным признаком)

стоит зафиксировать детям.

В конце урока, подводя его итог, комментируем вывод, данный в учебнике (с. 82).

-Найдите на разрезных карточках деревья, кустарники, травянистые растения (по 3 примера) и назовите отличительные признаки, по которым вы их выбирали.

Дополнительный материал

Можжевельник. Спросили однажды у древнего мудреца:

Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2000 лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозелёные. Некоторые считают, что зовут его можжевельником потому, что растёт он меж елей. А возможно, что его название происходит

Было в Средние века поверье, что окуривание ветками можжевельника изгоняет злых духов. Можжевельник — прекрасное средство для дезинфекции. Один-единственный гектар можжевельника способен очищать воздух на территории с населением в 150 тысяч жителей.

Это цветок Шотландии! – воскликнула девушка. – Он украшает шотландский герб.

Будто напоказ выставляет репейник свою дикую красоту, и никак не вяжется она с привычными для нас понятиями о нежности и грации цветка. Но ведь это растение необыкновенное! Отпугивает нечистую силу, как говорили в старину. В сорном растении репейник наука открыла много полезных свойств. В его семенах содержится жирное масло, пригодное для мыловарения и изготовления олифы. Из стеблей получают грубое волокно, а из их отхо-

дов – обёрточную бумагу.

Сравнивая изображённые растения (задание

в учебнике, с. 82), ученики обнаруживают, что цвет стеблей травянистого растения репейник похож на цвет стеблей (стволиков) кустарника роза, но они не покрыты корой.

в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.

  1. Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна

Ответы к 1 варианту

1. Один твёрдый ствол - дерево. Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей - травянистое растение. Несколько тонких деревянистых стеблей - кустарник.

2. а) Один твёрдый ствол.

3. Орешник, шиповник, смородина, крыжовник – это кустарники.

Липа, сосна, берёза, тополь – это деревья.

Крапива, одуванчик, ландыш, колокольчик – это травы.

4. в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.

5. Лиственные растения: береза, рябина, липа. Хвойные растения: ель, сосна, лиственница.

1. Соедини стрелками название признака и название группы растений.

  1. Какой признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.

а) меньше дерева;

б) много тонких, деревянистых стеблей;

  1. Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.

Листья в виде пластинок у ______________________.

Листья в виде иголок у _________________________.

  1. Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

Лиственные растения пихта

Хвойные растения калина

Ответы ко 2 варианту

1. Один твёрдый ствол - дерево. Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей - травянистое растение. Несколько тонких деревянистых стеблей - кустарник.

2. б) много тонких, деревянистых стеблей;

3. Берёза, сосна, липа, тополь, дуб – это деревья.

Ромашка, клевер, подорожник, репейник – это травянистые растения.

Калина, крыжовник, смородина, рябина – это кустарники.

4. Листья в виде пластинок у лиственных деревьев.

Листья в виде иголок у хвойных деревьев.

5.Лиственные растения: дуб, калина, клён. Хвойные растения: пихта, сосна,

1. Что такое гриб? Обведи нужную букву.

а) это тело живой природы;

б) это тело неживой природы.

2. Вычеркни то, что не является частью гриба.

Грибница, стебель, цветок, шляпка, ножка.

Ложная лисичка, бледная поганка, шампиньон, мухомор, ложные опёнок.

Маслёнок, сыроежка, рыжик, желчный гриб, белый гриб.

а) около деревьев грибам удобно расти;

б) грибы получают от растений питательные вещества;

в) грибы уничтожают насекомых вредителей;

г) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной.

а) собирай любые встретившиеся грибы;

б) все несъедобные грибы топчи ногами;

в) срезай грибы ножиком;

г) не разрывай землю вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу;

д) не бери грибы возле шоссейных и железных дорог.

Ответы к 1 варианту

1. а) это тело живой природы;

2 . Грибница, стебель, цветок , шляпка, ножка.

3. Ложная лисичка, бледная поганка, шампиньон, мухомор, ложные опёнок.

Это - ядовитые грибы.

Маслёнок, сыроежка, рыжик, желчный гриб, белый гриб.

Это - съедобные грибы.

4. б) грибы получают от растений питательные вещества;

г) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной.

5 . в) срезай грибы ножиком;

г) не разрывай землю вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу;

д) не бери грибы возле шоссейных и железных дорог.

1. Что такое гриб? Обведи нужную букву.

а) это тело неживой природы;

б) это тело живой природы.

2. Вычеркни то, что не является частью гриба.

Корень, шляпка, плод, ножка, грибница.

Подберёзовик, лисичка, волнушка, опёнок, мухомор.

Мухомор, бледная поганка, белый гриб, ложный опёнок.

а) гриб дает дополнительное украшение дереву.

б) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной;

в) грибы получают от растений питательные вещества;

г) грибы служат продуктом питания.

а) гриб вырывай вместе с грибницей, так его масса будет больше;

б) собирай грибы, которые хорошо знаешь;

в) не бери старые грибы;

г) все несъедобные грибы топчи ногами.

Ответы ко 2 варианту

1. б) это тело живой природы.

2. Корень , шляпка, плод , ножка, грибница.

3 . Подберёзовик, лисичка, волнушка, опёнок, мухомор.

Это - съедобные грибы.

Мухомор, бледная поганка, белый гриб, ложный опёнок.

Это - ядовитые грибы.

4 . б) грибы разрушают остатки организмов и образуют перегной;

в) грибы получают от растений питательные вещества;

5 . б) собирай грибы, которые хорошо знаешь;

в) не бери старые грибы;

1. Где растут фрукты и ягоды? Выбери верный ответ и обведи нужную букву.

2. Соедини стрелками соответствующие слова из каждого столбика.

Виды плодовых культур плоды

3. Соедини линиями слова столбиков.

Черенок размножение растений черенками

Черенкование часть стебля, корня, листа

4. Соедини стрелками слова.

жаба вредители сада мыши

зайцы защитники сада птицы

божья коровка жук жужелица

2. косточковые малина

3. Черенок размножение растений черенками

Черенкование часть стебля, корня, листа

4. жаба вредители сада мыши

зайцы защитники сада птицы

божья коровка жук жужелица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Контрольные работы по окружающему миру 3 класс

Контрольные работы по теме "Образование древнерусского государства" 3 класс, развивающая система Занкова.


Контрольная работа по окружающему миру по теме "Природные зоны России"

Контрольная работа в форме теста, охватывающая все природные зоны России.

Тестовая контрольная работа по окружающему миру. Тема" Строение Земли. Ориентирование на местности"

В этой работе проверяются знания детей о строении планеты Земля, названии оболочек Земли. Ребята должны назвать, на какие полушария делится Земля и как называются линии, делящие её, дают определение п.

Контрольная работа по окружающему миру по теме: "Ты и твое здоровье" (4 класс) "

Контрольная работа по теме "Ты и твое здоровье" составлена в соответствии с УМК "Школа XXI века" и.

Контрольная работа по окружающему миру для 4 класса за 1полугодие

Проверочная работа по окружающему миру для 4 класса за 1 полугодие. Система Л. В. Занкова.


Итоговая контрольная работа по окружающему миру, (тест) 1 класс

Итоговая контрольная работа по окружающему миру, (тест) 1 класс.


Тесты, проверочные и контрольные работы по окружающему миру "Перспектива"( 4 класс)

Данный материал помогает проверить качество знаний учащихся по данному предмету.


1. Узнай лиственные деревья по плодам. Соедини линиями рисунки и названия.


2. Узнай хвойные деревья по шишкам. Соедини линиями рисунки и названия.


3. Догадайся какое растение изображено на фотографии. Подпиши название. Раскрась это растение на рисунке.

Можжевельник


4. Во время прогулки постарайся определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам).
Запиши названия растений и нарисуй признаки по которым ты определил эти растения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном тесте учитель проверит усвоение учащимися строения растений,группы,отличительные признаки.

Соедини стрелками название признака и название группы растений.

Один твёрдый ствол

Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей

травянистое растение

Несколько тонких деревянистых стеблей

Какой признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.

а) один твердый ствол;

б) много веток и листьев;

в) дерево высокое.

Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________

Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________

Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________

Как отличить хвойное дерево от лиственного? Обведи нужную букву.

а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;

б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных белый;

в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.

Читайте также: