Впервые корень появился у покрытосеменных мхов плауновидных водорослей

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм

2. Популяция – это:

A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп

3. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:

4. В основе систематики лежит:

A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства

5. Основоположником систематики является:

6. Выберите верное утверждение.

1. Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.
2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.


3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.


4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.


5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.


6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.
7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.
8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.


9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.


10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

1. Способ передвижения бактерий:

2. Спора бактерий – это .

A. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях

Такой мир, каким мы его видим сейчас, развивался множество тысячелетий. Многообразию растений требовалось время, чтобы приспособиться к различным условиям обитания на планете. В этом уроке мы рассмотрим эволюцию растительного мира с самого первого растительного организма.

План урока:

Происхождение растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям. Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород. Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками. У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах. Остатки служат доказательством эволюции растений.

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения. Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением. В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.

Филогенетическое древо растительного мира

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

Данный материал включает задания по группам растений. Можно проверить внешнее и внутреннее строение, способы размножения растений данных групп.

ВложениеРазмер
vodorosli.docx 18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Водоросли, мхи, голосеменные, покрытосеменные

139. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани
А)мхов Б)хвощей В)водорослей Г) лишайников

173. Мхи - более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
А)имеют органы и ткани Б) размножаются спорами
В) многоклеточные организмы Г) способны поглощать газы и воду из атмосферы
181. Бесполое размножение с помощью спор характерно для
А)сосны Б)мхов В)березы Г) дуба
265. Водоросли, в отличие от других растений,
А) состоят из дифференцированных клеток Б) не имеют клеточного строения
В) не имеют тканей и органов Г) содержат различные пластиды

287. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
А) из семязачатка образуется семя
Б) оплодотворение не зависит от воды
В) происходит двойное оплодотворение
Г) в семенах имеется запас питательных веществ - эндосперм

327. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
А) водорослей Б) моховидных В) папоротниковидных Г) плауновидных
379. В процессе эволюции у голосеменных растений в отличие от споровых
А) появился корень Б) сформировался цветок
В) образовались семена Г) появились плоды

558. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало
А) образование плодов с семенами
Б) увеличение продолжительности жизни этих растений
В) появление вегетативных органов
Г) появление хлоропластов

575. В отличие от папоротников, у голосеменных растений НЕ происходит
А) оплодотворение Б) образование семян
В) размножение спорами Г) развитие зародыша из зиготы
710. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
А) проводящей системы Б) цветков и плодов
В) хлоропластов в клетках Г) эпидермиса с устьицами

841. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
А) стеблей Б) листьев В) корней Г) ризоидов

930. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
А) нет корней Б) неветвящийся стебель с узкими листьями
В) образуется много спор Г) есть воздухоносные клетки

1005. У каких растений отсутствуют ткани
А) папоротников Б) водорослей В) покрытосеменных Г) голосеменных

1045. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле
А) сожительство корней растений с грибами (микориза)
Б) расположение семян внутри плода
В) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен
Г) наличие в клетках листьев хлоропластов

1086. Какой орган отсутствует у мха
А) Стебель Б) Лист В) Корень Г) Коробочка

1126. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно
А) размножение семенами Б) автотрофное питание
В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие цветка и плода

1164. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных
А) имеют корень, стебель, листья
Б) имеют цветок и плод
В) размножаются семенами
Г) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

1173. Пример ароморфоза у голосеменных растений - возникновение
А) плода Б) семени В) цветка Г) корней
1185. Высшие растения отличаются от низших
А) расчленением тела на органы Б) наличием таллома
В) вегетативным размножением Г) размножением спорами

1281. Споры папоротника - специализированные клетки, с помощью которых осуществляется
А) бесполое размножение Б) вегетативное размножение
В) почкование Г) регенерация

1447. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
А) в процессе развития происходит чередование поколений Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

1448. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
А) папоротниковидные Б) водоросли В) голосеменные Г) покрытосеменные

1451. Для всех хвойных и цветковых растений характерно размножение с помощью
А) спор Б) семян В) плодов Г) корневища

1711. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?
А) моховидные Б) папоротниковидные В) цветковые Г) древние водоросли

1755. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
А) размножение семенами Б) автотрофное питание
В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек

1840. Стадия заростка в онтогенезе характерна для
А) моховидных Б) лишайников В) папоротниковидных Г) водорослей

1842. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
А) корень Б) лист В) стебель Г) цветок
1888. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у
А) покрытосеменных Б) голосеменных В) папоротников Г) водорослей
1907. Только голосеменные растения имеют
А) хлоропласты в клетках Б) стержневую корневую систему
В) мужские и женские шишки Г) клеточную стенку из клетчатки

1959. Основное отличие покрытосеменных растений от голосеменных заключается в том, что
А) покрытосеменные размножаются семенами Б) в их жизненном цикле доминирует спорофит
В) их органом размножения является цветок Г) у них оплодотворение происходит после опыления

2002. Генеративный орган – цветок – имеется у
А) голосеменных Б) папоротниковидных
В) покрытосеменных Г) плауновидных

2104. Почему плауны относят к высшим растениям?
А) они имеют клеточное строение
Б) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
В) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют с окружающей средой
Г) в процессе эволюции у них сформировались ткани и органы

. Древние древовидные папоротники способствовали
А) образованию болот Б) образованию залежей каменного угля
В) созданию первичной атмосферы Г) формированию современного ландшафта
2235. Водоросли, в отличие от растений других групп,
А) размножаются спорами Б) являются автотрофами
В) не имеют клеточной стенки Г) не имеют тканей и органов

2268. Водоросли, в отличие от растений других групп,
А) не имеют дифференцированных тканей и органов Б) не имеют хлоропластов
В) выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов
Г) имеют небольшие размеры и живут в воде

2291. Голосеменные растения отличаются от покрытосеменных отсутствием
А) семян Б) цветков и плодов
В) проводящих тканей Г) устьиц в листьях-иголках

2390. Споры мхов и папоротников служат для
А) размножения и расселения Б) перенесения неблагоприятных условий
В) хранения в них запасных питательных веществ
Г) образования зиготы в результате оплодотворения

2429. Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников?
А) усами Б) почкованием В) корневищами Г) спорами
2515. Плоды образуются у растений отдела
А)Голосеменные Б)Папортониковидные В)Плауновидные Г) Покрытосеменные

2541. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?
А) клеточное строение Б) размножение спорами
В) наличие у них корней Г) чередование полового и бесполого поколений
2654. Наличие у папоротников корня свидетельствует об их усложнении по сравнению с
А) плаунами Б) хвощами В) мхами Г) голосеменными

2683. Почему мхи считают примитивными высшими растениями?
А) прикрепляются к почве ризоидами Б) в цикле развития отсутствует половое поколение
В) размножаются вегетативными органами
Г) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

В этой теме предлагаю ссылки, задания олимпиад различного уровня.
В конце темы представлены задания теоретического тура школьной олимпиады 2014-2015 уч года для 9-11 классов.

особое внимание хочу обратить на Практический тур.
К нему нужно готовиться наиболее четко.
Для 9 класса в последние несколько лет всегда вот такое задание:
1. Описать растение по морфологическому критерию вида( план дан, но нужно не мало знать, чтобы его заполнить.
2.Систематика беспозвоночных с указанием места в пищевой цепи.
3. Работа с микропрепаратами: определить ткань и охарактеризовать ее или этап эмбриогенеза.

Кратко о растениях.
Царство растений делится на 2 подцарства – высших растений и низших растений. Низшие растения – это водоросли, высшие – мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.
Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом).
Мхи

Считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья.
Отличия от остальных высших растений:
Корней нет, вместо корней ризоиды.
Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
Гаметофит доминирует над спорофитом.
Мхи размножаются спорами (бесполым способом).
Папоротники, хвощи, плауны

Имеют не только стебель и листья, но и корни, и хорошо развитые ткани.
Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.
Размножаются спорами (бесполое размножение), из споры вырастает небольшая зеленая пластинка заросток, он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение (производящее споры).
Голосеменные

Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.
Голосеменные размножаются семенами, не покрытыми оболочкой (голыми). Семена образуются внутри шишек.
Покрытосеменные (цветковые)

В настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли.
Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть цветы, плоды, двойное оплодотворение.

Проверь себя.
40 тестов по теме

Классы и семейства цветковых растений
Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:
У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
Однодольные

Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, соцветие сложный колос, плод зерновка.
Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.
Двудольные

Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).
Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Словарик. 1. Холоднокровность. 2. Замкнутая кровенос­ная система. 3. Сердца нет. 4. Теплокровность. 5. Сердце двух­камерное. 6. Один круг кровообращения. 7. Сердце трехкамерное. 8. Два круга кровообращения. 9. Сердце четырехкамерное.
5. Объясните с научной точки зрения.
Ядовитые змеи умерщвляют свою добычу, вводя в тело жертвы яд. Опишите способ охоты неядовитых змей, напри­мер ужа. Почему змея в состоянии проглотить целиком до­бычу значительных размеров и переварить ее?
ОТВЕТЫ:
1. А. Представители класса Пресмыкающиеся. Исключение со­ставляет тритон, представитель класса Земноводные. Б. Представители подтипа Позвоночные надкласс Рыбы. Ис­ключение составляет ланцетник, представитель подтипа Бес­черепные.
В. Представители класса Млекопитающие отряд Китообразные. Исключение составляет тюлень, представитель отряда Ласто­ногие.
2. А. Медоносная пчела: ротовой аппарат грызуще-лижущий (2), имеется две пары перепончатых крыльев (4), в цикле развития есть стадия куколки (6), последняя пара конечностей отлича­ется по размеру и особенностям внешнего строения (9). Б. Зеленый кузнечик: ротовой аппарат грызущего типа (5), име­ет две пары одинаковых крыльев (8).
В. Паук-крестовик: дышит легкими (1), на груди расположены четыре пары конечностей (3), несколько пар простых глаз рас­положено на головогруди (7), ротовой аппарат сосущий (10).
3. 1. Представитель типа Хордовые. Признаки: наличие внутрен­него скелета и центральной нервной системы.
Класс Птицы. Признаки: костный скелет с килем, теплокров­ность, усложнение центральной нервной системы, яйцекладу­щие животные.
Пингвины. Признаки: пуховой покров, передние конечнос­ти преобразованы в ласты; толстый слой подкожног

Самоподготовка. Вопросы с Открытой губернской олимпиады по биологии. Вопросы составлены сразу для 7-11 класса.

Вопросы для самоподготовки

1. Какой газ растения выделяют при дыхании
2. Напишите название любого класса голосеменных
3. Признак, характерный одновременно для грибов и для животных
4. Название любого грибкового заболевания
5. Запасающую функцию в растениях выполняет … ткань
6. Приспособление растений средней полосы к нехватке воды зимой
7. Однополые цветки встречаются у …
8. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение …
9. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток
10. Самая высокая трава в мире
11. Какой у пресмыкающихся тип оплодотворения
12. Порошица имеется у …
13. Из скольких отделов состоит тело ракообразных
14. Орган выделения улитки
15. Пример кости, которая есть у птиц, но отсутствует у млекопитающих
16. Каким червем можно заразиться, если пить некипяченую воду из водоемов
17. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа у дождевого червя происходит через
18. У позвоночных, в отличие от ланцетника, есть …

19. Отличие млекопитающих от всех других классов позвоночных
20. У большинства земноводных, в отличие от рыб, имеются …
21. Какое заболевание возникает у человека при авитаминозе В
22. Вторичная моча, в отличие от первичной, не содержит …
23. Работу каких мышц регулирует вегетативный отдел нервной системы
24. Периферическая часть зрительного анализатора
25. Ионы какого химического элемента необходимы для процесса свертывания крови
26. Движение лимфы по лимфатическим сосудам в одном направлении обеспечивается …
27. Недостаток гормонов щитовидной железы у взрослого человека может привести к …
28. Реснички в воздухоносных путях человека двигают …
29. В каком отделе мозга расположен центр обоняния
30. Как изменится концентрация глюкозы в крови здорового человека после потребления сладкой пищи
31. Какова вероятность рождения ребенка, больного гемофилией в семье, где мать носитель, а отец здоров.
32. Бактерии гниения по способу питания являются …
33. Митохондрию можно узнать по наличию в ней …
34. Пример палеонтологического доказательства эволюции
35. Какой процесс приводит к возникновению бластулы
36. Сколько хромосом будет в клетке по окончании мейоза, если после первого деления мейоза в ней 10 хромосом
37. К какому виду мутаций относят изменение структуры ДНК в митохондриях
38. Основную часть энергии, необходимой для существования, агроценоз получает от …
39. В загрязненной экологической среде вредные вещества достигают наибольшей концентрации в организмах
40. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Какой это закон Менделя

Папоротники относятся к наиболее древним споровым растениям. Обитают в самых разнообразных экологических условиях: в заболоченных местах и водоемах, лесах тропического и умеренного климата. Наиболее известные представители - щитовник мужской, орляк, страусник. В жизненном цикле папоротников, хвощей, плаунов доминирует спорофит.

Расцвет папоротников произошел около 358 млн лет назад и длился примерно 65 млн лет, в честь папоротников назван период палеозойской эры - карбон, или каменноугольный период, который длился указанный промежуток времени. Именно папоротникам принадлежит активная роль в углеобразовании: в карбоне леса заселяли древовидные папоротники, достигавшие 40 и более метров в высоту.

Папоротники

Древесные формы папоротников сохранились до наших дней, однако большинство представителей - травянистые растения, у которых отсутствует камбий, а значит, нет и вторичной древесины.

Папоротники относятся к группе сосудистых растений, так как имеют жилки - сосудисто-волокнистые пучки, в отличие от мхов, которые не имеют жилок и не являются сосудистыми растениями. Механическая прочность обеспечивается отложением склеренхимы вокруг проводящих пучков (жилок).

Жилка папоротника

В отличие от мхов, папоротники имеют проводящую ткань в стеблях и корнях, состоящую из ксилемы и флоэмы. Заметьте, я написал "корень" - у мхов не было и корней, вместо них были ризоиды, выполняющие аналогичную корням функцию. Корни папоротников, хвощей и плаунов всегда придаточные и растут от видоизмененного побега - корневища.

Строение папоротника

Строение

Рассмотрим строение папоротников на примере типичного представителя - щитовника мужского. Это широко распространенный папоротник, типичный для климата умеренных широт. Представляет собой многолетнее травянистое корневищное растение.

Образован пучком сильно расчлененных листьев, отходящих от корневища. Нарастают листья верхушкой, образуя завитки - "улитки".

Улитки папоротника

Отметьте, что лист папоротника называется вайя (от греч. baion - пальмовая ветвь). В отличие от настоящих листьев, вайя имеет недетерминированный верхушечный рост. Листья имеют черешок, прикрепляющийся к стеблю, который может продолжаться в рахис - главную ось сложного листа, соответствующую центральной жилке.

Вайя лист папоротника

Жизненный цикл папоротниковидных

Листостебельное растение папоротника, изображенное выше - спорофит (2n). Спорофит доминирует в жизненном цикле папоротниковидных, в отличие от цикла мха, где спорофит, по сути, является придатком гаметофита (редуцирован). На нижней стороне вайи располагаются спорангии, собирающиеся в сорусы - группы близкорасположенных спорангиев. На спорофите (2n) в спорангии после мейоза образуются споры (n).

Сорусы, спорангии папоротника

В 2012 году группа ученых под руководством Ксавьера Нобли из Университета Ниццы выяснили, что спорангий имеет специальный механизм "катапульты", споры из него вылетают со скоростью около 10 м/с.

Гаплоидные споры (n) прорастают в заросток (n), небольшую пластинку (несколько мм) сердцевидной формы. Заросток зеленого цвета, способен фотосинтезировать и прикрепляется к почве ризоидами. На нем образуются мужские и женские половые органы - соответственно антеридии и архегонии. Сперматозоид (n), образовавшийся в антеридии, благодаря воде (во время дождя) попадает в архегоний, где сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n).

Из зиготы развивается зародыш, который проникает в ткани архегонии с помощью особого приспособления - гаустории (от лат. haustor - черпающий, пьющий). Гаустория представляет собой ножку, внедряющуюся в ткани заростка и поглощающую из него питательные вещества. Начинается бурный рост зародыша, образуется побег, а затем взрослое растение - спорофит (2n). Цикл замыкается.

Жизненный цикл папоротника

Значение папоротников

Папоротники являются главным компонентом многих лесных сообществ, звеном в цепи питания - продуцентами (производителями органических веществ). Человек использует папоротник в декоративных целях. Молодые побеги некоторых папоротников съедобны и употребляются в пищу: побеги орляка, листья страусника обыкновенного.

Щитовник мужской имеет медицинское значение: из его корневищ изготавливают противогельминтный препарат.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: