Воздушное питание характерно для актинии березы волнушки пармелии

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

I. Организационный момент. Презентация

Домашнее задание: стр. 58–59, подготовить проектное задание о “нетрадиционных” способах питания растений - хищничестве и паразитизме.

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”


- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Как они поступают в растение?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

- Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)


2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

- Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

- Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

- В чем значение минеральных подкормок растений?

- Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

“Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)


IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

- Какие вещества необходимы растению?

- Где они их берут в процессе питания?

- Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

2. Основные признаки живого:

• Обмен веществ
• Питание
• Дыхание
• Выделение
• Раздражимость
• Подвижность
• Размножение
• Рост и развитие
2

Живые организмы
(по способу питания)
Автотрофы
Гетеротрофы
Сами
создают
органические
вещества
из
неорганических.
Примеры:
-растения;
-некоторые бактерии.
Питаются готовыми
органическими
веществами.
Примеры:
- животные;
- грибы;
-многие бактерии.
3

4. Питание растений

6. Воздушное питание растений.

что такое воздушное питание?
какое значение имеет процесс воздушного
питания в жизни растений?
какие органы растения принимают участие в
воздушном питании?
какие особенности строения растения
позволяют
ему
выполнять
функцию
воздушного питания?
6

7. Строение листа

Тип питания
Воздушное
Лист
Орган
Основная
Ткань
Хлорофиллоносные
Клетки
Структуры
Хлоропласты
Вещества
Органические
9

11. Условия необходимые для образования углеводов в листе:

Выполните тест.
Выберите один правильный ответ.
1. Может ли сахар образовываться в клетках растений в
темноте?
а) да;
б) нет.
2. Как называется зеленый пигмент, содержащийся в
растительных клетках?
а) хлорофилл; б) меланин; в) ксантофилл.
3. Какой газ поглощается клетками растений в процессе
фотосинтеза?
а) кислород; б) углекислый газ;
в) водород.
4. Какой газ клетками растений выделяется в атмосферу в
процессе фотосинтеза?
а) кислород; б) углекислый газ;
в) азот.
5. В какое время суток происходит выделение кислорода
растениями?
а) днем;
б) ночью.
17

18. Что мы сегодня узнали?

Питание – это процесс приобретения
организмом необходимых ему веществ и
энергии
Для растений характерен автотрофный тип
питания
Фотосинтез – это процесс воздушного
питания растений
В процессе фотосинтеза в хлоропластах из
воды и углекислого газа на свету образуются
органические вещества
Фотосинтез – это процесс, от которого
зависят все проявления жизни на нашей
планете
18

Тема урока: Воздушное питание растений - фотосинтез

Процесс, протекающий в хлоропластах зеленых клеток с образованием питательных веществ из углекислого газа и воды под действием света, называется фотосинтезом (от греческих слов "фотос" – свет и "синтез" – соединение).

Какая между ними связь?

Какая между ними связь?

Климент Аркадьевич

Куда же делся луч солнца? Лист растения – живая лаборатория Свойства живого?

Куда же делся луч солнца?

Лист растения – живая лаборатория

Свойства живого?

Древние – считали, что растения питаются только с помощью корней

Древние – считали, что растения питаются только с помощью корней

Ян ван Гельмонт XVI век. Гол. За счет чего растение увеличило свою массу ? Питательные вещества - из воды

Ян ван Гельмонт

За счет чего растение увеличило свою массу ?

Питательные вещества - из воды

История открытия фотосинтеза

Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.

Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.

Одна из мышек может погибнуть

Одна из мышек может погибнуть

Вы спасли мышку!

Вы спасли мышку!

Почему погибла мышка?

Почему погибла мышка?

В 1817 г. два французских химика, Пельтье и Каванту, выделили из листьев зеленое вещество и назвали его хлорофиллом. В 1845 г . немецкий физик Роберт Майер утверждал о том, что зеленые растения преобразуют энергию солнечного света. К.А.Тимирязев высказал мнение о космической роли растений. В 1941 американский биохимик Мелвин Калвин показал, что процесс фотосинтеза заключается в распаде молекул воды, в результате чего образуются кислород и водород, идущий на образование органических веществ.

В 1817 г. два французских химика, Пельтье и Каванту, выделили из листьев зеленое вещество и назвали его хлорофиллом.

В 1845 г . немецкий физик Роберт Майер утверждал о том, что зеленые растения преобразуют энергию солнечного света.

К.А.Тимирязев высказал мнение о космической роли растений.

В 1941 американский биохимик Мелвин Калвин показал, что процесс фотосинтеза заключается в распаде молекул воды, в результате чего образуются кислород и водород, идущий на образование органических веществ.

Где растения берут питательные вещества? Из воздуха ? Из воды ? Из почвы ? Пристли Гельмонт

Где растения берут питательные вещества?

Из воздуха ?

Фотосинтез – это процесс, протекающий в ______________ листьях растений на_______, при котором из _____________газа и_____ образуются_____________ вещества и__________. зелёных свету воды углекислого органические кислород Зелёных, кислород, углекислого, органические, свету, воды Фотосинтез – воздушное питание

Фотосинтез – это процесс, протекающий в ______________ листьях растений на_______, при котором из _____________газа и_____ образуются_____________ вещества и__________.

зелёных

свету

углекислого

органические

кислород

Зелёных, кислород, углекислого, органические,

свету, воды

Фотосинтез –

воздушное питание

1 .Вода 2. Углекислый газ 3. Свет 4. Хлорофилл 1.Углеводы ( органические вещества ) 2.Кислород

1 .Вода

2. Углекислый

3. Свет

4. Хлорофилл

( органические

вещества )

Какие вещества участвуют в процессе? Н 2 О СО 2 хлорофилл Какие условия обеспечивают процесс? Что образуется в процессе фотосинтеза ? Какие органы участвуют в процессе?

Какие вещества участвуют в процессе?

Какие условия обеспечивают процесс?

Что образуется в процессе фотосинтеза ?

Какие органы участвуют в процессе?

3. Ф Т С И Н Т Е З х л о р о п л а с т ы 1. х л о р о ф и л л 2. 1. Зеленые пластиды листа…… 2. Зеленый пигмент листа….. 3. Воздушное питание растения….

1. Зеленые пластиды листа……

2. Зеленый пигмент листа…..

3. Воздушное питание растения….

хлорофилл

солнечную

органические

хлорофилл

органические

солнечную

Отгадайте ребус Фотосинтез Сложный, важный, космический Использует , образует, выделяет Интересный Атмосфера

Отгадайте ребус

Сложный, важный, космический

Использует , образует, выделяет

Тест Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза? а) кислород б) вода в) углекислый газ г) сахар 2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез? а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях г) в лейкопластах 3. Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету? а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала

  • Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

а) кислород б) вода в) углекислый газ г) сахар

2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?

а) в ядре б) в хлоропластах в) в вакуолях г) в лейкопластах

3. Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?

а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала

б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях

в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой

г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала

4. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород? а) Джозеф Пристли б) К.А.Тимирязев в) Лавуазье , г) Юдиус Сакс 5 . Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук: а) погибнет б) не образует клубни в) начнет лучше куститься г) ничего не произойдет

4. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород?

а) Джозеф Пристли б) К.А.Тимирязев в) Лавуазье , г) Юдиус Сакс

5 . Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:

а) погибнет б) не образует клубни в) начнет лучше куститься г) ничего не произойдет

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс. Часть 1, 2 Пономарева, Корнилова, Кучменко Вентана-Граф

Почвенное питание играет важную роль в жизни любого растения. Его важность заключается в том, что при таком питании происходит максимальное поглощение корнями и корневыми волосками растения воды и питательных веществ (магния, серы, азота, железа и т.д.) из почвы.

№ 2. Почему лист зеленого растения называют органом воздушного питания?

Лист зеленого растения называют органом воздушного питания, потому что на него попадают лучи солнечного света, а значит, происходит активный процесс фотосинтеза и выделения кислорода.

№ 3. В чем проявляется взаимосвязь растений с неживой природой?

Вода и минеральные вещества, растворенные в ней и находящиеся в почве, необходимы для жизни растений. Также для роста растение нуждается в солнечном свете, благодаря которому происходит фотосинтез. Дыхание обеспечивается за счет кислорода в окружающем воздухе, а фотосинтез – за счет углекислого газа.

№ 4. Чем оплодотворение отличается от опыления?

Под оплодотворением понимают процесс слияния женской и мужской половых клеток. Опылением является необходимое условие для процесса оплодотворения, который происходит в цветке.

№ 5. Какие виды размножения существуют у однолетних растений?

У однолетних растений размножение происходит преимущественно семенами. Иногда возможно также размножение вегетативно (с помощью розеток листьев, подземных побегов, корневищ, усиков).

№ 6. В чем состоит основное значение полового размножения для растений?

Благодаря половому размножению растения могут увеличивать разнообразие своего вида (при таком размножении дочерние особи отличаются от материнских).

№ 7. Чем обусловлено проявление внутренних ритмов роста и развития растений?

Это обусловлено сезонными и сточными колебаниями температур, а также качеством и интенсивностью ухода за растениями.

№ 8. Почему метод культуры тканей относят к вегетативному размножению?

Метод культивирования относится к вегетативному размножению, потому что клетки для этой процедуры берутся из побега (образовательной ткани).

№ 9. Каким образом в лист поступает углекислый газ для фотосинтеза?

Углекислый газ для фотосинтеза поступает в лист через устьица.

№ 10. Почему появление полового размножения способствовало увеличению разнообразия растительного мира?

При половом размножении у растений наследуются качественные признаки мужского и женского начала, что в результате позволяет получить совершенно новый, уникальный организм. Таким образом и возникает разнообразие видов.

Стр. 103

Задания

А. Решите биологическую задачу

Весной у березы, сделав разрез в коре, часто берут сладкий березовый сок.

1. От нисходящего тока.

Б. Дополните фразу правильным утверждением:

№ 1. Непрерывность восходящего тока воды в растении обусловлена…

А) испарением;

В) ростом растения;

№ 2. В фотосинтезе главным участником процесса является…

Б) хлорофилл;

№ 3. Воздушное питание – это…

А) поглощение углекислого газа и воды;

Б) выделение кислорода;

В) потребление энергии Солнца;

С) поглощение минеральных веществ.

В. Уберите лишнее слово.

1. Зигота, привой, подвой, черенок.

2. Опыление, оплодотворение, чашелистик, цветок.


Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

  1. Систематизировать знания о строении и функции листа.
  2. Познакомиться с процессами, происходящими в зеленом листе.
  3. Сформулировать навыки практического применения знаний.
  1. Формировать умение применять полученные знания на практике.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Развитие речи и мышления.
  1. Воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

  1. Организационный момент.
  2. Этап проверки знаний.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап первичной проверки понимания изученного.
  6. Этап применения знаний.
  7. Этап закрепления нового материала.
  8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  9. Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Этап проверки знаний. Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием растений. Давайте вспомним:

  1. Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
  2. Как корень всасывает питательные вещества? (Ученик рассказывает по таблице).
  3. Откуда он берет питательные вещества?
  4. Что такое почва?
  5. Какие вещества растение получает из почвы? ( Учащиеся рассказывают о значении для растений таких элементов как азот, калий, фосфор)

Э тап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться со вторым способом питания растений – это воздушное питание. Сегодня на уроке мы познакомимся с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с Космосом. Познакомимся с основной функцией зеленого листа. Узнаем: важны ли зеленые растения для жизни человека?

Этап усвоения новых знаний.

Запись в тетрадь: Воздушное питание растений. Фотосинтез. Слайд 1

Презентация Воздушное питание. Фотосинтез

« Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь.

Итак, с чего же начинаются эти чудеса? С дыхания: вдох – выдох. Как у людей. Чем дышит человек? Носом. А у растений есть свои носы? Есть, только они не такие заметные.

Заглянем в микроскоп.

Кто открывает и закрывает устьица?

Размер устьиц зависит от солнца: слабо светит - устьица широко открыты, жарко греет - пора прикрывать, а то лист перегреется. Утром, когда первые, робкие лучи солнца начинают освещать землю, устьица открываются. Через них внутрь листа проникает наружный воздух. Он состоит из смеси нескольких газов. Все они растению не нужны. Ему требуется лишь один – углекислый газ. Поэтому этот газ отделяется от других и задерживается внутри листа. А остальные газы удаляются наружу через те же устьица. Запись в тетрадь: Углекислый газ.

Заглянем в микроскоп. Слайд 4

Снова заглянем в микроскоп и понаблюдаем за одной из клеток. Найдем в ней пластиды – хлоропласты. Вы заметили, что благодаря движению цитоплазмы, хлоропласты в листьях находятся в постоянном движении. Какого цвета хлоропласты? Зеленые. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? Это хлорофилл. Хлорофилл – самое удивительное вещество на Земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни.

Запись в тетрадь: Хлоропласты (хлорофилл).

Именно к хлоропластам и направляется почетный пленник – углекислый газ. Там его уже дожидается вода, которую добыли из земли корни и подали наверх – к листьям.

Запись в тетрадь: Вода и минеральные соли.

Наступает самый ответственный момент – рождение чуда. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Фото – значит свет. Но причем тут свет? Оказывается, его роль в этом деле огромна. Потому что никакого чуда просто не произойдет, если на помощь листу не придет энергия солнечного света. Она, как двигатель, приводит в движение сложный механизм фотосинтеза. Помогает в этом деле и способность хлоропластов поворачиваться то одним, то другим бочком к свету, чтобы лучше улавливать солнечные лучи. Под действием света хлоропласты приходят в такое возбужденное состояние, так напрягаются, что многие из них от непосильного труда разрушаются. Разрушаются, но дело свое делают. Когда в хлоропластах соединяются углекислый газ и вода, происходит настоящее чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар, точнее сахаристые вещества. На такой фокус не способен ни один факир. Ни даже ученые всего мира. Давайте посмотрим, что у нас получилось. В листьях должен быть хлорофилл, придающий им зеленую окраску. Растениям нужен свет, вода с растворенными в ней минеральными веществами и углекислый газ. Слайд 5

Что образуется в листе с участием этих веществ? Слайд 6-7

Запись в тетрадь: органические вещества. Слайд 8

Это интересно…Японский ученый Такахаси предложил использовать для получения электроэнергии хлорофилл, извлеченный из листьев шпината. Транзисторный приемник, к которому была присоединена солнечная батарейка с хлорофиллом, успешно работал некоторое время.

Но что же от всего этого получает само растение? Зачем ему затрачивать такие усилия?

Крахмал, который вырабатывают зеленые листья, нужен для питания всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Без сладкого угощения яблоки, абрикосы и прочие фрукты окажутся несладкими. Когда же сахар соединяется с веществами, которые добывают из земли корни, образуются белки и жиры. Они тоже нужны растению. Крахмал, образовавшись в клетках листа, превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от листьев ко всем частям растения. Затем из сахара и минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры, углеводы. Например, в семенах подсолнечника – много жира, в семенах фасоли много белка. А вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопласты.

Все растения нашей планеты, вместе взятые, производят огромное количество сахара. Такое огромное, что его трудно сосчитать. И все- таки ученым удалось это сделать. Конечно, приблизительно. Оказывается, за один год зеленые листья вырабатывают 130 000 000 000 000 килограммов сахара! Примерно по 30 000 килограммов на каждого жителя Земли. Съешь ты столько сахара в год? Нет, конечно. И очень хорошо. Тогда пришлось бы лишить все растения всего имеющегося у них сахара. А этого делать нельзя. Иначе растения без сладкого погибнут. Они ведь тоже большие лакомки.

На что еще способны листья?

Еще 200 лет назад даже самые знаменитые ботаники не знали, что зеленые листья помогают нам дышать. Чтобы разгадать эту загадку, ученым пришлось провести множество опытов. Их ставили в разных странах люди самых разных профессий. Слайд 9

Первым, кто верно ответил на этот вопрос, был английский химик Джозеф Пристли. В этом ему помогли две мыши. Да, да, самые обычные серые мыши. Они были до того обычные, что не имели даже имен. Но благодаря опытам стали настолько знаменитыми, что о них до сих пор помнят ученые.

Откуда же появляется этот газ? Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, получается не только крахмал. Образуется еще много кислорода. Но в таком большом количестве он растению не нужен, и его излишки удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим, постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле растений, тем легче нам будет дышать. Поэтому те мальчишки, которые ломают ветки деревьев и обрывают листья, вредят самим себе. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Слайд 11

Запись в тетрадь: Фотосинтез – это процесс образования в хлоропластах органического веществ на свету из углекислого газа и воды.

Фотосинтез – дружочек вот твой домик – листочек.

Там творишь ты свои чудеса, очень нужен ты людям,

Твой процесс не забудем, будем помнить его мы всегда.

Углекислый газ вода получается всегда – вещества плюс кислород,

Так процесс идет!

Этап применения знаний.

Проблемная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? ( Нет) Что необходимо для образования крахмала? ( Хлорофилл). Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл.

Проблемная задача. В двух аквариумах много растений и рыб. Один аквариум находится в затемненном помещении, другой – в хорошо освещенном. Как будут чувствовать себя рыбы в аквариумах? Дайте обоснованный ответ. Свет – фотосинтез – кислород.

Проблемная задача. К клубням картофеля, находящимся в почве, не проникает солнечный свет. Они лишены хлорофилла. Каким образом в клетках накапливается крахмал? Где будет выше урожай картофеля, выращенного в саду или на поле? Почему?

Личинки колорадского жука объели все листья картофеля. Как это отразится на урожае клубней? Почему?

А теперь внимательно послушайте стихотворение. Слайд 12

В каждом, каждом листе на поляне лесной жил трудяга земной – хлорофилл дорогой!

Он работал всегда от зари до зари и лишь ночь отдыхал он под звон мошкары.

Утром снова вставал, окна все открывал и из воздуха он СО2 добывал.

По сосудам вода за ночь вновь натекла и за дело опять приниматься пора.

Вот и солнышка луч на листочек упал, эти воду и газ накрепко он связал.

Получилось опять очень вкусно и вот, в воздух вновь полетел маленький кислород!

Ну, а теперь давайте попробуем составить схему фотосинтеза. Слайд 13

Проблемные задачи. Почему же сухие дрова выделяют тепло? Слайд 14

Дрова, заготовленные зимой, ценятся выше, чем заготовленные летом. Они лучше горят и дают больше тепла. С чем это связано?

Одинаковое ли количество световой энергии будет накоплено в пшенице, растущей на плодородной и неплодородной почвах? Почему?

Английский ученый Томсон лорд Кельвин еще в 1898 году утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Это утверждение опроверг К.А.Тимирязев. Какими фактами руководствовался ученый? Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев назвал зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха. Слайд 15

В ходе урока было доказано, что без зеленого листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на Земле, так как кислород земной атмосферы, которым дышат все живые существа, был наработан в процессе фотосинтеза. Зеленым листьям растений принадлежит ведущая роль в круговороте кислорода на нашей планете. Вывод: значение фотосинтеза.

  1. Образуются органические вещества
  2. Атмосфера обогащается кислородом
  3. Поглощается углекислый газ

Фотосинтез идет на свету круглый год, и он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс, фотосинтез друзья, без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – фотосинтез всему этому голова! Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать! Слайд

Этап первичной проверки понимания изученного. Учащиеся поднимают карточки с терминами.

В листьях есть органы для дыхания и газообмена – это…..(устьица).

Через устьица поступает в лист……. (углекислый газ).

От корневой системы поступает …… (вода и минеральные соли).

Солнечный свет попадает на зеленые пластиды ……(хлоропласты).

В хлоропластах образуется…………..(крахмал)

Из листьев в окружающую среду выделяется ………(кислород).

Этап закрепления нового материала. – смотрите документ

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.


-75%

Читайте также: