Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир охрана растений

Обновлено: 30.06.2024

Цель: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.

Планируемые результаты:

- предметные: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

- метапредметные: формировать умения анализировать, сравнивать;

- личностные: эколого-краеведческое воспитание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный этап

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Подготовка к работе.

2.Постановка познавательной задачи

Сейчас Вам необходимо вспомнить какую роль играют растения в жизни человека .

Производство лекарств, химических соединений

Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь)

Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д.)

Обогащение воздуха кислородом

3.Изучение новой темы

Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.

Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм

(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)

Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года,

консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу .

Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника.

Слушаем доклады учеников про природные парки Волгоградской области.

Положительное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

Совершенствуются технологии выращивания растений.

Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией).

Отрицательное влияние человека на растения

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.

Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство)

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы).

Орошение пустынь приводит к засолению почв.

Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

Создаются ботанические сады

Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах)

Создание Государственного комитета по охране природы

Создание Красной книги

ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет о пределенные виды растений и животных . Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.

ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами (редкие и ценные виды животных и растений).Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

Самостоятельная работа в тетради.

4.Закрепление изученного материала

Работа в группе

5.Домашнее задание

Девиз: Не уничтожать, а изучать, охранять, приумножать богатства природы.

  • Красная книга растений ЧР,
  • компьютер для показа презентации растений из Красной книги и лекарственных растений,
  • книги с растениями лугов, лесов, полей, оформления класса в виде зала суда.
  1. Сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности.
  2. Учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы.
  3. Развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.
  4. Учащиеся смогут сформировать толерантное отношение к другим мнениям.

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня проведем урок-суд. Суд над человечеством. Сможет ли чаша весов положительной деятельности человечества перевесить чашу весов отрицательной деятельности. И еще вспомним свое влияние на растительный мир.

  • обвинение,
  • защита,
  • суд присяжных,
  • человечество.

2. Предварительная подготовка к уроку

Учащимся предлагается следующая проблема. Представьте себе такую ситуацию. В суд поступило следующее заявление: “Просим осудить человечество и лишить ее свободы, так как оно наносит большой вред природе, что может привести к исчезновению растительности на Земле”.

Нам надо рассмотреть это заявление в суде и принять решение.

3. Задания группам.

Обвинение

Выбирает прокурора для ведения судебного заседания. Продумывает направления для обвинения (вырубка лесов, исчезновение видового состава растительности, загрязнение атмосферного воздуха). Готовит вопросы для свидетелей обвинения, выбранных из общественности.

Защита

Выбирает обвиняемого человечество. Продумывает направления для защиты (увеличение разнообразия растений, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга). Готовит вопросы для свидетелей защиты, выбранных из общественности.

Суд присяжных

Знакомится с материалами, представленными защитой и обвинением. Готовит заключительную речь.

Природа

Готовит свидетелей для защиты и обвинения (каждый свидетель готовит рассказ).

Всем группам выдаются дополнительные материалы, а так же предлагается найти собственную информацию.

4. Ход игры.

I. “Встать, суд идет”.

Сегодня слушается дело человечества, которого природа обвиняет о нанесении вреда окружающему миру.

II. Участники группы обвинения, обращаясь к человечеству и к суду, приводят аргументы обвинения.

- к чему приводит вырубка лесов;

- черезмереное использование химикатов;

- исчезновение видового состава растительности;

- загрязнение атмосферного воздуха;

- выпас скота в неразрешенном месте;

- уменьшаются лекарственные растения.(рис.1-рис.8)

Лекарственные растения.

III. Выступление защиты.

- увеличение разнообразия растений;

- постройка заповедников, заказников, национальных парков;

- введение Красной книги регионов;(рис.9-рис.39)

- Устраивает месячники по охране и посадке деревьев;

- Создает организации по охране природы.

IV. Обвинительная речь прокурора.

V. Заключительная речь защиты.

VI. Последнее слово человечества.

VII. Суд присяжных удаляется для принятия решения.

Во время этого процесса проводится беседа об охране растительности, дальнейших обдуманных действий человечества.

VIII. Присяжные выносят приговор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Человек возделывает лучшие сорта растений, увеличивает площади земель, пригодных для сельского хозяйства, использует удобрения, борется с сорными растениями, насекомыми-вредителями, грызунами и т.д.

Человек оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п.

Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растении.

С одной стороны, человек увеличивает разнообразие растений, а с другой нарушает взаимосвязи в природе, разрушает растительные сообщества. Отсюда вытекает необходимость охраны растительного мира как важного компонента окружаюшей среды, защиты, восстановление и обогащение природы государством.

Рационально надо использовать растительные ресурсы.

Соблюдать законы и постановлений по охране природы.

Сохранить в неизменном состоянии и охране от уничтожения и разрушения особо ценных объектов, взятых под охрану государством, создании заповедников и заказников.

В России в настоящее время около 100 заповедников, общая площадь охраняемых природных объектов достигает 3% общей площади страны. (США – 7,1%, в Австралии – 4,6%)

Красная книга – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Первая Красная книга – международная появилась в 1966г. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.

В книге: черная страница содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающихся, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.

Василек синий, колокольчик, Лилия, Подснежник, Тюльпан, Пион, Цикламен, Незабудка.

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот, например мать-и-мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник, кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

Охраняемые территории: заповедники (территории, где исключается хозяйственная деятельность человека, разводят редкие виды растений и животных)

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот, например Мать-и мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

Охраняемые территории: заповедники (территории где исключаются хозяйственная деятельность человека, разводят редких видов растений и животных)

Памятники природы (отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры), заказники (территории с частичным режимом охраны)

Национальные парки (участки, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях.)

Значение леса: воздухоохранная, место обитания животных, почвозащитная, снегозащитная, полезащитная, водоохранная, закрепление песков.

Тополь, дуб – очень много углекислоты поглощает.

Статья 61 Конституция ЧР

Граждане ЧР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

  1. Чтобы не загрязнять атмосферу, следует на трубах заводов ставить фильтры, препятствующих выбросу ядовитых веществ.
  2. Необходимо создавать больше охраняемых территорий, микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.
  3. Необходимо запретить сбор диких цветковых растений.
  4. Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.
  5. Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.
  6. Обучать подрастающее поколение к охране природы к рациональному природопользованию.

5. Закрепление.

Ответить на вопросы:

- Какова роль человека в увеличении разнообразия культурных растений, в повышении урожайности?

- Как сказывается хозяйственная деятельность человека на многообразие цветковых растений?

- Приведите примеры влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.

образовательная: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать;

воспитательная: эколого-краеведческое воспитание.

Ученик должен

иметь представления о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;

знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;

уметь: находить пути решения экологических проблем.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь.

Красная книга Смоленской области.

Работа по теме:

Сейчас Вам необходимо в группах вспомнить какую роль играют растения в жизни человека. На работу Вам отводится 3 минуты.

Производство лекарств, химических соединений

Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь )

Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. )

Обогащение воздуха кислородом

Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.

На работу отводится 5 минут.

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.

Совершенствуются технологии выращивания растений.

Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство )

Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы ).

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Орошение пустынь приводит к засолению почв.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией ).

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

(обсуждение результатов)

Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм

В лияние человека

(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)

Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года,

консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

В последнее время негативное воздействие на природу, и в том числе на растительный мир со стороны человека все больше возрастает, и как никогда становится актуальным стихотворение Светланы Островой

Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего

И поползёт проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты, требует защиты,

Она спасенья просит у людей.

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу. На работу отводится 3 минуты.

Создаются ботанические сады

Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )

Создание Государственного комитета по охране природы

Создание Красной книги

Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника.

ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет определенные виды растений и животных. Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.

ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

Красная книга Смоленской области (значение, создание, некоторые представители растительного мира).

А что каждый из нас может сделать для того, чтобы сохранить природу и растения в том числе?

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья, ломать их.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.

5. Нельзя варварски собирать грибы.
6. Не рвите цветы.
7. Не убивайте животных, не ловите их.

7. Нельзя мусорить в лесу.

III . Итог урока.

IV . Рефлексия.

1.Мне было интересно

2.Мне было скучно

3.Я работал на уроке

4.Я отдыхала во время урока

5.Я понял материал урока

6.Я не понял материал урока

7.Узнал больше, чем знал

V . Домашнее задание. Параграф 32.

Тема урока

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей биологии и экологии. Материал, который в ней содержится, возможно использовать на уроках биологии в 6 классе, на уроках экологии по теме "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений". В презентации прослеживаются основные этапы урока, в том числе: актуализация знаний и рефлексия.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Читайте также: