Влияние экологических факторов на растения презентация

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Влияние основных экологических факторов на растения

Первый слайд презентации: Влияние основных экологических факторов на растения

Влияние основных экологических факторов на растения

Слайд 2: Понятия:

Жаростойкость – устойчивость растений к очень высокой температуре воздуха и почвы. Холодостойкость - устойчивость растений к пониженным температурам. Морозостойкость - устойчивость растений к отрицательным температурам. Зимостойкость – способность растений к длительному перенесению низких температур, к зимнему режиму конкретного места. Заморозкоустойчивость - способность растений переносить поздневесенние, ночные летние и раннеосенние заморозки без повреждения.

Слайды и текст этой презентации


Влияние экологических факторов Земли на растения

Выполнила: студентка 1 курса, группы БГОм-117, Алексеева Ирина


Среда жизни растения слагается из множества различных элементов, воздействующих на организм. Отдельные элементы внешней среды носят название экологических факторов.

Экологи́ческие фа́кторы — это свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.


Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.



По характеру воздействия различают:
прямо действующие (свет, вода, элементы минерального питания)
косвенно действующие
экологические факторы (факторы, влияющие на организм опосредованно, через изменение прямодействующих факторов, например рельеф).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ


По происхождению выделяют :
1.Абиотические факторы - факторы неживой природы:
а) климатические - свет, тепло, влага, состав и движение воздуха;
б) эдафические - разнообразные химические и физические свойства почвы;
в) топографические (орографические) - факторы, обусловленные рельефом.
2. Биотические факторы - взаимовлияния совместно обитающих организмов.
3. Антропогенные факторы - воздействия на растения человека.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ



На все живые организмы так или иначе воздействуют явления и компоненты неживой природы. Это и есть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, растений, животных. Они, в свою очередь, разделяются на эдафические, климатические, химические, гидрографические, пирогенные, орографические.


Световой режим, влажность, температуру, атмосферное давление и осадки, солнечную радиацию, ветер можно отнести к климатическим факторам.
Эдафические влияют на живые организмы через тепловой, воздушный и водный режим почвы, ее химический состав и механическую структуру, уровень грунтовых вод, кислотность.
Химические факторы – это солевой состав воды, газовый состав атмосферы.
Пирогенные – влияние огня на окружающую среду.
Живые организмы вынуждены приспосабливаться к рельефу (орографические) местности, перепаду высот, а также к особенностям воды (годрографические), содержанию в ней органических и минеральных веществ.


Растениям очень важен свет. Его количество влияет на их внешний вид и внутреннее строение. Например, лесные деревья, которым достаточно света вырастают высокими, имеют менее раскидистую крону. Те же, которые находятся в их тени, развиваются хуже, более угнетены. Их кроны более раскидисты, а листья располагаются горизонтально. Это нужно для того, чтобы уловить как можно больше солнечного света. Там, где солнца вполне достаточно, листья располагаются вертикально, чтобы избежать перегревания.



лесные травы, кустарники, большинство луговых растений

Абиотические экологические факторы

Теневыносливые = факультативные гелиофиты

Группы растений по отношению к свету








Абиотические экологические факторы

Температура и растения (приспособления у растений к низким и высоким температурам)

Опушение листьев (отражает лучи, спасает от перегрева)

Разная интенсивность испарения и разное количество устьиц на листе

Уменьшение (или увеличение) поверхности листьев, что увеличивает (или уменьшает) охлаждающее испарение

Растения, произрастающие в жарком, засушливом климате, например, пустыне обладают мощной корневой системой, чтобы уметь добывать воду. Например, кустарники, относящиеся к роду джузгун, обладают 30-метровыми корнями, уходящими вглубь земли. А вот у кактусов корни не глубокие, зато широко раскинувшиеся под поверхностью почвы. Они собирают воду с большой поверхности почвы во время редких, коротких дождей.

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
РАСТЕНИЙ К ЗАСУХЕ,
ВЫСОКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ


Собранную воду необходимо сохранить. Поэтому некоторые растения - суккуленты длительное время сберегают запас влаги в листьях, ветвях, стволах. Среди зеленых обитателей пустыни есть такие, которые научились выживать даже при многолетней засухе. Некоторые, которые имеют название эфемеры, живут всего несколько дней. Их семена прорастают, зацветают и плодоносят сразу, как пройдет дождь. В это время пустыня выглядит очень красиво - она расцветает. А вот лишайники, некоторые плауны и папоротники, могут жить в обезвоженном состоянии долгое время, пока не выпадет редкий дождь.


ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
РАСТЕНИЙ К ХОЛОДНЫМ УСЛОВИЯМ

В тундрах очень суровый климат, лето короткое, теплым его не назовешь, а вот морозы длятся от 8 до 10 месяцев. Снежный покров незначительный, а ветер и вовсе оголяет растения. Представители флоры обычно имеют поверхностную корневую систему, толстую кожицу листьев с восковым налетом. Необходимый запас питательных веществ растения накапливают в период, когда длится полярный день. Тундровые деревья производят семена, прорастающие только раз в 100 лет в период наиболее благоприятных условий. А вот лишайники и мхи приспособились размножаться вегетативным путем.






Абиотические экологические факторы

Группы растений по отношению к воде

частично в воде


Абиотические экологические факторы

Приспособления растений к засухе

Мощно развитая корневая система

Восковая кутикула на листьях

Уменьшены листовые пластинки

Запасание воды в стебле или листьях
















Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, обогащают почву перегноем и минеральными веществами.

В свою очередь растения влияют на окружающую среду. Они изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения изменяют состав почвы. Они поглощают из нее одни вещества и выделяют в нее другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев. Растения, испаряющие много влаги, например эвкалипты, могут быть использованы для осушения заболоченных территорий.






Антропогенный экологический фактор – это изменение условий жизнедеятельности организмов в связи с деятельностью человека. Действия могут быть как сознательными, так и неосознанными. Тем не менее, они приводят к необратимым изменениям в природе. Антропогенные факторы можно разделить на четыре основные подгруппы: биологические, химические, социальные и физические. Все они в той или иной степени воздействуют на животных, растения, микроорганизмы, способствуют появлению новых видов и стирают с лица земли старые.



Влияние человека на растения Некоторые действия, проводимые человеком, влияют на экологию, а значит, и на растения. Например - лесные пожары, строительство дорог, транспорт, промышленные предприятия, радиация в атмосфере. Все эти факторы в большей или меньшей степени угнетают рост, развитие растений. Химические соединения, выбрасываемые в атмосферу трубами заводов, электростанций, выхлопные газы автотранспорта, остатки нефтепродуктов, попадающие в почву и воду, чрезмерно загрязняют экологическую среду, что негативно сказывается на развитии растений. Многие вещества действуют на них как яд, приводя к вымиранию множества видов зеленых обитателей. Другие вредные вещества вызывают мутации, оценить которые можно будет только спустя какое-то время. Чаще всего загрязнение природы, плохая экология приводит к уменьшению видового разнообразия, а также нарушает устойчивость биоценозов.








Влияние деятельности человека.
Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек борется с сорняками и способствует распространению ценных растений. •
Но деятельность человека может нанести природе вред. Так, неправильное орошение вызывает заболачива­ние и засоление почв и часто приводит к гибели расте­ний. Из-за вырубки лесов разрушается плодородный слой почвы и даже могут образоваться пустыни. Подобных примеров можно привести много, и все они свидетельствуют о том, что человек оказывает огромное влияние на растительный мир и природу в целом.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные экологические факторы и их влияние на растения"

Каждый вид живых организмов обитает в определённых условиях — в воде, на земле, в почве или в теле другого организма. Так, рыбы, раки, моллюски и другие водные животные, многие растения всю жизнь проводят в воде. Большинство растений, зверей и птиц живут в наземно-воздушной среде.

Всё, что окружает живые организмы, называется средой их обитания или окружающей средой.

Среда обитания представляет собой все тела (живые и неживые), а также явления природы, которые прямо или косвенно оказывают влияние на организмы.

Отдельные компоненты среды, которые воздействуют на организмы, называются факторами среды. Среди них выделяют факторы живой и неживой природы.

К факторам неживой природы, или абиотическим факторам, относятся свет, температура, вода, воздух, ветер, атмосферное давление.

Факторы живой природы, или биотические факторы, — это любые взаимодействия живых организмов. Так, одни организмы могут служить кормом для других или, наоборот, поедая и уменьшая запасы корма, вызывать тем самым сокращение численности других видов.

В отдельную группу факторов выделены все виды человеческой деятельности, оказывающие влияние на живые организмы.

Связи живых организмов со средой обитания, а также сообщества живых организмов изучает наука экология (от греческого слова ойкос — жилище, и логос — наука). Поэтому факторы среды называются экологическими.

Для жизни организмов, составляющих природные со­общества, необходимы определённые условия. Условия жизни зависят от влияния различных экологических факторов.

Вы уже знаете, что практически для всего жи­вого на Земле источником энергии служит Солнце. Растения в ходе фотосинтеза превращают энергию Солнца в энергию органических веществ. Травоядные животные поедают растения и используют вещества, накопленные растениями, для построения своего тела и получения энергии. Таким образом, значительная часть органических веществ растений переходит в тела растительноядных организмов и расходуется на построение новых клеток и на получение энергии. Растительноядных животных поедают хищники.

Таким образом, важнейшую роль в природном сооб­ществе играют растения, поэтому мы будем рассматри­вать особенности природных сообществ на их примере.

Все экологические факторы оказывают влияние на растение и нужны для их жизни. Но особенно резкие из­менения во внешнем облике и во внутреннем строении растения вызывают такие факторы неживой природы, как свет, температура, влажность.

Одним из главных абиотических факторов является солнечный свет – основной источник энергии, поступающей на Землю. Благодаря энергии солнечных лучей в растениях происходит фотосинтез. Влияет он и на другие функции растительного орга­низма — на его рост, цветение, плодоношение, прорастание се­мян.

По требовательности к интенсивности освещения выделяют три группы растений: светолюбивые, тене­любивые и теневыносливые.

Светолюбивые растения жи­вут только на освещённых солнцем открытых местах. Они широко распространены в сухих степях и полупустынях, высокогорных лугах, пустырях, где растительный покров редкий и растения не затеняют друг друга. К светолюбивым относят степные и луговые травы, мать – и – мачеху, очиток, сорняки, пшеницу, подсолнечник, из древесных пород — сос­ну, берёзу, лиственницу, белую ака­цию.

Тенелюбивые растения не выносят прямого солнечного света и хорошо растут только в затенённых местах. Это травянистые растения еловых лесов и дубрав, например кислица, вороний глаз, майник двулистный, ветреница, многие лесные папоротники и мхи.

Теневыносливые растения лучше растут при прямом освещении солнечными лучами, однако способны выносить и затенение. В эту группу растений входят многие древесные породы с густыми крона­ми, в которых часть листьев сильно затеняется (липа, дуб, ясень), многие травянистые растения лесов, опушек и лугов.

Важным абиотическим фактором среды является температура. Колебания температуры на земном шаре достигают широких пределов: от + 50-60°С в пустынях до – 70-80°С в Антарктиде, однако жизнь существует и в таких экстремальных условиях.

Каждый вид живых организмов приспособился к определённому температурно­му режиму. Но для всех растений опасны как перегрев, так и чрезмерное охлаждение.

Действие чрезмерно высоких температур может выз­вать у растений иссушение, ожоги, разрушение хлоро­филла, нарушение процессов жизнедеятельности и при­вести к гибели.

Воздействию высоких температур, часто сочетающе­муся с недостатком влаги, нередко подвергаются све­толюбивые растения. У этих растений выработались разнообразные приспособления, позволяющие избежать вредных последствий перегрева: вертикальное положе­ние листьев, уменьшение поверхности листа, развитие колючек (у как­тусов), способность к запасанию большого количества во­ды, хорошо развитая корневая система, густое опушение, при­дающее листьям светлую окраску и усиливающее отра­жение падающего света.

Холод также может неблагоприятно воздействовать на растения. При замерзании воды в межклеточных про­странствах и внутри клетки образуются кристаллы льда, вызывающие повреждение клеток и их гибель.

Растения холодных областей имеют очень мелкие листья и не­большие размеры (например, карликовая берёза и карликовая ива). Их высота соответствует глубине снежного покрова, так как все части, выступающие над снегом, гибнут.

У некоторых кустарников и деревьев начинает преоб­ладать рост в горизонтальном направлении, например у кедрового стланика, можжевельника. Их ветви стелются по земле и не поднимаются выше обычной глубины снежного покрова.

В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Растения сбрасыва­ют листву. У многих травянистых рас­тений отмирают надземные органы. Некоторые водные растения опускаются на дно водоёмов или образуют зи­мующие почки.

Также важным абиотическим фактором является влажность, так как без воды не может существовать ни один организм. Источником воды для растений служат атмосферные осадки, водоёмы, подземные воды, роса и туман. У растений пустынь, сухих степей вода составляет от 30 до 65% от общей массы, у лесостепных растений — до 70—80%, у влаголюбивых достигает 90%.

По отношению к влажности растения можно разде­лить на три группы.

1. Растения водных и избыточно увлажнённых мест обитания.

2. Растения сухих мест обитания, обладающие большой засухоустойчивостью.

3. Растения, живущие в средних (достаточ­ных) условиях увлажнения.

Растения, входящие в эти экологические группы, имеют характерные для них особенности внешнего и внутреннего строения.

Теперь перейдём к рассмотрению биотических факторов и узнаем, как живые организмы влияют друг на друга.

Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и се­мена. Крупные растения могут затенять молодые, мел­кие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры.

С каждым годом увеличивается влияние деятельности человека на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благопри­ятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и ус­тойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек способствует сохранению и распространению цен­ных растений.

Но деятельность человека может нанести природе вред. Так, неправильное орошение вызывает заболачива­ние и засоление почв и часто приводит к гибели расте­ний. Из-за вырубки лесов разрушается плодородный слой почвы и даже могут образоваться пустыни. Подобных примеров можно привести много, и все они свиде­тельствуют о том, что человек оказывает огромное влия­ние на растительный мир и природу в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование патриотического отношения к своей Родине.

Развивающие:

развивать умения использовать информационно-коммуникативные технологии;

формирование элементов ключевых компетенций: учебно-познавательных,

проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности,

ценностно-смысловых, умение работать в группах,

умение общаться, анализировать этапы своей работы, ответственное и

бережное отношение к природе.

иметь представления об экологических факторах;

усвоят материал о влиянии среды на строение органов растений;

знать о влиянии деятельности человека на окружающую природу;

знать о правилах поведения на природе.

взаимодействовать в процессе учебной деятельности с одноклассниками;

отбирать материал и представлять в разных формах результаты работы с

проводить рефлексию своей работы

Организация деятельности учащихся:

Групповая. Учащиеся разделены на 2 группы.
ГИДЫ-ТЕОРЕТИКИ: в ходе виртуальной экскурсии учащиеся посещают различные природные
сообщества, находят, как влияют экологические факторы на растения,
выполняют компьютерное моделирование,
презентуют свои исследования, используют электронные фотографии.
ЭКОЛОГИ-ПРАКТИКИ разрабатывают инструкцию по правилам поведения в
природе.

Развитие умений и навыков:

Актуализировать имеющиеся знания.

Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Чётко формулировать ответы на вопросы.

Подбирать, использовать и изготавливать наглядные материалы.

Работать с интернет-ресурсами, таблицами, рисунками.

Сотрудничать и работать в группах.

Закреплять навыки работы с мультимедийной техникой.

Познава-
тельные задания с элементами исследовательской деятельности:

Для актуализации знаний:

Что изучает наука биология?

Что изучает наука экология?

Как правильно вести себя на природе?

Группа 1. Влияние света на растения.
1. Чем является свет в жизни зелёного растения?
2. На какие функции растительного организма влияет свет?
3. На какие группы различают растения по отношению к свету?

Группа 2.Влияние температуры на растения.

1. Как влияют высокие температуры на процессы жизнедеятельности растений?
2. Какие приспособления выработались у растений под воздействием высоких
температур?
3. Как влияют низкие температуры на процессы жизнедеятельности растений, и ка
кие приспособления выработались у растений под воздействие низких температур?

Группа 1. Влияние влажности и минеральных веществ на растения.

1. Какой компонент является важнейшим в растительной клетке?
2. На какие группы делятся растения по отношению к влажности?
3. В каких минеральных веществах нуждаются растения?

Группа 2. Влияние живых организмов на растения.

1. Какие организмы влияют на растения?
2. Как растения влияют на окружающую среду?
3. Как растения используют для закрепления оврагов, защиты полей?

Группа 1 и 2. Влияние деятельности человека.

1. Как положительно влияет человек на растения?
2. Как отрицательно влияет человек на растения?
Индивидуальная. У каждого учащегося на столе карточки.

1. Лучшее оформление

2. Лучшее представление

3. Интересный рассказ

4. Практическое значение

1. Бережное отношение к растениям.

2. Бережное отношение к грибам.

3. Бережное отношение к животным.

5. Бережное отношение к природным сообществам.

Мультимедийное обеспечение: компьютерная презентация, доступ к Интернет .
Техническое обеспечение : компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Методическое
обеспечение:

Инструктивные карточки, карточки для оценивания.

1. Введение в тему урока.
2. Актуализация знаний учащихся – проблемный вопрос.
3. Постановка целей и задач урока.
4. Самостоятельная работа с учебниками, инструктивными карточками к
виртуальной экскурсии, интернет-ресурсами.
5. Обобщение, анализ и выводы учащихся.
6. Рефлексия
7. Домашнее задание.

Методы обучения:

– словесные методы;
– методы самостоятельной работы с источниками информации (учебниками, интернет-ресурсами);
– метод самостоятельной работы с информационными карточками;
– метод эвристической беседы;
– наглядный метод;
– частично-поисковый;
– моделирование.

Личностная значимость изучаемого для учащихся:

Достижение положительного результата в учебной деятельности,
формирование чувства успеха.

Основные понятия и термины урока:

Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы.

Домашнее задание:

Учебник параграф 54, рабочая тетрадь № 180-182, отчёт по экскурсии
в форме презентации.

Оценки за урок:

По результатам работы на уроке и сделанных отчётов.

Источники информации:

На фоне слайда и музыки:

Курский край, родная природа,
Васильковый берёзовый край,
Ей навстречу раскрой свою душу
И любовь без остатка отдай.

Отзовется она теплым ветром,
Соловьиною песней весной,
И на солнце, искрящимся снегом,
И прохладой ручья в летний зной.

Красотою весеннего луга,
Ароматом нескошенных трав,
Желтым стогом душистого сена
И шатрами зелёных дубрав.

Золотыми полями пшеницы,
Медью листьев в осенних лесах
Когда стаями кружатся птицы
Над тобой в голубых небесах.

Белоснежными шапками елей,
Ровной скатертью снежных полей
Волшебством новогодних метелей,
Снегирями средь белых ветвей.

Курский край, родная природа,
Не найти нам на свете милей!
Не зависит от времени года
Чувство нежной симпатии к ней.

Учитель: Мы начинаем виртуальную экскурсию в природу.

2. Проблемный вопрос. Актуализация знаний

Учитель: В начале учебного года Вы узнали, что изучает биология.

Учитель: Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды.
Один из разделов биологии – экология. Что же это за наука – экология?

3. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала

Экологические факторы - отдельные элементы внешней среды.

Факторы живой среды. Факторы неживой среды.
Биотические: Абиотические:
(растения, животные, человек). (свет, температура, влажность, состав водной, воздушной, почвенной среды и др.)

4. Самостоятельная работа с учебниками, инструктивными карточками к виртуальной экскурсии, интернет-ресурсами

Учитель проводит чёткую инструкцию по выполнению самостоятельной работе и выполнению отчёта по виртуальной экскурсии.
Класс делится на 5 групп, каждая отвечает на вопросы инструктивной карточки, пользуясь учебником параграф 54.

ГИДЫ-ТЕОРЕТИКИ: от группы 2 человека переходят за компьютеры, пользуясь Интернет-ресурсами оформляют отчёт (1 слайд).

ЭКОЛОГИ-ПРАКТИКИ: оставшиеся на местах разрабатывают инструкцию о правилах поведения на природе по схеме:

1. Бережное отношение к растениям

2. Бережное отношение к грибам

3. Бережное отношение к животным

4. Бережное отношение к природным сообществам

Учащиеся выполняют практическую работу с возможностью обсуждения в своей группе.

5. Обобщение, анализ и выводы учащихся

Отчёт по виртуальной экскурсии.

На столах у каждого ученика лежат карточки оценивания выступления

ГИДОВ-ТЕОРЕТИКОВ и номера групп (1, 2, 3, 4, 5):

1. Лучшее оформление

2. Лучшее представление

3. Интересный рассказ

4. Практическое значение

1. Бережное отношение к растениям.

Не ломать ветви деревьев и кустарников.

Участвуют в транспорте веществ,
фотосинтезе и дыхании

Не повреждать кору деревьев.

Нарушается движение соков, проникают микробы и грибы-трутовики.

Находятся под охраной, нарушается равновесие.

2. Бережное отношение к грибам.

Не сбивай грибы.

Служат лекарством животным. Санитары - разлагают растительные остатки. Являются симбионтами деревьев, помогают всасывать воду и мин. вещества.

3. Бережное отношение к животным.

Не разорять гнёзда шмелей.

Не ловить диких животных.

4. Бережное отношение к птицам.

Не подходить к гнездам.

Могут разорить хищники, бросить птицы-родители.

Не ловить диких птиц.

Природа- среда обитания.

5. Бережное отношение к природным сообществам.

Ходить по тропинкам.

Не вытаптывать траву и почву-среду обитания насекомых, предупреждение гибели растений.

Предупреждение гибели насекомых, птиц, растений, животных.

Не оставлять мусор.

Учитель проводит обратную связь: встаньте, у кого больше баллов заняла 1 группа и т.д.

6. Рефлексия

Учащиеся анализируют работу на уроке:

1. Узнали, какие экологические факторы действую на растения.
2. Выявили, как влияют экологические факторы на растения.
3. Провели виртуальную экскурсию на природу.
4. Лучшую инструкцию по правилам поведения на природе мы будем использовать на уроках и при проведении дальнейших экскурсий.
5. Оцените полезность полученных знаний на уроке поднятием руки.
Оценивается работа на уроке.

Самоанализ урока

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

При подготовке к уроку учтены программные требования и федеральный компонент государственного стандарта, где на данный урок отводится 1 час. Также учитывается краеведческий модуль и гимназический компонент.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий и экскурсий с использованием интернет-ресурсов.
В нашей гимназии такой урок можно проводить в кабинетах информатики.

Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
– не покидая здания школы можно посетить и познакомится с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны;
– автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность учебной деятельности;
– за счёт интеграции информатики с другими предметами решается за урок гораздо большее количество учебных задач.

– учебно-познавательной;
– проблемного обучения;
– ценностно-смысловых;
– проектно–исследовательской деятельности;
– умение работать в группах;
– умение общаться, анализировать этапы своей работы;
– умение пользоваться ИКТ;
– ответственное и бережное отношение к природе.

На уроке использованы различные дидактические материалы (компьютерная презентация, инструктивные карточки).
На уроке поощряется инициатива и самостоятельность учащихся, а также групповые учебные достижения (дифференцированные задания, подготовка презентации с проектом).

Исследовательские задания для учащихся развивают научное мировоззрение.

Отрабатываются межпредметные связи. Задания в инструктивных карточках связаны с географией, физикой, информатикой. Краеведческий модуль и межпредметные связи с литературой .

На уроке поставлен проблемный вопрос.

На каждом этапе проводится рефлексия.

На этапе рефлексии учащиеся анализируют свою работу, оценивают полезность урока.

На уроке использована смена динамических поз, исключающая утомляемость.

Результат урока: формирование навыков проектно-исследовательской деятельности, умение использовать ИКТ, ответственное и бережное отношение к природе. Формирование ключевых компетенций.

Источники, используемые при подготовке к уроку:

Читайте также: