Вишневый сад спектакль описание

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

“Вишнёвый сад” - одна из наиболее известных пьес Антона Павловича Чехова. Она стала последним произведением в его жизни. Критики называют ее драмой, но сам автор считал, что это комедия. Эту пьесу называют “лебединой песней” известного драматурга. В простом сюжете отразилась не только история одной семьи, но и всей страны.

История создания

Создание этого произведения было не спонтанным. Автор долго размышлял об этой истории, персонажах и главной идее. Первые наброски были сделаны в 1901 году, о чем Чехов сообщил своей супруге. Написание серьезно затянулось из-за плохого состояния здоровья драматурга. Пьеса “Вишнёвый сад” была написана в 1903 году и поставлена в Московском художественном театре в следующем году. Чехов создал это произведение на основании реальной истории о том, как его друг А. Киселев потерял свое имение - оно ушло с молотка. Пьеса получилась отличной - ее успех сразу стал очевидным. И в наше время это произведение играют на сценах театров всего мира.

Главные герои

  • Любовь Андреевна Раневская - владелица имения с вишнёвым садом. Ее поступки по большей части легкомысленны, она идеализирует свой мир, не обращая внимания на реальные проблемы.
  • Аня - дочь Раневской 17 лет. Она - здравомыслящий человек, который понимает, что обстоятельства изменились и придется подстраиваться под новый уклад жизни.
  • Леонид Андреевич Гаев - брат Раневской. Очень любит рассуждать, говорит, что в голову придет. Поэтому его не воспринимают всерьез. Его характер очень напоминает сестринский.
  • Ермолай Алексеевич Лопахин - типичный купец. Он вышел из низов и своими силами заработал много денег, но остался необразованным.
  • Варя - приемная дочь Любови Андреевны. Она верующая, хочет совершить паломничество. Когда приемная мать уезжала, она была хозяйкой в доме.
  • Петр Сергеевич Трофимов - вечный студент, любит размышлять о серьезных проблемах истории, философии, будущего.
  • Борис Борисович Симеонов-Пищик - сосед, имеет много долгов.
  • Шарлотта Ивановна - гувернантка, которая выросла в цирке, знает много фокусов. Не видит смысла в своей жизни и всем жалуется, что у нее нет близкого человека.
  • Семен Пантелеевич Епиходов - конторщик, любит Дуняшу.
  • Дуняша - молодая горничная.
  • Фирс - старый 87-летний лакей. Всю жизнь прислуживал в этом доме, отказался от свободы.
  • Яша - молодой лакей.

Рис. 2. Сцена в поле. Действие второе. Художник Б. Йогансон

Краткое содержание пьесы “Вишнёвый сад”

Действие 1

Май 1904 года. Детская комната. Сад распустился, наполняя шикарным запахом все поместье. Лопахин и Дуняша ожидают, когда приедет Любовь Андреевна. Предыдущие 5 лет она была за границей со своей дочкой, гувернанткой и Яшей. Дуняша очень волнуется по поводу приезда хозяев. Появляется Епиходов с цветами. Горничная рассказывает Лопахину, что недавно конторщик предложил стать его женой. Прибывают экипажи. Встречать семейство приходят Варя, Гаев, Фирс и Борис Борисович. Раневская и Аня очень рады своему приезду и что ничто здесь не изменилось, как будто они и не отсутствовали долгое время. В доме началась суета. Дуняша хочет поведать Ане, что было в доме, но девушка не слушает ее. Ей стало интересно лишь то, что в доме гостит Петр Трофимов. Разговоры героев указывают на то, что у Раневской очень мало денег. Она уже продала имущество за границей и теперь в августе, скорее всего, ей придется продать и этот дом с садом, чтобы рассчитаться с долгами. Варя и Аня говорят о том, как бедственно их положение. Сама же помещица не умеет экономить, а только вздыхает и вспоминает с Фирсом о том, как они раньше зарабатывали на вишне и готовили из нее вкуснейшие блюда. Лопахин вносит предложение срубить деревья, а площадь поделить на куски и сдавать жителям города под дачи. Он сулит с этого немалую прибыль. Но Раневская и ее брат очень любят этот сад и против такого предложения. Лопахин просит их обдумать этот вариант и уезжает.

Рис. 3. Раневская и Лопахин. Художник Б. Йогансон Гаев надеется взять деньги в долг, а тем временем вновь подружиться с обеспеченной тетушкой и за ее средства решить финансовые вопросы. Появляется Трофимов, который очень любит Аню.

Действие 2

Прошло три недели, скоро состоится аукцион по продаже усадьбы Раневской. Но семейство все так же продолжает шиковать и ждет волшебного разрешения своей проблемы. Все находятся на природе, в месте, откуда видна церковь и вишнёвый сад. За прошедший период Дуняша влюбилась в Яшу, но тот не спешит делать их отношения публичными. Гувернантка, горничная, молодой лакей и конторщик гуляют. Шарлотта сокрушается о том, как она одинока, Епиходов переживает, что горничная строит отношения не с ним, и даже говорит, что готов убить себя. Но девушка так влюблена в лакея, что даже не замечает, насколько он легкомысленно к ней относится. Около церквушки появляются Любовь Андреевна с братом и Лопахин. Леонид Андреевич говорит о том, как удобна железная дорога, с помощью которой они смогли быстро доехать до города и даже позавтракать. Лопахин спрашивает Раневскую о решении по поводу аренды земли, но она его игнорирует, рассуждая о том, что денег нет, и ругая себя за расточительность. Раневская с братом очень ждут, когда тетушка пришлет им денег, но их все равно не хватило бы на уплату долга, а вариант аренды они считают неприемлемым. Лопахина поражает, насколько недальновидно они себя ведут, он злится по этому поводу, ведь его предложение помогло бы спасти имение. Но они не воспринимают его. Раневская попрекает купца тем, что он приземленный и необразованный, но хочет, чтобы он стал мужем Вари.

Рис. 4. Сцена отъезда из дома. Художник Б. Йогансон

Рис. 4. Сцена отъезда из дома. Художник Б. Йогансон Гаев говорит, что для него есть предложение работать в банке, но Раневская тут же отрезает, что это не для него. Затем к компании подходят дочери помещицы и Петя. Они продолжают разговор о том, что такое гордость, и о том, как многие образованные интеллигенты по сути не представляют из себя ничего интересного. Все уходят домой, а Аня и Петр остаются одни. Аня честно говорит ему, что этот вишнёвый сад не значит много для нее, и она рада будет принять радикальное решение, чтобы изменить свою жизнь.

Действие 3

22 августа - день, когда должен состояться аукцион. Вечер, гостиная, играет музыка, танцы. Борис Борисович и Петр разговаривают, их перебивает хозяйка, которая очень беспокоится - она ждет, когда с аукциона вернется Гаев, но он задерживается. Любовь Андреевна гадает, были ли торги и чем они закончились. Также ее беспокоит, хватило ли средств от тетушки на выкуп поместья, хотя и осознает, что 15000 рублей - сумма слишком маленькая, ее не хватило бы даже на оплату процентов. Гувернантка показывает фокусы и развлекает всех. Молодой лакей просится с Раневской в Париж, так как ему не нравится грубость жителей России. Раневская, ждет, когда уедет в столицу Франции к своему возлюбленному, и хочет перед этим устроить жизни своих дочек. Варю она хочет отдать за Лопахина, а Аню - за Петю, хотя ее и беспокоит его неопределенный социальный статус и материальное состояние. Еще неизвестны итоги аукциона, но все будто уже решили, чем займутся, когда его продадут. Епиходов все старается говорит с горничной, которая совершенно им не заинтересована, а Варя прогоняет его. Фирс суетится, обслуживая господ, и все видят, что ему нехорошо. Появляется очень радостный Ермолай Алексеевич и плачущий Леонид Андреевич. Лопахин сообщает, что он стал новым владельцем имения. Эта новость его восторгает, так как его предки были здесь рабами, а он стал хозяином. Он ждет не дождется, когда начнется вырубка сада и строительства дачных домиков. Лопахин видит в этом новое начало. Раневская плачет, а Варя швыряет ключи и уходит. Аня успокаивает мать, убеждает, что жизнь на этом не заканчивается и их ждет много прекрасных событий.

Действие 4

Событие начинается в бывшей комнате детей. Никого нет, лишь стоят чемоданы с вещами. Слышен стук - это вырубают вишнёвый сад. Лопахин и Яша ожидают, когда выйдут Раневские. Помещица и ее брат очень печальны, Аня и Петр в приподнятом настроении, Яша рад уехать из России и подальше от своей матери, а Лопахин хочет быстрее запереть дом и начать подготовленный заранее проект. Раневская плачет, а Аня говорит, что продажа поместья решила многие проблемы и жить им всем стало легче.

Рис. 5. Вишневый сад в имении Раневской и Гаева. Художник Б. Йогансон Члены семьи едут в Харьков, а далее их пути разойдутся: Любовь Андреевна берет Яшу и едет с ним во Францию, Аня отправляется на учебу, а Петя собирается в Москву, Леонид Андреевич согласился на работу в банке, а Варя будет работать экономкой неподалеку. В здании остался лишь Фирс, который приболел, но из-за суеты никто не в курсе, отвезли его в госпиталь или нет.

Важно! Заходит сосед и выдает Раневским долг. Он сообщил, что сдал землю иностранцам, которые собираются там добывать белую глину. Говорит было очень страшно это делать, но все случилось как нельзя лучше.

Раневская пытается сосватать Варю Лопахину, но когда те остались наедине, Ермолай Алексеевич не делает девушке предложения, что очень ее расстроило. Приехали экипажи и начали грузить вещи. Все ушли. Гаев и Раневская остаются, чтобы проститься с родным домом. Они горько плачут и вспоминают счастливые моменты молодости, понимая, что их жизнь уже не будет прежней никогда. Дом закрыли. Тут приходит Фирс, о нем все забыли. Он не злится, а просто ложится на диван и постепенно уходит в мир иной. Вишнёвый сад является метафорой, которую Антон Павлович использовал для описания краха старого уклада в России и строительства нового. Сад, который так любили и которым так дорожили старые хозяева, вырубается без сожалений, а на его месте строится нечто новое, основанное на коммерции и деньгах. Еще один вариант произведения “Вишнёвый сад” в сокращении рекомендуем вам узнать из видео ниже.

Микропересказ : Имение разорённой вдовы выставлено на торги. Купец советует ей вырубить сад и сдать землю в аренду. Она против — в этом саду прошла её молодость. Тогда он выкупает имение и сам реализует свой план.


Названия действий — условные.

Действие 1 . Раневская возвращается из Франции в разорённое поместье

Май, начало светать, в цветущем вишнёвом саду ещё холодно. В комнату старого поместья вошли Лопахин и горничная.


Ермолай Алексеевич Лопахин — купец, сын крепост­ного, честный, здра­во­мыс­лящий, человек дела.

Лопахин приехал сюда, чтобы встретить хозяйку поместья Раневскую, которая пять лет прожила во Франции.


Любовь Андреевна Раневская — обанк­ро­тив­шаяся поме­щица, вдова, добрая, щедрая, но рассе­янная и непрак­тичная, не знает цену деньгам.

Лопахин был сыном торговца в деревенской лавке, бывшего крепостного. Расчувство­вавшись, он начал вспоминать, как однажды пьяный отец ударил его и разбил в кровь нос, а присутствующая при этом Раневская помогла ему умыться. Лопахин стал преуспевающим купцом. Раневскую он любил и уважал.

Наконец, раздался стук колёс, и в комнату вошли Раневская с дочерью Аней, братом Гаевым и другими встречающими.


Аня — един­ственная дочь Ранев­ской, 17 лет, добрая, мечта­тельная, впечат­ли­тельная.


Леонид Андреевич Гаев — брат Ранев­ской, 51 год, рассе­янный, непрак­тичный, в разго­воре исполь­зует бильярдные термины.

В поместье хозяев встретила Варя, которая всё это время вела хозяйство.


Варя — воспи­тан­ница Ранев­ской, назы­вает её мамочкой, 24 года, не замужем, прак­тичная, рабо­тящая, рели­ги­озная.

Раневская радовалась возвращению домой и расчувствовалась до слёз, проходя по полузабытым комнатам.

Усталая Аня рассказала Варе, как тяжело матери жилось во Франции. Ей пришлось продать дом на Лазурном берегу и переехать в Париж, в многоквартирный дом. Раневская словно не понимала, что полностью разорена — заказывала самое дорогое шампанское, давала щедрые чаевые, и еле наскребла на дорогу домой.

Аня спросила, заплатили ли проценты по закладной на имение. Варя ответила, что денег нет, и в августе имение пойдёт с молотка.

Варя сообщила, что в имение приехал Трофимов.


Пётр Сергеевич Трофимов — вечный студент, 26 лет, тайно влюблён в Аню, мечта­тель, думает о будущем России.

Он был учителем семилетнего брата Ани, утонувшего в реке через месяц после смерти отца. Раневской ещё не сообщили о его приезде — не хотели бередить раны.

Аня легла спать. Тем временем Лопахин сообщил Раневской, что 22 августа имение будет продано за долги, и предложил выход — вырубить вишнёвый сад, разделить землю на участки и сдавать в аренду дачникам. Лопахин клялся, что будет хороший доход, и был готов вложить деньги, но Раневская была против — ей был слишком дорог старый сад.

Лопахин попросил подумать и ушёл, а Раневская и Гаев долго смотрели на цветущий сад, вспоминая своё детство.

Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…

Вошёл Трофимов, окликнул Раневскую, та еле его узнала, но потом обняла и заплакала, вспоминая погибшего сына. Трофимов постарел, облез, но по-прежнему оставался студентом, за что его часто дразнил Лопахин.

Раневская ушла отдыхать, а Гаев поделился с Варей планами спасения поместья. Он надеялся либо выгодно выдать Аню замуж, либо взять денег у богатой тётушки-графини. Некогда Раневская вышла замуж за простого судебного чиновника, тётушка не одобрила этот брак и перестала с ней общаться. Гаев осуждал сестру не только из-за неравного брака, но и из-за её порочного поведения после смерти мужа.

Проснувшаяся Аня отругала дядю за эти слова. Гаев уверил её, что не допустит продажи имения, и ушёл. Варя повела сонную Аню в спальню. Увидевший их Трофимов нежно назвал девушку своим солнышком и весной.

Действие 2 . Раневская рассказывает о своём прошлом, а её дочь Аня думает о будущем

Раневская, Гаев и Лопахин прогуливались у небольшой заброшенной часовеньки, стоявшей за вишнёвым садом. Лопахин снова начал уговаривать Раневскую сдать сад в аренду. Раневская не отвечала. Она ездила в город обедать и снова потратила слишком много. И сейчас она выронила кошелёк, золотые монеты рассыпались по земле.

Раневская пожаловалась на плохие предчувствия. Ей казалось, что она слишком много нагрешила и из-за этого её жизнь скоро рухнет. Она всегда сорила деньгами, после смерти мужа сошлась с одним, потом с другим. Первым своим наказанием она считала гибель сына.

После этого она не могла оставаться в поместье, уехала во Францию с последним любовником. Он долго болел, Раневская выхаживала его. Потом он обманул Раневскую — сбежал к другой со всеми деньгами. Теперь шлёт телеграммы, пишет, что болен, умоляет вернуться.

Затем разговор пошёл о Лопахине, который назвал себя неотёсанным тёмным мужиком. Раневская считала, что ему нужно жениться на Варе. Лопахин был не против.

Гаев сообщил, что ему предлагают должность в банке, но Раневская отнеслась к этому скептически — её брат не был способен работать, его старый лакей до сих пор ухаживал за ним, как за ребёнком.

Появились Трофимов, Аня и Варя. Лопахин немедленно начал подтрунивать над вечным студентом. Трофимов не остался в долгу, назвав будущего миллионера Лопахина полезным хищником. Затем студент и Раневская продолжили вчерашний разговор о гордом человеке. Трофимов считал, что таких людей не существует.

…человек физиоло­гически устроен неважно, если в своём громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.

Трофимов считал, что большая часть русской интеллигенции не способна к труду. Они философствуют, а тем временем полуграмотный народ утопает в грязи, пошлости и азиатчине.

Появился прохожий, попросил милостыню. За неимением серебра Раневская дала ему золотой. Варя упрекнула её — своим есть нечего, а она чужому дала такую большую сумму.

Все ушли. Трофимов и Аня остались наедине. Варя следила за ним, боясь, что они полюбят друг друга, но Трофимов считал себя выше любви. Он побуждал Аню бросить всё, освободиться от собственности и уйти в светлое будущее. Все предки Ани владели живыми душами, и это, по мнению Трофимова, переродило её и Раневскую, они уже не замечают, что живут за чужой счёт.

Трофимов позвал Аню уйти с ним и посадить новый сад. Аня согласилась.

Действие 3 . Раневская устраивает бал, а Лопахин покупает вишнёвый сад

22 августа, гостиная поместья. Раневская устроила бал, собрала соседей и знакомых. В этот день должны были проходить торги, и Раневская дожидалась Гаева с новостями. Тётка-графиня дала денег, и Раневская надеялась, что их хватит, чтобы выкупить поместье.

…без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом.

Раневская сказала, что не против выдать за Трофимова свою Аню, но для этого ему надо заканчивать учиться. Потом она показала студенту телеграмму — любовник заболел и зовёт её в Париж. Раневская всё ещё любила его.

Лопахин и Гаев вернулись с торгов. Денег Гаева не хватило, его ставку перебил некий господин, но Лопахин поставил ещё больше и выкупил имение, не желая, чтобы оно досталось постороннему.

Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…

Действие 4 . Хозяева покидают проданное поместье, вишнёвый сад начинают вырубать

Снова май. Поместье опустело, исчезла мебель, картины, занавеси, по углам — узлы и чемоданы. Раневская собралась уезжать. Прощаясь с мужиками, она отдала им свой кошелёк. Её провожали Гаев, Лопахин и Трофимов.

На прощание Трофимов посоветовал Лопахину поменьше размахивать руками, ведь вырубка вишнёвого сада — тоже лишний размах.

У Раневской осталась одна забота — Варя. Она попыталась уговорить Лопахина сделать ей предложение, оставила их наедине, но купец так и не решается позвать девушку замуж. Варе ничего не оставалось, как пойти работать экономкой у соседей.

Раневская и Гаев долго прощались с родным домом.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Режиссер Адольф Шапиро дал Ренате Литвиновой роль Раневской и охапку цветов — чтоб не размахивала руками.

Участники



Постановка "Вишневого сада" в чеховском МХТ - объективно достаточно беспомощное зрелище.

Главные модные трюки Шапиро здесь - аскетичность сценографии, из которой режиссер старается выжать максимум, и которой, однако, сегодня сложно удивить; и Рената Литвинова в главной роли, пытающаяся играть историю Раневской как трагикомедию инфантильной и уязвимой влюбленной женщины. При этом трагедия потери сада и с ним - всего - отходит на второй план. С авторским текстом Литвинова, к сожалению, не справляется.

Ценители Чехова будут разочарованы, т.к. нового прочтения не получилось, только обеднили пронзительный чеховский текст. Но поклонники Ренаты Литвиновой, скорее всего, этого не заметят и получат то, за чем пришли.

Вишневый Сад цветет в Камергерском

Рената Литвинова со своей манерной изломленностью и нервозностью идеально вписалась в образ Раневской - женщины, живущей в своем изолированном мире чувств, замкнутом на французском подлеце-любовнике, женщины с исковерканной судьбой и расшатанной психикой, привыкшей к парижской богемной жизни. Литвинова органична и обезоруживающе трогательна в лихорадочных выстраданных монологах своей героини, она дает возможность зрителю прочувствовать каждый нерв внутри себя. Идти стоит еще и потому, что Адольф Шапиро - гениальнейший режиссер-постановщик. Все актеры будто вытачены под свои образы, и второстепенных ролей нет. У Шапиро все главные и яркие.

Эта та ситуация, когда детали оказываются важнее целого. Второстепенный, казалось бы, персонаж - лакей Фирс в исполнении Владимира Кашпура вытягивает на себе весь спектакль. Глядя на него, понимаешь, какой может быть настоящая преданность. И только из-за Кашпура язык не поворачивается сказать о постановке - "ужасно".
В Литвинову же хочется кинуть гнилые помидоры. Так испохабить Чехова не под силу было бы и доморощенной артистке из сельской самодеятельности. В театре, построенном специально для Станиславского, Станиславский вспоминается неоднократно. "Не верю!" - кричит каждая клеточка мозга, пытаясь воспринять Раневскую-Литвинову. Не верится в то, что у этой женщины есть чувства к саду. Не верится, что у нее есть какая-то безумная любовь. Верится лишь в то, что она плохо выучила свою роль, а потому и говорит отрывисто, как двоечник, пытающийся у доски воскресить в памяти стихотворение. Идите учить роль, госпожа Литвинова! И прочитайте хоть раз полностью пьесу Чехова, а не только после слов "Раневская".

В этом спектакле есть актеры и есть Рената Литвинова. Все играли бесподобно, Андрей Смоляков поразителен! Изящная, в струящихся платьях Рената не играла, она просто размышляла на сцене и была самой собой. Порой, казалось, что забывала текст, повторяя про себя начало фразы, смотрела по сторонам, кивала грациозно, а потом потряхивала головой, словно отгоняя думы не о происходящем. Образ идеален для нее, она была на своем месте, и все ее манеры, тональность, паузы не в попад были кстати. Во втором акте, она разговарилась. Дейсвительно, она та, для которой надо создавать роли, мне было очень приятно смотреть на нее, но игра не впечатлила. Минимализм декораций стильно поддчеркивал, сидящую на стуле 'богиню' с мундштуком. Свет, музыка, занавес-окна, пронзительное прочтение монологов Пети Трофимова и Лопахина задали особый стиль спектаклю. Неоднозначно, но определенно стоит сходить, думаю поклонники Чехова не разочаруются, хотя бы потому, что нет экспериментов, но вот Раневскую могут не узнать, я представляла себе ее несколько иначе, хотя повторюсь, Ренате Литвиновой удалось создать образ, в который можно поверить и принять. Итак, спектакль для тех кто любит стильный минимализм на сцене, звенящее содержание Чеховских пьес и конечно саму Ренату Литвинову, так как она там вся - неразбавленная в первом акте и чуть пособранней, несвойственна себе, во втором. Думаю, игра остальных актеров не заставит сомневаться в оценках и мнение будет однозначно положительным.


"Вишневый сад" - пьеса особая, и уже давно переставшая отображать чеховскую реальность, превратившись в некую театральную легенду, переходящую из поколения в поколение, с одних театрадьных подмостков на другие. Казалось бы, все уже давно сказано и хрестоматийные строки набили всем оскомину.
Но вот легенда вновь оживает на сцене не менее легендарного МХТ им.Чехова в постановке известного московского режиссера Адольфа Шапиро.
Перед глазами зрителей то возникают, то исчезают тени ушедших лет, рассеиваясь в пустом аскетическом пространстве, созданным художником Давидом Боровским. Но эта пустота есть не только сценографическое решение создания пространства пьесы , эта пустота также есть не что иное, как черная дыра времени, которая всасывает в себя ушедшие события, лица, голоса.
И вот среди этих иллюзорных теней прошлого воскресают призраки героев.
Удивительный подбор актеров оставляет желание только восхищаться режиссерской находкой. Рената Литвинова (Раневская), возможно, как никто другой, смогла передать расточительность и непрактичность, и в то же время изящество и утонченность уходящего дворянства. Сергей Дрейден (Гаев), интересный питерский актер, выразительно смог передать преданность и ностальгию по былым временам. Евдокия Германова (Шарлотта) неожиданно удивляет зрителей своими фокусами, кардинально меняя образ своей героини.
И Вы смотрите на ожившую легенду совершенно новыми глазами, и в Вас то возрождается, то вновь угасает какое-то щемящее чувство ностальгии.

Читайте также: