Виды детского труда в природе выращивание растений уход за животными сезонный труд

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Виды и формы трудовой деятельности в детском саду.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, природного материала, бросового материала. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду:

-коллективная трудовая деятельность.

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

Вид труда
Содержание и методика руководства
труда
Поливка комнатных
растений
Вначале учебного года уход за
комнатными растениями малышам еще
недоступен поэтому воспитатель делает это
сам, но обязательно в присутствии детей,
предлагает посмотреть, как льется вода из
лейки, как она впитывается в землю, какие
стали упругие листья.
Постепенно к поливе привлекают детей.
В младшей группе дети должны знать
следующие способы определения
необходимости поливки:

Малыши не могут самостоятельно
определить необходимый объем воды для
одного комнатного растения. Поэтому
воспитатель заранее готовит столько леек,
сколько комнатных растений надо полить
(в каждой лейке определенное количество
воды) или показывает как с помощью
мерки наполнить леку водой.
Детям показывают как держать лейку;
как поливать растение, наклонив так,
чтобы ее носик упирался в поддон; когда
прекращать поливку.
Учат детей следить за струей, лить
понемногу, не разбрызгивать воду.
Во время поливки знакомят детей с
названием комнатных растнеий.

Обмывание листьев
комнатных растений
Подбирают комнатные растения с
большими, плотными, гладкими листьями.
Воспитатель сам (или с помощью детей)
готовит весь необходимы инвентарь (таз с
водой, тряпочка или рукавица).
Горшок ставят так, чтобы к нему был
доступный подход со всех сторон.
Намочить тряпочку (рукавицу) могут
дети, а отжимает ее воспитатель (обращает
внимание на то, что тряпочка должна быть
влажной, но вода капать не должна).
Положив на ладонь лист растения, его
протирают расправленной тряпочкой
(одетой на руку рукавицей) от черешка к
концу ( сначала сверху, затем снизу). При
этом акцентируют внимание на том, что
протирать лист надо очень медленно и
осторожно, чтобы не повредить его, не
оторвать от стебля.

Посадка
душистого
горошка (бобов)
Весной детей учат выращивать рассаду
для клумб.
Воспитатель готовит каждому ребенку
ящик с землей (делает бороздку,
устанавливает колышки на месте будущей
посадки), лейку с водой, картинки с
изображением душистого горошка.
Перед посадкой детям предлагают:
рассмотреть душистый горошек и
отметить цвет;
погладить горошину пальчиком, чтобы
определить ее поверхность (гладкая или
шероховатая);
надавить, чтобы узнать, твердые или
мягкие семена;
прокатать, чтобы определить ее форму
(круглая).

Детям предлагают рассмотреть картинки
с изображением что вырастит из семена,
полюбоваться цветущей клумбой.
Затем приступают к посеву семян:
• кладут горошинки в обозначенные места,
• засыпают бороздки (прищипывают или
проглаживают землю),
• Поливают вокруг посадки (чтобы не
вымыть семена из земли ).

Уход за рыбками
В начале года рыб кормит воспитатель.
Специальной ложечкой (дозатором)
набирает из коробочки (другой емкости)
корм и кладет его в кормушку (кольцо,
которое плавает в аквариуме). При
кормлении обращает внимание детей на то,
как рыбы быстро подплывают к корму и
схватывают его.
В дальнейшем к кормлению рыб
привлекать детей. Воспитатель следит,
чтобы действия детей были аккуратными
(не рассыпали корм) и точными (клали точно
в кольцо, чтобы корм не плавал по
аквариуму).

Уход за
животными
В младшей группе детей приучают
ухаживать за птицами (попугайчики,
канарейки) и животными (морской свинкой,
хомячком).
Дети могут:
мыть поилку, кормушку;
наливать кипяченую воду в поилку,
кормушку;
положить корм кормушку.

Вид труда
Содержание и методика руководства
труда
Детей продолжают учить ухаживать за
Уход за комнатными
растениями:
растениями
поливать (пользуясь меркой,
установленной воспитателем);
обтирать растения с кожистыми
листьями;
опрыскивать из пульверизатора (новый
вид ухода);
чистить кисточкой растения, имеющие
мелкие листья или с зазубринами (новый
вид ухода);
рыхлить землю (новый вид ухода).

Перед началом ухода за комнатным
растением воспитатель вместе с детьми
обговаривает:
1. Вид ухода (поливка, рыхление земли,
обтирание листьев, опрыскивание,
чистка кисточкой);
2. Способ определения ухода:
• на глаз: у же знакомый способ - цвет
земли, новые способы - состояние земли
(трещинки), внешний вид листьев (вялыеупругие, наклонились-стоят ровно), цвет
листьев;
• на ощупь: у же знакомый способ –
потереть между пальцами, новый способ –
надавить пальцем на землю;
• на слух: новый способ – стукнут по горшку
(звонкий – сухая, глухой - влажная).

4. Последовательность ухода
• рыхление,
• поливка,
• обтирание (опрыскивание, обмахивание)
листвы.
Отличительной особенностью
организации труда в средней группе
является:
• дети самостоятельно готовят свое
рабочее место (приносят тазы, тряпочки);
• дети выполняют действия по уходу за
комнатными растениями самостоятельно,
(но присутствие воспитателя обязательно);
• дети убирают рабочее место (вытирают
стол; выливать воду, ставить таз на
место; выжимают тряпочку, вешают ее
сушиться).

Как и в младшей группе дети весной
высаживают лук, душистый горошек; летом
помогают воспитателям пропалывать и
поливать клумбы.

Уход за
животными
В средней группе детей продолжают
учить ухаживать за рыбками, птицами и
мелкими животными уголка природы.
Дети моют поилку, наливают воду,
насыпают корм, ставят поилку и кормушку
на определенное место, определяют (с
помощью воспитателя) какой корм
необходим животным, приготавливают корм
(режут плоды, рвут траву).
Старшая и подготовительная к школе группы
Уход за
комнатными
растениями
В старшей группе остаются те же виды
ухода за комнатными растениями, что и в
предыдущих группах:
• поливка,
• рыхление,
• обтирание листвы;
• опрыскивание листвы;
• обмахивание листвы кисточкой;
• уборка сухой листвы.

Отличительной особенностью является:
1. Дети перед началом работы в уголке
природы рассказывают воспитателю:
• какие комнатные растения нуждаются в
уходе и в каком виде;
• как они определили вид ухода;
• как они будут ухаживать и что им для
этого понадобится.
2. Дети самостоятельно ухаживают за
растениями (присутствие воспитателя не
обязательно).
3. Дети отчитываются о результатах своей
работы, воспитатель дает оценку (вместе с
детьми рассматривают растения).

Новое в старшей группе - знакомство со
способами размножения и пересадки
растений.
Для пересадки комнатного растения
подбирают новый горшок, который на 1-2
см. больше старого (старый горшок должен
войти в новый).
С детьми внимательно осматривают
земляной ком: подгнившие, обломанные или
поврежденные корни отрезают острым
ножом (воспитатель); порезы посыпают
толченым древесным углем. Корни
равномерно распределяют по всему горшку,
а корневую шейку стебля (место перехода в
корень) на уровне 1—2 см ниже краев
горшка. После пересадки растение обильно
поливают и ставят на пять-шесть дней в
затененное место до укоренения.

Поливку на это время заменяют
ежедневным опрыскиванием (если земля в
горшке начнет высыхать, значит, корневая
система растения начала работать).
В старшем дошкольном возрасте детей
продолжают учить сажать семена, рассаду
садовых и овощных культур.
В отличие от предыдущих групп дети
помогают взрослым готовить землю:
выбрать из земли палочки, камешки;
разравнять граблями перекопанную
землю;
полить землю, чтобы она была влажная,
но не слишком сырая и не прилипала к
рукам.
После посадки постоянно трудиться на
клумбе, грядках:
поливать;
рыхлить землю между рядами;
пропалывать;
убирать засохшую листву.

Уход за
животными
Детям старшего дошкольного возраста
доступны следующие виды ухода:
вымыть поилку, кормушку;
налить чистой воды в поилку, кормушку;
вымыть и нарезать корнеплоды, зелень
для животных и птиц;
дать нужное количество корма каждому
животному;
помочь взрослым при смене воды в
аквариуме (осторожно выловить из
аквариума сачком рыбок и пересадить
их; промыть ракушки, камешки,
частично промыть песок);
вместе с воспитателем заготовить
корм животным на зиму (сбор шишек,
желудей, семян; сушка собранной травы на
сено и т. д.).

Виды и формы трудовой деятельности в детском саду.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, природного материала, бросового материала. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду:

-коллективная трудовая деятельность.

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.


Актуальность статьи заключается в том, что трудовое воспитание является важной частью в жизни детей, именно поэтому следует вовлекать детей в трудовую деятельность с малых лет, она начинается в семье, затем продолжается в детском саду.

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Приучение к труду способствует приобретению навыков самообслуживания, дети учатся следить за чистотой и порядком в групповой комнате, ухаживать за цветами, убирать игрушки и др.

Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, он способствует развитию мышления, внимания, творческого воображения, умения ставить цели и стремиться к достижению их.

Теорию и практику трудового воспитания, рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи, как: П.П. Блонский, Н.К. Крупская; А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

А.В Запорожец писал: “ Центральным звеном всей этой системы, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада должна стать нравственно - трудовое воспитание дошкольников, которая призвана заложить уже в первые годы жизни ребёнка, основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности”[3].

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей, обращал внимания В.А Сухомлинский: “ Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим.”[8].

Немаловажное значение имеет исследования Я.З Неверович, Т.А Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желания помогать взрослым.

Вопросы творческого отношения школьников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах учёных Ю.К Бабанского, О.С Багандовой, А.Я Журкиной[2].

Особенности трудовой деятельности заключается в том, что:

Труд ребенка тесно связан с игрой. Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру.

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее основных компонентов имеет свои особенности.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда.

Выделяют три основные формы организации труда детей:

Общий, совместный, коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие [1].

Дежурства – форма организации труда детей, предлагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива[6].

Дежурства требует от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагает обязательное выполнение ребенком работы. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, а также заботливости и гуманного отношения к людям и природе.

Наиболее сложной формой организации труда детей является общий, совместный, коллективный труд.

Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретенные трудовые навыки и умения закрепляются в данных формах организации труда, а обучения новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд[5].

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на уход за собой (умывание, раздевание-одевание, прием пищи). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключается прежде всего в ее жизненной необходимости. Из–за повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Работа по самовоспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по – разному.

Во - второй младшей группе оно проводится часто - 1 раз в неделю, а в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников важен в повседневной жизни детского сада. Этот направлен на поддержание порядка и чистоты в помещение и на участке, помощи взрослым при организации режимных процессов. Особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Труд в природе направлен на участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Дети учатся поливать цветы, сажать овощи, собирать урожай и т.д. Особое значение, данный вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому любви к родной природе.

В детском саду важно организовать трудовую деятельность детей так, чтобы можно было вовлекать дошкольников в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации.

Существуют несколько основных требований к организации детского труда:

Систематичность детского труда.

Постепенность рабочей загрузки.

Подбор оборудования для труда.

Создание в группе трудовой атмосферы.

Поощрение в процессе и по результатам труда[9].

Средства, методы и приемы трудового воспитания:

Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня

Наблюдения за трудом взрослых

Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

Художественные средства (изо, музыка, художественная литература)

Дидактические, настольные игры.

Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

Интеграция образовательных областей[10].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Основные виды труда, которые воспитывают в ребенке любовь к труду, - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, у него воспитывается уважение и интерес к труду.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд детей.

Условия к организации детского труда:

Систематичность детского труда

Постепенность рабочей нагрузки

Подбор оборудования для труда

Создание рабочей атмосферы в группе

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается.

Литература:

Буре. Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М., 1987.

Запорожец. А.В, Т.А.Марков. Воспитание и обучение в детском саду. Под. ред. Запорожец. А.В, Т.А.Марков. –М., 1976.

Ковальчук. Я. И., Васильева. А.И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн.: Нар. А света, 1983. – 73 с.

Маркова. А. Воспитания трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.

Нечаева В.Г, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. Воспитание дошкольника в труде. Сост. Р.С. Буре; Под Ред В. Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.

Никитина Ю.В. Воспитание дошольников посредством трудовой деятельности.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – 4-е изд., Радяньская школа, Киев.,1973. – 384 с.

Климова О.Ю. Система работы по воспитанию трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: