Виды декоративной обработки металла

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В этой части книги представлены основные техники декоративной обработки металлов. В древности многие кузнецы владели богатым набором методов и создавали замечательные произведения искусства, достойные царского двора. Поэтому можно попробовать объединить предложенные техники и сделать какую-нибудь вещь от начала до конца самому.

Чеканка – один из древнейших видов художественной обработки металла. Чеканные изделия могут быть различными по форме и по технике исполнения: объемно-скульптурными, рельефными и горельефными, орнаментальными, фигурными, графическими. Чеканку можно использовать для обработки и отделки изделий, созданных другими способами, для набивки фактуры, создания фоновых поверхностей для различных изображений. Широко используется чеканка в ювелирном деле. Чеканные изделия применяют при оформлении интерьеров и т. д. Техника чеканки позволяет создавать узоры и рисунки на уже готовых изделиях. Для работы чеканщику необходимы высокая точность движений и твердая рука.

Ковка – самый древний способ обработки металлов. Задолго до того, как научились выплавлять железо, мастера ковали различные сплавы цветных металлов, например легендарную бронзу. Изготовлялись как украшения, так и оружие. Ковка требует немалой физической силы и большого мастерства. Один из сложнейших видов ремесла – художественная ковка. Не каждый кузнец возьмется отковать узорную ограду или подсвечник. Большинство мастеров предпочитает пользоваться чеканкой, выколоткой или делать ажурные узоры выгибанием и сваркой стальных прутков и полос.

Человечество научилось выплавлять металл в глубокой древности. Еще в Древнем Египте с помощью литья мастера изготавливали предметы домашнего обихода. Раскопки скифских могильников доказывают, что наши далекие предки также применяли литье для изготовления самых различных предметов быта и украшений. Первыми мастерами литья на Руси были женщины, которые плели из нитей, пропитанных воском, украшения. Затем изделие заливалось глиной и обсушивалось. Такую форму прокаливали и заливали металлом. Когда форма остывала, ее осторожно, чтобы не повредить отливку, удаляли.

С помощью литья можно получить предметы, различающиеся по назначению и размерам. Можно изготовить ювелирные украшения из серебра, золота или других металлов. Монументальные памятники, скульптуры и архитектурные детали тоже можно сделать посредством литья. В домашних условиях, конечно, монументы и памятники отливать никто не будет, поэтому мы остановимся подробно на микролитье – изготовлении небольших изделий.

Искусство изготовления просечного железа появилось в очень давние времена. Родилось оно из кузнечного дела и применялось вместе с ковкой железа. Узорчатое просечное железо украшало на Руси крыши домов и купола церквей, фонари на улицах, посуду, сундуки, поставцы и шкатулки. Просечное железо было самых разных цветов, его покрывали позолотой, лудили и воронили.

С помощью гальванопластики можно получить наиболее точную металлическую копию с определенного объемного предмета. Она позволяет даже в домашних условиях создавать различные ажурные украшения, шкатулки, картинные рамы, металлизированный гербарий. Причем ни один из других способов не даст такой чистоты линий, как гальванопластика. Снятая с тонкого кружева или живого цветка копия передаст все прожилки и, более того, получится металлической, то есть пригодной для крепления на металлическую основу.

Легкость в использовании гальванопластики и точность передачи линий и мелких штрихов предметов делают данную технику удобным способом в изготовлении небольших настольных статуэток, бюстов, медалей. Кроме того, это позволяет любому скульптору сохранить свое глиняное или гипсовое ваяние от разрушения на многие годы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ТРУДНОСТИ ОБРАБОТКИ

ТРУДНОСТИ ОБРАБОТКИ Принято считать, что титан поддается механической обработке подобно нержавеющей стали. Это значит, что обрабатывать титан в 4—5 раз труднее, чем обычную сталь, но это все же не составляет неразрешимой проблемы. Основные помехи при обработке титана

Приспособления для обработки древесины

Приспособления для обработки древесины В качестве приспособлений достаточно часто используют стусло и шаблоны. Они намного облегчают работу и уменьшают время, затраченное при выполнении той или иной операции.Стусло представляет собой подобие желоба, состоящего из

Виды предварительной обработки заготовок

Виды предварительной обработки заготовок Если листовой металл или трубы, которые используются в работе, не имеют видимых повреждений, а именно: листы ровные; трубы не погнутые; металл чистый, без следов ржавчины, окалины и т. д., то это, конечно, идеальный вариант. Но чаще

Приспособления для обработки древесины

Приспособления для обработки древесины В качестве приспособлений достаточно часто используют стусло и шаблоны. Они намного облегчают работу и уменьшают время, затраченное при выполнении той или иной операции.Стусло представляет собой подобие желоба, состоящего из

Особенности обработки брусков и досок

Особенности обработки брусков и досок Прежде чем приступать к изготовлению деталей из досок и брусков, необходимо ознакомиться с правилами их распиливания и строгания. При разметке длины заготовки из этих материалов размер откладывают от того конца, который не

ЛЕКЦИЯ № 8. Способы обработки металлов

ЛЕКЦИЯ № 8. Способы обработки металлов 1. Влияние легирующих компонентов на превращения, структуру, свойства сталей Легирующие компоненты или элементы, вводимые в стали в зависимости от их взаимодействия с углеродом, находящемся в железоуглеродистых сплавах,

14.1.2. Методы обработки материалов

14.1.2. Методы обработки материалов Читатель наверняка знаком с общим делением технологических процессов на нисходящие (сверху вниз) и восходящие (снизу вверх), поэтому мы не будем давать лишних пояснений. В последние десятилетия нисходящие технологии непрерывно

Химические материалы для художественной обработки металлов

Химические материалы для художественной обработки металлов Общие сведения о кислотах. В художественной обработке металлов химические вещества (кислоты, основания, соли, реактивы и др.) являются вспомогательными материалами, без которых невозможны основные

П.4. Материалы для декоративной отделки ювелирных изделий

П.4. Материалы для декоративной отделки ювелирных изделий Эмалирование Эмалирование – вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков ювелирного изделия легкоплавкой стекловидной массойЭмаль представляет собой легкоплавкий сплав различных цветов.При

7. Устройства обработки видеосигналов

7.3. ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ

7.3. ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ 7.3.1. ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА Электрическая эрозия, т.е. разрушение контактов под действием электрических разрядов известна была давно. Много исследований было посвящено устранению или хотя бы уменьшению разрушения

34. Изменение микроструктуры и механических свойств металлов при нагреве после горячей и холодной обработки давлением

34. Изменение микроструктуры и механических свойств металлов при нагреве после горячей и холодной обработки давлением Обработка металлов давлением основана на их способности в определенных условиях пластически деформироваться в результате воздействия на


Травление.

травление

Наиболее часто клинки холодного оружия подвергаются травлению. Травление – это способ обработки металла путем нанесения на него особого тестообразного состава из смолы, воска или асфальта, по которому вычерчивается рисунок при помощи иглы. После этого клинок подвергается воздействию растворов кислот, которые разъедают металл и оставляют по сделанному рисунку углубление. Встречаются экземпляры холодного оружия, клинки которых украшены орнаментом, сделанным при помощи травления, датируемые еще XVII веком. Наиболее частым мотивом рисунков травления клинков являются различные девизы и надписи, элементы геральдики, растения.

Воронение

воронение

Процесс воронения клинков представляет собой термическую и химическую обработку металла, когда конопляным или льняным маслом смазывался клинок и погружался в кучу горячей золы. Так вороненую сталь делали в старые времена, а впоследствии золу заменили специальные печи – муфели, а сам металл покрывался не только маслом, но и кислотой, что позволяло приобрести клинку не только черный, но и темно-синий, фиолетовый или коричневый и даже красный оттенок. Особенно изысканно на вороненых клинках смотрится наводка и золотая насечка.

Гравировка

гравировка

Гравировка – наиболее распространенный вид художественной обработки и украшения холодного оружия и металла в целом. На поверхность клинка или на эфес наносится рисунок или надпись, после чего при помощи специальных инструментов выбирается металл. В настоящее время это часто делается механически при помощи станков или граверной машинкой, но штучная ручная гравировка по прежнему является наиболее ценной, тонкой и чистой. Гравировка почти всегда сочетается с другими видами декоративной отделки металла.

Обронная работа

обронная работа и гравировка

При обронной работе (этот вид художественной отделки также можно назвать подвидом гравировки) мастер специальным инструментом – штихелем – выбирает весь фон рисунка, оставляя выпуклым основной рельеф. Фон очень часто покрывается позолотой или матируется, а рельеф рисунка полируется до блестящего состояния.

Чернение

чернение

Чернение металла – это обработка клинков путем гравировки вместе с воронением. Если при обычной гравировке (обронной работе) рельефным остается рисунок, а штихелем выбирается фон – то при чернении выбирается металл по силуэту рисунка или надписи. После того, как рисунок выбран, все канавки заливаются сургучом или лаками, клинок сильно прогревается несколько раз и в итоге холодное оружие приобретает прочное матово-черное покрытие. Очень распространено чернение металла на Востоке и Кавказе.

Насечка (она же таушировка)

насечка

Насечка – это способ украшения холодного оружия, когда по линиям рисунка выбирается слой металла на глубину порядка 1 мм. Эти линии расширяются чеканом к основанию, после чего по краям возникают заусенцы. После этого по траншейкам вколачивается проволока из драгоценного металла – золотая или серебряная. Металл этот ковкий и надежно закрепляется в расширяющихся книзу вырезах, а заусенцы дополнительно закрепляют рисунок.

Позолота (наводка золотом)

позолота

Позолота металла чаще всего выполнялась путем накладывания специально приготовленной ртутной амальгамы – смеси ртути и золота (иногда вначале наносился рисунок краской). Прогревание клинка в кузнечном горне испаряло ртуть, и золото покрывало клинок тонким, но в то же время тонким слоем. Эта процедура проводилась несколько раз, после чего позолоченный клинок полировался. В настоящее время этот древний и очень вредный для здоровья процесс заменен гальванической обработкой.

Чеканка

чеканка

Чеканка клинков производилась при помощи нескольких инструментов специальной формы – чеканов, когда оружейник формировал рельефный орнамент на металле, ударяя молотком по чеканам. Чеканка русского оружия известная с XV века, и такой способ художественной обработки клинков требовал достаточно большого мастерства. Поскольку подобная обработка металла гораздо проще для пластин, то чеканка была наиболее распространена в отделке металлических накладок ножен, на рукояти, эфесах и других элементах экипировки. Для массового производства часто изготавливалась зеркальная матрица, которая затем вдавливалась в разогретую металлическую пластину.

Филигрань (скань)

Алмазная грань

алмазная грань

С 1750-х годов тульскими оружейниками широко используется огранка стальных бусинок на клинках, имитирующих алмазы. Это очень кропотливый способ декоративной обработки металла, поскольку стальные шарики полированной стали имеют многочисленные грани и каждый из них сажается на тонкий стерженёк, что вместе создает картину сверкающих бриллиантов на оружии. Одним из наиболее известных в данной технике алмазной грани оружием является сабля императора Александра I, поднесенная в день его коронации.

Живописная эмаль

живописная эмаль

При декоративной отделке холодного оружия техникой живописной эмали на поверхность клинка наносится специальным способом белая эмаль, а затем специально подготовленными для этого красками рисуются цветы или другие рисунки. Обычно подобная техника обработки металлических клинков применялась во второй половине XVIII века для подарочного оружия.

Самая дорогая шпага за всю историю русского наградного оружия - золотая шпага с алмазами и лавровыми венками из изумрудов князя М.И. Кутузова-Смоленского, жалованная за Тарутинское сражение 6 октября 1812 года, имела стоимость в 25 125 рублей. По тем времена это было огромное состояние.

Читайте также: