Вертикальная скорость при посадке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжаем бороться с "перегрузками". Позиция Боинга. И советской инспекции.

Не так давно, в августе, в ходе очередной инспекторской проверки авиакомпании, мне "посчастливилось" вступить в дискуссию с ее председателем. Не могу сказать, что для меня она окончилась удачно, разговор не получился.

Речь зашла о перегрузках на посадке.

Справка: С чего началось изменение наших критериев (в правильном направлении) - со статьи, обсужденной в журнале: Ключи к предотвращению грубых посадок

Итак, после всех этих комиссий, придя в ставшее уже привычным расстроенное расположение духа от офигивания от происходящего в российских реалиях, а именно - в тот же день, после неудавшейся дискуссии с председателем инспекционной комиссии, я написал письмо в Боинг. Ну а сегодня, вернувшись из отпуска, прочитал ответ.

Перевожу все на русский, если кому нужны официальные английские слова, могу выложить отдельно.

Продолжение в комментариях (ниже):

Posts from This Journal by “методические материалы” Tag


Пилотам: "Что учить и за что хвататься?" Расстановки приоритетов при переучивании (обновлено 260320)

Один из частых вопросов, которые я получаю от курсантов летных училищ и пилотов, севших на курсы переучивания на новый тип самолета: как…


Пилотам: старые презентации конференции "FLY SAFE"

Я тут сейчас немного поворчу, ударившись в воспоминания. Уж простите меня - пятый десяток почти что разменял, имею право. Шучу, конечно же! Я и…


Пилотам: Уход на второй круг. Как выполнить безопасно?

Данный материал когда-то был написан под впечатлением катастрофы В737 FlyDubai в Ростове–на–Дону. За основу была взята статья…


Пилотам: Evidence Based Training - инструмент для создания сферических пилотов

Недавно я получил вот такой вот вопрос от коллеги, работающего в зарубежной авиакомпании: "Здравствуйте, Денис! Прочитал Вашу книгу о…


Неэффективность реверса. Эпизод II.

Так как у меня нет возможности отвечать на тематической ветке форумавиа, а мое имя там проскальзывает, всем желающим предлагаю повеселиться у меня…


"Думайте о детях". Или как принимать неудобные решения.

Профессия пилота - это постоянный выбор между риском поменьше и риском побольше. Иногда более безопасный вариант не кажется более удобным и…


Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота (обновленная версия материала)

Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге…


Мнение: Автоматика и бюрократия убивают летные навыки

Мой перевод статьи "Opinion: Automation and bureaucracy are killing flying skills". Статья:…


Пилотам: Основные отличия В737 MAX от NG.

Краткий перечень отличий 737 MAX от NG. Кроме, собственно, отличий, в нем я по необходимости привожу и сравнение с NG, чтобы было визуально…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 50 жетонов
  • Социальный капитал 925
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 50 жетонов

Мой давний читатель, возможно, помнит, для чего я начал вести этот блог, а именно: собрать в одном месте свои старые и новые рассказы о полетах и лётной работе для того, чтобы когда-нибудь оформить их в виде книги. Я уже выкладывал ссылки на рабочие отрывки, и вот, я наконец-таки решился…

Comments

Данная статья называлась "Stabilized Approach and Flare are Keys to Avoiding Hard Landings".

Нашей авиакомпании является важным знать, насколько процитированное выше правдиво и может быть подтверждено Боингом. Итак, вопросы:

1) Можете ли Вы подтвердить, относительно 737CL/NG, что из-за расположения датчиков перегрузки и их ошибок из-за разных факторов их показания могут быть очень недостоверными на земле, особенно в момент касания?
2) Можете ли Вы подтвердить, что погрешность может достигать 0.4g или другого значения?

Это отношение уходит корнями в прошлый советский период, и данные официальные лица не имеют никакого личного опыта в полетах на западных ВС и подобных требований нет в российских авиационных правилах. Мы хотим изменить подобное отношение, потому что не желаем заставлять пилотов концентрироваться на мягкости приземления. Мы убеждены, что это вредит безопасности полетов.

Исследование данных полетной информации показывает, что перегрузки при посадке с одной и той же вертикальной скоростью могут значительно отличаться. Мягкая (по ощущениям пилота) посадка может показать 1.65, однако жесткая может показать 1.4 и менее.

Edited at 2013-09-07 06:07 am (UTC)

Здравствуйте, Капитан Окань,

Приветствую из Сиэттла. Капитан Карбо и я получали Ваш вопрос по комментариям Дэйва, которые были процитированы в журнале Flight Safety Digest за 2004 год. Дэйв подтверждает, что цитата точно воспроизводит его комментарии.

С технической точки зрения, от пилота все еще требуется дать свою оценку тому, что возможно, была грубая посадка. Перегрузка в момент приземления может быть использована с целью помочь пилоту сделать такую оценку, но со значительными ограничениями, которые показывают трудности, связанные с использованием перегрузки в момент касания как средство оценки техники пилотирования.

Ваши текущие АММ (руководство по техническому обслуживанию ВС) указывают зафиксированное пограничное значение перегрузки 2.1 (прирост 1.1G), которая замеряется датчиком регистратора полетных параметров (FDR) с частотой как минимум 8 раз в секунду; эта информация позволяет пилоту помочь оценить возможность факта грубой посадки.

Это значение перегрузки действительно только для обычной посадки, при которой касание произошло с креном не более 2 градусов, и касании сначала основными стойками, потом нормальным опусканием передней. Для грубых посадок, при которых произошло грубое касание носовой стойкой или сопровождалось креном более 2 градусов в момент касания основной стойкой, записанный пик перегрузки может быть значительно ниже 2.1G, но при этом проведении технического осмотра на предмет грубой посадки может быть все еще необходимым.

Для посадок с максимальной посадочной массой или ниже на ВС с возможностью записи как минимум 16 раз в секунду используется несколько повышенная граница: индикацией грубой посадки на основную стойку является пик перегрузки более 2.2G (прирост 1.2G), измеренный датчиком регистратора полетных параметров с частотой не менее 16 кадров в секунду.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ (не влезло)


Edited at 2011-10-02 07:08 pm (UTC)

Сами по себе данные FDR не могут использоваться как надежная независимая индикация факта грубой посадки. Боинг приложил много усилий в изучение возможности использования данных FDR как индикатора факта грубой посадки. Исследования показали, что информация, записанная сегодняшними FDR, не может быть использована в качестве надежной независимой индикации факта грубой посадки. Для примера, существующий датчик вертикальной перегрузки FDR находится в нише шасси и не дает точной индикации того, что случилось конкретно с шасси и, соответственно, может неправильно характеризовать последствия посадки.

По этим причинам Боинг верит в то, что оценка посадки самим экипажем продолжает оставаться наиболее надежным критерием для определения факта грубой посадки, более надежным, чем всего лишь один или два параметра FDR. Боинг продолжает считать, что принятие решения о факте грубой посадки должно оставаться за летным экипажем.

Границы вертикальных перегрузок были добавлены в АММ после запросов нескольких операторов. Эти границы имеют под собой цель оказать помощь летным экипажам в принятии их решений, но не направлены на замещение летного экипажа в оценке факта грубой посадки.

Из-за потенциальных неточностей, связанных с регистрацией вертикальны перегрузок, Боинг не считает, что использование записанного пика вертикальной перегрузки при касании является подходящим для оценки техники пилотирования пилота.

Так же, FCTM обсуждение рисков касания хвостом и выкатывания за пределы ВПП, связанные с длительным выдерживанием при посадке.

Те, кто живет в районе аэропортов, знают: чаще всего взлетающие лайнеры взмывают вверх по крутой траектории, будто бы стараясь как можно скорее уйти от земли. И действительно – чем ближе земля, тем меньше возможности среагировать на чрезвычайную ситуацию и принять решение. Посадка – другое дело.

Как сажают самолеты

Современный реактивный пассажирский лайнер предназначен для полетов на высотах примерно 9−12 тысяч метров. Именно там, в сильно разреженном воздухе, он может двигаться в наиболее экономичном режиме и демонстрировать свои оптимальные скоростные и аэродинамические характеристики. Промежуток от завершения набора высоты до начала снижения называется полетом на крейсерском эшелоне. Первым этапом подготовки к посадке будет снижение с эшелона, или, иными словами, следование по маршруту прибытия. Конечный пункт этого маршрута — так называемая контрольная точка начального этапа захода на посадку. По-английски она называется Initial Approach Fix (IAF).

Посадка самолета

А 380 совершает посадку на полосу, покрытую водой. Испытания показали, что самолет способен садиться при боковом ветре с порывами до 74 км/ч (20 м/с). Хотя согласно требованиям FAA и EASA устройства реверсивного торможения не являются обязательными, конструкторы компании Airbus решили оснастить ими два двигателя, находящиеся ближе к фюзеляжу. Это дало возможность получить дополнительную тормозную систему, снизив при этом эксплуатационные расходы и уменьшив время подготовки к следующему полету.

Шасси, закрылки и экономика

21 сентября 2001 года самолет Ил-86, принадлежавший одной из российских авиакомпаний, произвел посадку в аэропорту Дубаи (ОАЭ), не выпустив шасси. Дело закончилось пожаром в двух двигателях и списанием лайнера — к счастью, никто не пострадал. Не было и речи о технической неисправности, просто шасси. забыли выпустить.

Самолет

Современные лайнеры по сравнению с воздушными судами прошлых поколений буквально набиты электроникой. В них реализована система электродистанционного управления fly-by-wire (буквально «лети по проводу). Это означает, что рули и механизацию приводят в движение исполнительные устройства, получающие команды в виде цифровых сигналов. Даже если самолет летит не в автоматическом режиме, движения штурвала не передаются рулям непосредственно, а записываются в виде цифрового кода и отправляются в компьютер, который мгновенно переработает данные и отдаст команду исполнительному устройству. Для того, чтобы повысить надежность автоматических систем в самолете установлено два идентичных компьютерных устройства (FMC, Flight Management Computer), которые постоянно обмениваются информацией, проверяя друг друга. В FMC вводится полетное задание с указанием координат точек, через которые будет пролегать траектория полета. По этой траектории электроника может вести самолет без участия человека. Зато рули и механизация (закрылки, предкрылки, интерцепторы) современных лайнеров мало чем отличаются от этих же устройств в моделях, выпущенных десятилетия назад. 1. Закрылки. 2. Интерцепторы (спойлеры). 3. Предкрылки. 4. Элероны. 5. Руль направления. 6. Стабилизаторы. 7. Руль высоты.

К подоплеке этого авиапроисшествия имеет отношение экономика. Подход к аэродрому и заход на посадку связаны с постепенным уменьшением скорости воздушного судна. Поскольку величина подъемной силы крыла находится в прямой зависимости и от скорости, и от площади крыла, для поддержания подъемной силы, достаточной для удержания машины от сваливания в штопор, требуется площадь крыла увеличить. С этой целью используются элементы механизации — закрылки и предкрылки. Закрылки и предкрылки выполняют ту же роль, что и перья, которые веером распускают птицы, перед тем как опуститься на землю. При достижении скорости начала выпуска механизации КВС дает команду на выпуск закрылков и практически одновременно — на увеличение режима работы двигателей для предотвращения критической потери скорости из-за роста лобового сопротивления. Чем на больший угол отклонены закрылки/предкрылки, тем больший режим необходим двигателям. Поэтому чем ближе к полосе происходит окончательный выпуск механизации (закрылки/предкрылки и шасси), тем меньше будет сожжено топлива.

Схема захода на посадку и взлета

Экипаж злополучного Ил-86 тоже воспользовался новой методикой и выпустил закрылки до шасси. Ничего не знавшая о новых веяниях в пилотировании автоматика Ил-86 тут же включила речевую и световую сигнализацию, которая требовала от экипажа выпустить шасси. Чтобы сигнализация не нервировала пилотов, ее просто отключили, как выключают спросонья надоевший будильник. Теперь напомнить экипажу, что шасси все-таки надо выпустить, было некому. Сегодня, правда, уже появились экземпляры самолетов Ту-154 и Ил-86 с доработанной сигнализацией, которые летают по методике захода на посадку с поздним выпуском механизации.

По фактической погоде

Посадка самолета

Курсо-глиссадная система состоит из двух частей: пары курсовых и пары глиссадных радиомаяков. Два курсовых радиомаяка находятся за ВПП и излучают вдоль нее направленный радиосигнал на разных частотах под небольшими углами. На осевой линии ВПП интенсивность обоих сигналов одинакова. Левее и правее этой прямой сигнал одного из маяков сильнее другого. Сравнивая интенсивность сигналов, радионавигационная система самолета определяет, с какой стороны и как далеко он находится от осевой линии. Два глиссадных маяка стоят в районе зоны приземления действуют аналогичным образом, только в вертикальной плоскости.

С другой стороны, в принятии решений КВС жестко ограничен существующим регламентом процедуры посадки, и в пределах этого регламента (кроме экстренных ситуаций вроде пожара на борту) у экипажа нет никакой свободы принятия решений. Существует жесткая классификация типов захода на посадку. Для каждого из них прописаны отдельные параметры, определяющие возможность или невозможность такой посадки в данных условиях.

Безопасная жесткость

Самолет

Самолет

24 августа 2001 года экипаж аэробуса А330, совершавшего рейс из Торонто в Лиссабон, обнаружил утечку топлива в одном из баков. Дело происходило в небе над Атлантикой. Командир корабля Робер Пиш принял решение уйти на запасной аэродром, расположенный на одном из Азорских островов. Однако по пути загорелись и вышли из строя оба двигателя, а до аэродрома оставалось еще около 200 километров. Отвергнув идею посадки на воду, как не дающую практически никаких шансов на спасение, Пиш решил дотянуть до суши в планирующем режиме. И ему это удалось! Посадка получилась жесткой – лопнули почти все пневматики – но катастрофы не произошло. Лишь 11 человек получили небольшие травмы.

Отечественные летчики, особенно эксплуатирующие лайнеры советских типов (Ту-154, Ил-86), часто завершают выравнивание процедурой выдерживания, то есть какое-то время продолжают полет над полосой на высоте около метра, добиваясь мягкого касания. Конечно, посадки с выдерживанием нравятся пассажирам больше, да и многие пилоты, особенно с большим опытом работы в отечественной авиации, считают именно такой стиль признаком высокого мастерства.

Самолет

Однако сегодняшние мировые тенденции авиаконструирования и пилотирования отдают предпочтение посадке с перегрузкой 1,4−1,5 g. Во-первых, такие посадки безопаснее, так как приземление с выдерживанием содержит в себе угрозу выкатывания за пределы полосы. В этом случае практически неизбежно применение реверса, что создает дополнительный шум и увеличивает расход топлива. Во-вторых, сама конструкция современных пассажирских самолетов предусматривает касание с повышенной перегрузкой, так как от определенного значения физического воздействия на стойки шасси (обжатие) зависит срабатывание автоматики, например задействование спойлеров и колесных тормозов. В воздушных судах старых типов этого не требуется, так как спойлеры включаются там автоматически после включения реверса. А реверс включается экипажем.

Есть еще одна причина различия стиля посадки, скажем, на близких по классу Ту-154 и А 320. Взлетные полосы в СССР зачастую отличались невысокой грузонапряженностью, а потому в советской авиации старались избегать слишком сильного давления на покрытие. На тележках задних стоек Ту-154 по шесть колес — такая конструкция способствовала распределению веса машины на большую площадь при посадке. А вот у А 320 на стойках всего по два колеса, и он изначально рассчитан на посадку с большей перегрузкой на более прочные полосы.

Посадка самолета

Островок Сен-Мартен в Карибском бассейне, поделенный между Францией и Нидерландами, получил известность не столько из-за своих отелей и пляжей, сколько благодаря посадкам гражданских лайнеров. В этот тропический рай со всех уголков мира летят тяжелые широкофюзеляжные самолеты типа Боинг-747 или А-340. Такие машины нуждаются в длинном пробеге после посадки, однако в аэропорту Принцессы Юлианы полоса слишком коротка – всего 2130 метров – торец ее отделен от моря лишь узкой полоской земли с пляжем. Чтобы избежать выкатывания, пилоты аэробусов целятся в самый торец полосы, пролетая в 10-20 метрах над головами отдыхающих на пляже. Именно так проложена траектория глиссады. Фотографии и видеоролики с посадками на о. Сен-Мартен давно обошли интернет, причем многие поначалу не поверили в подлинность этих съемок.

Неприятности у самой земли

И все-таки по-настоящему жесткие посадки, а также прочие неприятности на финальном отрезке полета случаются. Как правило, к авиапроисшествиям приводит не один, а несколько факторов, среди которых и ошибки пилотирования, и отказ техники, и, конечно же, стихия.

Большую опасность представляет так называемый сдвиг ветра, то есть резкое изменение силы ветра с высотой, особенно когда это происходит в пределах 100 м над землей. Предположим, самолет приближается к полосе с приборной скоростью 250 км/ч при нулевом ветре. Но, спустившись чуть ниже, самолет вдруг наталкивается на попутный ветер, имеющий скорость 50 км/ч. Давление набегающего воздуха упадет, и скорость самолета составит 200 км/ч. Подъемная сила также резко снизится, зато вырастет вертикальная скорость. Чтобы компенсировать потерю подъемной силы, экипажу потребуется добавить режим двигателя и увеличить скорость. Однако самолет обладает огромной инертной массой, и мгновенно набрать достаточную скорость он просто не успеет. Если нет запаса по высоте, жесткой посадки избежать не удастся. Если же лайнер натолкнется на резкий порыв встречного ветра, подъемная сила, наоборот, увеличится, и тогда появится опасность позднего приземления и выкатывания за пределы полосы. К выкатываниям также приводит посадка на мокрую и обледеневшую полосу.

widget-interest


Вопрос о том, какую скорость развивает самолет при взлете, интересует многих пассажиров. Мнения непрофессионалов всегда расходятся – кто-то ошибочно предполагает, что скорость всегда одинаковая для всех видов данной авиатехники, другие правильно считают, что она различная, но не могут объяснить почему. Постараемся разобраться в этой теме.

Роль крыльев

Аэродинамика крыла

Подъемная сила летательного аппарата напрямую зависит от формы его крыла. Если посмотреть на контур крыльев в разрезе, мы увидим, что снизу они плоские, а сверху – выпуклые, изогнутые по дуге. Разная форма поверхностей создаёт разницу давлений в тот момент, когда машина разгоняется. Благодаря разнице давлений вся конструкция получает возможность взлететь. А по ссылке вы узнаете, почему вообще и как летают самолёты.

А теперь – подробнее о взаимодействии подъёмной силы и крыла самолёта.

Крыло и его подъёмная сила

Быстро движущийся воздух становится разреженным, его давление – снижается. Таким образом, создаётся разница давлений сверху и снизу крыла. Когда давление сверху становится заметно меньше, а происходит это как раз по достижении необходимого ускорения, пилот увеличивает угол атаки, отклоняя штурвал на себя, нос машины приподнимается и происходит отрыв от взлётно-посадочной полосы.

Разница давлений снизу и сверху крыла получила название подъёмной силы. Именно благодаря ей тяжёлые машины могут подниматься на высоту и перемещаться по воздуху на тысячи километров.

Подъёмную силу создают двигатели, давая достаточный для подъёма в воздух разгон. Дальше они поддерживают движение. Важно понимать, что только быстро движущийся аппарат может лететь.

Управление движением также осуществляется за счёт формы крыльев и хвоста. Для того чтобы повернуть массивную конструкцию, необходимо изменить направление движения воздушных потоков. Для этого устанавливаются специальные закрылки. Они располагаются под углом к хвосту или крылу и создают препятствие для движения воздуха. При повороте закрылков меняется направление воздушных потоков. Самолёт получает возможность повернуться.

Крыло самолёта при взлёте

Важный взлет

Для работы самолетов и их эксплуатации крайне важно знать, какой именно может быть скорость самолета при взлете, а именно в тот момент, когда он отрывается от земли. У разных моделей лайнеров этот параметр будет разным: для более тяжелых машин показатели побольше, для машин полегче показатели поменьше.

Взлетная скорость важна по той причине, что проектировщикам и инженерам, занимающимся изготовление и просчетом всех характеристик самолета, эти данные необходимы, чтобы понять, насколько большой будет подъемная сила.

В разных моделях заложены разные параметры разбега и скорости взлета. Так, например, Аэробус А380, который на сегодняшний день считается одним из самых современных самолетов, разгоняется на взлетной полосе до 268 км в час. Боингу 747 на это потребуется разбег в 270 км в час. Российский представитель авиаотрасли Ил 96 имеет взлетную скорость 250 км в час. У Ту 154 она равна 210 км в час.

Но эти цифры представлены в среднем значении. Ведь на конечную скорость разгона лайнера по полосе влияет целый ряд факторов, среди которых:

  • Скорость ветра
  • Направление ветра
  • Длина ВПП
  • Атмосферное давление
  • Влажность воздушных масс
  • Состояние ВПП

Посадка

Все это оказывает свое воздействие и, может, как притормозить лайнер, так и придать ему небольшое ускорение.

Как именно происходит взлет

Как отмечают специалисты, аэродинамика любого воздушного лайнера характеризуется конфигурацией крыльев самолета. Как правило, она стандартна и одинакова для разных типов самолетов – нижняя часть крыла всегда будет плоской, верхняя – выпуклой. Разница состоит лишь в мелких деталях, и от типа воздушного судна не зависит.

Воздух, проходящий под крылом, не меняет своих свойств. Но тот воздух, который оказывается сверху начинает сужаться. А значит, что сверху проходит меньший объем воздуха. Такое соотношение становится причиной разницы давлений вокруг крыльев лайнера. И именно она формирует ту самую подъемную силу, толкающую крыло вверх, а вместе с ним и поднимающая самолет.

Отрыв самолета от земли происходит в тот момент, когда подъемная сила начинает превышать вес самого лайнера. А это может происходить исключительно с увеличением скорости самого самолета – чем она выше, тем больше повышается разница давлений вокруг крыльев.

У пилота же есть возможность работать с подъемной силой – для этого в конфигурации крыла предусмотрены закрылки. Так, если он их опустит, то они поменяют вектор подъемной силы на режим резкого набора высоты.

Ровный же полет лайнера обеспечивается в том случае, когда соблюдается баланс между весом лайнера и подъемной силой.

Какие типы взлета бывают

Для разгона пассажирского самолета пилотам требуется выбрать специальный режим работы двигателей, называющийся взлетным. Он продолжается лишь несколько минут. Но бывают и исключения, когда рядом с аэродромом располагается какой-то населенный пункт, самолет в таком случае может уходить на взлет в обычном режиме, что позволяет снизить шумовую нагрузку, т.к. при взлетном режиме двигатели самолета очень громко ревут.

Специалисты выделяют два типа взлета пассажирских лайнеров:

  1. взлет с тормозов: имеется в виду, что поначалу самолет удерживается на тормозах, двигатели же переходят на режим максимальной тяги, после чего снимается лайнер с тормозов и начинается разбег
  2. Взлет с небольшой остановкой на ВПП: в такой ситуации лайнер начинает бежать по взлетной дорожке сразу же без какой-либо предварительной перестановки двигателей на требуемый режим. После скорость растет и достигает требуемых сотен километров в час

Взлётная скорость: что на неё влияет

В первую очередь, этот показатель зависит веса (массы) конкретной модели.

Небольшой кукурузник взлетит на сравнительно коротком разгоне. Для отрыва от полосы ему достаточно 100 и даже менее км/час. Тяжёлый же лайнер должен набрать около 280 км/час. Кроме массы важное влияние оказывает ряд других факторов. Перечислим их:

  • Вес машины и груза – чем тяжелее, тем больший разгон необходим.
  • Направление/сила ветра – встречный ветер создаёт дополнительную подъёмную силу, что облегчает взлёт. Попутный ветер – наоборот, снижает подъёмную силу, требует увеличения скорости.
  • Влажность воздуха, наличие осадков, дождя, снега осложняют подъём машины.

Пассажирскому самолёту обычно не требуется набирать более 300 км/ч.

Крыло самолёта

Скорость самолета при взлете и посадке

Особое место в технических характеристиках авиалайнера занимает скорость при взлете и посадке. Не существует единого значения, на которое должны ориентироваться пилоты. Как правило, у тяжелых пассажирских воздушных судов она при взлете обычно выше, поскольку для отрыва от земли им нужна более высокая подъемная сила.

Модель Скорость при взлете, км/ч
Airbus A380 268
Boeing 777 270
Ил 96 250
Ту 154М 210
Bombardier CRJ1000 140

Скорость взлета самолета зависит от многих факторов:

  • Погодные условия (сила ветра, влажность воздуха);
  • Длина взлетной полосы и ее покрытие;
  • Характеристик самолета.

Посадка летательного аппарата – ответственный этап полета. Когда лайнер подлетает к аэродрому, происходит снижение оборотов двигателя и высоты. При достижении взлетно-посадочной полосы самолет касается ее колесами шасси, а затем, двигаясь по ней постепенно, тормозит. Скорость самолета при посадке немного ниже, чем при взлете и обе они заметно отличаются от быстроты движения в полете. В среднем при посадке она составляет 150-220 кмчас.

посадка в аэропорту

В технических характеристиках авиалайнера важное значение имеет дальность полета. На дальнемагистральных маршрутах чаще всего летают самолеты Boing.

На сегодняшний день самый длительный полет составляет около минут между Дохой в Катаре и Оклендом в Новой Зеландии. Рейс выполняется авиакомпанией Qatar Airways. За это время самолет преодолевает 14 535 км. Перелет осуществляется на самолете Boing 777-200LR.

Виды взлета

  • С тормозов. Разгон самолета начинается только после того, как двигатели достигнут установленного режима тяги, а до тех пор аппарат удерживается на месте при помощи тормозов;
  • Простой классический взлет, предполагающий постепенный набор тяги двигателя во время движения самолета по взлетной полосе;
  • Взлет с использованием вспомогательных средств. Характерно для самолетов, несущих боевую службу на авианосцах. Ограниченная дистанция взлетной полосы компенсируется использованием трамплинов, катапультными устройствами или даже установленными на самолет дополнительными ракетными двигателями;
  • Вертикальный взлет. Возможен при наличии у самолета двигателей с вертикальной тягой (пример – отечественный Як-38). Такие аппараты, аналогично вертолетам, сначала набирают высоту с места по вертикали либо при разгоне с очень малого расстояния, а затем плавно переходят в горизонтальный полет.

Рассмотрим в качестве примера фазы взлета турбовентиляторного самолета Боинг 737.

Взлет Boeing 737

Взлет Boeing 737-800

Скорость пассажирского самолета в полете

Итак, средняя скорость современных лайнеров составляет 210-800 километров в час. Но это не максимальное значение.

скорость

Крейсерские и максимальные значения

Ускорение пассажирских лайнеров делится на крейсерское и максимальное. Эта величина никогда не сравнивается со звуковым барьером. С максимальной скоростью пассажиров не перевозят.

Скоростные характеристики различаются в зависимости от модели авиалайнера. Средние значения:

  • Ту 134 — 880 километров в час;
  • Ил 86 — 950 километров в час;
  • Пассажирский Боинг — набирает ускорение с 915 до 950 километров в час.

самолет

Кстати, максимальное значение для гражданского авиатранспорта составляет примерно 1035 километров в час.

Пассажирские лайнеры отличаются невысокими крейсерскими и максимальными скоростями, так что вам не стоит лишний раз волноваться перед предстоящим перелетом!

самолет

Скорость полета пассажирского самолета — краткий справочник:

  • Аэробус A380: максимальная скорость — 1020 км/час, крейсерская – 900 км/час;
  • Боинг 747: максимум – 988 км/час, стандартная при полете – 910 км/час;
  • Ил 96:максимум – 900 км/час, крейсерская скорость – 870 км/час;
  • Ту 154М: максимальная скорость – 950 км/час, средняя – 900 км/час;
  • Як 40: максимум – 545 км/час, а нормальный показатель скорости составляет 510 км/час.

Возможно, вам будет легче разобраться с цифрами благодаря таблице:

таблица

Теперь вы прекрасно ориентируетесь в такой непростой теме, как скорость современных лайнеров!

Взлет пассажирского Boeing 737

Практически каждый гражданский самолет поднимается в воздух по классической схеме, т.е. двигатель набирает нужную тягу непосредственно в самом процессе взлета. Выглядит это следующим образом:

  • Движение самолета начинается после достижения двигателем около 800 оборотов/мин. Летчик постепенно отпускает тормоза, держа при этом ручку управления нейтрально. Разбег начинается на трех колесах;
  • Для начала отрыва от земли Боинг должен приобрести скорость около 180 км/ч. При достижении этого значения пилот плавно тянет ручку, что ведет к отклонению щитков-закрылков и, как следствие, поднятию носа аппарата. Дальше самолет разгоняется уже на двух колесах;
  • С приподнятым носом на двух колесах самолет продолжает разгон до тех пор, пока скорость не достигнет 220 км/ч. При достижении этого значения самолет отрывается от земли.


Взлет Боинга 737

Чтобы точно разобраться, как самолет взлетает и набирает скорость, следует рассмотреть конкретный пример. Для всех пассажирских реактивных самолетов схема взлета и набора высоты одинакова. Разница заключается лишь в достижении величины необходимой скорости взлетающего самолета, что обуславливается весом авиалайнера.

Прежде чем самолет придет в движение, нужно чтобы двигатель достиг необходимого режима работы. Для самолета Боинг 737 это значение составляет 800 оборотов в минуту. При достижении этой отметки пилот отпускает тормоз. Самолет берет разбег на трех колесах, ручка управления находится в нейтральном положении.

Чтобы оторваться от земли, самолет этой модели должен набрать сначала скорость 180 км/ч. На этой скорости возможно поднятие носа летательного аппарата, дальше самолет разгоняется на двух колесах. Для этого пилот плавно опускает управление вниз, в результате щитки-закрылки отклоняются, а носовая часть поднимается вверх. В таком положении самолет продолжает разгоняться, двигаясь по ВПП. Авиалайнер оторвется от земли тогда, когда разгон достигнет 220 км/ч.

Боинг 737

Следует понимать, что это усредненное значение скорости. При встречном ветре скорость меньше, так как ветер способствует более легком отрыву авиалайнера от земли, дополнительно увеличивая подъемную силу.

Разгон самолета усложняется при высокой влажности воздуха и наличии осадков. В этом случае скорость отрыва должна быть больше, чтобы самолет взлетел.

Важно! Решение о том, какую скорость можно считать достаточной для набора высоты принимает пилот, оценив погодные условия и особенности взлетно-посадочной полосы.

Скорость взлета других типовых самолетов

  • Airbus A380 – 269 км/ч;
  • Boeing 747 – 270 км/ч;
  • Ил 96 – 250 км/ч;
  • Ту 154М – 210 км/ч;
  • Як 40 – 180 км/ч.

Взлет Boeing

Приведенной скорости не всегда достаточно для отрыва. В ситуациях, когда сильный ветер дует в направлении взлета аппарата, требуется большая наземная скорость. Или, наоборот – при встречном ветре достаточно меньшей скорости.

Вертикальная скорость самолёта при взлёте

Иначе – скорость набора высоты. Зависит от модели и заданной диспетчером, в зависимости от лётных условий, глиссады (траектории). В среднем реактивный лайнер набирает высоту в километр примерно за минуту (около 15 м/с), а в правилах использования воздушного пространства РФ указано, что данная величина должна составлять “…10 м/с и более”. Если вам интересно, на какую высоту может подняться пассажирский лайнер – предлагаем прочесть эту статью.

Особенности военных самолётов

Истребители, штурмовики, перехватчики не всегда поднимаются с ВПП. Условия их взлёта часто экстремальны. К примеру, он может происходить с палубы корабля, где нет возможности разогнаться до необходимых показателей.

Поэтому военные часто используют дополнительные приспособления, а именно:

  • Катапультное устройство, запускающее самолёт и придающее ему ускорение. При посадке на ограниченном пространстве используются крюки, которыми аппараты цепляются за натянутый поперёк палубы стальной тормозной трос.
  • Дополнительные приспособления, создающие вертикальную тягу. К примеру, это могут быть устройства вентиляторного типа, образовывающие над палубой мощное направленное встречное движение воздуха. Следствием чего является подъёмная сила.

На заметку: тот же воздушный поток используется для посадки.

Видео демонстрирует процесс взлёта и посадки глазами пилотов.

Полёт махины весом в несколько десятков или сотен тонн – сложный процесс. Он зависит от многих факторов, определяется скоростью движения летательного средства. Чем больше масса и сложнее условия, тем большая скорость необходима для отрыва и движения. При особо сложных условиях используются вспомогательные механизмы. Поддержание скорости – один из факторов безопасного полёта.

Сохранить себе эту страницу:


Видео

Когда садится самолет, все решения о необходимости уменьшения скорости принимает пилот. Таким образом, мягкая посадка характеризует профессиональные навыки пилота. Однако следует помнить, что особенности приземления авиалайнера также зависят от ряда климатических факторов и особенностей ВПП.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 18635
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:




С какой скоростью летит пассажирский самолет

Скорость самолета – одна из главных технических характеристик летательного аппарата, влияющих на время полета. По сравнению с другими видами пассажирского транспорта авиалайнер заметно выигрывает.

Именно на нем можно максимально быстро добраться из одной страны в другую и провести отпуск незабываемо. Многим пассажирам интересно узнать, какая скорость пассажирского самолета.

Современные пассажирские самолеты летают со скоростью более 500-800 км/ч. А у сверхзвуковых она достигает 2100 км\час, то есть в 2,5 раза выше.

Однако от использования сверхзвуковых авиалайнеров для перевозки пассажиров отказались по нескольким причинам:

  • Сверхзвуковые лайнеры обладают обтекаемой формой. Для пассажирского судна достичь такой формы практически невозможно.
  • Неэкономный расход топлива, что удорожает полеты и делает их невыгодными для пассажиров.
  • Неспособность многих аэропортов принимать такие воздушные судна.
  • Частое техническое обслуживание.


До недавнего времени существовало два вида сверхзвуковых лайнеров: Ту-144 (СССР) и Конкорд (англо-французский). В настоящее время многие конструкторские бюро трудятся над созданием новых моделей.


Посадка самолета

Посадка – это заключительный этап полета,

от замедления полета воздушного судна до его полной остановки на взлетно-посадочной полосе.

Снижение начинается примерно с 25 м.

Воздушная часть посадки занимает всего несколько секунд.

Посадка самолета осуществляется в 4 этапа

Включает в себя 4 этапа:

На этапе непосредственного приземления и фиксируется посадочная скорость лайнера.

Раз уж мы взяли за пример Boeing 737, то какая скорость при посадке самолета Boeing 737?

Посадочная скорость самолета Boeing 737 составляет 250-270 км/ч.

У Airbus А380 она составит примерно такую же. У более легких моделей
она будет меньше – 200-220 км/ч.
На процесс посадки влияют по сути примерно те же факторы, что и на взлет.

Максимальная и крейсерская скорость пассажирского самолета

Разные модели пассажирского воздушного судна обладают разной максимальной и крейсерской скоростью. Оба этих показателя указаны в его технических характеристиках.

Крейсерская скорость – это движение воздушного судна в режиме постоянного темпа.

В этом режиме полета топливо расходуется минимально при максимальном прохождении отрезка пути. Поэтому ее считают наиболее выгодной при перелете. Крейсерская скорость приближена к максимальной и составляет около 80% от нее. Рассмотрим данные показатели у популярных моделей самолетов.

МодельМаксимальная скорость, км/часКрейсерская скорость, км/час
Airbus A3801020900
Boeing 777945905
Ил 96910870
Ту 154М975900
Bombardier CRJ1000880803

Как видно из таблицы, современные пассажирские лайнеры способны достаточно быстро преодолевать дальние расстояния.

А вот максимальная скорость полета первого пассажирского самолета составляла 105 км\ч. Он назывался Илья Муромец и свой первый полет совершил в 1914 году с 16 пассажирами на борту.

Сейчас эта цифра кажется бесконечно малой по сравнению с современными моделями авиалайнеров. Но кто знает, может через несколько лет, воздушные суда будут летать в разы быстрее. Многие современные корпорации работают над этим вопросом и улучшением технических характеристик летательных аппаратов.


Скорость взлета самолета Боинг 737

Давайте разберемся, с какой скоростью взлетает самолёт. Все зависит от индивидуальных технических характеристик.

Если говорить о Боинге 737, то взлет делится на несколько этапов:

  1. Самолет начинает движение только в тот момент, когда двигатель работает со скоростью 810 оборотов в минуту. После того, как этот показатель достигнут, пилот медленно спускает тормоза и держит рычаг управления на нейтральной отметке.
  2. Набирается скорость при движении воздушного судна на трех колесах.
  3. Лайнер ускоряется до 185 километров в час
    и двигается уже на двух колесах.
  4. Когда ускорение достигает отметки в 225 километров в час
    , судно взлетает.

Перечисленные выше показатели могут незначительно колебаться, поскольку на скорость влияет направление и сила ветра, воздушные потоки, влажность, исправность и качество взлетной полосы и т.д.

Узнать скорость взлета других лайнеров можно из таблицы:

Предлагаем посмотреть это видео с наглядным замером скорости при взлета пассажирского самолета по GPS:

Скорость самолета при взлете и посадке

Особое место в технических характеристиках авиалайнера занимает скорость при взлете и посадке. Не существует единого значения, на которое должны ориентироваться пилоты. Как правило, у тяжелых пассажирских воздушных судов она при взлете обычно выше, поскольку для отрыва от земли им нужна более высокая подъемная сила.

МодельСкорость при взлете, км/ч
Airbus A380268
Boeing 777270
Ил 96250
Ту 154М210
Bombardier CRJ1000140

Скорость взлета самолета зависит от многих факторов:

  • Погодные условия (сила ветра, влажность воздуха);
  • Длина взлетной полосы и ее покрытие;
  • Характеристик самолета.

Посадка летательного аппарата – ответственный этап полета. Когда лайнер подлетает к аэродрому, происходит снижение оборотов двигателя и высоты. При достижении взлетно-посадочной полосы самолет касается ее колесами шасси, а затем, двигаясь по ней постепенно, тормозит. Скорость самолета при посадке немного ниже, чем при взлете и обе они заметно отличаются от быстроты движения в полете. В среднем при посадке она составляет 150-220 км\час.


В технических характеристиках авиалайнера важное значение имеет дальность полета. На дальнемагистральных маршрутах чаще всего летают самолеты Boing.

На сегодняшний день самый длительный полет составляет около 17 часов 40 минут между Дохой в Катаре и Оклендом в Новой Зеландии. Рейс выполняется авиакомпанией Qatar Airways. За это время самолет преодолевает 14 535 км. Перелет осуществляется на самолете Boing 777-200LR.

В этой статье я рассказала, с какой скоростью движется самолет и какова максимальная и средняя скорость пассажирского самолета.

Пожалуйста, оцените, была ли статья вам полезна! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Об авторе: Екатерина

На страницах моего блога вы найдете информацию о местах, где я была, секреты и лайфхаки самостоятельных путешествий.

    Похожие записи
  • Компенсация авиакомпании за задержку рейса самолета: что положено пассажирам
  • Перевозка животных в Аэрофлот
  • Бесплатный провоз багажа отменен. Чем грозит новый закон туристам?

Взлет пассажирского Boeing 737

Практически каждый гражданский самолет поднимается в воздух по классической схеме, т.е. двигатель набирает нужную тягу непосредственно в самом процессе взлета. Выглядит это следующим образом:

  • Движение самолета начинается после достижения двигателем около 800 оборотов/мин. Летчик постепенно отпускает тормоза, держа при этом ручку управления нейтрально. Разбег начинается на трех колесах;
  • Для начала отрыва от земли Боинг должен приобрести скорость около 180 км/ч. При достижении этого значения пилот плавно тянет ручку, что ведет к отклонению щитков-закрылков и, как следствие, поднятию носа аппарата. Дальше самолет разгоняется уже на двух колесах;
  • С приподнятым носом на двух колесах самолет продолжает разгон до тех пор, пока скорость не достигнет 220 км/ч. При достижении этого значения самолет отрывается от земли.

Взлет и посадка самолета – два очень важных составляющих любого перелета. А вы когда-нибудь задавались вопросом – какая скорость самолета при взлете и на какой скорости садится самолет?

Конечно, для любого воздушного судна она не постоянна, а меняется каждую секунду, но мы поговорим о скорости в момент отрыва шасси от взлетно-посадочного поля и их касания в момент посадки.

Что это такое и как вообще он происходит? – это период времени с момента начала выруливания на взлетно-посадочную полосу до выхода на высоту перехода.

Чтобы разогнать пассажирский лайнер, двигатели устанавливают на специальный взлетный режим

. Он длится всего несколько минут.

Иногда устанавливают нормальный режим, если рядом есть какой-либо населенный пункт, чтобы уменьшить шум работы двигателей.

Взлет самолета — это важная составляющая любого полета.

Для пассажирских крупных лайнеров существуют 2 типа взлета:

  1. Взлет с тормозов
    – лайнер удерживают на тормозах, а двигатели выводятся на максимальную тягу, после чего тормоза отпускают, и начинается разбег;
  2. Взлет с небольшой остановкой
    на взлетно-посадочной полосе – разбег начинается сразу, без предварительного выхода двигателей на требуемый режим.

Почему такая разница? Дело в том, что в зависимости от модели воздушного судна, его типа и технических данных она будет отличаться.

Например, при какой скорости взлетает пассажирский самолет? У Airbus А380 и Boeing 747 она примерно одинакова – 270 км/ч.

Но это не значит, что вообще все лайнеры этих двух типов совпадают. Если взять скорость взлета самолета Boeing 737, то она составит только 220 км/ч

Факторы взлета

На процесс взлета любого воздушного судна могут влиять много различных факторов:

  • направление и сила ветра;
  • состояние и размеры взлетно-посадочной полосы;
  • действия мер по уменьшению слышимости шума работы двигателей;
  • давление и влажность воздуха.

И это только самые распространенные из них.

Хотите узнать какой самый быстрый самолет? Тогда прочитайте на эту тему.

Подробная карта Испании с курортами и городами на русском языке

Как-то мы летели в самолете, где на экране в салоне отражалась информация о скорости самолета, высоте полета и погоде за бортом. Было очень познавательно, особенно для ребенка. Поздравляю Вас с наступившим Новым годом и Рождеством! Пусть все получается в этом году.

09.01.2018 в 05:14

Я на таком самолете тоже один раз летала. К сожалению, не на всех самолетах есть экраны.

08.01.2018 в 16:03

Не знала раньше такую информацию, очень интересно было почитать.

09.01.2018 в 05:15

Спасибо. Сейчас самолеты — самый быстрый способ добраться из одной точки в другую.

09.01.2018 в 15:05

Ну я тоже как-то не обращаю внимания на высоту и скорость. Просто смотрю по расписанию время отлёта и прилёта. там ещё есть время в пути — это определяет… Но всё-равно интересно знать на какой высоте ты летишь и с какой скоростью…

11.01.2018 в 01:50

Да, интересно понаблюдать за этими параметрами.

10.01.2018 в 00:22

Я о скорости самолета сразу подумала, когда считала часы в пути: поездом и на самолете. Выбор был очевиден) А к тому же, летать я обожаю)

11.01.2018 в 01:50

Особенно на дальние расстояния самолет выигрывает во времени.

14.01.2018 в 19:08

Спасибо, Екатерина. А я как-то боюсь летать…наверное надо больше информации знать о полетах, что бы не бояться.

16.01.2018 в 09:00

По статистике самолет — самый безопасный вид траспорта. Катастрофы, конечно, случаются, но в авариях погибает людей гораздо больше.

17.01.2018 в 07:43

Интересная информация. Не знал, что существуют сверхзвуковые пассажирские самолеты. К тому же один из них отечественного производства.

29.01.2018 в 19:49

Спасибо. Самолетов много разных и они постоянно совершенствуются.

02.02.2018 в 08:44

Ха, не знаю для чего она нужна, но инфа интересная. Всегда, почему-то казалось что крейсерская скорость у пассажирских самолетов 3-5 тыс. км в час, ан нет…

03.02.2018 в 02:44

Для расширения кругозора нужна)

11.02.2018 в 11:02

Представления мои о скорости движения самолета в воздухе были приблизительными, теперь могу козырнуть своими знаниями

Читайте также: