В японской мифологии бог урожая

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Инари (稲 荷) — японские ками процветания, риса и чая, защитник лисиц. Сложное божество, которому широко поклоняются по всей Японии, Изображается оно по-разному как мужское, женское и андрогинное.

Инари — это японский ками (тип бога или духа в синтоистской религии) процветания, чая, сельского хозяйства (особенно риса), промышленности и кузнечного дела. Сложное многоликое божество, по-разному упоминается как мужское, женское и андрогинное, в зависимости от контекста. Хотя роль богини процветания со временем изменилась, они были популярны по всей Японии более тысячи лет. Инари, пожалуй, наиболее известен из-за их связи с лисами, называемыми кицунэ , которые действуют как посланники божества и получают взамен защиту.

Этимология

Атрибуты

Поскольку Инари стал заметным в Японии до современного периода, когда верования не были единообразными, прихожане стали рассматривать божество по-разному в разных контекстах. Это помогает объяснить, почему люди по-разному рассматривали божество как мужчину, женщину и андрогинного человека. Точно так же обширная его идентичность позволила людям разных верований и практик принять божество, включая буддистов, которые связали Ками с различными сектами и бодхисаттвами. Например, в буддизме Сингон концепция божественного женского начала , дайкинитэн , связана с силой лисиц и, таким образом, с Инари, наделяя ее дополнительными способностями буддизма, такими как очищающий свет, которых нет в традиционных синтоистских изображениях.

инари

Процветание и промышленность

Инари — бог процветания и успеха, что делает его универсальным, что помогает объяснить его популярность в Японии. Это процветание в равной степени относится и к сельскому хозяйству, и к промышленности, учитывая важность божества для мастеров и кузнецов в период Эдо (1600-1868), поскольку в этот период кузнецы стали важной частью японской промышленности и культуры самураев. Это продолжается и в современный период, когда многие компании отдают предпочтение богу покровителю ремесленников; японская косметическая компания Shiseido, основанная почти 150 лет назад и одна из старейших косметических компаний в мире, считает Инари своим божеством-покровителем.

сельское хозяйство

Наиболее распространенная ассоциация с данным божеством — это их отношение к сельскому хозяйству, особенно к рису. В этом контексте люди рассматривают Инари как богиню-женщину, чьи благословения приносят процветание урожаю года. Это распространяется на продукты, изготовленные из сельскохозяйственных культур, такие как саке, японский алкоголь, производимый из ферментированного риса. Популярный рисовый шарик Инаризуси назван в ее честь. Помимо риса, богиню сельского-хозяйства также ассоциируется с чаем, важным продуктом японского общества на протяжении как минимум последней тысячи лет, что ставит ее в центр некоторых из самых известных обычаев Японии.

Мастерство

Самый распространенный и известный символ Инари — лиса или кицунэ . Кицунэ — одно из самых популярных сверхъестественных существ (называемых ёкай ) в японском фольклоре. Это женские духи, которые используют свои хитрости, чтобы помочь или навредить окружающим их людям. Поскольку Инари считается доброжелательной, только полезные кицунэ считаются ее истинными слугами, и они действуют как посланники и защитники. Нанести вред одной из этих лисиц — оскорбление для божества. Многие святыни, посвященные ей, имеют статуи лисиц у ворот ( тории ) или в другом месте за пределами святынь, заменяя статуи львов-собак комаину . В этом контексте божество почти всегда женщина.


Святыни

Святыни Инари (稲 荷 神社, Инари дзиндзя ) отличаются от других японских святынь, отмеченных красными воротами ( тории ), стилизованными статуями лис, красными крышами, белыми лепными стенами и часто множеством торий в ряд. Хотя это наиболее распространенные черты характера, присутствие статуй лисиц является наиболее характерным признаком святилищ, где прихожане часто приносят в жертву рис и саке.


В общей сложности сегодня в Японии находится не менее 2970 святынь Инари, что делает их наиболее распространенными святынями в стране. Самая старая и самая известная из этих святынь — Фусими Инари-тайся, найденная в Киото.

Семья

Учитывая, что Инари — это сразу несколько вещей, включая несколько божеств, трудно определить семью или происхождение. В некоторых сказках бог процветания был женат на богине земледелия Уке Моти , роль которой он взял на себя после смерти Уке Мочи. Однако божество не упоминается в классических источниках японского фольклора и мифологии, что делает происхождение до конца неясным.

Мифология

Несмотря на то , что Инари не фигурирует в классической японской мифологии , он является одним из самых выдающихся божеств в истории Японии.

До периода Эдо

Точное происхождение божества неизвестно, но историки считают, что оно предшествовало приходу буддизма в Японию в шестом веке. Почти сразу после своего появления буддизм быстро связал себя со святынями Инари в то время, когда божество было тесно связан с рисом, сельским хозяйством и чаем. Учитывая важность этих предметов для культуры и экономики Японии, Инари стал известен как бог процветания и успеха. В этот ранний период было установлено поклонение в Фусими в Киото. Некоторые легендарные фигуры, такие как волшебник ( онмёдзи ) по имени Абэ-но Сэймэй, были потомками кицунэ и, таким образом, благословлены Инари.

Японские буддийские секты, такие как Сингон, с самого начала считали Инари своим божеством-покровителем. В период Хэйан (794–1185) фестиваль Инари в Фусими стал заметным фестивалем, соперничая даже с фестивалем Гион, который восходит к 800-м годам и является сегодня самым известным фестивалем в Японии. Имперское покровительство святыням Инари в то время привело к их известности по всей Японии, и эта известность сохранялась даже после того, как политическая власть переходил из рук в руки.

Период Эдо до наших дней

В период Эдо поклонение Инари стало меняться, сохранив их популярность. Хотя самураи правили в Японии примерно предыдущие пять веков, рост кузнецов и оружейников во время сёгуната Токугава сделал металлообрабатывающую промышленность мощной. Поскольку в этот период японская валюта изменилась с рисовой на золотую, роль Инари как ками процветания и успеха означала, что их влияние и поклонение перешли на деньги, процветание и кузнечное дело. Поэтому Инари стал божеством-покровителем кузнецов и мечников, защитником как воинов, так и торговцев. Однако их отношения с сельским хозяйством и чаем не изменились, в результате чего Инари стал ками, связанным как с этими старыми, так и с новыми владениями.

После окончания Второй мировой войны ками процветания оставался невероятно популярным божеством. Хотя государственный синтоизм распустили в 1945 году, его святыни сохранились и остаются наиболее распространенным типом святынь в Японии. Корпорации по-прежнему ищут благословения в них, когда они открывают новый бизнес, поэтому божество ассоциируется не только с корпоративным успехом, но и с общим процветанием отдельных лиц, сообществ и страны в целом.

Другая мифология

Известность Ками за такой долгий период сделала их довольно сбивающим с толку объединением божеств. Оно часто является единичным божеством, но иногда их представляют в виде трех разных божеств ( санза ) или даже пяти разных божеств ( гоза ). Личность этих других божеств сильно различается в зависимости от святилища, но они включают таких, как Уке Моти, Идзанаги , Идзанами и другие божества сельского хозяйства, процветания, созидания и порядка. Это привело к тому, что люди стали называть Инари разными именами.

В буддизме Инари наиболее тесно связан с Дакинитен (индийская Дакини, божественный женский дух в буддизме Ваджраяны) и Бензайтен (японская версия индийского Сарасвати), одним из семи богов удачи . В этих формах Инари женственна.

Как бог (десс) земледелия, Инари похож на Деметру и Диониса из греческой мифологии и на норвежскую богиню Фрейю .

Поп-культура

Инари и их связь с кицунэ сделали их выдающимся божеством в японской поп-культуре:


Бог морского берега. Считается прародителем племени Азуми.



Богиня-солнце, одно из главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто, согласно синтоистским верованиям, прародительница японского императорского рода.



Ками, мужское божество, сын бога Когото-мусуби-но ками.

Амэ-но коянэ-но микото является одним из божеств, которым поклоняются в синтоистском святилище Касуга-тайся, в японском городе Нара. Согласно преданиям, Амэ-но коянэ-но микото считается священным предком аристократического рода древней Японии Фудзивара.


В японской мифологии — фея луны, богиня счастья, любви и радости. Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. По этому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей с веерами или держащей в руках актерскую маску.


Бог богатства и процветания, изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском доспехе. Он не только бог-воин, но защитник в широком смысле, и является покровителем военных, врачей и юристов. Первоначально бог индуизма и буддизма, Вайшраваны.


Богиня удачи (особенно на море), мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям, изображается в виде девушки с бива — национальным японским инструментом. Первоначально богиня индуизма и буддизма, Сарасвати.


Покровитель крестьян, бог богатства, изображается с молотом, исполняющим желания, и мешком риса. Первоначально был божеством тантрического буддизма, Махакалой. Из Китая был завезён в Японию.


Бог долголетия, изображается в виде старика с посохом-сяку, к которому прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой или оленем. Иногда изображается пьющим саке. Его прототипом считается даос-отшельник, согласно легенде искавший и нашедший эликсир бессмертия.


Идзанаги-но микото — в синтоизме бог творения, супруг богини Идзанами.



Синтоистское божество изобилия, риса (и злаковых культур вообще), лис, промышленности, житейского успеха, одно из основных божеств синтоизма. Инари может изображаться в образе мужчины, женщины, либо андрогина.

Роль посланников Инари выполняют лисы — кицунэ.


Также называемый Кагуцути-но ками (迦具土の神), Хи-но кагуцути (火之迦具土), или Хомусуби (火産霊), является ками огня в японской мифологии.


Одно из божеств синтоизма. Согласно Нихон сёки, первый ками родившийся после разделения неба и земли.



Главное божество племенного союза Идзумо. После того как союз был подчинен правительством Ямато, Окунинуси был включен в мифологию синто как божество, изначально управлявшее Японией, но уступившее свои земли божеству Ямато, Аматэрасу. Также известен под именами Оонамудзи, Асихарасикоо, Ятихоко и Уцусикунидама.

Японские боги и будды

Богиня Аматэрасу. Аматэрасу о-миками – “Великая богиня, освещающая землю”, богиня Солнца. Считается священным предком японских императоров (прапрабабушкой первого императора Дзимму) и верховным божеством синтоизма. Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского пола “Аматэру митама”Дух, сияющий в небе”. Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах (VII век) – “Кодзики” и “Нихон сёки”. Ее главное святилище “Исэ дзингу” основано в самом начале истории страны в провинции Исэ. Верховной жрицей культа Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.

Святилище Аматэрасу

Святилище Аматэрасу:

Бог Цукиёси. Бог Луны, младший брат богини Аматэрасу. После того, как он убил за непочтительность богиню еды и посевов Укэ-моти, Аматэрасу не хотела его больше видеть. Поэтому Солнце и Луна никогда не встречаются на небе.

Идзанами и Идзанаги. Первые люди и, одновременно, первые ками. Брат и сестра, муж и жена. Породили все живое и существующее. Аматэрасу, Сусаноо-но-Микото и Цукиёси – дети, порожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини Идзанами в Подземное Царство и их ссоры. Сейчас Идзанами почитается как богиня смерти.

Царь Эмма. Санскритское имя – Яма. Бог загробного мира, решающий судьбу всех существ после их смерти. Путь в его царство лежит либо “через горы”, либо “вверх, в небеса”. В его подчинении находятся армии духов, одна из задач которых – приходить за людьми после смерти.

Бог Райдзин. Бог грома и молнии. Обычно изображается окруженным барабанами (тайко) и бьющим в них. Таким образом он создает гром. Иногда он также изображается в облике ребенка или змеи. Кроме грома, Райдзин также отвечает за дождь.

Бог Фудзин. Бог ветра. Обычно изображается с большим мешком, в котором он носит ураганы.

Бог Суйдзин. Бог воды. Обычно изображается в облике змеи, угря, каппы или водяного духа. Поскольку вода считается женским символом, женщины всегда играли главную роль в почитании Суйдзина.

Бог Тэндзин. Бог учения. Изначально почитался как бог неба, но в настоящее время почитается как дух ученого по имени Сугавара Митидзанэ (845-943). По вине придворных интриганов он впал в немилость и был удален от дворца. В изгнании он продолжал писать стихи, в которых уверял в своей невиновности. После смерти его разгневанный дух сочли ответственным за целый ряд несчастий и катастроф. Чтобы успокоить разбушевавшегося ками, Сугавара был посмертно прощен, повышен в придворном звании и обожествлен. Тэдзин особо почитается в святилище Дадзайфу Тэммангу в префектуре Фукуока, а также в своих храмах по всей Японии.

Бог Тосигами. Бог года. В некоторых местах почитается также как бог урожая и вообще сельского хозяйства. Тосигами может принимать вид старика и старухи. Молитвы Тосигами возносятся в канун Нового Года.

Бог Хатиман. Бог военного дела. Под этим именем почитается обожественный император Одзин. Хатиман особо почитается в святилище Уса Натимангу в префектуре Оита, а также в своих храмах по всей Японии.

Богиня Инари. Богиня изобилия, риса и вообще злаковых культур. Часто почитается в облике лисицы. Инари особо почитается в святилище Фусими Инари Тайся, а также в своих храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в мужском варианте, в облике старика.

Семь богов Удачи (Ситифуку-дзин). Семь божественных существ, приносящих удачу. Их имена: Эбису (покровитель рыболовов и торговцев, бог удачи и трудолюбия, изображается с удочкой), Дайкоку (покровитель крестьян, бог богатства, изображается с молотом, исполняющим желания, и мешком риса), Дзюродзин (бог долголетия, изображается в виде старика с посохом-сяку, к которому прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой или оленем, иногда изображается пьющим саке), Фукурокудзин (бог долголетия и мудрых поступков, изображается в виде старика с огромной остроконечной головой), Хотэй (бог сострадания и добродушия, изображается в виде старика с большим животом), Бисямон (бог богатства и процветания, изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском доспехе), Бэнтэн (или Бэндзайтэн, богиня удачи (особенно на море), мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям, изображается в виде девушки с бива – национальным японским инструментом). Иногда к ним причисляют и Кисидзётэн – сестру Бисямона, изображаемую с бриллиантом в левой руке. Почитаются как все вместе, так и по отдельности. Перемещаются они на чудесном Корабле Сокровищ, доверху наполненном всякими богатствами. Их культ очень важен в повседневной жизни японцев.

Четыре Небесных Царя (Си-Тэнно). Четыре божества, охраняющие стороны света от вторжения демонов. Они живут во дворцах, расположенных в горах на краях Земли. На востоке – Дзигоку, на западе – Дзотё, на юге – Комоку и на севере – Бисямон (один из семи богов Удачи).

Повелитель Драконов Риндзин. Самый сильный и богатый из всех драконов, живет в огромном хрустальном дворце на дне океана, наполненном всяческими богатствами. Он – самое богатое существо в мире. Риндзин почитается как бог морей и океанов под именем Уми но Ками.

Есть легенды о том, что Риндзин часто посещал мир людей в человеческом облике, оставив после себя множество детей – прекрасных юношей и девушек с зелеными глазами, длинными черными волосами и способностями к магии.

Японские боги и будды

Святые буддизма

Будда Шакьямуни. Или просто Будда. Именно в этом перерождении Будда познал Истину и создал свое учение. Учение Будды (буддизм) – важнейшая часть японской культуры.

Будда Мироку. Санскритское имя – Матрейя. Будда будущего. Когда он спустится на Землю, наступит Конец Света.

Будда Амида. Санскритское имя – Амитабха. Главный объект поклонения одной из ветвей северного буддизма – амидаизма. Будда Западного Края. Согласно легенде, в одном из своих перерождений он, постигнув учение Будды и изучив множество земель и стран, дал 48 обетов, один из которых был построить для всех, обратившихся к нему за помощью, СтрануЧистой Земли (“Дзёдо”) на Западе – лучший в мирах край для жизни людей, своего рода буддийский Рай. Через множество новых перевоплощений он исполнил этот обет. Его любимое животное – белый Лунный Кролик (“Цуки но усаги”).

Бодхисаттва Каннон. Другое произношение имени – Кандзэон, санскритское имя – Авалокитешвара (“Внимающий звукам мира”). Бодхисаттва сострадания, давший клятву спасать везде и всюду живые существа, и за это получивший возможность проявляться в тридцати трех обликах”. Ближайший сподвижник Амиды. В Китае и Японии почитается в женском облике. В Индии и Тибете – в мужском облике (Далай-лама считается его воплощением). В японском христианстве в XVI веке отождествлялась с девой Марией. Управляет миром животных. Часто изображается с множеством рук – символом возможности спасать неисчислимые множества существ.

Бодхисаттва Дзидзо. Считается покровителем детей и мучающихся в аду, а также путешественников. Маленькие статуи Дзидзо часто ставят у дороги, и на шею им иногда повязывают кусок материи в знак жертвоприношения.

Пять будд сострадания (Го-Ти). Именно эти пять божественных существ больше всего помогают людям в достижении Нирваны. Их имена: Якуси, Тахо, Дайнити, Асукуки и Сяка.

Двенадцать богов-хранителей (Дзюни-Дзинсё). Двенадцать богов-охранников великого Якуси-Нёрая – Лекаря Душ в буддийской мифологии. Их число соответствует числу месяцев, а потому родившиеся в соответствующий месяц часто считают себя под покровительством соответствующего божества.

Патриарх Дарума. В России Дарума известен как Бодхидхарма, создатель школы Дзэн и основатель китайского монастыря Шаолинь – будущего центра боевых искусств. Его самоотверженность в достижении избранной цели вошла в поговорку. Согласно легенде, когда его веки от долгого неподвижного сидения в позе медитации стали слипаться, он их вырвал, негодуя на свою слабость.

В Японии есть такой обычай: когда начинаешь делать сложное дело (или просишь у богов чуда), покупаешь статуэтку Дарумы и закрашиваешь ей один глаз, а когда заканчиваешь дело (или получаешь просимое) – второй глаз.

Аматэрасу о-миками - "Великая богиня, освещающая землю", богиня Солнца. Считается священным предком японских императоров (прапрабабушкой первого императора Дзимму) и верховным божеством синтоизма. Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского пола "Аматэру митама" - "Дух, сияющий в небе". Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах (VII век) - "Кодзики" и "Нихон сёки". Ее главное святилище "Исэ дзингу" основано в самом начале истории страны в провинции Исэ. Верховной жрицей культа Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.

user uploaded image

user uploaded image

Бог Луны, младший брат богини Аматэрасу. После того, как он убил за непочтительность богиню еды и посевов Укэ-моти, Аматэрасу не хотела его больше видеть. Поэтому Солнце и Луна никогда не встречаются на небе.

user uploaded image

Идзанами и Идзанаги.

Первые люди и, одновременно, первые ками. Брат и сестра, муж и жена. Породили все живое и существующее. Аматэрасу, Сусаноо-но-Микото и Цукиёси - дети, рожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини Идзанами в Подземное Царство и их ссоры. Сейчас Идзанами почитается как богиня смерти.

user uploaded image

Санскритское имя - Яма. Бог загробного мира, решающий судьбу всех существ после их смерти. Путь в его царство лежит либо "через горы", либо "вверх, в небеса". В его подчинении находятся армии духов, одна из задач которых - приходить за людьми после смерти.

user uploaded image

Бог грома и молнии. Обычно изображается окруженным барабанами (тайко) и бьющим в них. Таким образом он создает гром. Иногда он также изображается в облике ребенка или змеи. Кроме грома, Райдзин также отвечает за дождь.

user uploaded image

Бог ветра. Обычно изображается с большим мешком, в котором он носит ураганы.

user uploaded image

Бог воды. Обычно изображается в облике змеи, угря, каппы или водяного духа. Поскольку вода считается женским символом, женщины всегда играли главную роль в почитании Суйдзина.

user uploaded image

Бог учения. Изначально почитался как бог неба, но в настоящее время почитается как дух ученого по имени Сугавара Митидзанэ (845-943). По вине придворных интриганов он впал в немилость и был удален от дворца. В изгнании он продолжал писать стихи, в которых уверял в своей невиновности. После смерти его разгневанный дух сочли ответственным за целый ряд несчастий и катастроф. Чтобы успокоить разбушевавшегося ками, Сугавара был посмертно прощен, повышен в придворном звании и обожествлен. Тэдзин особо почитается в святилище Дадзайфу Тэммангу в префектуре Фукуока, а также в своих храмах по всей Японии.

user uploaded image

Бог года. В некоторых местах почитается также как бог урожая и вообще сельского хозяйства. Тосигами может принимать вид старика и старухи. Молитвы Тосигами возносятся в канун Нового Года.

user uploaded image

Бог военного дела. Под этим именем почитается обожественный император Одзин. Хатиман особо почитается в святилище Уса Натимангу в префектуре Оита, а также в своих храмах по всей Японии.

user uploaded image

Богиня изобилия, риса и вообще злаковых культур. Часто почитается в облике лисицы. Инари особо почитается в святилище Фусими Инари Тайся, а также в своих храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в мужском варианте, в облике старика.

user uploaded image

Семь богов Удачи (Ситифуку-дзин).

Семь божественных существ, приносящих удачу. Их имена: Эбису (покровитель рыболовов и торговцев, бог удачи и трудолюбия, изображается с удочкой), Дайкоку (покровитель крестьян, бог богатства, изображается с молотом, исполняющим желания, и мешком риса), Дзюродзин (бог долголетия, изображается в виде старика с посохом-сяку, к которому прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой или оленем, иногда изображается пьющим саке), Фукурокудзин (бог долголетия и мудрых поступков, изображается в виде старика с огромной остроконечной головой), Хотэй (бог сострадания и добродушия, изображается в виде старика с большим животом), Бисямон (бог богатства и процветания, изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском доспехе), Бэнтэн (или Бэндзайтэн, богиня удачи (особенно на море), мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям, изображается в виде девушки с бива - национальным японским инструментом). Иногда к ним причисляют и Кисидзётэн - сестру Бисямона, изображаемую с бриллиантом в левой руке. Почитаются как все вместе, так и по отдельности. Перемещаются они на чудесном Корабле Сокровищ, доверху наполненном всякими богатствами. Их культ очень важен в повседневной жизни японцев.

user uploaded image

Четыре Небесных Царя (Си-Тэнно).

Четыре божества, охраняющие стороны света от вторжения демонов. Они живут во дворцах, расположенных в горах на краях Земли. На востоке - Дзигоку, на западе - Дзотё, на юге - Комоку и на севере - Бисямон (один из семи богов Удачи).

user uploaded image

Повелитель Драконов Риндзин.

Самый сильный и богатый из всех драконов, живет в огромном хрустальном дворце на дне океана, наполненном всяческими богатствами. Он - самое богатое существо в мире. Риндзин почитается как бог морей и океанов под именем Уми но Ками.

Есть легенды о том, что Риндзин часто посещал мир людей в человеческом облике, оставив после себя множество детей - прекрасных юношей и девушек с зелеными глазами, длинными черными волосами и способностями к магии.

Читайте также: