В тундре много различных мхов и

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

В данном уроке раскрыт материал о природе зоны тундры, климатических условиях и занятости людей.

ВложениеРазмер
prirodnye_zony.tundra.docx 33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира по теме:

Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундре;

познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;

развивать культуру поведения, умение работать в парах, группах.

Формируемые УУД: познавательные : самостоятельно находить информацию в материалах учебника, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы;

коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач;

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

II. Проверка знаний.

1. Блиц-опрос +Индивидуальная работа по карточкам.

  • Какую большую тему мы начали изучать? (Природа России)
  • Что по этой теме узнали?
  • Моря каких океанов омывают Россию? Показ на карте (учебник с. 72-73)
  • Как называется самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
  • Мы начали знакомиться с природными зонами России. С какой самой холодной природной зоной России мы познакомились на прошлом уроке?

Покажите эту зону на карте. Проверим, как вы усвоили материал.

2. Индивидуальная работа по карточке.

- Вставь вместо точек географические названия.

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади …(Северного Ледовитого) океана с морями и островами. Солнце отправляет на эту зону …(косые лучи.) Оно …(светит) , но не …(греет).Зимой в Арктике … (полярная ночь).Темноту освещают луна, звезды и …(северное сияние). Дуют сильные…(ветры). Температура воздуха опускается до… (- 60 0 градусов). Летом наступает…( полярный день).

1 . Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Атлантического океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.

в) заповедные условия.

3. В ледяной зоне растут…
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;

4.В Арктике обитают животные…
а) волки, белые медведи, рыси;
б) моржи, тюлени, белые медведи.

5.Скопления птиц в Арктике называются
а) птичьи базары ;
б ) птичьи рынки;

6.Арктический заповедник расположен на:
а) остров Врангеля ;
б) Земле Франца Иосифа;
в) Северной Земле.

7 . Территория Арктики:

а) плотно заселена людьми;

б) не пригодна для жилья людей;

в) не имеет коренного населения.

5 . Подведение итогов проверки домашнего задания. Зачитать 1 работу по карточке…

- Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной? (Нет. Несмотря на суровые условия, там живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаляться.

- Что вы узнали о людях, которые работают в Арктике?

- Кто из вас хотел бы там работать? Что вас привлекло?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд)

III. Самоопределение к деятельности

1. Разгадывание кроссворда

Новая природная зона приглашает вас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать:

Вопросы к кроссворду:

  1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)
  3. Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)
  4. Арктика- царство снега и … (Льда)
  5. Растения, живущие в толще воды (Водоросли)
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (Сайка)

Ключевое слово: Тундра

Молодцы! Вы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять предложенные учителем задания, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы…)

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

IV. Открытие нового знания

Итак, тема нашей экспедиции на уроке – тундра.

  1. В течение урока мы должны будем ответить на следующие вопросы. (Учитель вывешивает на доску или открывает заранее написанные на доске вопросы).
  • Где расположена зона тундры?
  • Каковы особенности неживой природы в этой зоне?
  • Как эти особенности влияют на животный и растительный мир?
  • Как связаны друг с другом человек и тундра?
  1. Послушайте загадку о новой природной зоне.

Много рыбы у нее,
Много зверя у нее.
Не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает.

4. Путешествие наше планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут ботаники, зоологи и экологи , которые побывали в тундре в составе научно-исследовательских экспедиций.

5. Подбор одежды

А теперь, оценив расположение тундры, подумайте, как одеться в экспедицию. Работа в парах.

У вас на парте есть карточки с названием одежды (меховая куртка , валенки, босоножки, туфли, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы , меховая шапка, джинсы, шорты, сапоги), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– С чем это связано?

– Да тундра – очень холодная зона.

6. Рассказ учителя . (слайды)

Земля проморожена на глубину до 500 метров. Солнце здесь поднимается выше, чем в Арктике, поэтому лето более длинное – 2-3 месяца. Днём температура в летний день бывает от 10 до 15 градусов. Верхний слой земли прогревается и оттаивает, но не более, чем на полметра. Кругом образуются небольшие болотца и озерки, потому что вода не просачивается в мёрзлую почву.

Учитель: Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год, лето короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует вьюга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нем можно ходить не проваливаясь. А под снегом замерзшая земля. Даже летом она оттаивает на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Про тундру говорят, что она делится на две части: снежную и мокрую. Снежная часть – понятно. А почему мокрая?

  1. Вывод слайд
  • Низкие температуры
  • зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
  • многолетняя мерзлота
  • лето – 2-3 месяца
  • полярные день и ночь
  • болота, мелкие озёра
  1. Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях. Включаются в работу ботаники.

Учитель. Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?

Ученики. Растительный мир беден.

Ученики. Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.

Учитель. Какая у них наземная часть? Почему?

Ученики. Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.

Учитель. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые.

9. Слово ботанику .

О растительном мире начнет рассказывать…

  • Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются.

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, все оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.

  • Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений мох или ягель.

Ягель имеет беловатую окраску. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькое деревце или кустарник. Ягель – пища для оленей. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

Учитель: В тундре много различных мхов. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

– Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

– Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

  • Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. Сравните.
  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота,
  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры,
  • короткий период цветения и созревания плодов,
  • мелкие листья.

11. Слово зоологам. Животный мир

Учитель. Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

Ученики. В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.

  • Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, журавли, кулики. Здесь они выводят птенцов. Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Учитель. Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира?

Ученики. У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.

V. Закрепление . Вы внимательно прослушали рассказы детей.

– Отгадайте загадки народов Севера

От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… (олень).

Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?
(Белая куропатка)

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит. (Сова)

VI. Тундра и человек.

Учитель. Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное.

– В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

(По ходу рассказа ребята демонстрируют фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей)

– Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается , растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает , потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:

  • белый журавль или стерх,
  • малый или тундровый лебедь,
  • краснозобая казарка, кречет.

Все они внесены в красную книгу России.

В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом.

IV. Закрепление изученного материала.

Подошла к концу наша экспедиция и пришло время обобщить полученные вами сведения.

Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – задания повышенной сложности;

Зеленые - средней сложности;

Желтые - для тех, кто слабо усвоил материал.

Учащиеся выбирают любую карточку и выполняют задание. ( 2 оставшиеся карточки из набора ребята могут взять домой, чтобы выполнить задание)

Вставить пропущенные слова в текст, используя учебник с.84 - 94

  • Природные условия тундры менее суровы, чем …
  • В тундре много различных мхов и …
  • Кроме того здесь растут …, …, …, …
  • Растения тундры …, многие стелются по земле.
  • В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …, …, …
  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
  • Самым главным животным тундры является северный …
  • Основное занятие населения тундры – …

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы познакомились с удивительным краем – тундрой. Понравилась вам экспедиция?

Что понравилось? Что заинтересовало?

1.Повторить материал с.84-94, выполнить задания в рабочей тетради, с. 7-8.

2.Кто выполнял задание на карточке, где красный кружок, составить 2-3 цепи питания, характерные для тундры.

1. Используя карту в учебнике, обозначьте на контурной карте (с. 42—43) зону тундры (закрасьте соответствующим цветом). Проверьте друг друга. Результаты работы представьте классу. Оцените работу других ребят.

Послушай и оцени рассказы других ребят. Задай им вопросы или дополни их рассказы.

Морошку, голубику и бруснику можно узнать по форме и цвету ягод.
Морошка похожа на малину, цвет у нее оранжевый и растет она по одной ягодке.
Голубика напоминает лесную чернику, ее ягодки вытянутые. Ягодки голубики темно-синего цвета.
Брусника растет кустарником, правда очень мелким. Ягодки брусники красные и блестящие.

4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей картинки.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.
Ягель – северный олень – волк.
Растения – лемминг – белая сова.

Дома на основе предложенной тобой схемы изготовь модель. Представь её классу.



Лемминги живут в суровых условиях арктических и субарктических тундр. Любят тундры с карликовыми березами и ивами, каменистые тундры, места водоразделов, заболоченные земли.
Лемминги очень активные зверьки. Они травоядны и предпочитают коренья, ягодки, зерна, побеги. Опасность их жизни представляют песцы, полярные лисы, совы, канюки.
Живут эти животные по одиночке. Каждый защищает свою территорию сам. Являются большой помехой для фермеров, имеющих коров, овец, так как поедают мхи и свежие травы, которыми кормится крупнорогатый скот.
В зимнее время лемминги делают гнезда под снежным покровом. Питаются остатками растений, что спрятаны под снегом. Некоторые особи создают специальные хранилища возле гнезд. Искать пропитание выходят в ночное время, поэтому часто становятся пищей совы полярной.

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны тундры

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Тундра — это холодная безлесная равнина. Природные условия тундры. Растительный и животный мир. Охрана природе тундры.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны тундры. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зо­ной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тунд­ре, приготовься рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографию и представь себе тундру. Чем она отличается от арктической пус­тыни? Опиши тундру по фотографии


Найди тундру на карте природных зон. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать на карте эту природную зону.

Изучение нового материала

ХОЛОДНАЯ БЕЗЛЕСНАЯ РАВНИНА

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль бере­гов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток — холодная безлесная равнина.

Зима в тундре долгая (7—8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы при­мерно два месяца длится полярная ночь. Лето

короткое, прохладное. И хотя наступает поляр­ный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры. Зимой по многу дней свирепствует пурга.

За короткое лето поверхность тундры оттаива­ет на небольшую глубину. Ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не от­таивает. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой темпе­ратуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр. Почва тундры бедна перегноем

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения тундры. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в тундре. Проверьте себя по тексту учебника

123

1. Моррошка 2. Капликовая берёза 3. Полярная ива

2.По рисунку учебника (с. 86 — 87) познакомь­тесь с животным миром тундры. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.


1. Кречет. 2. Лебеди. 3. Северные олени. 4. Серые гуси. 5. Серые журавли. 6. По­лярная сова. 7. Песец. 8. Комар, его личин­ка (а) и куколка (б). 9. Кулик. 10. Поляр­ная ива. 11. Лемминг. 12. Белая куропатка (в летнем оперении). 13. Морошка. 14. Го­лубика. 15. Брусника.

ЖИЗНЬ В ТУНДРЕ

Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но всё-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на ягель, или олений мох. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей
для северных оленей.

В тундре очень много и настоящих мхов. Кроме того, здесь растут морош-
ка, голубика, брусника. Удивительны карликовая берёза и полярная ива. Растения
тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов
и ветров.

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образо­вать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю

Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остат­ков растений).

На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птен­цов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие

птицы — белая куропатка и белая сова — по­стоянно живут в тундре

Белая куропатка — растительноядная птица. Ле­том её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перь­ями до самых когтей. Это защищает их от хо­лода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая, или полярная, сова — птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плот­ное и хорошо защищает от ледяных ветров. На 'брюхе и лапах очень густые длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток, а осо­бенно на грызунов — леммингов. Эти зверьки зимой не впадают в спячку

От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей — песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, по­томство у сов и песцов большое и всем малы­шам хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение

Замечательный обитатель тундры — дикий се­верный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта. Подумай, какое значение это имеет для жизни оленя в тундре. Проверь себя на «Страничках для самопроверки

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и да­же от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбивших­ся от стада животных.

ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие се­верных народов — оленеводство. Оленеводы раз­водят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещают­ся по тундре. Ездят л(Ъди на оленьих упряжках.


В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Рассмотрим эколо­гические проблемы, которые здесь возникли

Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы на­рушается, растения погибают. Для их восстанов­ления природе требуются годы. Необходимо за­щитить тундру от вредного действия транспорта.

Во время добычи нефти окружающая мест­ность нередко подвергается сильному загрязне­нию. Очень важно не допускать загрязнения тундры.

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоня­ют с одного пастбища на другое. В результате ценнейшие пастбища нередко погибают. Оленьи пастбища в тундре нуждаются в охране

Большой вред животному миру тундры нано­сит и незаконная охота — браконьерство. Необ­ходимо защитить животный мир тундры, не до­пускать его обеднения.

Как же охраняют природу тундры? Движение вездеходов и тракторов во многих местах за­прещено.

Для перемещения по тундре надо использо­вать транспорт на особых шинах (их называют шинами сверхнизкого давления). Они почти не оставляют следов. На нефтепромыслах внедряют новые технологии, безопасные для окружающей среды



Под особую охрану взяты редкие животные, например птицы белый журавль, или стерх (1); малый, или тундровый, лебедь (2); красно- зобая казарка (3); кречет (4). Они внесены в Красную книгу России. Замечено, что в по­следние годы благодаря охране численность малого лебедя начала восстанавливаться.

В тундре созданы заповедники, например Тай­мырский

Природа тундры сурова, но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом

Осмысление и понимание полученных знаний

1.Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?

2.Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это при­водит? Что нужно сделать, чтобы этого не до­пускать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Покажи на карте зону тундры. 2. Дай крат­кую характеристику зоны тундры по плану, при­ведённому на с. 71.

Тундра — это холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь. Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях. Поэтому здесь богаче растительный и животный мир. К природе тундры люди должны относиться очень бережно!

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе тунд­ру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры

Природная зона тундры

Источники информации:

Растения тундры

Тундра – природная зона, расположенная за Северным полярным кругом, выше зоны тайги. Это суровый холодный край. Зима здесь длится не менее 8 месяцев и сопровождается сильными ветрами (до 40 м/с) и низкой температурой воздуха (до -50 °С). Осадков выпадает немного, но поскольку испаряемость низкая, местность заболочена. Лето здесь короткое и прохладное: даже в июле средняя температура не превышает +10 °С. Продолжительность вегетационного периода, за исключением южных областей тундры, составляет всего 2-2,5 месяцев. Какие же растения могут жить в таких суровых условиях? Как они приспособились к жизни в тундре? Есть ли у них особые свойства? Ответы на эти вопросы вы узнаете из этой статьи.

Адаптация растений к суровым условиям

Своеобразие природных условий тундры заключается в следующем.

  1. Вечная мерзлота, недостаток тепла

Мощность вечной мерзлоты в тундре огромна. В районе Воркуты она, например, колеблется от 80 до 130 м. За короткое лето оттаивает лишь 0,3-1 м верхнего слоя почвы. Слабая теплопроводная способность местной дерновины и наличие вечной мерзлоты задерживает летом прогрев оттаявшего грунта.

По этой причине корни тундровых растений в основном располагаются горизонтально и не проникают в почву глубже, чем на 50-60 см.

  1. Заболоченность и недостаток влаги

В тундре много воды, высокая влажность почвы и воздуха. Обилие воды не является результатом выпадения интенсивных осадков, их здесь выпадает немного, обычно не более 250 мм в год — столько же, сколько в полупустынях и сухих степях. Т.е. тундра по количеству осадков относится к самым сухим ландшафтам. А обилие влаги – следствие слабой испаряемости, что, в свою очередь, объясняется малым количеством тепла.

Недостаточное снабжение растений влагой при низких температурах почвы, наряду с высоким содержанием воды в моховой подстилке приводит к так называемой физиологической сухости, когда при низкой температуре корни растений функционируют слабо и всасывают мало воды.

Холодный климат и дефицит влаги приводит, с одной стороны, к миниатюризации растений – замене древесных растений на карликовые кустарники. С другой стороны, у растений вырабатываются ксероморфные черты: толстая кутикула, восковой налет, малая величина листовых пластинок – все, что уменьшает испарение влаги через устьица.

В летний период растения в тундре развиваются в условиях особого светового режима. Солнце поднимается невысоко над горизонтом, но зато на протяжении двух месяцев светит 24 часа в сутки. При таком световом режиме растения даже за короткий период вегетации успевают получить достаточно много света. Причем вследствие большой прозрачности атмосферы интенсивность света здесь довольно высока. Летом это приводит к интенсивному прогреву листвы растений в приземном слое воздуха.

Для уменьшения перегрева растения выработали ряд адаптационных приспособлений: блестящая поверхность листьев, сильная опушенность, листья часто скручены в трубочку, а устьица расположены на нижней стороне листа.

Для тундры характерны сильные ветры и неглубокий (не более 20-40 см) снеговой покров.

Чтобы защитить себя от ветра и морозов, растения образуют скопления, растут вплотную друг к другу. А благодаря своей низкорослости, они лучше используют тепло приземного слоя воздуха и предохраняют себя от излишнего испарения, вызываемого сильными ветрами.


Общая характеристика растений тундры

Высшие растения здесь в подавляющем большинстве являются многолетниками, т.к. из-за короткого лета однолетние не способны давать зрелые семена.


Большинство растений тундры низкорослы или распластаны по земле, а их корневая система разрастается преимущественно в горизонтальном направлении и почти не идет вглубь почвы.

Для этой природной зоны характерны растения с листьями, собранными в прикорневую розетку, ползуче кустарники и кустарнички (последние отличаются меньшими размерами). Некоторые из кустарников и кустарничков — вечнозеленые (брусника, водяника и др.), другие сбрасывают листья на зиму (карликовая березка, арктическая ива, голубика и др.).

Голубика

Огромную роль в растительном покрове тундры играют мхи и лишайники. Строго говоря, лишайники не являются ни растениями, ни животными. Это партнерство двух различных организмов – гриба и определенного вида водорослей. Для жизни и роста лишайникам нужно следующее: неповрежденная поверхность, чистый воздух и много времени. Две самые распространенные арктические формы – это накипные лишайники и ягель (олений мох).

Олений мох

Издалека ягель похож на светлую губчатую массу, растущую на поверхности земли. При близком рассмотрении можно увидеть, что он состоит из полых стеблей, которые разветвляются в форме маленьких рогов.

Летом тундра ярко цветет: полярный мак, камнеломки, горец живородящий, синюха, мытник Эдера, дикий лук, рододендрон, иван-чай, родиола розовая, дриада (куропаточья трава), василистник альпийский и т.д. Все это – растения длинного дня с очень коротким и энергичным циклом развития.

Характерная особенность разнотравья тундры — крупные, ярко окрашенные цветки.


Полярный мак

Из бобовых преобладают остролодочник грязноватый, астрагал зонтичный, копеечник арктический.


Копеечник арктический

На пойменных участках можно встретить некоторые злаки: лисохвост луговой, мятлик луговой и альпийский, а также вейник незамечаемый. Есть здесь и осоки, например, осока норвежская.


Несмотря на суровые климатические условия, растительный мир тундры летом невероятно красив

У многих растений рост весной начинается раньше достижения плюсовой температуры в околопочвенном слое воздуха, а фотосинтез может протекать и при отрицательных температурах. Например, у злака Дюпонция Фишера фотосинтез протекает при температуре -5 °С. А рекордсменами в этом отношении являются лишайники, у которых усвоение CO2 обнаружено при температуре -24 ° С.

Особенностью фотосинтеза тундровых растений летом в период полярного дня является непрерывность процесса в течение суток. Растения Арктики приспособлены к более эффективному использованию в фотосинтезе слабого света при относительно низких температурах.

Есть в тундре и деревья, например, ива арктическая. Внешне на дерево она совсем не похожа. Изогнутый серый ствол и ветви ивы арктической стелются по земле, образуя крону в виде подушки. Летом ветви покрыты маленькими листьями с гладкими краями, через которые проглядывают крупные сережки (соцветия). Как в сережках с мужскими цветками, так и в сережках с женскими цветками есть нектар, привлекающий насекомых, а в мужских сережках образуется ярко-красная или желтая пыльца. Заросли арктической ивы имеют высоту от 2 до 30 см, но корни у нее крепкие, что позволяет прочно держаться над поверхностью земли. Для многих обитателей тундры листья, сережки, семена, кора и ветки арктической ивы служат пищей.

Дерево тундры арктическая ива

Ива арктическая

Зима в тундре приходит быстро и внезапно. Многие кустарники и кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая свои мелкие плотные кожистые листочки (клюква, брусника, голубика, морошка).

ягода севера - морошка

Морошка

Весной после оттаивания они сразу начинают вегетацию. Отдельные растения уходят под снег не только зелеными, но и цветущими, например, кохлеария арктическая. Есть и такие, которые вырабатывают морозостойкий сок, что предотвращает их замерзание зимой, например прострел (сон-трава).


Сон-трава

Выводы

Тундра покрыта многолетними травянистыми растениями, мхами, лишайниками, мелкими цветами и приземистыми кустарниками. Для произрастания деревьев здесь слишком короткий вегетационный период.

Читайте также: