В потомстве полученном от скрещивания двух красноцветковых гетерозиготных растений были растения

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс.

ВложениеРазмер
urok_resh.gen_._zadach_monogib.skr_.1.doc 105 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№1738 ИМЕНИ АВИАКОНСТРУКТОР А М.Л.Миля.

Разработка уроков по общей биологии

в профильных классах

Учитель биологии: РябоваТ.В.

Тема урока: Законы Г. Менделя. Первый закон – закон

единообразия гибридов первого поколения.

Второй закон Г. Менделя – закон

Задачи: познакомить учащихся с опытами Г. Менделя,

сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом и

втором законах Г. Менделя;

раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого

поколения и закона расщепления;

формировать умения пользоваться генетической символикой.

На изучение данного материала отводится два часа.

I. Актуализация знаний.

Беседа об исследованиях Г. Менделя, о его опытах на горохе, о сути гибридологического метода.

II. Изучение нового материала.

1. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения – первый закон наследственности, установленный Г.Менделем. (Беседа об особенностях и результатах моногибридного скрещивания; выведение правила единообразия гибридов первого поколения с использованием схем и генетической записи.)

Моногибридное скрещивание – скрещивание по одной паре признаков.

Г. Мендель проводил реципрокные скрещивания ( система из двух скрещиваний: прямого и обратного – ♀ бел х ♂ кр ♀ кр х ♂ бел )

2. Опыты Г Менделя, позволившие открыть закон расщепления признаков во втором поколении. Закон расщепления – второй закон Менделя. Фенотипы и генотипы исходных родительских форм растений, которые использовались Менделем в опытах при моногибридном скрещивании ( объяснение учителя с зарисовкой схем и записью генетических символов).

F 2 АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зелен.

по генотипу 1:2:1

III. Закрепление и проверка знаний.

1.Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.

1. Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать блондинка.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________________.

2. Дано: в F 1 от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________________.

3. Дано: всё потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген ____________, а Грета была _____________ по данному признаку.

4. Дано: в потомстве кота Васьки и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше.

Следовательно , доминирует ген ________________, а рецессивен ген _____________, а кот Васька _______________ по данному признаку.

5. Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном

Следовательно , белые кролики ____________________ по этому признаку.

2. Заполните пропуски в тексте.

1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по _________________, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - _______________. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ________. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется _______________.

2. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________

Признаком, все ________________ поколение ( F 1 ) окажется _____________

И будет по фенотипу похоже на родителя с ______________ признаком. При скрещивании гибридов из F 1 во втором поколении наблюдается ___________

В отношении ____________ по фенотипу и ___________ по генотипу.

1. Доминирует ген темных волос, а рецессивен ген светлых волос.

2. Доминирует ген короткого носа, а рецессивен ген длинного носа.

3. Доминирует ген доброты, а рецессивен ген злобности, а Грета была гомозиготной по данному признаку.

4. Доминирует ген серого цвета, а рецессивен ген черного цвета, а кот Васька гетерозиготен по данному признаку.

5. Белые кролики гомозиготны по этому признаку.

1. По одному признаку, генами, доминантным, рецессивным.

2. Одним, гибридное, единообразным, доминантным, расщепление, 3:1, 1:2:1.

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

Тема урока: Цитологические основы законов Г.Менделя.

Гипотеза чистоты гамет.

Задачи: сформировать знания о цитологических основах законов Г.Менделя,

раскрыть сущность гипотезы чистоты гамет ;

продолжить углубление знаний основных понятий генетики,

формировать умения пользоваться генетической символикой.

I. Проверка знаний.

1. Воспроизведение конспекта.

2. Беседа по вопросам:

1) Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

2) Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?

3) Какое скрещивание называют моногибридным?

4) Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах Г. Менделя с горохом.

5) Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?

6) Какой закон устанавливает правило распределения доминантных и рецессивных признаков в определенном числовом соотношении среди потомства?

II. Изучение нового материала.

Материальные основы наследственности – гены и хромосомы. Цитологические основы единообразия гибридов первого поколения. Механизм распределения хромосом между гаметами в мейозе, восстановление диплоидного набора в зиготе – цитологические основы генетических законов. Гипотеза чистоты гамет. ( Объяснение учителя с использованием мультимедийных пособий).

Для объяснения наблюдаемых закономерностей Г.Мендель выдвинул гипотезу чистоты гамет.

Положения гипотезы чистоты гамет (по Г. Менделю)

Цитологические обоснование (мейоз и оплодотворение)

1. Признаки контролируются парами факторов.

1. Диплоидные клетки содержат пары гомологичных хромосом.

2. Парные факторы разделяются при образовании гамет.

2. Гомологичные хромосомы расходятся во время мейоза.

3. Каждая гамета получает один из пары факторов.

3. В каждую гамету попадает одна из гомологичных хромосом.

4. Факторы передаются из поколения в поколение как дискретные (неделимые, чистые ) единицы.

4. Только ядро мужской гаметы сливается с ядром яйцеклетки.

5. Каждый организм наследует по одному фактору от каждой из родительских особей.

5. При оплодотворении пары гомологичных хромосом восстанавливаются; каждая гамета женская или мужская вносит одну из гомологичных хромосом.

F 2 АА Аа Аа аа

желт. желт. желт. зелен.

желт. желт. желт. зелен.

У гибридов гаметы чисты, так как содержат по одному гену из каждой пары генов.

III. Закрепление знаний.

Беседа по вопросам.

1. Почему гипотезу чистоты гамет можно считать прозорливым предвидением цитологических основ законов наследственности?

2. Каковы цитологические основы гипотезы чистоты гамет?

Домашнее задание: записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

Тема урока: Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Задачи: закрепить знание сущности первого и второго законов Г.Менделя, гипотезы чистоты гамет, умение работать с генетической символикой; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

I. Проверка и закрепление знаний.

1. Воспроизведение конспекта.

Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ ?

Решение: число типов гамет определяется по формуле

где “ 2” означает, что в генотипе есть гетерозиготные состояния аллелей,

а “ n” – число таких состояний. Типы гамет определяются таким образом, что для первой пары аллелей общее число типов гамет делится пополам, для второй пары аллелей каждая половина снова делится пополам, и т.д. Так узнается с какой последовательностью нужно чередовать доминантный и рецессивный аллель.

n=2 Г=2 2 = 4, АВГдЕ, АВгдЕ, АвГдЕ, АвгдЕ.

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе ? n=3 Г=2 3 = 8

АВСдЕ, АВСде, АвСдЕ, АвСде, аВСдЕ, аВСде, авСдЕ, авСде.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

№1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

Р ♀ аа х ♂ Аа Р ♀ аа х ♂ аа

бел. крем. бел. бел.

Гаметы а А , а Гаметы а а

F 1 аа Аа F 1 аа

1 бел. : 1 крем. бел.

Ответ: наследование окраски цветков – моногенное, кремовая окраска –

доминантный признак, белая окраска – рецессивный.

№2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.

Решение: А * - жел.

Аа – крас. Р ♀ аа х ♂ АА

F 1 ♀ Аа х ♂ Аа 21 желт. желт. все желт.

F 2 АА Аа Аа аа

83 желт. желт. желт.. 27 крас.

Ответ: генотипы см. в решении.

Примечание. При разборке задач сначала записывается все, что указано в условии (фенотипы), затем на основании этого делаются выводы и определяется то, чего требует задача (генотипы).

№3. Одна из форм глухонемоты наследуется у человека как рецессивный признак.

а) В нормальной по этому признаку семье родился глухонемой ребенок. Каковы генотипы родителей?

б) Женщина нормальна, её муж глухонемой, таким же оказался их первый ребёнок. Какова вероятность того, что второй ребёнок будет нормальным?

аа - глухонемота а) Р ♀Аа х ♂Аа б) Р ♀Аа х ♂аа

А * - норма норм. норм. норм. глух.

Гаметы А ; а А ; а Гаметы А ; а а

F 1 аа (по услов) F 1 Аа аа

Ответ: а) генотипы родителей Аа;

б) вероятность 50%

Домашнее задание: решите задачи

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВВссДд ?

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа СсДдЕекк ?

№3. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа КкЛлММНноо ?

№4. Рожь, имеющую пигмент антоциан, скрестили с неизвестной формой. В потомстве получено 36 растений с пигментом и 12 без пигмента. Определить генотипы исходных растений. Назвать доминантный признак.

№5. От скрещивания комолого быка с рогатыми коровами получено 17 телят комолых и 15 рогатых. У коров-матерей комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип быка и коров?

№6. При скрещивании серых кур с белыми потомство оказалось серым. Это потомство скрещивалось снова с белыми. В результате оказалось 172 особи, из которых 85 были белые и 87 серые. Каковы генотипы исходных форм и всех их потомков?

№7. В семье, где родители с черными волосами, ребенок имеет рыжие волосы. Какой признак доминантный? Каковы генотипы всех членов семьи?

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

При скрещивании чистых линий гороха с жёлтыми и зелёными семенами всё первое поколение потомков имело семена ЖЕЛТОГО цвета, так как этот признак является ДОМИНАНТНЫМ. Он подавляет проявление РЕЦЕССИВНОЙ (ЗЕЛЕНОЙ) окраски семян и обозначается буквой ЛАТИНСКОЙ МАЛЕНЬКОЙ БУКВОЙ а . Подавляемый признак Г. Мендель назвал ДОМИНАНТЫМ. Он обозначается буквой А – ЛАТИСКЙО БОЛЬШОЙ БУКВОЙ.

2. Используя предложенные фенотипы, определите и запишите генотипы растений гороха, участвующих в скрещивании, типы гамет и генотип полученного потомства (F1).

Р: жёлтые семена х зелёные семена

F1 : Аа (желтая окраска)

Проявлением какого закона Г. Менделя является описанный вами пример скрещивания?

Закон единообразия гибридов первого поколения.

3. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения следующей генетической задачи.

Тёмно-зелёная окраска плода арбуза доминирует над полосатой. Какая окраска будет у арбузов, выращенных из семян, полученных при скрещивании гетерозиготных растений и растений сорта с полосатыми плодами? Каково будет соотношение потомства по фенотипу и генотипу?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов в таблицу:

Запишем объект исследования и обозначение генов в таблицу

2. Определим возможные генотипы и фенотипы:

Определим возможные генотипы и фенотипы

3. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания:

Р: зелёные плоды х полосатые плоды

F1 : Аа (зеленые плоды) ; аа (полосатые плоды)

4. Запишем соотношение генотипов и фенотипов:

Расщепление по генотипу: 1:1

Расщепление по фенотипу: 50:50.

4. Проанализировав условия и результаты, полученные в задании 2, ответьте на следующий вопрос: какие гибриды и в каком соотношении по генотипу и фенотипу могут быть получены от скрещивания: а) гомозиготной формы с рецессивной; б) гетерозиготной формы с доминантной; в) гетерозиготной формы с гетерозиготной?

а) при скрещивании гомозиготной формы (АА) с рецессивной (аа) получим все гибриды единообразные по генотипу (Аа) и фенотипу (желтые);

б) при скрещивании гетерозиготной формы (Аа) с доминантной (АА) получим гибридов с двумя возможными генотипами АА и Аа , в соотношении 1:1, и единообразными по фентипу (все желтые);

в) при скрещивании гетерозиготной формы (Аа) с гетерозиготной (Аа) получим 3 возможных варианта генотипов: АА, Аа, аа , и по фенотипу ¾ будут желтые, ¼ будут зеленые.

5. Решите генетическую задачу.

Длинная шерсть у кошек рецессивна по отношению к короткой. Длинношёрстная кошка, скрещенная с гетерозиготным короткошёрстным котом, принесла 8 котят. 1. Сколько типов гамет может образоваться у кота? 2. Сколько типов гамет может образоваться у кошки? 3. Сколько разных фенотипов будет среди котят? 4. Сколько разных генотипов будет среди котят? 5. Сколько котят теоретически будут иметь длинную шерсть?

Решите генетическую задачу

Ответ: 1 - два типа гамет, 2 – один тип, 3 – будет два фенотипа, 4 – будет два генотипа, 5 – теоритически 50 % котят.

6. Решите генетическую задачу.

Белая окраска венчика у флокса доминирует над розовой. Скрещено гомозиготное растение с белой окраской венчика с растением, имеющим розовую окраску. Из полученных семян вырастили гибридные растения Рг, которые затем переопылили, а полученные семена высеяли. 1. Сколько типов гамет может образовать исходное материнское растение с розовой окраской венчика? 2. Сколько разных генотипов будет в F1 ? 3. Сколько разных фенотипов будет в F2 ? 4. Каково будет соотношение фенотипов и генотипов в поколении F2?

Решите генетическую задачу

Ответ: 1 – один тип гамет ( а ); 2 – в первом поколении будет один генотип (Аа); 3 – во втором поколении будет два фенотипа; 4 – соотношение генотипов будет ( АА, 2 Аа, аа), фенотипов ( ¾ будут с белой окраской, ¼ будет с розовой).

При неполном доминирования гетерозиготы имеют промежуточный признак.

Правильный ответ - 100%

Источник: РЕШУ ЕГЭ

2.Какой про­цент растений ноч­ной красавицы с ро­зо­вы­ми цветками можно ожи­дать от скре­щи­ва­ния растений с крас­ны­ми (А) и бе­лы­ми (а) цветками (неполное доминирование)

Задание 6 № 2302

Пояснение.

При не­пол­ном доминирования ге­те­ро­зи­го­ты имеют про­ме­жу­точ­ный признак.

При этом абсолютно не важно какой из признаков доминантный белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа - розовые.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

3.Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы

Задание 6 № 2303

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных растений в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1

Ответ: 1:2:1|1 : 2 : 1|121|211|2:1:1

1:2:1|1 : 2 : 1|121|211|2:1:1

Источник: РЕШУ ЕГЭ

4.Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи

Задание 6 № 2316

Пояснение.

В задаче описан один признак,выживают гетерозиготы, значит генотип Аа

Источник: РЕШУ ЕГЭ

5.При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель — А) доля карликовых форм равна (%)

Задание 6 № 2319

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

6.Какова вероятность (%) рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослостъ доминирует над высоким ростом)

Задание 6 № 2324

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

7.При скре­щи­ва­нии гетерозиготного по одной паре при­зна­ков растения с го­мо­зи­гот­ным доля го­мо­зи­гот в потом­стве составит

Задание 6 № 2332

Пояснение.

При таком скре­щи­ва­нии получается 50% ге­те­ро­зи­гот и 50% го­мо­зи­гот­ных рецессивных особей.

При таком скре­щи­ва­нии получается 50% ге­те­ро­зи­гот и 50% го­мо­зи­гот­ных доминантных особей.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

8.Какое число фе­но­ти­пов образуется в потом­стве при скре­щи­ва­нии Aa x Aa в слу­чае полного доминирования?

В ответ за­пи­ши­те цифру

Задание 6 № 2333

Пояснение.

По вто­ро­му закону Мен­де­ля (закону расщепления), при скре­щи­ва­нии гетерозиготных ор­га­низ­мов в потом­стве идет рас­щеп­ле­ние по ге­но­ти­пу 1:2:1, по фе­но­ти­пу 1:3, зна­чит образуется 2 раз­но­вид­но­сти фенотипов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

9.Какова вероятность (в %) рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

Задание 6 № 2334

Пояснение.

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3, т. е. в потомстве появляется 25% рецессивных особей ( светловолосых)

Источник: РЕШУ ЕГЭ

10.Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Задание 6 № 20468

Пояснение.

При мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии соотношение фенотипов 3:1 (Правило расщепления Менделя)

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2017 по биологии.

11.Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения?

В ответе запишите только соответствующее число.

Задание 6 № 20781

Пояснение.

каждая гамета содержит только один аллель каждого гена.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

12.Сколько разных фенотипов получается при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика (гетерозигота) в случае неполного доминирования?

Задание 6 № 20956

Пояснение.

При самоопылении растений с ро­зо­вы­ми ле­пест­ка­ми вен­чи­ка в слу­чае не­пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния

Аа х Аа получим 3 фенотипа: АА красные; Аа розовые; аа белые

Не важно проявление признака (цвет), необходимо знать, что при самоопылении гетерозигот при неполном доминировании получается 3 фенотипа

Источник: Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина. 10 вариантов заданий. 2017 год.

13.Круглая форма пло­дов то­ма­та до­ми­ни­ру­ет над грушевидной, крас­ная окрас­ка пло­дов — над жёлтой. Опре­де­ли­те ге­но­тип то­ма­та с гру­ше­вид­ны­ми жёлтыми плодами.

Задание 6 № 21127

Пояснение.

гру­ше­вид­ны­е и жёлтые пло­ды рецессивные признаки, значит генотип — aabb

Источник: РЕШУ ЕГЭ

14.Какова ве­ро­ят­ность рож­де­ния (в %) здо­ро­вых маль­чи­ков в семье, где мать здорова, а отец болен ги­пер­т­ри­хо­зом – болезнью, обу­слов­лен­ной на­ли­чи­ем гена, сцеп­лен­но­го с Y−хромосомой?

Задание 6 № 21264

Пояснение.

т.к. данный ген, сцеплен с Y−хромосомой, то все сыновья будут больны гипертрихозом. Значит, вероятность рождения здоровых мальчиков в данной семье 0%

Источник: РЕШУ ЕГЭ

15.У человека лопоухость (В) доминирует над геном нормально прижатых ушей (b). Каков генотип отца, если генотип матери bb, а среди их детей было 50% лопоухих и 50% с нормально прижатыми ушами?

Задание 6 № 21273

Пояснение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен тем, что собраны задания по генетике, эмбриологии, деление клетки, митоз, мейоз. Задания повышенной и высокой уровни сложности.

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB - красная окраска; Bb - розовая; bb - белая.

2) При этом в первом скрещивании

Схема скрещивания

P ♀ АABB х ♂ ааbb

фенотип: с усами, розовые

Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные.

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)

— без усов с розовыми ягодами — aaBb

— без усов с красными ягодами — aaBB

Схема скрещивания

P ♀ aaBb х ♂ aaBB

фенотип: без усов красные; без усов розовые

4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов - неполного доминирования.

Дополнительно.

Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым признаком,

а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.

Группа крови и резус-фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i 0 , 1 А , 1 В . Аллели I А и I В доминантны по отношению к аллелю i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i 0 , вторую группу (А) определяет доминантный аллель I А , третью группу (В) определяет доминантный аллель I В , а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — I А I В . Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

1) Генотипы родителей матери (по условию дигомозигота) RR I А I А ; отца (по условию дигетерозигота) Rr I В i 0

2) т. к. у матери образуется один тип гамет, а у отца четыре, то при скрещивании получаем расщепление по генотипу 1:1:1:1 RRI А I В ; RRI А i 0 ; RrI А I В ; RrI А i 0

Фенотипы детей: 50% резус-положительные IV группа крови : 50% резус-положительные II группа крови

3) Закономерности: кодоминирование по признаку группы крови; независимое наследование признаков по (между)первому и второму признаку.

У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.

Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

ĀĀ — красная окраска шерсти

Āа — чалая окраска шерсти

аа — светлая окраска шерсти

ВВ Bb — комолые (безрогие)

♀ ĀĀВВ — красная комолая корова (по второму признаку ВВ, т.к. в F1 всё потомство комолое, т.е. по правилу единообразия гибридов первого поколения скрестили ВВ х Вb)

♂ Āаbb — чалый рогатый бык


Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.

При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

1. Определяем какие признаки доминантные. Т.к. скрестили гетерозигот, и в потомстве получили признак, которого не было у родительских форм, значит, А - нормальные крылья (доминантный аутосомный), а - закрученные крылья (рецессивный аутосомный); X B - нормальные глаза, X b - маленькие глаза.

Гамету aX b самец с закрученными крыльями и маленькими глазами получил от матери; aY -от отца; отсюда генотипы родительской пары: ♀AaX B X b ; ♂ AaX B Y

2. P ♀ AaX B X b x ♂ AaX B Y, в F1 самец aaX b Y

3. Теперь этого самца скрещиваем с родительской самкой

P ♀ AaX B X b x ♂ aaX b Y

G ♀ AX B ; Ax b ; aX B ; aX b

F1 AaX B X b −нормальные крылья, нормальные глаза

AaX b X b −нормальные крылья, маленькие глаза

aaX B X b −закрученные крылья, нормальные глаза

aaX b X b −закрученные крылья, маленькие глаза

AaX B Y−нормальные крылья, нормальные глаза

AaX b Y−нормальные крылья, маленькие глаза

aaX B Y−закрученные крылья, нормальные глаза

aaX b Y−закрученные крылья, маленькие глаза

4. Фенотипически сходна с родительской самкой (с нормальными крыльями и нормальными глазами) 1/8 часть самок от общего числа потомков F2 (12,5%)

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

1) Генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды — AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды — aaBb (гаметы aB и аb);

2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;

3) соотношение генотипов и фенотипов в F1:

пурпурный стебель, красные плоды — 1 AaBB : 2 AaBb

пурпурный стебель, желтые плоды — 1 Aabb.

Т.к. в потомстве 100% - пурпурные, значит, тот родитель, который пурпурный стебель, красные плоды — AABb Согласно правилу единообразия гибридов первого поколения Менделя.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?


При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков

семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1

Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?


У томатов тип соцветия и форма плода определяются сцепленными генами, расстояние между которыми составляет 24 морганиды. Нормальная форма плода доминирует над продолговатой, простое соцветие - над сложным. Скрестили дигетерозиготное растение, которое унаследовало доминантные гены от разных родителей, с дигомозиготой по рецессиву. Какое потомство и в каком соотношении получили?


У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (X Н – нормальная свёртываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

1) генотипы родителей: ♀AAX H X H (гаметы AX H ); ♂aaX h Y (гаметы aX h , aY);

2) генотипы и пол детей: ♀AaX H X h ; ♂AaX H Y;

3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.

Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

А - розовая окраска венчика

а - белая окраска венчика

В - высокий стебель

b - карликовый стебель

♀ А?В? розовые цветки и высокий стебль

♂ A?bb розовые цветки карликовый стебль

А?В? — 63 розовые цветки и высокий стебль

А? bb − 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем

aaB? — 18 – с белыми цветками и высоким стеблем

aabb —20 – с белыми цветками и карликовым стеблем

Т.к. в F1 есть растения aabb — с белыми цветками и карликовым стеблем, то гамету ab они получили от обоих родительских растений, значит, генотип Р♀АаВb и ♂Aabb

Читайте также: